3. Watson J.L.& Rawski E.S(eds), (1994(1988)), Chugoku no shi no girei (The death rituals in China), Heibonsha, Tokyo.
(Death ritual in late imperial and modern China. University of California Press)
4. Watson J.L., (1995(1975)), Imin to souzoku: Honkon to London no Man shi ichizoku (Emigration and the Chinese lineage: The Man Family in Hong Kong and London), Masahisa Segawa (trans.), Aunsha, Kyoto.
(Emigration and the Chinese lineage: the Mans in Hong Kong and London)
Chinese
5. Yanqing (2004) Fujian new immigrant in United States-Case study on illegal immigrant in Fuzhou district in the 1990s. World Ethno-National Studies Vol. 1: 53-59, the institute of Ethnology and Anthropology, Chinese Academy of Social Sciences, Beijing.
6. Editorial Committee of Zhen Journal of Village X (2010) Journal of Village X. Fujian People's Publishing House, Fujian.
Итое Канеширо - аспирант, Центр северовосточных азиатских исследований, Япония.
Itoe Kaneshiro - Ph.D. candidate, Center for Northeast Asian Studies. Japan.
УДК 314.72 © М.М. Содномпилова, Б.З. Нанзатов
Миграционные процессы XXI в. в постсоветском пространстве: традиция как выталкивающий фактор*
Современное состояние миграционной ситуации в России характеризуется возрастающей активностью движения населения из стран ближнего зарубежья, в частности из бывших республик Средней Азии, в направлении Сибири и Дальнего Востока. В Бурятии увеличивается число мигрантов из Кыргызстана, в связи с чем возникает важный вопрос - чем обусловлена миграционная активность граждан, в частности, Кыргызстана? Исследование явления трудовой миграции в антропологическом ключе позволяет осуществить исследование социальной действительности, на фоне которой и формируются миграционные настроения граждан Кыргызстана.
Ключевые слова: миграционная активность, фактор, традиция, кыргызы, Бурятия.
© M.M. Sodnompilova, B.Z. Nanzatov
Migration processes in Post-Soviet space: tradition as a extrusive factor
Current status of the migration situation in Russia is characterized by increasing activity of population movement from neighbor countries, particularly from the
* Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 10-01-00495а.
98
former republics of Central Asia in the direction to Siberia and the Far East. In Bu-ryatia, number of migrants from Kyrgyzstan increases. And important question -what caused the migration activity of citizens, particularly from Kyrgyzstan? Study of the phenomenon of labor migration in the anthropological way allows the social reality research, which forms migration attitudes of Kyrgyzstan citizens. Key words: Migration activity, factor, tradition, Kyrgyz, Buryatia.
Для большинства семей трудовых мигрантов из стран/республик бывшего Советского Союза стала уже устоявшейся такая реальность -люди трудоспособного возраста зарабатывают деньги в России а их престарелые родители живут на родине, опекая внуков и получая деньги на их содержание, обучение, выплачивая кредиты. Но экономический фактор далеко не всегда является главным в мотивах миграции граждан из ближнего зарубежья и, в частности, из стран Средней Азии. В данной статье будет сделана попытка вскрыть и представить «границы» пространства экономических потребностей отправляющего сообщества на примере Кыргызстана.
Население Кыргызстана в демографическом отношении молодое: 39% составляют дети и подростки, 51% - лица трудоспособного возраста (где большую часть составляют молодые люди до 30-летнего возраста) и 10% - лица старше трудоспособного возраста. Проведенный кыргызскими исследователями анализ внутреннего рынка труда показывает, что за последние годы рост численности населения в трудоспособном возрасте в 1,5 раза превысил рост занятости. При этом естественный прирост трудовых ресурсов происходит за счет вступления в трудоспособный возраст молодых людей. Ежегодный прирост трудоспособного населения в ближайшие годы сохранится на уровне 75-80 тыс. чел.1. А это означает, что спада миграционной активности в ближайшем ожидать не стоит.
Экономическое процветание=щедрость является доминантой жизненной стратегии народов исламских регионов, в традиции которых гостеприимство - главный маркер национальной культуры. С этих позиций общество Кыргызстана не является исключением. Как отмечают Н. Шах-назарян и Р. Шахназарян, исследовавшие особенности экономических практик кавказских народов, экономическое процветание - это ценность и добровольная обязанность, поскольку означает включенность в структурные обмены. Эта включенность характеризует члена общины как «нормального», доказывая его витальность. Щедрость выступает как один из ключевых ингредиентов кодекса доминантной маскулинности, поскольку подтверждает экономическую состоятельность (добытчик), жизнеспособность мужчины2.
1 Джаманкулов Э. 2006 - февраль [Электронный ресурс]. URL: http: // www. anahtika.org/artide.php?story=20060319000219679
2 Шахназарян Н., Шахназарян Р. «Уважить, умаслить, отблагодарить»: дискурсы об альтернативной экономике, родстве и коррупции в кавказских сообществах / Laboratorium 2010. - № 1:50. - С. 72.
99
В кыргызском обществе стремление соответствовать социальным ожиданиям выражает каждая семья. Английский антрополог Мадлен Ривз приходит к выводу, что очень важное место в мотивах трудовой миграции в Россию занимает престижная экономика. Она особо выделяет из всех экономических практик «ритуальную экономику», под которой подразумевается финансовое обеспечение наиболее важных в жизненном цикле социума событий, требующих обязательного участия общества, сопровождаемых обрядами и празднествами (тоями). Это свадьба, юбилей, рождение ребенка (бешек той), обрезание сына (суннот той), похороны. Проведение такого рода мероприятий требует больших затрат. «В Таш-Булаке и окрестностях издержки на подобные мероприятия часто исчисляются в головах скота или каких-то разовых крупных покупках. Отвечая на мой вопрос касательно размера суммы, затраченной на свадьбу ее дочери, 50-летняя Арапат выразилась просто: «На это ушла одна машина» (бир ма-шинага кетет). Вступление в брак легко поглощает заработок нескольких лет, показывая, что в семьях молодые мужчины, идущие на это, умеют зарабатывать деньги»1.
Одним из самых ключевых, необходимых и дорогих элементов ритуальной экономики являются похороны. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина2. Это наиболее важное в контексте демонстрации престижа событие. На похоронах семья или группа родственников показывает обществу свои достоинства и недостатки, демонстрирует свои финансовые возможности. Все, кто приходит почтить память усопшего, особенно старики, внимательно следят за соблюдением правил, запретов, обычаев и выражают свое неудовольствие, если что-то было сделано не так. «Похоронить нужно так, чтобы не хуже, чем у других, было, чтобы потом никто ничего не говорил. На похоронах полагается всем мужчинам, которые присутствовали при погребении, выдать носовые платки или небольшие полотенца, женщинам тоже дают полотенца или салфетки, а вот на похоронах соседа, почему-то платки не раздавали. Мяса, конечно, было много - лошадь и корову забили на поминки, как и положено. Но мясо не доварили. Никто его есть не стал. Это что? Это - пренебрежение к памяти отца и неуважение к обществу»3.
По существу, задумываться о собственных похоронах начинают задолго до смерти - даже высокую рождаемость в кыргызских семьях информанты объясняют тем, что многочисленным потомкам будет легче в будущем разделить бремя затрат на родительские похороны. Как отмеча-
1 Мадлен Ривз: По ту сторону экономического детерминизма - микродинамика миграции из сельского Кыргызстана. - 2009.20.11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1258712400
2 Корни Каракалпакии «Память не подвластна времени». - 03.12. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://nukus-memory.ucoz.ru/index/musulmanskij_obrjad/0-28
3 Из архива авторов: информант, Аксуйский район, Иссык-Кульская область, Кыргызстана.
ет К.Э. Джамангулов, смерть на «чужбине» страшит сегодня многих киргизов: «Несмотря на грубую трансформацию кыргызского жизненного уклада, общество не перестает пребывать во власти традиций и обычаев. Особенно ярко это прослеживается в проведении похорон, свадеб, построении отношений с родственниками. Каждый кыргыз подспудно знает, где он будет похоронен и кем оплакан в день его памяти. Для кыргызов добрая память о себе очень важна»1. Любой кыргыз, по представлениям современного кыргызского общества, должен быть похоронен у себя на родине, даже если он и прожил большую часть своей жизни в России, где живут его дети, супруга (хотя эта традиция противоречит канонам ислама). Погребение кыргыза на чужбине - исключительный случай, который не могут припомнить информанты, проживающие, в частности, в Бурятии. Даже если у родственников умершего нет финансовой возможности привести из России тело, им обязательно помогут земляки, которые считают своим долгом похоронить кыргыза на родине.
Добрая память о человеке выражается по-разному. Например, в погребальных сооружениях. Кыргызские кладбища поражают своими роскошными памятниками, некоторые из них представляют собой усыпальницы, сделанные из мрамора. Оформление места погребения - это тоже возможность продемонстрировать свои финансовые возможности. «Кто богаче и круче - у тех и надгробные памятники шикарнее. А что мертвым? Им все равно. По шариату вообще запрещается ставить всякие памятники на кладбище, так как кладбища со временем могут вновь использоваться под сельхозработы»2.
В целом в любой религиозной традиции, за исключением буддизма, существует лазейка, через которую может проявиться стремление общества продемонстрировать свой материальный достаток, высокий социальный статус. Погребально-поминальный обряд в свете подобной цели является наиболее показательным. В культуре разных народов, исповедующих ислам, помимо традиции возведения дорогих надгробных памятников имеют место и другие возможности «показать» достаток семьи. Так, например, на Кавказе, «если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие - покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая»3. Вполне ожидаемо, что любая семья, какой бы бедной она ни была, не пожелает покрывать покойного дешевой тканью, стараясь
1 Джаманкулов Э. 2006 - февраль [Электронный ресурс]. URL: http: // www. analitika.org/article.php?story=20060319000219679
2 Из архива авторов: информант, Аксуйский район, Иссык-Кульская область Кыргызстана
3 Корни Каракалпакии «Память не подвластна времени». - 03.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://nukus-memory.ucoz.ru/index/musulmanskij_obrjad/0-28
101
удерживаться в русле регламентированных религией и поддерживаемых обществом правил.
Ответной реакцией общества на демонстрацию материального достатка является уважение, возвышение семьи по лестнице социальной иерархии, а это стоит того, чтобы до изнурения работать в России. Информант исследовательницы Мадлен Ривз1 объясняет необходимость проведения этих праздников актуальностью традиционных общественных норм, правил, ревитализация которых отмечается в Кыргызстане: «На нынешних праздниках (той), - объяснял Жениш, - люди смотрят не только на то, какие угощения подаются. Их интересует, как отремонтирован твой дом, что в нем есть, какие вещи тебе удалось привезти [из России]». «А если вообще не делать той?» - спросила я. «Это будет означать уят», - отвечал Жениш, используя понятие, обозначающее одновременно негодование, стыд и отступление от общественных приличий. Действительно, как отмечали некоторые из моих собеседников, именно «инфляция» расходов, связанных с ритуальными торжествами, удерживает молодых людей в России на протяжении большей части года. Вот высказывание старика из Баткена: «Они весь год без устали работают в России для того, чтобы потом собрать на праздник всех, а также пригласить лучшего певца! Когда люди возвращаются назад, им хочется, чтобы их дом посетили все, они желают, чтобы все видели: они уезжали, но теперь, вернувшись, могут позволить себе устроить настоящий той. Так они показывают, что не зря ездили туда». С точки зрения носителей традиционных ценностей, к достатку и благополучию, собственно, для того и надо стремиться, чтобы актами щедрости взращивать себе доброе имя (равнозначно - инвестировать в социальный капитал), вызывая одобрение мира-окружения. Согласно перлам фольклорного творчества, стратегии щедрости способны ломать и социальную иерархию, открывая дополнительные лазейки для социальной мобильности2.
Жизнь в обществе, в котором сохраняют свои позиции и даже усиливаются традиционные механизмы социализации и контроля, а престижная экономика является обязательной и неотъемлемой частью повседневности, делает задачу накопления материального достатка сложной. Необходимость сохранения статуса уважаемого человека подразумевает строгое соблюдение традиционных норм и правил, выработанных в традиции общества и, следовательно, обязывает членов общества принимать участие во всех значимых праздниках, мероприятиях - юбилеях, свадьбах, похоронах и т.д. - это та «проблема, которая мешает копить деньги, когда
1 Мадлен Ривз: По ту сторону экономического детерминизма - микродинамика миграции из сельского Кыргызстана. - 20.11.2009 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1258712400
2 Шахназарян Н., Шахназарян Р. «Уважить, умаслить, отблагодарить»: дискурсы об альтернативной экономике, родстве и коррупции в кавказских сообществах // Laboratorium. 2010. №1: 50 - 72.
живешь в Киргизии»1. Отказ от участия невозможен - это вызовет обиду, чувство оскорбленного достоинства, пойдет молва. С этой точки зрения, трудовая деятельность в другой стране позволяет мигранту копить заработанные деньги, не распыляя их на празднества. Хотя мигранты, находясь за рубежом, чаще всего тоже находятся в кругу родственников и земляков, масштабы празднеств на чужбине значительно уступают по расходам «домашним» торжествам. За рубежом, вдали от Родины реализуется один из стандартов двойной экономики домохозяйства - рутинный, повседневный, бережливый, противоположный другому стандарту, который осуществится дома, - праздничному, расточительному, ориентированному на внешнего ценителя.
Стремление каждого кыргыза отвечать высоким стандартам, выдвигаемым обществом, приводит к тому, что на родине мигрантов соревнование между семьями, стремящимися показать свой достаток, только наращивает обороты - свадьбы и юбилеи проводятся все расточительнее и пышнее. Общество озабочено только тем, как отметить праздник «покруче», где найти денег на юбилей или иное мероприятие - в ход идут средства, заработанные тяжелым трудом за границей, люди влезают в долги, занимая у родственников и знакомых, оформляя кредиты. Такое положение в стране уже не в первый раз привлекает внимание правительства: очевидно, сам уставший от череды всевозможных праздников премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев предложил ввести временный мораторий на праздники и повысить налог для увеселительных заведений страны2 на осенне-зимний период, когда обычно и справляются свадьбы:
- «Необходимо ввести мораторий на банкеты и тои на 2-3 года. Проведение затратных праздничных мероприятий и застолий косвенно влияет на бюджет страны. Или взимать с организаторов налоги», - сказал Саты-балдиев, выступая на заседании парламента.
Депутат Максат Сабиров поддержал премьера, но усомнился, можно ли будет реализовать это предложение: «Наверное, на правительственном уровне можно будет запретить проведение различных юбилеев и пышных мероприятий. Но сможем ли мы остановить банкеты? Тои вошли в традицию нашего народа, ни одно мероприятие кыргызов не обходится без праздничного застолья».
Данная тема уже не первый раз поднимается в стенах парламента. И в отдельных городах и районах акимы своим решением ограничили проведение пышных свадеб и поминок. По неофициальным данным, кыргыз-станцы тратят на проведение свадеб, поминок и других мероприятий более $1 млрд в год3.
1 Из архива авторов: информант, г. Каракол, Иссык-Кульская область, Кыргызстан.
2 В 2012 г. места в ресторанах уже забронированы до конца февраля 2013 г.
3 Вести содружества - 2012 - ноябрь. [Электронный ресурс]. URL: http://gpnews.ru/politics/434281-premer-kyrgyzstana-predlozhil-vvesti-moratoriy-na-
103
Безусловно, проведение таких масштабных по количеству гостей и потраченных средств празднеств сложно признать с полной уверенностью наследием древних обычаев кыргызского народа. Основной целью современных праздников стала демонстрация своего благосостояния и возможностей заработать это благосостояние. Даже печальные события, такие как похороны, облекаются в оболочку бахвальства, демонстрации своего превосходства над соплеменниками. В связи с этим современные пышные тои вполне обоснованно можно включить в число «новых» традиций кыргызов, которые основываются на финансовой базе трудовых миграций.
Для определенного слоя кыргызского общества - молодежи - традиционные устои выступают своеобразными жесткими рамками, ограничивающими свободу мысли и действий. Современный представитель молодого поколения Кыргызстана, преимущественно житель сельской глубинки, у которого нет перспектив состояться в качестве успешного человека на своей малой родине, ориентирован на миграцию задолго до окончания школы - либо поэтапную (первоначально на отъезд из родного села в райцентр, затем в Бишкек и далее), либо прямую - отъезд из страны. Образовательный уровень представителей молодого поколения очень низкий, с этим фактом соглашаются и официальные лица. «Я замечу, что образовательный уровень наших мигрантов в большинстве своем недостаточен. К сожалению, это уровень средних школ сельской местности. Некоторые практически не знают русского языка и им в России вообще делать нечего. Поэтому наша трудовая миграция и занимает самые низкие слои трудовой иерархии»1.
Несмотря на множество существующих проблем, молодые люди адаптируются к этим сложным условиям. Возраст мигрантов и связанный с ним личностный потенциал позволяют компенсировать им непомерные физические, психологические и моральные нагрузки, получаемые в ходе трудовой миграции. Мотивируя свой отъезд в Россию перед своими родственниками необходимостью заработать деньги, многие молодые люди ожидают от своей поездки и реализации иных интересов. Это не только желание увидеть мир, но и возможность выйти из-под строгого контроля старшего поколения, окунуться в жизнь большого города, завязать знакомства с девушками, почувствовать легкость свободных, ни к чему не обязывающих отношений. Как показывают наблюдения в Бурятии, молодые люди из Средней Азии редко проявляют инициативу в знакомствах -в каждом городе можно встретить девушек, не обремененных высокими моральными принципами, которые сами предлагают и дружбу, и кров, и уход. Было бы глупостью со стороны мигрантов, как правило, нуждающихся и в жилье и во внимании, отказаться от таких отношений.
pyshnye-bankety.html
1 Нур Омаров, Досмир Узбеков. Отток трудоспособных граждан из Кыргызстана - прямая угроза национальной безопасности страны. - 2006. - 31.10. [Электронный ресурс]. URL: msk http://www.fergananews.com/article.php?id=4674
104
По-другому складывается жизнь молодежи, попадающей в Россию по родственным и земляческим каналам. Они изначально оказываются под опекой старших, которые не позволяют им отлынивать от работы, увлекаться противоположным полом. Старшие родственники или земляки считают своим моральным долгом нести ответственность за вновь прибывшего, поэтому они оказывают посильную помощь в адаптации мигранта на новом месте, если нужно наказывают, регулярно отчитываются перед его родителями или родственниками, оставшимися на родине. Ответственность перед родней новичка распространяется и на родственников того, кто пригласил либо привез с собой новоиспеченного мигранта на заработки. Один из информантов, вернувшийся из России на родину насовсем, отмечал, что именно такая ответственность доставляла ему больше всего хлопот: «Когда я жил в России, - все время на нервах был. Больше всего устал от своих. Я за старшего был и всегда наши земляки ко мне шли со своими проблемами - то у них товар отобрали, то ограбили, то избили, могли среди ночи прийти. А я как главный должен был нести ответственность за своих, а что делать, как откажешь. Потом приедут на родину и будут говорить - Курманбек такой сякой, не помог.I»1.
Большинство молодых людей Кыргызстана не видят или не хотят видеть возможностей для самореализации в своей стране, хотя бы потому, что уже по сложившимся представлениям, Россия - это огромная и очень богатая страна и там можно найти фантастические заработки, каких никогда не заработаешь на родине. Съездить в Россию - уже престижно, сам факт того, что человек отважился на такой шаг, повышает самооценку и вызывает уважение со стороны общества. Поэтому для молодых кыргы-зов выехать на заработки в другую страну - это необходимый этап социализации, своего рода инициация, после прохождения которой молодой человек становится самостоятельным. Миновать этот этап в своей жизни большинство молодых кыргызов не может.
Таким образом, можно говорить, что экономическая потребность, лежащая в основе миграционной активности населения Кыргызстана, - понятие неоднозначное и содержание этого понятия у разных семей различаются от ее нижнего уровня с определениями «жизнь за чертой бедно-сти»/»прожиточный минимум» до верхнего уровня, представленного маркерами «благополучие»/ «богатство и уважение».
1 Из архива авторов: информант, г. Бишкек, Кыргызстан.
105
Литература
1. Джаманкулов Э. 2006 - февраль [Электронный ресурс]. URL: http: //www.analitika.org/article.php?story=20060319000219679
2. Шахназарян Н., Шахназарян Р. «Уважить, умаслить, отблагодарить»: дискурсы об альтернативной экономике, родстве и коррупции в кавказских сообществах // Laboratorium. - 2010. - № . - С. 50 - 72.
3. Нур Омаров, Досмир Узбеков. Отток трудоспособных граждан из Кыргызстана - прямая угроза национальной безопасности страны - 31.10. 2006. -[Электронный ресурс]. URL: msk http://www.fergananews.com/article.php?id=4674
4. Вести содружества. - 2012. - Ноябрь. [Электронный ресурс]. URL: http://gpnews.ru/politics/434281 -premer-kyrgyzstana-predlozhil-westi-moratoriy-na-pyshnye-bankety.html
5. Мадлен Ривз: По ту сторону экономического детерминизма - микродинамика миграции из сельского Кыргызстана. - 20.11. 2009. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1258712400
6. Корни Каракалпакии «Память не подвластна времени» - 03.12. 2012. -[Электронный ресурс]. URL: http://nukus-memory.ucoz.ru/index/musulmanskij_obrjad/0-28
Содномпилова Марина Михайловна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБТ СО РАН.
Нанзатов Баир Зориктоевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБТ СО РАН.
Sodnompilova M.M. - PhD, senior researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, RAS (Ulan-Ude).
Nanzatov B.Z. - PhD, senior researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, RAS (Ulan-Ude).
УДК 325 (517.3) © Kh. Mendsaikhan
Immigration Policy in Mongolia (1921-1940)
This article deals with the evolution of the Mongolian immigration policy from 1921 to 1940. Author traces the changes in the rules of admission and naturalization of migrants. Attracting considerable amount of archival material and historiography, the author traces the changes in the rules and laws that gave the right to citizenship, focusing on mixed marriages and registered immigrants from Buryatia, Inner Mongolia and Tibet. Furthermore, the author makes a comparison of the Mongolian immigration laws with international immigration law. Key words: immigration policy, immigration law, Mongolia.