ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
55
УДК 330.59
В.В. Малаев, И.К. Низамутдинов, Г.А. Бычков
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В современной экономике проблемы миграции становятся одним из базовых элементов, определяющих как механизм функционирования рынка труда в национальных экономических системах, так и условия формирования особенностей экономической системы страны в целом. Миграционные процессы определяют характер экономического роста, возможности развития секторов экономики и отдельных регионов, эффективность формирования и функционирования человеческого капитала. При выделении параметров, влияющих на миграционные процессы, следует отметить потенциальные возможности развития регионов, динамику изменений на внутреннем рынке труда, повышение стоимости и уровня жизни, а также общие тенденции развития мировой экономики, связанные с усилением процессов глобализации или обострением межстрановых противоречий. Изучение миграции требует выявления базовых характеристик миграционного процесса в рамках анализа особенностей, целей и квалификации мигрирующего населения. Миграционный процесс во взаимосвязи с экономическим развитием, таким образом, является экономической категорией, определяемой в рамках отношений с основными параметрами, характеризующими развитие и функционирование национальной экономической системы. Рассмотрение миграционных потоков на территории России позволяет выделить ряд регионов, привлекательных с точки зрения мигрирующего населения. Поскольку процессы миграции затрагивают проблемы бедности и неравенства в странах, связанных миграционными потоками, то миграция населения становится одним из параметров, позволяющих определять наличие и обострение социальных проблем общества.
Ключевые слова: миграция, экономический рост, безработица, глобализация, государственное регулирование, бедность.
В современной экономике экономический рост и развитие общества (в том числе и трансформация общественных институтов) очень тесно взаимоувязаны с процессами, протекающими на рынке туда. Процессы миграции во многом определяют основные направления трансформационных процессов на рынке труда, тем самым оказывая влияние на возможные направления развития национальной экономической системы. Существует много разных теорий и методологических подходов, которые исследуют последствия трудовой миграции в рамках экономической системы как в стране, принимающей мигрантов, так и в стране-«доноре». Но нет ни одной, которая была бы принята в качестве обшей теории всеми специалистами. Использование для анализа процессов миграции аппарата различных наук, в том числе социологии и экономики, необходимо и с точки зрения анализа существующей взаимосвязи процессов миграции и процессов экономического развития, изменяющих уровни неравенства и бедности в экономике.
Бедность и неравенство в экономике связаны между собой. Неравенство можно рассматривать как неравномерное распределение ресурсов общества между различными группами населения. В данном случае основным показателем неравенства выступает количество ликвидных ценностей у того или иного индивида (которые и определяют социальное место индивида). В то же время бедность означает также и снижение (как следствие уменьшения ликвидных ценностей) уровня интеллектуального и нравственного развития личности. Таким образом, под бедностью можно понимать такое экономическое состояние индивидов, которое предполагает минимальное количество ликвидных ценностей и ограничение доступа к социальным благам. Понятие бедности определяется уровнем развития экономики в той или иной стране и богатством общества (фактически теми же параметрами, которые являются основной движущей силой миграционного процесса). Более развитая экономическая система позволяет разнообразить круг потребностей и повышать степень удовлетворенности. Однако чем более богата страна, тем шире круг потребностей, считающихся обязательными для нормальной жизни (удовлетворения потребностей, признанных оптимальными и сформированных эволюционным развитием данной экономической системы). Соответственно, и критерии бедности будут различаться в зависимости от развитости экономики, а в рамках одной страны - в зависимости от развития того или иного региона [1].
Рассматривая процессы вовлечения в производственный процесс дополнительных ресурсов в рамках миграционного процесса, следует отметить ряд эффектов, получаемых при миграции. Во-первых, данный процесс может позволить привлечь квалифицированную рабочую силы, не затрачивая
дополнительные ресурсы на ее подготовку (весьма маловероятно в условиях российской экономики, когда подавляющее большинство мигрантов представляет неквалифицированную рабочую силу). Во-вторых (что более вероятно), процессы миграции способны нарушить баланс сил в том или ином регионе (учитывая масштабы миграции, национальный и религиозный состав мигрирующего населения).
Соответственно, в рамках миграции плюсы, связанные с увеличением рабочей силы, могут перекрываться минусами, связанными с побочными эффектами от нестабильной социальной обстановки в регионах с усиленным миграционным процессом. Более того, поскольку мигранты обычно согласны работать за меньшую заработную плату, то они автоматически попадают в группу наиболее бедного населения. Одновременно с увеличением бедности и неравенства в доходах происходит вытеснение части местного населения со своих рабочих мест, что также может способствовать дестабилизации социальной обстановки и усилению противоречий в том или ином регионе.
Прибытие в Российскую Федерацию иностранцев для занятия трудовой деятельностью становится весьма распространенным явлением в современной российской действительности. Однако утверждение, что иностранные граждане занимают рабочие места россиян, нельзя считать достаточно обоснованным. Так, например, в октябре 2013 г. общий уровень безработицы в России составил, по данным Росстата, 5,3 % от экономически активного населения страны (в сентябре 2013 г. - 5,2 %). Общая численность безработных в РФ составила 4 млн 23 тыс. человек. Даже если трудоустроить всех российских безработных, для мигрантов, которые, по данным ФМС России, занимают около 5 млн рабочих мест, нашлись бы вакансии1.
В то же время результативность воздействия трудовой миграции на национальную экономическую систему в значительной степени определяется качественными характеристиками миграционных трудовых потоков. В зависимости от того, к какому типу относится миграционный трудовой поток, будут определяться эффективность и социально-экономические последствия.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РФ в последнее время (20112013 гг.) остается на одном уровне - 1 745 584 чел.2, что на 98 772 чел. меньше, чем в 2010 г., когда она составляла 1 944 356 чел.3
В настоящее время в России разработана Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13.06.2012 г. В Концепции продекларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует. Одной из первоочередных задач российской миграционной и интеграционной политики при этом является поиск и установление баланса интересов государства и прав человека.
Согласно опросу ВЦИОМ 65 % россиян признались, что негативно относятся к иммиграции, так как она усиливает рост преступности и коррупции. При этом 47 % россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов (53 %) не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (2005 г. - 46 %) и обогащает ее культуру (45 %). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40 %). Одновременно 58 % россиян поддерживают идею привлечения русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей (2005 г. - 69 %), а также выступают за ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных мигрантов (53 %) [2].
За последние 7 лет россияне стали более негативно относиться к присутствию мигрантов в органах местной власти (с 71 до 86 %), правоохранительных органах (с 68 до 84 %), образовании (с 63 до 81 %), медицине (с 61 до 76 %), общественном питании (с 54 до 70 %), общественном транспорте (с 53 до 68 %)4.
По данным ФМС России, за первое полугодие 2013 г. в страну въехало более 11,3 млн иностранцев, что на 9,9 % больше, чем в 2012 г. При этом 1,8 млн имеют разрешения на работу или патенты и почти вдвое больше, около 3,5 млн, трудятся нелегально. В результате в 2014 г. федеральный
1 Безработица выросла в октябре до 5,3 % // Новые известия. 2013. № 210.
2 Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1137 // СПС «КонсультантПлюс».
3 Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 961 // СПС «КонсультантПлюс».
4 Пресс-выпуск ВЦИОМ от 01.08.2013 № 2360.
бюджет недополучил более 60 млрд. руб. Наряду с этим 140 тысячам иностранцев был закрыт въезд в Россию, из них 90 % - граждане стран СНГ, остальные из Китая, Вьетнама, Турции5. Выходцы из ближнего зарубежья составляют более 70 % прибывающих в Россию иностранцев.
Сегодня трудовые мигранты распределяются по территории РФ неравномерно. Самые напряженные точки - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, то есть регионы с наиболее быстрым экономическим развитием, с наибольшим промышленным потенциалом и концентрацией финансовых ресурсов. В то же время следует отметить, что между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции по-прежнему существует значительный разрыв.
В настоящее время в российской экономике больше всего мигрантов занято в строительстве -42 % от общей численности мигрантов. Следует отметить, что доля мигрантов в общей численности трудящихся в строительстве составляет 16 %. Реальная структура занятости мигрантов, как утверждают эксперты, несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферы досуга и развлечений, жилищно-коммунального хозяйства и работы по дому. Мигранты выполняют, как правило, неквалифицированную работу. Лишь частично это лица со средним образованием: только в 1,1 % случаев работники приехали занимать должности на работах, требующих высокой квалификации [3].
С учетом экспертных оценок нелегальной миграции (3,2-5,2 млн человек) доля мигрантов может достигать в Российской Федерации 4,7-7,7 % от общей численности занятых6. Основными странами-донорами рабочей силы для России к концу первого десятилетия XXI века стали страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан), Украина и Китай. При этом миграционный поток из Таджикистана в Россию составляет 16% от всей трудовой миграции в РФ. Экономика этой страны в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов, которые, по данным Всемирного банка, в 2011 г. составляли 31 % ВВП7. В данном случае мы не учитываем поток мигрантов с Украины, выросший в 2014 г. Не всех прибывших с Украины в настоящее время можно воспринимать как трудовых мигрантов, так как часть из них готова вернуться к себе после изменения общей ситуации на Украине и на Юго-Востоке Украины.
Многолетний опыт стран, эффективно использующих иностранную рабочую силу, показывает, что иммиграционная политика в этих странах формируется как результат противодействия диаметрально противоположных подходов и отношений.
С одной стороны, это социально-политические интересы, которые определяют необходимость усиления запретительных мер и разработку специальных законодательных актов, препятствующих увеличению притока иностранной рабочей силы. Известно, что в большинстве стран население в целом отрицательно воспринимает политику, направленную на расширение иммиграции. В основе такого негативного отношения общественного мнения к иностранной рабочей силе лежит множество факторов, каждый из которых так или иначе связан с противодействием населения возможности повышения конкуренции на рынке труда. Считается также, что миграция привносит возможность противоборства и противопоставления различных субкультур, увеличивает уровень криминогенности, повышает нестабильность, связанную с процессами адаптации иностранной рабочей силы к местным условиям страны-реципиента [4]. С другой стороны, это экономические интересы, связанные с удовлетворением потребностей в дешевой рабочей силе. В результате этого противоборства направленность иммиграционной политики смещается то к одному, то к другому полюсу.
Таким образом, может быть сделан вывод, что в России основной поток мигрантов занят в сферах, не пользующихся спросом у местных жителей. Трудовая миграция неравномерна по регионам, и наибольший поток мигрантов едет в Москву. России в настоящее время необходима дальнейшая последовательная работа по совершенствованию системы управления миграцией. Основой нового подхода к управлению миграцией должны стать механизмы постоянно действующего мониторинга миграционной ситуации и периодическая оценка эффективности принимаемых решений.
Особенности функционирования российской экономики связаны в настоящее время также с недостаточными усилиями государства в рамках проведения инновационной, структурной и инвестиционной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства и стремле-
5 Грицюк М. Диплом на жительство // Российская газета. 31.07.2013.
6 Чернина Е. Как мигранты влияют на экономику страны? // Новостная служба портала ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/ news/media/69297044.html
7 Там же.
нием создавать условия для развития именно данных направлений. В условиях введения экономических санкций против России со стороны ряда государств важность проведения подобной политики только усиливается. В то же время при хорошо разработанной системе ориентиров развития производства недостаточное внимание уделяется такому фактору (обеспечивающему необходимые условия для развития производства), как наличие квалифицированной рабочей силы. Более того, поскольку речь идет о формировании новых высокотехнологичных отраслей промышленности, то и требуемая квалификация рабочей силы должна быть достаточно высокой. Текущие миграционные процессы не в состоянии обеспечить решение данной проблемы и, скорее, усугубляют ее, когда наиболее квалифицированные работники, не получая соответствующую зарплату и не имея возможности решать свои социальные проблемы, уезжают за границу.
В то же время при применении регрессионно-корреляционного анализа нами построена модель, определяющая зависимость темпов изменения ВВП российской экономики от темпов роста поступлений от экспорта (Х1), уровня безработицы (х2), инвестиций в основной капитал (х3):
х0,18 х0,15
У = 1,04 1 озз3 £. х 2
Данная модель охватывает период времени до 2012 г., то есть до вступления России в ВТО.
Теснота общего влияния всех параметров на темпы изменения ВВП может быть оценена как высокая (68 % вариации темпов изменения ВВП обусловлено изменением данных параметров, на влияние других параметров остается 32 %). Влияние выявленных параметров может быть обобщено: при возрастании темпа роста поступлений от экспорта (от реализации газа и нефти) на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП возрастает на 0,18 %; при возрастании темпа роста безработицы на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП падает на 0,33 %, при возрастании темпа роста инвестиций на 1 % при постоянном уровне других параметров темп роста ВВП возрастает на 0,15 % [5].
Таким образом, изменение безработицы (а миграционные процессы непосредственно влияют на безработицу в регионе) оказывается одним из наиболее значимых параметров, влияющих на экономическое развитие.
Успешная и вдумчивая миграционная политика способна обеспечить стабильную ситуацию внутри страны, успешную реализацию целей промышленной политики, а равно расширить влияние страны на международной арене, обеспечив хорошие отношения со странами-реципиентами мигрантов.
Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Большое количество мигрантов перемещаются между развивающимися странами, при этом около 40 % общего числа мигрантов в мире переезжают в соседние страны своего региона [6].
Тем не менее мигранты вносят свой вклад в экономический рост и развитие человеческого потенциала как в странах происхождения, так и в странах пребывания. Они могут способствовать развитию общества за счет культурного многообразия, за счет формирования чувства понимания и уважения разных культур. Миграция также потенциально является одним из базовых способов реализации прав человека.
Следует отметить, что в ряде стран роль мигрантов достаточно значима и в «верхнем» сегменте рынка труда, то есть там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации (деглобализации). Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.
Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах занятости, оставляя «середину» местным работникам. В целом характеристика иммиграционных потоков приведена в таблице.
Подводя итог вышесказанному и учитывая нарастание противоречий в рамках мировой экономики в настоящее время (современный экономический кризис и введение экономических санкций против России), мы можем согласиться, что на длительных интервалах времени развития цивилиза-
ции именно деглобализация (дезинтеграция) является доминирующим процессом (как утверждают Росс Левин и Уильям Истерли). В этом случае и обострение политической ситуации в Европе вполне можно рассматривать как фактор, способствующий (в рамках формирования гипотезы) началу нового цикла деглобализации. В то же время период деглобализации всегда сопровождается усилением меж-страновых противоречий и ослаблением мировой торговли. А данный процесс, в свою очередь, приводит к усилению кризисных явлений во всех странах, что может стимулировать процессы миграции и потребует усиления государственного вмешательства в регулирование мобильности на рынке труда. Через данный процесс проходили и страны Европы, когда первые оптимистические ожидания от создания общего рынка сменились усилением регулирования на рынке труда и созданием барьеров для защиты своего рынка от миграции из-за рубежа.
Характеристики иммиграционных трудовых потоков
Наименование характеристики трудопотока Содержание характеристики
1. Продолжительность Регулярная, нерегулярная, циклическая
2. Ограничения на место жительства и труда Контрактная, деловая
3. Юридический статус Легальная, нелегальная
4. Уровень квалификации Высококвалифицированная, малоквалифицированная, неквалифицированная
5. Демографическая структура Половозрастные особенности, семейный статус, этническая принадлежность
6. Социальная структура Образование, социальный статус
7. Мотивация иммиграции Получение дохода, перемена места жительства, изменение социального статуса, беженцы, поиск рабочего места
8. Социально-экономическая ситуация в стране, поставляющей или принимающей иммигрантов Высокоразвитая, бедная, развивающаяся, терпящая экологическое или социальное бедствие, недемократический политический режим
9. Ориентация на сферы приложения труда Промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, наука, строительство и др.
В этих условиях усиление государственного вмешательства возможно даже несмотря на тот факт, что непрерывное приспособление к изменяющимся условиям (а государственное жесткое регулирование препятствует именно этому процессу) необходимо не только для повышения, но и для поддержания уже достигнутого уровня жизни (а в отношении регулирования процесса миграции способно усилить или устранить несбалансированность в привлечения кадров из-за рубежа). В этом случае возникает необходимость определения временных границ периода усиления государственного вмешательства и определения допустимости применения того или иного инструментария регулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малаев В.В., Низамутдинов И.К. Неравенство и экономическое развитие общества // Экономический вестник Республики Татарстан. 2014. № 1.
2. Сухаренко А. Гастарбайтер в законе // ЭЖ-Юрист. 2013. № 32.
3. Скачкова Г. С. Трудовая деятельность иностранцев в России в контексте миграционной политики Российского государства // Миграционное право. 2013. № 2.
4. Шустова Н.И. Трудовая иммиграция и структурные изменения рынка труда // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Галлямова Д.Х., Тумашев А.Р., Малаев В.В. Влияние института глобализации на российскую экономику // Казанский экономический вестник (КФУ). 2014. № 2 (10).
6. Мукомель В.И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции // Миграционное право. 2012. № 3.
7. Матвеев В.В. Экономический рост и национальная элита // Вестн. Удм. ун-та. 2006. Вып. 2. С. 123-136.
Поступила в редакцию 15.05.15
V.V. Malaev, I.K. Nizamutdinov, GA. Bytchkov
MIGRATION PROCESSES AND THE RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT
In today's economy the issue of migration becomes one of the basic elements determining both the mechanism of the labor market functioning in the national economic system, and conditions of formation of the economic system features in general. Migration processes determine the nature of economic growth, the possibility of economic sectors and certain regions, the effectiveness of formation and functioning of the human capital.
When selecting the parameters that influence the migration processes, one should recognize the prospects of the regional development, the dynamics of changes in the domestic labor market, increase in the cost and standard of life, as well as general trends of the world economy connected with the strengthening of the processes of globalization, or the aggravation of inter-country differences. The study of migration requires the identification of the basic characteristics of the migration process within the analysis of features, goals and qualifications of the migrating population. The migration process in conjunction with the economic development is therefore an economic category, as defined in the framework of relations with the main parameters that characterize the development and functioning of the national economic system.
Consideration of migratory flows in the territory of Russia allows to identify a number of attractive regions in terms of the migrating population. Since the migration processes are related to the problems of poverty and inequality in the countries with migration flows, the migration becomes one of the parameters that determine the existence and aggravation of social problems.
Keywords: migration, poverty, unemployment, economic growth, globalization, government control.
Малаев Владимир Валентинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами E-mail: [email protected]
Низамутдинов Ирек Камилевич, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Бычков Глеб Александрович, аспирант кафедры управления человеческими ресурсами E-mail: [email protected]
ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18
Malaev V.V.,
Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Human Resource Management E-mail: [email protected]
Nizamutdinov I.K., Candidate of Economics E-mail: [email protected]
Bytchkov G.A., postgraduate student at Department of Human Resource Management E-mail: [email protected]
Kazan Federal University
Kremlyovskaya st., 18, Kazan, Russia, 420008