Научная статья на тему 'Миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере БГУ'

Миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере БГУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
615
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / СТУДЕНТЫ-ВЫПУСКНИКИ / РЫНОЧНАЯ АДЕКВАТНОСТЬОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денисов А. Ю., Белов А. А., Котленок Н. Ф.

Освещены результаты социологического исследования миграционных установок студентов-выпускников БГУ 2011/2012 учебных годов. Приводятся данные о том, что абсолютное большинство иногородних студентов-выпускников не планирует возвращаться в свои населенные пункты, а желают переехать в Минск или другой крупный город. Также среди белорусских выпускников широко распространена ориентация на внешнюю трудовую миграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Денисов А. Ю., Белов А. А., Котленок Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUANDS’ MIGRATION POLICY OF FULL-TIME TUITION THROUGH THE EXAMPLE BSU

In the article are highlighted sociological research results of graduands’ migration policy of BSU in 2011/2012. It is provided data for that the overwhelming majority of graduands’ from another city do not plan to return in their populated places, but prefer moving to Minsk or another major city. Also the commitment to foreign labour migration is widely used among Belarusian graduands’.

Текст научной работы на тему «Миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере БГУ»

А. Ю. ДЕНИСОВ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

А. А. БЕЛОВ,

Белорусский государственный университет, г. Минск

Н. Ф. КОТЛЕНОК,

Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси, г. Минск

миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере бгу

Освещены результаты социологического исследования миграционных установок студен-тов-выпускников БГУ 2011/2012 учебных годов. Приводятся данные о том, что абсолютное большинство иногородних студентов-выпускников не планирует возвращаться в свои населенные пункты, а желают переехать в Минск или другой крупный город. Также среди белорусских выпускников широко распространена ориентация на внешнюю трудовую миграцию.

Ключевые слова: миграционные установки, студенты-выпускники, рыночная адекватность образования.

На данный момент в Республике Беларусь продолжается интенсивный процесс миграции из менее крупных населенных пунктов в более крупные (районные и областные центры, столицу) [1, с. 95-96]. Так как в структуре миграции превалируют лица молодых возрастов [2, с. 12-15], то данный процесс обусловливает ухудшение территориальных половозрастных диспропорций населения. Также процесс внутренней миграции способствует неравномерному распределению молодых специалистов с высшим образованием, что нашло свое отражение в Законе о демографической безопасности [3, с. 5], где одной из задач провозглашается «привлечение и закрепление специалистов в сельской местности». Это означает, что на государственном уровне осознана проблема возврата молодых специалистов на место жительство до поступления в вуз после получения специальности. Актуальность заявленной проблемы обусловила проведение социологического исследования на предмет выявления реальных миграционных установок студентов-выпускников белорусских вузов.

Исследование проводилось в период с 5 октября 2011 г. по 15 июня 2012 г. Центром социологических исследований при Первичной профсоюзной организации студентов БГУ. В ходе исследования проводился массовый групповой опрос студентов-выпускников БГУ 2011/2012 учебного года. Исследова-

тельское значение БГУ определяется его особым статусом. Этот крупнейший вуз республики осуществляет подготовку по всем образовательным профилям и широкой номенклатуре специальностей (61 специальность и 81 направление специальности). Большое количество специальностей позволяет предполагать, что получены типичные данные для студентов-выпускников (т. е. студентов последнего года обучения) как особой социальной группы. Это условие было бы нереализуемо в случае включения в выборочную совокупность представителей узкоспециализированных вузов (например, Академии МВД, БГМУ, БГАТУ), поскольку возможно значительное влияние специфики получаемой специальности на распределение изучаемых признаков. В то время как в БГУ можно обоснованно предполагать, что большое количество специальностей погашает особенности каждой специальности в отдельности, что позволяет фиксировать общую тенденцию распределения ответов респондентов.

Объем выборочной совокупности составил 935 человек. Выборочная совокупность конструировалась методом расслоенного систематического отбора. В качестве контрольных использовались 6 признаков (профиль обучения, факультет, пол, источник оплаты за обучение, успеваемость, место жительства до поступления в вуз). При доверительном интервале 99 % для параметрических критериев были подтверждены гипотезы об отсутствии статистически значимых различий между выборочной и генеральной совокупностями, что позволяет сделать вывод о высоком уровне репрезентативности полученной выборочной совокупности. Более детальное описание построения выборки представлено в итоговом отчете о проведенном исследовании [4, с. 46-52].

Внутренняя миграция. Для выявления установок на внутриреспубликан-скую миграцию, студентов-выпускников просили указать их место жительства до поступления в БГУ и планируемое место жительства после окончания университета. Распределение ответов представлено в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов, указавших место жительства

до поступления в БГУ

Место жительства до поступления в БГУ

Минск Областной центр Районный центр Малый город Сельская местность Затруднились ответить Всего

360 102 258 101 98 0 919

Таблица 2. Распределение ответов респондентов, указавших планируемое место жительства после окончания вуза

Планируемое место жительства после окончания БГУ

Минск Областной центр Районный центр Малый город Сельская местность Затруднились ответить Всего

664 58 44 10 10 133 919

По итогам анализа перекрестного распределения ответов на указанные вопросы можно констатировать следующие факты:

1) Среди выпускников БГУ 2012 г. почти 61 % составляют иногородние (т. е. лица, не проживавшие в Минске на постоянной основе до момента поступления в вуз).

2) Только 11,4 % от общего числа иногородних студентов-выпускников планируют вернуться в свои населенные пункты.

3) Спецификация желающих вернуться позволяет выявить закономерность: в общем случае, с ростом территориально-административного значения населенного пункта, из которого прибывают учиться студенты БГУ, уменьшается распространенность миграционной установки на возврат в свой тип населенного пункта.

обратно в свой тип населенного пункта желает вернуться лишь каждый десятый студент из сельской местности и малого города;

каждый шестой студент из районного центра;

каждый второй студент из областного центра.

4) В случае установки на смену места жительства абсолютное большинство студентов планирует переехать в более крупный городской центр (среди ориентированных на переезд лишь в 2,7 % планируют уехать в населенный пункт меньший по размерам, чем место их выбытия).

5) Особым центром притяжения является Минск: среди тех, кто планирует сменить место жительства, почти 86 % планируют остаться после окончания обучения в Минске.

В контексте внутриреспубликанской миграции от установок иногородних студентов значительно отличаются установки минчан. Для них характерны низкая склонность к территориальной мобильности: менее 1,5 % студентов-выпускников планируют по окончании обучения переехать из Минска в менее крупные населенные пункты и сравнительно малая часть студентов, затрудняющихся указать планируемое место жительства после окончания вуза (менее 5 % студентов против 23 % у иногородних).

В ходе проведенного анализа было также установлено отсутствие статистически значимых связей с рядом социально-демографических характеристик студенческой молодежи:

1) Установка на миграцию в Минск не связана (здесь и в последующих пунктах речь идет только о статистически значимых связях) с полом иного -родних студентов: 77 % респондентов мужского пола и 70 % респондентов женского пола ориентированы на миграцию в Минск.

2) Установка на миграцию в Минск не связана с источником оплаты за обучение: 69 % иногородних студентов, обучающихся на платной основе, и 75 % -на бюджетной, ориентированы на миграцию в Минск.

3) Установка на миграцию в Минск не связана с профилем обучения: 71 % иногородних студентов социально-гуманитарного профиля и 74 % естественно-научного ориентированы на миграцию в Минск.

4) Установка на миграцию в Минск не связана с успеваемостью респондентов.

Так как аналитическое расслоение массива студентов-выпускников по объективным характеристикам (пол, успеваемость и т. д.) не позволило выявить

наличие статистически значимых связей, то разумно предположить, что причинно-следственное объяснение лежит не в сфере специфических признаков различных групп студентов (разделение на мужчин и женщин, отличников и неотличников и т. д.), а в сфере общих характеристик студенчества как единой социальной группы. По результатам нашего исследования выявлено, что таким синтетическим признаком студентов-выпускников выступает индивидуально-прагматическая направленность в поиске места будущего трудоустройства.

После проведения кластерного анализа ценностных ориентаций студен-тов-выпускников при выборе места будущего трудоустройства было выявлено наличие в их сознании двух кластеров ценностных ориентаций (см. рис. 1). В первый кластер вошли ценности оплаты труда и интересной работы. Во второй кластер: значимость семьи, стабильной работы, работы по специальности, значимость пользы обществу. Таким образом, в сознании респондентов интересная работа смыкается с оплатой труда, образуя семантическое единство, которое качественно отличается от ценностей из второго кластера. В итоге, каждый кластер представляет определенную направленность ценностных ориентаций. Первая направленность может быть определена как «индивидуально-прагматическая».

Приоритет определенной направленности для студентов-выпускников можно выявить через анализ средних оценок значимостей ценностных ориентаций.

Так, согласно рисунку 2, ценностные ориентации студентов-выпускников при трудоустройстве в порядке убывания степени значимости делятся на три подгруппы (шестибалльная шкала, где 6 - максимальная значимость):

высокая значимость (от 4 и выше) - оплата труда; интересная работа;

средняя значимость (от 3 до 4) - семья;

низкая значимость (менее 3) - стабильная работа; работа по специальности; польза обществу.

Таким образом, индивидуально-прагматическая направленность ценностных ориентаций является наиболее значимой в сознании студентов-выпуск-ников. Это позволяет предположить, что характер миграционных установок

о

5

10

10

Оплата труда 2

Интересная работа 6

Семья 1

Стабильная работа 4 Польза обществу 5

Работа по специальности 3

Рис. 1. Дендрограмма результатов кластерного анализа ценностных ориентаций

студентов-выпускников

Значимость пользы обществу Значимость работы по специальности Значимость стабильной работы Значимость семьи Значимость интересной работы Значимость оплаты труда

1 2 3 4 5 6

Рис. 2. Средние оценки значимости для студентов-выпускников различных аспектов выбора места будущей работы (где 1 - наименьшая значимость; 6 - наибольшая значимость)

тесно связан с возможностью того или иного типа населенных пунктов в большей мере реализовывать данную направленность.

Однако необходимо сделать ремарку: миграционные установки характеризуют только желаемое действие, а не реальное поведение. Для фиксации степени реализации миграционных ориентаций необходимы дополнительные исследования. В то же время очевидно, что БГУ выполняет в значительной степени функцию притяжения в столицу образованной высокомобильной молодежи, которая в большинстве своем не пожелает возвращаться в другие населенные пункты, не предоставляющие таких возможностей, как Минск и областные центры. Этот же вывод в качестве обоснованной проведенным исследованием гипотезы можно обобщить на большинство университетов республики, которые также группируются в крупных городах.

Итак, можно зафиксировать основное противоречие наблюдаемой ситуации. С одной стороны, явной функцией системы высшего образования в рамках государственной политики в сфере подготовки кадров является обеспечение высококвалифицированными специалистами всех регионов и типов населенных пунктов страны. С другой стороны, в современных условиях обучение в вузе связано с наличием миграционной установки на переезд в более крупный населенный пункт. Так, переезд в более чем в 97 % случаев планируется осуществить в более крупный город, что в перспективе может как способствовать ухудшению демографической ситуации на периферии, так и обусловить региональную нехватку компетентных высококвалифицированных специалистов.

Это противоречие позволяет вновь актуализировать вопрос о разработке мер стимуляции долговременного добровольного трудоустройства специалистов необходимых специальностей вне Минска и крупных областных центров. Также необходимо дальнейшее изучение характера и степени реализации миграционных установок и демографических характеристик мигрантов в режиме специального мониторинга с более специфицированными опросниками. Это позволит, во-первых, более точно отслеживать структурные характеристики миграционных процессов; во-вторых, более эффективно строить аналитические и функциональные демографические прогнозы; в-третьих, выработать научно обоснованные рекомендации в контексте государственной демографической политики, а также государственного регулирования рынка труда.

Внешняя миграция. Помимо выявления установок на внутриреспубликан-скую миграцию, студентам-выпускникам задавались вопросы по выявлению установок на внешнюю миграцию. Прежде чем рассмотреть результаты опроса, необходимо отметить, что установки на внутриреспубликанскую миграцию реализуются студентами несравненно проще, а потому полнее, нежели установки на внешнюю миграцию. Это связано с объективными обстоятельствами: в зависимости от страны прибытия внешняя миграция связана с проблемой языкового барьера, сменой культурного окружения, проблемой оформления документов при трудоустройстве и т. д. Однако данные по установкам на внешнюю миграцию могут оказаться достаточно полезными в качестве одного из индикаторов уровня и характера развития патриотических чувств студентов-выпускников, отношения к общей социально-экономической ситуации в стране. Также подобные данные могут послужить для формулировки вполне обоснованных гипотез для будущих специальных исследований в контексте формирования возможного миграционного потока из Беларуси в страны Европейского союза и СНГ (при упрощении визового режима и поощрении трудоустройства, по примеру современной Польши, Литвы, Латвии и других стран «Новой Европы»).

Студентам-выпускникам задавался вопрос о том, как они относятся к перспективе постоянного трудоустройства за границей. Распределение ответов на этот вопрос представлено на рис. 3.

В соответствии с рис. 3 все студенты-выпускники БГУ в зависимости от характера установки на трудоустройство за границей делятся на три количественно неравные группы.

Наиболее распространенной (50,8 %) является группа студентов-выпуск-ников с рационально-прагматической установкой на трудоустройство за рубежом: они готовы трудоустроиться, если условия работы окажутся более благоприятными, чем на родине. Члены этой группы получили условное название «рациональные».

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Не стану ни Готов при Готов при Готов при Уеду при

при каких более прочих равных менее первой

условиях выводных условиях выгодных возможности

условиях условиях

Рис. 3. Распределение студентов-выпускников по характеру миграционной установки на постоянное трудоустройство за границей, %

Вторую по величине группу (33,7 %) составляют студенты-выпускники, желание которых трудоустроиться за рубежом не связано с прагматической установкой на более выгодные условия труда: представители данной группы рассматривают трудоустройство за границей как самоцель, что выражается в их желании покинуть свою страну, даже если условия труда здесь будут не хуже, чем за рубежом. Члены этой группы получили условное название «беженцы».

Наиболее малочисленную группу (15,5 %) составляют студенты-выпускники, которые не готовы покинуть страну даже при более выгодных условиях работы за рубежом. Члены этой группы получили условное название «патриоты».

Анализ причин формирования подобных миграционных установок был ограничен описательной ориентацией исследования. Тем не менее была обнаружена статистически значимая связь между студенческими оценками рыночной адекватности получаемого образования и характером установок на внешнюю миграцию.

Рыночная адекватность является интегральной переменной, полученной с помощью факторного анализа (методом главных компонент) и объединившей четыре переменные: оценку востребованности получаемой специальности на рынке труда; оценку качества теоретической подготовки по специальности; оценку качества практической подготовки по специальности; оценку достаточности полученных в вузе знаний для успешного трудоустройства по специальности. Подробно о применении факторного анализа в данном исследовании можно прочитать в работе [4, с. 66-69]. После получения факторов для всех респондентов было рассчитано индивидуальное значение новой переменной, измеренное по 10-балльной шкале (где 1 - оценка респондентами того, что образование совершенно неадекватно рыночной ситуации; 10 - получаемое образование в полной мере соответствует требованиям рынка).

Статистически значимая связь между индивидуальными значениями оценок рыночной адекватности и типами миграционных установок («рацио -нальная», «беженец» и «патриот») была выявлена с помощью однофакторного дисперсионного анализа ^N0X^1. В качестве фактора выступили оценки рыночной адекватности, а в качестве зависимой переменной - принадлежность к одному из типов миграционных установок. Анализ проводился с использованием апостериорного критерия Тамхейна (так как уровень значимости критерия Ливиня Sig = 0,023, т. е. подтвердилась альтернативная гипотеза о разнице дисперсий) (табл. 3).

Из полученных данных следует, что для «патриотов» характерна наиболее высокая оценка рыночной адекватности получаемого образования, статистически значимо отличающаяся от других типов. Между типами «рациональный» и «беженец» статистически значимых различий не обнаружено. Отсюда можно сделать вывод о том, что при прочих равных уменьшение уровня оценки студентами рыночной адекватности получаемого образования статистически значимо связано с формированием миграционной установки для выезда за рубеж. Таким образом, основываясь на полученных выводах, можно заклю-

чить, что оценка студентами качества высшего образования, которое конкретизируется для них (в первую очередь) в востребованности получаемой специальности, в определенной степени определяет их отношение к собственной стране и желание ее покинуть.

Таблица 3. Результаты однофакторного дисперсионного анализа

Типы миграционных установок Разница средних Статистическая значимость различий

Патриоты Рациональный 0,739* 0,026

Беженцы 0,758* 0,039

Рациональный Патриоты 0,739 * 0,026

Беженцы 0,019 1,000

Беженцы Патриоты 0,758* 0,039

Рациональный 0,019 1,000

П р и м е ч а н и е. * Значимость на уровне р < 0,05.

В завершение стоит отметить, что связь миграционных установок с признаком «рыночная адекватность образования» ни в коем случае не исчерпывает причинную обусловленность формирования установки на выезд за рубеж. Полное раскрытие проблемы возможно лишь при проведении специализированного исследования.

Основные выводы. Установки на внутреннюю миграцию:

1. Только 11,4 % от общего числа иногородних студентов-выпускников планируют вернуться в свои населенные пункты.

2. В общем случае, с ростом территориально-административного значения населенного пункта, из которого прибывают учиться студенты БГУ, уменьшается распространенность миграционной установки на возврат в свой тип населенного пункта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обратно в свой тип населенного пункта желает вернуться лишь каждый десятый студент из сельской местности и малого города;

каждый шестой студент из районного центра;

каждый второй студент из областного центра.

3. Характер миграционных установок может быть объяснен индивидуально-прагматической направленностью ценностных ориентаций студентов-вы-пускников при выборе места будущего трудоустройства и возможностью для ее удовлетворения каждого типа населенного пункта.

Установки на внешнюю миграцию:

1. Студенты-выпускники, которые не готовы покинуть страну даже при более выгодных условиях работы за рубежом, составляют относительное меньшинство (15,5 %) по сравнению с другими типами установок на внешнюю миграцию.

2. При прочих равных уменьшение уровня оценки студентами рыночной адекватности получаемого образования статистически значимо связано с формированием миграционной установки для выезда за рубеж.

Литература

1. Республика Беларусь: стат. ежегодник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2011. - 633 с.

2. Миграция населения Республики Беларусь / М. И. Артюхин [и др.]; под. общ. ред. Г. М. Евелькина; Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 182 с.

3. О демографической безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2002 г. № 80-З: текст по состоянию на 28 марта 2007 г. / Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tammby.narod.ru/belarus-zakon/ zakon_80-2002.htm. - Дата доступа: 22.10.2012

4. Белов, А. А. Стратегии профессионального трудоустройства студентов-выпускников Белорусского государственного университета: по результатам социологического исследования / А. А. Белов, А. Ю. Денисов, Н. Ф. Котленок. - Минск: Право и экономика, 2012. - 77 с.: ил.

А. Y. DENIsoV a. A. BELoV, N. F. KoTLENoK

graduands’ migration policy of full-time tuition through the example bsu

Summary

In the article are highlighted sociological research results of graduands’ migration policy of BSU in 2011/2012. It is provided data for that the overwhelming majority of graduands’ from another city do not plan to return in their populated places, but prefer moving to Minsk or another major city. Also the commitment to foreign labour migration is widely used among Belarusian graduands’.

Key words: migrational orientations, graduands, market adequacy of education.

Поступила 25.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.