Научная статья на тему 'Миграционные процессы на сельских территориях Орловской области'

Миграционные процессы на сельских территориях Орловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
352
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Студенникова Н.С.

В статье представлены сведения о мотивах и исходе миграции жителей зарубежных стран в сельскую местность, а также сведения о перемещениях сельских жителей Орловской области внутри страны и за ее пределы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграционные процессы на сельских территориях Орловской области»

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 314.7

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.С. Студенникова, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: stu-nadya@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены сведения о мотивах и исходе миграции жителей зарубежных стран в сельскую местность, а также сведения о перемещениях сельских жителей Орловской области внутри страны и за ее пределы.

Ключевые слова: сельские территории, миграция, демографическая ситуация.

Abstract. The article presents information about the motives and outcome of the influx of people from foreign countries to rural areas, as well as information on the movements of rural residents of the Orel region within the country and abroad.

Key words: rural areas, migration, demographic situation.

Среди массовых изменений, которые охватили мир в последние полвека, изменения в демографии считаются наиболее драматичными и значительными. Они были и причиной, и следствием более широких социальных и экономических преобразований, произошли неравномерно по всему миру, произвели значительные различия между странами и внутри стран в уровне и темпах роста населения. Для многих стран, особенно в Европе, и Восточной Азии, снижение рождаемости продолжается ниже уровня воспроизводства, так что они сталкиваются с перспективой снижения не только численности населения трудоспособного возраста, но и общей численности населения. Прогнозируется, что практически все увеличение мирового населения в ближайшие четыре десятилетия будет происходить не только в менее развитых странах, но и в городских районах этих стран, а сельское население будет значительно снижаться, как в менее, так и в более развитых странах. Одной из основных причин сокращения численности сельского населения в мире считается быстрый темп урбанизации, который происходит в менее развитых странах. Происходит массовое внутреннее перераспределение населения и прогнозируется продолжение данной тенденции в течение следующих нескольких десятилетий [1,15,17].

В Российской Федерации, по данным переписей населения, с 1959 г. отмечается сокращение численности сельского населения, причинами которого является не только высокий уровень смертности, но и перераспределение населения между городом и деревней, непрекращающееся до настоящего времени. За период с 1959 по 1970 г. численность сельского населения РФ уменьшилась на 10%, за следующий межпереписной период - еще на 7%, с 1979 по 1989 г. - на 4%, с 1989 до 2002 г. - на 0,8%. Следует отметить, что в Российской Федерации на фоне сокращения численности сельского населения, наблюдалось увеличение численности городского, и в целом происходил рост населения вплоть до 1995 года, в котором была зарегистрирована самая высокая численность населения России1. Начиная с 1996 г. и до 2008 г., регистрировалась убыль и городского и сельского населения, при этом уже с 2008 г. начинается прирост городского населения при продолжающемся сокращении сельского [2,16]. Доля горожан в общей численности населения в 2010 г. по сравнению с 2002 г. возросла в 53 субъектах Российской Федерации. По данным переписи населения 2010 г., общее число сельских населенных пунктов в Российской Федерации составило 153,1 тыс., из них в 19,4 тыс. населенных пунктов население на момент переписи не проживало2. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48%. 3 .По данным переписи 2010 г., почти в 12% сельских населенных пунктов Орловской области население не проживает. В течение XX в. в Орловской области происходит перераспределение ролей между городом и деревней, в результате которого

1 Демографический ежегодник России. 2015: стат.сб. / Росстат. М., 2015.

2 Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.

3 Орловская область. 2009-2014: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орёл, 2014. 318 с.

уже ко второй его половине город становится доминантным типом заселения территории, а село превращается в сырьевой, продовольственный придаток городской жизни [3].

Результаты исследования проблем миграции населения в города в других странах мира показали, что мигрируют сельские жители в поисках работы для поддержки семей, подвергшихся сельскохозяйственным и экономическим потрясениям. Вероятность миграции уменьшается с возможностью трудоустройства в деревне. Данные обследования показали, что миграция оказывает положительное влияние на рост доходов и повышает уровень занятости [4].

Зарубежными авторами также исследовались мотивы миграции в сельскую местность. Физические качества окружающей среды привлекают группу мигрантов с высоким уровнем образования, высокими доходами в возрасте от 35 до 64 лет. Мотивом для переезда этой группы мигрантов в сельскую местность является привлекательность сельской местности с менее торопливым образом жизни в тихом, просторном и зеленом окружении, и в большинстве случаев - с наличием жилья. Также исследовались особенности и мотивация переездов в менее популярную сельскую местность. При этом была выделена группа мигрантов, мотивом возвращения в сельскую местность для которых явилось желание жить рядом с семьей и друзьями. Эта группа мигрантов состояла из возвращающихся мигрантов: одиноких, самых молодых и самых старших возрастных групп с низкими доходами [5, 6]. Зарубежными авторами были оценены закономерности и детерминанты возвратной миграции и высказано предположение, что возвращение в значительной степени связано с неудачной миграцией. Для мужчин возвращение связано с неблагоприятным исходом работы, а для женщин - с окончанием брака. Величина возвратной миграции также зависит от пульсаций городского рынка труда. Возвратная миграция, как правило, происходит после одного длительного периода отсутствия, в отличие от сезонной, временной или циркулярной миграции. Результаты исследования показывают, что возвратная миграция имеет тендерную специфику. Для мужчин вероятность возвращения увеличивается с возрастом, в то время как для женщин - с продолжительностью брака, который, в свою очередь, может зависеть от семейного успеха. Также авторы считают, что отсутствие среднего образования является сильным предиктором будущего возвращения для мужчин, в то время как не оказывает самостоятельного влияния на возвращение женщин [7].

В Орловской области на протяжении всего нового столетия наблюдается сокращение численности населения как городского, так и сельского. При этом сельское население сокращается более быстрыми темпами, чем городское (рис.1). За последние 7 лет сельское население области сократилось на 7,5%, городское - на 2,5%.

городское сельское

Рисунок 1 - Темпы убыли городского и сельского населения Орловской области

На фоне высокого уровня рождаемости на сельских территориях Орловской области наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли детей и подростков в общей структуре населения (табл. 1). В то же время происходит ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение населения в возрасте старше трудоспособного.

Таблица 1 - Возрастная структура сельского населения Орловской области

Возрастные группы 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

моложе трудоспособного возраста, чел. 15,5 15,8 16,0 16,3 16,6 17,0 17,3

в трудоспособном возрасте, чел. 57,6 57,4 57,1 56,5 55,9 55,1 54,2

в возрасте старше трудоспособного, чел. 26,9 26,9 27,0 27,2 27,5 27,8 28,5

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Для сравнения в Кыргызской Республике численность населения с 1913 г. по 2014 г. увеличилось в 6,7 раза, а в общей численности населения доля детей и подростков составила в 2014 г. 33%, население в трудоспособном возрасте - 60% и около 7% - население старше трудоспособного возраста [8]. В Республике Узбекистан, в которой осуществляется переход от высоких к низким параметрам рождаемости и смертности, численность ежегодно рождающихся в 4,0 - 4,2 раза превышает число умерших, что свидетельствует о мощном демографическом потенциале [9].

Среди субъектов Центрального федерального округа Орловская область имеет один из самых высоких уровней миграционного оттока сельского населения (рис. 2).

В Орловской области складывается ситуация, в которой при высоком уровне рождаемости сельские территории продолжают терять население [10,11,15,16,17,18,19]. По данным 2014 г., сельское население области вышло на уровень расширенного воспроизводства - суммарный коэффициент рождаемости составил 2,350. Сокращение же численности сельского населения области связано с существующим уровнем естественной убыли населения (из-за превышения уровня смертности над рождаемостью) и высоким миграционным оттоком населения (рис.3) [12].

Рисунок 2 - Уровень миграционного прироста сельского населения в субъектах Центрального федерального округа

(без г. Москва и Московской области) в 2014 году

Только в 2014 г. из сельских поселений Орловской области выбыли 9532 жителя, что на 3 000 больше числа прибывших на территорию области, из них более трети (35,1 % от общего числа выбывших) выехали за ее пределы. Миграционный прирост регистрировался в сельских поселениях всего двух районов - Орловском и Урицком, расположенных в непосредственной близости к областному центру.

Рисунок 3 - Динамика коэффициентов естественного и миграционного прироста (убыли) сельского населения

Орловской области

Основные перемещения сельских жителей происходят внутри области и составляют от 60% до 70% от общего количества миграции. Внутриобластные перемещения связаны с постоянным или временным переездом сельских жителей в областной центр и другие муниципальные образования области.

Доля мигрантов, прибывающих ежегодно на сельские территории Орловской области из других регионов России, составляет от 20% до 30%. Доля мигрантов, прибывающих из стран СНГ, сокращается и, если в 2010 году она составляла 10,8%, то в 2013 году - только 3,9%, в 2014 году - возросла до 6,8% только за счет мигрантов из Украины (рис. 4).

С территории области жители выезжают, в основном, в другие регионы России, при этом доля межрегиональной миграции ежегодно составляет от 30% до 40% от числа выбывших [20,21]. Миграция в страны СНГ мала и составляет ежегодно от 0,4 до 0,8% от общего числа выехавших за пределы области. Миграция в страны дальнего зарубежья варьирует от 0,02% до 0,06%, а из стран дальнего зарубежья в орловское село от 0,14% до 0,28% .

Миграция населения из сельской местности в областной центр и столицу РФ приводит к тому, что село постепенно теряет свой демовоспроизводственный потенциал, что связано с потерей оптимальной половозрастной структуры сельского населения. В возрастной структуре выбывших с территории области ежегодно возрастает доля детей в возрасте до 16 лет. Если в 2010 году доля выехавших детей среди мигрантов составляла 15,9 %, то в 2014 году она возросла до 20,5 %.

Сложившаяся демографическая ситуация в сельской местности Орловской области требует принятия мер для оптимизации возрастной и половой структуры сельского населения и сокращения масштабов перемещений из сельской местности в города.

Хорошим примером улучшения демографической ситуации на селе является реализация в Тамбовской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Тамбовская область участвует в реализации программы с 2007 года, при этом в период с 2007 по 2013 годы в область прибыли 3,0 тыс. человек, из них 75% - в сельскую местность. В целях стимулирования соотечественников к переезду в сельскую местность, в Тамбовской области предусмотрено гарантированное временное размещение переселенцев в день приезда на срок до 6 месяцев с оформлением регистрации. В 16 муниципальных образованиях создан жилищный фонд для временного размещения. В программе сделан акцент на привлечение квалифицированных специалистов, за последние годы прибыли 45 врачей, для которых были приобретены 16 квартир.

Как показывает опыт, улучшение демографической структуры населения в сельской местности возможно при условии повышения уровня и качества жизни, принятия государственных мер по содействию занятости, устранению диспропорций в оплате труда и создания современной социальной инфраструктуры села [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Glasgow N., Brown D.L. Rural Ageing in the United States: Trends and Contexts // Journal of Rural Studies. 2012. Vol. 28. Iss. 4. P. 422-431.

■ Украина

■ Узбекистан

■ Таджикистан

■ Армения

■ Р. Молдова

■ Казахстан

■ Киргизия

■ Азербайджан

■ Беларусь

■ Туркмения

Рисунок 4 - Состав и доля мигрантов, прибывших из стран СНГ на сельские территории Орловской области

2. Студенникова Н.С. По следам исчезнувших деревень. / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 8 (341) / 2016/ С. 184-196.

3. Саран А.Ю. Орловские деревни. Реконструкция исторического состава. 1566-2014 гг.: монография. В 4 т. Орёл: Изд-во Орловского ГАУ, 2015.

4. Graeme H. Future Demographic Change and Its Interactions with Migration and Climate Change // Global Environmental Change. 2011. Vol. 21. P. 21-33.

5. Loc Duc Nguyen, Raabe K., Grote U. Rural-Urban Migration, Household Vulnerability, and Welfare in Vietnam // World Development. 2015. Vol. 71. Iss. C. P. 79-93.

6. Bijker R.A., Haartsen T., Strijker D. Migration to Less-Popular Rural Areas in the Netherlands: Exploring the Motivations // Journal of Rural Studies. 2012. Vol. 28. Iss. 4. P. 490-498.

7. Hirvonen K., Bie Lille0r H. Going Back Home: Internal Return Migration in Rural Tanzania // World Development. 2015. Vol. 70. P. 186-202.

8. Кочербаева A.A. Особенности демографического развития Кыргызстана: проблемы, их социальные последствия и перспективы решения. / Народонаселение № 1-1. 2016. С. 16-24.

9. Максакова Л.П. Демографический и миграционный потенциал Узбекистана. / Народнаселение №1-1. 2016. С. 83-89.

10. Парахин Н.В., Родимцев С.А., Гальянов И.В., Резвяков A.B., Панарина В.И., Логвинова P.M., Студенникова Н.С., Саран А.Ю., Полухина М.Г., Небытов В.Г., Приходько Д.А. Диагностика уровня устойчивого развития сельских территорий на основе их мониторинга: монография. Орел: Изд-во: Картуш, 2016. 498 с.

11. Богачев А.И., Гальянов И.В, Студенникова Н.С., Полухина М.Г., Панарина В.И., Резвяков A.B., Логвинова P.M., Климов Р.В., Булгакова КВ., Кузнецов АЛ., Саран А.Ю., Небытов В.Г. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н., Пыталев A.B., Дорофеева Л.Н. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина», 2016 г. 296 с.

12. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ», 2016 г. 146 с.

13. Студенникова Н.С. Основные причины сокращения численности сельского населения РФ: материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». Тамбов, 2015. С. 109-112.

14. Артюхин М.И., Пушкевич CA. Роль миграции в демографическом развитии Беларуси и ее регионов. / Народонаселение №2. 2014. С. 43-49.

15. Резвяков A.B. Оценка влияния социальных факторов на развитие агропромышленного производства / A.B. Резвяков // Вестник ОрёлГАУ. 2013. №4(43). С. 74-78.

16. Родимцев С.А., Резвяков A.B., Студенникова Н.С. Основные тенденции развития демографической ситуации на сельских территориях Орловской области и типологизация сельских поселений по показателям состояния демографической среды / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2014. - №26 (263). С. 37-44.

17. Родимцев С.А., Резвяков A.B., Студенникова Н.С. Типологическая оценка развития сельских территорий Орловской области / Региональная экономика: теория и практика. 2014. №39 (366). С. 43-54.

18. Суровцева Е.С. Развитие социальной сферы и перспективные направления интеграции малого бизнеса Орловской области / Е.С. Суровцева, A.B. Резвяков // Материалы Всероссийской научно -практической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого сельского развития». Орёл: Изд-во Орёл ГАУ, 2013. С.208-213.

19. Резвяков A.B. Итоги диагностики сельскохозяйственной сферы деятельности сельских территорий Центрально-черноземного региона / A.B. Резвяков, И.В. Резвякова // Образование, наука и производство. 2016. №4. С 36-40.

20. Шашкова ИГ. Прогнозирование потребности в кадрах для агропромышленного комплекса Рязанской области. / ИГ. Шашкова, B.C. Конкина. - в сб.: Актуальные вопросы экономики и управления АПК 2013. С. 327-332.

21. Голубева А.И. Проблемы развития сельских территорий и аграрной экономики региона / А.И. Голубева, А.Н. Дугин, В.И. Дорохова, A.M. Суховская // Вестник АПК Верхневолжья. 2014. № 4 (28). С.3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.