Научная статья на тему 'Миграционные процессы в межгосударственных интеграционных образованиях'

Миграционные процессы в межгосударственных интеграционных образованиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MIGRATION PROCESS / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ / INTERNATIONAL LEVEL / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернявский С.И.

Автором статьи анализируются миграционные процессы, происходящие в межгосударственных интеграционных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article envisages migration processes in intergovernmental integration formations

The author analyzes migration processes in the integration of inter-state entities.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы в межгосударственных интеграционных образованиях»

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

ü S I

н

о ф

со

законной миграциеи и о трудовой деятельности и защите прав мигрантов.

В 2006 г. был подписан меморандум между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Финляндской Республики о взаимодействии в борьбе с незаконной миграцией на приграничных территориях.

5 декабря 2008 г. были подписаны два соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции из приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией.

27 октября 2008 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правитель-

ством Социалистической Республикой Вьетнам о реадмиссии.

Названное — это лишь отдельные примеры международного сотрудничества ФМС России в сфере противодействия незаконной миграции.

В целом все это позволило даже в условиях нарастания негативных последствий мирового финансового кризиса обеспечить результативную работу по целому ряду ключевых направлений. Прежде всего, по реализации миграционного законодательства, прогрессивный характер которого убедительно доказан правоприменительной практикой.

Предстоит проделать еще значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

Литература и примечания

1. Попов Г. Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: автореф. ... к.ю.н. М., 2006.

2. Там же

3. Баранник М.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с незаконной миграцией [Электронный ресурс]: // http: //www.crime.vl.ru/ index.php?p=1102&more=1&c= 1&tb=1&pb=1.

4. Джафаров С.А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М., 2007.

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

6. [Электронный ресурс] : http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=26930/.

Миграционные процессы

в межгосударственных интеграционных образованиях

Чернявский С.И. *

The article envisages migration processes in intergovernmental integration formations.

Мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние на процесс формирования согласованной миграционной политики в рамках Содружества Независимых Государств. Ряд стран, в первую очередь, Россия и Казахстан, уже заявили о существенных ограничениях квот для трудовых мигрантов.

В начале декабря 2008 г. Председатель Правительства России В.В. Путин заявил, что российская сторона сократит квоту на привлечение иностранной трудовой силы на 50%, а 6 марта 2009 г. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев сообщил о намерении казахстанцев с 1 апреля полностью отказаться от трудовых мигрантов.

Такие суровые меры болезненно отразятся на социально-экономическом положении государств, власти которых привыкли в последние годы экспортировать избыточную рабочую силу, решая тем самым внутренние проблемы и пополняя свой бюджет. Затормозится и процесс создания правовых регуляторов трудовой миграции, активно формировавшихся в последние годы в соответствующих структурах СНГ, затянется на неопределенное время формирование цивилизованного рынка труда.

Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников от 9 октября 1992 г.

Директор Центра постсоветских исследований МГИМО(У) МИД РФ, доктор исторических наук.

имело определяющее значение для развития миграционных процессов на пространстве СНГ. Оно позволило лицам, постоянно проживающим на территории стран Содружества, в том числе, и трудовым мигрантам, беспрепятственно следовать по территории всех государств СНГ. Для реализации задач взаимодействия в области социально-трудовых отношений, включая регулирование вопросов трудовой миграции, был образован Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ.

Вторым базовым документом является Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (апрель 1994 г.), подписанное всеми государствами СНГ и вступившее в силу для 10 стран (кроме Грузии и Туркменистана). Соглашение регулирует вопросы признания каждой стороной документов, подтверждающих образование и квалификацию, а также трудовой стаж; декларируется равенство трудовых прав трудящихся-мигрантов с правами трудящихся страны пребывания; взаимное распространение всех установленных законодательствами льгот и гарантий для всех работников независимо от гражданства и др.

В развитие указанной договорной базы в рамках СНГ были подписаны соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (сентябрь 1994 г.); о сотрудничестве в области охраны труда (декабрь 1994 г.); о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (декабрь 1994 г.); о порядке разработки и соблюдения согласованных норм и требований по охране труда к взаимопоставля-емой продукции (апрель 1996 г.); о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств — участников СНГ (октябрь 1997 г.); о сотрудничестве по применению Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих (январь 1999 г.). Эти законодательные акты детально регламентируют конкретные вопросы взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений.

Казалось бы, что, создав к концу 90-х гг. нормативно-правовые условия для свободного перемещения рабочей силы и социальной защиты трудящихся-мигрантов, партнеры по СНГ пойдут на дальнейшие меры, облегчающие формирование единого рынка труда. Большие ожидания в этом плане связывались с реализацией Концепции, одобренной Эко-номсоветом СНГ в декабре 2000 г., поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. Концепция являлась как бы комплексной программой совместных действий на ближайшую и более отдаленную перспективу.

В ней предусматривалось поэтапное сближение нормативно-правовой базы государств — участников СНГ в социально-трудовой сфере.

Планировалось, что на первом этапе будет продолжена разработка модельных законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также заключение межгосударственных соглашений, регулирующих миграционные потоки. В их числе: Концепция Модельного Трудового кодекса; Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников СНГ; Соглашение об общих принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области приграничной трудовой миграции; Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ по защите национальных рынков труда от нелегальной трудовой миграции; разработка сопоставимых требований к образовательным стандартам профессиональной подготовки, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения. На втором этапе должны были быть согласованы и отработаны механизмы формирования и функционирования общего рынка труда. На третьем — осуществлены реализация прав трудящихся-мигрантов и эффективное функционирование национальных рынков труда в общей системе рынка рабочей силы.

Согласно положениям Концепции, под формированием общего рынка труда понимается система согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и совместному использованию рабочей силы в странах Содружества, направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного трудового и интеллектуального потенциала. Эти

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я *

<

S I

н

о ф

со

меры призваны обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получение профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов. Приоритетами политики создания общего рынка труда государств — участников СНГ являются: преодоление стихийности в его развитии, координация решений по регулированию рынка труда с учетом национальных интересов стран Содружества, принятие мер по недопущению нелегальной трудовой миграции.

В рамках реализации Концепции был разработан и принят ряд документов. Среди них особую значимость имеет, на наш взгляд, Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года, подписанный главами правительств 10 государств СНГ в ноябре 2005 года (кроме Грузии и Туркменистана). Документ способствовал более полному использованию трудовых ресурсов в приграничных районах государств - участников СНГ, повышению уровня занятости населения и регулированию миграции рабочей силы.

К сожалению, несмотря на одобрение руководством стран Содружества целей и принципов реализации Концепции, целый ряд мероприятий, предусмотренных в ней, до сих пор не выполнен. Это связано, в первую очередь, с существенными изменениями социально-экономических условий в странах Содружества, углублением различий в темпах экономического развития некоторых из них. У партнеров по СНГ сформировались собственные подходы к реализации политики в социально-трудовой сфере. Национальные законодательства по многим параметрам диаметрально разошлись. Обострились противоречия между интересами стран-поставщиков рабочей силы и стран ее приема.

Перечисленные обстоятельства, а также и другие причины субъективного характера серьезно мешают разработке единого подхода к формированию скоординированного рынка рабочей силы, а сотрудничество государств в этой сфере носит в большей степени фрагментарный и декларативный характер.

Неотъемлемой составляющей решения проблем миграции на пространстве

СНГ является сотрудничество в области борьбы с незаконной миграцией. Кроме криминализации собственно экономической сферы трудовой деятельности, незаконные мигранты являются основными поставщиками запрещенных к обороту наркотических средств и психотропных веществ, возрастает уровень их участия в других противозаконных действиях. Так, за последние 10 лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в Российской Федерации увеличилось в 2,5 раза, при этом более 90 % противоправных деяний совершены гражданами стран Содружества.

Основным базовым документом взаимодействия в этой сфере является Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (март 1998 г. — подписали 9 государств, без Грузии, Туркменистана и Узбекистана). Одним из результатов реализации Соглашения стала выработка и принятие в 2000 г. Положения об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства — участники Соглашения закрыт в соответствии с их действующим законодательством.

Этими документами заложена правовая основа осуществления сотрудничества стран Содружества в области миграционного контроля, учета иностранных граждан, незаконно пребывающих на их территориях, выработки механизма депортации, гармонизации национального законодательства и обмена информацией о незаконной миграции.

Основополагающим документом в этой области является Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции, одобренная главами государств Содружества в сентябре 2004 г. (кроме Грузии и Туркменистана). Этот программный документ представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств — участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции. На основе Концепции в августе 2005 г. главами государств принята Программа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на 2006-2008 гг. (кроме Грузии, Туркменистана и Узбекистана).

В целях совершенствования координации действий решением Совета глав правительств государств — участников СНГ в ап-

реле 2004 г. создана Совместная комиссия государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

В последние полтора-два года миграционная проблематика сотрудничества становится все более востребованной. Это касается как вопросов совершенствования нормативно-правовой базы, так и организационно-правовых. Так, в 2007 г. Казахстан внес проект Соглашения об основных принципах сотрудничества в области миграции граждан государств-участников СНГ, затем проект Декларации о согласованной миграционной политике государств-участников СНГ. Таджикистан, со своей стороны, представил проект Концепции миграционной политики государств-участников СНГ. Параллельно шла работа по проекту Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. К сожалению, результативность массированного «вброса» этих проектов невелика, что объясняется их слабой проработкой и отсутствием предварительного согласования. Таким образом, в результате продолжительной работы принята лишь Декларация о согласованной миграционной политике, которая не привнесла ничего нового в сложившуюся систему отношений. После ее принятия дальнейшая работа над проектом Соглашения об основных принципах сотрудничества признана нецелесообразной.

К числу несомненных заслуг российской стороны можно отнести создание Совета руководителей миграционных ведомств СНГ. Нашу идею сконцентрировать все вопросы, связанные с данной сферой взаимодействия, поддержало большинство государств Содружества. Но, как это часто бывает, в отсутствие продуманного алгоритма взаимодействия с двумя уже существующими структурами (Консультативным советом по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ и Совместной комиссией государств-участников Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией) вопрос функционирования механизма координации дальнейшей работы на данном направлении по-прежнему остается открытым.

Определенная работа по формированию единой правовой базы в области регулирования миграционных потоков ведется парламентариями в рамках Меж-

парламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Среди принятых документов — рекомендации, обращения к парламентам государств-членов с просьбой ускорить проведение внутригосударственных процедур, а также конкретные проекты модельных документов.

Подводя итог краткому обзору деятельности органов СНГ в рассматриваемой области, приходится констатировать, что попытки создания единого рынка труда, других системных компонентов для формирования согласованной миграционной политики пока не увенчались успехом.

Постоянный рост миграционных потоков, понимание необходимости их упорядочения и регулирования при одновременном сокращении числа незаконных мигрантов — все это делает более востребованным углубление сотрудничества в сфере миграции, в том числе выработку таких межгосударственных документов, которые восполнили бы различия в национальных законодательствах. Реализации поставленных задач способствовало бы проведение инвентаризации существующей нормативно-правовой базы Содружества в сфере миграции и определение проблем, требующих в приоритетном порядке правового закрепления в документах СНГ. При этом важно вовлечь в подготовку документов, определяющих права и обязанности трудовых мигрантов, их отношения с нанимателями, социальный статус представителей предпринимательских кругов, являющихся основными потребителями иностранной рабочей силы, а также организации, представляющие интересы мигрантов.

Для минимизации фактора стихийности при въезде и трудоустройстве трудовых мигрантов необходимо создать в рамках СНГ систему обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах на рынках труда стран Содружества. Для лучшей координации работы в области миграции следовало бы изучить целесообразность сосредоточения усилий всех органов государственной власти, имеющих отношение к этой сфере, в рамках одного межгосударственного органа — Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ. Для придания цивилизованного характера миграционной политике на пространстве СНГ, повышения уровня ее согласованности необходимо, по-видимому, вернуться к практической реализации идеи создания единого рынка труда государств Содружества.

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.