Научная статья на тему 'Мифы о Петре i и Ленине в прозе Т. Н. Толстой'

Мифы о Петре i и Ленине в прозе Т. Н. Толстой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ / ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО / ОБРАЗ ЛЕНИНА / МИФОЛОГИЯ / РЕКА ОККЕРВИЛЬ / ЧУЖИЕ СНЫ / ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ / ОНЕЙРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грешилова Анна Валерьевна

Статья посвящена историческим мифам в прозе Т.Н. Толстой: центральными для художественной мифологии писательницы оказываются мифы о Петре I и Ленине — их функционирование в тексте и является объектом исследования. В статье рассматривается мотивная структура каждого из мифов, их авторская трактовка и соотношение между собой. Особое внимание уделяется образу Петербурга, так как в первую очередь в рамках петербургского пространства и выстраиваются параллели между Петром I и Лениным. В процессе анализа применяются сопоставительный и культурно-исторический методы, поскольку необходимо актуализировать «петербургский текст» русской литературы, также используется биографический контекст. В результате работы выявляется аксиологический и онтологический статус мифов о Петре I и Ленине, в чем и заключается научная новизна статьи. Делаются выводы о том, что ключевым для трактовки мифа о Петре I является «фрактальный» миф о Петербурге, который представлен в рассказах Толстой онейроцентрически и литературоцентрически. Также существенно, что оба исторических мифа становятся важной частью национальной концепции Толстой. Миф о Петре I, при всей своей темной мистической неоднозначности, оказывается своего рода воплощением конструктивного национального начала, тогда как мифологический образ Ленина, напротив, — реализует разрушительную тенденцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифы о Петре i и Ленине в прозе Т. Н. Толстой»

Мифы о Петре I и Ленине в прозе Т. Н. Толстой

Грешилова Анна Валерьевна

Соискатель кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Учитель литературы, Университетская гимназия

(школа-интернат) МГУ имени МВ. Ломоносова.

119619, Россия, г. Москва, ул. Авиаторов, 5к4 И annagreshilova@gmail.com

Статья из рубрики "Литературоведение"

Аннотация.

Статья посвящена историческим мифам в прозе Т.Н. Толстой: центральными для художественной мифологии писательницы оказываются мифы о Петре I и Ленине — их функционирование в тексте и является объектом исследования. В статье рассматривается мотивная структура каждого из мифов, их авторская трактовка и соотношение между собой. Особое внимание уделяется образу Петербурга, так как в первую очередь в рамках петербургского пространства и выстраиваются параллели между Петром I и Лениным. В процессе анализа применяются сопоставительный и культурно-исторический методы, поскольку необходимо актуализировать «петербургский текст» русской литературы, также используется биографический контекст. В результате работы выявляется аксиологический и онтологический статус мифов о Петре I и Ленине, в чем и заключается научная новизна статьи. Делаются выводы о том, что ключевым для трактовки мифа о Петре I является «фрактальный» миф о Петербурге, который представлен в рассказах Толстой онейроцентрически и литературоцентрически. Также существенно, что оба исторических мифа становятся важной частью национальной концепции Толстой. Миф о Петре I, при всей своей темной мистической неоднозначности, оказывается своего рода воплощением конструктивного национального начала, тогда как мифологический образ Л енина, напротив, — реализует разрушительную тенденцию.

Ключевые слова: национальная концепция, петербургский миф, образ Петра Первого, образ Ленина, мифология, река Оккервиль, чужие сны, Татьяна Толстая, онейрическая концепция, онтологический статус

DOI:

10.25136/2409-8698.2018.4.27867

Дата направления в редакцию:

01-11-2018

Дата рецензирования:

01-11-2018

п ^ -*-^ пис п ш'ч

даю ну ил ика цпп.

02-11-2018

Как известно, одной из художественных доминант творчества Татьяны Никитичны Толстой является миф: в ее текстах разрабатываются мифы самых разных видов, в том числе и исторические. Пожалуй, наиболее разработанными и серьезными историческими образами в малой прозе писательницы являются мифы о Ленине и Петре I.

Миф о Петре разрабатывается в рамках нескольких мотивных комплексов и тесно связан с петербургской мифологией в целом: так, «космогонический миф Петербурга опирается

на идею сотворения города по воле всесильного демиурга — Петра» ———I95!. Мифологема петровского «всесилия» и «умышленности» Петербурга в той или иной мере воплощается и в рассказе «Чужие сны», где Петр конструирует город своего сна: «Петербург строился не для нас <...>. Некогда Петр Великий съездил в Амстердам, постоял на деревянных мостиках над серой рябью каналов, вдохнул запах гниющих свай, рыбьей чешуи, водяного холода. Стеклянные, выпуклые глаза вобрали <...> шелковую зеленую гниль, живущую на досках, над краем воды. И ослепли. С тех пор он видел сны <...>. Царь построил город своего сна, а потом умер, по слухам, от водянки

<...>. Он-то умер, а город-то остался, и вот жить нам теперь в чужом сне» Г7, с- 2281. Сон, породивший Петербург, возникает из-за слепоты царя — то есть даже замысел города оказывается связан с мотивами болезни, гниения и холода, которые потом в образе самого Петербурга развиваются в мотивы смертоносности и потусторонности: это город, в котором «смерть дует в спину» Г7, с 2291, и свет фонарей — «будто в мертвецкой» Г9, с-228-2291. в Петербурге «Чужих снов» близость смерти является привычной частью жизни.

Мотив смертоносности в качестве важной составляющей петербургского мифа есть и в рассказе «Река Оккервиль»: осенью город кажется повествователю «злым петровским умыслом, местью огромного, пучеглазого, с разинутой пастью, зубастого царя-плотника, все догоняющего в ночных кошмарах, с корабельным топориком в занесенной длани,

своих слабых, перепуганных подданных» —с:—4361 Сам Петр здесь оказывается зооморфным морским чудовищем, обладающим мистической властью проникать в сны своих подданных. Подобного рода ассоциации можно объяснить городской мифологией в целом, поскольку образы петербургской нечисти довольно устойчивы и в фольклоре, и в литературе: «<...> "злое" начало прошло, проходит и пройдет через всю петербургскую историю от ее начала до ее конца <...>. <...> это "злое" начало, несомненно, во многом объясняет тему инфернального в Петербурге в разных ее вариантах — сатанинства <...>,

дьяволизма, чертовщины и бесовщины» Г11, с- 471. По В.Н. Топорову, это петербургское злое начало, обусловившее открытость города темным мистическим силам, заключается «в нарушении законов природы, здравого смысла, человеческой жизни, говоря в общем, — справедливости, какой она выступает на природном и социальном уровне»

с 471. Мотив смертоносности в образе Петербурга отчасти объясняется, таким образом, чрезмерной близостью потусторонних сил, причем мистически темных.

Элементы потусторонности есть и в портрете Петра из рассказа «Чужие сны»: «стеклянные, выпуклые» глаза слепнущего царя кажутся неживыми, он похож на ожившего мертвеца. Возможно, Толстая в той или иной мере ориентируется на образ Петра I в творчестве своего деда, А. Н. Толстого: «<...> выпуклые глаза царя были

точно стеклянные, невидящие» Г10, с- 1591. Там же А.Н. Толстой приводит народную

легенду о том, что Петр Первый — Антихрист Г10, с- 1401 — очевидно, что Толстая также

ориентируется на этот миф, создавая мистически жуткий образ царя. Опосредованная связь с легендой об Антихристе возможна и в космогоническом мифе в начале рассказа: сон, который и реализуется потом в строительстве Петербурга, представляет собой «обманные блики» Г7, с 2271 воды, которые лишь «притворялись небесным городом» Г7, с-

Понятие «небесный город» отсылает, по всей видимости, к образу Нового Иерусалима из Откровения святого Иоанна Богослова (Откр 4:21): как Антихрист может выдавать себя за Мессию, так Петербург «притворяется» Новым Иерусалимом, скрывая свою темную мистическую природу. Но у этого образа могут быть и языческие корни, что тоже весьма вероятно, если учесть общий интерес Толстой к народной мифологии: «<...> представления о небесном городе отразились также в финской легенде об основании Петербурга в воздухе <...>. По этой легенде, город не мог быть построен на топком, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства, он бы просто утонул по частям. И поэтому его возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком

опустили на землю» Г4, с 1951.

Однако мотив смертоносности Петербурга, ассоциирование Петра Первого и его города со сферой потустороннего объясняется и онейрическим мотивным комплексом. В рамках городской мифологии это более чем традиционный ход: В.Н. Топоров выстраивает в один ряд такие петербургские слова-маркеры, как «мираж, сновидение, призрак, тень,

двойник, отражения в зеркалах, "петербургская чертовня"» Г11, с- 411. Но Толстая делает центральным именно онейрический мотив, что связано, по всей видимости, с онтологическим статусом сна в ее творчестве в целом. Онейрическая концепция писательницы имеет отчетливо мистический характер: пространство, в котором «обитает Сценарист» Г8, с 2681 снов — это «<...> мир тамошний, непрочитанный, лежащий за оградой как сад во тьме, мир, не поддающийся простому разоблачению или

объяснению» Г8, с 2671. Поэтому, по всей видимости, и мифологический образ Петербурга в прозе Толстой отчасти онтологизирован.

Более того, пространство города оказывается и онейрогенным. Миф о Петербурге у Толстой имеет, таким образом, фрактальную структуру: все жители города-сна, которых рассказчица сравнивает с лунатиками, сами создают сны и даже могут видеть сны друг друга. Персонажи, реализующие в петербургском пространстве свои видения, описываются, например, и в романе Белого: по определению самого автора, роман изображает «превращенье сознания в бытие» Г1, с 3231. Так, в автокомментариях он указывает, что мысли главного героя «начинают бытийствовать» Г1, с 3231: например, разночинный незнакомец, испугавший Аполлона Аполлоновича, представляет из себя

мысль самого сенатора, которая может забегать «в сенаторский мозг» Г2, с 351 и убегать обратно. Если учесть, что имя Белого упоминается в рассказе, Толстая могла ориентироваться на его модель, но в целом ее мифотворчество «осторожнее» символистского и онейрогенный потенциал петербургского пространства в ее рассказах гораздо слабее: сны петербуржцев в рассказе не реализуются полноценно, они лишь «не проходят бесследно» Г7, с- 2321, «от них всегда что-нибудь остается, только мы не

знаем, чьи они» Г7, с 2321. Подобного рода хрупким сном, порожденным петербургским пространством, можно считать, например, личный миф Симеонова из рассказа «Река Оккервиль». Слушая старые пластинки с романсами Веры Васильевны, герой в своем воображении создает «тихий, замедленный как во сне мир» —с:—4391; образ декадентской красавицы начала XX века, идущей вдоль туманной реки, образ трагически погибшей после революции русской эмигрантки. И в финале этот «сон»

оказывается иллюзией: живая Вера Васильевна по своему характеру и облику бесконечно далека от декадентского образа, возникшего в воображении Симеонова.

Важной частью онейрической концепции Толстой является и тезис о том, что «сны сродни литературе. У них, конечно, общий источник, а кроме того, они порождают друг

друга, наслаиваются, сонное повествование перепутывается с литературным» [7, с 228"1. И если к темной мистической природе Петра Первого и его города Толстая относится, как минимум, амбивалентно, то литературность петербургского пространства ее завораживает: «Я непременно куплю в Питере квартиру: я не хочу простой человеческой жизни. Я хочу сложных снов» [7, с- 228"". В отношении этой амбивалентной оценочности Толстая продолжает «традиции» петербургского текста русской культуры: «Петербург — бездна, "иное" царство, смерть, но Петербург и то место <...>, где русская культура справляла лучшие из своих триумфов <...>. Внутренний смысл Петербурга, его высокая трагедийная роль, именно в этой несводимой к единству антитетичности и

антиномичности» с 8]. Таким образом, Петр I в прозе Толстой мифологизируется еще и как царь-мистик, царь-художник, который сумел воплотить в реальности водяной город-сон, порождающий и сохраняющий литературные сны — то есть пространство, чем-то родственное самой Толстой как писательнице.

На структурном уровне эта антиномичность Петербурга связана прежде всего с водной символикой. Традиционно мифологема воды в петербургском мифе ассоциируется со смертью: народный миф о водной гибели города, созданный еще во времена основания Петербурга, «был усвоен и литературой, создавшей своего рода петербургский "наводненческий" текст» ———42". В прозе Толстой этот такой текст реализуется аналогичным образом: петербургская сырость пробирает «до костей» [7, с- 228"", а «Река Оккервиль» начинается и заканчивается сценами наводнения. Вода в рассказе наделяется определенной мистической силой, по всей видимости, темной: и болезнь (слепота), и смерть Петра связаны с водой, амстердамская вода завладевает сознанием царя, обманывает его, выстраивая в его снах «водяные стены, водяные шпили, водяные

купола» [7, с 227"" ложного небесного города. Но вместе с тем именно благодаря водной «структуре» петербургских снов, они так легко «сами родятся из морского ветра и

сырости» [7, с 228"" и распространяются в городском пространстве: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Белый и Блок развесили свои сны «по всему городу, как тонкую

моросящую паутину, сетчатые дождевые покрывала» [7, с- 228"", а сны самой рассказчицы, которые она по утрам сушит на балконных периллах, ветер разносит, «как мыльную пену»[7, с' 233"".

Толстая настолько ценит творческий потенциал петербургского пространства, что самым

отрицательным персонажем рассказа оказывается Ленин, который «разоряет» [7, с- 232""

драгоценные для Толстой петербургские «чужие сны» и расстреливает «сновидцев» [7, с-

¿ЗИ. В финале «Чужих снов» образ Ленина выстроен инфернально: этот хищный суккуб

вызывает омерзение своими «насморочными воздуховодами» [7, с- 232"" и «жевательной

щелью» [7, с 232"". Характерно, что это именно ночной демон, приходящий зачастую «в

момент между бодрствованием и сном, в так называемом "первом облаке сна"» [3, с- 208"": онейрическая оптика, которую дает петербургское пространство, позволяет обнаружить истинную природу этого существа и даже уничтожить его — Маргарита Фофанова видит его смерть именно в одном из своих снов, который наблюдает, в свою очередь, внутри другого сна. Смерть демонического Ленина оказывается своего рода зеркальным

отражением его мифологической функции: как Ленин является демоном-душителем, так и Маргарита Фофанова в одном из чьих-то петербургских виртуальных снов, наблюдаемых рассказчицей, душит спящего Ленина во сне. Тот же принцип возмездия на символическом уровне реализуется и в эссе «Крутые горки»: больной Ленин хочет принять яд, чтобы умереть, и требует уважения к своему личному пространству, но его лишают права и на первое, и на второе — «насилие потому что» Г6, с- 841. Ленин — это

знаток, глашатай и теоретик насилия Г6, с- 841, которое в художественном пространстве Татьяны Толстой возвращается к нему бумерангом.

В «Чужих снах» насильственная смерть демонического Ленина оказывается возмездием за зло метафизического плана, и можно сказать, что Петр также расплачивается своей смертью за обращение к темной мистической силе водной стихии. Но демонический аспект образа Ленина разработан в прозе Толстой гораздо подробнее: если Петр лишь по ассоциации соотносится с мифологическим чудовищем, то инфернальный портрет Ленина из «Чужих снов» предельно физиологичен, Пушкин в рассказе «Сюжет» называет маленького Володю Ульянова вурдалаком, а в эссе «Главный труп» Ленин вообще косвенно отождествляется с дьяволом: «<...> именем главного трупа — дедушки Ильича — названы не аэродромы, космодромы и прочие воздушные пути <...>, но метрополитен, который есть не что иное, как подземное царство, путь в преисподнюю» Г5, с. 2691.

Большая амбивалентность мифа о Петре связана с его статусом демиурга в прозе

Толстой. Так, в эссе «Русский мир», где «легкие русские»^7—с:—2581, которые

«влюблялись безответно <...> в немцев и голландцев при Петре» Г7, с- 2581, названы

русским спасением и оправданием Г7, с 2581. Конечно, речь не о копировании западных образцов; исключительно продуктивным Толстой представляется, напротив, именно синтез культур: «легкие русские» разных эпох «перетаскивали к себе иноземные слова,

дома и литературу — и те каким-то образом становились отчетливо русскими» Г7, с- 2581. Примером подобного рода культурного обогащения представляет из себя и сам Петербург. Более того, Петр I для писательницы — единственный «трудящийся» русский царь: «Был <...> один монарх, любитель ручного труда, построил городок на Неве» Г6, с-

С мифом же о Ленине связано главным образом разрушительное начало. Об этом свидетельствуют, например, метаморфозы Володи Ульянова, которого избил палкой умирающий Пушкин из рассказа «Сюжет»: Мария Александровна замечает, что ее сын

превратился в большого аккуратиста Г9, с 2571 и приклеивает на место оторванные ноги игрушечных лошадей, больше не бьет хрустальные вазы. Затем Ленин вырастает в жесткого ультраконсерватора победоносцевского типа и назначается министром внутренних дел — в качестве двух доминирующих черт его личности, перешедших в свою противоположность после физического «контакта» с Пушкиным, Толстая выделяет классовое чувство и инстинкт уничтожения. Парадоксальным образом именно это делает образ Ленина довольно существенной частью русской мифологии у Татьяны Толстой. Он олицетворяет разрушительную национальную тенденцию, а Петр I, при всей своей темной мистической неоднозначности, — созидательную.

Библиография

1. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996. С. 323.

2. Белый А. Петербург. СПб., 2004. С. 35.

3- Махов А.Е. Hostis antiquus: категории и образы средневековой христианской демонологии: Опыт словаря. М., 2006. С. 208.

4. Повх Ю.А. Космогонический миф Петербурга в современной прозе // Гуманитарные исследования. 2011. № 1. C. 195.

5. Толстая Н.Н., Толстая Т.Н. Двое. М., 2001. 477 с.

6. Толстая Т.Н. Изюм. М., 2002. 461 с.

7. Толстая Т.Н. Не кысь. М.: Эксмо, 2011. 608 с.

8. Толстая Т.Н. Река. М., 2008. 384 с.

9. Толстая Т.Н. Река Оккервиль. М., 2002. 464 с.

10. Толстой А.Н. Собр. соч. в 8 т. М., 1972. Т. 2. С. 159.

11. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.