Научная статья на тему 'Мифы у М. Ю. Лермонтова и мифы о М. Ю. Лермонтове: когнитивно-концептуальная интерпретация'

Мифы у М. Ю. Лермонтова и мифы о М. Ю. Лермонтове: когнитивно-концептуальная интерпретация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / МИФОЛОГИЗМ / ПОЭТИКА / ЛЕРМОНТОВСКИЙ МИФ / ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Головченко И.Ф., Витковская Л.В.

Лермонтов, с полным основанием воспринимаемый как наш современник, остается и мифом, и прежним любимым автором, впитавшим мифологию многих эпох и народов и создавшим неповторимый художественный мир, в свою очередь породивший немало мифов. Значение мифа в сочинениях М. Ю. Лермонтова и мифов о самом авторе видится в начале ХХI века в том, что миф, представляя собой единство познания окружающего мира и осознания роли человека в природе, является основой их когнитивно-концептуальной интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифы у М. Ю. Лермонтова и мифы о М. Ю. Лермонтове: когнитивно-концептуальная интерпретация»

УДК 821.161.1.09 «18»

МИФЫ У М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И МИФЫ О М.Ю. ЛЕРМОНТОВЕ: КОГНИТИВНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

И.Ф. ГОЛОВЧЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела управления научной работы ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», тел. +7 905 419 53 41, e-mail: cabezchenko@gmail.com.

Л.В. ВИТКОВСКАЯ,

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой языкознания, русской филологии, литературного и журналистского мастерства ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», тел. +7 903 444 30 59, e-mail: lvv23@yandex.ru.

Аннотация

Головченко И.Ф., Витковская Л.В. Мифы у М.Ю. Лермонтова и мифы о М.Ю. Лермонтове: когнитивно-концептуальная интерпретация.

Лермонтов, с полным основанием воспринимаемый как наш современник, остается и мифом, и прежним любимым автором, впитавшим мифологию многих эпох и народов и создавшим неповторимый художественный мир, в свою очередь породивший немало мифов.

Значение мифа в сочинениях М. Ю. Лермонтова и мифов о самом авторе видится в начале KKI века в том, что миф, представляя собой единство познания окружающего мира и осознания роли человека в природе, является основой их когнитивно-концептуальной интерпретации.

Ключевые слова: миф, мифологизм, поэтика, лермонтовский миф, лермон-товедение.

Summary

Golovchenko I.F., Vitkovskaya L.V. Myths in M.Ju. Lermontov: Cognitive-Conceptual Interpretation.

Lermontov, justifiably, perceived as our contemporary, remains a myth, as always a favourite writer, who absorbed the mythology of many epochs and peoples and created an inimitable artistic world which, in its turn, gave rise to quite a lot of myths.

The meaning of the myths in M.Y. Lermontov's works, as well as the myths about the Author himself is seen at the beginning of the 21st century as a unity of understanding

© И. Ф. Головченко, Л. В. Витковская , 2016

the world and realizing the human role in nature creates the foundation of their cognitive and conceptual interpretation.

Keywords: myth, mythologism, poetics, lermontov's myth, lermontov studies.

Взаимовлияние и связь литературы и мифа осуществляется, как известно, во все периоды развития мирового искусства, которое вообще немыслимо без мифологии, сконцентрировавшей мудрость представлений человека о мире, к тому же содержащих в себе образно-творческое начало.

В отечественном литературоведении проблема «Литература и мифология» приобретает научную актуальность, начиная с 80-х годов ХХ века, Мифологизм, мифотворчество, мифопоэтика - без данных понятий современная наука о литературе не обходится.

Распространение мифа в искусстве связывают в России со становлением романтизма, с демонизмом романтической культуры, с присущим данной системе историзмом, а также с наличием содержательных и идеологических аспектов. Миф оказался весьма значимым и довольно широко используемым элементом в поэтике М.Ю. Лермонтова. Многократно применяемой основой формирования лермонтовского мифологизма оказываются античная и славянская мифологии, фольклор, библейские сюжеты, восточные предания и, конечно, кавказский эпос и мифология, Использование мифопоэтических мотивов в художественной картине мира поэта способствует расширению идейно-тематического разнообразия и выработке специфической образности

Мифологизм поэтики Лермонтова начинает формироваться в ранней лирике, для которой характерно привлечение образов библейской космологии («Земля и небо», «Мой дом», «Бой», «Смерть»), использование прямых заимствований отдельных мотивов и мифологем («Ангел», «Азраил», «Ангел смерти»). В отрывках поэмы «Олег» (1829), в поэме «Последний сын вольности» (1830-1831) упоминаются такие славянские божества, как Диди-Ладо, Лада, Стрибог, Чернобог. Нередко в поэзии 1829-1830-ых годов появляются образы античной мифологии (музы, парки, зефиры, грации, а также Вакх, Диана, Купидон, Феб и др.). В «ночной» лирике Лермонтова («Ночь», «Ночь, 1», «Кладбище», «Смерть») выражается осознание разрушения личностного микрокосмоса после физической смерти и жажда абсолютного бессмертия, с другой стороны,

представление о бессмертии проявляется в обретении единства с природным миром. Поэта привлекает фантастическая сторона известных мифов, которые воплощены в незавершенной ранней романтической поэме «Азраил» (1831).

Емкость сюжетов и композиционная многослойность в лирике последнего пятилетия 1837-1841 гг. объясняется обращением к архаическим комплексам мифов о мировом древе («Листок», «Ветка Палестины», «Три пальмы»), о стихиях («Дары Терека»), о силе оружия («Кинжал», «Поэт») и др. Естественно, особенный интерес поэт проявляет к фольклору и мифам народов Северного Кавказа, к эпосу нартов, к кавказской демонологии, что находит отражение прежде всего в поэмах «Измаил Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Мцыри» и многочисленных стихотворениях («Тебе, Кавказ, суровый царь земли». «Кавказ», «Кавказу», «Крест на скале» и др.).

Темы балладной фантастики 1839-1841 гг. своим истоком обычно имеют определенную мифологему, чаще всего связанную с мотивами очеловечивания природных сил и возвращения умершего («Воздушный корабль», «Любовь мертвеца»). Мифологический мотив ухода в иной мир находит глубокое философское отражение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», в котором представлено «пересечение всех пластов бытия» (Н.А. Бердяев), а тема «смерть-сон» обращена в вечность и обладает глобальным творческим потенциалом и предсказуемыми вариантами концептуальной интерпретации. Проходящая через всю лермонтовскую лирику тема сна и покоя приобретает онтологический смысл [8, с. 301-302]. Метафоричность и символичность его мифологической логики нередко выражается в семантизируемых оппозициях [1; 2].

Художественная литература, конечно, является не только особой сферой функционирования общекультурных мифов, она способна рождать новые мифы. Характерно, что, с одной стороны, миф выступает в качестве кода определенных значений, становится средством эмблематики и регулирования культурной памяти, но, с другой стороны, любое изменение мифа оказывается значимым для выработки концепции конкретного текста, а также нередко выходит за его рамки и превращается в часть общекультурного мифа, что убедительно подтверждает творчество и судьба Лермонтова [7; 5].

Одним из видов мифотворчества автора «Демона» становится создание им автобиографического мифа, основанного на убеждениях о шотландских и испанских корнях рода Лермонтовых, что обусловило формирование эстетизированного мифа о поэте.

Но до настоящего времени феномены лермонтовского мифо-логизма и мифов о Лермонтове не изучены в полном объеме, хотя отдельные аспекты данных проблем были исследованы и даже описаны довольно подробно [6; 4]. Эта тема требует современного целостного рассмотрения и лермонтоведы осознают, что настало время создания «лермонтовской мифологической энциклопедии»: «Ведь пока миф творится, он еще не осознается как миф; кодификация начинается, когда эпоха завершена. И, похоже, мы стоим перед такой задачей» [3, с. 254].

Миф не знает категорий начала и конца. Каждая эпоха рождает свои мифы, естественно, что любой автор, пишущий о Кавказе, творит свой миф о нем и о Лермонтове, вписавшем в кавказский текст свои уникальные страницы (русские на Кавказе, кавказцы на Кавказе, русские о Кавказе, кавказцы о русских, кавказцы о кавказцах). Кстати, благодаря мифологической составляющей творческого наследия Лермонтова и мифам о нем, до настоящего времени формируются мифы о Кавказе и о Пятигорске.

В русской культуре общепризнано, что лермонтовский миф, наряду с пушкинским, представляет самое емкое и выразительное явление подобного рода. Проблема «Лермонтовский миф в русской литературе» в начале XXI века обладает немалой актуальностью и направлена на осознание роли наследия Лермонтова для последующего развития русской культуры [5]. Перед современным лермонто-ведением стоит задача установить истоки и процессы зарождения лермонтовского мифа, описать специфику бытования автобиографического мифа Лермонтова, рассмотреть особенности восприятия его личности в конкретные эпохи и проследить, как с течением времени изменяется миф в зависимости от трактовки образа Лермонтова. Литературоведам предстоит дать подробный анализ процессам мифологизации этого уникального явления. С образом Лермонтова связаны такие концепты, как Кавказ, Пушкин, творчество, горы, смерть, небо, Демон, Печорин, война, ссылка и пр., присутствующие во всех эпохах и у авторов различных школ и направлений.

Развитие лермонтовского мифа в русской литературе отражает использование разными авторами реминисценций, цитат, аллюзий, ритмических схем, тем, образов и героев Лермонтова, что позволяет выделить характерные случаи функционирования имени Лермонтова в текстах: Лермонтов-поэт, Лермонтов-миф, Лермонтов-образ, созданный в процессе личного мифотворчества автора.

Лермонтов, являясь нашим современником, остается и мифом, и прежним любимым автором, впитавшим мифологию многих эпох и народов и создавшим неповторимый художественный мир, в свою очередь породивший немало мифов. Как всякий подлинный миф, миф о Лермонтове представляет собой концепцию, модель человеческой личности, построенной на соотношении художественной и научной биографий поэта, предопределяющем когнитивно-концептуальную направленность ингерпретации наследия любимого русского автора.

Значение мифа в сочинениях М.Ю. Лермонтова и мифов о самом авторе видится в начале XXI века в том, что миф является основой их когнитивно-концептуальной интерпретации, так как представляет собой единство познания окружающего мира, осознания роли человека в природе, а главное - его самопознания.

Список использованных источников

1. Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43-44, 1941.

2. Асмус В.Ф. «Круг идей Лермонтова». М., 1941.

3. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002.

4. Журавлева А.И. Новое мифотворчество и литературоцентрист-ская эпоха русской культуры // Вестник МГУ.Сер.9. Филология. М., 2001, №6.

5. Кудряшова А.А. Лермонтовский миф в русской литературе. МГУ. М., 2007.

6. Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // М,Ю. Лермонтов pro et contra. СПб, 2002.

7. Труайя А. Странная судьба Лермонтова. М., 2000.

8. Шемелева Н.М. Мотивы. Покой // ЛЭ. М. 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.