Научная статья на тему 'Мифы в современном социокультурном пространстве'

Мифы в современном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
451
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миф / дискурс / повторяющиеся паттерны / современная литература / myth / discourse / repetitive patterns / modern literature

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дерябина Наталия Алексеевна

В статье рассматривается феномен мифа в современном социокультурном пространстве, его роль в формировании мышления индивида и специфика мифологической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article describes the phenomenon of myths in today’s social and cultural reality, their role in forming one’s thinking process and worldview, and the notion of mythological communication.

Текст научной работы на тему «Мифы в современном социокультурном пространстве»

Deriabina N. (Russian Federation)

Мифы в современном социокультурном пространстве Дерябина Н. А. (Российская Федерация)

Дерябина Наталия Алексеевна /Deriabina Natalia - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра германской филологии, филологический факультет,

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматривается феномен мифа в современном социокультурном пространстве, его роль в формировании мышления индивида и специфика мифологической коммуникации.

Abstract: the article describes the phenomenon of myths in today’s social and cultural reality, their role in forming one’s thinking process and worldview, and the notion of mythological communication.

Ключевые слова: миф, дискурс, повторяющиеся паттерны, современная литература.

Keywords: myth, discourse, repetitive patterns, modern literature.

В культурных артефактах, посредством которых человек также «общается» с миром, заключен «языковой компонент» (К. Ясперс) [6]. Это можно интерпретировать так: культура вербальна, она является одним из воплощений языка.

Если следовать интерпретации Р. Барта, то под словами «язык», «дискурс», «слово» «будет подразумеваться любая единица, вербальная и визуальная» [1, с. 235]. Барт же и предлагает еще один термин, который может охарактеризовать состояние мышления современного человека в контексте одноразовости культуры - мифологичность.

Развивая идею взаимосвязи мышления и языка, стоит отметить, что миф рождается не в сознании индивида. Миф - это «коммуникативная система, способ обозначения, наполненная историческим и социальным содержанием» [1, с. 233].

В культуре 20 и 21 века понятия «миф», «мифологическое сознание» все чаще становятся объектом исследований философов, культурологов, лингвистов [3]. Определяя, вслед за Ф. Кессиди, миф как «особый вид мироощущения, специфическое образное, чувственное, синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни» [2], мы подчеркиваем вневременной характер мифа и его неразрывную связь с наивной картиной мира.

В современном социокультурном пространстве мифологическая коммуникация носит противоречивый характер: с одной стороны миф развивается в контексте социальной практики, где познавательные возможности индивидуума и в целом общества весьма широки, но при этом, несмотря на динамичное развитие коммуникационных технологий, наблюдается не уменьшение иррациональных форм освоения мира, а, напротив, их экспансия. Так, современные мифы становятся неотъемлемой частью дискурса.

В современном обществе мифы выполняют различные функции: когнитивную, коммуникативную, теологическую, фасцинативную, аксиологическую. Именно ценностная природа мифа во многом определила негативное отношение к данному феномену Р. Барта: он утверждал, что опасность их заключается как раз в однозначном прочтении, поскольку каждый миф уже изначально содержит оценочную коннотацию и дает реципиенту право трактовать его по-другому. Барт писал, что основа существования мифа - «чужие смыслы», именно за счет них он «продлевает себе жизнь» [1, с. 257].

Мифы действительно во многом принадлежат сфере массовой коммуникации. Благодаря Интернету и СМИ мифы распространяются с огромной скоростью, оседая в сознании потребителей современной культуры. Мифы реализуются в рекламных слоганах, сериалах с предсказуемым сюжетом, телешоу. Закреплению мифов в массовом сознании способствует тот факт, что миф поставляет обыденному сознанию системность того уровня, который не требует и не предполагает строгих доказательств. Кроме того, миф помогает справиться с «информационным стрессом», позволяя предугадать события наперед (например, не досматривать двадцатый сезон затянувшейся мелодрамы, поскольку миф, лежащий в ее основе, очевиден) и ускоряя процесс насыщения информацией в современном пространстве.

Согласно Г. Г. Почепцову, современному мифу присущи два важных параметра: непроверяемость и узнаваемость [5, с. 154]. Мифологические структуры представляют особый интерес, поскольку включение в воздействие такого рода структур позволяет опираться на неосознаваемые явно аудиторией информационные структуры. Мифы просты, понятны и автохтонны.

В литературе мифы закрепляются в сознании в виде повторяющихся и ожидаемых сюжетов и фреймов, а также благодаря архетипичным героям и персонажам. В современной литературе мифологическая коммуникация часто развенчивает существующие мифы, создавая эффект неожиданности, когда известный сюжет пересказывается на совершенно новый лад.

Так, американский писатель Нил Гейман (Neil Gaiman) в романе «Никогде» («Neverwhere») описывает, как нормальная жизнь Ричарда Мэйхью разрушается, как только он принимает амплуа героя, не соответствующее его персонажу. Говорящие имена в романе, как, например, маркиз де Карабас или Дверь, надевают на героев ярлыки, которым они должны - по крайне мере, какое-то время - подчиняться.

Вообще, Г ейман играет с мифами, поскольку весь созданный им мир Подземки насыщен мифологемами, аллюзиями к уже рассказанным историям, но именно их новое прочтение приковывает внимание читателей, раскрывая потенциал существующих мифологем.

Литература

1. Барт Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт; пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. - Москва: Из-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.

2. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу [Текст] / Ф. Кессиди. - М., 1972. - 312 с.

3. Кузнецова Е. И. [Текст] / Миф как социокультурный феномен в системе массовой коммуникации / Е. И. Кузнецова / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Вып. 1 (5) - Н. Новгород: Изд. Изд. Нижегородского госуниверситета, 2006. - С. 512-519.

4. Кьеркегор С. Страх и трепет [Текст] / С. Кьеркегор. - Москва: Республика, 1993. - 383 с.

5. ПочепцовГ. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Почепцов. - М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 2001. - 656 с.

6. Ясперс К. Призрак толпы [Текст] / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. - Москва: Алгоритм, 2007. - 269 с.

7. Gaiman N. Neverwhere [Текст] / N. Gaiman. - HarperCollins, 2003. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.