6/2Q11 мвВЕСТНИК
МИГРАНТЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ МОСКВЫ MIGRANTS IN THE ENGINEERING FIELD IN MOSCOW
З.И. Иванова Z.I. Ivanova
ФГБОУ ВПО МГСУ
В строительной отрасли Москвы сосредоточивается значительная часть прибывающих в столицу мигрантов из бывших союзных республик СССР. В основном -это неквалифицированная дешевая рабочая сила, поддающаяся давлению, которая может быть занята только на вспомогательных, физических работах.
In the engineering field of Moscow considerable number of migrants from former republics of the USSR are collected. Mainly its unqualified cheap manpower, that can be busy only with auxiliary physical work.
По числу иммигрантов Россия сегодня вышла на второе место в мире. Первыми в списке идут США, третьей — Германия, четвертой Украина, пятой Франция, шестой Индия, седьмой Саудовская Аравия, восьмой Австралия, девятым Казахстан, десятой Польша. Такая последовательность представлена Всемирным банком в докладе «Миграция и денежные поступления от работающих за границей граждан в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза» [1].
Россия, развивающаяся относительно успешно по сравнению с бывшими союзными республиками СССР, является привлекательным местом для заработков для трудоизбыточного населения из республик Средней Азии, Закавказья, Украины и Молдовы. Особое место в России занимает Москва как крупнейший промышленный, научный, культурный центр, в котором сосредоточены финансовые и интеллектуальные ресурсы. На долю Москвы приходится 7,1% населения России, 20,7% совокупного валового продукта и 17% консолидированного бюджета страны [2]. Среднедушевые доходы в Москве почти в 4 раза выше, чем в среднем по России и в Украине, и в 20 раз больше, чем в Таджикистане. Это позиционирует столичный мегаполис как крупнейший центр миграционного притяжения.
Согласно официальной статистике ФМС в Москве пребывает около четвертой части всех мигрантов, въезжающих в Россию, или каждый второй мигрант, находящийся на территории Центрального федерального округа [3]. Однако, по данным департамента труда и занятости, лишь треть мигрантов, приезжающих в столицу, становились на миграционный учет, остальные работали нелегально.
Больше всего трудовых мигрантов были заняты на рынках (65 тыс.), в строительстве (37 тыс.) и на транспорте (17 тыс.). Однако реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, ЖКХ и других отраслях, а также работающих на дому. Можно предположить, что с учетом нелегальных мигрантов, на столичных стройках были заняты не менее 100 тыс. иностранцев [4].
Введенный некоторое время назад безвизовый режим въезда в Россию для граждан бывших союзных республик в значительной мере спровоцировал избыточные неконтролируемые потоки неквалифицированных рабочих кадров в Москву из Средней Азии, Закавказья и республик Северного Кавказа. Эта категория мигрантов значительно превышает весьма ограниченный контингент мигрантов высокой квалификации из развитых стран, работающих в России по контрактам.
Группа исследователей Факультета государственного управления МГУ в рамках совместного проекта с Университетом штата Аризона при участии и поддержке Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации провела опрос экспертов и руководителей строительных предприятий Москвы на предмет состояния рынка трудовых ресурсов отрасли в московском регионе. Опрошено 20 руководителей строительных организаций с численностью от 5 до 2000 человек и пять экспертов в области рынка труда и трудовых отношений.
80% опрошенных респондентов считает, что в отрасли есть весьма ощутимый дефицит специалистов высокой квалификации: архитекторов, дизайнеров, менеджеров, логистов, инженеров, сметчиков, прорабов. Не хватает и рабочих высокой и средней квалификации: электриков, электросварщиков, крановщиков. При этом существует избыточное предложение неквалифицированного труда. А это в какой-то степени развращает работодателей, стремящихся не закупать дорогостоящую технику или технологии, а использовать широко ручной труд на неквалифицированных работах, при этом получая большую прибыль за счет низкой оплаты согласных на все, бесправных работников из Таджикистана и Узбекистана. Все опрошенные уверены, что в ближайшие пять лет дефицит в квалифицированных кадрах сохранится, сохранится и переизбыток неквалифицированной рабочей силы. Респонденты высказываются за необходимость реформирования и кардинального улучшения системы профессионально-технического образования, системы повышения квалификации и переподготовки строительных кадров, а также совершенствование миграционных законов [5].
Потребность России и, прежде всего, строительной отрасли в высококвалифицированных специалистах, в том числе, руководящего звена, - проблема, требующая срочного решения. Если самым большим спросом у работодателей в 2008 году пользовались строители, то в 2010 - это руководители учреждений. Это говорит о том, что российская экономика испытывает серьезный недостаток в профессиональных руководителях предприятий, архитекторах, - отмечает генеральный директор компании «Финэкспертиза» А. Микаелян [6].
Кафедра политологии и социологии Московского государственного строительного университета провела несколько фокус-групп (групповых интервью) с линейными руководителями строительных организаций Москвы и Московской области. Респондентам были заданы вопросы о том, работают ли в их организации иммигранты, какова их квалификация, есть ли среди них нелегалы, каковы условия труда и социальная защита иностранных рабочих.
Из 38 человек, участвовавших в пяти фокус-группах, 30 ответили, что в их строительных организациях работают иммигранты, 26 респондентов подтвердили, что среди них есть нелегалы. Прежде всего, это работники из Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины. В некоторых организациях берут работников только из различных областей Российской Федерации, так как их проще оформлять и проблем с правоохранительными органами меньше. Другие же предпочитают крайне дешевую рабочую силу из республик Средней Азии. Очень часто нелегалы трудятся без регистрации и
6/2011 мвВЕСТНИК
разрешения на работу, или же им оформляют «липовые» регистрации и разрешения. В таком случае работники оказываются абсолютно бесправными. У них иногда забирают паспорта, «обижают» и «унижают». Русские рабочие, как правило, относятся к своим собратьям из бывших советских республик с пониманием и уважением, высказывают жалость, например, отмечают, что «таджики - очень физически выносливый народ», могут работать от зари до заката, непритязательные, нетребовательные. Только двое из участников фокус-групп отметили, что мигранты «раздражают», «достали своим бескультурьем».
На вопрос о том, «На какого рода работах заняты иммигранты?» все респонденты ответили: «на тяжелых физических», «подсобных» - на укладке кабеля, очистке территории, выемке грунта, бетонных работах, озеленении и благоустройстве территории. Также иммигранты работают в качестве маляров, штукатуров, грузчиков, плотников, сантехников, каменщиков, плиточников. Ответы о качестве выполняемых работ иммигрантами оказались диаметрально противоположными. Наряду с ответом: "Качество отличное» присутствовал ответ: «Качество нулевое». Безусловно, качество зависит от многих факторов, в том числе, и от контроля руководства. При необходимом профессиональном обучении работников-иммигрантов, постоянном контроле, хорошей оплате и качество работ будет улучшаться.
Заработная плата иностранных рабочих составляет в среднем от 15 до 20 тыс. рублей в месяц. Редко она доходит до 30 тыс. Большинство респондентов отмечает, что это слишком низкая оплата за тяжелый физический труд, который длится иногда по 10-14 часов. Все же надо констатировать, что линейных руководителей, указавших, что в их организации заработная плата, выплачиваемая рабочим-мигрантам, на уровне средней, довольно много. Есть даже оценка «достойная, отличная». В основном такие ответы получены от респондентов, работающих в тех организациях, где уважаются права человека, а руководство организации пытается соблюдать принципы социальной справедливости. В целом же мигрантам снижают заработок, иногда даже эту минимальную сумму не выплачивают. Как выражаются респонденты, «кидают», пользуясь их нелегальным положением, незнанием русского языка. Работодатели пользуются и тем, что мигранты готовы довольствоваться меньшей зарплатой, за них не нужно делать перечисления в социальные фонды. Таким образом, нанимая их, работодатели экономят на фондах оплаты труда.
Социальной защиты иммигрантов, тем более, нелегалов, практически нет. Только двое из участников фокус-групп ответили, что мигранты имеют медицинские страховки, но при уточнении оказалось, что это российские граждане.
В случае болезни или получения травм мигранты могут обратиться только в платные клиники. Травматизм - нередкость в строительных организациях. На многих строительных предприятиях техника безопасности не соблюдается, не везде и не всегда проводится инструктаж перед работой, не выдаются каски, рабочая одежда, спецодежда.
Жилищные условия мигрантов-нелегалов, как правило, очень плохие, многие живут непосредственно на стройке, в «бытовках» без удобств. В лучшем случае, они снимают комнату на 10-15 человек.
Итак, опрос выявил достаточно тяжелое положение мигрантов в строительных организациях. Многие из организаций допускают нарушения трудового и миграционного законодательства, широко используют труд нелегальных иностранных рабочих. Некоторые работодатели уклоняются от выполнения установленных нормативными правовыми актами правил регистрации, трудоустройства, профессионального обуче-
ния, допускают проживание нелегальных мигрантов на строительных объектах. Это приводит к снижению антитеррористической защищенности и безопасности строительных объектов, ухудшению качества строительства, к несчастным случаям.
В целях предотвращения нарушений распоряжением первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 17 марта 2006 года № 57-РЗМ «О мерах по предотвращению нелегального использования труда иностранных и иногородних граждан и их проживания на строительных объектах» руководителям строительных организаций города Москвы было предложено не допускать фактов нелегального использования труда иностранных и иногородних граждан и их проживания на строительных объектах [7].
Документ закрепляет право предусматривать в договорах на строительство объектов городского заказа ответственность строительных организаций за допущенные нарушения законодательства при использовании труда мигрантов. За нарушения может быть приостановлено финансирование строительства до устранения недостатков. При непринятии надлежащих мер действие договора может быть прекращено.
Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Управлением по охране строительных объектов Управления вневедомственной охраны при ГУВД города Москвы в случаях выявления в установленном порядке фактов уклонения строительных организаций от выполнения представлений органов внутренних дел об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям в области миграционного законодательства или повторным нарушениям, поручено направлять информацию в Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы и Объединение административно-технических инспекций города Москвы для рассмотрения в установленном порядке вопроса о прекращении производства строительно-монтажных работ и действия ордеров на выполнение подготовительных, земельных и строительных работ.
В целях реализации распоряжения Правительства Москвы от 1 сентября 2003 года (ред. от 16.11.2007) № 1556-РП «О мерах по совершенствованию системы безопасности и охраны объектов строительства городского заказа» принимаются меры, обеспечивающие расторжение договоров с частными охранными предприятиями, не выполнившими условия договоров охраны объектов и допустившими проживание на объектах строительства людей [8].
Распоряжением первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 5 марта 2007 года № 34-РЗМ «О создании Комиссии по организации взаимодействия при осуществлении контроля за использованием труда иностранных и иногородних граждан на строительных объектах города Москвы» при Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы образована Комиссия по организации взаимодействия при осуществлении контроля за использованием труда иностранных и иногородних граждан на строительных объектах города Москвы [9].
Представленный выше список документов, дающих право наказывать нарушителей, внушителен, однако приведенные в статье результаты группового интервью линейных менеджеров строительных организаций Москвы свидетельствуют о том, что нарушения трудовых прав рабочих-мигрантов (чрезмерно продолжительный рабочий день, обман при начислении заработной платы, ограничение передвижения, работа на износ, произвол работодателей) продолжаются и, более того, носят массовый характер. Следовательно, не полагаясь на столичные власти, мигранты должны объединяться и отстаивать свои права.
В 2009 году в России возникла Межрегиональная общественная организация «Профсоюз трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном
6/2011 ВЕСТНИК
хозяйстве и смежных отраслях». Под таким названием профсоюз числится в реестре Управления Федеральной регистрационной службы РФ по городу Москве. Это единственное профобъединение, члены которого не являются гражданами страны, где они работают: для вступления в ячейку достаточно регистрации по месту временного проживания [10].
Самая большая доля вопросов, поступивших в Профсоюз, касается различных аспектов процедуры получения разрешения на работу в Москве и Московской области, включая вопросы постановки на миграционный учет (обращаются как сами иностранные граждане, так и российские работодатели). Данная профсоюзная организация также рассматривает вопросы взаимоотношения иностранцев с правоохранительными органами, в частности, жалобы на действия сотрудников полиции, жалобы на миграционную службу, вопросы, связанные с заработной платой, восстановлением или обменом документов.
Так, за март-апрель 2011 года на «горячую линию» Профсоюза трудящихся- мигрантов поступило более 3000 звонков. Обратившимся даны консультации и оказана юридическая помощь. Консультации проводятся на русском, узбекском, киргизском, таджикском языках и осуществляются по телефону («горячей линии»), электронной почте, а также предоставляются лично в офисе Профсоюза трудящихся-мигрантов.
Анализ обращений трудовых мигрантов в Профсоюз показывает чрезвычайно низкий уровень правосознания и правозащитного поведения мигрантов. Только единицы, столкнувшись с нарушением своих прав, пытались их отстаивать. Чаще рабочие обращаются лишь к своему непосредственному руководителю (бригадиру, прорабу, начальнику участка).
Поскольку мигранты-нелегалы находятся в рамках «теневой экономики» (как минимум 2/3 мигрантской занятости находится в "серой" зоне; менее 20% трудовых мигрантов, обратившихся в Профсоюз трудящихся мигрантов, имеют письменный контракт с работодателем; 80% заявителей получали зарплату, так называемым "черным налом), они изначально находятся вне правового экономического пространства. Обретение легального статуса в России может дать мигранту такие же права, как и у российского гражданина, По крайней мере, он сможет обратиться в Профсоюз трудящихся-мигрантов, прокуратуру или суд с жалобой на нарушение своих прав и отстаивать их.
Исходя из сложившейся ситуации, Федеральная миграционная служба России (ФМС) выступила с предложением об отмене квот при привлечении трудовых мигрантов. Организацией "Опора Дружбы" совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами по итогам масштабного исследования миграционных проблем в России разработан Проект «Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года». Проект определяет стратегический курс, приоритетные направления, цели, принципы, основные задачи, направления деятельности и механизмы государственного регулирования миграционных потоков на период до 2025 г. Согласно новой концепции, иностранцы, желающие получить работу и регистрацию в России, будут оцениваться по балльной шкале. Критериями для отбора мигрантов должны стать возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации, знание русского языка [11].
Отношение властных органов, общественных деятелей, ученых-специалистов к отмене квот неоднозначное. Высказываются опасения, что снятие квот может привести к открытию всех миграционных шлюзов, росту преступности, дальнейшей стагнации российской экономики за счет использования примитивных форм первобытного
труда. Следовательно, диаметрально противоположное предложение - сократить квоты, усилить контроль за их соблюдением, перекрыть каналы нелегальной миграции, а проблему недостатка трудовых ресурсов России решить за счет выноса отдельных производств за пределы России, в республики Средней Азии, Закавказья и Молдовы. Строительное производство вынести за границы России невозможно, поэтому необходимо решение существующих проблем за счет совершенствования правовой базы и работы всех служб, связанных с миграцией и трудоустройством.
Литература:
1. Москва и мигранты: нужны ли они друг другу? 8 сентября 2011 года. Режим доступа: http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=9186.
2. Седлов А. Оценка потребностей городского хозяйства в иностранной рабочей силе. //Человек и Труд", 2010, № 2, г. Режим доступа: http://www.chelt.ru/2010/2-10/sedlov.2-10.html
3. Кубышкин А. Границы России для трудовых мигрантов открыты, и их численность в Москве стабильно высокая. Режим доступа:
http://www.vacansia.ru/info/andrei kubyshkin granicy rossii dlja trudovyh migrantov otkryty i ih chislennost v moskve stabilno vysokaja.html.
4. Таблицы миграционного прироста населения. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2011/0451/biblio04.php.
5. Квашонкин А., Кочнева К. Трудовые ресурсы строительной отрасли Московского региона. Проблемы и перспективы. Режим доступа: / http://ristr.spa.msu.ru/research/building.php
6. Родина О. Модернизация - нужна ли России иностранная рабочая сила? Режим доступа: http://www.gosrf.ru/news/top/13368.
7. Распоряжение первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 17.03.2006 № 57-РЗМ "О мерах по предотвращению нелегального использования труда иностранных и иногородних граждан и их проживания на строительных объектах". Режим доступа: http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=23229.
8. Распоряжение Правительства Москвы от 01.09.2003 № 1556-РП
(ред. от 16.11.2007) "О мерах по совершенствованию системы безопасности и охраны объектов строительства городского заказа". Режим доступа: http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=9955.
9. Распоряжение первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 05.03.2007 № 34-РЗМ "О создании комиссии по организации взаимодействия при осуществлении контроля за использованием труда иностранных и иногородних граждан на строительных объектах города Москвы". Режим доступа: http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=15641.
10. Профсоюз трудящихся-мигрантов. Режим доступа: http://www.profmigr.com/
11. Проект Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/17831.
Literature:
1. Moskva i migranty: nuzhny li oni drug drugu? 8 sentjabija 2011 goda. http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=9186.
2. Sedlov A. Ocenka potrebnostej gorodskogo hozjajstva v inostrannoj rabochej sile. //Chelovek i Trud", 2010, № 2. http://www.chelt.ru/2010/2-10/sedlov.2-10.html.
3. Kubyshkin A. Granicy Rossii dlja trudovyh migrantov otkryty, i ih chislennost' v Moskve sta-bil'no vysokaja.
http://www.vacansia.ru/info/andrei_kubyshkin_granicy_rossii_dlia_trudovyh_migrantov_otkryty_i_ih_ chislennost v moskve stabilno vysokaja.html.
4. Tablicy migracionnogo prirosta naselenija: http://demoscope.ru/weekly/2011/0451/biblio04.php
6/2П11 ВЕСТНИК _6/2011_МГСУ
5. Kvashonkin A., Kochneva K. Trudovye resursy stroitel'noi otrasli Moskovskogo regiona. Problemy i perspektivy. http://ristr.spa.msu.ru/research/building.php.
6 Rodina O. Modernizacija - nuzhna li Rossii inostrannaja rabochaja sila? http://www.gosrf.ru/news/top/13368.
7. Rasporjazhenie pervogo zamestitelja Mjera v Pravitel'stve Moskvy ot 17.03.2006 № 57-RZM "O merah po predotvraweniju nelegal'nogo ispol'zovanija truda inostrannyh i inogorodnih grazhdan i ih prozhivanija na stroitel'nyh ob#ektah". http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=23229
8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Moskvy ot 01.09.2003 № 1556-RP
(red. ot 16.11.2007) "O merah po sovershenstvovaniju sistemy bezopasnosti i ohrany ob#ektov stroitel'stva gorodskogo zakaza". http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=9955
9. Rasporjazhenie pervogo zamestitelja Mjera v Pravitel'stve Moskvy ot 05.03.2007 № 34-RZM "O sozdanii komissii po organizacii vzaimodejstvija pri osuwestvlenii kontrolja za ispol'zovaniem truda inostrannyh i inogorodnih grazhdan na stroitel'nyh ob#ektah goroda Moskvy". http://www.moscowlaws.ru/index.php?ds=15641
10. Profsojuz trudjashchihsja-migrantov. http://www.ialm.ru/pages/id344.html, http://www.profmigr.com/
11. Proekt Kontseptsii gosudarstvennoj migratsionnoj politiki RF na period do 2025 g/ http://www.gosbook.ru/node/17831.
Ключевые слова: трудовая миграция, иммигранты, мигранты-нелегалы, дешевая рабочая сила, квотирование трудовой миграции
Key words: labour migration, immigrants, illegal migrants, cheap workforce, establishment of quotas for labour migration.
129337, Москва, Ярославское ш., 26, МГСУ, тел./факс: (499) 780-48-35, (499) 183-75-38, e-mail: ivanovazi@mail.ru.
Рецензент: Кузнецова Татьяна Викторовна, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры эстетики МГСУ им. М.В. Ломоносова.