58
ВЛАСТЬ
2016'03
SHCHEGLOVA Dar'ya Vladimirovna, Lecturer at the Chair of Sociology and Political Science, History Faculty, Voronezh State University (1 Universitetskaya Sq, Voronezh, Russia, 394006; bruenen@mail.ru)
TRIPARTITE SOCIAL PARTNERSHIP: THE TECHNOLOGY'S POTENTIAL OF SOCIETAL MARKETING (Voronezh region case)
Abstract. In this article, the author outlines current trends of the development in the field of partnership between the power, business and civil society. It is shown that the partnership should be built on technologies of trust maintenance, instead of directions from above. Various countries have a similar experience in using two-way communication model in public administration, but the current paradigm of communication is not relevant to Russia's regions. In conclusion, the author lists the examples of social-ethic marketing technologies at the regional level.
Keywords: Voronezh region, institutional entrepreneurship, social partnership, socially responsible business, social-ethic marketing, tripartite partnership
ГОНЧАРОВ Леонид Александрович — к.полит.н., заведующий кафедрой политологии, управления и регионоведения Воронежского института экономики и социального управления (ВИЭСУ) (394036, Россия, г. Воронеж, ул. Помяловского, 27; goncharov.post@mail.ru)
CЫЧЕВ Павел Ильич — аспирант кафедры политологии, управления и регионоведения ВИЭСУ (394036, Россия, г. Воронеж, ул. Помяловского, 27; Pavel.Sychjov@yahoo.com)
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЕТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации миграционной политики в Воронежской обл. в контексте региональной безопасности. Особое внимание уделяется опыту общественных организаций, в частности роли Национальной палаты при губернаторе Воронежской области в сфере сотрудничества с национальными диаспорами, в борьбе с проявлениями экстремизма и ксенофобии, в адаптации мигрантов, урегулировании конфликтов на межнациональной почве.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, национальные диаспоры, Национальная палата, национальная политика, региональная безопасность
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. В России сегодня проживают более 10 млн мигрантов, при этом масштабы нелегальной миграции выше во много раз. Сложившаяся ситуация в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации объективно требует разработки и применения современных подходов к государственному управлению в области миграционной политики, т.к. существующая система управления не справляется в полной мере с неконтролируемым потоком нелегальных мигрантов. Реализация политики в сфере миграции должна также способствовать снижению социокультурных и политических рисков.
начало массовой миграции на территорию РФ приходится на 90-е гг. XX в. несмотря на уже сложившуюся нормативно-правовую и институциональную
базу миграционной политики, миграционные потоки в России носят стихийный характер. В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. В настоящее время сохраняется слабость барьеров на пути незаконной миграции, рост преступности в среде мигрантов, сохраняются трудности с ассимиляцией мигрантов, растет социальная напряженность, что приводит к распространению среди населения РФ идей национальной нетерпимости. В целом по стране ежегодно от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения [Поставнин 2012: 29].
В Воронежской области миграционные процессы играют значимую роль как в социально-экономическом, так и демографическом развитии. Наблюдается постоянный приток переселенцев из ближнего зарубежья на территорию области. Воронежская обл. является одним из основных транзитных маршрутов миграции со стороны государств - участников СНГ. При этом незаконная миграция является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны жителей Воронежской обл. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Воронежскую обл. является одним из источников роста численности населения региона. В то же время приграничное положение Воронежской области (граничит с Луганской обл. Украины, где продолжается вооруженный конфликт), привело к значительному росту потока граждан Украины, ищущих убежище на территории Российской Федерации.
Следует отметить, что ряд сельских поселений Воронежской обл. превратились в «национальные анклавы». Так, например, село Колодяжное (Подгоренский район) - территория компактного проживания турок-месхетинцев, село Верхняя Хава - чеченцев, Репьевский район - армян.
Тем не менее в Воронежской обл. миграция работников высокой квалификации не стала важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние.
На сегодняшний день по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. национальный состав населения региона представлен более чем 178 национальностями. На территории области осуществляют свою деятельность 43 национальных общественных объединения. В их числе 2 национально-культурные автономии регионального уровня и 9 национально-культурных автономий местного уровня [Суровцев 2014: 14]. Целью своей деятельности данные организации ставят задачи сохранения и развития национальных традиций и культуры народов, интересы которых они представляют, а также укрепления дружбы между народами, борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии. Для работы с национальными общинами в 2010 г. была создана Национальная палата при губернаторе Воронежской области. Палата включает 32 национальных общественных объединения региона. За время существования палаты было проведено более 100 различных круглых столов, конференций и встреч. Заметным событием в жизни региона является областной фестиваль художественных коллективов и исполнителей «Воронеж многонациональный». Он был впервые организован в Воронежской области в 2011 г. по инициативе Национальной палаты при губернаторе Воронежской области и приурочен к празднованию Дня народного единства [Суровцев 2014: 14].
Непосредственно государственную миграционную политику на территории области реализует Управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области (УФМС). УФМС старается использовать в своей деятельности возможности лидеров национальных диаспор и общественных организаций, входящих в состав комитета по национальной политике и комитета по миграционной политике и демографии Общественной палаты Воронежской
области. Сегодня благодаря совместным усилиям Национальной палаты, Общественной палаты и органов государственной власти на территории региона реализуется новая миграционная политика в сфере адаптации и интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к российской культуре -культуре межнационального общения. Важную роль в формировании культуры толерантных отношений, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений с общественными организациями, этническими землячествами играет Общественно-консультативный совет, который был создан на базе УФМС России по Воронежской области. В 2014 г. УФМС России по Воронежской области провело 120 встреч с представителями национальных диаспор и межнациональных общественных объединений1.
На территории Воронежской обл. увеличилось и число иностранных граждан, прибывающих в Россию на законных основаниях, в т.ч. в связи с упрощением процедуры получения российского гражданства. Однако по-прежнему нелегальная миграция несет потенциальную угрозу дестабилизации обстановки в регионе, что связано с прибытием лиц, состоящих в незаконных вооруженных формированиях, с экстремистскими и радикальными политическими группировками, криминальными сообществами. Нелегальная миграция становится благоприятной средой для разжигания межнациональных конфликтов, проявлений религиозного и молодежного экстремизма. В целом в России функционирует широкая сеть по организации нелегальной миграции, контролируемая группами, связанными с теневой экономикой и преступными сообществами, которая контролирует основную массу нелегальных трудовых мигрантов в стране, численность которых значительно превышает численность легально прибывающих в Россию [Дмитриев, Пядухов 2009: 97]. В целях выявления нарушений миграционного законодательства в Воронежской обл. в 2014-2015 гг. заметно расширился спектр проверочных мероприятий в отношении работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, а также мест проживания иностранных граждан. В то же время необходимо совершенствовать правоприменительную практику в отношении мигрантов, связанных с преступными организациями, распространением наркотиков, уличными преступлениями и т.д. Действенной мерой должна стать эффективная антикоррупционная политика по отношению к российскому чиновничеству и правоохранительным органам.
Воронежская область заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие региона. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся в России уже сегодня, когда на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести существенный вклад в инновационное развитие России, ежегодно приезжают 5 неквалифицированных чернорабочих. Такая структура миграции требует кардинальной перестройки.
В Воронежской обл. развиваются практически все направления миграционной политики, накоплен достаточный положительный опыт управления миграционным потоками, задействованы общественные организации. Достаточно интересным можно считать опыт Общественной палаты и сотрудничество с национальными диаспорами. Думается, что в рамках обозначенных направлений необходимо внедрять социальные программы, обеспечивающие более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населе -
1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской области на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. 2014. -Управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области. Доступ: http://www.fmsvrn.ru/ uf:ms/pokazateИ-raboty/drond13.doc (проверено 12.01.2016).
ния, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. В то же время требуют совершенствования и дальнейшего развития такие направления как:
- проведение политики, направленной на стимулирование трудовой деятельности мигрантов на законных основаниях;
- обеспечение соблюдения требований миграционного законодательства в тесном взаимодействии с национальными диаспорами, общественными организациями, политическими партиями;
- расширение и совершенствование областной инфраструктуры содействия адаптации и интеграции мигрантов в российское общество на основе уважения к российской культуре - культуре межнационального общения;
- проведение постоянного мониторинга и изучение миграционной обстановки в области;
- введение на федеральном уровне ужесточения наказаний за правонарушения в сфере миграции не только среди мигрантов, но и среди работодателей и государственных служащих, что будет способствовать борьбе с незаконной миграцией и другими правонарушениями в миграционной сфере.
Думается, что перечисленные направления деятельности будут способствовать решению основных проблем в области миграционной политики современной России.
Список литературы:
Дмитриев А. В., Пядухов Г. А. 2009. Государство, принимающий социум, трудовые мигранты: конфликтное измерение практик взаимодействия. - Полис. Политические исследования. № 6. С. 95-104.
Поставнин В. 2012. Вызовы современной миграции, с которыми столкнулась Россия. - Миграция XXIвек. № 2. С. 28-31.
Суровцев И.С. 2014. Фундамент толерантности. - Бюллетень Национальной палаты при губернаторе Воронежской области. Вып. 1. Воронеж. С. 7-15.
GONCHAROV Leonid Aleksandrovich, Cand. Sci.(Pol. Sci.), Head of the Chair of Political Science, Management and Regional Studies, Voronezh Institute of Economics and Social Management (27 Pomialovskogo St, Voronezh, Russia, 394036; goncharov.post@mail.ru)
SYCHEV Pavel Il'ich, postgraduate student of the Chair of Political Science, Management and Regional Studies, Voronezh Institute of Economics and Social Management (27 Pomialovskogo St, Voronezh, Russia, 394036; Pavel.Sychjov@ yahoo.com)
REGIONAL SECURITY AND THE IMPLEMENTATION OF MIGRATION POLICY IN THE VORONEZH REGION
Abstract. The article describes the implementation of migration policy in the Voronezh region in the context of regional security. Particular attention is paid to the experience of non-governmental organizations, particularly to the role of the National Chamber under the Governor of the Voronezh region in the sphere of cooperation with national diasporas, in the fight against extremism and xenophobia, in adaptation of migrants, and the settlement of conflicts on ethnic grounds. Keywords: migration, migration policy, national communities, National Chamber, national policy, regional security