Шевалдина Е.И.
Кандидат социологических наук, доцент, Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС) МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с современными проблемами миграционной политики в Республике Башкортостан, их взаимосвязь с сокращением трудовых ресурсов. Автор раскрывает суть демографических проблем, возникших в республике в последние годы в связи с естественной убылью населения и сокращением притока мигрантов. Делается краткий анализ статистических данных по демографической ситуации в республике, сведений, полученных из открытых источников, по миграции, а также рассмотрен количественный и качественный состав миграционных потоков. Исходя из этого далее рассматривается влияние обозначенных факторов на трудовые ресурсы. Особое внимание уделено потенциальной проблеме сокращения трудовых ресурсов в Башкортостане. Делается вывод о недостаточном внимании к решению этой проблемы со стороны правительства республики, в том числе на примере трудоустройства беженцев с Украины. Предложены пути решения проблемы сокращения трудовых ресурсов.
Ключевые слова: внутрирегиональная миграция, международная миграция, трудовые ресурсы, трудоустройство,
миграционная политика, миграционная ситуация, миграционные потоки, механическое движение населения, естественная убыль населения, сальдо миграции.
Shevaldina E.I.
PhD in Sociology, A.P. Ufa State University of Economics and Service (USUES)
THE IMPACT OF MODERN MIGRATORY SITUATION ON THE LABOUR FORCE IN THE REPUBLIC OF
BASHKORTOSTAN
Abstract
The article reviews modern problems concerned with the migration policy in the Republic of Bashkortostan, their correlation to the reducing of work force. The author reveals the main point of demographic problems appeared in the Republic of Bashkortostan in recent years due to natural population and migration stream decline. She analyzes some statistics about demographic situation in the Republic, information received from open sources on migration, and also she looks through quantitative and qualitative structure of migration streams. On that basis she sees into the influence of remarked factors on workforce. She pays special attention to the problem of workforce in Bashkortostan. Also, she draws a conclusion about the lack of attention to the problem from the Republic's government, which includes among other thing Ukrainian refugees' job placement. Some possible solutions to the problem are proposed.
Keywords: inter regional migration, international migration, workforce, job placement, migration policy, migration situation, migration streams, migratory movements of citizens, balance of migration, natural population decline.
В основе государственной миграционной политики России лежит территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов по территории страны, и следовательно она тесно связана с региональной компонентой. Поэтому государственная миграционная политика в регионах призвана, опираясь на общегосударственные интересы, учитывать собственные региональные интересы. При этом, проводя анализ миграции населения, при разработке миграционной политики необходимо учитывать ситуацию в естественном движении населения.
Численность населения республики на начало 2014 г. составила 4069,0 тыс. человек [1]. Среди регионов России по численности населения она занимает седьмое место после Москвы, Московской, Ленинградской, Ростовской, Свердловской областей и Краснодарского края. Численность населения республики в течение советского и постперестроечного периода стабильно росла, но начиная с 2000 г. она начала сокращаться. Так, только за период 2000-2010 гг. численность населения республики сократилась на 47,9 тыс. человек [1]. Причиной этому прежде всего послужила естественная убыль населения, которая наблюдалась в период с 1993 по 2007 год. Кроме того, начиная с 2004 г. свою отрицательную роль стало играть снижение миграции населения в республику. Несмотря на это, Республика Башкортостан до сих пор остается не только крупным регионом России по численности населения, но и регионом с наиболее высокой плотностью населения. Так, в Башкортостане плотность населения составляет 28,4 человека на квадратный километр, а в целом по России на один квадратный километр площади приходится 8,4 человека [1].
В Республике Башкортостан наблюдается относительно низкий удельный вес городского населения. На начало 2014 г. в городах республики проживало 2479,6 тыс. человек, что составляло 60,94%, в сельской местности - 1589,4 тыс. человек, или 39,06% населения [1]. При этом можно утверждать, что удельный вес городского населения в первые годы XXI века стабилизировался. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это замедление темпов притока мигрантов в города, во-вторых, перевод ряда поселков городского типа в разряд сельских поселений, а в-третьих, естественная убыль городского населения.
До 2000 г. естественная убыль населения всё ещё компенсировалась миграционным приростом, что обеспечивало медленный прирост численности населения. С 2000 г. миграционная прибыль перестала покрывать естественную убыль, в результате чего численность населения в абсолютном выражении стала сокращаться. И только лишь в 2008-2009 гг. естественная убыль сменилась естественным приростом, что в сочетании с имеющимся положительным миграционным сальдо обеспечило увеличение численности населения. Большие изменения произошли также и в самих миграционных процессах. Так например, значительно поменялся вектор внутренних миграций населения. Это, прежде всего, касается движения населения между городом и сельской местностью.
Таким образом, на современную демографическую ситуацию в республике влияют два основных фактора: небольшой естественный прирост населения и растущее отрицательное сальдо миграции.
В зависимости от поставленных целей исследования, современную миграционную ситуацию в республике можно оценивать по-разному. Если основным объектом исследования для его количественной оценки брать численность населения, то ситуация складывается вполне благополучно. При этом и заселенность Башкортостана значительно выше, чем в целом по России. Если же миграционную ситуацию рассматривать с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов, то в данном контексте оценки получаются совершенно иные. В ближайшие годы в Башкортостане естественное движение трудовых ресурсов претерпит существенные изменения. В предыдущие годы за счет естественного прироста населения и роста миграции соответственно увеличивалась доля населения в трудоспособном возрасте. Но начиная с 2009 года, демографическая обстановка складывалась таким образом, что в населении удельный вес поколений трудоспособного возраста начинает постепенно сокращаться. Из состава трудоспособного населения в связи с выходом на пенсию начинает исключаться многочисленное поколение 50-х годов рождения, а на смену ему приходят малочисленные поколения начала 90-х гг.
Прогнозы численности населения, разработанные Госстатистикой до 2026 г. указывают, что к 2016 г. в республике уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте произойдет примерно на 196,9 тыс. человек, к 2026 г. - более чем на 413,2 тыс. человек [2]. Для республики это достаточно тревожная тенденция.
55
Причём предпринятые государством меры материального стимулирования, направленные на повышение рождаемости, такие как материнский капитал, родовые сертификаты и другие, не повлияют на воспроизводство трудовых ресурсов в короткой перспективе. Даже если рождаемость резко повысится, то дети этого поколения к 20-м годам нынешнего столетия не достигнут трудоспособного возраста. Поэтому очень важно принять упреждающие шаги, которые смогут ослабить негативное влияние предстоящего сокращения населения трудоспособного возраста.
В условиях складывающейся демографической ситуации, которая характеризуется резким сокращением трудовых ресурсов, экономика Башкортостана будет иметь несколько вариантов своего развития. Предполагается, что наиболее эффективным направлением с точки зрения экономической политики могло быть замещение появившегося дефицита трудовых ресурсов высокопроизводительными технологиями и новыми видами техники, которые не требуют большого количества трудовых ресурсов. Однако данное направление потребует значительных денежных инвестиций. При этом если же учесть, что в постсоветский период во всех отраслях велика доля морально и физически устаревшего, отработавшего свой срок оборудования и техники, то только за счет этого пути полностью покрыть дефицит трудовых ресурсов окажется невозможным.
Другим важным направлением в экономической политике республики, позволяющим преодолеть дефицит трудовых ресурсов может стать обеспечение притока трудовых мигрантов в республику. Предполагается, что в перспективе необходимо использовать оба рассмотренных направления. Таким образом, в будущей республиканской экономической политике главными факторами улучшения ситуации с трудовыми ресурсами должны стать улучшение организации, стимулирования труда и другие методы обеспечения повышения производительности труда, а также приток дополнительной рабочей силы из других регионов.
Основные потоки межрегиональной миграции направлены на Москву, Московскую область, Самарскую область и Санкт-Петербург. В регионах, с которыми у республики сложились многолетние миграционные связи (Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская области), демографическая ситуация складывается аналогично Башкортостану. В них протекают такие же миграционные процессы, которые ведут к сокращению трудовых ресурсов.
При этом следует отметить, что в некоторых из указанных соседних регионов сложились многочисленные диаспоры башкир. Причем значительная часть среди них — это выходцы из Башкортостана. Таким образом, на определённый приток мигрантов из обозначенных регионов в Башкортостан можно рассчитывать, если проводить определенную просветительскую работу, усиливать культурные и научные связи. С другими же регионами Поволжья и центральными районами России миграционные связи Башкортостана не были столь тесными, поэтому они в качестве какого-либо значимого источника притока трудоспособного населения перспективы не представляют.
В 2014 году особую актуальность приобрел вопрос, связанный с приездом в республику мигрантов из Украины. Миграционные службы республики зарегистрировали 5174 вынужденных переселенцев из этой страны, что уже превысило квоту в 4770 человек, установленную федеральным правительством для Башкирии до конца года [3]. В республике преобладает неорганизованная миграция: по официальной квоте в регион с Украины прибыли 1733 человека, или каждый третий. Около половины прибывших, 2634 человека, или почти все обратившиеся, получили в миграционной службе статус временного убежища. Большинство переселенцев находятся в трудоспособном возрасте — 67,3%. Однако трудоустроиться в республике за два месяца смог лишь каждый третий из них — 1010 человек. Большинство остальных — 1907 человек — обратились в центры занятости. Профессиональное образование имеет половина переселенцев, около 10% не имеют никакого, беженцы с высшим образованием составляют меньшинство — 362 человека. Среди имеющих специальность преобладают повара, экономисты и бухгалтеры.
В связи с невозможностью или нежеланием трудоустроиться покинули республику 571 переселенец с Украины. Многих мигрантов не устраивает отсутствие программы добровольного переселения соотечественников, на реализацию которой, в Башкортостане нет денег, поскольку республика Башкортостан не входит в перечень приоритетных территорий для переселённых соотечественников.
Еще одна причина непривлекательности республики для мигрантов - это низкая заработная плата и отсутствие каких либо дополнительных льгот. Более того, трудовые мигранты из других государств, в том числе и Украины, платят налог НДФЛ не 13, а 30 процентов. Отсутствуют какие либо социальные привилегии, например в детский сад детям переселенцев можно будет попасть только по очереди, при наличии свободных мест, что представляется маловероятным. А вид на жительство при соблюдении всех норм беженцы смогут получить только по прошествии года.
Всего в Республике Башкортостан общий объем миграционного потока с учётом как прибывших, так и выбывших, в том числе и внутри республики за первое полугодие 2014г. составил 18,3 тысяч случаев. Число выбывших за пределы республики составило 3,3 тыс. человек, прибывшие на постоянное место жительства в Республику Башкортостан 3,2 тыс. человек. Около 11,8 тыс. человек мигрировали внутри республики [1].
56
Трудовые мигранты приезжают в республику из 41 государства с визовым режимом въезда и стран ближнего зарубежья. Основная масса приезжих - из стран СНГ. Если в первое полугодие 2013 года из дальнего зарубежья было 1,373 тыс. человек, то в 2014 - 1,715 тыс. человек, рост составил почти 25%. Из стран ближнего зарубежья за шесть месяцев прибыло 9,3 тыс. человек против 8,5 тыс. по итогам шести месяцев 2013 года, рост на 9,4% [4]. (рисунок 1)
12---------------------------------
10
О 77
ГТ1
Ф
00
° «
ц 6
ф
У
У
к
и
.3 4
0,75
0,28
0,03г
0,43
12013
12014
Прибывших Убывших всего Прибывших из Убывших в Прибывших из Убывших в
всего других другие регионы других стран другие страны
регионов
Тип миграции
8
2
0
Рис. 1 - Динамика миграционного процесса 2013-2014 гг.
Основная масса въезжающих из стран дальнего зарубежья — это граждане Турции (684 человека), граждане КНДР (125 человек), Вьетнама (77) и Китая (51 человек), из стран с безвизовым режимом въезда преобладающее количество — это граждане Узбекистана, Армении, Азербайджана, Таджикистана и Киргизии. Граждане Казахстана и Белоруссии работают в России, согласно межгосударственным соглашениям, без разрешительных документов.
Миграционный прирост отмечался в 2 городских округах (г.Уфа, Салават) и 18 муниципальных районах республики.
Таблица 1 - Общие итоги миграции населения (чел.)
2014 г. 2013 г.
число прибывш их число выбывши х мигр. прирост (+), снижение (-) число прибывш их число выбывши х мигр. прирост (+), снижение (-)
Миграция из нее: 9128 9223 -95 9322 9773 -451
В пределах РФ в том числе: 8381 8796 -415 9047 9746 -699
Внутрирегиональная 5890 5890 - 6745 6745 -
Межрегиональная 2491 2906 -415 2302 3001 -699
Международная миграция в том числе: 747 427 320 275 27 248
со странами СНГ 699 427 306 241 18 223
с другими странами 48 34 14 34 9 25
Внешняя для республики миграция (межрегиональная + международная) 3238 3333 -95 2577 3028 -451
В Республике Башкортостан в общем объеме миграционных передвижений постоянная миграция составляет 57,8%, удельный вес лиц, зарегистрированных по месту пребывания на 9 месяцев и более - 42,2%. По длительности временной регистрации наиболее представлены мигранты, получившие регистрацию на 1 год - 17,0% [1].
57
Таблица 2 - Распределение миграционных передвижений населения по виду и срокам регистрации за 2014 год (чел.)
Мигр. передвижен ия Регистра ция по месту жит-ва Регистрация по месту пребывания на срок более 9 мес. Возврат после окончания срока временног о пребывани я
Всего в том числе
9 мес. - 1 г. 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 лет и более
Всего, человек Прибывшие 9128 5115 2049 563 552 271 323 75 265 1964
Выбывшие 9223 5499 1962 230 764 277 332 88 271 1762
прирост (убыль) -95 -384 87 333 -212 -3 -9 -13 -6 202
из нее: межрегиональная миграция прибывшие 2491 918 557 37 206 48 114 28 124 1016
Выбывшие 2906 1434 1060 155 444 125 155 50 131 412
прирост (убыль) -415 -516 -503 -120 -238 -77 -41 -22 -7 604
Если руководством республики каких либо мер кардинального характера в экономической и миграционной политике не будет предприниматься, то в результате сокращения рабочей силы в реальной экономике может существенно уменьшиться объем производимой продукции.
Исходя из этого, для решения проблемы трудовых ресурсов необходимо, во-первых, научиться на основе всестороннего анализа предвидеть будущие изменения на рынке труда.
Во-вторых, грамотно планировать действия по управлению человеческими ресурсами. Важно перейти от текущего мониторинга показателей безработицы к организации эффективной занятости и рационального использования трудовых ресурсов, от практики сохранения неквалифицированных рабочих мест — к организации трудовой деятельности, требующей значительных компетенций, с достойной заработной платой.
В-третьих, учитывая особую значимость научно-обоснованного подхода к управлению экономикой, кадровым потенциалом региона, необходимо разработать межотраслевой баланс региона, а также прогноз перспективного спроса по всем группам специалистов на средне- и долгосрочную перспективу. Этот сценарий должен быть составлен с учетом открытия новых предприятий, закрытия части неэффективных производств, реализации инвестиционных проектов, а также изменения демографической ситуации, идущих процессов урбанизации, миграционных потоков и других значимых факторов.
В-четвёртых, двумя главными привлекательными факторами притока мигрантов в республику должны стать следующие: возможность приобретения доступного жилья и гарантированные рабочие места. Для этого должны быть определены те города и сельские районы, которые наиболее нуждаются в притоке населения, то есть переселение должно быть точечным. Кроме того, чтобы мигранты быстро адаптировались к местным условиям, необходима система социального сопровождения.
В-пятых необходимо скоординировать усилия по выстраиванию системы подготовки кадров. Нужна корректировка госзаказа для учреждений профобразования. Требуется слаженное взаимодействие организаций республики с системой профессионального образования по нескольким направлениям. Это создание отраслевых кластеров, многоуровневых комплексов «вуз-колледж», центров компетенций на базе учреждений профобразования, ресурсных центров, современных баз организации практики на промышленных предприятиях, внедрение сетевых форм обучения с использованием возможностей нескольких учебных заведений
[5].
Литература
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [сайт]. URL:http://www.gks.ru.
2. Семья и человеческое развитие. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан / под общ. Ред. Валиахметова Р.М., Бурхановой Ф.Б., Хилажевой Г.Ф. Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2013.
3. Портал информационного агентства «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/
4. Портал информационного агентства «Интерфакс» http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/
5. Портал информационного агентства «Эксперт-Урал» http://www.expert-ural.com/news/
References
1. Oficialnyj sajt Federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [sajt]. URL:http://www.gks.ru.
2. Semja i chelovecheskoyje razvitije. Doklad o razvitiji chelovecheskogo potenciala v Respublike Bashkottostan. / pod obshh. Red. Valiahmetova R.M., Burhanovoj F.B., Hilazhaevoj G.F. Ufa: Izd-vo “Voctochnaja pechat'”, 2013
3. http://www.kommersant.ru/
4. http://www. interfax-russia.ru/Povolj ie/
5. http://www.expert-ural.com/news/
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY Горелкин А.В.
Начальник главного управления по работе со СМИ Администрации Кемеровской области СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОБЩИЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИОРИТЕТЫ НА
НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Аннотация
Рассматривается общие подходы к проблеме разработки и реализации стратегии устойчивого развития на глобальном, национальном и региональном уровнях. Описываются особенности стратегии устойчивого развития Российской Федерации и ее регионов, рассматриваемые, в частности, на примере Кемеровской области.
Ключевые слова: устойчивое развитие, политическая стабильность, политическая стратегия, регионы России.
58