#
RUDN Journal of Sociology. ISSN 2313-2272 (print), ISSN 2408-8897 (online) ТёстнйкРУДн"сёрйГсОЦИОЛОгП^
2023 Vol. 23 No. 2 378-383
http://journals.rudn.ru/sociology
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-378-383 EDN: PERQFK
Миграционный атлас Российской Федерации 2022*
Р.В. Маньшин1,2, Е.Е. Письменная1,3
'Российский университет дружбы народов,
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
2Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, ул. Фотиевой, 6, стр. 1, Москва, 119333, Россия
3Финансовый университет при Правительстве РФ,
Ленинградский просп., 49/2, Москва, 125167, Россия
(e-mail: manshin@list.ru; nikitaR@list.ru)
Аннотация. Статья представляет собой обзорную рецензию на «Миграционный атлас Российской Федерации», подготовленный коллективом авторов под научной редакцией С.В. Рязанцева (М.: ИТД «Перспектива», 2022. 180 с.). Рецензируемое издание стало результатом трехлетнего исследовательского проекта «Влияние иммиграции на этнодемографические процессы в Российской Федерации и подходы к совершенствованию миграционной политики в части стимулирования интеграции иммигрантов в российское общество». Авторы книги опираются на работы исследователей миграционных процессов и отечественных картографов, в доступной и наглядной форме представляя перемещения населения в России с момента распада СССР по настоящее время. В фокусе исследования находятся направления, масштабы, социально-демографическая структура и этнические особенности миграции в стране, в том числе в региональном разрезе. Издание выступает самостоятельным источником информации по некоторым редко исследуемым аспектам миграционных процессов и представляет собой удачный формат систематизации уже известных данных. Атлас предназначен для широкого круга читателей — государственных служащих, работников социальной сферы, ученых, преподавателей и студентов: авторы подготовили издание, доступное и интересное как специалистам с опытом изучения миграции, так и тем, кто только начинает знакомство с этой областью.
Ключевые слова: региональная миграция; этническая миграция; Российская Федерация; глобальная миграция; трудовая миграция; картография
Рецензируемое издание представляет собой комплексное исследование миграционных процессов и охватывает широкий спектр вопросов российской и международной миграционной действительности — от статистических данных до межгосударственных механизмов управления миграцией.
* © Маньшин Р.В., Письменная Е.Е., 2023
Статья поступила 21.02.2023 г. Статья принята к публикации 13.04.2023 г.
Авторы проекта решают амбициозную задачу систематизации различных практических аспектов миграции в нашей стране.
До сегодняшнего дня не существовало масштабного издания, которое объединяло бы в себе теоретические знания о миграции, актуальную статистику по внутрироссийской межрегиональной и международной миграции, практические сведения о миграционной инфраструктуре, сведения об этнической составляющей миграционных процессов и представляло бы эти данные в наглядной форме, доступной не только для специалистов, глубоко погруженных в тематику, но и для тех, кто не занят изучением миграции на регулярной основе, но сталкивается с ней в своей работе. Авторы адресуют атлас государственным служащим, дипломатам, работникам социальной сферы, ученым, преподавателям, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется миграцией в стране и мире.
Издание подготовлено в рамках проекта «Влияние иммиграции на этно-демографические процессы в Российской Федерации и подходы к совершенствованию миграционной политики в части стимулирования интеграции иммигрантов в российское общество»—это часть Программы фундаментальных и прикладных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности», однако круг вопросов, затронутых в атласе, заметно шире обозначенной темы.
В главе «Россия в глобальной и региональной миграции» приводятся краткие сведения о масштабах и направлениях миграции в мире, а российские внешние миграционные связи показаны в динамике — с момента распада СССР и связанной с ним возвратной миграции этнических русских из союзных республик до пандемии covid-19, существенно трансформировавшей потоки мигрантов во всем мире. Использование картографической информации и каскадных гистограмм позволило авторам добиться максимальной наглядности данных о миграционных процессах на постсоветском пространстве.
Глава «Показатели и статистика миграции» начинается с блока терминов и определений, используемых в изучении миграции. Безусловно, специалисты знакомы с этой информацией, однако авторы ориентируются на широкий круг читателей, включая тех, для кого вопросы, связанные с миграционными процессами, являются важной, но не каждодневной задачей (например, региональные чиновники). Такой подход способствует лучшему пониманию материала и делает издание более цельным. В этой главе подробно разобраны источники сведений о миграции в России, процесс легализации мигранта после прибытия на территорию России, отличия процедур для граждан стран ЕАЭС, а также трансформация этих данных в статистические материалы. Авторы анализируют процесс прохождения мигрантами всех процедур до момента вступления в российское гражданство, для наглядности оформляя его в блок-схемы, где можно проследить разницу между стандартной и упрощенной процедурой.
Несмотря на характер издания (атлас подразумевает в первую очередь систематизацию имеющихся данных), в нем присутствует авторский анализ и полемика с действующими в России правилами с точки зрения их влияния на качество собираемой статистическими службами информации. Проблемы «испорченной» статистики не в первый раз попадают в поле зрения исследователей миграции. Поскольку одним из потенциальных читателей издания являются государственные служащие, последовательное описание процесса учета миграционных данных и выявление в нем слабых мест с точки зрения последующего статистического использования позволяет рассчитывать на экспертную дискуссию относительно необходимого реформирования систем учета.
Обращает на себя внимание стремление авторов рассмотреть те аспекты международной и внутренней миграции, которые редко оказываются «вписанными» в общую картину миграции. Например, это образовательная миграция, а также такой сложный для изучения вид миграции, как усыновление российских детей иностранными гражданами. В атласе не только приводится статистика по данным видам перемещений, но и анализируются их юридические аспекты, включая законодательные изменения последних лет.
В целом представляет интерес скрупулезный подход авторов к изучению возможности сбора миграционной статистики через второстепенные и неочевидные на первый взгляд источники, например, данные Пенсионного фонда России, который публикует сведения о численности пенсионеров, получающих социальные трансферты за рубежом. В свете общеизвестных проблем с поиском необходимой информации атлас может стать и прямым указанием на возможные источники данных, и стимулом для самостоятельного поиска сведений в, казалось бы, неочевидных источниках.
В российской нормативно-правовой базе нет четкого определения миграционной инфраструктуры. Это понятие является достаточно молодым и стало сравнительно широко использоваться в западной научной литературе только в последние 5-10 лет [1]. В отечественных работах понятие миграционной инфраструктуры практически не встречается: по запросу «миграционная инфраструктура» в электронной библиотеке Е-НЬгагу обнаруживается всего 14 статей, что показывает недоисследованность данной темы. Авторы атласа посвятили ей главу, систематизируя информацию о пограничных переходах (воздушные, автомобильные, железнодорожные, морские, смешанные) и законодательной базе функционирования участков границы с разными странами, а также актуальные сведения о влиянии пандемии на работу пропускных пунктов и ключевые проблемы, с которыми сталкиваются мигранты при переходе границы.
Еще реже в отечественной литературе рассматривается внешняя миграционная инфраструктура, а авторы приводят сведения о представительствах российских государственных органов за рубежом, которые вовлечены в обеспечение легальной и регулярной миграции. Несмотря на то, что данный раздел носит скорее справочный характер, его наличие добавляет изданию
комплексности. Аналогичную задачу решают главы, посвященные паспортно-визовым отношениям России с другими странами, и глава о международных организациях, вовлеченных в глобальное управление миграцией.
Комплексный подход и стремление отразить в книге разнообразные аспекты миграционных процессов, дать представление о видах миграции, часто выпадающих из поля зрения исследователей, и проанализировать собранные данные о них — все это выгодно отличает «Миграционный атлас Российской Федерации» от аналогичных изданий. Яркий пример — разделы о маятниковой и трудовой миграции. В частности, вахтовая миграция — еще один малоизученный раздел: по запросу «вахтовая миграция» в «Е-НЬгагу» обнаруживается 72 публикации, а авторы сочетают данные Росстата (итоги выборочного обследования рабочей силы) и такой специфический источник, как данные компании «HeadHunter» («HH.ru») о спросе на вахтовую рабочую силу по регионам России, средней заработной плате вахтовиков по отраслям и профессиям и т.д. Данное направление исследований особенно интересно в контексте экспертных дискуссий о целесообразности государственных мер по поддержанию заселенности удаленных территорий (северных регионов, отдельных районов Сибири и Дальнего Востока).
Отдельно следует отметить главу, посвященную этнической миграции и диаспорам. Авторы проанализировали нормативно-правовую базу национальной политики России и влияние этнического многообразия на административно-территориальное деление страны. Информация о численности отдельных этнических групп и их расселении по регионам представлена в виде таблиц и карт, причем последние демонстрируют динамику изменений. На картах хорошо видны процессы поздней постсоветской миграции, когда доля выходцев из стран Средней Азии (в первую очередь таджиков, узбеков и киргизов) стремительно увеличилась практически во всех регионах России. Одновременно снижалась доля населения из европейской части бывших советских республик (украинцев, белорусов), что связано не только с миграционными процессами, но и с изменением самоидентификации населения. Представлены и те этнические группы, расселение которых в России до сих пор носит территориальный характер, — китайцы, корейцы, немцы и др.
Авторы представляют результаты исследования расселения этносов на основе центрографического метода и точечного способа изображения, которые позволили выявить основные тенденции в расселении и выделить три группы этносов — со стабильными ареалами, быстрыми и медленными темпами изменениями ареалов расселения. Этот подход можно использовать в реализации национальной политики Российской Федерации, направленной на сохранение этнического многообразия страны.
Не менее важно изучение российской диаспоры за рубежом — особенностей ее формирования («волны» эмиграции), основных направлений и количества мигрантов, степени вовлеченности в единое сообщество соотечественни-
ков, самоидентификации. Авторы уточняют критерии «российской», «русской» или «русскоязычной» диаспоры и связанной с ней русскоязычной экономики, делая вывод, что зачастую термин «диаспора» не применим к русскоговорящим сообществам за рубежом. Так, из шести используемых У Сафраном характеристик диаспоры [2] к русскоязычному сообществу за рубежом вряд ли можно отнести наличие единого образа родины, стремление к возвращению и обладание этнонациональным сознанием, связанным со страной исхода. Авторы делают вывод о целесообразности изучения не диаспоры как таковой, а русскоязычной экономики, которая удивительным образом впитывает более широкий круг мигрантов, чем могла бы включить любая диаспора, сформированная по этническому или национальному (гражданство) принципу. В данном разделе представлены результаты исследований авторов — экспертных опросов сотрудников российских дипмиссий и консульств, представителей культурных и языковых центров за рубежом. Ценность представляют данные о сообществах/кластерах русскоязычной экономики за рубежом, поскольку сведений о них в отечественной литературе сравнительно немного, а широкомасштабным изучением данного явления по всем странам мира не занимаются ни исследователи, ни сотрудники российских ведомств.
Атлас органично продолжает работу демографов, социологов, географов и экономистов из Института демографических исследований ФНИСЦ РАН и Северо-Кавказского федерального университета в сфере международной миграции — это изучение двусторонних связей России с соседними странами и крупнейшими мировыми государствами, внутрироссийских миграционных процессов, этнических миграций, международного управления миграционными потоками и других вопросов. Авторы провели большую работу по сбору статистических данных и систематизации законодательной базы и фактической информации о миграционной инфраструктуре. Но более значима аналитическая работа авторов и картографов по наглядному представлению имеющихся материалов с помощью анаморфических карт, отображения центров тяжести миграций и скопления групп, каскадных диаграмм и т.д. Сочетание текстовой и визуальной информации, представленной на русском и английском языках, существенно повышает доступность сведений для читателя.
Авторы провели вторичный анализ (в отдельных главах присутствуют ссылки на исследования авторов в рамках данного или других проектов), однако масштаб работы по систематизации источников, актуализации данных и выстраиванию концептуальной модели миграции позволяют говорить о самостоятельном исследовании, которое должно занять достойное место в отечественной научной литературе.
Информация о финансировании
Публикация выполнена в рамках проекта № 060120-2-174 Системы грантовой поддержки научных проектов РУДН.
Библиографический список
1. Xiang B., Lindquist J. Migration infrastructure // International Migration Review. 2014. Vol. 48.
2. Safran W. Diasporas in modern societies: Myths of homeland and return // Diaspora: Journal of Transnational Studies. 1999. Vol. 1. No. 1.
DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-378-383 EDN: PERQFK
Migration atlas of the Russian Federation 2022*
R.V. Manshin1,2, E.E. Pismennaya1,3
'RUDN University,
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia
institute for Demographic Research of FCTAS RAS, Fotievoy St., 6-1, Moscow, 119333, Russia
3Financial University under the Government of the RF,
Leningradsky Prosp., 49/2, Moscow, 125167, Russia
(e-mail: manshin@list.ru; nikitaR@list.ru)
Abstract. The article is a review of the Migration Atlas of the Russian Federation prepared by a team of authors under the scientific editorship of S.V. Ryazantsev (Moscow: ITD "Perspektiva", 2022. 180 p.). The atlas is a result of the three-year research project "The impact of immigration on the ethnic-demographic processes in the Russian Federation and approaches to improving the migration policy concerning the integration of immigrants into the Russian society". The authors use the results of the migration and cartographic studies to present in an accessible visual form the migrations of the Russian population since the collapse of the USSR to the present. The authors focus on the directions, scale, social-demographic structure and ethnic features of the Russian migrations, including in the regional perspective. The atlas is both a source of information on some rarely studied aspects of migration and a successful presentation of the already known data in a systematic form. The atlas will be useful for different readers — civil servants, social workers, scholars, teachers and students, because the authors succeeded in presenting the migration data in an accessible and interesting form for both experienced researchers of migration and those who just start their studies in this field.
Key words: regional migration; ethnic migration; Russian Federation; global migration; labor migration; cartography
Funding
This publication has been supported by the RUDN University Scientific Projects Grant System. Project No. 060120-2-174.
* © R.V Manshin, E.E. Pismennaya, 2023
The article was submitted on 21.02.2023. The article was accepted on 13.04.2023.