Научная статья на тему 'Мифы об амазонках в античн античной письменной ой традици традиции: генезис и эВ эволюция'

Мифы об амазонках в античн античной письменной ой традици традиции: генезис и эВ эволюция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1915
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амазонки / традиция / источники / греция / миф / цикл / исследование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифы об амазонках в античн античной письменной ой традици традиции: генезис и эВ эволюция»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

УДК 94(38)

МИФЫ ОБ АМАЗОНКАХ В АНТИЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ*

А.В. КОТИНА

Белгородский

государственный

университет

e-mail: allakotina@mail.ru

В статье рассматриваются мифы об амазонках в античной письменной традиции. Это один из наиболее сложных мифологических циклов, развивавшийся на протяжении длительного времени и не привязанный к какой-либо конкретной местности Древней Греции. Более того, на протяжении античной истории происходило неоднократное отождествление этого мифа с новыми и новыми этническими и политическими реалиями Ойкумены. Автор прослеживает ряд волн эволюции мифа в письменной традиции.

Ключевые слова: амазонки, традиция, источники, Греция, миф, цикл, исследование.

Мифы об амазонках являются одним из наиболее интересных, ярких и впечатляющих памятников духовной культуры Древней Эллады. На протяжении всего своего существования легенды и мифы об амазонках - воинственных девах - привлекали к себе внимание самых разных исследователей1. Цикл данных мифов, а также разнообразные свидетельства древних авторов, комплекс материальных источников в новейших исследованиях получают определение «античная амазонская традиция»2. Предания об амазонках широко представлены как в фольклорной традиции многих народов, так и географической, исторической традициях, но источником и классическим выражением этой традиции служит античный миф об амазонках.

Слово «миф», цйбод3, греческое и означает предание, сказание. Именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные широкому кругу читателей4.

* Работа подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., Госконтракт П322 «Человек переходной эпохи: Поздняя античность - Ранняя Византия».

1 Lefkowitz М. Women in Greek Myth. L., 1986. Р. 15-29.

2 Чернышев А.Н. К вопросу о формировании античного цикла легенд об амазонках / / Боспор-ский феномен. Ч. 2. СПб., 2007. С. 213.

3 Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. М., 2003 (Серия «Филология»).

Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значительную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исходным материалом для развития философии, научных представлений, литературы5. Именно поэтому так сложна (и не всегда полностью разрешима в рамках жестких определений) задача размежевания не только мифологии и религии, но и близких к мифу по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, а также легенды, исторического предания.

В историографии, посвященной античному мифу об амазонках, встречаются различные формулировки: мифы об амазонках6, цикл легенд об амазонках7. Какая формулировка будет более точной применительно к указанному феномену? Легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или историческое время. И в непрерывных традициях, и там, где произошла смена мифологических систем, легенда по сравнению с мифом менее сакральна. Но в непрерывных традициях (к таковой относится и античная) легенда сосуществует с мифом синхронно. Также соотношение легенды с мифом проявляется в генетической зависимости легенд от мифов (хотя миф - не единственный источник сюжетики легенды). Повествуя о событиях, происходивших после завершения мифологического времени, - как правило, в историческом времени, легенда занимает место среди жанров, лежащих между мифом и историческим описанием. Таким образом, в непрерывных традициях, наличие легенды объясняется потребностью в «историческом» жанре8. Исходя из этого, рассказ об амазонках у Геродота больше тяготеет к жанру легенды, притом, что творчество Геродота является своеобразным переходом от мифа к истории, и находится на границе мифического и реального. Но если говорить о другого рода свидетельствах об амазонках - оформившихся сюжетных повествований, в которых фигурируют мифические герои, действия которых разворачиваются в весьма отдаленное мифическое время - то это мифы: девятый подвиг Геракла, Беллерофонт и амазонки, Троянская война, поход амазонок на Афины, где они были разгромлены Тезеем. Имея в виду тот факт, что миф является источником легенды, трудно определить, в каком случае следует говорить о мифе об амазонках, а в каком - о легенде. Понятие «цикл легенд» используется в последних работах на эту тему (А.Н. Чернышев), более широко же распространена формулировка «мифы об амазонках», или «античная амазонская мифологическая традиция». Нам представляется возможным использование различных формулировок, так как мифы об амазонках, широко известные грекам со времен глубокой архаики, при соприкосновении с действительностью (колонизация греками Причерноморья и знакомство с коренным населением данного региона) порождают легенду, воплощенную Геродотом в его «Истории»9.

Основными источниками, которые повествуют об амазонках, являются письменные свидетельства: Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Гиппократ, Эсхил, Еврипид, Плутарх и мн. др.).

Словом «амазонки» греки называли этнос, состоявший исключительно из женщин, отличавшийся крайней воинственностью10.

4 Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1980. Т. 1. А-К. С. 11.

5 Надь Г. Греческая мифология и поэтика / Пер. с англ. Н.П. Гринцера. М., 2002. С. 213.

6 Селиванова Л.Л. Понтийские амазонки: мифология и иконография // Боспорские чтения. IX: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Militaria / Ред.-сост. В.Н. Зинько. Керчь, 2008. С. 232-237.

7 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 213-220.

8 Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. Л-Я. С. 45-46.

9 Баумгартен Ф., Поланд Ф. Эллинская культура. Мн., 2000.

10 Фиалко Е.Е. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам / / Боспор-ский феномен. СПб., 2005. С. 243-244.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). Выпуск 15

Мифологическая традиция, прежде всего, связывает амазонок с великими греческими героями11. Наиболее известные мифы, связанные с амазонками: Белле-рофонт и амазонки, девятый подвиг Геракла (пояс Ипполиты), поход амазонок на Афины, где они были разгромлены Тезеем, Троянская война.

Впервые термин «амазонки» встречается в древнегреческом эпосе у Гомера (Hom. Il. III, 189; VI, 186), который говорит о воинственных женщинах-амазонках, дочерях бога войны - Ареса и его жены, богини красоты и любви Афродиты. Эпос называет амазонок avxiaveïpai, что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы» (Hom. Il. Schol. 6, 186, 2, 3, 189). Здесь же «амазонка» переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, «безгрудая» (Hom. Il. Schol. 3, 189).

В византийском Объяснении к «Илиаде» Гомера - несколько иная трактовка этого термина: «амазонки - значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» (Eustaph. Schol. ad Il. 3, 189). Античные авторы, упоминая или рассказывая об амазонках, использовали ту или иную трактовку этого термина12.

Остановимся несколько подробнее на характеристике быта амазонок, особенностях их образа жизни. Античные авторы, начиная с Геродота, отмечают как главнейшую черту их образа жизни участие в военных действиях (Herod. Hist. 4, 110-116; Hypp. Da aer. 24; Aephor. Schol. ad Apol. Rhod., fr. 103; Palephat. De myr., XXXIII; Strabo, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24, XII, 6-8; Diod. Syc. II. 44-46, III, 52-55, XVII, 77; Plut. Pomp. XXXV; Ps.-Callisth. III, 25-28 и др.). Так, амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий. Амазонки были вооружены луком, топором и копьем (Strabo XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24), имели щиты и котурны (Plut. Pomp., XXXV). Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса (Strabo XI, 5, 1-4, 3, 21-24). Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей (Diod. Sic. II, 44-46, XVII, 77; Strabo XII, 8, 6).

Все античные авторы, упоминавшие или писавшие об амазонках, подчеркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчинам13. По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Strabo IV, 4, 6, 3, 2124; Just. II, 1; Plut. Pomp. XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но, в то время как женщины совершали военные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Diod. Sic. II, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Strabo XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Hypp. De aer. 24; Steph. Byz. Ethnicon, s.v. Amazon.; Diod. Sic. II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Just.

II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти14. Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука15. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам (Hypp. De aer., 24; Diod. Sic. II, 44-46, III, 52-55; Strabo XI, 5, 1-4, Just. II, 1).

11 Зубарь В.М., Русяева А.С. На берегах Боспора Киммерийского. Киев, 2004. С. 31.

12 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. 1988. Вып. 5. С. 29.

13 Dowden K. The Amazons: Development and Functions / / Rheinisches Museum für Philologie. L., 1997. P. 97-128.

14 Скрипник Т.А.. Указ. соч. С. 35-36.

15 Hardwick L. Ancient Amazons: heroes, outsiders, or women? / / Greece & Rome. 1990. 1.

Одной из самых запутанных и противоречивых составляющих «амазонского вопроса» является проблема локализации амазонок. Греческие и римские авторы обнаруживали женщин-воительниц и в Африке, и в Малой Азии, и во Фракии, и в Скифии, и на Кавказе. И даже в рамках одного географического региона назывались разные места пребывания амазонок.

Большинство античных источников помещает амазонок на северо-востоке Малой Азии, между Синопой и Трапезундом, в Каппадокии, где протекала Амазонская река - Термодонт (современная Терме-Чай), стекающая с амазонских гор (современный хребет Париадр) и расположена Фемискира - одноименная равнина и город амазонок (Apoll. Rhod. Arg. II, 970; Strabo II, V, 24; Diod. Sic. II, 45-46). Размещение здесь амазонок объясняется, по мнению некоторых исследователей16, тем, что у местных народов - карийцев, мидийцев, лидийцев и фракийцев - существовали в социальном строе многочисленные черты, называвшиеся в конце XIX - 1-й пол. ХХ в. матриархальными17, так и широким распространением на данной территории культа Великой матери - женского божества плодородия.

Вторым по частоте упоминания античными источниками географическим регионом обитания амазонок является Кавказ. К тому же, некоторые более поздние авторы, упоминая по-прежнему малоазийские географические названия, могли, по мнению исследователя А.Н. Чернышева, и не иметь в виду Малую Азию. Как известно, грекам было свойственно переносить известные географические названия на неизвестные местности. Показательным в этом плане является пассаж Клитарха, приводимый Страбоном, о том, что Фалестрия (царица амазонок) прибыла к Александру от Каспийских ворот и Фермодонта (Термодонта). Страбон не поверил ему, так как расстояние между этими двумя регионами 6000 стадий (Strabo XI, V, 4). Но, если предположить, что название «Фемодонт» перенесено на одну из кавказских рек, например, Терек, то все становится на свои места18.

На Кавказе можно выделить два основных района обитания амазонок. Первым являлся восточный берег Меотиды (Азовского моря) (Herod. IV, 110; Nic. Damas.

III, 47; Eurip. Hercul. 408-410) от Кубани, которая некоторыми исследователями отождествляется с Термодонтом, до Танаиса (Дона). Это была территория расселения савроматов19, особенности быта которых могли оказаться одним из источников развития амазонской легенды.

О втором районе обитания амазонок на Кавказе рассказывает Страбон, помещая их в горах над Албанией, в северных предгорьях тех частей кавказских гор, которые называют Керавнийскими, по берегам реки Мермадалида, в соседстве с гаргарейцами (Strabo XI, V, 1). В последних исследователи видят древневайнахские племена, а реку Мермадалида, по берегам которой жили эти амазонки, следует считать Тереком20.

Из эпической поэмы Аполлония Родосского «Аргонавтика» известно, что амазонки считаются дочерьми бога войны Ареса и наяды Г армонии (Apol. Rhod. II, 990), которая родила их в долинах фригийской Акмонии - поэтому они одновременно и красивые, и воинствующие.21 Поклонялись они вышеупомянутому Аресу и Артемиде -богине охоты (Diod. Sic. II, 46). За счет добычи от своих походов царицы амазонок воздвигали храмы этим богам. Они же основали святилище Артемиды Эфесской, на месте которого затем возник знаменитый храм. Кроме того, по другим сведениям они поклонялись Зевсу, Посейдону и Гефесту.22

Образ Артемиды менялся со временем более чем какой-либо другой23. Если в древних культах Малой Азии ее чтили как богиню плодородия, то в духе эллинисти-

16 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 215.

17 Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / / ВДИ. 1947. № 2. С. 279.

18 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 217.

19 Мирошина Т.В. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 5.

20 Чернышев А.Н. Указ. соч. С. 218-219.

21 Фиалко Е.Е. Амазонки - степные воительницы / / Древний Мир. 2002. № 2. С. 15.

22 Она же. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам. С. 242-247.

23 Tyrrell W.B. Amazons: a study in Athenian mythmaking. Baltimore and London, 1984.

ческого пуританизма она превратилась в вечную девственницу - богиню охоты, а в связи с ее функцией представительницы луны, проливающей холодный безжизненный свет, Артемида превращается во всегда юную богиню смерти с безжизненно неслышно убивающими стрелами24. Эта мужественная девственница особенно долго не желала расставаться с обычаем приносить людей в жертву богам. Но все-таки греки со временем лишили богиню столь дорогих для нее жертв и заменили людей живот-ными25. Греческая Артемида более всего походила на варварских кумиров, именно поэтому в своих мифах эллины объединили ее с варварской Девой (богиней тавров).

Сложившаяся в результате Артемида Таврическая в мифологической традиции наиболее полно отражала суть верховной богини варварского племени амазонок. Варварско-греческий синтез, воплощенный в данном культе в достаточной мере отражал нрав и обычаи воинственных дев, чей варварско-греческий характер, несомненно, прослеживается в античной амазонской традиции.

Цикл мифов об амазонках занимал особое место в культуре и творчестве античного общества26. Он был весьма популярен и актуален на протяжении всего периода существования античной цивилизации.

Таблица 1

Обычаи амазонок в античной традиции27

№ Обычаи амазонок Кол-во Авторы

1 Стреляли из лука, бросали дротики, сражались секирой со щитом, иногда в доспехах 24 Эсхил. Эвм. 618; Геродот, IV,114; Лисий. 4; Пс.-Каллисфен III,27; Платон Зак. VII,11; Страбон XI,5,1; Диодор II,XVII,77,1; Плутарх, Тес. 27; Арриан, Анаб. 7,13,2; Павсаний 1,2,1; Нонн, Дион. XXXVI; Вергилий, Эн. XI,659,633; 1,490.

2 Они хорошие наездницы, иногда управляли колесницами 16 Гомер, Ил. 11,814; Пиндар, Олимп. VIII,47; Геродот, IV,110,114; Еврипид, Неист.Геракл. 408-410; Лисий. 4; Пс.-Каллисфен III,27; Страбон XI,5,1; Арриан, Анаб. 7,13,2,5; Диодор II; Филострат Мл. XIX,19; Вергилий, Эн. XI,659-633.

3 Калечили мальчиков 9 Евстафий к Илиаде. III,189; Псевдо-Гиппократ, О переломах.ю; Диодор, II,2,45; Стефан Византийский S.V. Амазонки; Плутарх, Посл. I,16; Диогениан, Посл. II,2.

4 Выжигали правую грудь, чтобы не было помехи при стрельбе из лука 9 Страбон, XI,5,1; Диодор, II,45; Гален, 43; Юстин, II,4,11; Арриан, Анаб. 7,13,2; Псевдо-Аполлодор, Библ. II, 5,9; Орозий, I, 15,1; Геродот, IV, 114.

5 Девочек оставляли у себя, а мальчиков отдавали на воспитание отцам 9 Геродот, IV, 114; Страбон, XI,5,1; Пс.-Каллисфен III,25; Филострат Мл. XIX,19; Юстин, II,4,10; Курций Руф, VI,5,30; Арриан, Анаб. 7,13,2.

6 Занимались охотой и упражнялись в военных делах 8 Геродот, IV, 112; Страбон, XI,5,1; Диодор, II,45; Юстин, II,4,10; Стефан Византийский S.V. Амазонки; Секст Эмпир. Пирр. III, 217.

7 Вступали в связь с соседними мужчинами (скифами, гаргарейцами и др.) 6 Евстафий к Илиаде. III,189; Страбон, XI,5; Пс.-Каллисфен III,25; Плутарх, Помп. 35; Стефан Визант. S.V. Гаргареи; Вергилий, Эн. XI,659-633.

24 Бауэр В. Энциклопедия символов = Lexikon Per Symbole. М., 1998. С. 144.

25 Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах. Симферополь, 1994. С. 46-47.

26 Mordtmann A.D. Die Amazonen. Hannover, 1862; Stricker W. Die Amazonen in Sage und Geschichte. B., 1868; Krause H.L. Die Amazonensage. B., 1893; Lacour P. Les Amazones. P., 1901; Solmonson, Jessica Amanda. The Encyclopedia of Amazons. N. Y., 1991.

27 По: Мирошина Т.В. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 6.

MYTHS ABOUT THE AMAZONS IN ANCIENT WRITTEN TRADITION: GENESIS AND EVOLUTION

A.V. KOTINA

Belgorod State University e-mail: allakotina@mail.ru

The author researches the ancient tradition about Amazons. This is one of the most difficult mythological cycles, that had developed for a long time and was not connected to some definite territory of Ancient Greece. Moreover, in the course of ancient history there were many identifications of this myth with new ethnic and political phenomena of the Ancient World. The author reveals certain stages of the myth’s evolution in the classical written tradition.

Key words: Amazons, tradition, sources, Greece, mythos, cycle, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.