Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 211-219. УДК 325.1
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.211-219
Г. М. Каппасова
МИГРАЦИОННЫЙ ЛОКАУТ КАК ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рассматриваются особенности протекания миграционных процессов, описывается система государственной политики и ключевые проблемы миграции в современных государствах. Обосновывается наличие феномена «миграционного локаута» в виде миграционного блока и разрушения естественных миграционных перемещений, когда миграция по праву становится явлением политическим.
Ключевые слова: миграция; миграционный локаут; глобализация; государственная политика; государство.
G. M. Kappasova
MIGRATION SHUTOUT AS THE PHENOMENON OF PUBLIC POLICY IN MODERN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
The article considers the peculiarities of migration processes, describes the government policy and key issues of migration in modern States. Substantiates the existence of the phenomenon of "migration of the lockout" in the form of the migration unit and the destruction of natural migration, when migration is indeed becoming a political phenomenon.
Keywords: migration; migration lockouts; globalization; public policy; state.
В настоящее время наблюдаются радикальные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из таких сфер являются миграционные процессы. Понимание характера, а также причин и особенностей протекания миграционных процессов на различных этапах социального развития даёт возможность лучше осознать сущность и значение миграции как для отдельных государств, так и на глобальном межгосударственном уровне. На практике это крайне важно для совершенствования государственной политики регулирования миграционных процессов, учитывая их влияние на систему экономических и политических отношений между странами.
Миграция, под которой понимается территориальное перемещение населения, приводит к существенному изменению не только расселения и заселённости территорий стра-
© Каппасова Г. М., 2018
ны, но и демографической структуры населения других государств. На них, в свою очередь, оказывает существенное влияние характер миграционных процессов. При этом стоит учитывать, что миграция является не внутренним, а межтерриториальным явлением, определяющим его сущность, а также специфические особенности территорий (районов, государств, континентов).
Очевидно, что в этих условиях миграционные перемещения напрямую регулируются на высшем уровне и вытекают из основополагающих принципов государственной миграционной политики каждого конкретного государства. При этом глобализационные процессы в мире, снижение численности населения и его старение в странах Европы приводят к формированию искажений и повышению политического значения привлечения миграционного населения с более
дешёвой рабочей силой, равно как и строительству заборов в целях препятствования проникновению иностранной рабочей силы.
В настоящее время миграцию можно назвать важнейшим глобальным явлением, которое влечёт за собой необходимость проведения продуманной политики в сфере управления миграционными процессами. Особенно отчётливо такая необходимость проявляется на фоне мировых глобализационных процессов. В связи с этим возникает потребность во введении понятия «миграционный локаут», под которым понимается наличие миграционного блока и разрушения естественных миграционных перемещений, когда миграция по праву становится явлением политическим.
Прежде всего стоит отметить, что же собой представляет само понятие «локаут», которое берёт начало из трудового права. Так, локаут в переводе с английского языка буквально означает «закрыть двери». В системе трудовых отношений данный термин обычно используется для обозначения вынужденного (или принудительного) увольнения работников в большом количестве. Данный вид промышленного конфликта, протекающий между работодателем и рабочими, сопровождается ситуацией, когда рабочие не допускаются к своим рабочим местам и не получают заработную плату, но при этом и не увольняются [1].
Стоит отметить, что для регулирования такого рода отношений в России применялись нормы Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1999 г., который запрещал локаут в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая ситуацию при проведении забастовки. Однако закон утратил силу, и отношения регулируются в настоящее время ст. 415 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей локаут, под которым понимается увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке [2].
Таким образом, учитывая понимание локаута в трудовом праве и перенося его на миграционные процессы, мы можем сделать вывод, что миграционный локаут выступает в виде блокирующего механизма естествен-
ных миграционных процессов, порождая миграционный кризис и коллапс, пример которого мы видим в наплыве беженцев в страны Европы. При этом сам миграционный локаут влечёт за собой ещё большие политические последствия, приводя к миграционному и политическому дисбалансу.
Рассмотрим наиболее яркие проявления блокирующего механизма естественных миграционных процессов в виде миграционного локаута, зафиксированные на основе принципов государственной политики. Для примера раскрытия феномена рассмотрим следующие страны: Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Германию, Россию, США. Попробуем сравнить существующую ситуацию в этих странах и выявить ключевые элементы миграционных процессов, формирующих на глобальном уровне появление «миграционного локаута». Выбор стран связан, с одной стороны, с их непохожестью друг на друга и нахождением в совершенно разных точках мира и на разных континентах, с другой стороны, в каждой из стран мы видим ярко выраженные проблемы в системе миграционных отношений.
За всего сорок лет существования ОАЭ из пустыни превратились в одну из богатейших нефтью стран с одним из самых высоких уровней жизни в мире. Страна входит в Совет сотрудничества стран Персидского залива, а потому стала одним из самых популярных направлений для временных трудовых мигрантов, которые искали возможности для трудоустройства и повышения стандартов своей жизни. В настоящее время ОАЭ является пятой страной в мире по уровню международных мигрантов (7,8 млн мигрантов от общей численности населения в 9,2 млн) [3].
Основной поток мигрантов в ОАЭ представлен такими странами, как Индия, Бангладеш и Пакистан. В общей сложности количество мигрантов из этих стран составляет около 90 % всей рабочей силы страны. При этом привлекательные условия для мигрантов в ОАЭ связаны с экономическим благосостоянием, относительной политической стабильностью и наличием современной инфраструктуры. Среди мигрантов в страну есть как низкоквалифицированные, так и высококвалифицированные мигранты, даже несмотря на существенное падение цен на
нефть и международный банковский кризис 2008 г.
Наличие зависимости от иностранной рабочей силы, которая требуется для поддержания определённого уровня экономического роста и жизни в стране, постепенно приводило к тому, что правительство Эмиратов в 1971 г. специально разработало и ввело временную программу для приезжих работников, носящую название «Спонсорская система Кафала» (далее - Кафала). Данная программа позволила иностранным гражданам и организациям нанимать мигрантов для выполнения работы.
Вместе с тем система Кафала как оголила ряд новых проблем во внутренней политике ОАЭ, так и повлекла за собой возникновение проблем для других стран. Основные трудности были связаны с необходимостью обеспечения экономическими возможностями граждан ОАЭ и устранением возникающих пробелов в мнениях, что в отношении мигрантов присутствуют элементы ущемления прав человека. За последнее десятилетие правительство Объединённых Арабских Эмиратов предметно реформировало законы для решения проблем с мигрантами, так как всё большее количество людей осуждало систему Кафала по причине злоупотреблений правами в сторону трудящихся иммигрантов.
В числе последних мер, которые были приняты в стране: запрещение работодателю конфисковывать паспорта рабочих; меры защиты заработной платы рабочих. Кроме того, система Кафала повлекла за собой появление множества проблем перед законодателями ОАЭ, к которым можно отнести проблему эффективного контроля расходов на программы (так, по официальным данным [4], правительство ОАЭ инвестирует более 3 тыс. долл. на каждого работника иностранного происхождения в целях предоставления «национальной инфраструктуры» и услуг, к примеру, на обеспечение безопасности, полицию, субсидированные программы) [5].
Таким образом, для ОАЭ миграционные процессы жизненно важны для развития и процветания всего государства. Более того, на сегодняшний день мигранты составляют, по некоторым данным, уже более 80 % всего населения страны, отсюда следует вывод об огромной важности проблемы миграции для
страны, а также тех стран, мигранты из которых приезжают на заработки в ОАЭ. При этом притеснение прав мигрантов в стране неминуемо влечёт за собой и изменения миграционной политики. А глобальность проблемы для стран Персидского залива даёт основания говорить о наличии эффекта «миграционного локаута».
Политический характер миграционных процессов в ОАЭ подтверждает тот факт, что государство принимает активные меры для снижения доли нелегальной миграции и найма нелегальных иммигрантов. В ответ на протесты общественности против нарушения прав мигрантов правительство ОАЭ предпринимает иммиграционные меры ограничительного характера, к которым относится введение временного приостановления въезда иностранцев из некоторых стран или лимитирование выдачи новых виз.
При этом власти обеспокоены тем, что количество нелегальных мигрантов может иметь тенденцию к последующему неуклонному росту, что в дальнейшем будет приводить к угрозам безопасности страны. В связи с этим Иммиграционный департамент запустил «инспекционную кампанию», в рамках которой в 2014 г. было арестовано более 7,5 тыс. нелегальных иммигрантов [6].
Сложная демографическая ситуация наблюдается и в Германии. Так, согласно отчётам аналитиков, к 2050 г. население в стране будет около 70 млн человек, что значительно ниже уровня 1963 г. (75 млн жителей). По прогнозам, количество 60-летних и старше в стране может удвоиться и приравняться к численности новорождённых, а тех, кому за 80 лет, будет в 3 раза больше (около 10 млн человек).
В настоящее время в Германии существует две группы населения: немцы и иностранцы (к которым также относят лиц без гражданства и лиц с невыясненным гражданством). Данные две группы составляют соответственно 92 и 8 %. В иммиграционном законодательстве и статистической службе Германии выделено 11 категорий иммигрантов. Федеральная статистическая служба разработала 11 вариантов прогнозов демографического развития страны, которые существенно отличаются между собой лишь в оценке численности мигрантов [7, с. 51].
Рассмотрим основные этапы нарастания миграционных процессов в стране.
Так, «первая волна» миграции во времена послевоенной миграции принесла немалую пользу стране. При этом большая часть мигрантов была представлена в основном мужчинами с невысокой квалификацией из Южной Европы. Первые мигранты имели постоянную стабильную работу и вносили существенный вклад в поддержание системы социального обеспечения. Выплаты социального характера для них были минимальными, но уже к концу 1980-х гг. ситуация изменилась. Современные мигранты стали прибывать в страну с целью поиска политического убежища и воссоединения своих семей, что повлекло за собой стремительный рост числа получателей социальных пособий среди иностранцев. Всё это привело к появлению с 1980-х гг. экономических трудностей и других опасных тенденций.
Последующие два поколения мигрантов, как правило, имели неполное среднее образование, что значительно осложняло процесс получения работы. Маршалл приводит правительственные данные, в соответствии с которыми 20 % иностранных учащихся в 1994 г. бросали учёбу в школе, 44 % получили аттестат о неполном среднем образовании и только 9,5 % закончили среднее образование. Учитывая катастрофическую нехватку рабочих мест для неквалифицированной рабочей силы и наличие структурного сдвига в сторону актуализации образовательного ценза, постепенно возрастал риск того, что потомки таких мигрантов могут остаться без работы и что вновь прибывающие мигранты, имеющие низкую квалификацию, также столкнутся со значительными сложностями при интеграции на рынке труда [8, с. 129].
В целом стоит отметить, что в миграционной политике Германии произошёл качественный переход от программы работы с иммигрантами к интеграционной политике. Данная программа охватила все стороны жизни страны. Важное значение интеграции в новом контексте коснулось не только социально структурированных ресурсов, но также и новых форм консолидации общества. Вместе с тем в настоящее время в стране пока ещё не создан эффективно работающий план
выхода из кризиса, однако систематизация полученных за последние несколько лет эмпирических данных, а также обсуждение научно-теоретических концепций и некоторых проектов постепенно приводят к практическому воплощению разработанной программы действий.
Огромное влияние на экономику страны оказал европейский миграционный кризис, который стал самым крупным со времён Второй мировой войны и берёт своё начало с 2015 г. по причине многократного увеличения потоков беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз из других государств Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Главной причиной разрастания кризиса становится неготовность Европейского союза к приёму и распределению мигрантов.
В качестве причин возникновения миграционного движения можно назвать как экономические, политические, демографические, так и проблему национально-правовой нестабильности.
Отметим также, что с начала сентября 2015 г. и до конца июля 2016 г. в компьютерной системе EASY было зарегистрировано более 900 тыс. человек. EASY (Erstverteilung der Asylbegehrenden) - это система первичного распределения желающих получить убежище [9]. Кроме явного роста преступности Германия столкнулась и с финансовой проблемой, поскольку содержание беженцев потребовало больших финансовых затрат, а потому и повышение налоговой нагрузки на население. Согласно сведениям доклада немецкого правительства, в 2016 г. в целях преодоления миграционного кризиса было потрачено более 20 млрд евро. В 2017 г. планируется потратить более 21 млрд евро. Также наблюдаются факты мошенничества среди распределения пособий [10].
В настоящее время миграционная политика Ангелы Меркель вызывает значительное недовольство среди населения. К примеру, по данным опроса Института общественного мнения Civey, недовольными миграционной политикой являются около 87,4 % немцев, что существенно подрывает авторитет государственного лидера. В качестве доказательств падающего авторитета канцлера служат и выборы в ландтаг, где Христиан-
ско-демократический союз проиграл земельные выборы в родном регионе Меркель -Мекленбурге, уступив антимигрантской партии «Альтернатива для Германии» и заняв лишь третье место (19 %) [11].
Таким образом, можно прийти к выводу, что и препятствование миграционному перемещению, и «слишком толерантное» отношение Германии к мигрантам приводит к значительным проблемам, коснувшимся в данном случае не только территории всей Европы, но и серьёзно повлиявшим на внутриполитическую ситуацию. А потому в условиях глобализации решение относительно миграционного перемещения неминуемо влечёт за собой появление феномена «миграционного локаута». При этом значительно возрастает недовольство населения существующей политической ситуацией, резко растёт преступность, увеличиваются финансовые расходы и налоговая нагрузка [12].
Что касается США, то, казалось бы, благополучная мировая держава, не имеющая явных проблем, на самом деле также сталкивается с существенными трудностями. Так, по данным официальных отчётов, число нелегальных мигрантов, прибывших в Соединённые Штаты из Латинской Америки, невелико. Об этом говорится в докладе Совета по международным отношениям США.
Вместе с тем в докладе Шеннона О'Нила указывается на необходимость обращения пристального внимания на миграционный кризис в США. Данные представлены в докладе Совета по международным отношениям США.
В департаменте Совета, исследующем вопросы Латинской Америки, провели анализ ситуации с мигрантами в Штатах и сделали вывод, что численность переселенцев из государств Латинской Америки составила всего 17 % от населения страны. При этом подчёркивается, что на юге США большинство лиц, которые незаконно пересекают границу, являются подростками до 18 лет (90 %).
Шеннон О'Нил также сообщает, что в ноябре 2016 г. границу между Сан-Диего и Тихуаной хотели перейти более 5 тыс. гаитян, проделавших путь более 11 тыс. км из Бразилии. Также приводятся данные ООН, в соответствии с которыми более 3,5 млн человек, приехавших в США из стран Латин-
ской Америки, нуждались в гуманитарной помощи. Однако в Вашингтоне официально признают пребывание в США только нескольких тысяч нелегалов из этого региона.
Если на текущий момент не принять конкретных мер по урегулированию ситуации, то проблема с миграцией из стран Латинской Америки будет только усиливаться. Так, аналитики Совета сделали прогноз по увеличению миграционного потока из этого региона до 119 млн человек в последующие 30 лет, включая как легальных, так и нелегальных переселенцев.
Согласно сообщениям исследовательского центра Pew Research, занимающегося переписью населения, к 2060 г. количество приезжих из стран Латинской Америки в Соединённых Штатах составит 27 % от общей численности населения страны.
Однако о наличии проблемы мигрантов говорят далеко не все. Возможно, в последнюю очередь это нужно американским работодателям, поскольку стремительно развивающийся американский бизнес крайне заинтересован в использовании дешёвой рабочей силы, а значит, будет против депортации. Именно поэтому правительство США тщательно скрывает данные о развитии миграционного кризиса.
Проблема беженцев также грозит американцам размытием культурных основ. Мигранты вынуждены жить на бывшей территории Мексики - в Калифорнии и Техасе -общинами, которые постоянно увеличиваются. Таким образом, их присутствие в Соединённых Штатах по количеству примерно равно числу афроамериканцев. Такая ситуация свидетельствует о постепенном вытеснении национальной американской культуры. При этом эксперты полагают, что решение проблемы радикальными способами, используемыми президентом Трампом, может привести к развитию гражданского кризиса [13].
Итак, проблема миграции не обошла стороной даже такую благополучную страну, как США, а это говорит о том, что в настоящее время миграция по праву носит глобальный характер, который будет всё больше влияния оказывать на политическую ситуацию в мире и в конечном счёте способствовать развитию феномена «миграционного локаута».
Согласно докладу ООН, в 2013 г. Россия заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. В стране в настоящее время проживает 11 млн мигрантов (или 8 % населения и 16 % трудоспособного населения). Однако данные по миграции у разных экспертов, как правило, расходятся. Причиной роста миграционных потоков, с одной стороны, являются объективные тенденции, способствующие разрешению назревших экономических и демографических проблем в современной России. С другой стороны, существуют риски, связанные с интенсификацией миграционных процессов, приводящих к иным результатам, нежели ожидается мигрантами [14].
Ситуацию в России наиболее ярко иллюстрируют данные Росстата. Так, в 20112012 гг. в Россию на постоянное место жительства приехали около 293 тыс. мигрантов в возрасте 14-29 лет.
В 2014 г. поток прибывших в Россию на постоянное место жительства вырос в большей степени - на 20 % без учёта сведений по Крымскому федеральному округу и на 23 % с учётом Крыма, при этом показатели соста-
Как видно из рисунка 1, количество прибывших мигрантов имело тенденцию к снижению с 1995 г. по 2004 г. (год кризиса в России) и повышению с 2005 г. по 2015 г. Здесь мы видим ярко прослеживаемую зависимость между экономическими тенденциями и политической стабильностью в стране и привлекательностью для мигрантов. Отметим также, что в последние два года рост миграции приостановился, что тоже связано
вили 578,5 и 590,8 тыс. человек соответственно [14].
Российская Федерация, несмотря на достаточно жёсткие нормы миграционного законодательства, тем не менее является весьма привлекательной страной с точки зрения миграции. Кроме того, необходимо отметить, что привлекательность России постепенно растёт не только для молодёжи из государств бывшего СССР, но также для людей из некоторых стран «дальнего зарубежья». Прежде всего привлекательность России для жителей постсоветского пространства связана с возможностью получения в России наиболее доступного образования, а также дополнительных перспектив на рынке труда.
Общая ситуация по миграционным процессам Российской Федерации с 1991 г. по 2015 г. показывает, что количество прибывших в Россию мигрантов за указанный период постоянно повышается, в том числе и миграция из стран СНГ имеет тенденцию к росту. На рисунке 1 представлена динамика миграции по прибывшим в Россию гражданам Республики Казахстан и СНГ.
с кризисными явлениями в экономике, а также с нарастанием нестабильности в политической сфере, связанной с ситуацией на Украине и санкциями, наложенными на страну государствами Запада.
Коррелирующую с предыдущим графиком ситуации мы видим и в отношении выбывших граждан из РФ. Динамика представлена на рисунке 2.
Рис. 1. Динамика миграции в РФ из РК и СНГ с 1991 г. по 2015 г., тыс. чел.
Данные свидетельствуют о наличии прямой зависимости от общеэкономической ситуации в стране. Так, снижение темпов роста экономики и повышение политической нестабильности повлекли за собой стремительный отток населения за рубеж. Особенно остро ситуация проглядывается в 20082009 гг. Также отток населения сопровождают и последние два года - годы системного кризиса в экономике и политического кризиса из-за присоединения Крыма к России.
Необходимо отметить, что имеет место возвратная миграция в страну соотечественников, включающая в себя этнических русских, проживающих в разных странах. Так,
в 2012 г. в потоке молодых людей в Россию более четверти миграционного потока (26 %) пришлось на российских граждан. Данные представлены на рисунке 3 [15].
За период с января по июнь 2015 г. число прибывших в Россию продолжало расти и составило 263 900 человек (без учёта данных по Крымскому федеральному округу), что на 3 % больше, чем за аналогичный период 2014 г. (256 100 человек). При этом также отмечается рост числа выбывших за пределы России. Данный показатель превысил 170 000 человек, что на 18,2 % больше, чем за период с января по июнь 2014 г. (144 300 человек)[16].
Рис. 2. Динамика выбывших из РФ в РК и СНГ с 1991 г. по 2015 г., тыс. чел.
Рис. 3. Структура молодых мигрантов (14-25 лет), приехавших на постоянное место жительства в Россию по гражданству, %
Таким образом, миграционный прирост населения России (без учёта данных по Республике Крым и городу Севастополь) за период с января по июнь 2015 г. составил 93 300 человек, что составляет в пересчёте на год 13,0 на 10 000 чел. постоянного населения. Это на 18 500 человек, или на 16,5 %, меньше, чем за аналогичный период 2014 г. (15,6 на 10 000 человек). Годовой показатель миграционного прироста, учитывая сезонность, будет выше [16].
Потому важнейшим источником компенсации снижения количества трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия станет миграция.
При этом необходимо отметить, что, по мнению ряда экспертов, российская экономика не сможет выжить без привлечения труда мигрантов. Более того, большинство экспертов-экономистов убеждены, что планового долгосрочного прогноза по показателям экономического роста, даже при существенном увеличении производительности труда, невозможно достичь без масштабного пополнения трудовых ресурсов, главным образом за счёт миграции.
Во многих регионах России локальные рынки труда даже в настоящий момент испытывают абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 г. трудовые ресурсы страны сократились на 8 млн человек, а к 2025 г. прогнозируется их сокращение на 18-19 млн. Максимальное сокращение численности трудоспособного населения эксперты прогнозируют в 2015-2017 гг., когда среднегодовая убыль населения данной возрастной группы будет превышать 1 млн человек.
Таким образом, можно сказать, что миграция в России развивается в целом такими же темпами, как и во многих развитых странах мира, и характеризуется такими же особенностями усиления политического влияния на миграцию. В настоящее время спрос России на мигрантов связан с экономическими причинами, которые, в свою очередь, характеризуются политическими причинами и проводимой внешней политикой президента В. Путина. Особенно чётко мы видим такую ситуацию в контексте присоединения Крыма к России, что повлекло за собой, с одной стороны, отток капитала и, соответ-
ственно, граждан РФ, а с другой - приток беженцев с Украины.
На основании анализа миграционных процессов, проведённого нами в рамках данного исследования, выявлена связь между характером миграционных процессов и направленностью государственной политики. Данный факт подтверждает наличие ярко выраженного политического характера миграционных процессов. А потому решение проблемы миграционного локаута и миграционного дисбаланса требует принятия и реализации программы, включающей комплекс прогрессивных инновационных решений со стороны органов государственной власти как на внутригосударственном уровне, так и на глобальном межстрановом уровне, поскольку миграция по праву стала иметь глобальный характер, что подтверждает наличие одинаково серьёзных проблем в таких разных странах, как США, Германия, ОАЭ и Россия. Являясь прерогативой государства, миграционная политика оказывает огромное влияние на всех граждан страны, имеющих отношение к миграции, что подтверждает глобальный политический характер миграционных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Что такое локаут // БизнесПРОСТ. - URL: https://biznes-prost.ru/lokaut.html (дата обращения: 16.10.2017).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2017 г.) : принят Государственной думой 21 декабря 2001 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Statistics on Labor Migration Within the Asia-Pacific Region. - M. : International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, 2015. -URL: http://www.ifrc.org/Global/Documents /Asiapacific/201505/ (дата обращения: 16.10.2017).
4. Mouawiya Al Awad. The Cost of Foreign Labor in the United Arab Emirates. - Dubai : Zayed University, 2010. - 51 p.
5. Malit F., Youha A. Labor Migration in the United Arab Emirates: Challenges and Responses. -Washington : MPI, 2013. - URL: http:// www.migrationpolicy.org/article/labormigration-united-arab-emirates-challenges-andresponses
( дата обращения : 16.10.2017).
6. Dubai Illegal Immigrant Crackdown: Emirate Arrests Thousands of Laborers In Immigration "Inspection Campaigns". - N. Y. : IBT Media, 2015. - URL: http://www.ibtimes.com/dubai-illegal-immigrant-crackdown-emiratearrests-
thousands-laborers-immigration-1808272 (дата обращения: 16.10.2017).
7. Карачурина Л. Б. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 7. - С. 50-60.
8. Менц Г. «Полезные» гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов: связь между миграцией и государством всеобщего благосостояния // Прогнозис. - 2007. - № 1. - С. 117141.
9. Heckmann F. Willkommenskultur - Was ist das, und wie kann sie entstehen und entwickelt werden? - Bamberg, 2012. - 12 с. - URL: http:// www.efms.uni-bamberg.de (дата обращения: 16.10.2017).
10. Merkels "Wir schaffen das" kostete Deutschland 2016 fast 22 Milliarden // Sputnik Deutschland. -URL: https://de.sputniknews.com (дата обращения: 16.10.2017).
11. Партия Меркель проиграла местные выборы противникам мигрантов // GlobNews. - URL: https://glob-news.com (дата обращения: 16.10.2017).
12. Головко А. И. Вектор толерантности в политике Германии: последствия миграционного
Информация о статье
Дата поступления 16 ноября 2017 г.
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Сведения об авторе
Каппасова Гульсара Маданиевна - старший преподаватель кафедры управления и политологии Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова (Павлодар, Республика Казахстан)
Адрес для корреспонденции: 140000, Республика Казахстан, Павлодар, ул. Ломова, 64
E-mail: [email protected] Для цитирования
Каппасова Г. М. Миграционный локаут как феномен государственной политики в современных странах в условиях глобализации // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 211-219. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.211-219.
кризиса // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы II Международной научно-практической конференции. - Рязань, 2017. - С. 181-184.
13. Оленёва К. «США замалчивают реальные числа»: как страна мигрантов игнорирует миграционный кризис // RT. - URL: https://russian. rt.com/world/article/333464-tramp-migranty-ssha (дата обращения: 16.10.2017).
14. Тюменцева Г. Ю. Миграционная политика: проблемы, противоречия, тенденции // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 14 (343), вып. 15 : Политические науки. Востоковедение. - С. 47-54.
15. Скоробогатова В. И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. -2015. - № 1 (7). - С. 87-92.
16. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь -июль 2015 года //Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www. gks.ru/free_doc/2015/demo/edn07-15.htm (дата обращения: 16.10.2017).
Article info
Received
November 16, 2017
Accepted February 1, 2018
About the author
Kappasova Gulsara Madanievna - Senior Lecturer of the Department of Management and Political Science of Toraygyrov Pavlodar State University (Pavlodar, Republic of Kazakhstan)
Postal address: 64, Lomova ul., Pavlodar, 140000, Republic of Kazakhstan
E-mail: [email protected] For citations
Kappasova G. M. Migration Shutout as the Phenomenon of Public Policy in Modern Countries, in the Context of Globalization. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 211-219. DOI: 10.25513/23121300.2018.1.211-219 (in Russian).