О. Рыбаковский,
доктор экономических наук, заведующий лабораторией проблем социальной демографии Института социально-экономических проблем народонаселения РАН О. Таюнова,
кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного экономического университета МИГРАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ*
Миграционная компонента демографического развития России подразумевает, прежде всего, межгосударственную миграцию, влияющую на общую динамику населения страны. После распада СССР (с 1992 г.) и вплоть до начала 2013 г. в России происходила депопуляция, т.е. естественная убыль населения. Это негативное явление было следствием предшествующих демографических трендов, эпохи «застоя», экспериментов времен «перестройки», сворачивания демографической политики 1980-х годов, а также вступления страны в 1990-е годы катаклизмов и кризисов, спровоцировавших резкий рост смертности и стремительное снижение рождаемости россиян.
За 21 год депопуляции в стране родилось 31,3 млн человек, умерло 44,6 млн человек1 [1].
Без межгосударственной миграции в РФ стало бы меньше на 13,3 млн постоянных жителей, и численность ее населения сократилась бы со 148,5 млн человек - до 135,2 млн человек. Но за этот период страна получила в форме миграционного прироста 8,2 млн постоянных жителей, и на начало 2013 г. численность постоянного населения России составила 143,4 млн человек. Таким образом, миграционный прирост компенсировал свыше 60% естественной убыли первого периода депопуляции страны.
Два последующих года - 2013 и 2014 - депопуляции в России не было, и миграционный прирост (565 тыс. человек) допол-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-02-00342).
1 Все показатели без сносок в тексте рассчитаны по официальной статистике России без учета Республики Крым и г. Севастополя, демографическая статистика по которым до 2014 г. неполная: ФМС РФ. - Режим доступа:Шр:// www.fms.gov.ru/; Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
нял и десятикратно усиливал пусть незначительный, но положительный естественный прирост (55 тыс. человек) населения РФ. С учетом оценки на 2015 г. (260 тыс. человек) РФ получила за 24 полных года постсоветского периода 9 млн дополнительных постоянных жителей «иммиграционного происхождения».
Помимо ощутимых количественных результатов, поток иммиграции «омолаживает» постоянное население России, сокращает гендерную диспропорцию, тормозит процесс старения населения страны.
Так, в 2014 г. лиц в трудоспособном возрасте в миграционном приросте было 75% (в постоянном населении России - 60%); лица пенсионного возраста составили 14% от всего миграционного прироста (в постоянном населении РФ их было 24%). Около 62% в прибытиях и 53% в миграционном приросте составляли мужчины (в населении РФ их было 46%).
Миграционный прирост населения России за весь постсоветский период происходил неравномерно и состоял из различных категорий иммигрантов. Связано это было с тем, что с 1991 по 2015 г. происходили серьезные изменения как количественных, так и качественных сторон миграционных процессов в России и на всем постсоветском пространстве:
- в 1990-х годах - всплеск политически-мотивированной межгосударственной миграции «новых соотечественников» после развала СССР на всей территории бывшего государства;
- в конце 1990-х - начале 2000-х годов - постепенная трансформация политически-мотивированной межгосударственной миграции в экономически-мотивированные переселения соотечественников и представителей титульных народов СНГ;
- вторая половина 2000-х - первая половина 2010-х годов -постепенная трансформация экономически-мотивированных переселений в трудовую и образовательную миграцию преимущественно представителей титульных народов СНГ, ставшая «начальным шагом» к постоянной миграции.
Отдельным событием в этой периодизации выделяется всплеск притока участников «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [2] и членов их семей в 2014-2015 гг.
Если за 1983-1991 гг. РФ (РСФСР) ежегодно получала в среднем по 140 тыс. переселенцев из союзных республик, то в 1992-1999 гг. ежегодный миграционный прирост России почти
утроился, несмотря на то, что за этот период в старое зарубежье безвозвратно выехали около 1 млн россиян. В целом за 1992-2015 гг. отток в старое зарубежье не превысил 1,4 млн человек. С учетом этого миграционный прирост из нового зарубежья за 24 года составляет 10,4 млн человек.
После «миграционного бума» 1990-х годов в 2000-2006 гг. миграционный прирост населения России снизился до 100 тыс. переселений в год, на что отчасти повлияло ужесточение правил получения российского гражданства в 2002 г. Но начиная с 2007 г., и особенно с 2011 г., миграционный прирост постоянного населения страны вновь начал стремительно возрастать. В 2007 г. в сравнении с 2006 г. миграционный прирост увеличился более чем в полтора раза. В 2011-2014 гг. в сравнении с 2007-2010 гг. объем ежегодных прибытий постоянного населения в Россию вырос в 1,5 раза, а миграционный прирост - в 1,2 раза.
То, что произошло в 2014 г. с межгосударственной миграцией населения России, было, с одной стороны, следствием активизации, разворачивания действия новой редакции «Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной осенью 2012 г. С другой стороны, это было следствием политических событий в Украине. Оба этих фактора способствовали сохранению на высоком уровне миграционного прироста населения России и многократному росту числа организованных соотечественников - переселенцев в Россию. Их число в 2014 г. составило 106 тыс. человек, или 40% от всех участников Программы с июля 2006 г. При этом весь миграционный прирост России в 2014 в сравнении с 2013 г. не только не увеличился, но даже сократился с 296 до 270 тыс. человек. В 2014 г. участники Программы составили максимальные за все время 40% от миграционного прироста населения страны. Ни кризис, ни санкции, ни обвал рубля - ничто существенно не препятствовало сохранению высокого уровня иммиграции населения в Россию в 2014-2015 гг., так как этот людской поток шел преимущественно за счет организованных соотечественников.
Вследствие трансформации миграционных процессов на постсоветском пространстве в 1992-2015 гг. происходили серьезные изменения в национальном составе иммигрантов, переселявшихся в Россию. Если в 1994-2004 гг. доля русских и других коренных народов России в постоянных прибытиях из-за рубежа не
опускалась ниже 60%, а в миграционном приросте - ниже 70, то в 2007 г. обе доли были уже менее 40%.
В 2008 г. Росстат прекратил публикацию информации о национальности мигрантов. В последующем периоде (2008-2010) эта доля, по всей видимости, продолжала снижаться, но в 20112015 гг. росла. Об этом можно судить по косвенным данным о пропорции соотечественников в миграционном приросте. В 2011-2015 гг. в Россию безвозвратно переселились 1,45 млн человек, в том числе не менее 0,45 млн организованных соотечественников и членов их семей. Это составит не менее 30% от всего межгосударственного миграционного прироста населения России в 2011-2015 гг.
Исходя из того, что значительная доля организованных соотечественников и заметная доля неорганизованных иммигрантов - коренные народы России, можно предположить, что во всем миграционном приросте за 2008-2015 гг. их доля не опускалась ниже 30%.
В среднем за весь период с 1992 по 2015 г. доля коренных народов России в миграционном приросте страны составила не менее 55%. Это около 5 млн человек «иммиграционного происхождения», соотечественники россиян «по крови». Остальные 4 млн новых соотечественников - в основном, представители титульных народов нового зарубежья.
Основным источником миграционного пополнения России были и остаются бывшие 14 республик СССР. Более 96% всей постоянной иммиграции в Россию в 1992-2014 гг. шло с постсоветского пространства. За эти 23 года 28% миграционного прироста населения России обеспечили Казахстан, 16 - Узбекистан, 12 -Украина, по 7,5 - Таджикистан и Киргизстан, 19,4 - Закавказье, 3,5 - Республика Молдова, 3,4% - страны Балтии и т.д.
В последнее время постепенно начал усиливаться пока еще незначительный приток населения из соседних к России развивающихся стран старого зарубежья. Так, в 2011-2014 гг. в миграционном приросте населения страны были представители Китая (20 тыс.); Вьетнама (7,5 тыс.); КНДР (7 тыс.); Турции (4,3 тыс.); Сирии (3 тыс.) и т.д.
Эмиграционная убыль населения России шла в 1987-2014 гг. в развитые страны мира, прежде всего, в Германию (830 тыс. выбытий), Израиль (330 тыс. выбытий) и США (155 тыс. выбытий). Особенно сильный отток наблюдался в конце 1980-х - начале 1990-х годов, но в последние годы он ослаб, исчисляется несколь-
кими тысячами человек в год и на итоговый миграционный прирост населения РФ особенно не влияет.
Зарубежный потенциал пополнения населения России миграционным путем находится в настоящее время в семи странах СНГ и Юго-Восточной части Украины. Он включает, помимо представителей коренных народов России, - также русскоговорящих белорусов и украинцев. Его оценка на начало 2014 г. выглядит следующим образом [3].
В СНГ Республика Казахстан и Республика Беларусь имеют тесный и почти равноценный миграционный обмен населением с Россией. В Казахстане остаются 3,7 млн русских, а всех представителей коренных национальностей России - не менее 4,5 млн человек. В Республике Беларусь проживают 0,8 млн русских, а всего русскоговорящих лиц восточнославянской национальности - около 9 млн. В Юго-Восточной части Украины русскоязычных украинцев и русских (без Крыма и Севастополя) было на начало 2014 г. около 10 млн человек.
В пяти бывших республиках СССР (Азербайджан, Армения, Киргизская Республика, Таджикистан, Узбекистан), являющихся на сегодняшний день тесными миграционными партнерами России и одновременно ее миграционными донорами, - русских и представителей других коренных народностей России осталось около 1 млн человек. Остальной, не титульный для России миграционный потенциал населения этих стран сосредоточен в их титульном населении. Его на начало 2015 г. было почти 50 млн человек.
Другие бывшие республики СССР перестали быть тесными миграционными партнерами РФ.
Не меньшее значение для социально-экономического и политического развития России имеет внутренняя межрегиональная миграция, влияющая на размещение населения на крупнейшей в мире, но слабо и неравномерно заселенной территории.
В межрегиональной миграционной ситуации сохраняются негативные тенденции. Продолжается порожденный в 1990-е годы отток населения с окраин, в особенности из приграничных с Китаем территорий.
Не прекращается демографически-пагубная концентрация населения в первых мегаполисах.
Остается низкой и медленно возрастает миграционная подвижность перенаселенных республик Северного Кавказа, являющихся на сегодняшний день единственным внутрироссийским
(не считая Москвы) источником перераспределения и оптимизации размещения населения по территории слабозаселенной России.
По результативности и направленности межрегиональной миграции населения все регионы России в настоящее время можно разделить на следующие группы:
- основные межрегиональные миграционные реципиенты;
- локальные межрегиональные миграционные реципиенты;
- основные межрегиональные миграционные доноры;
- принимающие / отдающие территории окружения миграционных реципиентов;
- прочие принимающие / отдающие территории.
Московская область с Москвой, Ленинградская область
с Санкт-Петербургом и Краснодарский край - лидирующие межрегиональные миграционные реципиенты России. Все прочие регионы, являющиеся в отношении этих территорий миграционными донорами, по итогам 2001-2014 гг. потеряли в миграционном обмене с ними 2,5 млн человек. На долю основных миграционных реципиентов России приходилось в 2001-2006 гг. 83% от положительного сальдо межрегиональной миграции, в 2007-2014 гг. -88%.
Эти пять субъектов РФ «обирали» и продолжают «обирать» прочую территорию страны, оголяя геополитически важные окраины, и без того неблагополучные в социально-экономическом плане регионы.
Помимо того пять первых реципиентов получали вплоть до 2014 г. львиную долю миграционного прироста из-за рубежа -свыше 4/5. Остальная часть России в период депопуляции 19922012 гг. убывала не только естественным путем (кроме части республик), но и миграционным. Численность ее населения сократилась только за 2001-2012 гг. на 6,2 млн человек. Каждая четвертая потеря общей убыли этой «нестоличной» территории России была миграционной убылью в первые пять регионов страны.
Также к числу основных межрегиональных миграционных реципиентов относится Белгородская область. Она является уникальным примером роли субъективного фактора в социально-экономическом развитии отдельного региона. Область является привлекательной для мигрантов со всей России и из Украины. Это происходит благодаря не только активно развивающейся экономике, прежде всего промышленности, но и вследствие грамотной и действенной политики привлечения и удержания переселенцев,
создания для них льготных условий для максимальной приживаемости в регионе.
Все шесть основных миграционных регионов России в 2012 г. не вошли в список льготных «территорий вселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Вследствие этого их доля в миграционном приросте населения России из-за рубежа сократилась с 4/5 в 2001-2012 гг. до 1/5 - в 2014 г. Это, безусловно, положительный результат, начало эффективного государственного воздействия на миграционные потоки.
Локальные миграционные реципиенты - регионы, имеющие положительное сальдо миграции в обмене населением со всеми смежными с ними регионами, кроме основных миграционных реципиентов. Это Калининградская область (для ближайших к ней российских регионов) в СЗФО, Ярославская, Воронежская и Липецкая области в ЦФО. Также к этой группе относятся Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская области в ПФО; локальные реципиенты Предуралья и Азиатской части России -Свердловская область, юг Тюменской области; Томская, Новосибирская области, Хабаровский край.
Основные миграционные доноры России - это регионы, теряющие население в результате межрегиональных миграций с основной массой прочих регионов страны. Среди них можно выделить три подгруппы: республики Северного Кавказа (плюс Калмыкия); регионы Сибири и Дальнего Востока; регионы Европейского Севера (плюс Кировская область). Также в эту группу входят Республика Мордовия и Курганская область.
В конце 2012 г. десять регионов - миграционных доноров России вошли в список льготных «территорий приоритетного заселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2]. Это Дальний Восток кроме Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия), три региона Сибирского ФО - Забайкальский край, Иркутская область и Республика Бурятия. В 2014 г. миграционный прирост населения этих территорий из-за рубежа вырос почти до 15 тыс. человек, причем более чем на 10 тыс. человек -за счет организованных соотечественников.
Между основными миграционными реципиентами и донорами, определяющими вектора миграционных потоков внутри
страны, находятся почти все прочие «принимающие / отдающие» население территории.
Особое место среди них занимают принимающие-отдающие территории окружения основных и локальных миграционных реципиентов. Это Ставропольский край и Ростовская область -регионы окружения Краснодарского края; Республика Карелия, Новгородская, Псковская и Вологодская области - регионы окружения «Петербуржского региона»; Смоленская, Калужская, Рязанская, Тверская, Тульская и Владимирская области - регионы окружения «Московского региона». Все эти регионы играют роль «фильтра» на пути мигрантов в сторону основных миграционных реципиентов страны, принимая одних переселенцев из прочих регионов России или из СНГ и отдавая примерно в таком же количестве других - либо местных уроженцев, либо переселенцев прошлых лет, участников так называемых ползучих миграций.
Другие принимающие / отдающие регионы находятся в отдалении от основных реципиентов. Например, Новосибирская и Челябинская области находятся на пути, соединяющем Восточную Сибирь и Дальний Восток с Европейской частью России; Волгоградская область расположена на векторе «государства Закавказья и республики Северного Кавказа - европейские реципиенты России» и т. д.
Некоторые локальные миграционные реципиенты и принимающие / отдающие регионы окружения основных миграционных реципиентов страны, расположенные в Европейской части России, вошли в 2012 г. в список льготных «территорий вселения», определенных в новой редакции Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Вследствие этого приток иммигрантов из-за рубежа в них усилился.
Это коснулось Калининградской, Воронежской, Липецкой, Калужской, Тульской областей [2]. У них и до 2014 г. имел место значительный миграционный прирост из-за рубежа вследствие достигнутого уровня социально-экономического развития или близости к основным миграционным магнитам страны. Включение их в «территории вселения», по нашему мнению, было необоснованным, так как они оттягивают потенциальных организованных иммигрантов от ««территорий приоритетного заселения».
Миграционную ситуацию в России в начале XXI в. (20012015) можно охарактеризовать двояко.
С одной стороны, наблюдаются положительные тенденции в межгосударственной миграции:
- сохранение и рост миграционного прироста из СНГ;
- сокращение до минимальных объемов оттока в развитые страны Запада;
- переориентация иммигрантов из-за рубежа на все регионы страны, в том числе, и не на самые благополучные.
С другой стороны, сохраняются негативные тенденции в межрегиональной миграции, порою перечеркивающие успехи межгосударственного обмена населением.
В 2016-2017 гг. Россия повторно войдет в режим депопуляции из-за неблагоприятных структурных сдвигов в населении и на фоне угасания эффекта от «материнского капитала».
Компенсирующая роль постоянной миграции населения вновь начнет возрастать. Именно миграция как наиболее управляемая и оперативно меняющаяся компонента общего роста населения в предстоящем демографически тяжелом десятилетии, по нашему мнению, способна решить проблему устойчивости демографического и, следовательно, социально-экономического развития России, сгладить исторически сложившуюся волнообразность возрастной структуры населения страны. Вследствие этого в настоящее время в демографической сфере взор властей должен быть обращен, прежде всего, на миграцию населения, на механизмы управления ею, как на границах, так и внутри Российского государства.
Необходимо переломить негатив направленности и характера, прежде всего, внутренней, межрегиональной миграции населения России, ибо без этого геополитически важных восточных окраин Сибири и Дальнего Востока повторно ни иммигрантами и соотечественниками, ни россиянами не заселить. А «оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности <...> если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие» [4].
Пока сохраняется такая межрегиональная миграционная ситуация, Россия уязвима, ибо, как говорил по этому поводу великий государственный деятель П. А. Столыпин, «не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света <...> Наш орел, наследие Византии, - орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на
Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его
только истечь кровью» [4].
Литература
1. ФМС РФ. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/; Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
2. Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/09/17/program-madok.html
3. Судоплатова В.С. Компоненты и потенциал демографической динамики современной России и ее регионов: Автореферат ... к.э.н. - М.: ИСЭПН РАН, 2015.
4. Столыпин П.А. Речь о сооружении Амурской железной дороги, произнесенная в Государственной Думе 31 марта 1908 года // Нам нужна великая Россия: Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете в 1906-1911 гг. - М.: Молодая гвардия, 1991.
5. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Структура иммиграционного потенциала населения России // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. -2015, № 2. - С. 38-43.
6. Рыбаковский О.Л., Судоплатова В.С., Таюнова О.А. Вопросы оценки миграционного потенциала // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. -2015, № 3. - С. 169-173.
7. Таюнова О.А. Демографическое движение постоянного населения современной России // Сегодня и завтра российской экономики. - 2014. - № 67-68. -С. 141-146.
«Народонаселение», М., 2016г., № 1-1, с. 90-97.