Научная статья на тему 'Миграционные процессы в январе-июле 2015 г. '

Миграционные процессы в январе-июле 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
migration processes / long-term migra- tion / foreign labor migration / domestic migration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лилия Карачурина

Общие итоги миграции за январь–июль 2015 г. показывают достаточно стабильную ситуацию. Миграционный прирост страны составил 131,4 тыс. человек. Это всего на 11,5 тыс. человек (9 п.п.) меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Основные изменения в структуре миграционных связей России заключаются в том, что впервые за много лет ее обмен с Узбекистаном стал отрицательным. Ныне в миграционном приросте безоговорочно лидирует Украина, на которую приходится 65% всей нетто-миграции. Количество оформленных патентов для работы за первые девять месяцев текущего года сократилось относительно соответствующего периода предыдущего почти на четверть. Между тем как, в связи с отменой для иностранцев из безвизовых стран разрешений на работу и переходом на патенты не только для физических (что было и в прошлом году), но и для юридических лиц – при стабильной по отношению к 2014 г. ситуации, – оно должно было бы вырасти. Почти в 3 раза сократилось число выданных разрешений на работу для высококвалифицированных и квалифицированных специалистов. Таким образом, показатели, демонстрируемые внешней трудовой миграцией, в отличие от долговременной, явно указывают на кризисные черты российской экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration in Russia in January􏰀July 2015

For January-July 2015, overall migration results demonstrate a rather sustainable situation. Migration growth constituted 131.4 thousand persons. This is barely 11.5 thousand less (9 p.p.) than for the same period last year. Major changes taking place in Russia’s migration pattern consist in the fact that for the first time over many years migration exchange with Uzbekistan has come out negative. The Ukraine is undoubtedly leading in the migration increment whose share amounts to 65% of the total net-migration. Over nine months of the current year, total number of issued work patents has shrunk by a quarter. After all, due to the replacement of work permits for visa-free citizens with work patents system not only for employment by individuals (existed last year) but also by legal entities in a stable situation, migration flow should have grown. Nearly threefold fell the number of issued work permits for highly qualified and qualified specialists. Thus, indicators registered by external labor migration compared to long-term one clearly indicate to the crisis features in the Russian economic system.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в январе-июле 2015 г. »

Миграционная политика

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯНВАРЕ-ИЮЛЕ 2015 Г.

Лилия КАРАЧУРИНА, канд. геогр. наук

Общие итоги миграции за январь—июль 2015 г. показывают достаточно стабильную ситуацию. Миграционный прирост страныI составил 131,4 тыс. человек. Это всего на 11,5 тыс. человек (9 п.п.) меньше, чем за аналогичны/й период 2014 г Основные изменения в структуре миграционных связей России заключаются в том, что впервые за много лет ее обмен с Узбекистаном стал отрицательным. Ныне в миграционном приросте безоговорочно лидирует Украина, на которую приходится 65% всей нетто-миграции.

Количество оформленных патентов для работы за первые девять месяцев текущего года сократилось относительно соответствующего периода предыдущего почти на четверть. Между тем как, в связи с отменой для иностранцев из безвизовых стран разрешений на работу и переходом на патентыI не только для физических (что было и в прошлом году), но и для юридических лиц — при стабильной по отношению к 2014 г ситуации, — оно должно было быI вы/расти. Почти в 3 раза сократилось число выданных разрешений на работу для высококвалифицированных и квалифицированных специалистов. Таким образом, показатели, демонстрируемые внешней трудовой миграцией, в отличие от долговременной, явно указывают на кризисные чертыI российской экономической системыI.

Долговременная миграция

На первый взгляд общие итоги миграции за январь-июль 2015 г. демонстрируют достаточно

стабильную картину. Миграционный прирост страны составил за этот период 131,4 тыс. человек. Это всего на 11,5 тыс. человек (9 п.п.) меньше, чем за тот же временной отрезок предыдущего года. Снижение произошло не за счет уменьшения числа прибывших (как можно было бы ожидать в условиях кризиса и девальвации национальной валюты - здесь ситуация обратная: прибытие из стран СНГ даже возросло, а из стран дальнего зарубежья1 - осталось неизменным), а за счет числа выбытий.

С точки зрения статистики выбытия изменились значительнее - они выросли и достигли почти 200 тыс. человек против 171 тыс. за аналогичный период прошлого года. Но поскольку и здесь основные изменения коснулись обмена со странами СНГ, а не эмиграции в страны дальнего зарубежья (всплеск которой ожидался), то можно предположить, что общие параметры миграции все-таки отражают ранее намеченные (докризисные) и реализованные миграционные события, с запаздыванием отражаемые статистикой, а также являются результатом действия методики миграционного учета, действующей с 2011 г.2.

Отмечать кризисные явления в миграции могли бы фиксируемые изменения в сложившейся структуре миграционных связей по странам. Однако и здесь «чистое» влияние кризиса смазано двумя важными обстоятельствами: событиями на Украине и изменением правил пребывания и работы для трудовых мигрантов из безвизовых стран, произошед-

1 Статистически к этой группе стран отнесены также страны Балтии и Грузия.

2 Подробнее об этом см.: Карачурина Л. Миграционная политика и миграционные процессы // Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. Вып. 35. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 333-349.

шим с 1 января 2015 г. Иначе говоря, в миграционный прирост России по ныне действующим правилам учета включаются все мигранты, которые регистрируются на срок свыше 9 месяцев; трудовые мигранты (обычно описываемые как «временные трудовые») могут присутствовать и в этой так называемой «постоянной», или «долговременной», миграции и влиять на ее статистические параметры.

Основные изменения в структуре миграционных связей России заключаются в том, что впервые за много лет ее обмен с Узбекистаном стал отрицательным. Долгое время это направление было не просто положительным, но неизменно одним из самых мощных — пропорциональным удельному весу населения этой страны не только в Центрально-Азиатском

регионе, но и вообще среди стран СНГ. Еще год назад миграционный прирост в обмене с Узбекистаном был положительным для России и занимал второе место. Ныне же в миграционном приросте безоговорочно лидирует Украина, на которую приходится 65% всей нет-то-миграции. (См. табл. 1.)

В целом степень доминирования в миграционном приросте России одной страны над всеми остальными стала сегодня такой, какой она была в период вынужденных миграций в начале 1990-х годов. Если исключить Украину из объема всей нетто-миграции России, то окажется, что в январе-июле 2015 г. страна приросла всего на 47,5 тыс. человек, тогда как такое же измерение за аналогичный период прошлого года выводит на 114,0 тыс. человек.

Таблица 1

Миграционный прирост России в январе-июле 2008-2015 гг., тыс. человек

2008г. 2009г. 2012г. 2014г. 2015г.

Всего 145,6 152,5 167,1 142,9 131,4

Со странами СНГ 141,2 148,6 152,5 135,4 128,8

в том числе:

Азербайджан 13,3 13,2 10,7 8,6 6,2

Армения 20,8 21,7 17,8 14,6 13,0

Белоруссия 1,1 1,7 7,0 4,4 2,7

Казахстан 20,1 20,8 20,0 23,1 19,3

Киргизия 13,7 14,0 15,7 9,4 3,3

Республика Молдова 8,6 9,3 9,9 9,5 9,4

Таджикистан 11,2 16,3 17,4 11,1 4,0

Туркмения 2,3 1,9 1,8 1,4 1,0

Узбекистан 25,4 25,7 31,7 24,5 -14,0

Украина 24,7 24,0 20,5 28,8 83,9

Со странами дальнего зарубежья 4,4 3,9 14,6 7,5 2,6

в том числе:

Германия -0,8 -0,8 0,3 -0,4 -0,3

Грузия 5,2 4,2 4,0 2,2 2,1

Китай 0,7 0,4 2,4 1,9 -1,0

Латвия 0,3 0,3 0,6 0,4 0,3

Литва 0,1 0,1 0,3 0,1 0,1

США -0,7 -0,5 -0,2 -0,5 -0,3

Эстония 0,1 0,2 0,5 0,1 0,2

Примечание. С 2011 г. порядок статистического учета был изменен. Источник: расчеты автора по: Социально-экономическое положение России. 2009, 2012, 2015 гг. (январь-август). -М.: Росстат, 2009, 2012, 2015.

Более всего сократилась нетто-миграция со странами Центральной Азии: в 2,8 раза - с Киргизией, в 2,7 раза - с Таджикистаном, коренным образом, как мы уже отмечали, - с Узбекистаном.

В обмене с дальним зарубежьем аналогичная узбекскому направлению смена знака нет-то-миграции произошла с Китаем, причем она вызвана не столько снижением прибытий (на 15,5 п.п.), сколько ростом выбытий (на 49 п.п.).

Статистические данные о реальном положении в эмиграции из России, как и раньше, маскируются формами отъезда и форматом собираемых данных - через временную работу, на стажировку, на учебу, в качестве да-уншифтеров или рантье, но в любом случае почти всегда без снятия с регистрационного учета.

При этом, с одной стороны, согласно данным московских риелторов, во втором полугодии 2014 г. спрос на недвижимость в Европе со стороны россиян вырос на 7 п.п. по сравнению с первым полугодием того же года3 и ленты информационных агентств регулярно сообщают об отъезде из страны бизнесменов, актеров, топ-менеджеров и пр. С другой стороны, небывалое единообразие суждений об эмиграционных намерениях россиян показывают данные различных социологических центров. Так, регулярное обследование эмиграционных намерений россиян, проведенное «Левада-Центром» в середине сентября 2015 г., продемонстрировало один из самых низких уровней готовности к эмиграции (11%4) за всю историю наблюдений (с октября 1990 г.). Примерно столько же (13%) «скорее» хотели бы переехать на постоянное жительство в дру-

гую страну и по результатам июльского (2015 г.) опроса ВЦИОМа. Причем аналогичные «низкие» настроения в «Левада-Центре» наблюдали в апреле 2009 г. (13%), т.е. в разгар предыдущего кризиса5.

Социолог и директор «Левада-Центра» Л. Гудков связывает это с «политикой и всплеском патриотизма», а также с первой реакцией на вхождение в кризис: «Люди предпочитают осмотреться в новых условиях и только потом решать, эмигрировать им или нет. Сразу после кризиса 2009 г. последовала эмиграционная волна 2011-2014 гг. (готовых остаться было 69-77%, а уехать - около 22%). Такую же картину мы сможем наблюдать и в 2016-2017 гг.»6. Руководитель ВЦИОМа В. Федоров объясняет полученные результаты тем, что многие россияне «пострадали от санкций, свертывания связей с Западом», но это лишь «одна сторона медали», большая часть граждан понимает, что ехать «некуда», а «у Запада масса своих проблем», в том числе с миграцией7.

Миграция для граждан Украины до 1 августа 2015 г. осуществлялась в соответствии с особым льготным режимом пребывания. Он позволял находиться в России фактически неограниченное время8 без выезда из страны, получения новой миграционной карты и повторного обращения в органы ФМС России -как это требуется для граждан других стран СНГ. Кроме того, последние не могут находиться в России более 180 дней в году. С 1 августа 2015 г. права граждан Украины по пребыванию в России уравнялись с правами граждан других стран СНГ. До 30 ноября текущего года украинские мигранты, кроме прибывших

3 Сорокин Э. На выход // Новые известия. 2015. 24 февраля.

4 «Запад»: восприятие и стремление эмигрировать / Левада-Центр. 13.10.2015: http://www.levada.ru/2015/10/13/zapad-vospriyatie-i-stremlenie-emigrirovat/

5 Кризис вынудил россиян забыть об эмиграции / Левада-Центр. 20.03.2015: http://www.levada.ru/2015/03/20/krizis-vynudil-rossiyan-zabyt-ob-emigratsii/

6 Там же.

7 Корченкова Н. Россияне не готовы уезжать // Коммерсантъ. 2015. 13 июля.

8 Точнее, граждане Украины независимо от своего статуса могли находиться в России до 90 дней, затем этот срок мог продлеваться каждые три месяца автоматически.

в экстренном порядке из юго-восточных регионов Украины9, должны обратиться в органы ФМС России для оформления документов для работы в стране. Как будет проходить переход украинских мигрантов с льготного режима в обычный, пока непонятно.

Сейчас, по данным ФМС России, на территории РФ находятся около 2,6 млн. граждан Украины10, из них примерно 1 млн. человек -из ее юго-восточных регионов11. Основная масса жителей последних обратилась за временным убежищем (395,1 тыс. человек) и разрешением на временное проживание (260 тыс. человек)12.

Региональный анализ миграции за январь-июль 2015 г., так же как и другие общие показатели миграции, является не столько индикатором кризиса, сколько характеризует прошлогодние миграционные тенденции, так как почти все изменения в миграционном приросте регионов связаны не с прибытиями (характеристика данного года), а с выбытиями (результат постановки на регистрационный учет в предыдущий год). Например, сокращение миграционного прироста Калужской области с 4,9 тыс. человек за январь-июль 2014 г. до 0,2 тыс. человек за соответствующий период 2015 г. произошло из-за роста выбытий при

почти неизменных объемах прибытий.Аналогичным образом складывалась ситуация в целом ряде областей Центральной России.

В подавляющем большинстве регионов выбытия изменились более значительно, чем прибытия, и эти изменения характеризуют их рост. (См. табл. 2.)

Парадоксально противоположная ситуация складывается в столичных регионах: в Москве зафиксирован значительный рост числа прибывших при их стабильности в Московской области, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - существенный спад.

Значительный рост всех миграционных показателей коснулся и Крыма в целом, и отдельно Севастополя. На Крымский федеральный округ приходится 17,4% всей нетто-ми-грации, что характеризует этот регион как очень привлекательный для мигрантов.

Таким образом, статистика прибытий в российские регионы оказалась слабо чувствительной к происходящему кризису, зачастую ее сигналы прямо противоположны трендам, демонстрируемым промышленностью или инвестиционными процессами. Например, на наиболее высокий из регионов страны спад промышленного производства в «автосборочных» Калининградской и Калужской областях

Таблица 2

Группировка субъектов РФ по динамике количества прибывших в них и выбывших из них в январе-июле 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г., число регионов

Менее 90% 90-95% 95-105% 105-110% Свыше 110%

Прибытия в регионы РФ 6 6 43 10 20

Выбытия из регионов РФ 3 6 37 20 19

Источник: расчеты автора по: Социально-экономическое положение России. 2009, 2012, 2015 гг. (январь-август). -М.: Росстат, 2009, 2012, 2015..

9 Для них порядок пребывания остается прежним.

10 http://www.fms.gov.ru/press/news/news_deta¡l.php?ID=174273

11 ФМС России. Информация о ситуации в отношении граждан Украины и лиц без гражданства, покинувших территорию страны в экстренном и массовом порядке (на 30.09.2015 ): http://www.fms.gov.ru/about/statistics/ ¡nfo_o_s¡tuats¡¡_v_otnoshen¡¡_grazhdan_ukra¡ny/

12 Подробнее о различиях, которые накладывают на мигрантов разные статусы, см.: Карачурина Л.Б. Миграционные процессы // Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы. Вып. 36. [В. Мау и др.; под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева (гл. ред.), А.Д. Радыгина]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. С. 315-331.

миграция ответила ростом в первой (на 11 п.п. по отношению к аналогичному периоду 2014 г.) и стабильностью во второй. Уровень безработицы в России в целом, как и раньше, невысок и достаточно стабилен, ее региональные корреляции с миграцией неочевидны.

Внутренняя миграция

Внутрироссийская миграция за первые семь месяцев 2015 г. составила 2216,5 тыс. человек, увеличившись по отношению к аналогичному периоду 2014 г. на 4,6 п.п. Причины этого роста трудно объяснимы: видимых факторов роста нет, начало кризиса (и так происходит с выездом за границу) скорее располагает население к выжидательной тактике, чем к активизации и претворению в жизнь миграционных намерений. Нынешний кризис к тому же достаточно «размыт» в своих региональных проекциях13, здесь нет явных лидеров и аутсайдеров, обычно способствующих росту внутренней миграции.

В начале лета текущего года было подписано Постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. № 530 «Об утверждении правил предоставления субсидий субъектам Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов». Оно задумывалось в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения», принятой еще в 2012 г.

В соответствии с постановлением будет оказана помощь гражданам (около 3,3 тыс. человек), переезжающим для трудоустройства в регионы, включенные в перечень приори-

тетных для переезда субъектов Федерации. Норматив размера финансовой поддержки, предоставляемой работодателю для привлечения одного работника, определен в 225 тыс. руб., в том числе 150 тыс. руб. - за счет федерального бюджета и 75 тыс. руб. - за счет региональных бюджетов. В утвержденный перечень14 вошли 15 регионов. Сам перечень15 свидетельствует о том, что готовился он долго и в докризисных условиях, когда «заявленная работодателями потребность в работниках для реализации инвестиционных проектов превышала число безработных и предполагаемых к увольнению»16.

На сегодняшний день, когда, по данным Федеральной службы по труду и занятости, потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости, сократилась в стране к концу июля 2015 г. на 39,5 п.п. по отношению к июлю 2014 г., в том числе в Калужской области - в 3,2 раза, Мурманской - в 1,7 раза, Липецкой -в 1,6 раза и т.д., и в бюджетах субъектов РФ нет средств для дополнительных полномочий, велика вероятность того, что эта инициатива останется нереализованной, подобно тому как не был претворен в жизнь во время предыдущего кризиса проект об организации переселения безработных и лиц, ищущих работу, в другие местности. Тогда (в 2009 г.) предполагалось, что будет оказана помощь в переселении 100 тыс. человек17, однако уже на стадии заключения соглашений с регионами эта цифра уменьшилась до 15,9 тыс. человек, а фактически содействие получили 11 тыс.18. В целом в

13 Экономический кризис - социальное измерение // Информационно-аналитический бюллетень / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2015. № 3. С. 60.

14 Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. № 699-р.

15 Амурская, Архангельская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Ульяновская области, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Чукотский автономный округ.

16 Из Справки к Распоряжению Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. № 699-р: http://government.ru/docs/17787/

17 Доехать до работы // SmartMoney. 2009. 18 мая.

18 Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (январь-декабрь 2009 г.). - М.: Роструд, 2010. С. 11. В рамках подпрограммы государство гарантировало выплаты по транспортным расходам на переезд, наем жилого помещения (550 руб. в сутки при средней продолжительности 3 месяца) и суточные во время проезда.

2000-2010-е годы не оказались востребованными у населения и другие общероссийские и местные инициативы по организованному внутреннему переселению.

Внешняя трудовая миграция

Главной новацией 2015 г. в области временной трудовой миграции стала замена для мигрантов из безвизовых стран разрешений на работу19 патентами для работы как у физических, так и у юридических лиц. Идея проекта заключалась в том, чтобы уйти от коррупци-онно емкой «ловушки» квот и заставить трудовых мигрантов платить налоги. Принципиально важным является также то, что впервые на «миграционное поле» вошли региональные власти - не как исполнители федеральных распоряжений и государственных программ, а как финансово заинтересованная сторона: теперь они назначают уполномоченные органы, которые занимаются подготовкой документов, организацией и выдачей патентов, и деньги от продажи патентов остаются на региональном уровне.

Однако реализация этой изначально благой идеи на практике оказалась достаточно проблемной. Самые очевидные из этих проблем:

• слишком длинный перечень документов, которые необходимо предварительно подготовить и приобрести для того, чтобы стать владельцем патента20;

• длительное время, которое требуется для получения патента, и организационные трудности, с которыми повсеместно сталкивались мигранты и в начале года, когда новый механизм только запускался, и сталкиваются до сих пор: очереди, проблемы с

получением ИНН, без которого нельзя внести ежемесячную плату за патенты, и пр.;

• как раньше - применительно к разрешениям на работу, так и теперь - по патентам, выданным в одном субъекте РФ, нельзя работать в другом субъекте, даже соседнем;

• высокая цена за весь пакет документов и, в конечном счете, за легализацию трудовой деятельности. Например, в Москве для оформления документов надо заплатить примерно 19,5 тыс. руб. единовременно21 (плюс ежемесячная плата22 в 4 тыс. руб.), в Приморском крае - около 40 тыс. руб.23;

• ежемесячную цену патента каждый регион устанавливает самостоятельно (на весь календарный год), и она призвана, по сути, быть сигналом для мигрантов о том, нужны они региону или нет. В условиях кризиса, снижения зарплат и девальвации рубля эта цена оказалась чрезмерно высокой для большинства мигрантов и, значит, принуждает их к «уходу в тень».

Отдельной проблемой для мигрантов и новым коррупционно емким механизмом стало получение федерального (который дороже, но формально действителен на всей территории страны) или регионального сертификата о знании русского языка, истории и основ законодательства РФ. По мнению экспертов, объяснить тот факт, что в Москве, где тест по русскому языку очень простой, доля мигрантов, не сдавших его с первого раза, составляет 18%, а в других регионах, где предлагается сложный федеральный тест, - всего от 7 до 15% мигрантов, нельзя объяснить ничем иным, кроме как наличием коррупционной составляющей при его

19 Которые были привязаны к ежегодно утверждаемым и, как правило, ежегодно урезаемым квотам.

20 Подробнее об этом см.: Карачурина Л. Миграционные процессы в первом квартале 2015 г. // Экономическое развитие России. 2015. № 7. С. 77-81.

21 Labor Migration Situation in Russia: Costs Increase, Benefits Dwindle, Stocks Drop. Russian Migration Brief. March 2015. Issue 1. Р. 2.

22 По новому миграционному законодательству ежемесячный сбор за разрешение на работу рассматривается как подоходный налог и взимается в виде авансового платежа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Гастарбайтерам дешевле жить в России, чем работать // ИА REGNUM. 3 марта 2015 г.: http://www.regnum.ru/news/society/1901202.html

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

получении24. Помимо этого сама по себе сдача теста не делает мигранта знающим русский язык и даже вряд ли этому способствует.

Численность иностранных граждан, поставленных на миграционный учет за январь-сентябрь 2015 г., почти не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составила 10,6 млн. человек. При этом из общего количества поставленных на учет по месту пребывания резко возросло количество регистрирующихся участников и членов семей по госпрограмме «Соотечественники» (следствие событий на Украине и миграций из нее) и более чем на 13 п.п. снизилось количество регистрирующихся иностранцев, которым для въезда в Россию требуется виза. По-видимому, это и есть влияние изменения геополитической обстановки и кризиса.

Другое проявление кризиса - отсутствие обычной сезонности в трудовой миграции: как правило, самые низкие ее параметры приходились на зиму, весной они повышались, а летом стабилизировались. В этом году августовский показатель присутствия иностранцев

в России оказался незначительно, но ниже, чем январский.

Показательно также, что общее количество оформленных патентов (1480 тыс.) сократилось за рассматриваемый период почти на четверть. Между тем как, в связи с отменой для иностранцев из безвизовых стран разрешений на работу и переходом на патенты не только для физических (что было и в прошлом году), но и для юридических лиц - при стабильной по отношению к прошлому году ситуации,- оно должно было бы вырасти. Однако этого не произошло. Почти в 3 раза сократилось число выданных разрешений на работу для высококвалифицированных и квалифицированных специалистов.

Таким образом, показатели, демонстрируемые внешней трудовой миграцией, в отличие от долговременной, явно указывают на кризисные черты российской экономической системы. На этом фоне позитивно выглядит разве что сумма поступивших от патентов средств - 23 428 млн. руб., что почти в 1,7 раза больше, чем в 2014 г. ■

24 Экономический кризис - социальное измерение // Информационно-аналитический бюллетень / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2015. № 3. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.