МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РАЗВИТИЕ НАРКОСИТУАЦИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
MIGRATION PROCESSES AND DEVELOPMENT OF DRUG ABUSE SITUATION IN THE KRASNOYARSK TERRITORY
A.3. Килин, O.B. Коновалова, A.B. Путимцев A.Z. Kiiin, O.V. Konovalova, A.B. Putimtsev
Миграция, трудовая миграция, правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, наркопреступность, наркоситуация.
В статье рассматривается влияние миграционных процессов на развитие наркоситуации в Красноярском крае на современном этапе, обращается внимание на проявление этнической преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, предлагаются меры по совершенствованию миграционной политики.
Migration, labor migration, offenses in the area of drug trafficking, drug-related criminality, drug abuse situation.
The article examines the impact of migration processes on the development of the drug abuse situation in the Krasnoyarsk Territory at present. The author pays attention to the manifestation of ethnic criminality in the sphere of drug trafficking and proposes some measures to improve the migration policy.
Несомненно, социально-демографические процессы оказывают определенное влияние на криминологическую обстановку в регионе, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков. В начале XXI в. наметились новые явления в сфере миграции населения на территории края. Представляет интерес выявление основныхтенден-ций в развитии миграционных процессов и связанных с ними факторов, оказывающих воздействие на наркоситуацию в регионе. В связи с этим целью данной статьи является изучение новых тенденций в сфере миграции населения на территории Красноярского края и определение факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие наркоситуации. Решение поставленной задачи весьма актуально не только в научно-теоретическом плане, но и в практическом аспекте, поскольку позволяет определить стратегические направления оздоровления наркоситуации и совершенствования миграционной политики в стране и регионе.
Красноярский край входит в число динамично развивающихся регионов. В системе международного разделения труда он выступает мощ-
Undoubtedly, social and demographic processes have an influence on the criminological situation in the region, including the field of drug trafficking. At the beginning of the XXI century there were new developments in the field of migration in the region. The identification of the main trends in the development of migration processes and related factors that influence the drug abuse situation in the region is of interest. In this regard, the aim of this paper is to study new trends in migration in the Krasnoyarsk Territory and to identify the factors that have a negative impact on the development of the drug abuse situation. The solution of the problem is extremely important, not only in terms of science and theory, but also in practice, because it allows defining the strategic directions of improvement of the drug abuse situation and the migration policy in the country and the region.
The Krasnoyarsk Territory is among the fastest growing regions. In the system of international division of labor, it is a powerful complex in such fields as fuel and energy, transport, min-
ным топливно-энергетическим, транспортным, горно-металлургическим, строительным, лесопромышленным, агропромышленным, жилищно-коммунальным комплексом. Такая ситуация объективно благоприятствует притоку трудовых мигрантов в край. Пространственное положение Красноярского края (на территории края находится географический центр страны) и развитая транспортная инфраструктура (железнодорожный, речной, авто- и авиатранспорт) создают для этого благоприятные возможности.
Усилению миграции способствует демографическая ситуация в крае [Славина, 2013, с. 208-214]. По статистическим данным, за 2005-2011 гг. число жителей края сократилось с 2925,3 тыс. чел. в 2005 г. до 2829,1 тыс. чел. к 2011 г. При этом состав населения принципиально не изменился: в нем преобладает женское население (53,4%), доминируют городские жители (76,4 %).
С 2007 г. наблюдается качественное изменение миграционных процессов: миграционный отток сменился значительным миграционным притоком, который в 2007 г. составил 866 чел., в 2011 г. -7 967 чел., в 2012 г. - 3 793 чел. [Общие итоги миграции...]. В 2012 г. в Красноярском крае число прибывших составило 102 529 чел., число выбывших - 98 736 чел. В рамках международной миграции: прибыло - 6 314 чел., выбыло -1 250 чел., миграционный прирост - 5 064 чел. Однако реальное количество мигрантов превосходит официальные цифры. В 2012 г. Управлением Федеральной миграционной службы (далее - УФМС) России по Красноярскому краю по выявленным фактам нарушения миграционного законодательства составлено 11 866 (на 5 % выше абсолютного показателя прошлого года, далее - АППГ) административных протоколов, из них 47 % в отношении незаконно находящихся на территории России лиц.
По данным УФМС России по Красноярскому краю, приоритетными целями въезда иностранцев является поиск работы. Для урегулирования вопросов миграции и поиска компромисса между интересами предпринимателей, государства и жителей края в 2010 г. Указом губернатора Красноярского края была образована межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, которая определяет в т. ч. количество необходимых для
ing, construction, timber industry, agro-industry, housing. Such a situation objectively favors the influx of migrant workers in the region. The spatial position of the Krasnoyarsk Territory (the Territory is the geographical center of the country) and the developed transportation infrastructure (rail, river, road and air transport) create opportunities for this.
The demographic situation in the region contributes to the increased migration [Slavin, 2013, P. 208-214]. According to the statistics for 2005-2011, the number of the inhabitants of the region decreased from 2925.3 thousand people in 2005 to 2829.1 thousand people in 2011, and the composition of the population has not changed: it is dominated by the female population (53.4%) and by urban residents (76.4 %).
Since 2007, there has been a qualitative change in migration: the migration outflow changed into the considerable migration inflow, which amounted to 866 people in 2007, 7967 people in 2011 and 3 793 people in 2012 [Total results of migration...]. In 2012, in the Krasnoyarsk Territory the number of arrivals totaled 102 529 people, the number of emigrants - 98 736 people. Within the framework of the international migration 6 314 people arrived, 1 250 people left, so the migration gain was 5064 people. However, the actual number of migrants exceeds the official figures. In 2012 the Federal Migration Service Directorate (FMSD hereinafter) of Russia in the Krasnoyarsk Territory compiled 11866 (that is 5 % above the absolute measure of previous year, further AMPY) administrative reports on the identified violations of the migration legislation; 47 % of them were compiled towards people staying illegally in Russia.
According to the FMSD of Russia in the Krasnoyarsk Territory, the priority goal of the entry of foreigners is a job search. The interdepartmental commission for recruitment and employment of foreign workers in the region, which defines the number of migrant workers necessary for the region, was formed to resolve the issues of migration and the search for a compromise between the interests of employers, government and residents of the region by the Decree of the Governor of the Krasnoyarsk Territory in 2010. Since then
<C
с m
о
ь
X
Щ
w m H
о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
Ь
1-4
<c n w с
s
X
H U
w
PQ
края трудовых мигрантов. Складывающаяся с этого времени практика квотирования рабочей силы мигрантов вызывает особый интерес. Так, в 2010 г. руководители предприятий и организаций Красноярского края подали заявки на квотирование 51 ООО трудовых мигрантов, получили разрешение на 18 765 чел. В 2011 г. эти цифры соответственно составили 74 и 20 тыс. чел. В 2012 г. работодатели заявили о потребности в 72 683 трудовых мигрантах, а получили разрешение на 17 922 работника. Причем, по данным УФМС России по Красноярскому краю, фактическая квота на 18 тыс. работников была исчерпана только на 80 %, что является признаком избытка трудовых ресурсов в регионе. Поэтому на 2013 г. было предусмотрено снижение квотирования до 15 448 мигрантов, хотя работодатели вновь заявили о потребности в рабочей силе около 70 тыс. чел. [Красноярский край сократил...].
Более глубокое изучение вопросов, связанных с подачей заявок на увеличение квотирования рабочих мест за счет рабочей силы из числа мигрантов, показало, что среди работодателей имеют место случаи «перепродажи» полученных квот на складывающемся «теневом» рынке рабочей силы. Кроме того, для повышения квот на дешёвую рабочую силу часть работодателей, подавая заявки на квотирование, искусственно занижают размер предполагаемой заработной платы по отдельным видам профессий, при этом поясняя, что жители края отказываются работать в этой сфере из-за низкой оплаты труда. Такие «серые технологии» приводят к искусственному увеличению количества мигрантов, способствуют росту безработицы среди населения края и тем самым увеличивают риски совершения различных правонарушений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков [Зотов, 2013, с. 3].
Прибывшим мигрантам в 2012 г. официально выдано 16 306 разрешений на работу, что на 20 % ниже АППГ. Основное количество работников из числа мигрантов, получивших разрешения на работу, занято в строительстве (7 288 чел. -44,7 %), остальные в сферах: обрабатывающее производство - 2 107 (12,9 %), оптовая и розничная торговля - 1 816 (11,1 %), добыча полезных ископаемых - 1 335 (8,2 %), сельское и лесное хозяйство -1 035 (6,3 %), транспорт и связь - 946 (5,8 %).
Значительную часть мигрантов в крае состав-
the practice of quotas of migrant labor has been of particular interest. So, in 2010, the heads of enterprises and organizations of the Krasnoyarsk Territory applied for quoting of 51 000 migrant workers and were allowed to employ 18 765 people. In 2011, these figures amounted to 74 thousand and 20 thousand people respectively. In 2012, the employers expressed the need for 72 683 migrant workers, and received permission to employ 17 922 people. Moreover, according to the Federal Migration Service of Russia in the Krasnoyarsk Territory, the actual quota of 18 thousand workers was exhausted only by 80 %, which was a sign of the excess of labor in the region. Therefore, the government intended to decrease the quota down to 15 448 migrants in 2013, although the employers claimed the demand for about 70 thousand people [The Krasnoyarsk Territory reduced...].
A deeper study of the issues related to the filing of applications to increase the quota of jobs through the labor of migrants found that there are the cases of «resale» of received quotas among employers in the emerging «shadow» labor market. In addition, in order to increase the quotas for cheap labor, a part of employers underreport the size of the proposed salaries for certain types of professions applying for quotas, while explaining that the inhabitants of the region refuse to work in this area because of the low wages. Such «gray technologies» lead to an artificial increase in the number of migrants, promote the growth of unemployment among the population of the region, thereby increasing the risks of committing various offences, including the field of drug trafficking [Zotov, 2013, p. 3].
The arrived migrants in 2012 were officially issued 16 306 work permits, which was lower than AMPY by 20 %. The basic number of migrant workers who received work permits, are employed in construction (7 288 people that is 44.7 %), the rest people are in the following fields: manufacturing - 2 107 people (12.9 %), wholesale and retail -1 816 people (11,1 %), mining -1 335 people (8.2 %), agriculture and forestry - 1 035 people (6.3 %), transport and communications -946 people (5.8 %).
A significant proportion of migrants in the
ляют выходцы из Китая. В 2012 г. в край прибыли 483 жителя из Поднебесной, выбыли - 96, миграционный прирост - 387 чел. Основной миграционный поток на территорию Красноярского края приходится на жителей СНГ. В 2012 г. иммигрировало в край 5 478 чел., выбыло - 873 чел., миграционный прирост - 4 605 чел., который распределился следующим образом: 23,3 % (1 059 чел.) пришлось на граждан Таджикистана, 20,8 % (968) - Азербайджана, 16,5 % (763) - Кыргызстана, 10,5 % (487) - Казахстана, 9,6 % (449) - Украины и 19,3 % - другие страны СНГ [Социально-экономическое положение..., 2013, с. 320-321].
Государственным антинаркотическим комитетом страны Центрально-Азиатского региона отнесены к категории наркоопасных, поскольку через их территорию осуществляется транзит традиционных наркотиков (особенно героина) из Афганистана. Низкий уровень доходов населения в среднеазиатских республиках способствует активному вовлечению гастарбайтеров в ряды наркокурьеров с формированием в последующем на территории России этнических организованных наркогрупп по территориально-родовому принципу.
По сведениям УФМС России по Красноярскому краю, самый активный рост числа мигрантов (помимо Красноярска) наблюдается в Норильском промышленном районе, где в 2012 г. поставлено на миграционный учет 5 176 чел. В 2011-2012 гг. наркоситуация в г. Норильске оставалась сложной. По различным экспертным оценкам, в настоящее время в Норильске проживает около 20 тыс. азербайджанцев (около 10 % населения), до 5 тыс. дагестанцев, задействованных в основном в сфере оказания услуг, оптовой и розничной торговле. Число больных с диагнозом наркомания на 100 тыс. населения увеличилось с 596,4 чел. в 2010 г. до 613,6 чел. в 2011 г. В 2012 г. возросло количество зарегистрированных наркопреступлений на 100 тыс. населения до 204,7 чел., АППГ составил 9,5 %. Доля тяжких и особо тяжких преступлений увеличилась до 84,3 % [Наркоситуация..., 2013, с. 103-104].
Другим проблемным очагом, негативно влияющим на наркообстановку в крае, можно считать г. Ша-рыпово и Шарыповский район, где в связи со строительством 3-го блока Березовской ГРЭС увеличился приток трудовых мигрантов (поставлены в 2012 г. на миграционный учет 3 359 чел.). В 2011 г. число
region are from China. In 2012, 483 people from China arrived in the region, 96 people left, so the migration gain was 387 people. The main migration flow in the Krasnoyarsk Territory accounted for CIS citizens. In 2012 5 478 people immigrated to the region, 873 people left, so the migration gain was 4605 people as follows: 23.3 % (1 059 people) fell within citizens of Tajikistan, 20.8 % (968) - citizens of Azerbaijan, 16.5 % (763) -citizens of Kyrgyzstan, 10.5 % (487) - citizens of Kazakhstan, 9.6 % (449) - citizens of Ukraine, 19.3 % - other CIS countries [The socio-economic situation..., 2013, p. 320-321].
The State Anti-Drug Committee classified the countries of Central Asia as countries with drug threat because there is the transit of traditional drugs (especially heroin) carried out through their territory from Afghanistan. Low incomes of population in Central Asia promote an active involvement of migrant workers into the ranks of drug dealers with the subsequent formation of ethnic drug groups organized on the principle of territorial descent in the territory of Russia.
According to the Federal Migration Service of Russia in the Krasnoyarsk Territory, the most active growth in the number of migrants (apart from Krasnoyarsk) is observed in Norilsk industrial district where 5 176 migrants were registered in 2012. In 2011-2012 the drug abuse situation in Norilsk remained difficult. According to various expert estimates, about 20,000 Azerbaijanis (about 10 % of the population), up to 5000 Dag-estani, who are involved mainly in the services sector, wholesale and retail trade, live in Norilsk at present. The number of patients with drug addiction increased from 596.4 people in 2010 to 613.6 people in 2011. In 2012 the number of registered drug-related crimes increased up to 204.7 people per 100 thousand people of population, AMPY was 9.5 %. The rate of grave and especially grave crimes increased to 84.3 % [The drug abuse situation..., 2013, p. 103-104].
Another problematic hearth negatively influencing the drug abuse situation in the region can be Sharypovo and Sharypovo area where the influx of migrant workers increased in connection with the construction of the third block of Berezovskaya state district power station (3 359
<C
с m
о
b X
Щ
w m н о
Рч < ^
о ^ о о
о я
2S
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
b
1-4
<c n w с
s
X
H U
w
PQ
больных с диагнозом наркомания на 100 тыс. населения составило 239,5 чел. [Наркоситуация..., 2013, с. 92]. В 2012 г. наркоситуация значительно ухудшилась - зарегистрировано 302,7 наркопреступления на 100 тыс. населения, АППГ - 15,4 %, доля тяжких и особо тяжких преступлений увеличилась до 82,6 % [Наркопреступность..., 2013, с. 29,103-104].
Несмотря на то что соотношение показателей по количеству наркопреступлений и числу лиц, их совершавших, из числа граждан иных государств и граждан государств СНГ невысокое, однако по степени организованности, объему изымаемых наркотиков, масштабу, тяжести преступных действий и их последствий они оказывают значительное влияние на наркоситуацию как в стране, так и Красноярском крае.
По оценкам Управления ФСКН России по Красноярскому краю, среди лиц, задержанных за наркопреступления на территории края за период 2010-2012 гг., составляют: 2,4 % - азербайджанцы, 1,2 % - таджики. Однако эти этнические группы специализируются на крупнооптовых поставках и сбыте наркотиков [Килин, Путимцев, с. 2010, 81-85; Килин и др., 2012, с. 83-89]. Удельный вес от общего количества изымаемых по краю героина и гашиша у членов азербайджанских группировок в обозначенный период в среднем составил соответственно около 5,6 и 18,8 %, у членов таджикских преступных групп - около 29,4 и 11,1 % .
В отличие от таджиков, занимающихся преимущественно оптовыми поставками героина, азербайджанцы, как правило, осуществляют посредническую, мелкооптовую деятельность в сбыте этого вида наркотика, в том числе в розницу, и активно поставляют наркотики каннабисной группы (гашиш и марихуана) из стран Средней Азии и Республики Тыва.
По сведениям ГУФСИН России по Красноярскому краю, в настоящее время в исправительных учреждениях края отбывает наказание более 800 иностранцев, осужденных за незаконный оборот наркотиков, преимущественно из стран СНГ. После освобождения из мест лишения свободы многие из них пытаются остаться на постоянное место жительство в Красноярском крае, зачастую для продолжения криминальной деятельности.
Развитие туризма, к сожалению, также негативно влияет на развитие наркоситуации в крае
people were registered in the migration office in 2012). In 2011, the number of patients with drug addiction was 239.5 people per 100 thousand people of population [The drug abuse situation..., 2013, p. 92]. In 2012 the drug abuse situation deteriorated considerably - 302.7 drug crimes were registered per 100 thousand people of population, AMPY was 15.4 %, the rate of grave and especially grave crimes increased to 82.6 % [Drug crime..., 2013, p. 103-104 ].
Despite the fact that the ratio of the number of the indicators for drug-related crimes and the number of persons who committed them from the number of citizens of other states and citizens of CIS are low, but they have a significant impact on the drug abuse situation in the country and the Krasnoyarsk Territory with account of the degree of their organization, the volume of drug seizures, the scale, severity of criminal acts and their consequences.
According to the estimates of the Office of the Federal Drug Control Service of Russia in the Krasnoyarsk Territory, the figures among the persons arrested for drug offences in the Territory for the period 2010-2012 are as follows: 2.4 % are Azerbaijani, 1.2 % are Tajiks. However, these ethnic groups specialize in large wholesale supply and marketing of drugs [Kilin, 2010, p. 81-85; Ki-lin, 2012, p. 83-89]. The share of the total amount of heroin and hashish seized in the region from the members of Azerbaijani groups in this period on the averaged was, respectively, about 5.6 and 18.8 %, from the members of Tajik criminal groups - about 29.4 and 11.1 %.
Unlike Tajiks, engaged primarily in wholesale deliveries of heroin, Azerbaijanis usually carry out go-between, small wholesale activities in marketing of this type of drug, including retail, and actively deliver drugs of cannabis (hashish and marijuana) from Central Asia and the Republic of Tyva.
According to the Federal Penitentiary Service of Russia in the Krasnoyarsk Territory more than 800 foreigners convicted of drug trafficking, mainly from CIS countries, are currently serving a sentence in regional prisons. After their release from prison, many of them try to stay for permanent residence in the Krasnoyarsk Territory to continue criminal activity.
и способствует активному ввозу и распространению в крае подконтрольных и неподконтрольных психоактивных веществ. По данным правоохранительных органов, по сравнению с 2012 г. в 2013 г. количество изъятых синтетических наркотиков, завезенных в том числе по туристическим маршрутам (прежде всего из КНР, Таиланда), превысило показатели прошлого года более чем в 4 раза.
Таким образом, несомненно, превентивной мерой, позволяющей снизить риски распространения этнической наркопреступности и наркомании, является осуществление продуманной стратегии и тактики в области миграционного законодательства и контроля за трудовой миграцией, снижение степени ее латентности. Необходимы скорейшая отмена безвизового режима въезда с использованием миграционных карт и упрощенного порядка пропуска через государственную границу граждан из наркоопасных стран Центрально-Азиатского региона и разрешение въезда на территорию России только по загранпаспортам с созданием в ближайшее время персонифицированного учета лиц, пересекающих границу.
Для улучшения наркоситуации необходимо усилить контроль за организациями и предприятиями, использующими иностранную рабочую силу, обеспечить на постоянной основе взаимодействие УФМС России по Красноярскому краю с другими правоохранительными органами по работе с иностранными гражданами. Целесообразно повысить уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов края по пресечению нелегальной миграции и борьбе с этнической преступностью.
Для предупреждения ввоза синтетических наркотиков необходимо разработать профилактические меры информационного характера и определить механизм взаимодействия с туристическими фирмами и компаниями для работы с гражданами, выезжающими за границу, особенно в страны Восточно-Азиатского региона.
Библиографический список
1. Зотов Г. Как к нам едут гастарбайтеры? // Аргументы и факты. 2013. № 31.
2. Килин А.З., Путимцев А.Б. К вопросу о таджикской наркопреступности в Красноярском крае и некоторых мерах по борьбе с нею //
Unfortunately, tourism development also negatively affects the development of the drug abuse situation in the region and promotes the active importation and distribution of controlled and uncontrolled psychoactive substances in the region. According to the police, compared with the previous year, the number of seizures of synthetic drugs, imported through tourist routes (primarily from China, Thailand) in 2013, exceeded the figures of the previous year by more than 4 times.
Thus, undoubtedly, a preventive measure to reduce the risks of the spread of ethnic drug-related crime and narcomania is the implementation of a deliberate strategy and tactics in the field of migration legislation and control of labor migration, reducing the degree of its latency. It is necessary to eliminate the visa-free entry using migration cards and the simplified procedure for crossing the state border for citizens from countries of Central Asia, and to permit to enter Russia only with foreign passports, to establish personified registration of persons crossing the border in the near future.
In order to improve the drug abuse situation, it is necessary to strengthen the control over the organizations and enterprises using foreign labor, provide ongoing interaction between FMS of Russia in the Krasnoyarsk Territory and other law enforcement agencies working with foreigners. It is advisable to increase the level of inter-agency cooperation between law enforcement agencies of the region to terminate illegal migration and combat ethnic crime.
In order to prevent the importation of synthetic drugs, it is necessary to develop preventive information measures and determine the mechanism of interaction with travel firms and companies to work with citizens travelling abroad, especially around the countries of the East Asian region.
References
1. Zotov G. How do migrant workers get to us? Arguments and Facts. 2013. № 31.
2. Kilin A.Z. On the issue of Tajik drug-related crime in the Krasnoyarsk Territory and certain measures to combat it // Actual problems of
<C
с m
о
b X
Щ
w m н о
Рч < ^
о ^ о о
о я
2S
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
b
1-4
<c n w с
s
X
H U
w
PQ
Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. (18-19 февраля 2010 г.). Красноярск, 2010. Ч. 3. С. 81-85.
3. Килин А.З., Путимцев А.Б., Коновалова О.В. Этническая наркопреступность как один из факторов угрозы здоровью населения Красноярского края // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков: матер. XV Междунар. науч. конф. (5-6 апреля 2012 г.): в 3 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск, 2012. Ч. 1. С. 83-89.
4. Красноярский край сократил количество рабочих квот для трудовых мигрантов. URL: krasnoyarskiy-kray-sokratil-kolichestvo-rabochih-kvot-dlya-trudovyh-migrantov.html. krasufms.ru/_objects/1986.docx
5. Миграция населения Красноярского края в 2012 году. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/ main/prevent/3939/10395/17341/17338/ http://www.krasnoyarsk.biz/release/23361
6. Наркоситуация в Сибирском федеральном округе (2006-2012): анализ и прогноз / под ред. Д.Д. Невирко. Красноярск, 2013.
7. Наркопреступность как один из факторов угрозы здоровью населения Красноярского края: отчет о НИР (заключительный) / H.A. Горбач, А.З. Килин, О.В. Коновалова, С.А. Павлова и др. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.
8. Общие итоги миграции населения Красноярского края (человек). URL: http://www.krasstat. gks.ru/digital/regionl8/default.aspx
9. Славина Л.Н. К двадцатилетию депопуляции: региональный аспект демографической трагедии // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. 2013. №4 (26).
10. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2012 году. Доклад № 1-1 / Росстат. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (Красноярскстат). Красноярск, 2013.
fighting against crime in Siberian region: sourcebook of the XIII International Research-To-Practice Conference (18-19 February, 2010). Krasnoyarsk, 2010. Part 3. P. 81-85.
3. Kilin A.Z. Ethnic drug crime as one of the threats to the health of the population of the Krasnoyarsk Territory // Actual problems of drug abuse prevention and combating offences in the sphere of legal and illegal drug trafficking: Proceedings of the XV International Research Conference (5-6 April, 2012): in 3 parts / Chief Ed. D.D. Nevirko. Krasnoyarsk, 2012. Part 1. P. 83-89.
4. The Krasnoyarsk Territory reduced the number of job quotas for migrant workers. URL: kras-noyarskiy-kray-sokratil-kolichestvo-rabochih-kvot-dlya-trudovyh-migrantov.html. krasufms. ru/_objects/1986.docx
5. The migration of the population in the Krasnoyarsk Territory in 2012. URL: http:// www.fskn.gov.ru/pages/main/pre-vent/3939/10395/17341/17338/ http://www.krasnoyarsk.biz/release/23361
6. The drug abuse situation in Siberian Federal District (2006-2012): Analysis and Forecast / ed. by D.D. Nevirko. Krasnoyarsk, 2013.
7. Drug crime as one of the threats to the health of the population of the Krasnoyarsk Territory: research report (final) / N.A. Gorbach, A.Z. Kilin, O.V. Konovalova, S.A. Pavlova and others. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of Russian Federal Drug Control Service, 2013.
8. Total results of migration of the population of the Krasnoyarsk Territory access mode. URL: http:// www.krasstat.gks.ru/digital/regionl8/default. aspx
9. The socio-economic situation of the Krasnoyarsk Territory in 2012. Report № 1-1. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Krasnoyarsk Territory (Krasnoyarskstat). Krasnoyarsk, 2013.
10. Slavina L.N. By the twentieth depopulation: the regional aspect of the demographic tragedy // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev. 2013. № 4 (26). P. 208-214.