Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ПРАВОВОЙ СТАТУС МИГРАНТА / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умнова-Конюхова Ирина Анатольевна

Статья посвящена актуальным аспектам становления и развития миграционного права как отрасли права нового поколения. Выделяются особенности данной отрасли права и ее составляющие, раскрывается взаимодействие с другими отраслями права, анализируются источники международного и национального миграционного права. Отдельное внимание уделяется правовому регулированию статуса мигранта и перспективам его совершенствования. Отмечается, что Россия, как и другие страны, выстраивает сегодня систему миграционного права, с одной стороны, опираясь на международное право, а с другой - учитывая свою идентичность и национальные приоритеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION LAW AS A BRANCH OF MODERN LAW: FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article is devoted to the topical aspects of the formation and development of migration law as a branch of the new gen eration of law. The features of this branch of law and its components are highlighted, interaction with other branches of law is revealed, sources of international and national migration law are analyzed. Special attention is paid to the legal regulation of the migrant status and the prospects for its improvement. It is noted that Russia, like other countries, creates a system of migration law today, on the one hand, relying on international law, and, on the other hand, taking into account its identity and national priorities.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

ТЕМА НОМЕРА МИГРАЦИЯ, БЕЖЕНЦЫ И ПРАВО В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УДК 342.9; 314.72 DOI: 10.31249/iajpravo/2023.02.01

УМНОВА-КОНЮХОВА И.А.1 МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. (Статья)

Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам становления и развития миграционного права как отрасли права нового поколения. Выделяются особенности данной отрасли права и ее составляющие, раскрывается взаимодействие с другими отраслями права, анализируются источники международного и национального миграционного права. Отдельное внимание уделяется правовому регулированию статуса мигранта и перспективам его совершенствования. Отмечается, что Россия, как и другие страны, выстраивает сегодня систему миграционного права, с одной стороны, опираясь на международное право, а с другой - учитывая свою идентичность и национальные приоритеты.

Ключевые слова: миграционное право; отрасль права; правовой статус мигранта; миграционное законодательство; институт миграционного права.

UMNOVA-KONIUKHOVA I.A. Migration law as a branch of modern law: features of formation and development. (Article)

Abstract. The article is devoted to the topical aspects of the formation and development of migration law as a branch of the new gen-

1 Умнова-Конюхова Ирина Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, доктор юридических наук, профессор.

7

eration of law. The features of this branch of law and its components are highlighted, interaction with other branches of law is revealed, sources of international and national migration law are analyzed. Special attention is paid to the legal regulation of the migrant status and the prospects for its improvement. It is noted that Russia, like other countries, creates a system of migration law today, on the one hand, relying on international law, and, on the other hand, taking into account its identity and national priorities.

Keywords, migration law; branch of law; legal status of a migrant; migration legislation; institute of migration law.

Для цитирования: Умнова-Конюхова И.А. Миграционное право как отрасль современного права: особенности становления и развития. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2023. - № 2. - С. 720. DOI: 10.31249/iajpravo/2023.02.01

Введение

Миграционное право стало предметом особого внимания со второй половины прошлого столетия. В поствоенную и постколониальную эпоху обнаружился стремительный рост миграции, обусловленный множеством факторов. В начале XXI в. миграционные потоки еще более усилились. По данным ООН, на сегодняшний день насчитывается примерно 281 млн международных мигрантов -3,6% населения мира живут и работают за пределами тех стран, где родились. Общая динамика такова, что масштабы международной и внутренней миграции неуклонно растут: в 2020 г. в мире было на 128 млн больше мигрантов, чем в 1990 г., и в три раза больше, чем в 1970 г.1 Во многих странах усилилась внутренняя миграция, вызванная гуманитарными, социально-экономическими, политическими и иными причинами. Российская Федерация также отличается высоким уровнем внешней миграции и интенсивным перемещением населения внутри страны2. В 2022 г. помимо тра-

1 См.: Новости ООН. Глобальный взгляд. Человеческие судьбы. - URL:

https://news.un.org/ru/story/2022/02/1418252 (дата обращения: 28.01.2023).

2

См.: Щербакова Е. Миграция в России по итогам первого полугодия 2022 г. // Демоскоп. - 2022. - № 961/962, 18-31 окт. - URL: http://www.demoscope. ru/weekly/2022/0961/barom02.php (дата обращения: 28.01.2023).

8

диционных миграционных проблем, связанных с иммиграцией из Средней Азии, Россия столкнулась с процессами, которые ранее не проявлялись, - массовой «антивоенной» эмиграцией и еще более масштабным притоком беженцев с охваченных военными действиями территорий Украины. В зону новой волны миграции были вовлечены многие европейские страны и ряд азиатских стран (особенно Казахстан).

Мигранты вносят немалый вклад в развитие принимающих стран и стран своего происхождения. В то же время разная культура и национальные традиции, непростой период адаптации, недостаток в квалифицированных специалистах среди мигрантов -являются причинами цивилизационного конфликта традиций и культур, возникновения острых проблем сосуществования граждан принимающей страны и мигрантов. Существует даже мнение о том, что «миграционные процессы в условиях глобализации становятся также причиной исчезновения языка, культуры, традиции коренного народа. Культурное или этническое происхождение теряет свою первичность в определении нации»1.

Неуклонная актуализация потребности в системном и всестороннем правовом регулировании миграции и ее последствий обуславливает необходимость комплексного анализа особенностей становления и развития миграционного права, как отрасли современного права

Миграционное право как отрасль права нового поколения. Термин «миграционное право» стал прочно входить в лексикон правовой науки, однако его место как нового правового понятия пока ясно не определено. О миграционном праве говорят сегодня как о межотраслевом правовом комплексе, о смежном правовом институте, о подотрасли права, и, наконец, как о самостоятельной отрасли права.

Так, Т.Я. Хабриева считает, что миграционное право является межотраслевым правовым комплексом, имеющим тенденции к обособлению2. По мнению Н.Н. Зинченко международное мигра-

1 Исмаилова Г. Миграционный процесс как центробежный фактор в условиях глобализации // Приоритеты укрепления государственно-правового развития

России в условиях глобализации. - Москва, 2012. - С. 63.

2

См.: Хабриева Т.Я. Миграционное право : сравнительно-правовое исследование : монография. - Москва, 2019. - С. 3.

ционное право представляет собой комплексный межотраслевой институт права, специальные нормы которого вступают в особые функциональные связи, обеспечивая режим правового регулирования широкого спектра миграционных отношений и имея тенденцию эволюционирования в качественно новое правовое образование - специализированную подотрасль международного права прав человека \

Представляется, что на данном этапе уровень комплексиро-вания и систематизации регулирующих миграцию принципов и норм позволяет отнести миграционное право к отрасли права нового, третьего поколения2. Для отрасли права такого типа характерны следующие особенности: 1) интеграционный характер, обусловленный взаимозависимостью норм международного и национального права; 2) предмет регулирования отличается особой публичной значимостью, так как связан с целью и задачами противодействия угрозам и вызовам цивилизационного выживания и развития; 3) бинарность публичных и частных интересов при очевидном доминировании первых; 4) принципы и нормы защищают не только традиционных субъектов публичного права (человек, государство, нация, народ и пр.), но и глобальные общности: человечество, настоящие и будущие поколения; 5) обеспечивает новые функции государства, возникшие под влиянием потребностей выживания и развития.

Аналогично социальному праву, экономическому праву, экологическому праву и информационному праву миграционное право стремительно движется к преобразованию в одну из мегаот-раслей права, формируемых в рамках новых парадигм права выживания и развития в целях реализации концепций прав человека, благополучия, качества жизни, экологии человека, устойчивого развития и др.

1 См.: Зинченко Н.Н. Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление и перспективы развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2012. - С. 18.

2

Об отраслях права нового поколения см.: Умнова И.А. Тенденции и перспективы развития правовых систем в условиях глобализации права // Российское законодательство : тенденции и перспективы. - Москва, 2013. - С. 77-97; Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право : теория и практика взаимодействия. - Москва, 2016. - С. 71-89.

В самом общем понимании миграционное право - отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с передвижением из одной территории в другую и с выбором места постоянного жительства или временного проживания как в рамках одного государства (внутренняя миграция), так и из одной страны в другую (внешняя миграция).

В международном праве на доктринальном уровне уже сформулировано само понятие миграции. В Докладе Глобальной комиссии по международной миграции определено, что миграция -это «перемещение людей, социальное, культурное и этническое происхождение и характеристики которых отличаются от большинства, проживающих в том обществе, к которому они присо-единяются»1. В данном определении обращает на себя внимание стремление в дефиниции отметить отличие мигрантов от постоянных резидентов той или иной страны или территории в их идентификационных характеристиках.

В качестве мегаотрасли интеграционного типа миграционное право структурируется на подсистемы и включает в себя три крупных правовых комплекса, нуждающихся в доктринальной и юридической идентификации.

Во-первых, сущность и содержание миграционного права предопределяют публично-правовые нарративы, целостная формализация которых обеспечивает правопонимание, правомерное поведение и эффективность реализации принципов и норм данной отрасли права. К таким нарративам как минимум относятся: концепции и стратегии развития миграционных отношений, понятие миграции и миграционная политика, ее цели и задачи; миграционные функции государства; субъекты миграционных отношений и статус мигрантов; виды миграции и т.п.

Во-вторых, миграционное право традиционно дифференцируется на правовые институты (в перспективе возможно и на подотрасли). К институтам данной отрасли права можно было бы отнести: принципы миграционного государства; миграционные

1 Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности : доклад Глобальной комиссии по международной миграции : пер. с англ. -Москва, 2006. - С. 45. - URL:

http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0233/biblio01.php (дата обращения: 21.01.2023).

права и обязанности; предметы ведения и полномочия органов публичной власти в миграционной сфере, разграничиваемые по вертикали и горизонтали; защиту статуса мигрантов.

В-третьих, содержание миграционного права предопределяет миграционное законодательство и другие источники миграционного права, формирование и развитие которых имеет сложносо-ставной межотраслевой и межинституциональный характер.

Многоуровневая дифференциация миграционного права как публичного права строится по вертикали следующим образом. Выделяются глобальное (международное универсальное право)1, континентальное миграционное право, региональное международное миграционное право2, государственное (национальное) миграционное право, региональное (государственно-территориальное) миграционное право (например, миграционное право субъектов федерации), локальное (муниципальное) миграционное право3.

Параллельно с миграционным правом правоведы используют такие понятия, как беженское право (право беженцев)4, кри-миммиграционное право (криммиграция)5, биометрическое мигра-

1 См.: Глобальный договор о беженцах (The Global Compact on Refugees). Принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2018 г.; Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (Глобальный договор о миграции =The Global Compact for Migration / GCM). Принят 19 декабря 2018 г. GCM представляет собой первый международный механизм сотрудничества по вопросам миграции, не имеющий обязательной юридической силы. Он стал результатом всеобъемлющего процесса обсуждений и переговоров между всеми государствами - членами ООН, начало которому положила Нью-Йоркская декларация 2016 г., единогласно принятая ГА ООН в 2016 г.

2 См.: de Bürca G. An EU citizens' Assembly on refugee law and policy // German law journal. - Cambridge, 2020. - Vol. 21, № 1. - P. 23-28; Мальцева Ю. Реформирование Общей европейской системы предоставления убежища // Современная Европа. - 2017. - № 4. - С. 121.

3 См.: Theorizing local migration law and governance / ed. M. Baumgaertel, S. Miellet. - Cambridge, 2022. - 364 p.

4 См.: Chetail V. Moving Towards an Integrated Approach of Refugee Law and Human Rights Law // The Oxford handbook of international refugee law / ed. by C. Costello, M. Foster, J. McAdam. - Oxford, 2021. - P. 202-220.

5 См.: Лопашенко Н.А. О шкале рисков криминогенности миграционных процессов // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 6. - C. 16-18.

ционное право (биометрия мигрантов) и цифровая миграция1 и т.п. Представляется, что речь в данном случае идет о новых или зарождающихся правовых институтах данной отрасли права, еще более усложняющих взаимодействие миграционного права с другими элементами системы права в целом.

Взаимосвязь миграционного права с другими отраслями права и правовыми институтами. Миграционное право, как комплексная интеграционная отрасль права, тесно связана с другими отраслями международного права и национального права.

В современных условиях международное миграционное право сложилось и действует на базе целого ряда отраслей международного права, совместно и во взаимодействии с принципами и нормами внутригосударственного права. В международно-правовом измерении миграционное право в первую очередь связано с

2

международным правом прав человека , международным гуманитарным правом и правом вооруженных конфликтов3, правом международных организаций, международным уголовным, международным трудовым правом.

На национальном уровне миграционное право обусловлено и взаимодействует с еще более широким кругом отраслей права - с конституционным правом, административным правом, уголовным правом, трудовым правом, правом социального обеспечения, жилищным правом, чрезвычайным правом в условиях эпидемий и пандемий, стихийных бедствий4 и др.

1 Cm.: Nedelcu M., Soysuren I. Precarious migrants, migration regimes and digital technologies: the empowerment-control nexus // Journal of Ethnic and Migration Studies. - 2022. - Vol. 48, N 8. - P. 1828; Miellet S. From refugee to resident in the digital age: refugees' strategies for navigating in and negotiating beyond uncertainty during reception and settlement in the Netherlands // Journal of Refugee Studies. -2021. - Vol. 34, N 4. - P. 3629-3646.

2 Cm.: Chetail V. Moving Towards an Integrated Approach of Refugee Law and Human Rights Law // The Oxford handbook of international refugee law / ed. by C. Costello, M. Foster, J. McAdam. - Oxford, 2021. - P. 202-220.

3 Cm.: Ziegler R. (R). International humanitarian law and refugee protection // The Oxford handbook of international refugee law / ed. by C. Costello, M. Foster, J. McAdam. - Oxford, 2021. - P. 221-239.

4 Cm.: Refugees and migrants in times of COVID-19: mapping trends of public health and migration policies and practices / World Health Organization. - Geneva, 2021. - 62 p.

На фоне глобализации и появления новых угроз и вызовов человеческой цивилизации (рост терроризма и преступности, цветные революции, гонка вооружений, гибридизация войн и вооруженных конфликтов, глобальное потепление, пандемия СОУГО-19 и др.), в связи с активным внедрением новых технологий (Четвертая научно-техническая революция), начинают формироваться все более тесные связи международного и национального миграционного права с антитеррористическим правом, правом безопасности, правом мира, экологическим правом, информационным правом, цифровым правом, биоправом, медицинским правом и другими отраслями права и правовыми комплексами новых поколений.

В правовом контексте миграционное право, как комплексная отрасль права, очень тесно взаимодействует с отдельными институтами отраслей права. В частности, статус мигрантов неразрывно связан с институтами гражданства и прав человека отрасли конституционного права1. Государственные услуги в сфере миграции2 и административная ответственность мигрантов - это институты административного права; уголовная ответственность мигрантов определена в уголовном праве; социальная защита мигрантов обеспечивается правом социального обеспечения; доступ мигрантов к жилью регулируется жилищным правом и т.д. Такая дисперсия правовых связей требует систематизации правовых знаний и введения в образовательных и учебных курсах дисциплины «миграционное право».

Актуальные проблемы правового регулирования статуса мигрантов и других институтов миграционного права. Одним из наиболее сложных структурных институтов миграционного права является статус мигрантов. Для его всестороннего правового регулирования важное значение имеет дифференциация мигрантов на виды, что позволяет каждой категории из них обеспечить соответствующую правовую защиту.

1 См.: Таева Н.Е. Реализация направлений миграционной политики в законодательстве о гражданстве Российской Федерации // Вестник Ун-та им. О.Е. Ку-

тафина (МГЮА). - 2022. - № 6 (94). - С. 57-69.

2

См.: Андриченко Л.В., Плюгина И.В Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции // Журнал российского права. -2022. - № 7. - С. 102-114.

В международном праве и национальном праве выделяются, во-первых, парные категории мигрантов (дихотомии), такие как: внешние и внутренние, эмигранты и иммигранты, беженцы и переселенцы, легальные и нелегальные мигранты1. Во-вторых, в правовом контексте важное значение имеет выделение тех категорий мигрантов, которые особо нуждаются в защите. К ним относятся, в частности, политические беженцы, дети-мигранты2, мигранты-инвалиды, мигранты-пенсионеры, мигранты-женщины, этнические мигранты, религиозные мигранты, мигранты - жертвы вооруженных конфликтов и т.п. В-третьих, необходимо определять статус тех категорий мигрантов, которые привязаны к конкретным отраслям права или к новым сферам правового регулирования. Это, например, сегодня трудовые мигранты3 и климатические мигран-

4

ты .

Можно утверждать, что в рамках и международного права, и национального права признано и обеспечивается субъективное право человека на миграцию. Современное миграционное право

1 См.: Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования // Миграционное право. -2022. - № 1. - С. 32-35.

2 См.: Ambivalence towards the protection of refugee children : A developmental relational approach // International journal of environmental research and public health / Lawrence J.A., Dodds A.E., Kaplan I., Tucci M.M. - 2022. - Vol. 19. - P. 1. -URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35162630/ (дата обращения: 19.01.2023); Особенности правового положения несовершеннолетних мигрантов в России / Зинченко Е.Ю, Хазов Е.Н., Евсеева И.Г., Никитский М.В. // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 4. - С. 31 и др.

См.: Хижняк В.С. Трудовая миграция и человеческий капитал в условиях глобализации: проблемы конституционно-правовой политики // Государство и право. - 2022. - № 9. - С. 57-65; Рубинская Э.Д. Международная миграция высококвалифицированных специалистов : состояние, тенденции, регулирование : монография. - Москва, 2022. - 197 с.; Егорова Е.Н. Правовое регулирование трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе и его странах-наблюдателях (на примере Республики Узбекистан) // Миграционное право. - 2022. - № 3. -С. 37-40; Муленко Н.В. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в сфере трудовой миграции в Российской Федерации // Хозяйство и право. - 2022. - № 6 (545). - С. 81-91.

4 См.: Abdurahman S. The legal status and protection of climate migrants under international law // Social science research network. - 2022. - URL: https://papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4214939 (дата обращения 27.01.2023).

регулирует правовой статус мигрантов и другие вопросы, связанные с миграцией через разветвленную систему правовых актов, которые структурируются через систему общего универсального права и отраслевого права.

Право на свободу передвижения как универсальный международно-правовой стандарт закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в Международном пакте о гражданских и политических правах человека 1966 г., хотя в последнее время ощутимо ограничивается государственным суверенитетом, интересами безопасности и устойчивого развития стран приема.

Права человека, включая беженцев и других мигрантов, гарантированы широким спектром конвенций ООН, касающихся прав человека, защиты беженцев, трудовой миграции, незаконного ввоза людей или торговли людьми. В их числе - Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г., Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция МОТ № 97 о трудящихся мигрантах (пересмотренная в 1949 г.), Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, 2000 г., Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми и наказании

за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.1

В 2018 г. под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев был разработан Глобальный договор о беженцах (Global Compact on Refugees - GCR), утвержденный Резолюцией ГА ООН 17.12.2018 г. (A/RES/73/151). Как указано в Глобальном договоре, достижение эффективного и качественного международного сотрудничества в решении международных проблем гуманитарного характера является основной целью ООН, изложенной в ее Уставе, и соответствует принципу суверенного равенства государств.

В региональном международном измерении развитой структурой отличается европейское миграционное право, которое определяет механизмы многоуровневого управления ЕС в отношении мигрантов. Система многоуровневого управления ЕС (multilevel governance - MLG) миграцией обеспечивает согласованную правовую политику для решения общих проблем в Европейском союзе. Эта система построена на иерархических (вертикальных) межправительственных отношениях и горизонтальных партнерских связях для решения обострившихся проблем миграции после европейского миграционного кризиса 2015 г. Результатом апробации MLG стало внедрение Общеевропейской системы предоставления убежища (Common European Asylum System - CEAS), оформленной в Директиве о приеме EC (Reception Directive)2.

Россия, как и другие страны выстраивает сегодня систему миграционного права, с одной стороны, опираясь на международное миграционное право, а с другой - учитывая свою идентичность и национальные приоритеты в решении проблем. Важной особенностью российского миграционного права является формирование доктринальных документов, связанных с миграционной политикой. В Российской Федерации действует Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 622. В ней намечены

1 Cm.: Refugees and migrants in times of COVID-19 : mapping trends of public health and migration policies and practices / World Health Organization. - Geneva, 2021. - P. 2.

2Cm.: Coping with migrants and refugees: Multilevel governance across the EU / ed. T. Caponio, I. Ponzo. - London ; New York, 2022. - P. 219.

две главные тенденция воздействия на процессы международных перемещений на территорию РФ: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития».

В Российской Федерации отсутствует федеральный закон о миграции, но в то же время существует целая система законов и нормативных правовых актов главы государства, затрагивающих правовой статус мигрантов и другие институты миграционного права. Среди них можно назвать федеральные законы: от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) «О беженцах»; от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) «О вынужденных переселенцах»; от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации, от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21 июня 1997 г. № 746 «Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и др.

Особенностью Российской Федерации является необходимость в наиболее тесной привязке отечественного миграционного права к миграционному праву стран СНГ и других государств, граничащих с Россией. По оценкам международных экспертов, Российская Федерация сегодня занимает второе место в мире по числу иммигрантов, находящихся на ее территории (первое место принадлежит США). Основными государствами происхождения миграционного притока являются Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдова и Украина. Преобладающим типом международной миграции выступает временная трудовая миграция, в которой задействовано не менее 6 млн человек, значительная часть которых осуществляют свою занятость в нере-

гистрируемой форме1. В сложившихся условиях важное значение имеет развитие миграционного права СНГ и ЕАЭС, учет государствами в рамках этих интеграционных образований современных миграционных процессов, в том числе вызванных новейшими событиями, связанными с проведением Специальной военной операции на территории Украины, а также с присоединением к России новых субъектов РФ (ДНР, ЛНР, Запорожская область и Херсонская область).

В рамках СНГ приняты Концепция общего миграционного пространства (Постановление МПА СНГ от 17.05.2012 № 37-8) и Декларация о согласованной миграционной политике (Решение Совета глав государств СНГ от 05.09.2007), функционирует Консультативный Совет по труду, занятости и социальной защите населения (Решение Совета глав правительств СНГ от 28.09.2016). В 2021 г. разработаны и приняты 24 модельных законодательных акта и другие документы, регламентирующие различные аспекты миграционных процессов. Постановлением МПА СНГ от 27.11. 2020 № 51-5 принят Модельный закон о беженцах, а постановлением МПА СНГ от 16.04.2021 № 52-3 - Модельный миграционный кодекс для государств - участников СНГ с целью комплексного охвата всех основных вопросов регулирования миграционных процессов.

Заключение

Ученые сегодня единодушны в том, что решение существующих проблем миграции является необходимой потребностью развития общества и государства, его социальной ориентирован-ности2. Правоведы проявляют заинтересованность в выработке на внутригосударственном и международном уровнях оптимальной стратегии управления миграционными процессами. Среди главных целей такой стратегии - получение пользы от миграции принима-

1 См.: Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии : аналит. доклад. - Москва, 2009. - С. 11.

См.: Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2009. - С. 3.

ющими и посылающими государствами, защита от незаконной миграции, а также обеспечение соблюдения прав и свобод мигрантов. Всё большее внимание отводится международному сотрудничеству по созданию системы мер, направленных на минимизацию негативных последствий миграционных процессов1. Решение этих задач предопределяет необходимость в системном международно-правовом и национально-правовом регулировании миграции и статуса мигрантов, обеспечиваемом благодаря формированию и развитию миграционного права как отрасли права нового поколения.

1 См.: Зинченко Н.Н. Указ. соч. - С. 3-4.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.