Научная статья на тему 'Миграции украинцев в Канаду'

Миграции украинцев в Канаду Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
985
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНЦЫ / КАНАДА / ЭМИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / UKRAINIANS / CANADA / MIGRATION PROCESSES / IDENTITY / MIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Замогильный Сергей Иванович

Статья посвящена научным исследованиям, в рамках которых изучались 2 и 3-е поколения украинцев Канады, основы,причины и направления массовой эмиграции украинцев в конце Х1Х-начале ХХ века. Раскрыты вопросы консолидации украинской общественности в Канаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migrations of the Ukrainians to Canada

The article is devoted to the analysis of the 2-nd and 3-rd generations of the ethnic Ukrainians in Canada. The author examines the reasons and ways of mass migration of the Ukrainians in the end of the Х1Х and the beginning of the ХХ centuries. Theissues of Ukrainians community consolidation are also revealed.

Текст научной работы на тему «Миграции украинцев в Канаду»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Замогильный Сергей Иванович

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук Энгельсского технологического института Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. е-таП: sizamogilny@mail.ru

Sergey Ivanovich Zamogilny

Doctor of Philosophy, full professor, head of the department of Humanities of Engels Technological Institute of Saratov State Technical University named after Y.A. Gagarin e-mail: sizamogilny@mail.ru

УДК 314.74

Миграции украинцев в Канаду*

Migrations of the Ukrainians to Canada

Статья посвящена научным исследованиям, в рамках которых изучались 2 и 3-е поколения украинцев Канады, основы, причины и направления массовой эмиграции украинцев в конце Х1Х-начале ХХ века. Раскрыты вопросы консолидации украинской общественности в Канаде.

Ключевые слова и словосочетания: украинцы, Канада, эмиграция, миграционные процессы, идентичность.

The article is devoted to the analysis of the 2-nd and 3-rd generations of the ethnic Ukrainians in Canada. The author examines the reasons and ways of mass migration of the Ukrainians in the end of the Х1Х and the beginning of the ХХ centuries. The issues of Ukrainians community consolidation are also revealed.

Key words and word combinations: Ukrainians, Canada, migration, migration processes, identity.

*Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-03-00033 «Трудовые мигранты в российском агропродовольственном комплексе: модели социально-экономического взаимодействия с коренным населением»

Основой данной статьи является интервью 1997 года с профессором университета Оттавы Джоном Трентом, для него фактом, возможно, ординарным и уже забытым: прошло уже 17 лет после этого случая, а для меня - событием. Я был в Канаде дважды - в 1997 и 1998 году. Сначала в составе группы из 13 саратовцев, москвичей, уральцев, воронежцев и нижегородцев. Этот праздник для нас устроил Казаков Андрей Александрович, директор ИКСИ Российской академии естествознания и потомок терских казаков. Профессор Н.М. Байков, нынешний участник проекта РГНФ, приехал из Хабаровска. Компания была встречена канадской стороной очень благожелательно, любое наше пожелание выполнялось. Мне и моей аспирантке Тане Сафроновой удалось побывать в Этнокультурном Совете Канады, Министерстве культуры, религиозных общинах и даже пообщаться перед отъездом из Канады в городе Торонто с бомжами - индейцами племени кри. Потрясающими были встречи с представителями общины духоборцев: Кузьмой Тарасовым и Андреем Донсковым. Как человек, родившийся в Ростовской области, я хорошо помнил, что наиболее «чистыми» казачьими фамилиями были фамилиями с окончаниями на «сков»: Донсков, Плесков, Пристансков и т.п.

Помнятся еще 2 встречи - с Фредериком Кларком, увлечённо рассказывавшим об украинцах Канады, и ещё одним, 28-летним молодым человеком, Джоном, которому теперь уже, наверно, лет 45-46. Он изучил русский язык после службы в канадской армии. Прочитав Достоевского на английском, он не смог справиться

с желанием понять его и по-русски. От него я впервые услышал рассказ о «дедовщине» в канадской армии.

Мне повезло: следующая моя поездка была в рамках работы по гранту Правительства Канады в библиотеке Карлтонского университета (Оттава), которая позволила собрать уникальный материал. Его в 2006 году мне удалось оформить как монографию «Этнология и этнопедагогика мультикультурных обществ» (ч.2. Канада). Проверяя раздел об украинцах Канады, я снова натолкнулся на результаты работы в Карлтоне в виде небольшого архива и выписок. Из этого получается небольшая статья...

В 1997 году в Оттавском университете Канады существовал проект, который изучал 2 и 3-е поколение украинцев-иммигрантов, их религию, язык, питание, одежду и т.д. Ряд вузов и исследовательских центров также занимались этой проблемой. В канадских библиотеках имеется большое количество литературы, в которой описывается эта национальная группа. В Канаде этническое напряжение не такое, как во всем мире. В стране большое внимание уделяется сохранению культур, и на это выделяются деньги. В США такой политики нет. До 50-х годов в Канаде существовала достаточно жесткая эмиграционная политика, только немногие группы могли сюда приехать. Одним из результатов исследования было понимание того, что первое поколение эмигрантов сталкивалось и сталкивается с очень большими проблемами не только социального, но и, в основном, психологического характера. Существовало мнение, что эмигранты принимают доминирующую культуру и происходит их ассимиляция. До 70-х годов господствовала теория линейной ассимиляции.

Когда рассматривался язык, религиозные воззрения, культурные ценности, то считалось, что чем дольше человек будет жить в Канаде, тем больше будет двигаться в сторону доминирующей культуры. Но в 70-х годах Джон Берри из Кингстонского университета создал биполярную модель. Это означало, что этническая и доминирующая культуры находятся как бы на различных полюсах и человек может становиться канадцем, не удаляясь от этнической культуры. Все группы мигрантов могут существовать в любой культуре, а интеграция и ассимиляция - это наилучшие состояния.

В исследовательском проекте наблюдались 130 человек: второе и третье поколение украинцев, которые живут в Оттаве. В качественное исследование были включены демографические переменные: возраст, образование, работа, религиозные установки, место рождения интервьюируемого, его родителей, уровень религиозности. Респонденты отмечали, что для них одинаково важно быть и украинцем, и канадцем. Третье поколение не проявляло никаких культурных особенностей, они не говорили на украинском и не ходили в церковь. По словам Дж. Трента, у тех, кто относит себя к квадрату сепаратизма, мы обнаруживаем высокий уровень стресса и отсутствие самоуважения. Язык и религия - важнейшие психологические факторы. Те, которые говорят, что им важно быть канадцем, но они остаются украинцами, тоже в стрессе.

В Оттаве проживает 25 тыс. украинцев. Места компактного проживания в других городах - Виннипег, Регина, Эдмонтон, Калгари. В прериях есть украинские села и районы. Нынешние же украинцы едут в города. Потомки же тех, кто уже прожил 3-4 поколения в Канаде, тоже едут в города. До 60-70-х годов община была достаточно сильной, но сейчас многое изменилось, и многие ее покинули. Украинцы внесли огромный вклад в то, чтобы канадское общество было признано многокультурным. Раньше в каждом университете были группы украинских студентов.

В Саскачеване губернатором в конце 90-х годов был Рой Романов. В процессе работы над проектом у автора возник новый интерес к проблеме украинцев Канады. Бесспорна их роль в принятии закона о многокультурности, в освоении прерий, в экономической и культурной жизни. В определенной мере лицо Канады связано именно с украино-канадцами. Особую значимость эта проблема приобретает в 90-е годы связи с обретением Украиной суверенности. Не случайно, что первое признание Украины за рубежом было связано именно с Канадой.

Проект предполагает изучение основ, причин и направления массовой эмиграции украинцев в конце Х1Х-начале ХХ века, изучение миграционных потоков. Очень важно изучение проблемы "первых украинцев" Канады. Некоторые публикации говорят даже о том, что первые украинцы прибывают в Америку еще до Колумба, вместе с викингами (поскольку по "норманской теории" в основе государственности Киевской Руси лежит "призвание варягов" на княжение в Киев). Норманны играли в Руси действительно большую роль, основав первую династию Рюриковичей.

Большое значение для понимания причин миграций также выступает аграрный вопрос, связанный с безземельем украинцев на территории Австро-Венгрии, дискриминацией по национальному признаку. Кроме того, на украинского крестьянина «сваливались» громадные подати, материальная нужда и безработица. Особенность расселения украинцев в Канаде заключается в том, что они расселялись на территории Канады

Научная жизнь

массово и компактно. В западных прериях сразу же оседает 150-180 тысяч человек. Было двоякое отношение к ним: первоначально англо-кельтское большинство воспринимает их не очень благоприятно, принимая украинцев за общественно-политический подрывной элемент. Однако в глазах федеральной власти украинские поселенцы воспринимаются как сельскохозяйственные чернорабочие, а разработка ими так называемых «гомстедов» считалось стимулом ускоренного экономического развития канадского Запада.

Украинские поселенцы очень активно осознавали свою идентичность и свое отношение к новой Родине и одновременно с этим - свою связь с украинскими корнями, т.е. внесли в канадское общество религиозный и политический ферменты с определенной долей напряжения внутри общины.

Украинская историческая литература на тему «пионерского» периода расселения по прериям Канады ограничена воспоминаниями очевидцев. Научная же литература издавалась исключительно на английском языке [1]. Но в библиотеке Карлтонского университета удалось найти кое-что и на украинском, например, большая публикация Олега Геруса «Консолидация украинской общественности в Канаде» [2, с.115-152].

Однако наиболее важным результатом этой ферментации украинцев в канадском обществе стала концепция мультикультурализма, которая, в конце концов, охарактеризовала Канаду как многокультурную нацию. Важным фактом является то, что одновременно с оттоком украинцев за океан из России шла их внутренняя эмиграция в Сибирь, в которую с 1906 по 1912 год выехало около миллиона человек. Этот процесс в России толком не исследовался, поэтому он также требует специального рассмотрения.

В то же время следует отметить, что в Канаду на 9/10 отток шел именно из Западной Украины, причем на этот факт также влияла активная эмиграция других народов, например, поляков и венгров. Можно говорить и об аналогиях между Россией и Канадой в том смысле, что в межвоенный период в Канаду переезжает 68000 человек, в то же время, например, голод 1933 года толкает многих украинцев, потерявших практически четверть своей численности, к миграциям на Кубань, в Ставрополье и Ростовскую область. Наконец, вторая мировая война заставила двигаться украинцев в двух направлениях - на Восток и на Запад, причем в Сибирь и на Урал многие перемещались уже в результате принудительных переселений, как участники националистических группировок либо воинских формирований. Автору этой монографии удалось в 70 - е годы побывать в деревне на Урале, возле г. Ирбит, где все население состояло из бывших сторонников Степана Бендеры, переселенных туда в 50-е годы.

С другой стороны, украинское общество было расколото и во время 2-й мировой войны. Канада и Россия были союзниками в этой войне, и в то же время по разным мотивам украинцы оказывались по разные стороны фронта. В Канаде же эта община, результат первых волн эмиграции, как и вся Канада в целом, была мобилизована на борьбу с фашизмом. В то же время на территории Украины были партизаны, которые боролись с фашизмом, были бендеровцы, которые боролись с коммунистами и русскими вообще, после войны на территории Канады оказались некоторые из ее бывших противников, и все это создавало сложную мозаику человеческих судеб, мотиваций, комбинаций и взаимодействий.

Автор настоящей монографии в период научной работы в Канаде (1998 г.), например, достаточно подробно познакомился с историей Союза Украинок Канады, изучая временной период примерно в 50 лет. Здесь виден вообще драматизм украинского народа. Национальная женская Рада объединяла украинские женские организации Галичины, Волыни, Буковины, Чехии, Австрии. Президент этой организации - Софья Русова -жила в Праге и была известна в широком кругу женских организаций в мире. Владея четырьмя языками, она многое могла сказать на международных конференциях после того, как Украина после 3-х лет независимости была поделена между четырьмя державами. Во всяком случае, именно внешний фактор оказался важным для стабилизации украинской общины в Канаде. В 1926 году в Саскатуне был создан инициативный комитет, в который вошли Савеля Стечишин, Мария Мадюк, Дарья Янда и Мария Гринюк. В документах, которые прошли после объединительных съездов, принимаются, с одной стороны, резолюции, осуждающие коммунистический геноцид, с другой стороны, политику дискриминации со стороны официальной Польши тех времен. Заместитель Софьи Русовой, Христя Каноненко, провела 2 года в Канаде, затем окончила Украинский университет в Праге, позже стала доктором права. Она, защищавшая свой народ, была расстреляна немцами 15 октября 1943 года. В то же время в российской литературе до самого недавнего времени ей все-таки дали бы клеймо «националистки». В данном случае необходим более объективный научный анализ всех течений и направлений украинских движений. Известно, что Союз Украинок Канады оказал огромную помощь канадскому Красному Кресту (создал т.н. «домашний фронт», заготавливая продукты для армии), большую роль сыграл в подготовке Международной Всемирной выставки и Олимпиады в Монреале.

Вообще, на наш взгляд, очень многие факты жизни канадских украинцев вызвали бы большой интерес не

только у российского читателя. Они либо просто неизвестны, либо замалчивались, либо искажались. В российском обществе сложился образ «бендеровца», либо «мельниковца», который переносился и на канадское общество, в то время как не было образа покорителя прерий, строителя церквей, студента ведущих канадских университетов, художника-творца, инициатора Закона о многокультурном обществе.

Интересен для анализа и изучения вопрос о консолидации украинской общественности в Канаде. В 1927 г. был создан Союз Украинцев-Самостийников, основанный на базе интеллигентских групп, черпающих свои идеи из галицийского радикализма как синтеза антипольских и антироссийских настроений и идей аграрного социализма. Все это сочеталось с идеями либерализма, католической, греко-католической и православной идеологии. Почти одновременно возникает Украинский Воинский Союз, Организация Украинских националистов. Украинское Национальное Объединение возникает в 1932 в Эдмонтоне как результат неудачных попыток объединения СУС и ОУН. После чехословацкого кризиса 1938 г. формируется Комитет Украинцев Канады. Гитлер предоставляет полумиллиону украинцев Прикарпатской Руси в Чехословакии автономию, и она переименовывается в Карпатскую Украину. Для украинских националистов это маленькое государство кажется маленьким первым шагом для объединения всех украинских земель. Но начало второй мировой войны сделало Канаду и СССР союзниками, и СУС и УНО сразу же начинают демонстрировать свой канадский патриотизм.

Мне удалось использовать также и другие источники, например, данные Национального Совета Канады по Кинематографии. Украино-канадский режиссер Юрий Люховой в часовом документальном фильме «У свободы была цена» рассказывает о малоизвестной истории тех украинских иммигрантов, которых канадское правительство, когда разразилась первая мировая война, объявило «союзниками врага», что обернулось для них дискриминационными и репрессивными мерами на последующие шесть лет.

С 1914 по 1920 год около 80 000 украинских иммигрантов были принудительно зарегистрированы в качестве «союзников врага» и были обязаны регулярно докладывать о себе полиции и повсюду носить с собой официальные удостоверения личности. Судьба примерно 5000 их соотечественников была еще суровее - их заключили в лагеря для интернированных. Обращение было жестоким, условия - тяжелыми. Одни умерли в лагерях, многие заболели или получили увечья, некоторых убили охранники при попытке к бегству.

При помощи архивных документов, старинных фотографий, свидетельств тех, кто остался в живых, и комментариев таких выдающихся канадских историков, как Десмонд Мортон и Донэл Эйвери, обладатель кинематографических призов режиссер Юрий Люховый распутал события по-человечески потрясающей страницы канадской истории, которая почти уже стерлась из общественного сознания. Данная информация распространяется Национальным Советом Канады по Кинематографии.

Канада во всех отношениях представляет собой страну, опыт которой очень важен для тех ситуаций, когда управленцу приходится действовать в полинациональной среде. Исторически страна всегда была расположена очень близко к США и испытывала влияние со стороны последней, но, в то же время, сумела сохранить черты своей самобытности. Американская философия жизни основывается на концепции индивидуальной свободы, американцы верят в единый народ, несмотря на массу языковых, расовых и культурных различий в том материале, который вливается в "единый котел". Упор делается на универсальность экономики, в которой могут эффективно проявлять себя лишь индивидуалы, а не национальные общины.

Канада - полная противоположность политике Америки. Американцы не любят термина «мультикультурализм», поскольку он - полная противоположность их усилиям на быструю ассимиляцию и интеграцию национальных общин. В то же время американцы постоянно сталкиваются с проблемой афроамериканцев и проблемой «латинос», которых невозможно «проглотить» ни экономически, ни через механизм культуры. «Латинос» сами кого хочешь «проглотят». По оценке ЮНЕСКО, именно канадская «салатная тарелка» будет являться образцом для остального мира. И в эту модель множественности культур внесли основной вклад именно украино-канадцы.

Библиографический список:

1. Charles Young. The Ukrainian Canadians. Toronto: T.Nelson. 1931; Paul Yuzyk. The Ukrainians in Manitoba: a Social History. Toronto: Univ.of Toronto press, 1963; J.Stechishin. A History of Ukrainien Settlement in Canada/ Saskatoon: Ukrainian Self-Reliance Learge of Canada. 1992.

2. Олег В.Герус. Консолщащя украшськой сустльносп у Канадi // Життэвий досвщ украшщв в Канада Рефлексп (УВАН). Вшншег. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.