Научная статья на тему 'Миграционная безопасность азиатской части России: частная парадигма криминологического исследования'

Миграционная безопасность азиатской части России: частная парадигма криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ / ASIAN PART OF RUSSIA / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINOLOGY / КРИМИНОГЕННЫЕ / CRIMINOGENIC / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ / NATIONAL / НЕЗАКОННАЯ / ILLEGAL / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ПОЛИТИКА / POLITICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко Илья Викторович

В статье представлены основные результаты криминологического исследования проблем обеспечения миграционной безопасности государства с учётом региональных особенностей территорий России, расположенных в ее азиатской части. Изложен ряд теоретических положений и выводов, совокупность которых составляет авторскую концепцию миграционной безопасности и соответствующей системы антикриминогенного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION SAFETY OF THE ASIAN PART OF RUSSIA: THE PRIVATE PARADIGM OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH

The article presents the main results of criminological research of the migration security of the state, taking into account regional features of territories of Russia located in its Asian part. The author outlines a number of theoretical provisions and conclusions, the totality of which is the author's concept of migration and the corresponding security system of anti-criminological support.

Текст научной работы на тему «Миграционная безопасность азиатской части России: частная парадигма криминологического исследования»

ВЗГЛЯД. РАЗМЫШЛЕНИЯ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ

УДК 325.1:343.9

Илья Викторович НИКИТЕНКО,

профессор кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД России, (г. Хабаровск), доктор юридических наук, доцент

[email protected]

МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АЗИАТСКОИ ЧАСТИ РОССИИ: ЧАСТНАЯ ПАРАДИГМА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

MIGRATION SAFETY OF THE ASIAN PART OF RUSSIA: THE PRIVATE PARADIGM OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH

В статье представлены основные результаты криминологического исследования проблем обеспечения миграционной безопасности государства с учётом региональных особенностей территорий России, расположенных в ее азиатской части. Изложен ряд теоретических положений и выводов, совокупность которых составляет авторскую концепцию миграционной безопасности и соответствующей системы антикриминогенного обеспечения.

The article presents the main results of criminological research of the migration security of the state, taking into account regional features of territories of Russia located in its Asian part. The author outlines a number of theoretical provisions and conclusions, the totality of which is the author's concept of migration and the corresponding security system of anti-criminological support.

Ключевые слова: азиатская часть России, безопасность, исследование, криминология, криминогенные, миграция, национальная, незаконная, преступление, преступность, политика.

Keywords: Asian part of Russia, safety, research, criminology, criminogenic, migration, national, illegal, crime, politics.

Изучение проблем криминологического обеспечения миграционной безопасности азиатского макрорегиона Российской Федерации фокусирует внимание на теоретических и прикладных аспектах формирования криминогенных факторов, источником которых являются миграционные процессы, в целях разработки предложений по их минимизации. Данное обстоятельство побудило автора исследования к теоретической разработке криминологической парадигмы обеспечения миграционной безопасности

государства в контексте учета региональных особенностей его наиболее проблемных в демографическом и социально-экономическом плане территорий.

Необходимо отметить, что предмет исследования составили только те компоненты миграционной безопасности, которые отнесены к компетенции уголовного законодательства и, соответственно, подлежат антикриминогенному воздействию. Однако качественная реализация исследовательских задач обусловила необходимость изучения философских,

исторических, геополитических, демографических и даже экономических аспектов миграции населения, что позволило сформировать теоретическое представление об объекте исследования.

В результате решения исследовательских задач были получены следующие обобщения и выводы.

1. Установлено, что понятие «миграционная безопасность» применимо в научной и политической лексике, а также обоснованно используется в соответствующих направлениях профессиональной публицистики. Однако, рассматривая национальную безопасность как объективную систему, включающую самые разнообразные направления безопасности (экологическую, демографическую, информационную и другие), выдвинуто предположение, что миграционная безопасность может рассматриваться системообразующим компонентом национальной безопасности России. Но для этого указанному направлению безопасности должна быть присвоена нормативно-правовая форма.

2. Комплексный и междисциплинарный подход к изучению теории безопасности позволил установить, что широко распространенное понятие «миграционная безопасность» не наделено соответствующим нормативно-правововым статусом, и для преодоления этой проблемы необходимо дополнительное научно-теоретическое обоснование как на этимологическом, так и собственно юридическом уровне. Следует отметить и то, что миграционная безопасность в числе иных системообразующих компонентов национальной безопасности нуждается в научном обосновании мероприятий по ее обеспечению. Аналитический обзор исследований по обеспечению национальной безопасности вообще и противодействию угрозам, связанным с миграционными процессами, в частности дает основания предполагать, что последнее имеет несколько взаимосвязанных значений, соответствующих нескольким уровням безопасности. Это явление соответствует общепринятой в отечественной правовой системе триединой формуле - «безопасность личности, общества и государства». Это же обусловлено тем, что разработка кримино-

логической парадигмы обеспечения миграционной безопасности, как, впрочем, любое исследование гуманитарного профиля, предполагает четкое уяснение его отраслевых границ, что, в свою очередь, является методологическим ориентиром в определении его объекта и предмета.

3. Развитие института миграционной безопасности как политико-правового явления и определение его места в системе национальных интересов позволили выяснить, что отечественная миграционная политика не вполне соответствует интересам национальной безопасности. В основу ее формирования заложены экономическая целесообразность и гипотетическая возможность решения демографических проблем за счет роста иммиграционных потоков, что обусловливает беспрецедентную в российской истории либерализацию иммиграционного законодательства.

4. Вопреки очевидности существования криминальных опасностей, сопровождающих недостатки государственного контроля над миграционными процессами, феномен миграционной безопасности так и не приобрел должного юридического оформления. Некоторые его институциональные признаки хоть и отражены в соответствующих нормативных актах, однако имеют бессистемный и логически незавершенный характер. Мнения о целесообразности наделения миграционной безопасности юридическим статусом и соответствующей нормативно-правовой формой подтверждены рядом соответствующих исследований. Подобные выводы нашли отражение не только в криминологии, но и в работах по экономике, социологии и политологии, что свидетельствует о междисциплинарном свойстве проблемы.

5. Анализ Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», Стратегии национальной безопасности, Концепции общественной безопасности и Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, а также ряд исследований миграционных процессов в контексте проблем безопасности позволили присвоить феномену «миграционная безопасность» ряд институциональных признаков, которые могут

Взгляд, размышления, JKII точка зрения а-йй*

представлять теоретическую основу для дальнейшей разработки юридической концепции. К подобным институциональным признакам относятся: а) существование обособленного источника опасности и характерных для него угроз; б) наличие охраняемого объекта, соотносимого с определенной областью общественных отношений; в) присутствие субъектов обеспечения соответствующего сегмента безопасности; г) наличие соответствующего юридического инструментария, позволяющего придать институту «миграционная безопасность» нормативно-определенную форму.

6. О наличии условий, позволяющих наделить институт «миграционная безопасность» юридическим статусом в качестве одного из системообразующих компонентов национальной безопасности, свидетельствуют: а) наличие соответствующих институциональных признаков; б) существование юридических оснований и возможностей для реализации соответствующих мероприятий; в) теоретическое обоснование целесообразности реализации подобных мероприятий; в) обеспечение соответствующего уровня научной разработанности проблемы.

7. Криминологический аспект миграционной безопасности обусловлен криминогенными свойствами ряда угроз и вызовов. В связи с этим основой ее криминологической парадигмы могут стать соответствующие положения теории криминологической безопасности. Согласно этой теории криминологический компонент миграционной безопасности может быть сформулирован как состояние объективной защищенности интересов личности, общества и государства от криминальных угроз, порождаемых криминогенными факторами, возникающими вследствие неуправляемых миграционных процессов, а также осознание людьми своей защищенности от подобных опасностей.

8. Ретроспективный анализ развития миграционных процессов в азиатской части России с позиции их влияния на состояние миграционной безопасности вообще и криминологической составляющей этого явления в частности позволил прийти к выводу о наличии исторической преемственности, взаимообусловленности, а во многом и анало-

гичности явлений, связанных с миграционными процессами сегодня. Исторический опыт свидетельствует о тесной корреляционной зависимости между характером осуществляемой государством миграционной политики, самой миграцией и миграционной безопасностью. История освоения азиатских территорий Россией связана как с позитивным, так и негативным влиянием иммиграционных процессов на освоение и развитие региона. Однако миграция из ряда стран юго-восточной Азии, особенно из Китая, в разные исторические периоды оказывала неблагоприятное воздействие на криминогенный фон и безопасность. Эти проблемы часто решались репрессивными методами, с использованием полицейских и даже военных средств. Очевидно, что многие из проблем, связанных с криминологическим обеспечением миграционной безопасности азиатской части России, не утратили актуальность и сегодня. Так, демографические, геополитические, экономические и иные особенности освоения региона способствовали активизации миграционных процессов. Однако приоритеты интенсивного заселения отдаленных территорий снизили актуальность проблем развития государственного иммиграционного контроля, что способствовало росту нелегальной миграции, а соответственно, и миграционной преступности.

9. Изучение детерминант незаконной (нелегальной) миграции и ее криминогенных свойств позволяет сделать вывод, что именно криминальный компонент незаконной миграции представляет наибольшую угрозу интересам общественной и государственной безопасности. Наиболее типичные криминальные проявления этих угроз выражаются в следующем: нарушении режима государственной границы, а в исключительных случаях и посягательстве на государственный суверенитет; развитии каналов незаконной миграции, что сопряжено с ростом количества преступлений против государственной власти, в том числе посягающих на интересы государственной службы и порядок государственного управления; снижении авторитета государственной власти, что связано с неуверенностью населения в способности государ-

ства обеспечить эффективный контроль над миграционными процессами; причинении вреда экономическим интересам государства через рост теневой экономики и отток денежных средств; возникновении новых коррупционных рисков, обусловленных естественным стремлением нелегалов узаконить свое пребывание, избежать или отсрочить выдворение либо привлечение к иной ответственности за нарушение миграционного законодательства; сопутствующих незаконной миграции криминальных явлениях: таможенных преступлениях, незаконном обороте запрещенных предметов и веществ, торговле людьми, рабстве и сексуальной эксплуатации, незаконной предпринимательской деятельности, занятии запрещенными промыслами; осложнении санитарно-эпидемиологического контроля принимающих государств в отношении незаконных мигрантов, что способствует распространению опасных инфекций, включая и криминальные способы инфицирования, через совершение преступлений, предусмотренных ст. 121, 122 или 236 УК РФ; преступлениях, совершаемых в отношении самих нелегальных мигрантов, что обусловлено их повышенной виктимностью; социальной напряженности выражающейся распространением экстремистских настроений, угрожающих общественному порядку и безопасности.

10. Особенности состояния миграционной преступности в азиатской части России с точки зрения формирования новых вызовов миграционной безопасности и принятии мер по их нейтрализации. Примечательно, что на фоне значительного снижения в 20092013 гг. преступности вообще наблюдался рост преступлений, связанных с незаконной миграцией. Однако на основании экспертных оценок, контент-анализа и наблюдений за изменениями миграционной ситуации в различных регионах России можно отметить противоречия между уголовно-правовой реальностью с точки зрения наличия криминогенных факторов, оказывающих влияние на рост преступности мигрантов, включая преступность, связанную с нелегальной миграцией, и теми ее показателями, к которым сегодня апеллирует официальная статистика. Так,

ежегодный прирост объема иностранной миграции на 250-300 тыс. чел. - миграционное сальдо, который естественно сопровождается ростом и ее нелегальной составляющей на фоне снижения эмиграционной активности - миграционное нетто, воспринимается в обычных условиях как объективный фактор, способствующий росту миграционной преступности пропорционально доли прироста миграционного сальдо. Кроме этого сегодня нет достаточных оснований утверждать о появлении новых детерминант, обусловливающих снижение преступности мигрантов. Наряду с представленными доводами, призванными аргументировать причины роста миграционной преступности в России и особенно в наиболее отдаленных от географического центра территориях, сегодня нет достаточных оснований говорить об отсутствии факторов негативного влияния на эту разновидность преступности. Масштабный экономический кризис, сопровождаемый падением производства и ростом конкуренции на рынке труда, ростом инфляции и снижением доходов населения, оказывает существенное влияние на интенсивность миграционных процессов, а следовательно, и связанные с ними криминогенные вызовы.

11. Исследование преступлений против миграционной безопасности государства, а также соответствующих положений уголовного законодательства позволило выяснить, что в России сформировалась действенная, однако имеющая серьезные недостатки правовая система противодействия незаконной миграции, работа над совершенствованием которой продолжается. Среди распространенных законодательных и правоприменительных проблем по противодействию нелегальной миграции, а также обеспечению миграционной безопасности государства можно назвать следующие: системные и редакционные недостатки в соответствующих институтах уголовного права; зачастую неадекватное определение степени и характера общественной опасности деликтов, направленных на ослабление миграционной безопасности; недостатки организационного и даже системного характера в правоприменительной практике по обеспечению миграционной безопасности государства.

Взгляд, размышления, точка зрения

12. Изучение личностей преступников, нарушающих установленный в государстве порядок миграции населения, позволило провести криминологическую классификацию этой категории лиц. Так, иностранных мигрантов, совершивших миграционные преступления, относительно мотивации их совершения можно разделить на три типа: корыстолюбивый, защищающийся и смешанный. Однако криминологическая характеристика личностей этих преступников была бы незавершенной без четкого определения критериев их классификации. В связи с этим следует уточнить, что преступников, совершающих преступления, связанные с миграцией населения, можно условно дифференцировать на субъектов миграционных правоотношений, а именно лиц, правовой статус которых определен нормами миграционного законодательства (сами иностранные мигранты, а также представители приглашающих или принимающих иностранную миграцию сторон), и лиц, не относимых законодательством к субъектам миграционных правоотношений, но в определенных случаях способствующих нарушениям миграционного законодательства (например, нарушение правил учета или регистрации мигрантов, ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ).

13. Для объективности и полноты исследования необходимо отметить, что среди преступников, посягающих на миграционную безопасность государства, кроме собственно преступников-мигрантов можно выделить и другие категории лиц, совершающих преступления против установленного государством порядка миграции населения (ст. 127.1, 292, 292.1, 322, 322.1, 324 УК РФ). К этой категории преступников относятся должностные лица и другие государственные служащие, наделенные полномочиями оформлять соответствующие документы; представители местного населения принимающих иностранных мигрантов стран, выступающих в роли организаторов незаконной миграции; лица, способствующие незаконной миграции через подделку документов, организацию незаконного пересечения государственной границы или пребывания на территории принимающего государства т.п. В связи с немногочи-

сленностью относительно других категорий преступников, посягающих на миграционную безопасность государства, наиболее типичные их признаки целесообразно рассматривать в контексте уголовно-правового анализа соответствующих составов преступлений.

14. Отличительными признаками личности преступника-мигранта, совершающего преступления в различных регионах азиатской части России, является то, что это в основном представители миграции из государств центральной, восточной и юго-восточной Азии, несколько реже - из стран Закавказья и других государств, ранее входивших в состав СССР на правах союзных республик. Мотивы таких преступлений различны, однако среди них преобладают корысть, реже - месть или стремление удовлетворить сексуальные потребности. Большинство из фигурантов анализируемых уголовных дел, совершая корыстные преступления, не имели легального и постоянного источника доходов, но при этом имели на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (жен, престарелых родителей и т.д.). Некоторые из преступников-мигрантов совершали корыстные преступления для оплаты расходов, связанных с возвращением на родину либо переездом в другие, более комфортные, по их мнению, места проживания. Следует отметить, что значительная часть преступлений совершается мигрантами-нелегалами.

15. Многие из специалистов разделяют мнение о том, что противодействие преступности будет эффективнее и целенаправленнее, если организаторы такого противодействия будут принимать во внимание многообразные формы преступной деятельности и особенности отдельных ее видов, а также индивидуальные характеристики различных категорий преступников. В связи с этим изучение криминологических особенностей личности преступника из числа иностранных мигрантов необходимо для эффективной профилактики преступлений данной категории и обеспечения достаточности правовых мер воздействия на преступников-мигрантов. Вместе с тем субъектам деятельности по предупреждению преступлений, соверша-

емых иностранными гражданами и лицами без гражданства, необходимо владеть знаниями о личности преступника с точки зрения психологии преступного поведения, что позволит повысить эффективность противодействия преступности мигрантов, а следовательно, и криминологического обеспечения миграционной безопасности государства.

16. Разработка мер по противодействию преступности иностранцев, а также анализ эффективности указанного направления обеспечения миграционной безопасности будут более продуктивными, если органы, осуществляющие статистический учет, станут выделять среди иностранцев, совершивших преступления, тех, кто пребывает на ее территории незаконно или с нарушением миграционного законодательства. Подобная практика целесообразна в связи с тем, что незаконная миграция часто является фоном для иных правонарушений, а нелегальные мигранты представляют криминогенную опасность. Эти обстоятельства обусловили необходимость рассматривать направление деятельности по предупреждению преступности иностранцев в качестве одного из критериев оценки эффективности деятельности соответствующих подразделений МВД России.

17. Материалы правоприменительной деятельности и статистические данные свидетельствуют, что часто жертвами преступлений иностранных мигрантов являются их соотечественники либо представители других иностранных государств, однако сегодня наблюдается значительный рост таких преступлений в отношении российских граждан, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень социальной напряжённости, выраженной ростом протестных настроений, ксенофобии и националистических настроений в принимающем мигрантов государстве.

18. В результате изучения зарубежного опыта управления миграционными процессами и возможности его использования в развитии отечественной системы криминологического обеспечения миграционной безопасности был сделан ряд обобщающих выводов.

Несмотря на различные подходы к формированию миграционной политики, представляется целесообразным закрепление на законодательном уровне её основных национальных приоритетов, предполагающих извлечение экономических выгод, а также демографической, социальной и культурной пользы от иностранной миграции и признание необходимости интеграции мигрантов в жизнь российского общества. Это, в свою очередь, поможет предусмотреть и минимизировать негативные проявления миграционных процессов, наибольшую опасность среди которых представляют сопровождающие эти процессы криминогенные риски и криминальные угрозы, что должно способствовать формированию самостоятельного и очень важного направления миграционной политики государств, являющихся миграционными реципиентами, а именно эффективного криминологического обеспечения миграционной безопасности таких государств. Рассуждая о содержании имеющих криминологическое значение угроз и рисков, источником которых являются миграционные процессы и которые способны причинять существенный вред интересам безопасности государств, следует признать, что центральное место среди криминальных угроз интересам миграционной безопасности государства принадлежит незаконной миграции вообще и её криминальной составляющей, то есть миграционной преступности в особенности. Среди основных криминогенных рисков, являющихся катализаторами подобных угроз, следует назвать комплекс криминогенных факторов, создающих условия для совершения преступлений в области миграции населения, а также иных сферах общественных отношений, находящихся в прямой и объективной взаимосвязи с миграционными процессами (например, управляемость миграционных процессов, эффективность миграционного контроля, уровень коррупции в компетентных государственных органах, эффективность деятельности системы профилактики незаконной миграции вообще и её криминальной составляющей в частности).

Взгляд, размышления, точка зрения

Библиографический список

1. Воронин, С.Э. Проблемы обеспечения миграционной безопасности государства в современной криминологии и криминалистике : монография : в 2 ч. / С.Э. Воронин, И.В. Никитенко, О.Л Коноваленко. - Биробиджан : ФГОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шалом-Алейхема», 2016.

2. Воронин, С.Э. Теория и практика расследования преступлений в сфере миграционной безопасности : монография / С.Э. Воронин, И.В. Никитенко. - Красноярск: НОУ ВПО

3. Никитенко, И.В. Криминологическое обеспечение миграционной безопасности Азиатской части России : дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.08 / И.В. Никитенко. - М., 2014.

4. Никитенко, И.В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект) : монография / И.В. Никитенко ; под ред. Ю.М. Антоняна. - М., 2013.

5. Попов, Г.Г. Миграционная безопасность России (институционально-правовой анализ) : дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 / Г.Г. Попов. - Ростов-на-Дону, 2006.

6. Самойлюк, Н.В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия незаконной миграции: по материалам Дальневосточного федерального округа России : дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 / Н.В. Самойлюк. - Хабаровск, 2012.

СИБУП, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.