Научная статья на тему 'Миграционная политика как гарант национальной безопасности и стабильности в обществе'

Миграционная политика как гарант национальной безопасности и стабильности в обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
миграционная политика / федеральный государственный контроль (надзор) / ресурс социальной стабильности / незаконная миграция / правовые механизмы / migration policy / federal state control (supervision) / social stability resource / illegal migration / legal mechanisms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Геннадьевна Капустина

Актуальность исследования обусловлена назревшей потребностью в качественных преобразованиях правового механизма контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, законности осуществления ими трудовой деятельности. Надлежит обращать внимание на причины и условия миграционного потока, формы привлекательности пребывания в России. Сегодня как никогда остро возникла необходимость ужесточения существующих мер в области миграционного контроля. Следует разработать новые законодательные положения, способствующие законопослушному поведению приезжих в нашу страну иностранных граждан. Задача государства заключается в регламентации процедуры контроля за соблюдением законности в миграционной сфере, и автор предлагает механизмы его реализации. На основании проведенного исследования делаются выводы о законодательной регламентации содержания функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции. Предлагается создание нового отдельного ведомства по контролю в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy as a guarantor of national security and stability in society

The relevance of the study is due to the urgent need for qualitative transformations of the legal mechanism for monitoring the stay and residence of foreign citizens in the Russian Federation, the legality of their work. It is necessary to pay attention to the causes and conditions of the migration flow, the forms of attractiveness of staying in Russia. Today, more than ever, there is a need to tighten existing measures in the field of migration control. New legislative provisions should be developed to promote the law-abiding behavior of foreign citizens visiting our country. The task of the state is to regulate the procedure for monitoring compliance with the rule of law in the migration sphere and the author suggests mechanisms for its implementation. Based on the conducted research, conclusions are drawn about the legislative regulation of the content of the federal state control (supervision) function in the field of migration. It is proposed to create a new separate agency for control in the spheres of.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика как гарант национальной безопасности и стабильности в обществе»

Закон и право. 2024. № 9. С. 54-56. Law and legislation. 2024;(9):54-56.

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-54-56 EDN: https://elibrary.ru/IHJZNA

NIION: 1997-0063-9/24-453 MOSURED: 77/27-001-2024-9-653

Миграционная политика как гарант национальной безопасности и стабильности в обществе

Елена Геннадьевна Капустина

Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской

Федерации имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, elenka.kapustina@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена назревшей потребностью в качественных преобразованиях правового механизма контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, законности осуществления ими трудовой деятельности. Надлежит обращать внимание на причины и условия миграционного потока, формы привлекательности пребывания в России.

Сегодня как никогда остро возникла необходимость ужесточения существующих мер в области миграционного контроля. Следует разработать новые законодательные положения, способствующие законопослушному поведению приезжих в нашу страну иностранных граждан. Задача государства заключается в регламентации процедуры контроля за соблюдением законности в миграционной сфере, и автор предлагает механизмы его реализации.

На основании проведенного исследования делаются выводы о законодательной регламентации содержания функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции. Предлагается создание нового отдельного ведомства по контролю в сфере миграции.

Ключевые слова: миграционная политика, федеральный государственный контроль (надзор), ресурс социальной стабильности, незаконная миграция, правовые механизмы.

Для цитирования: Капустина Е.Г. Миграционная политика как гарант национальной безопасности и стабильности в обществе // Закон и право. 2024. № 9. С. 54—56. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-54-56 ББЫ: https://elibrary.ru/IHJZNA

Original article

Migration policy as a guarantor of national security and stability in society

Elena G. Kapustina

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Oryol, Russia, elenka.kapustina@rambler.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the urgent need for qualitative transformations of the legal mechanism for monitoring the stay and residence of foreign citizens in the Russian Federation, the legality of their work. It is necessary to pay attention to the causes and conditions of the migration flow, the forms of attractiveness of staying in Russia.

Today, more than ever, there is a need to tighten existing measures in the field of migration control. New legislative provisions should be developed to promote the law-abiding behavior of foreign citizens visiting our country. The task of the state is to regulate the procedure for monitoring compliance with the rule of law in the migration sphere and the author suggests mechanisms for its implementation.

Based on the conducted research, conclusions are drawn about the legislative regulation of the content of the federal state control (supervision) function in the field of migration. It is proposed to create a new separate agency for control in the spheres of.

Keywords: migration policy, federal state control (supervision), social stability resource, illegal migration, legal mechanisms.

For citation: Kapustina E.G. Migration policy as a guarantor of national security and stability in society // Law and legislation. 2024;(9):54—56. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-54-56 EDN: https://elibrary.ru/IHJZNA

© Капустина Е.Г. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

Гегодня миграционная политика Российской Федерации находится под присталь-'^»«'•Ным вниманием государства, и это обусловлено множеством факторов и негативных процессов, происходящих не только в стране, но и в мире. Основной проблемой современной миграционной политики является отсутствие механизма контроля прибывающих лиц. Однако в последнее время наблюдаются позитивные изменения в этом направлении.

Так, в Государственной Думе находятся 25 законопроектов, регулирующих миграционные процессы. А по данным Росстата, в 2023 г. в Российскую Федерацию приехало 560 тыс. человек, что на 23% ниже, чем годом ранее, это минимальное значение с 2013 г., когда в страну въехали 482 тыс. мигрантов [3].

Вместе с тем, по словам лидера партии Сергея Миронова, 90% въезжающих мигрантов в нашу страну не собираются работать [2]. Из года в год число совершаемых мигрантами преступлений растет, поэтому следует обращать внимание на причины и условия миграционного потока и, как следствие, гарантии внешней и внутренней безопасности нашей страны и ее народа.

По мнению ряда исследователей, если в стране больше 15% населения мигранты, то это ведет к изменению нации, ее культуры и идеологии. Следует обратить внимание на условия мест проживания мигрантов, которые продолжают размещаться в так называемых «резиновых» квартирах, нарушают общественный порядок, тишину и спокойствие граждан, не соблюдают нормы гигиены, ведут асоциальный образ жизни.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с несовершеннолетними детьми мигрантов, а именно, в каких условиях они воспитываются, посещают ли образовательные организации, как ведут себя в детских садах и школах, в храмах и мечетях, насколько знают и уважают наши ценности, традиции и религии, как в целом влияют на социализацию нашего подрастающего поколения и коренного населения.

Кроме того, исследуя вопрос трудового процесса и низкой результативности его влияния на экономическую составляющую страны, можно отметить, что эти лица, как правило, задействованы в грубой физической работе в сферах строительства, транспорта и розничной торговли, не требующей профессионализма, образованности и специальных умений, а значит, вопрос качества выполняемой деятельности находится под большим сомнением.

Вместе с тем без миграционного притока численность населения нашей страны будет со-

кращаться, что неблагоприятно скажется на геополитической ситуации.

На наш взгляд, все эти факторы связаны с отсутствием четкого представления о реальном масштабе миграционного притока, нерегистри-руемого трудоустройства мигрантов, а также неблагоприятными трендами внутренней миграции и оттоком российских граждан за рубеж.

Существующая миграционная политика ориентирована на ограничительное понимание трудовой миграции в демографическом отношении в качестве средства, позволяющего замещать естественную убыль населения, а также в экономическом отношении в качестве источника рабочей силы для развития экономики.

Нельзя не согласиться с мнением В.С. Паце-вича, что отсутствует должная ориентация на баланс интересов таких субъектов, как непосредственно мигранты, работодатели, общество и государство, недостаточно проработаны правовые, институциональные механизмы существующей проблемы [5, с. 150].

На протяжении последних лет в РФ и иных государствах массовая миграция трактуется в виде угрозы безопасности государства и общества.

Ведущая цель Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) — обеспечить благополучие жителей Российской Федерации, наибольшую их защищенность и национальную безопасность. Миграция представляет собой естественное и нормальное явление, но когда она является нелегальной, есть угроза национальной безопасности.

В качестве значимой задачи Концепции выступает борьба с нелегальной миграцией как нарушение нормативно предусмотренных требований выезда, въезда для временного или постоянного пребывания, проживания в стране [4, с. 97].

Нелегальная миграция представляет собой среду развития теневой экономики и обусловливает отрицательное отношение к мигрантам большей части населения Российской Федерации.

Национальные диаспоры интегрируются с криминальными структурами, рассматривающими нелегальную миграцию в качестве средства получать преступные доходы. Вследствие отсутствия должного контроля в отношении миграции ухудшается состояние систем здравоохранения и образования, растет безработица местного населения, ухудшается обстановка в санитарно-эпидемиологической сфере.

Реализуемая Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определяет ряд целей и за-

LAW & LEGISLATION • 09-2024

дач, достижение и решение которых обеспечит возможность успешно осуществлять соответствующую государственную политику. Госпрограмма ориентирована на то, чтобы улучшить демографическую ситуацию в регионах, где демографические проблемы являются наиболее острыми, привлечь соотечественников для постоянного проживания в РФ. Она может стать интегрирующей основой миграционного законодательства. Однако правовая база в сфере миграции обновляется сегодня после трагичных событий в Крокус Сити.

По мнению такого ученого, как В.М. Исаков, основные направления российской миграционной политики в области противодействия незаконной миграции не имеют единой и научно обоснованной концепции, не находят полноценного закрепления в действующем миграционном законодательстве и практической реализации деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц [1, с. 89]. Однако отсутствие единого подхода к законодательной регламентации содержания функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции вызывает серьезные проблемы в правоприменительной практике.

Контроль государственных органов за миграционными процессами в Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, социальной стабильности и экономическом развитии страны. Он направлен на регулирование потока мигрантов, обеспечение их прав и законных интересов, а также предотвращение незаконной миграции и противодействие преступной деятельности.

Эффективный механизм контроля способствует формированию гармоничного межэтнического и межкультурного взаимодействия, что является важным аспектом современного многонационального общества. Развитие современных технологий, аналитических инструментов и международного сотрудничества позволяет совершенствовать систему миграционного контроля, делая ее более эффективной и адаптивной к изменяющимся вызовам и угрозам.

Таким образом, в качестве выводов можно рекомендовать создать отдельное ведомство, которое в полной мере будет реализовывать миг-

рационную политику в соответствии со стратегическими приоритетами Российской Федерации в современных реалиях.

Список источников

1. Исаков В.М. Исторические корни миграции в Советском Союзе, России и роль советской милиции, полиции в осуществлении контроля за миграцией населения (XX в.) // Вестник экономич. безопасности. 2021. № 5. С. 87—91.

2. Миграция в России: вызовы и предложения справедливороссов // https://www.nsk.kp.ru/ daily/27629/4980332/

3. Офиц. сайт Федеральной службы государственной статистики // https://rosstat.gov.ru/

4. Пацевич В. С. Источники правового регулирования государственного контроля в сфере миграции // Вестник Всерос. ин-та повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2021. № 3 (59). С. 96—101.

5. Пацевич В.С. О некоторых проблемах реализации полномочий по контролю в сфере миграции / / Право и гос -во: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 149—152.

References

1. Isakov V.M. The historical roots of migration in the Soviet Union, Russia and the role of the Soviet militia, police in the control of population migration (XX century) // Bulletin of Economic Security. 2021. № 5. Pp. 87—91.

2. Migration in Russia: challenges and proposals of the fair Russians // https://www.nsk.kp.ru/daily/ 27629/4980332/

3. Official website of the Federal State Statistics Service // https://rosstat.gov.ru/

4. Patsevich V.S. Sources of legal regulation of state control in the field of migration // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2021. № 3 (59). Pp. 96—101.

5. Patsevich V.S. On some problems of the implementation of the powers of control in the field of migration // Law and the state: theory and practice. 2021. № 6 (198). Pp. 149—152.

Информация об авторе

Капустина Е.Г. — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Статья поступила в редакцию 14.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Kapustina E.G. — candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of administrative law and administrative activity of the department of internal affairs

The article was submitted 14.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.