6. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.). - Л., 1937.
7. Там же.
8. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII до 60-х гг. XIX вв.). Очерки. - М., 1940.
9. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVIII вв. - М., 1937.
10. Хаптаев П.Т. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. - Улан-Удэ, 1942.
11. История Бурят-Монгольской АССР. Ч. 1. - Улан-Удэ, 1954.
12. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ, 1958.
13. Батуев Б.Б. Буряты в XVII-XVIII вв. - Улан-Удэ, 1976.
14. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурятский этнос: трудный путь истории и нерешенные задачи. - Улан-Удэ, 2008.
15. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия XVII-XIX вв. История. - Улан-Удэ, 1999.
Тармаханов Ефрем Егорович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отчества Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6.
Tarmakhanov Efrem Egorovich - doctor of historical science, professor, department of Homeland history, Buryat State Université, Ulan-Ude.
УДК 94(=512.31) «17/18» Т.Е. Санжиева
МИГРАЦИИ БУРЯТ В ПЕРИОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ
Статья посвящена миграции бурят во второй половине XVII — первой половине XVIII в. Рассмотрены направления переселения бурят в связи с появлением русских казачьих отрядов, русских сел, а также гражданской войной в Монголии. Приведены устные источники по этой проблеме, собранные С.П. Балдаевым.
Ключевые слова.'миграция, причины миграции, пути переселения, устные источники.
T.E. Sanzhieva MIGRATION OF BURYATS IN THE PERIOD OF JOINING RUSSIA
The article is devoted to migration of Buryats in the second half of the XVIIth — the first half of the XVIIIth centuries. It considers resettlement trends of Buryats in connection with coming of Russian Cossack troops, construction of Russian villages and settlements, and the civil war in Mongolia. The oral sources on the problem, collected by S.P. Baldaev, are given.
Keywords: migration, reasons of migration, resettlement roots, oral sources.
В историческом дискурсе период присоединения Бурятии к России достаточно изучен. Однако некоторые проблемы требуют более внимательного изучения, в частности миграции бурят. Первая встреча казаков и служилых людей с бурятами носила мирный характер: буряты, жившие в условиях кыштымных отношений, когда слабые подчиняются сильным, без сопротивления отдали ясак. Дальнейшее продвижение русских отрядов было сопряжено с военными столкновениями. Административный проект российского правительства по закреплению новых земель на востоке страны был основан на земледельческом заселении, «не столько вытесняя и истребляя коренное и иммигрировавшее азиатское население, сколько пронизывая его массивы «силовыми линиями» безопасности (линии крепостей, опирающиеся на речные системы) и тем самым стабилизируя общую структуру расселения и мирной хозяйственной деятельности» [1]. Колонизационные потоки усилили подвижность кочевого населения и в значительной степени изменили конфигурацию расселения бурят, создавая чересполосную, комбинированную систему сосуществования различных хозяйственных и культурнобытовых типов.
Данная статья подготовлена на материалах монографии С.П. Балдаева «Родословные предания и легенды. Забайкальские буряты» (Улан-Удэ, 2010), составленной и подготовленной к изданию автором статьи. С.П. Балдаев в ходе многолетних экспедиций по бурятским улусам, опрашивая знатоков старины, собрал значительный материал устной истории, в том числе описание событий XVII-XVIII вв. Информанты по-своему интерпретируют исторические события, характеризуют общую картину и, главное, дают оценку происходящего их участниками. В данном случае потомками бурят, которые получили эти знания из уст предыдущего поколения.
До появления русских, как пишет М.Н. Богданов, «общая картина расселения бурят рисуется в следующем виде. Долины рек Ангары и верхней Лены и о. Ольхон были заселены бурятами, в бассейне р. Ангары жили преимущественно булагаты, в бассейне р. Лены - ихириты, в Забайкалье - хо-ринцы. Резкого территориального деления между бурятскими племенами не было. В бассейне Лены, в северной части нынешнего Верхоленского уезда, жили местами вперемежку с бурятами тунгусы» [2, с. 68]. Со слов ихиритского князца Куржума видно, что общение между бурятами, жившими по ту и другую сторону Байкала, было довольно тесное и живое («легким де ходом ездим на конях в десять ден») [2, с. 80]. Этот ареал расселения указан и в трудах других ученых. Следует обратить внимание на географический фактор расселения - привязку к рекам. «...Вся сила сибирской земли в ее реках, и (тот) кто хозяин рек, тот хозяин и этой земли» [3]. Об этом свидетельствуют и топографические, и этнические названия: селенгинские, баргузинские, кударинские, кудинские, идинские, осинские, джидинские буряты и т.д.
Занимаясь кочевым скотоводством, буряты мигрировали в поисках пастбищ, но были причины, связанные с внутриродовыми и межродовыми отношениями, впрочем, как и другие. «Из бурят рода Бура на р. Кудару первым переселился Боршо Галтаев. Сыну его Борхону было всего три года. Боршо жил прежде со своими сородичами на реке Куде в Галтайском улусе. В засушливые годы он переезжал на реку Кудару со своим скотом, место ему нравилось. .Видя хорошую и сытную жизнь, он решил переехать сюда на постоянное жительство. Боршо уговорил перекочевать и своих родственников, рассказав им, что Кудара - место, богатое травой, лесом, зверем и рыбой. Родственники согласились. Летом они приехали в Кудару и построили себе черные избы - Ьайтар, зимой же, когда встал Байкал, они навьючили лошадей и коров домашним скарбом и перевезли по льду в Кудару, где и поселились навсегда» [4, с. 207]. В поисках пастбищ разделился самый многочисленный род булагатов - Готольский, когда часть людей 2-го Готольского рода ушла в Аларь, а оттуда небольшая группа ушла в Забайкалье и расселилась в Селенгинской долине, сформировав Бумал-Готольский род.
Информанты С.П. Балдаева сообщили, что, по преданию, бытующему среди народа, баргузинские буряты прибыли с рек Лена и Куда, с северного берега Байкала и острова Ольхон. Они перекочевали вследствие вражды между родами. Особенно славился Сэгэнутский род, который был многочисленным и очень воинственным. Буряты Сэгэнутова рода имели много батаров, мэргэнов и силачей (бу-хэ), которые разъезжали по разным местам и грабили людей [4, с. 55].
Крупные переселения бурят были отмечены во второй половине XVII - первой половине XVIII в. Массовая миграция бурят с запада на восток, из Предбайкалья в Забайкалье и на юг в Монголию, вызванная русской экспансией, проходила в 1650-1670-е гг. В опубликованных устных источниках отмечена миграция эхиритов, относительно булагатов такие сведения пока не обнаружены. В первое время буряты мигрировали со своих мест из-за военной угрозы: «Многие буряты, побросав имущество, оставив скот свой, бежали без оглядки. Некоторые из них задерживались на северном берегу Байкала, на острове Ольхон, когда дошли слухи, что завоеватели идут по их следам, то перебрались по льду через Байкал и селились в Кударе, на Селенге или уходили в Баргузин» [4, с. 206].
Движение русских отрядов шло главным образом с севера по р. Лене, с Якутского края, который был освоен раньше. С верховьев реки Лены буряты уходили с насиженных мест на Ольхон, когда и здесь становилось опасно, они двигались по льду Байкала в Кудару, а также к полуострову Святой Нос (Хилман хушуун), оттуда шли к устью р. Баргузин и расселялись в долине реки. По преданиям, в долину Баргузина первыми переселились буряты из родов Хэнгэлдэр, позже пришли люди из Абазае-ва, Бурова, Баендаева, Шоноева родов. Потомки хэнгэлдэра жили на р. Манзурка (приток р. Лены. -Т.С.). «Внук Ьэнгэлдэра ХоргооЬон испугался и ушел с семьей к Байкалу и поселился на берегу Малого моря1. Поскольку с Лены приходили тревожные слухи: пришедшие люди то там, то здесь разбивали бурятское ополчение, грабили и убивали бурят, отгоняли скот, страшные люди стали селиться поблизости, пахать землю, сеять овощи. ХоргооЬон испугался, собрал свои вещи и направился по льду Байкала на гору Святой Нос. Оттуда он попал на устье Баргузина, поднялся по реке и поселился в местности Топка. С тех пор идет одиннадцатое поколение» [4, с. 56].
На новых местах и в Кударе, и в Баргузинской долине переселенцы были враждебно встречены тунгусами, кочевавшими здесь еще задолго до появления бурят. Поэтому некоторые из Кудары ушли в Баргузинскую долину, другие переселились в долину р. Селенги и р. Иволги, а многим удалось закрепиться здесь. В Баргузинской долине споры с тунгусами за землю с помощью русской админист-
1 Малое море - пролив, отделяющий остров Ольхон от материка.
рации были урегулированы. Когда русские отряды дошли до р. Куцы, то здесь тоже начались миграции бурят в Забайкалье. Так, информант С.П. Балдаева Цэбэг-Доржи Цэрэнов (80 лет, колхоз Красный Оронгой, Буумал-Готольского рода, Иволгинского аймака 18 октября 1955 г.) рассказал: «Из долины р. Куды пришли в Забайкалье Улзэй и Баахан. На их землю напали русские казаки, следуя из Якутска по р. Лене. Они напали на людей Буумал-Готоловского рода, потребовали ясак дорогой пушниной. Буряты не охотились на дорогих зверей, били на мясо диких коз, маралов, сохатых и пр. Буряты им ответили, что они не занимаются специально охотой, редко бьют зверей на мясо. Тогда русские напали на них, убили больше десяти людей из ружей. Бурятам оружие пришельцев было неизвестно, потому оно на них наводило страх. Они отогнали лошадей, коров и овец, также женщин, детей, девушек, стариков и старух. Хозяева животных, мужья и отцы выкупили у русских скот, жен и детей за большую цену. Отобранное русские погнали в свой табор. Захваченный у бурят скот пасли и караулили специальные на это дело поставленные люди.
Улзэй и Баахан навьючили на коней и коров свои манатки, взяли семьи и пошли к морю. Море они перешли по льду и попали в Кудару. Здесь тунгусы прогнали их. Они поднялись вверх по р. Селенге и попали в долину р. Иволги. Здесь жило много перебежчиков с Ангары, Лены и Кудары. Люди рода Буумал-Готол живут сейчас в улусах: Загастайском, Тохойском, Зуйском, Хутэйском и Иволге» [4, с. 147-148].
Следующей причиной миграции стало земельное стеснение. Вместе с казаками и служилыми людьми, которые ставили остроги в Прибайкалье, пришли гулящие, промысловые, торговые люди и крестьяне. Стали появляться русские села Щапово, Косая степь, Усть-Кут, Манзурка, Анга, Бутаково, Задок Куреть и др. Русские переселенцы пахали землю, заводили огороды, поэтому заниматься скотоводством стало сложно. Кроме того, новоселы вводили свои русские обычаи и законы: если корова бурята попадала на их территорию, то ее отбирали или же брали штраф за «потраву». Потрава бурятам была не известна.
«Туулай и Тармай были братьями, жили в местности Хапсал, где сородичи их проживают до сего времени. Улус Хапсал находится на Якутском тракту, в 60 верстах от г. Иркутска. Они переселились вследствие колонизации русскими долины р. Куды, образовав села Хомутовское, Оекское, Хомой-ское и др. Скоту пастись стало негде, братья Туулай и Тармай переселились в Забайкалье, где было мало населения» - со слов Чойжа-Нимы Жамцаранова (62 г., улус Харгана, Буинова рода Иволгинского аймака, 26 июля 1971 г.) [4, с. 143]
По словам сказителей и знатоков старины, в Кударе расселились буряты родов: Галзут, Абазаев-ский 1 род, Абазаевский 2 род, Шоноев 1 Хамнай, Шоноев 2, Балтай - поколение Хэнгэлдэрова рода, Хайтал, Сэгэнут и Олзонов. В Баргузинскую долину переселились представители 11 родов: Баяндай, Галзут, Хэнгэлдэр, Екуй, Хонхоевский (Хонхо ураг), Шоно, Сэгэнут, Эмхэнут, Алагуй, Ашаабагат и Хурамша. По официальным данным, в Баргузине проживали буряты 8 родов: Буров, Шоноев, Баян-даев, Хэнгэлдэр 1, Хэнгэлдэр 2, Галзут, Хурумша и Сборный. Буряты уходили семьями, поэтому у всех оставались на старой родине родственники, с которыми они не утратили связи: навещали их и первое время проводили родовые обряды на старых местах.
Гражданская война в Монголии направила поток переселенцев с юга на север, в пределы России. По словам информантов С.П. Балдаева, начало этого движения датируется 1690-ми гг. Большинство населения южных районов Бурятии являются выходцами из Халхи. Вследствие междоусобной войны халхасских князей, а также во время нашествия Галдана Джунгарского на Халху население стало покидать Внешнюю Монголию (Халха Монгол) и уходить во Внутреннюю Монголию (Дотор или Убэр Монгол) и Прибайкалье (Хойто Монгол). В пределы России ушли кочевники из 1, 2, 3-го Табангут-ского, Онгодского, Бататского, Тайшатского, Сальджутский, Атагановский, Харчинский, Абадский, Хатигинский, Хэрдэкский, Онгодский, Урянхайский, Сонгольский, Хачинский, Харчинский, Ухин-ский родов.
Люди бежали и селились на реках Селенга и Иркут, поскольку оттуда приходили слухи, что там живут «без всякой власти, свободно, а местность очень богата пастбищами, зверями и рыбой». Тогда как в Халхе шла «страшная война. Реки и озера были запружены трупами людей, негде было переходить реку. Переходили реку по трупам людей» [4, с. 98]. «В то время в Халхе нельзя было ходить вооруженным. Вооруженных людей принимали за недовольных жизнью, судили, убивали или отсекали большой палец, чтобы не ходил с луком и стрелами. В это грозное время в Халхе в княжестве Тушету хана жил некто Шулэ из табангутского рода - охотник, нередко ездивший в отдаленные места охотиться. Так он много раз попадал в пределы бассейна рек Джиды и Чикой. Здесь охота была
удачной, видя это, сородичи просились с ним на охоту. На новом месте род табангутов размножился и расселился по долинам и ложбинам пустопорожних степей бассейна Джиды и Чикоя. С тех пор та-бангуты живут в данной местности. Монгольские феодалы пытались много раз вернуть своих аратов, но это не удалось, так как батары отражали их попытки» [4, с. 82].
«По преданию, Хачинов род пришел из Дотор Монгол. Люди Хачинова рода были подданными Барга Батара. Галдан разбил монголов и население обложил тяжелым налогом. Скот отбирали, сыновей брали в армию. Народ обеднел и нечего стало кушать. Хачиновцы решили бежать в Хойто Монгол. Они собрались ночью, руководил ими Хамхаал Хачинов. Пошли на восток, беглецов нагнали недалеко от г. Кяхты, произошла небольшая стычка, беглецы были разбиты и возвращены обратно в Монголию. А Хамхаал Хачинов спрятался в лесу со своей семьей. Когда погоня скрылась, Хамхаал вышел из своей засады, нагрузил свой скудный домашний скарб на черную корову и поехал в Хойто Монгол. Он поселился на устье р. Иволги, а потом переселился в местность Иро, где и сейчас живут его потомки. Часто монголы приходили в поисках беглеца, но хитрый и умный Хамхаал скрывался от них в лесах и болотах» [4, с. 99]. В большинстве рассказов говорится: «Люди стали голодать, питаться сараной и разными корнеплодами, поэтому решили бежать в Хойто Монгол. Собрались и пошли прямо на восток. Спустились потом по долине реки Селенги. Тогда здесь никого не было. Местность была богата пастбищами и дичью. Беглецы на новом месте зажили хорошо и стали уже забывать свои страдания». Люди Хангинского рода пришли из Внутреннней Монголии во времена каких-то войн (рассказчик не знал). «Приехали хангинцы верхом, оседлав седло задом наперед, также шапки надели и халаты» [4, с. 87]. Некоторые роды, например Тайшатский, распались, представители рода разошлись в разные стороны. Во Внутренней Монголии у них жили родственники, поэтому одни ушли во Внутреннюю Монголию, другие - в Хойто Монгол. По приезде на Селенгу они долго бродили, не находя свободного места для поселения, поэтому одни ушли на Аларь, другие остались на Селенге.
О миграции хонгодоров из Монголии существуют разные мнения. Так, Г.Н. Румянцев, опираясь на русские документы, предположил, что первая группа хонгодоров мигрировала на места нынешнего обитания в Аларском районе Иркутской области, Закаменском и Тункинском районах Бурятии в начале XVII в., а вторая группа - во время войн ойратского Галдан Бошокту-хана в конце столетия [5, с. 93]. Г.Д. Санжеев, Е.В. Павлов считали хонгодоров выходцами из Северо-Западной Монголии (не из Халхи). Более точные сведения о месте прежнего расселения хонгодоров дает Тапхаальжан Да-шиевич Торбогоев (73 г., улус Уляборский Толтойского сомона Тункинского аймака БМАССР,
18.08.1937 г.): «Хонгодоровский род пришел из Барги. Он входил в число 49 хошунов Барги. Причиной переезда послужило то, что китайцы и монголы притесняли бурят, облагая непосильным албаном и заставляли нести государственные повинности. Хонгодоровцы переселились в долину реки Ангары в Тайтурские степи, здесь стоит теперь село Тайтурка. Когда они жили в Тайтурке, то пришли русские казаки и обложили ясаком «Ьара уЬар ба харжа хэрмэн». Хонгодоры, испугавшись дани и лихоимства казаков, ушли обратно в Монголию. Там началась война Галдана с Сайн ноен ханом. Монголы обложили их албаном и заставили отдать сыновей и лошадей для армии. Из-за этого хонгодоры ушли в долину р. Иркут и поселились в Тунке. Это произошло в поколение Ашхая Хонгодорова» [4, с. 291].
По словам знатоков старины А. Хуваракова (улус Тагархай), Майсана Алсыева (ул. Жемчуг), Н.П. Петухова (ул. Харбяты), предки тункинских бурят вышли из Халхи во время войн Галдан Бо-шогто хана, который вел усиленную борьбу за объединение всей Монголии под его рукой. Уходили в разное время. По преданию, Хонгодоровский род бежал от непосильного налога, установленного Галданом Бошогто ханом. Многие тогда бежали в Хойто буумал или Хойто монгол, который тогда принадлежал государству Северного белого хана (Арын Саган хаан). «В долину Иркута первым прибыл Морьто или Мурьтэ. При ставке Тушету хана он занимал должность тушэмэла. Он совершил какое-то преступление, за что был ослеплен. Старшего сына звали Ашхай, он собрал своих братьев и отца и перекочевал в долину Иркута. Они поселились недалеко от нынешнего Жымигитского улуса. Но монголы часто нападали на местных жителей, поэтому он перекочевал в долину реки Алари и Ки-тоя. Потомки до сих пор живут там, и их называют Ашхай хонгодор» [4, с. 286].
Так, часть хонгодоров пришла из Монголии во время война Галдана Бошогто хана с Сайн ханом Халхасским в долину р. Иркут, некоторые из них, боясь монголов, ушли дальше в Китой и Аларь. «.бурят-монголов племени Хонгодор наберется 10 000 дворов» - сообщил Иван Александрович Пятницкий (Хувараков) (74 г., улус Тагархайский, Хонгодоровского рода, 18.08.1937 г.) Эти сведения подтверждает Пагбан Армаев (78 лет, улус Ундэр УшееЬэн, б. Коймарской инородной управы,
14.08.1938 г.): «Хонгодоры забрали свой скарб и поехали. Погоня нагнала их на р. Иркут, народ разбежался, скот достался монголам. Народ кое-как перебрался и расселился по долинам рек Иркут, Ки-той и Аларь» [4, с. 287].
До появления беженцев из Монголии в Тункинской долине кочевали булагаты, их «тоонто» (место поклонения материнскому последу) находится у Тор. Земельное стеснение вынудило их вместе с частью мигрантов, прибывших из Монголии, уйти в Предбайкалье.
Таким образом, Западное Забайкалье первыми заселили беженцы из Предбайкалья, они же здесь вместе с хоринцами встретили русских казаков. Мигранты из Внешней Монголии (Халхи) оказались в Забайкалье позднее, когда была установлена граница. Затем из-за земельного стеснения в Забайкалье и Тункинской долине часть людей ушла в Предбайкалье.
В результате миграционных процессов изменился ареал расселения бурят. Перекочевки в Забайкалье и Предбайкалье происходили и до прихода русских. Впоследствии установление российско-китайской границы, административно-фискальное закрепление автохтонов на определенных землях сделали невозможным переселение бурят. Оказавшись на новых местах, они сохранили хозяйственно-культурный тип, который стал меняться с распространением славянско-православной и буддийской цивилизаций. Начиная с XVIII в. переселения совершались по указу царской администрации, в частности на караульную службу и для освобождения земли для русских переселенцев, когда часть хоринцев перекочевала в Агинские степи.
Литература
1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI-XX века. - М., 2004. - С. 33.
2. Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. 2-е изд. - Улан-Удэ, 2008.
3. Крижанич Ю. Политика. - М., 1999. - С. 176.
4. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды. Забайкальские буряты. - Улан-Удэ, 2010.
5. Мантыков В.М., Санжиева Т.Е., Зориктуев Б.Р., Павлов Е.В. Происхождение и расселение западных бурят. - Улан-Удэ, 2010.
Санжиева Татьяна Ефремовна - доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории и культуры Бурятии Бурятского государственного университета, e-mail: sanj [email protected]
Sanzhieva Tatyana Efremovna — doctor of historical science, professor, head of the department of history and culture of Buryatia, Biryat State University.
УДК 94 (47) (571.54) С.Г. Жамбалова
БУРЯТИЯ В РОССИИ: ТРАНСФОРМАЦИИ В ХОЗЯЙСТВЕ БУРЯТ
В ПЕРИОД XVII - XIX вв.
В статье на длительном диахроническом срезе исследуется процесс трансформации в хозяйстве бурят, скотоводов-кочевников сухих степей Евразии, обусловленный присоединением Бурятии к России. Для создания объективной картины целого ряда экономических инноваций в первую очередь рассмотрено хозяйство бурят в дорусский период, известный отсутствием конкретных сведений. Комплекс различных источников позволил воссоздать в статье состояние хозяйства в общих чертах, достаточных для сравнительного анализа двух этапов развития экономики народа — до присоединения и после, начиная с XVII до конца XIX в.
Ключевые слова: буряты, русские, присоединение, хозяйство, трансформация, инновация, скотоводы-кочевники, земледелие, оседлость.
S.G. Zhambalova BURYATIA IN RUSSIA: TRANSFORMATIONS IN ECONOMY OF BURYATS IN THE PERIOD OF THE 17th- 19TH CENTURIES
In the article the process of transformation in the economy of Buryats — cattle-breeders and nomads of dry steppes of Eurasia caused by the joining Buryatia to Russia is studied within the long diachronic period. To create the objective view of the whole number of economic innovations, first the economy of Buryats in pre-Russian period has been studied, which is known by the lack of concrete evidences. The complex of various sources helped to reconstruct in the arti-