Научная статья на тему 'Миграционное право как элемент российского права: критерии, мнения и факты'

Миграционное право как элемент российского права: критерии, мнения и факты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЬ ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Регина Дамировна

В статье исследуется вопрос места миграционного права в системе российского права. Характеризуются критерии выделения отрасли пра ва. Рассматриваются мнения специалистов и ученых по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Регина Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration Law as an Element of Russian Law: Criteria, Opinions and Facts

The paper deals with the role of migration law in the system of Russian law. The author characterizes criteria of distinguishing of this branch of law and reviews the opinions of specialists and scientists on this topic.

Текст научной работы на тему «Миграционное право как элемент российского права: критерии, мнения и факты»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

УДК 342

Миграционное право как элемент российского права: критерии, мнения и факты

Кузнецова Р.Д.

Аспирант кафедры конституционного права и прав человека Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье исследуется вопрос места миграционного права в системе российского права. Характеризуются критерии выделения отрасли права. Рассматриваются мнения специалистов и ученых по данной проблематике.

Ключевые слова: миграционное право, отрасль права, правовое регулирование, миграционные отношения.

Динамичное развитие миграционных отношений выступает отправной точкой необходимости их регулирования и прежде всего определения места и роли в системе российского права.

В научной среде все чаще поднимается вопрос о выделении миграционного права в качестве отдельной отрасли российского права. Многие исследователи права уделяли внимание такой правовой категории, как отрасль права, поскольку именно отрасли права играют определяющую роль в системе права, несмотря на то, что первичным элементом выступает норма права. Основными критериями деления норм права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Еще одним дополнительным критерием самостоятельности отрасли права выступает наличие собственных средств охраны и защиты регулируемых отношений.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются: субъекты общественных отношений, предметы материального мира, социальные взаимосвязи, общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Предмет миграционного права до настоящего времени юридической наукой четко не определен. Вместе с тем динамика жизни доказывает нам, что уже давно оформляются в качестве самостоятель-

ных и приобретают специфические черты общественные отношения, связанные с пересечением границы того или иного государства в тех или иных целях: поиска нового места жительства, работы; в целях обучения, лечения, отдыха; укрытия от политических преследований или природных бедствий. Эти миграционные процессы имеют глобальный характер и затрагивают практически все страны мира [1, с. 29].

Миграционное право имеет определенную специфику предмета правового регулирования: это объективные миграционные процессы, присущие современному обществу. Их составляющими являются как организационные, процессуальные отношения, связанные с реализацией права человека на передвижение, с обеспечением безопасности государства в ходе реализации государственной миграционной политики, так и общественные отношения, которые возникают в связи с установлением прав, обязанностей и ответственности самих субъектов (мигрантов, органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций) этих отношений нормами материального права. Разнородность данных общественных отношений и в тот же момент их общность составляют предмет миграционного права.

Предмет миграционного права, как предмет любого другого права, складывается объективно, т.е. вне зависимости от воли законодателя. Общественные отношения, входящие в состав предмета, формируются в обществе, в процессе «живых» взаимоотношений. Уже впоследствии сформированные общественные отношения нуждаются в правовом

186

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

регулировании. Государство, используя свои властные полномочия, вырабатывает специфические приемы, способы и средства регулирования данных общественных отношений. Таким специфическим средством выступает метод правового регулирования. Он же является одним из обязательных критериев отрасли права.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Основные характеристики метода правового регулирования включают: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения; способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

Исследование правовых норм в сфере миграции показывает, что в силу принадлежности этих норм к различным отраслям права (конституционное, административное, трудовое, гражданское, уголовное и др.) единый метод правового регулирования миграционных отношений до настоящего времени не выработан. В существующей практике в миграционном праве используются все известные способы правового воздействия: дозволение, обязывание, запрет. В каждой отдельной отрасли права превалирует лишь один из методов правового воздействия.

К тому же вряд ли можно согласиться с тем, что миграционные отношения могут регламентироваться нормами иных отраслей российского права (конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.), а ведь именно невозможность урегулирования отношений с помощью других отраслей российского права и является тем необходимым условием, которое лежит в основе выделения отрасли права в качестве самостоятельной.

Говоря о методе правового регулирования, следует заметить, что появление метода происходит не в силу объективных причин, а посредством государственного установления или признания, т.е. вмешательства государства. Государство должно выбрать определенный механизм воздействия на возникшие общественные отношения и закрепить их в законе. В свое время еще профессор В.Ф. Яковлев отмечал, что: «Выбор законодателем метода, не соответствующего природе отношений, их глубинному социально-экономическому, политическому содержанию, влечет за собой такие отрицательные последствия, которые наступают при нарушении всякой объективной закономерности» [2, с. 8].

«Миграционное законодательство затрагивает целый комплекс общественных отношений, “пронизывает” несколько сфер государственного управления, что предопределяет его место в системе

российского законодательства, взаимосвязь с другими отраслями и институтами российского законодательства. Поэтому оценка дальнейшего развития миграционного законодательства до уровня отрасли законодательства неоднозначна, она во многом зависит от направлений движения смежных отраслей и институтов российского законодательства, а также влияния на миграционную сферу отношений международного права» [3, с. 13]. Учитывая активный характер развития миграционного законодательства, есть основания полагать, что в перспективе может сложиться соответствующая отрасль российского права, хотя некоторые исследователи уже сейчас выделяют миграционное право в качестве самостоятельной отрасли права [4; 5, с. 28-30].

Тем не менее выделение новой структуры в системе права, будь то миграционное право или что-то иное, должно быть обусловлено объективными процессами, а не только ходом научного исследования. «В каждый данный момент структура права - реальный факт, факт наличной действительности. По отношению к людям, изучающим и применяющим право, она выступает в виде, хотя и специфической (относящейся к сфере надстройки, общественного сознания), но все-таки социальной реальности, “наличной действительности^» [6, с. 56].

Еще одним косвенным критерием выделения обособленной области законодательства выступает самостоятельный кодифицированный акт - некий свод общих принципов и правил, фундамент всех нормативных правовых актов, тем или иным образом связанных с исследуемой областью. Беря за основу данную установку, некоторыми учеными-юристами признается существование такой отрасли законодательства, как миграционное законодательство [7, с. 48]. Необходимо отметить, что идея принятия Миграционного кодекса активно обсуждается [8, с. 18; 9, с. 41]. Анализ действующего миграционного законодательства показывает, что ряд нормативных правовых актов на сегодняшний день утратил свою значимость, некоторые из них вошли в противоречие друг с другом, имеются многочисленные пробелы. В связи с чем назрела необходимость в систематизации нормативного массива. Однако, с целью недопущения многочисленных поправок в разрабатываемый Миграционный кодекс прежде следует провести всесторонний анализ всего миграционного законодательства, обобщить практику его применения, изучить зарубежный опыт, а уже после этого переходить к принятию сводного акта в области миграции.

Отсутствие в теории достаточно четко апробированных критериев разграничения отраслевых и комплексных нормативных образований приводит к тому, что отрасль права зачастую видят там, где имеется объединение взаимодействующих норм разных отраслей права.

187

Право

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Существует точка зрения, согласно которой миграционное право на сегодняшний день является комплексным межотраслевым институтом [10, с. 9]. Данная позиция видится наиболее приемлемой к сфере регулирования миграционных отношений. Комплексные институты имеют свой предмет регулирования, но он не требует особого метода и механизма регулирования. В силу специфики миграционных отношений нормы рассматриваемого комплексного образования содержатся в конституционном, административном, финансовом, налоговом, уголовном праве, праве социального обеспечения, а также в международном праве.

На наш взгляд, в связи с возрастающими миграционными процессами, усложнениями отношений в этой сфере, несомненным интересом государства к данной проблеме, формирование особого метода правового регулирования, а также систематизация существующих нормативных правовых актов в сфере миграции приведет к перерастанию межотраслевого комплексного института в более самостоятельное образование в системе российского права.

Литература:

1. Сухарева-Крылова Е.А. Состояние законодательного обеспечения миграционной политики Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 29.

2. Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования // Правоведение.

- 1970. - № 6. - С. 8.

3. Хабриева Т.Я., Л.В. Андриченко, И.В. Плюгина. Динамика развития миграционного законодательства в современной России // Журнал российского права. - 2010. - № 10. - С. 13.

4. Вокуев М.Р. Миграционное право современной России: теоретико-правовой анализ: Дисс. ... канд. юрид. наук Ростов н/Д, 2006.

5. Шириков А С. Права беженцев и перемещенных лиц и их обеспечение по международному гуманитарному праву: Сб. тез. - Волгоград, 2001. -С. 28-30.

6. Алексеев С.С. Структура советского права. - М., 1975.

7. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: сборник статей / Под ред. В.М. Баранова.

- Н.Новгород, 2004.

8. Андриченко Л.В. Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции // Статут. - 2008. - С. 18.

9. Мишунина А.А. Системный подход к государственному регулированию миграционных процессов в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2010. - № 8. - С. 41.

10. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал Российского права. - 2007. - № 11. - С. 9.

Migration Law as an Element of Russian Law: Criteria, Opinions and Facts

R. Kouznetsova

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the role of migration law in the system of Russian law. The author characterizes criteria of distinguishing of this branch of law and reviews the opinions of specialists and scientists on this topic.

Key words: migration law, branch of law, legal regulation, migration relations.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.