УДК 314.748 Анастасия НЕВСКАЯ
МИГРАНТЫ ИЗ РОССИИ В СТРАНАХ ЕС
Аннотация. Статистика зарегистрировала резкий рост миграционных настроений среди россиян - представителей среднего класса и даже "синих воротничков" в течение 2014 г. В исследовании даётся анализ мотивов эмиграции лиц, выбирающих в качестве нового места жительства страны ЕС, выделяются наиболее опасные для нашей страны тенденции в миграционных процессах между Россией и ЕС и представляются рекомендации по их предотвращению или нейтрализации.
В статье приводится классификация групп эмигрантов - граждан России, выезжающих в страны ЕС, Норвегию и Швейцарию; их распределение по странам региона; рассматриваются мотивы эмиграции и модели поведения отдельных граждан и российских общин в принимающих странах. Более подробно эти данные рассматриваются на примере Нидерландов.
Ключевые слова: отношения Россия - ЕС, миграция, "утечка умов", корпоративная миграция, миграционная политика, диаспора, беженцы, соотечественники.
В течение последних 25 лет Россия была и остаётся одним из крупнейших миграционных узлов Евразии, магнитом для мигрантов из соседних государств и одновременно источником миграционных потоков в страны Запада. Этот феномен естественен в силу географических, исторических, этнокультурных причин, поэтому Россия интересовала политиков из разных стран, занимающихся вопросами миграции, исследователей и журналистов в основном как страна транзитная, аккумулирующая и перераспределяющая огромные потоки людей из разных государств. В этой связи гражданам нашей страны, переехавшим в страны Европы, уделялось гораздо меньше внимания ввиду их немногочисленности (относительно представителей всех остальных национальностей, проезжающих через нашу страну) и "незаметности" их диаспор в странах пребывания.
Страновое распределение российских мигрантов
Вопреки распространенному стереотипу страны ЕС1 в последние годы не были приоритетным направлением для мигрантов из России, более того, их доля среди основных направлений миграции уменьшалась, отдавая всё большее преимущество странам СНГ. Это можно увидеть из статистических данных (см. Таблицу 1).
1 В нашем исследовании помимо стран ЕС будут рассматриваться также Швейцария и Норвегия как наиболее близкие к членам ЕС по уровню развития и законодательной среде.
© Невская Анастасия Алексеевна - младший научный сотрудник, аспирант ИМЭМО РАН.
Адрес: Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420155968
Таблица 1. Эмиграция из России по категориям стран назначения (чел.)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 69798 54061 47013 39508 32458 33578 36774 122751 186382
В страны СНГ 35418 34669 30726 25542 20326 21206 22568 95572 147853
Доля от общего числа, % 51 64 65 65 63 63 61 78 79
В страны ЕС 24592 11578 9964 8314 6935 6830 7448 8188 8823
Доля от общего числа, % 35 21 21 21 21 20 20 7 5
В США 4040 3109 2108 1722 1440 1461 1422 1561 1485
Доля от общего числа, % 6 6 4 4 4 4 4 1 1
(Источник: Федеральная служба государственной статистики)
Бросается в глаза резкий скачок числа эмигрировавших в 2012 г. - ряд СМИ сочли возможным назвать это явление "новой волной эмиграции". Однако при более детальном изучении ситуации оказывается, что этот скачок связан лишь с новой системой подсчёта эмигрантов, введённой Росстатом с 2012 г.: в числе эмигрировавших стали считать и тех, кто пребывал в России определённое время на законных основаниях, а потом уехал из страны. Есть основания полагать, что именно с этим связан и рост доли эмигрировавших в страны СНГ с соответствующим уменьшением долей ЕС и США. Таким образом, число и доля реально эмигрировавших в эти страны россиян в последние два года оставались в рамках общих тенденций.
Другой особенностью статистики эмигрировавших является учёт только уведомивших миграционные органы о снятии с регистрации. Большинство же уезжающих никак не даёт об этом знать, и оценить реальный масштаб процесса очень сложно.
Внутри ЕС ситуация с российскими мигрантами неоднородная (см. Таблицу 2). По общему их числу резко выделяется Германия - число наших бывших соотечественников в этой стране на порядки больше, чем в других странах ЕС с сопоставимым населением - например, во Франции их в 20 раз меньше. Связано это явление в первую очередь с причинами исторического характера, а также с активной политикой Германии по возвращению соотечественников.
Нельзя не отметить и крупные диаспоры наших соотечественников в странах Восточной Европы: Болгарии, Польше, приграничной Финляндии, а также странах Балтии, которые особенно резко выделяются на общем фоне. Показательна и высокая доля россиян среди мигрантов в этих странах - особенно ярко этот феномен выражен в Эстонии. Столь большие цифры там обусловлены известными историческими причинами, а также дискриминационной политикой Эстонии в области гражданства по отношению к русскоязычному населению, проживающему в этой стране. Сегодня сколько-нибудь значительного потока мигрантов из России в страны Прибалтики не наблюдается1. Об этом же свидетельствуют и данные Росстата,
1 Среди этих государств в качестве исключения можно выделить Латвию - русскоязычное население не только осталось здесь с советских времён, но продолжает и по сей день активно переезжать в эту страну благодаря её особой политике по предоставлению вида на
согласно которым миграционный прирост из нашей страны для большинства стран ЕС в 2013 г. был отрицательным.
Таблица 2. Распределение мигрантов из России по странам ЕС, Швейцарии и Норвегии в 2012 году и их доля в общем числе мигрантов.
Государство Количество мигрантов из России, тыс. чел. Доля от общего числа мигрантов, %
Из всех стран мира, включая ЕС Из всех стран, кроме членов ЕС
Германия 1000 10 15
Эстония 159 80 86
Латвия 147 53 58
Италия 81 1 2
Финляндия 68 24 38
Испания 66 1 2
Литва 62 44 50
Франция 48 1 1
Великобритания 46 1 1
Польша 41 6 10
Нидерланды 40 2 3
Чехия 33 9 14
Австрия 28 2 4
Болгария 20 21 34
Швейцария 19 1 22
Швеция 18 1 18
Норвегия 17 3 5
Греция 16 1 2
Кипр 15 7 17
Бельгия 14 1 2
Румыния 7 4 6
Дания 6 1 2
Ирландия 6 1 2
Португалия 6 1 1
Венгрия 5 1 4
Словакия 2 1 8
Мальта 1 3 5
Люксембург 1 0 2
Словения 1 0 0
(Источник: Eurostat; Migration Policy Institute)
Не секрет, что с образованием Европейского Союза и введением общего пространства для беспрепятственного передвижения рабочей силы миграция между странами - членами ЕС, а особенно между участниками Шенгенского соглашения, возросла многократно1. В этой связи логично ввести дополнительный показатель для
жительство иностранным инвесторам, ориентированной в первую очередь на наших соотечественников .
1 Следует помнить, что абсолютно беспрепятственное передвижение рабочей силы в рамках ЕС - пока вопрос отдалённой перспективы, и на деле у этого процесса существует масса препятствий разного рода. Подробнее об этом см., например, [Кузнецов, 2013].
выявления доли россиян среди остальных мигрантов в странах ЕС из всех стран мира, кроме членов ЕС. Таким образом, сравнение происходит на равных и можно увидеть истинную степень присутствия наших соотечественников в той или иной стране.
Статистика показывает, что эти уровни в ряде стран в действительности непропорциональны. Так, в Швейцарии и Швеции россияне среди всех мигрантов составляют лишь 1%, однако среди приехавших из государств вне ЕС их доля равна уже 18 и 22%. На Кипре соответствующие цифры составляют 7 и 17%. Из этих данных хорошо видно, что если в Швеции, Финляндии и некоторых других странах уровень иммиграции из других стран ЕС достаточно высок, то для Балтии основная масса переселенцев приходится на наших бывших соотечественники и граждан третьих стран вне ЕС (на практике большинство из них - выходцы из государств бывшего СССР).
Таким образом, можно выделить несколько групп стран ЕС, в которых число российских мигрантов особенно велико:
- страны с наилучшей экономической ситуацией, стабильной обстановкой и относительно простыми правилами оформления мигрантов (Германия, Нидерланды, Финляндия);
- страны с удобным географическим положением и/или имеющие близкую культурную среду (Болгария, Чехия, Финляндия);
- страны с льготным финансовым регулированием и, как следствие, обширными связями с российским бизнесом (Кипр, Нидерланды, Швейцария);
- страны с большим количеством российских соотечественников, проживающих на их территории давно в силу исторических причин (страны Балтии).
Статус российских мигрантов в ЕС
Что касается регулирования миграционных потоков между нашей страной и Европейским Союзом, то эта область до недавнего времени была одним из основных камней преткновения в политическом диалоге сторон (с началом конфликта на Украине этот вопрос, как и многие другие, потерял актуальность ввиду сворачивания самого политического диалога).
На сегодняшний момент статус российских мигрантов в странах ЕС определяют документы, регулирующие права мигрантов "из третьих стран" (таким термином в ЕС называют все страны, не входящие в Союз). Основным из таких документом является Директива 2011/98/EU, определяющая общие правила въезда мигрантов из третьих стран на территорию любой страны-члена ЕС. Мигранты подразделяются на несколько категорий, в соответствии с которыми определяется их правовой статус, условия работы и передвижения по территории ЕС:
- постоянно проживающие в стране-члене ЕС (директива 2003/109/EC);
- обладатели Голубой карты в одной из стран ЕС для трудоустройства на высококвалифицированную работу (директива 2009/50/EC);
- исследователи (директива 2005/71/EC);
- студенты (директива 2004/114/EC);
- "объявленные работники" (posted workers), т.е. те, чей работодатель объявил об их трудоустройстве в одной из стран ЕС (директива 96/71/EC);
- сезонные работники (директива 2014/36/EU);
- работники, прибывшие в страну ЕС в рамках внутрикорпоративного трансферта (директива 2014/66/EU).
До сих пор действуют некоторые директивы, определяющие права членов семей мигрантов (например, 77/486/EEC, касающаяся порядка получения образования детьми мигрантов).
Определённый перелом в миграционной политике ЕС произошёл в 2011 г., когда на официальном уровне было признано, что в большинстве стран-членов наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов трудоспособного возраста, и кризис этот носит структурный характер. В качестве одной из мер по привлечению такого рода специалистов стала разработка более простых правил доступа в страны ЕС студентов и исследователей.
Основным содержанием всего массива миграционного законодательства ЕС является фильтрация мигрантов по принципу уровня их образования и квалификации и соответствующая градация комфортности условий для их въезда и пребывания на территории ЕС.
Кроме того, необходимо отметить, что во всех документах, заключенных между ЕС и третьей страной в сфере миграции, просматривается одностороннее стремление ЕС оказывать влияние на внутреннюю политику государства-партнёра. Так, при заключении соглашения о Партнёрстве для мобильности Еврокомиссия настаивает на том, чтобы третья страна-участник соглашения улучшила свои внутренние социально-экономические условия, усилила контроль над нелегальной миграцией и т.п. [Пасякина, 2011: 99-100].
В рамках двусторонних отношений Россия - ЕС вопрос регулирования миграционных потоков всегда был среди основных [Биссон, 2014]. На сегодняшний момент между сторонами существует соглашение о реадмиссии 2007/341/ЕС, вступившее в силу одновременно с введением упрощенного режима выдачи виз некоторым категориям российских граждан. Соглашение касается мигрантов, въехавших или проживающих в одной из стран ЕС на незаконных основаниях либо с истекшим сроком действия документов, разрешающих пребывание в стране. Однако направлено соглашение не столько на граждан России, сколько на транзитных мигрантов. Их аффилиация с Россией выявляется по следующим показателям:
- если задержанный имеет визу, выданную Россией;
- если он имеет вид на жительство в России;
- если он въехал на территорию ЕС непосредственно с российской территории.
Таким образом, правовая система ЕС достаточно жёстко отфильтровывает миграционные потоки из нашей страны: въехать для долговременного проживания на легальных основаниях имеют шансы только высококвалифицированные профессионалы, исследователи, студенты, обучающиеся востребованным специальностям, а также лица, уже получившие предложения о работе. Попавшие же в страны ЕС нелегальными путями работники с низкой квалификацией имеют высокий шанс быть депортированными обратно в Россию.
Среди возможностей по преодолению этих жёстких рамок россиянами чаще всего используется наиболее популярный официальный мотив для миграции - воссоединение семей. За ним нередко стоит желание трудоустроиться на работу, не требующую высокой квалификации.
Структура и состав российской диаспоры в ЕС
Есть все основания полагать, что описанная выше правовая система ЕС по фильтрации мигрантов исправно работает в отношении нашей страны.
По неофициальным данным опросов "Левада-центра", доля людей с высшим образованием среди выезжающих из России на ПМЖ в страны Европы и США втрое выше, чем в среднем по России. При этом в страны СНГ, на которые приходится порядка 70% всех эмигрантов, в основном едут люди невысокой квалификации, а в страны ЕС, США и ряд других государств ОЭСР направляется основной потом высокообразованных российских специалистов. Так, по некоторым данным
[MPC Migration..., 2013], процент людей с высшим образованием среди российских эмигрантов в ЕС составляет 70%.
Весьма тревожным выглядит тот факт, что большинство работников научной сферы, переехавших в ЕС, основным фактором, мотивировавшим их эмигрировать, назвали "выталкивающий", т.е. связанный с неблагоприятными условиями работы в России. Более того, и отсутствие катастрофических масштабов отъезда учёных за рубеж также обусловлено негативными для нашей страны причинами. Так, российский исследователь А.А. Казанцев в работе о циркулярной миграции выделяет такие причины, как "недостаточная степень интернационализированности и конкурентоспособности многих отраслей российской науки, незнание языков, психологические барьеры, отсутствие зарубежных публикаций" [Казанцев, 2012: 222].
Распределение представителей различных профессий по странам ЕС происходит в соответствии с наиболее выгодными возможностями, которые та или иная страна может представить. Это, в свою очередь, зависит от конкурентных преимуществ и особенностей их экономик. Так, в Германии, Великобритании, Италии большинство вакансий приходится на сферу оптовой и розничной торговли, а в странах Центральной и Восточной Европы проще всего трудоустроиться в обрабатывающей промышленности. Уезжающие в страны ЕС россияне чаще всего находят работу или открывают свой бизнес в этих областях. Примечательно, что, несмотря на высокий уровень образования среди мигрантов, большинство из них (65,9% по данным ОЭСР) устраивается на работу, не требующую высокой квалификации.
Заметным явлением в последние несколько лет стала эмиграция целых компаний вместе с сотрудниками из российской юрисдикции в страны ЕС. Речь идёт именно о физическом переезде и сворачивании активной деятельности в России, а не обычной перерегистрации головного офиса при продолжающемся де-факто функционировании компании как российской ТНК (яркий пример такого рода -"ВымпелКом", зарегистрированный в Амстердаме).
В последние годы свою деятельность в страны ЕС перевели такие компании, как Game Insight (разработка и производство компьютерных игр) и Toonbox (анимационная студия). Первая переехала в Вильнюс, вторая - на Кипр. Страны Восточной Европы показались более привлекательным местом для ведения бизнеса и некоторым международным корпорациям, имевшим ранее представительство в России: в ноябре 2014 г. компания Microsoft объявила о сворачивании деятельности в нашей стране и переводе офиса и части работников в Прагу. В декабре 2014 г. о выводе из России своих инженерно-технических служб сообщила Google.
О планах перевода большей части сотрудников из российского и украинского офисов в страны Восточной Европы в мае 2014 г. заявило руководство компании Luxoft - крупного разработчика программного обеспечения, имевшего до недавнего времени штаб-квартиру в РФ, хотя основная деятельность и крупнейшие её клиенты давно находятся по всему миру. Среди мотивов такого решения руководители компаний называют более низкую, чем в России, стоимость квалифицированного персонала1. Тем не менее самих высококвалифицированных сотрудников это обстоятельство не смущает - перевешивают такие факторы, как более комфортные условия жизни, социально-политическая и экономическая стабильность, возможность беспрепятственного передвижения между большинством развитых стран мира.
В этой связи имеет смысл отметить возрастающую роль стран Восточной Европы, ставших членами ЕС относительно недавно. Сегодня они вполне успешно конкурируют со старыми членами ЕС, притягивая потоки высококвалифицированных
1 Необходимо помнить, что эта особенность характерна скорее для стран Восточной Европы и справедлива не для всех профессий и уровней специалистов.
специалистов с востока. Так, одним из наиболее привлекательных направлений для них стала Чехия: она занимает шестое место в мире и третье в ЕС (после Германии и Великобритании) по количеству привлечённых 1Т-специалистов из России [Исследование.., 2014].
Таким образом, ядро (если не в количественном, то в качественном плане) нынешней "волны" эмиграции из России в ЕС представляют собой люди с высшим образованием или учёной степенью, в возрасте 25-40 лет, занятые в сфере услуг, промышленности или торговли, а также бизнесмены и сотрудники компаний, выпускающих продукт с высокой добавленной стоимостью.
Тем не менее эта категория эмигрантов из России не единственная в ЕС в силу большой вариативности каналов, периодов и мотивов эмиграции наших соотечественников в ту или иную страну.
Наиболее типичная страна-реципиент мигрантов из России, пожалуй, Нидерланды, на примере которых можно увидеть ряд особенностей и структуру оттока граждан из нашей страны в ЕС.
Одной из основных характерных черт общины российских и постсоветских мигрантов в Нидерландах является значительное преобладание женщин (по состоянию на начало 2012 года в Нидерландах проживало 18 тыс. мужчин-выходцев из нашей страны и 31 тыс. женщин). Такой контраст, связан среди прочих миграционных мотивов с преобладающим мотивом - воссоединения семей и имеет место среди приезжих из всей России за исключением кавказских регионов. Мигранты из Чечни и других республик этого региона основным мотивом своей миграции называют поиск политического убежища, и гендерный дисбаланс в их структуре не носит столь ярко выраженного характера. Это же обстоятельство характерно для большинства других стран ЕС-реципиентов российских мигрантов. В этой связи интересно рассмотреть структуру мотивов миграции граждан России в сравнении с гражданами других постсоветских государств (см. Рис. 1).
Рис.1. Мотивы миграции в Нидерланды граждан государств бывшего СССР (по состоянию на 1 января 2011 г.)
%
80 70 60 50 40 30 20 10
■¡¡¡И
Россия Украина, Страны Центр. Белоруссия, Балтии Азия Молдавия
Кавказ
Рз5спэ
Беженцы
БЭССЭЕД. ИУНЕба СЕМЕМ
I ДРУГОЕ
(Источник: Центральное бюро статистики Нидерландов)
Поток беженцев из южных регионов России в последние годы был важной составляющей миграционных потоков из нашей страны в ЕС. По данным статистики
ООН (см. Таблицу 3), самая большая диаспора российских беженцев в течение последнего десятилетия проживала в германоговорящих странах ЕС.
Таблица 3. Распределение беженцев из России по принимающим странам, тыс. чел.
Страна, предоставившая убежище 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Германия 45,0 41,7 25,3 30,4 35,5 37,6 39,5 39,5
Австрия 4,1 6,4 8,7 11,5 14,1 15,8 17,2 18,5
Польша 1,6 3,8 6,0 9,0 12,0 14,5 14,7 14,9
Франция 4,0 5,3 6,0 6,6 7,6 8,9 9,8 10,8
США 15,9 18,8 86,9 7,9 7,7 7,4 7,0 6,8
Норвегия 2,2 2,6 3,0 3,6 3,7 4,0 4,1 4,0
Бельгия 1,9 3,9 5,4 5,1 4,0 3,4 3,0 2,9
Канада 2,1 2,0 1,9 3,0 2,7 2,6 2,3 1,9
Швеция 1,0 1,1 1,5 1,5 1,6 1,7 1,7 1,8
Другие 30,8 17,1 14,6 14,1 14,1 13,4 12,5 8,2
Всего 108,1 103,0 159,3 92,9 103,0 109,5 112,0 109,8
(Источник: MPC Migration profile: Russia//Migration Policy Centre.)
Нидерландские статистические органы отмечают ярковыраженную цикличность миграционных волн из России (см. Рис. 2), причём циклы эти совпадают с обострениями социально-политической обстановки в России и также характерны для остальных стран ЕС. С 2008 г. отмечается быстрый и устойчивый рост числа мигрантов из России.
Рпс.2. Иммиграции из России в Нидерланды в постсоветский период!
х 1 ООО
1990 1993 1996 1999 2002 2005 2008 2011
-муж -же н
(Источник: Центральное Бюро статистики Нидерландов.)
Если рассматривать поведение российских мигрантов в странах ЕС как представителей единой общины, то можно легко заметить следующую особенность: наши бывшие соотечественники в большинстве своем незаметны в странах пребывания, особенно в сравнении с представителями общин других национальностей: турок, ки-
тайцев, арабов. Некоторые исследователи отмечают [Kopnina, 2005: 30], что поведение русских, игнорирующих своих соотечественников в стране пребывания и как бы стыдящихся своей национальной принадлежности, связано как с субъективными факторами, отражающими особенности национального характера, так и с объективными особенностями восприятия выходцев из России в большинстве европейских стран.
К числу факторов первой группы можно отнести присущее большинству выходцев из стран бывшего СССР стремление походить на европейцев, максимально маскируя своё происхождение и отказываясь от привычной модели поведения. Кроме того, имеет место явление, описанное в литовской пословице "Литовец счастлив, когда у его соседа горит дом" - иными словами, отсутствие навыков взаимовыручки и тесного сотрудничества представителей общины [Willett, 2007: 207].
Не меньшую роль играют и факторы объективные - выходцам из России зачастую бывает просто невыгодно поддерживать связи с бывшими соотечественниками ввиду их весьма отрицательного имиджа в принимающих странах, особенно если речь идёт о бизнесменах: по признанию многих из них, наличие у них связей с Россией сразу снижает уровень доверия партнёров как к ним самим, так и к их продукту. К числу наиболее негативных мифов о российских бизнесменах относится до сих пор широко распространенная уверенность в существовании "российской мафии", имеющая место, например, в Нидерландах. Этот миф продолжает существовать и по сей день, несмотря на наличие исследований, доказывающих сильно преувеличенный характер такого рода представлений [Siegel, 2008].
* * *
Европейский Союз - одно из наиболее востребованных направлений миграции российских граждан, обладающих высоким уровнем образования и профессиональных амбиций. Для нашей страны этот фактор носит неблагоприятный характер ввиду следующих дополнительных обстоятельств:
- основную роль среди мотивов эмиграции в страны ЕС играют именно выталкивающие мотивы, иными словами, большинство людей уезжает из-за неблагоприятных условий дома, а не вследствие ещё более выгодных предложений из Европы. А сегодня мы имеем дело с усугублением выталкивающих факторов;
- тем не менее и внутри самого ЕС возрастает конкуренция между государствами за привлечение наиболее востребованных специалистов: все более привлекательными направлениями миграции, помимо "старых" стран ЕС, становятся государства Центральной и Восточной Европы, а значит, условия там для таких специалистов становятся все более благоприятными, а значение притягивающих факторов возрастает;
- относительно безобидный в этом смысле мотив миграции - воссоединение семей, - хотя и преобладает сейчас, однако в скором времени его может уравновесить другая тенденция, носящая крайне негативный характер, - корпоративная эмиграция.
Как представляется, для преодоления этих неблагоприятных тенденций и их последствий российским профильным ведомствам следует вести работу в двух направлениях: по нейтрализации выталкивающих внутренних факторов, способствующих росту эмиграции (эта задача особенно трудновыполнима, но её решение крайне востребовано в период глубокого экономического кризиса), и по привлечению высокообразованных специалистов из-за рубежа, в том числе возвращению уехавших соотечественников, а также фильтрации существующего потока имми-
грантов, въезжающих в нашу страну. В этом смысле опыт ЕС имеет неоспоримую ценность для российского законодателя.
Список литературы
Биссон Л. (2014) Сотрудничество России и ЕС в сфере миграции//Мировая экономика и международные отношения. №4. С. 72-80.
Исследование миграционных настроений ГГ-специалистов в России//Кадровое агентство ЬихойРегвоппе!. 13.10.2014. URL:http://www.luxoft-personnel.ru/download/IT-migration_from_Russia.pdf (дата обращения: 02.12.2014)
Казанцев А.А. (2012) Циркулярная миграция российских учёных в Европу и США//Вестник МГИМО-Университета. №6. С. 220-227.
Кузнецов А.В. (2013) Языковые барьеры в Европейском Союзе//Мировое развитие. № 9. С. 101—
110.
Пасякина Л.С. (2011) ЕС и трудовая миграция// Современная Европа. №3. С. 92—105.
References
Bisson, L. (2014) Sotrudnichestvo Rossii i ES v sfere migracii. Mirovaja Economika i mezhdunarodnie otnosheniya. 4. p. 72-80.
Issledovnanie migracionnyh nastroeniy IT-specialistov v Rossii. (2014). Kadrovoje agentstvo Luxoft personnel. [Online] Available from:http://www.luxoft-personnel.ru/download/IT-
migration_from_Russia.pdf[Accessed 02.12.2014].
Kazancev, A. (2012) Circulyarnaya migraciya rossiyskih uchenih v Evropu i SSHA. Vestnik MGIMO-Universiteta. 6. p. 220-227.
Kopnina, H. (2005). East to West Migration: Russian Migrants in Western Europe. London: Ashgate.
Kuznetsov, A. (2013). Yazykovye bar'ery v Evropeiskom Soyuze. Mirovoe Razvitie. 9. p. 101-110.
MPC Migration profile: Russia. (2013). Migration Policy Centre. [Online] Available from: http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_profiles/Russia.pdf [Accessed 05.December 2014].
Pasyakina, L. (2011) ES i trudovaya migraciya. Sovremennaya Evropa. 3. p. 92-105.
Siegel, D. (2008). Op het spoor van de Russische maffia in Nederland. Kwalon. 37.
Willett, G. (2007).Crises of self and other: Russian-speaking migrants in the Netherlands and the European Union. [Online] University of Iowa.Available from:http://ir.uiowa.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1315&context=etd [Accessed 01. December 2014].
Russian migrants in the EU countries
Author. Nevskaya A.A. Junior research associate, PhD candidate Institute of World Economy and International Relations. Address: 23, Profsouyznaya street, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. Statistics has registered a sharp increase in immigration sentiment among Russians, the middle'* class and even the "blue-collars," in 2014. The paper uncovers the core trends in this field and proposes possible measures to be taken by Russian institutions in order to resolve the problem.
The article provides a classification of groups of Russian citizens migrating to the EU countries, Norway and Switzerland; their distribution across the region; considers the emigration motives and behavior of the individuals and Russian communities in the host countries. More detailed analysis of the statistical data is given using the case of the Netherlands.
Abstract. According to statistics, year 2014 was marked by an unprecedented rise of intensions to emi grate among Russian middle class and even blue collars. The paper uncovers the core trends in this field and
sMe-
; to bo takon by Russian compolling institutions in ordor to rosolvo tho probloms
proposes poi
The study suggests a classification of Russian citizens emigrating to the EU countries, Switzerland or Norway; it also gives a picture of their spreading among the EU countries; analyzes the motives to emigrate and behavior models of separate citizens and compatriots' communities in the countries of destination. A more detailed analysis of statistical data is given using the example of the Netherlands.
Key words: Russia-EU relations, migration, brain drain, corporate migration, migration politics, expat community, refugees, compatriots.
JNevskaya A.A. Russian migrants in the EU countries_
Abstract. Statistics has registered a sharp increase in immigration sentiment among Russians, the middle class and even the "blue collars," in 2014. The paper uncovers the core trends in this field and proposes po£
pible measures to be taken by Russian institutions in order to resolve the problem._
The article provides a classification of groups of Russian citizens migrating to the EU countries, Norway and Switzerland; their distribution across the region; considers the emigration motives and behavior of the individuals and Russian communities in the host countries. More detailed analysis of the statistical data is given using the case of the Netherlands.
ВЯЙ ®йвШрифт: 9
пт
□а^яЯЯ ВЯЙ ®ЯвШрифт: 9
пт
□а^ЯЯЯ ВЯЙ ®ЯвШрифт: 9
пт