Научная статья на тему 'Миграционный кризис в ЕС и переосмысление мультикультурализма. Материалы «Круглого стола» сотрудников, студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов'

Миграционный кризис в ЕС и переосмысление мультикультурализма. Материалы «Круглого стола» сотрудников, студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
755
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / БЕЖЕНЦЫ / МИГРАНТЫ / ХАОС НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ / КРИЗИС / "ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА" / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ РАЗНОРОДНОСТЬ / ИМПЕРАТИВ КОСМОПОЛИТИЗМА / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / EU / REFUGEES / MIGRANTS / CHAOS IN THE MIDDLE EAST / CRISIS / "THE SECOND PROBLEM" / MULTICULTURALISM / CULTURAL DIVERSITY / IMPERATIVE OF THE COSMOPOLITANISM / PARALLEL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казаринова Дарья Борисовна, Теплов Алексей Вячеславович, Ладыгин Михаил Сергеевич, Ягодка Николай Николаевич

9 октября 2015 г. на факультете гуманитарных социальных наук в рамках Фестиваля науки РУДН прошел круглый стол студентов, аспирантов и молодых ученых на тему «Миграционный кризис в ЕС и переосмысление мультикультурализма: европейский вопрос и немецкий ответ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Казаринова Дарья Борисовна, Теплов Алексей Вячеславович, Ладыгин Михаил Сергеевич, Ягодка Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper dedicated to the “round-table” conference “Migration crisis in the EU and rethinking of multiculturalism: the European question and the German answer” which was organized by the Department of comparative politics of the Peoples` Friendship University of Russia (PFUR) and held on October 9 2015 on the faculty of the humanities and social sciences. Among the participants of the conference were the lecturers and the students of the PFUR.

Текст научной работы на тему «Миграционный кризис в ЕС и переосмысление мультикультурализма. Материалы «Круглого стола» сотрудников, студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов»

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕС

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕС И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Материалы «Круглого стола» сотрудников, студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов

Кафедра сравнительной политологии Российский университет дружбы народов ул. Михлухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

9 октября 2015 г. на факультете гуманитарных социальных наук в рамках Фестиваля науки РУДН прошел круглый стол студентов, аспирантов и молодых ученых на тему «Миграционный кризис в ЕС и переосмысление мультикультурализма: европейский вопрос и немецкий ответ».

Ключевые слова: Евросоюз, беженцы, мигранты, хаос на Ближнем Востоке, кризис, «вторая проблема», мультикультурализм, культурная разнородность, императив космополитизма, параллельное общество.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: «ВТОРОЙ КРИЗИС» СТАЛ ПЕРВЫМ

Д.Б. Казаринова

Следует констатировать, что на сегодняшний день в Европейском Союзе единой, даже связной или хотя бы скоординированной миграционной политики не существует, как не существует и общей системы предоставления политического убежища. В основном полномочия в области регулирования миграционных потоков находятся в руках национальных государств. Механизмы и принципы, которые лежали в основе суммы европейских политик в области миграции, отражали реалии скорее века ХХ-го. Однако интенсивность миграционных процессов, связанных с развитием региональных нестабильностей, эффект «бунта второго поколения», когда второе поколение не ассимилируется, а наоборот, радикализируется и уходит в фундаментализм, а также развитие средств коммуникации корневым образом меняет саму сущность миграционных процессов.

Сегодня Европа сталкивается с качественно новой ситуацией, которую Э. Гид-денс называет «императивом космополитизма». Под этим термином понимается

«необходимость научиться жить в условиях глобализации, где в повседневной жизни наблюдается контакт различных религий и традиций» [5. С 136]. Поэтому согласованная целостная стратегия общеевропейского уровня по принятию мигрантов и дальнейшей политики работы с ними нужна будет Европе чем дальше, тем больше.

Также Э. Гидденс вводит понятие «сверхразнообразие», в мире которого европейцам придется с неизбежностью существовать. Более того, фактором успешного развития европейского континента станет его «способность взаимодействовать позитивным и конструктивным образом с новым миром сверхразнообразия» [5. С 136]. Сверхразнообразие — это, безусловно, вызов развитию на общеевропейском уровне, с одной стороны. А, с другой стороны, культурная разнородность — вызов национальному государству в эпоху глобализации, связанный с процессами усиления миграционных потоков [8. С 43], когда «в теле политической нации появляются инокультурные группы — носители культурных, социальных, религиозных и правовых практик, непривычных и порой несовместимых с нормами большинства». Г. Вайнштейн видит в этом «определенный дезинтегра-ционный потенциал, заключенный в сегодняшнем культурном ландшафте Европы» и «культурную несовместимость» [4]. Пока неочевидно, как такая культурная несовместимость может быть преодолена, и возможно ли это в принципе, и если да, то с помощью какого общеевропейского инструментария.

Правда, уже понятно, что прежние варианты политики «открытых дверей» и мультикультурализма в том виде, в котором они существовали в последние десятилетия, долее неэффективны. С идеей мультикультурализма, подразумевающей, что взаимодействие и взаимовлияние различных культур будет обогащать, порождать новые общности, новые практики и новые знания, приносить прежде невиданные плоды единому обществу, спаянному гражданской идентичностью (принцип универсального гражданства), произошла инверсия. Лозунг «мы разные, мы равные» реализовался в правовом отношении, но не в социально-экономическом. В ответ мигранты стали формировать параллельные общества, со своими ценностями и нормами. Вместо одного открытого общества стали появляться множественные закрытые, в высокой степени разобщенные. Этому способствовали также и процессы глобализации, которые по всему миру породили этнический и религиозный ренессанс в качестве ответа на стандартизацию и вестерни-зацию. В результате политика мультикультурализма даже близко не подошла к реализации идеи мультикультурализма, особенно не европейском уровне.

Как замечает Э. Гидденс, «вместо заявлений о провале мультикултурализма в Германии и Европе в целом правильнее было бы сказать, что попыток его построения практически не было... Идея мультикультурализма в том виде, в котором она представляется выдвинувшими ее учеными, является почти полной противоположностью того мультикультурализма, который присутствует в большей части общественных обсуждений» [5. С 149].

Еще несколько лет назад о нарастающей проблеме с мигрантами говорили как о «второй проблеме» и «еще одном кризисе ЕС» [24] после кризиса экономи-

ческого, кризиса зоны евро. Сегодня «вторая проблема» вышла на первый план и волнует избирателей больше других тем. Сдвиг вправо наметился еще после последних общеевропейских выборов и с тех пор только нарастает. Даже в Германии, стране, проникнутой космополитическим универсализмом и глобализмом до глубин национального духа (в результате проведения политики исторической памяти на протяжении жизни целого поколения) [9. C. 5—13], набирает силу партия, говорящая твердое «нет» германской политике открытых дверей, а ее лидер готовится составить конкуренцию А. Меркель — непререкаемому авторитету и «единственному политику Европы» [1]. Проблема миграции будет, бесспорно, ключевой в европейской повестке дня.

Собственно, рецепт преодоления нынешней ситуации в целом известен: это массовые «курсы гражданства» и языковые курсы для мигрантов, преодоление разных видов неравенства, борьба с бедностью, изолированностью (в том числе проживание в гетто) и расизмом, развитие «политики признания» и взаимодействия. Другое дело, что реализовать его на практике в условиях «первого» и «второго» кризисов, а также кризиса европейской солидарности, когда Западная и Восточная Европа по-разному не только осмысливают, но и чувствуют проблему беженцев, очень сложно.

ПУТЬ ОТ ГРАЖДАНИНА ДО МИГРАНТА -КОМУ ВЫГОДНО?

А.В. Теплов

В последние месяцы 2015 г. активно обсуждаются вопросы, связанные с мигрантами. При этом клише, которыми наделяются мигранты, имеют чаще всего негативный оттенок. Научный подход к проблеме требует более глубокого рассмотрения вопроса, с учетом всех возможных факторов столь сложного социального процесса.

Человек, принимая решение о том, что ему следует мигрировать, может руководствоваться множеством мотивов. При этом следует учесть, что данные мотивы могут быть обусловлены не только отрицательными факторами, а именно спасением своей жизни и здоровья, но и положительными, как например фактор привлечения данного человека в другой регион или страну с гарантией выгодных условий проживания или работы. Примером такого положительного мотива можно назвать привлечение китайских студентов на учебу в высшие учебные заведения стран Европы и Северной Америки [2]

Показательным является пример Африки, где наблюдается один из самых быстрых темпов роста населения на земном шаре, вследствие чего возникают более выраженные социальное и экономическое неравенство, конфликты и преступность. Именно поэтому значительная часть жителей Африки ищет новые возможности. Зачастую новые перспективы люди видят в странах ЕС, причем причиной такого выбора в большей степени является наличие так называемого Средиземноморского миграционного маршрута.

Отметим, что данный путь отнюдь не безопасный. По официальным прогнозам ООН, число погибших в Средиземном море нелегалов, по итогам 2015 г,, может составить 30 тысяч человек, и это без неучтенных жертв, т.к. большинство из них переправляются нелегально, а значит, контрабандисты зачастую просто избавляются от улик.

Миграция даже одного отдельно взятого человека — довольно затратный процесс, приносящий экономические выгоды организаторам траффика. В восьмидесяти процентах случаев передвижению мигрантов помогают, а иногда и инициируют контрабандисты и преступные группировки, которые предоставляют довольно широкий выбор таких услуг, как транспорт, подделка документов или даже помощь в получении настоящих, перевозка, решение проблем с пограничниками и т.д. Контрабандисты в транзитных странах ведут координируемую работу с контрабандистами в странах происхождения, сопровождая мигрантов через пустыню Сахара по направлению к побережью.

Страны Европы уже давно стали излюбленным местом для мигрантов, т.к. несмотря на затратность пути, очевидна, хотя иногда и иллюзорная, перспектива безопасной и лучшей в социальном плане жизни.

Указанные выше причины миграции являются ярким доказательством того, что термин «мигрант» является собирательным понятием для лиц с различными мотивациями перемещения. Например, в постановлении Правительства Москвы № 482-ПП от 28 июня 2005 г. мигрантом принято называть лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от причин таких перемещений, длительности и пространственных границ [13]. За столь общим определением скрываются разные категории мигрантов, а именно экономические мигранты, беженцы, лица, ищущие убежища, и перемещенные лица.

Также необходимо различать процессы перемещения, находящиеся в правовом поле и вне его. Миграция называется «нелегальной», когда перемещения происходят за пределами нормативно-правового поля стран транзита и назначения. С каждым годом жителям Африки становится все труднее легально приехать для работы в Европу.

Следует отметить, что десятки тысяч мигрантов делают попытки обойти службы пограничного контроля и нелегально проникнуть на территорию ЕС. Организованные преступные сети имеют огромную прибыль от нелегальной деятельности по ввозу мигрантов в страны Европы. По данным Европола, около 80% нелегальной миграции в Европу «способствовали» контрабандисты или организованные преступные группы. Такой незаконный ввоз мигрантов определяется Организацией Объединенных Наций как нелегальный и означает «обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство-участник любого лица, которое не является его гражданином». Данный протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, был принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года [14].

Миграция помогает миллионам людей выбраться из нищеты и вносит важный вклад в устойчивое развитие как стран происхождения, так и стран назначения. Мигранты восполняют нехватку рабочей силы в промышленно развитых государствах и переправляют на родину — в бедные страны — миллиарды долларов [18].

В 2013 г. более половины всех международных мигрантов проживали всего лишь в 10 странах. При этом в одних лишь Соединенных Штатах Америки находилось почти 20 процентов от общего числа международных мигрантов, а их численность возросла до 232 миллионов человек к концу 2013 г.

О высокой занятости мигрантов в экономическом секторе развитых стран свидетельствует отчет ООН о том, что в 2014 г. денежные переводы мигрантов на родину составили 435 миллиардов долларов США [18]. Именно так люди пытаются компенсировать свои довольно большие затраты на миграционный путь в страны Европы. Поэтому многих самых бедных мигрантов доставляют в Европу «в долг», при этом даже обеспечивая их низкооплачиваемой работой, выполняя которую они порой несколько лет «отдают долги».

Говоря о современном положении в Европе, отметим, что соответствии с последними данными Агентства ООН по делам беженцев (от 29 сентября 2015 г.) более 514 тысяч человек прибыли в Европу по морю, им удалось выжить, почти три тысячи числятся погибшими или пропавшими без вести. Согласно данному сообщению большинство мигрантов прибыло в Европу из Сирии.

Данные аналитических агентств указывают, что число мигрантов в страны Европы выросло почти в два раза по сравнению с 2014 г. Однако в абсолютных числах эта цифра не такая уж и большая. В большей степени острота вопроса заключается в статусе въезжающих в страны ЕС и организации их учета, так как большинство из них могли прибыть по поддельным документам, приобретенным в транзитных странах, а также с террористическими целями.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что процессы миграции существуют давно и вызваны многими причинами. Однако стоит отметить, что для стран назначения мигранты восполняют нехватку рабочей силы, хотя с потоком работоспособных граждан прибывает и большой поток женщин с детьми. Данное обстоятельство, в свою очередь, накладывает некоторые дополнительные, если не напрямую затратные экономически, то уж точно социальные расходы на страны назначения. Таким образом, данная ситуация в корне отличается от трудовой миграции, когда мигрант меняет местоположение для заработка с целью отправлять часть этого заработка своим родным в страну — источник миграции. Трудовым мигрантом принято называть лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с занятостью или поисками работы [13].

Сложившаяся ситуация беспокоит правительства стран Европы, так как мигрируют не отдельные трудоспособные лица, но и целые семьи, а порой и целые районы стран исхода. Разумеется, такая ситуация способна разрешиться и сама собой с течением времени, путем естественной адаптации и интеграции. Однако именно этого периода и опасаются представители властей стран Европы, так как неизвестно, сколько времени он займет. Поэтому руководителями европейских

стран предпринимаются новые шаги для контроля процесса миграции и ускорения процесса интеграции людей с другим менталитетом и языком.

Например, премьер-министр Франции Манюэль Вальс призывает Европейский Союз ограничить число мигрантов, которым разрешен въезд на территорию ЕС, в то время как премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что готовит план по ограничению прав мигрантов из других стран Евросоюза в Великобритании.

Разумеется, данные меры порой некоторым людям кажутся жестокими, однако они полностью оправданы здравым смыслом и прогнозами на будущее, с целью ускорения процессов адаптации мигрантов, чтобы они приносили благо государству назначения.

О ПОПЫТКЕ ФРГ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСА БЕЖЕНЦЕВ

М.С. Ладыгин

Второй год происходит массовая миграция людей из Африки и Ближнего Востока в Евросоюз. Ранее в основном криминальные элементы переправляли беженцев на кораблях в Италию, а в 2015 г. мощная волна людей хлынула через Турцию в Грецию. Оттуда они направляются дальше в Германию, Австрию и Швецию — страны с более высокими социальными пособиями для беженцев и более высоким уровнем жизни.

Так называемое Дублинское Соглашение, в котором прописаны правила регулирования прибытия и приема беженцев в страны ЕС, а также Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн, не работает. Причиной этому является объем потока беженцев, с которым просто невозможно справиться предусмотренной системой.

Согласно Дублинскому Соглашению каждый беженец обязан подавать заявление на рассмотрение его дела о статусе беженца в том государстве, через которое он пересек границу ЕС. Соответственно, этими странами в большинстве случаев должны быть Италия или Греция, но поток людей настолько велик и неконтролируем, что власти этих стран не в состоянии справиться с ситуацией.

Еще весной этого года канцлер Германии Меркель заявляла, что Дублинское Соглашение стоит пересмотреть и создать новую систему регулирования потока беженцев [38]. 14 сентября 2015 г. в Брюсселе состоялось собрание министров внутренних дел стран — членов ЕС, на котором председатель Европейской комиссии, Жан-Клод Юнкер, потребовал от присутствующих действий и решительности в разрешении кризиса с беженцами. В своем выступлении он предлагал путь разрешения проблем совместными усилиями для сохранения солидарности и единства Европейского Союза. Комментируя свою речь, он предлагал распределить беженцев по всем странам ЕС, учитывая их экономический потенциал. Таким способом Греция, Италия и Венгрия должны быть разгружены [25]. В итоге министры разошлись во мнениях, и даже совместное давление со стороны Германии, Австрии, Франции и Швеции, которые уже давно требуют распределения бежен-

цев по странам ЕС с помощью квот, не смогли окончательно переубедить своих восточноевропейских коллег. Венгрия, Чехия, Словакия и Румыния против применения квот [26].

Спор между западными и восточными странами ЕС существует не только по вопросу о размещении беженцев в этих странах. Восточные страны-члены считают, что ЕС должен усилить свое присутствие на границах, чем предотвратить желание беженцев стремиться к этим границам [36]. На экстренном собрании глав государств — членов ЕС в конце сентября в Брюсселе было решено поддержать беженцев в соседних с Сирией странах, чтобы предотвратить их стремление продвигаться дальше в сторону границ ЕС. Также было решено значительно усилить агентство Европейского Союза по безопасности внешних границ — Фрон-текс (Frontex), чтобы увеличить контроль на границах ЕС и эффективнее регулировать поток беженцев. При обсуждении расширения полномочий этой организации такие страны, как Греция и Италия, выразили свое недовольство, так как, по их мнению, усиление этого вида деятельности агенства подрывает часть их государственного суверенитета. Помимо этого европейцы решили открыть центры специального назначания в Греции, Италии и Болгарии, которые должны сразу после пересечения беженцем границы ЕС принять его заявление и определить, имеет ли он право на убежище в Европейском Союзе или должен вернуться на родину [37].

По итогам саммита стало очевидно одно: ЕС не в состоянии сам справиться с кризисом. Пока руководство ЕС и отдельные главы стран союза размышляли о сотрудничестве по этому вопросу с Турцией, такие страны, как Польша, Чехия и Словакия, приняли решение действовать самостоятельно и направили Венгрии поддержку в виде 150 специалистов пограничной охраны, чтобы укрепить контроль над границей страны.

После саммита главы ЕС заговорили об необходимости практики продвинутого сотрудничества по вопросу разрешения проблем с потоком беженцев с Турцией, которая уже больше 10 лет ведет переговоры о вступлении в этот союз. Также ЕС заявил, что его главной целью в дальнейшем будет попытка добиться того, чтобы беженцы остались в соседних к своим странам странах и не стремились в Евросоюз.

Руководство Турции подтвердило готовность к сотрудничеству в обмен на три миллиарда евро на то, чтобы внутренние власти страны, сотрудничая с организацией Фронтекс, предотвращали дальнейшее передвижение беженцев через Турцию к границам ЕС. Далее турки поставили условием для подобного вида сотрудничества оживление переговоров о вступлении Турции в ЕС и скорейшее введение безвизового режима для въезда в ЕС для граждан Турции. Несколько лет эти переговоры не продвигались ни в том, ни в другом направлении ни на шаг, но кризис придал динамику этой дискуссии [42].

В то время как европейцы спорили и винили друг друга в созданной ситуации, все больше беженцев проникали глубже в ЕС, причем большинство из них — в Германию. Ни строительство высоких колючих заборов на границе Венгрии, ни прекращение железнодорожного сообщения между Венгрией, Австрией и Гер-

манией, ни введение таможенного контроля на германской границе не смогло остановить этот поток мигрантов. К концу этого года министерство внутренних дел ФРГ ожидает до 800 тысяч заявлений о предоставлении временного убежища [30], некоторые источники пишут, что даже это число специально занижается правительством, чтобы лучше контролировать ситуацию в связи с возможным недовольством местного населения [21].

Бюрократическая структура страны не справляется с наплывом такого количества людей одновременно. Многие беженцы находятся в стране несколько недель до того момента, как смогут получить возможность подать заявление, а некоторые живут у родных и знакомых нелегально, не стремясь подавать заявление. Рассмотрение этого заявления длится в Германии примерно от 4 до 8 месяцев [34]. Если количество беженцев превышает квоту федеральной земли, в которой они подают заявление, их перераспределяют в другие земли ФРГ, где заявлений меньше или вместимость выше.

В целом можно сказать, что в 2015 г. количество заявлений по сравнению с 2014 г. выросло и при этом процент их отклонений упал, как показывает эта статистика (рис. 1).

2015*

2014

0 50 000 100 000 150 000 200 000 250 000 300 000 350 000

2014 2015*

Поданные заявления 173 072 331 226

■ Отклоненные заявления 118 727 194 761

Рис. 1. Количество заявлений о предоставлении временного убежища в ФРГ

* Данные до октября 2015 г.

Источник: Statista.com

Падение процента по сравнению с предыдущим годом означает, что все большему проценту беженцев, прибывших в этом году, позволено остаться и жить в Германии за счет пособий, выплачиваемых на средства налогоплательщиков.

В июле парламент Германии решился на реформу законодательства о мигрантах и ожесточил правила пребывания беженцев в стране. Согласно новым законам, органам стало намного легче выслать обратно на родину тех, кто сообщил ложную

информацию при подаче заявления или был арестован полицией за криминал. К тому же государство легализовало арест и возможность задержания тех, кто попытается скрыться от выдворения из страны еще до высылки из Германии. Как неоднократно заявляла канцлер ФРГ, остаться смогут только политические беженцы и те, кто был вынужден покинуть свою страну из-за войны. Так называемые «экономические беженцы», люди, которые прибыли в Европу ради пособий и работы, будут репатриированы, и в течение нескольких лет им будет запрещен въезд на территорию ЕС. У лиц, которые попытаются скрыть свою истинную идентичность, теперь, согласно закону, разрешено изымать мобильные телефоны и компьютеры для установления их личности [23]. Опираясь на вышеприведенные факты, можно сказать, что руководство страны решилось на строгое и прямое разделение массы беженцев на группы тех, кто может остаться, и тех, кто должен вернуться на родину.

С другой стороны, руководство страны упростило интеграцию беженцев, которые уже находятся долгое время в стране и не принадлежат к нынешнему потоку. С ноября 2014 г., если подобные лица находятся в Германии больше 3-х месяцев, им разрешается работать, правда, с определенными ограничениями и после необходимого подтверждения со стороны государства [44]. Если беженец является студентом, получает образование в стране, по новым правилам его не могут выслать из страны, пока он не окончит вуз. Также в августе были введены дополнительные поправки, по которым беженцы, получающие образование и прожившие в стране больше 15 месяцев, имеют право на государственную студенческую поддержку в виде кредита (Бафёг) [33].

Следующий продуктивный подход к решению вопроса интеграции беженцев — это созданные правительством школьные классы, в которых детей беженцев обучают первым немецким словам и готовят к учебе в обычных школьных классах. Проблемой при интеграции таких детей является изначально интернациональный состав этих классов, так как в некоторых частях страны количество мигрантов в школах составляет довольно высокий процент. Если в подобные классы добавить детей беженцев, процент, соответственно, еще сильнее повысится. Союз Учителей Германии потребовал недавно введения планки максимального количества детей-мигрантов для обычных классов, так как по их сведениям, подкрепленным сопровождающим исследованием Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), уже при 30% мигрантов на класс уровень успеваемости начинает падать. При 50% ситуация становится критичной, потому что тенденция установления «параллельных сообществ» резко повышается [29]. Эта терминология, основанная немецким социологом Вильгельмом Гейтмайером, описывает феномен, который наблюдается уже больше двадцати лет в Западной Европе и США: существование и дальнейшее развитие сообществ людей, которые, живя в национальных государствах мигрантами, плохо натурализуются и не ассимилируются, храня свои национальные обычаи, традиции, культуру и веру. В дискуссиях о вопросе мигрантов в Германии этот термин часто используется как доказательство провала политики мультикультурализма, так как

важной частью этого феномена является тот факт, что ценности этих параллельных сообществ вступают в конфликт с социальными нормами, принятыми в тех государствах, в которых они живут [41].

Таким образом, мы наблюдаем, что существующая система интеграции мигрантов в Германии, которая существовала при политике мультикультурализма, провалилась, и, следовательно, эта актуальная попытка реформирования ее доказывает и провал самой политики мультикультурализма как таковой.

Далее необходимо отметить, что помимо проблем с регулированием прибытия все большего количества беженцев в Германию руководство страны все сильнее вынуждено бороться с ксенофобией. Так как некоторые действия государства усиливают ненависть к приезжим, это может вылиться во все большее количество нападений на лагеря беженцев и эскалацию недовольства на так называемых «митингах против исламизации Западной Европы». Только в этом году полицией ФРГ уже было зарегистрировано больше 500 нападений на лагеря, в которых живут беженцы [28].

Одним из действий со стороны государства, которое может спровоцировать усиление ксенофобии, можно назвать факты выселения в срочном порядке местного населения из муниципальных квартир, которые сдаются государственными организациями, чтобы заселить эти квартиры беженцами [31]. Этим государство создает для выселенных граждан проблемы различного характера: люди вынуждены менять свое место жительства и с этим иногда даже место работы, что приводит к усложнению их быта. Общины на уровне местного самоуправления, находящиеся в большинстве в плохом финансовом положении, не видят другого выхода и чаще всего не имеют иных возможностей расселить доверенных им при распределении беженцев. У этих общин нет денег строить новые лагеря или приспособлять существующие помещения для проживания в них людей. С приходом зимы проблемы будут только нарастать, так как до сих пор тысячи людей, ищущих в Германии убежище, вынуждены ночевать в палатках, потому что власти страны не в состоянии предоставить им жилье. В одном только Гамбурге, по данным газеты «Ди Цайт», до сих пор 3000 беженцев вынуждены жить в палатках [40].

Кроме того, руководства некоторых городов ФРГ начинают конфисковать частные квартиры, в которых никто не живет, чтобы туда поселить беженцев [27]. В таком случае владельцам жилья будут выплачены средства в виде компенсации. Немецкие специалисты предупреждают, что вся эта тенденция очень сомнительна и, с юридической точки зрения, действия государства в этом случае очень спорны [19], а также подрывают легитимность государства в глазах населения.

Другой причиной роста недовольства властями, а может, даже ксенофобии, могут стать дальнейшие изменения социальной системы страны. Например, президент Института экономических исследований (ifo — Institut) Ханс-Вернер Зинн считает, что проблему с беженцами можно решить только благодаря радикальным социальным реформам. Для этого он предлагает отменить минимальную заработную плату, которую, наконец, после многолетних споров ввели только в этом году, и повысить планку пенсионного возраста [43].

Минимальную заработную плату немцы ждали много лет, так как Германия ввела ее одной из последних стран Европейского Союза. Если государство последует этому предложению, тогда оно может очень сильно подорвать доверие своих граждан к себе. При этом будет нарастать не только давление национально-консервативного электората, но и левого, социалистического. Именно он был главной силой, требовавшей введения минимальной заработной платы в течение многих лет при поддержке большого количества разных профсоюзов страны. Реакция всех этих структур на действия, подобные отмене минимальной заработной платы и повышению планки пенсионного возраста, более чем очевидны.

Стоит добавить, что рост фобии по отношению к беженцам-мусульманам после терактов в ночь с 13 по 14 ноября в Париже и предотвращенном теракте в Ганновере 17 ноября обязательно продолжит расти. Таким образом, можно заметить, что количество причин роста ксенофобии высоко и вера населения в легитимность миграционной политики правительства резко снижается.

В заключение можно сказать, что, судя по срокам рассмотрения заявлений, отчаянным попыткам властей расселить беженцев где угодно, а также упростить доступ беженцев к рабочему рынку у государства имеются проблемы с преодолением этой непрекращающейся волны беженцев, которая проверяет толерантность Европы на прочность.

Несмотря на то, что руководство Германии довольно тем, что с приростом мигрантов демографическая ситуация в стране улучшится и экономика страны получит дешевую рабочую силу, эта ситуация может отрицательно повлиять на определенные слои коренного населения: нуждающихся в социальных пособиях, безработных; также может резко усилить социальное недовольство, особенно если эти мигранты не захотят интегрироваться или, что еще страшнее, — среди этих людей окажется еще большее количество боевиков запрещенной, как в России, так и в Германии, организации ИГИЛ, которые продолжат совершать теракты.

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Н.Н. Ягодка

Развитие институтов гражданского общества подразумевает увеличение количества охватываемых проблем и вопросов, с которыми сталкиваются многочисленные неправительственные и некоммерческие организации. Институты гражданского общества и гражданские инициативы решают проблемы в социальной, политической, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни. Параллельно с происходящими процессами глобализации и интернационализации общественно-политической жизни меняется и специфика, а также основная сущность вызовов, с которыми сталкивается государство и гражданское общество. Проблема беженцев не является новой, но в свете мировых событий, произошедших в 2013—2015 гг. (гражданская война на юго-востоке Украины, война в Сирийской Арабской Республике, нестабильная ситуация в странах Северной Африки

и исламского мира), она набирает всю большую популярность и все чаще выходит на первые места в политической повестке дня как в Европе, так и во всем мире. В данной статье автор анализирует текущую ситуацию с беженцами в России и Европе, рассматривает политику государств и роль институтов гражданского общества в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев, а также предлагает свое видение наиболее оптимальной стратегии по решению существующих проблем.

Государственные перевороты, революции, вооруженные конфликты и противостояния в борьбе за власть значительным образом меняют как геополитическую, так и демографическую карту мира. Вооруженные конфликты и противостояния, а также атмосфера нестабильности и постоянного страха за свою жизнь и жизнь своих близких заставляют мирных граждан тысячами, а то и десятками тысяч покидать свои дома и искать убежища за пределами зон, охваченных конфликтами.

Все больше граждан устремляется в поисках безопасной и спокойной жизни в Европу, становясь беженцами. За последний год в страны Европейского Союза прибыли сотни тысяч беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана, Ливии и других стран Ближнего Востока и Африки. По данным правительств и ряда некоммерческих стран ЕС, количество беженцев, прибывших в Европу за январь—сентябрь 2015 г., равняется 750 000 человек. Однако данные цифры не являются окончательными, так как многие беженцы пересекали границу незамеченными (См.: [20; 35; 39]).

Лагеря беженцев расположены в большинстве стран Евросоюза: в Германии, Венгрии, Болгарии, Франции, Италии, Швеции, Македонии, Греции, Австрии и в других странах. Основным направлением для беженцев является Германия, так, по оценкам европейских политиков и экспертов в области миграции и проблем беженцев, количество прибывших в Германию беженцев по итогам 2015 г. составит 1,5 миллиона человек [32].

К сожалению, не все беженцы смогли безопасно пересечь границу и добраться до Европы. Сотни человек погибли при попытках переплыть Средиземное море из Северной Африки к берегам Европы. Так, по данным Международной организации по миграции (International Organization for Migration), с 2000 г. при попытках пересечь Средиземное море погибло около 40 000 человек [22. С. 13].

Сегодня вопрос огромного количества мигрантов и беженцев в Европе является не только проблемой регионального масштаба, но также серьезным вызовом политике Европейского Союза и США в мире, и в особенности на Ближнем Востоке. Вызов заключается в том, что европейская архитектура национальной безопасности не в полной мере оказалась готова к тотальному наплыву беженцев и европейские власти не могут в должной мере обеспечить безопасность своих граждан от внешних угроз, связанных в том числе с прибывающими беженцами. Так, под видом беженцев в Европу могут проникать или уже проникли террористы и члены незаконных организаций, так или иначе связанных с запрещенным в России «Исламским государством» (ИГ) и другими террористическими органи-

зациями. Террористические акты в Париже 13 ноября 2015 г. стали тому подтверждением и заставили европейских политиков начать пересмотр миграционной политики и работы с беженцами.

Большой проблемой также является нежелание значительного количества вынужденных мигрантов и беженцев социализироваться и уважать правила и порядки государств, в которые они приезжают, вызывая тем самым негативную реакцию к себе со стороны местных жителей. Решить проблему с беженцами, сохранив их права и обезопасив граждан своих стран, можно, только объединив усилия государственного аппарата стран — членов ЕС, а также гражданского общества и гражданских инициатив.

Данная проблема касается напрямую и России, так как количество беженцев в России тоже стремительно увеличивается: в Россию приезжают беженцы как с Украины, так и из других стран мира. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) Российской Федерации, на территории Российской Федерации находится около миллиона украинских беженцев [3; 15]. Из них свыше 311 тысяч получили официальное убежище на территории РФ.

Важно отметить, что не все граждане, вынужденно покинувшие Украину, стремятся получить официальный статус беженца. Причиной тому во многом является потеря украинского гражданства, что сделает затруднительным их последующее возвращение домой. Многие украинцы надеются, что ситуация на юго-востоке Украины стабилизируется, военные действия рано или поздно закончатся и у них появится возможность вернутся к нормальной жизни у себя дома.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 4528-1 от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», беженцем является лицо, «не являющееся гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [16]. Законодательство РФ четко определяет процедуру получения как статуса беженца, так и временного убежища на территории РФ. Тем не менее, вследствие бюрократических барьеров и иных объективных и субъективных причин пребывание людей, ищущих убежища в нашей стране (беженцев и людей без определенного статуса), не всегда лишено трудностей. Наряду с государственной поддержкой таким группам граждан оказывается помощь и поддержка гражданского общества России.

Российские некоммерческие и неправительственные организации оказывают различные виды услуг и социальной поддержки беженцам:

1) правовые консультации (информирование беженцев о действующем федеральном, региональном и местном законодательстве Российской Федерации, рег-

ламентирующем порядок пребывания беженцев на территории РФ, процедуру подачи заявления на статус беженца и других правовых нормах);

2) гуманитарная помощь (предоставление необходимых товаров, вещей, продуктов, медикаментов и товаров первой необходимости);

3) размещение беженцев (поиск семей, готовых предоставить временное жилье для беженцев и их семей);

4) финансовая поддержка (средства, как правило, привлекаются из благотворительных фондов либо посредством краудфандинга);

5) психологическая помощь и консультации (проведение профессиональных психологических консультаций профессиональными психологами для беженцев, находящихся в тяжелом психологическом состоянии);

6) помощь в уходе за детьми, стариками и инвалидами (помощь оказывается, как правило, волонтерами и представителями различных общественных организаций и гражданских инициатив);

7) содействие в устройстве на работу (формирование базы данных вакансий и содействие в оформлении на работу по месту временного пребывания);

8) помощь в решении бытовых вопросов, связанных с жизнью на новом месте и в новой обстановке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) иные виды социально-культурной помощи и поддержки беженцам.

На сегодняшний день в России функционируют некоммерческие организации, волонтерские движения и гражданские инициативы, призванные помочь беженцам в решении их проблем. В 2015 г. была создана некоммерческая волонтерская организация «Братская помощь», которая занимается помощью беженцам из Украины и Новороссии. Организация занимается размещением беженцев на базах отдыха, иных жилых объектах, помогает с обустройством на новом месте и оказывает всестороннюю гуманитарную помощь. Активисты организации также осуществляют поиск граждан, готовых разместить у себя беженцев. Бюджет организации состоит из пожертвований неравнодушных граждан и финансовой поддержки бизнес-сообщества [12].

В июле 2014 г. Фонд социального финансирования запустил краудфандин-говую интернет-платформу «Помоги-беженцам. рф». Данная платформа создана с целью сбора средств на осуществление социальных и благотворительных программ для беженцев из Украины. Проект «Помоги-беженцам. рф» включает в себя несколько программ: «Потерявшим кров», «Раненым детям», «Медикаменты», «Детским домам».

Программа «Потерявшим кров» направлена на реабилитацию семей беженцев, предоставление им временного жилья на базе реабилитационного центра, а также оказания юридической и психологической помощи. Целью программ «Медикаменты» и «Раненым детям» является сбор средств для покупки медикаментов медицинским учреждениям, оказывающих помощь беженцам, а также раненым детям.

Проект активно приглашает к участию и сотрудничеству НКО и активных граждан: общественные организации имеют возможность размещать на сайте ин-

формацию о своих благотворительных программах и оставлять контактные данные. Также на портале собрана информация о проживании и трудоустройстве для беженцев, предложения от частных лиц, ссылки на группы в социальных сетях и гражданах, готовых оказать свою помощь. Имеется возможность записаться на юридические консультации, проводимые профессионалами из общественного движения по содействию развития политической культуры и становлению гражданского общества «Свобода, Солидарность, Справедливость» [6].

Еще одной гражданской организацией, занимающейся вопросами беженцев, является созданная в 1990 г. Региональная общественная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитет «Гражданское содействие». Комитет оказывает гуманитарную и правозащитную помощь беженцам и вынужденным мигрантам, проводит консультации, отстаивает интересы мигрантов и беженцев, а также привлекает внимание властей и общества к проблемам таких людей. Помощь Комитету оказывают как государственные и местные органы власти, так и общественные организации с представителями бизнеса [11].

Значительную поддержку мигрантам и беженцам оказывает Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций». Основными направлениями деятельности Форума являются: лоббирование гуманной миграционной политики, участие в совершенствовании миграционного законодательства и его правоприменительных практик, установление конструктивного сотрудничества со всеми ветвями власти, формирование в обществе доброжелательного отношения к мигрантам и беженцам, укрепление потенциала переселенческих НПО, создание центров социальной (взаимной) адаптации мигрантов и местного населения [10].

Взаимодействие государства и гражданского общества при решении проблем беженцев и вынужденных мигрантов осуществляется как в индивидуальном порядке (непосредственно между местными властями и конкретными НКО или фондами), так и через официальные платформы гражданского общества: Общественная палата, Совет по развитию гражданского общества при Президенте Российской Федерации, Общероссийский народный фронт, институт Уполномоченного по правам человека в РФ и ряд других платформ и площадок.

В октябре 2014 г. ФМС РФ активно взаимодействовала с Советом по развитию гражданского общества при Президенте РФ при работе с переселенцами из юго-восточной Украины. Сотрудники ФМС принимали участие в деятельности координирующего органа Совета по обеспечению взаимодействия между структурами гражданского общества, федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам учета количества переселенцев, их трудоустройства, обустройства на новом месте, реализации социальных и иных прав, мониторинга ситуации в местах размещения, недопущения конфликтов в среде беженцев, социальной адаптации приезжающих [17].

Государственные и местные власти все отчетливее понимают необходимость привлечения гражданского общества к решению проблем беженцев и все активнее начинает использовать данный ресурс. Следует отметить необходимость об-

щественного контроля за реализацией программ по решению вопросов беженцев, соблюдению их прав и расходованию значительных бюджетных средств, выделяемых государством на решение проблем вынужденных переселенцев с Украины и из других стран. Только в 2014 г. на решение данных проблем Правительство РФ выделило 4,9 миллиарда рублей, причем 3,9 миллиарда составили трансферты регионам на обустройство пунктов временного содержания беженцев, 380 миллионов рублей было выделено в фонд адресной помощи беженцам, распределением которого занимается ФМС [6].

Не совсем эффективным представляется тот факт, что все государственные средства находятся в полном распоряжении у чиновников. Роль общественных организаций либо не замечается, либо сознательно игнорируется. Хотя, как показывает практика, многие общественные организации могут значительно эффективнее решать острые социальные вопросы, затратив при этом меньше средств. Государственные и местные органы власти, как правило, не столь эффективны ввиду излишних бюрократических процедур, отсутствия мотивации и нематериальных стимулов чиновников, а также присутствия коррупционной составляющей. По мнению автора, необходим более детальный анализ сложившейся ситуации и требуется разработка мер по регламентированию обязательного характера взаимодействия власти и гражданского общества по острым социальным вопросам, в том числе по вопросам беженцев.

Активное участие некоммерческого сектора наравне с общественным контролем позволит значительно повысить качество реализуемой политики по вопросам беженцев, эффективнее расходовать бюджетные средства и повысить степень доверия между государством и гражданским обществом.

В заключение стоит отметить, что проблема беженцев и вынужденных переселенцев не является новой для Европы и России, однако в XXI в. данная проблема приобрела особую актуальность в связи с нестабильной ситуацией в различных точках планеты и ускорившимися процессами глобализации. Очевидным является тот факт, что в одиночку само государство уже не в силах справляться с новыми вопросами и вызовами. Наиболее оптимальная стратегия государственной политики по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев должна заключаться в сотрудничестве с институтами гражданского общества и активном привлечении общественных организаций к решению социальных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабицкий А. Проверка на человечность. Ангела Меркель стала великим политиком Европы, потому что вернула политическим решениям ценностную основу // Ведомости. № 3915 от 11.09.2015.

[2] Бельченко А. С., Теплое А.В. Формы и методы привлечения китайских студентов на учебу в США и Великобританию // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2012. № 3.

[3] В ФМС подсчитали украинских беженцев в России. URL: http://lenta.ru/news/2015/ 07/22/fms.

[4] Вайнштейн Г.И. Европейская идентичность: желаемое и реальное // Полис. 2009. № 4. URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/4/9.pdf.

[5] Гидденс Э. Неспокойный и могущественный континент: что ждет Европу в будущем? М., 2015.

[6] Графова Л.И. Общее горе. Как украинские беженцы ищут и находят приют в России. URL: http://www.rg.ru/2014/07/31/bejenci-site.html.

[7] Запущен краудфандинговый интернет-проект по оказанию помощи беженцам из Украины. Агентство социальной информации (АСИ). URL: https://www.asi.org.ru/news/v-internete-zapushhen-kraudfandingovyj-proekt-po-okazaniyu-pomoshhi-bezhentsam-iz-ukrainy.

[8] Казаринова Д.Б. Европейское гражданство и культурное разнообразие в Европе: проблемы соотношения // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 3.

[9] Казаринова Д.Б. Проблема репутационного капитала и мягкой силы ЕС в условиях европейского миграционного кризиса // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2015. № 4.

[10] Официальный сайт Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций». URL: http://migrant.ru.

[11] Официальный сайт общественной организации «Гражданское содействие». URL: http://refugee.ru/ob-organizatsii.

[12] Официальный сайт проекта «Братская-помощь.рф». URL: http://xn—7sbac0conbgfml3 hwbzb.xn--p1ai.

[13] Постановление Правительства Москвы № 482-ПП от 28 июня 2005 года «О Концепции демографического развития города Москвы». Программа «Консультант +».

[14] Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol2.shtml.

[15] Статистические данные о лицах, ищущих убежище и получивших таковое на территории Российской Федерации в 2015 г. (по состоянию на 30.06.2015). URL: http://www.fms.gov.ru/ document/18115.

[16] Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями). Система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10105682/#friends#ixzz3salpjEMp.

[17] ФМС России поддержала предложения о помощи гражданского общества в работе с беженцами из Украины. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/ read/1901.

[18] Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23545#. VliJ_k2hfiw.

[19] Anger H., Kersting S., Reichel R. Wohnraum für Flüchtlinge Attacke auf das Eigentum // Handelsblatt. 6 октября 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/my/politik/deutschland/ wohnraum-fuer-fluechtlinge-attacke-auf-das-eigentum/ 12411412.html.

[20] Asylum quarterly report. Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/Asylum_quarterly_report.

[21] Bewarder M., Sturm D.F. Die Wahrheit hinter der Zahl von 1,5 Millionen Flüchtlingen // Die Welt. 5 октября 2015. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article147236742/Die-Wahrheit-hinter-der-Zahl-von-1-5-Millionen-Fluechtlingen.html.

[22] Brian T., Laczko F. Fatal Journey: Tracking Lives Lost during Migration. International Organization for Migration. URL: http://www.iom.int/files/live/sites/iom/files/pbn/docs/Fatal-Journeys-Tracking-Lives-Lost-during-Migration-2014.pdf.

[23] Bundestag verschärft Asylrecht // Die Zeit. 2 сентября 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ deutschland/2015-07/bundestag-reform-bleiberecht-asylbewerber.

[24] Coldwell C. Europe's Other Crisis // New Republic. 2013. 4 May.

[25] EU streitet über Flüchtlingsverteilung // ARD. 4 сентября 2015. URL: https://www.tagesschau.de/ ausland/fluechtlinge-eu-sonderrat-101 .html.

[26] EU-Staaten beschließen Verteilung von 120.000 Flüchtlingen // Die Zeit. 22 сентября 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ausland/2015—09/fluechtlingskrise-fluechtlinge-europa-minister-bruessel.

[27] Exuzidis L. Wohnungsbeschlagnahme für Flüchtlinge — Drei, zwei, eins... meins! // Handelsblatt. 28 сентября 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/finanzen/immobilien/ wohnungsbeschlagnahme-fuer-fluechtlinge-drei-zwei-eins-meins/12370586.html.

[28] Flüchtlinge: Karte der Gewalt // Die Zeit. 26 августа 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ deutschland/2015-08/gewalt-gegen-fluechtlinge-rassismus-deutschland-anschlaege-koerperverletzung.

[29] Flüchtlinge: Lehrerverband fordert Obergrenze für Migranten in Schulklassen // Die Zeit. 15 октября 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-10/lehrerverband-fluechtlinge-obergrenze.

[30] Flüchtlingsprognose 2015: Bundesregierung rechnet mit bis zu 800.000 Asylbewerbern // Spiegel. 19 августа 2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/fluechtlinge-bundesregierung-rechnet-mit-bis-zu-800-000-in-2015-a-1048910.html.

[31] Frigelj K. Für Flüchtlinge gekündigt-, Das war wie ein Tritt' // Die Welt. 24 сентября 2015. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article146825325/Fuer-Fluechtlinge-gekuendigt-Das-war-wie-ein-Tritt.html.

[32] Germany expects up to 1.5 million migrants in 2015. URL: http://www.telegraph.co.uk/ news/worldnews/europe/germany/11911291/ Germany-expects-up-to-1.5-million-migrants-in-2015.html.

[33] Gesetzesreform: Flüchtlinge sollen schneller Bafög bekommen // Spiegel. 12 августа 2015. URL: http://www.spiegel.de/unispiegel/jobundberuf/fluechtlinge-sollen-schneller-bafoeg-bekommen-a-1047837.html.

[34] Grieß A. Asylanträge: Wer Flüchtling ist, muss warten // Spiegel. 23 июля 2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/asylverfahren-in-deutschland-dauern-monate-infografik-der-woche-a-1044806.html.

[35] How many migrants to Europe are refugees? URL: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2015/09/ economist-explains-4.

[36] Kafsack H. Nicht mal ein Minimalkompromiss // Frankfurter Allgemeine. 15. сентября 2015. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/fluechtlingskrise/eu-gipfel-zur-fluechtlingskrise-nur-minimaler-fortschritt- 13804154.html.

[37] Mehr Geld, mehr Grenzkontrollen // ARD. 24 сентября 2015. URL: https://www.tagesschau.de/ ausland/fluechtingskrise-eu-chefs-105 .html.

[38] Merkel fordert eine Reform des Dublin-Systems // Handelsblatt. 24 апреля 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/fluechtlinge-in-europa-merkel-fordert-eine-reform-des-dublin-systems/11687424.html.

[39] Migrant crisis: Migration to Europe explained in graphics. URL: http://www.bbc.com/news/ world-europe-34131911.

[40] Niedersachsen verpflichtet Kommunen zur Flüchtlingsaufnahme // Die Zeit. 14 октября 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-10/fluechtlingskrise-unterkunft-zelte-kaelte-niedersachsen-hamburg.

[41] Parallelgesellschaft // de.wikipedia.org. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Parallelgesellschaft.

[42] Schiltz C., Tauber A. Die Osteuropäer lassen Angela Merkel eiskalt abblitzen // Die Welt. 16 октября 2015. URL: http://www.welt.de/politik/ausland/article147664933/Die-Osteuropaeer-lassen-Angela-Merkel-eiskalt-abblitzen.html.

[43] Sinn fordert harte Reformen für Flüchtlinge // Frankfurter Allgemeine. 7 октября 2015. URL: http://www.faz.net/agenturmeldungen/unternehmensnachrichten/sinn-fordert-harte-reformen-fuer-fluechtlinge-13843969.html.

[44] Wie bekomme ich eine Arbeitserlaubnis? Die Voraussetzungen und das Verfahren — Ein Projekt zur Förderung der Integration von Flüchtlingen in Arbeit und Ausbildung. URL: http://fluechtlingsrat-bw.de/files/Dateien/Dokumente/Materialbestellung/2014-12-flyer%20 arbeitserlaubnis%20WEB.pdf.

MIGRATION CRISIS IN THE EU AND RETHINKING OF MULTICULTURALISM

The Papers of the "Round-table" Conference

of the Lecturers and Students of the Peoples' Friendship University of Russia

The Department of Comparative Politics Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The paper dedicated to the "round-table" conference "Migration crisis in the EU and rethinking of multiculturalism: the European question and the German answer" which was organized by the Department of comparative politics of the Peoples" Friendship University of Russia (PFUR) and held on October 9 2015 on the faculty of the humanities and social sciences. Among the participants of the conference were the lecturers and the students of the PFUR.

Key words: the EU, refugees, migrants, chaos in the Middle East, crisis, "the second problem", multiculturalism, cultural diversity, imperative of the cosmopolitanism, parallel society.

REFERENCES

[1] Babickij A. Proverka na chelovechnost'. Angela Merkel' stala velikim politikom Evropy, potomu chto vernula politicheskim reshenijam cennostnuju osnovu. Vedomosti. № 3915 ot 11.09.2015.

[2] Bel'chenko A.S., Teplov A.V. Formy i metody privlechenija kitajskih studentov na uchebu v SShA i Velikobritaniju. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Mezhdu-narodnye otnoshenija». 2012. № 3.

[3] V FMS podschitali ukrainskih bezhencev v Rossii. URL: http://lenta.ru/news/2015/07/22/fms.

[4] Vajnshtejn G.I. Evropejskaja identichnost': zhelaemoe i real'noe. Polis. 2009. № 4. URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/4/9.pdf.

[5] Giddens Je. Nespokojnyj i mogushhestvennyj kontinent: chto zhdet Evropu v budushhem? M., 2015.

[6] Grafova L.I. Obshhee gore. Kak ukrainskie bezhency ishhut i nahodjat prijut v Rossii. URL: http://www.rg.ru/2014/07/31/bejenci-site.html.

[7] Zapushhen kraudfandingovyj internet-proekt po okazaniju pomoshhi bezhencam iz Ukrainy. Agentstvo social'noj informacii (ASI). URL: https://www.asi.org.ru/news/v-internete-zapushhen-kraudfandingovyj-proekt-po-okazaniyu-pomoshhi-bezhentsam-iz-ukrainy.

[8] Kazarinova D.B. Evropejskoe grazhdanstvo i kul'turnoe raznoobrazie v Evrope: problemy sootnoshenija. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie. 2014. № 3.

[9] Kazarinova D.B. Problema reputacionnogo kapitala i mjagkoj sily ES v uslovijah evropejskogo migracionnogo krizisa. VestnikRUDN. Serija Politologija. 2015. № 4.

[10] Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo obshhestvennogo dvizhenija sodejstvija migrantam i ih ob#edinenijam «Forum pereselencheskih organizacij». URL: http://migrant.ru.

[11] Oficial'nyj sajt obshhestvennoj organizacii «Grazhdanskoe sodejstvie». URL: http://refugee.ru/ ob-organizatsii.

[12] Oficial'nyj sajt proekta «Bratskaja-pomoshh'.rf». URL: http://xn—7sbac0conbgfml3hwbzb.xn--p1ai.

[13] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy № 482-PP ot 28 ijunja 2005 goda «O Koncepcii demo-graficheskogo razvitija goroda Moskvy». Programma «Konsul'tant +».

[14] Protokol protiv nezakonnogo vvoza migrantov po sushe, morju i vozduhu, dopolnjajushhij Konvenciju Organizacii Ob#edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj pres-tupnosti Prinjat rezoljuciej 55/25 General'noj Assamblei ot 15 nojabrja 2000 goda. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol2.shtml.

[15] Statisticheskie dannye o licah, ishhushhih ubezhishhe i poluchivshih takovoe na territorii Ros-sijskoj Federacii v 2015 g. (po sostojaniju na 30.06.2015). URL: http://www.fms.gov.ru/ document/18115.

[16] Federal'nyj zakon ot 19 fevralja 1993 g. № 4528-I «O bezhencah» (s izmenenijami i dopolneni-jami). Sistema «Garant». URL: http://base.garant.ru/10105682/#fTiends#ixzz3salpjEMp.

[17] FMS Rossii podderzhala predlozhenija o pomoshhi grazhdanskogo obshhestva v rabote s bezhen-cami iz Ukrainy. Sovet pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiju grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka. URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/1901.

[18] Centr novostej OON. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23545#. VliJ_k2hfiw.

[19] Anger H., Kersting S., Reichel R. Wohnraum für Flüchtlinge Attacke auf das Eigentum. Handelsblatt. 6 oktjabrja 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/my/politik/deutschland/ wohnraum-fuer-fluechtlinge-attacke-auf-das-eigentum/12411412.html.

[20] Asylum quarterly report. Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/Asylum_quarterly_report.

[21] Bewarder M., Sturm D.F. Die Wahrheit hinter der Zahl von 1,5 Millionen Flüchtlingen // Die Welt. 5 oktjabrja 2015. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article147236742/Die-Wahrheit-hinter-der-Zahl-von-1-5-Millionen-Fluechtlingen.html.

[22] Brian T., Laczko F. Fatal Journey: Tracking Lives Lost during Migration. International Organization for Migration. URL: http://www.iom.int/files/live/sites/iom/files/pbn/docs/Fatal-Journeys-Tracking-Lives-Lost-during-Migration-2014.pdf.

[23] Bundestag verschärft Asylrecht. Die Zeit. 2 sentjabrja 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ deutschland/2015-07/bundestag-reform-bleiberecht-asylbewerber.

[24] Coldwell C. Europe's Other Crisis. New Republic. 2013. 4 May.

[25] EU streitet über Flüchtlingsverteilung. ARD. 4 sentjabrja 2015. URL: https://www.tagesschau.de/ ausland/fluechtlinge-eu-sonderrat- 101.html.

[26] EU-Staaten beschließen Verteilung von 120.000 Flüchtlingen. Die Zeit. 22 sentjabrja 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ausland/2015-09/fluechtlingskrise-fluechtlinge-europa-minister-bruessel.

[27] Exuzidis L. Wohnungsbeschlagnahme für Flüchtlinge — Drei, zwei, eins... meins! Handelsblatt. 28 sentjabrja 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/finanzen/immobilien/ wohnungsbeschlagnahme-fuer-fluechtlinge-drei-zwei-eins-meins/12370586.html.

[28] Flüchtlinge: Karte der Gewalt. Die Zeit. 26 avgusta 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/ deutschland/2015-08/gewalt-gegen-fluechtlinge-rassismus-deutschland-anschlaege-koerperverletzung.

[29] Flüchtlinge: Lehrerverband fordert Obergrenze für Migranten in Schulklassen. Die Zeit. 15 ok-tjabrja 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-10/lehrerverband-fluechtlinge-obergrenze.

[30] Flüchtlingsprognose 2015: Bundesregierung rechnet mit bis zu 800.000 Asylbewerbern. Spiegel. 19 avgusta 2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/fluechtlinge-bundesregierung-rechnet-mit-bis-zu-800-000-in-2015-a-1048910.html.

[31] Frigelj K. Für Flüchtlinge gekündigt -, Das war wie ein Tritt'. Die Welt. 24 sentjabrja 2015. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article146825325/Fuer-Fluechtlinge-gekuendigt-Das-war-wie-ein-Tritt.html.

[32] Germany expects up to 1.5 million migrants in 2015. URL: http://www.telegraph.co.uk/ news/worldnews/europe/germany/11911291/ Germany-expects-up-to-1.5-million-migrants-in-2015.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[33] Gesetzesreform: Flüchtlinge sollen schneller Bafög bekommen. Spiegel. 12 avgusta 2015. URL: http://www.spiegel.de/unispiegel/jobundberuf/fluechtlinge-sollen-schneller-bafoeg-bekommen-a-1047837.html.

[34] Grieß A. Asylanträge: Wer Flüchtling ist, muss warten. Spiegel. 23 ijulja 2015. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/asylverfahren-in-deutschland-dauern-monate-infografik-der-woche-a-1044806.html.

[35] How many migrants to Europe are refugees? URL: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2015/09/economist-explains-4.

[36] Kafsack H. Nicht mal ein Minimalkompromiss. Frankfurter Allgemeine. 15 sentjabrja 2015. URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/fluechtlingskrise/eu-gipfel-zur-fluechtlingskrise-nur-minimaler-fortschritt- 13804154.html.

[37] Mehr Geld, mehr Grenzkontrollen. ARD. 24 sentjabrja 2015. URL: https://www.tagesschau.de/ ausland/fluechtingskrise-eu-chefs-105 .html.

[38] Merkel fordert eine Reform des Dublin-Systems. Handelsblatt. 24 aprelja 2015. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/fluechtlinge-in-europa-merkel-fordert-eine-reform-des-dublin-systems/11687424.html.

[39] Migrant crisis: Migration to Europe explained in graphics. URL: http://www.bbc.com/news/ world-europe-34131911.

[40] Niedersachsen verpflichtet Kommunen zur Flüchtlingsaufnahme. Die Zeit. 14 oktjabrja 2015. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2015-10/fluechtlingskrise-unterkunft-zelte-kaelte-niedersachsen-hamburg.

[41] Parallelgesellschaft. de. wikipedia.org. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Parallelgesellschaft.

[42] Schiltz C., Tauber A. Die Osteuropäer lassen Angela Merkel eiskalt abblitzen. Die Welt. 16 oktjabrja 2015. URL: http://www.welt.de/politik/ausland/article147664933/Die-Osteuropaeer-lassen-Angela-Merkel-eiskalt-abblitzen.html.

[43] Sinn fordert harte Reformen für Flüchtlinge. Frankfurter Allgemeine. 7 oktjabrja 2015. URL: http://www.faz.net/agenturmeldungen/unternehmensnachrichten/sinn-fordert-harte-reformen-fuer-fluechtlinge-13843969.html.

[44] Wie bekomme ich eine Arbeitserlaubnis? Die Voraussetzungen und das Verfahren — Ein Projekt zur Förderung der Integration von Flüchtlingen in Arbeit und Ausbildung. URL: http://fluechtlingsrat-bw.de/files/Dateien/Dokumente/Materialbestellung/2014-12-flyer%20 arbeitserlaubnis%20WEB.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.