Научная статья на тему 'Мифы и реальность по присоединению Коми края Московским государством'

Мифы и реальность по присоединению Коми края Московским государством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1002
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ / ПРИСОЕДИНЕНИЯ КОМИ КРАЯ / ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ / ЗЫРЯНСКИЙ КРАЙ / ПРАВЛЕНИЕ ДМИТРИЯ ДОНСКОВА / СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ / СТЕФАН ПЕРМСКИЙ / ИВАН III / МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN HISTORY / ANNEXATION OF THE KOMI REGION / PROCESS OF ANNEXATION / ZYRYANS DISTRICT / RULE OF DMITRIY DONSKOV / SERGIUS RADONEZH / STEPHAN OF PERM / IVAN III / MUSCOVY STATE / PERM EPARCHY / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борозинец Григорий Ленфридович

В работе рассматриваются вопросы присоединения Коми края к Московскому государству. Это был сложный и длительный процесс, который проходил в Х II -Х VI вв. и закончился присоединением к формирующемуся Московскому государству при Иване III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS AND REALITY CONCERNING THE annexation of THE KOMI REGION to THE muscovy STATE

The article considers the problems of annexation of the Komi Region to the Muscovy State. It was a complicated and long-term process that took place during the 12 th-the 17 th centuries and ended by the annexation of the Komi Region to the Muscovy State under Ivan III’ s reign.

Текст научной работы на тему «Мифы и реальность по присоединению Коми края Московским государством»

УДК 101

Борозинец Григорий Ленфридович

доцент, кандидат философских наук, директор Ухтинского филиала Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» editor@hist-edu.ru

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ КОМИ КРАЯ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ

В работе рассматриваются вопросы присоединения Коми края к Московскому государству. Это был сложный и длительный процесс, который проходил в Х II -Х VI вв. и закончился присоединением к формирующемуся Московскому государству при Иване III.

Ключевые слова: российская история, присоединения Коми края, процесс присоединения, зырянский край, правление Дмитрия Донскова, Сергей Радонежский, Стефан Пермский, Иван III , Московское государство, Пермская епархия, православная церковь.

Borozinets Grigoriy Lenfridovich

PhD in Philosophy, Associate Professor, Director of the Ukhta Affiliated Branch of the Non-State Accredited Private Education Institution of Higher Vocational Education “Modern Humanitarian Academy” editor@hist-edu.ru

MYTHS AND REALITY CONCERNING THE ANNEXATION OF THE KOMI REGION TO THE MUSCOVY STATE

The article considers the problems of annexation of the Komi Region to the Muscovy State. It was a complicated and long-term process that took place during the 12th-the 17th centuries and ended by the annexation of the Komi Region to the Muscovy State under Ivan III’ s reign.

Key words: Russian history, annexation of the Komi Region, process of annexation, Zyryans District, rule of Dmitriy Donskov, Sergius Radonezh, Stephan of Perm, Ivan III, Muscovy State, Perm Eparchy, Orthodox Church

Вопрос о присоединения Коми края к Московскому государству не является простым. В настоящее время существует два мнения решения этого вопроса. Первое состоит в том, что решающую роль вхождения Коми края в Московское государство относится к временам Дмитрия Донскова (свыше 600 лет). С этим мнением впервые выступил Г.С. Лыткин, который обосновал это мнение в своей книге «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. 1383-1501. С-Пб., 1889». В настоящее время ученые Коми научного центра склоняются к этому варианту. Второе мнение включает рассказ о присоединении Коми края Иваном III после разгрома Новгорода и присоединения его к Москве. Все Новгородские земли, включая и Коми край, после этого события были присоединены к составу Московского государства.

Таким образом, существуют два мнения достаточно обоснованных о вхождении Коми края в состав Московского государства. Поэтому мы вынуждены достаточно подробно рассмотреть два этих варианта.

Рассмотрим первый вариант. Особое место Московской истории занимает период правления Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Начало правления Дмитрия Ивановича относится к 1359 г. В этом году умер его отец Иван Иванович Красный (1353-1359 гг.). Дмитрию в это время шел девятый год. Этим воспользовался Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович. Он добился ярлыка у Золотой Орды на великое княжение Владимирское, хотя до этого руководство Владимиро-Суздальским княжество осуществляли Московские князья. Владимирский престол принадлежал вначале Ивану I Калите, Семену Гордому и отцу Дмитрия

- Ивану Красному, который правил с 1353 по 1359 г. И поэтому Московское боярство и церковные власти, возглавляемые Митрополитом, привыкли управлять одновременно Московским и Владимирским княжеством и осуществлять общий контроль во Владимиро-Суздальском государстве. Поэтому естественно Московские бояре и представитель церковной власти Митрополит Алексий, который только в 1353 г. приступил к своей деятельности, не захотели уходить из Москвы и Владимира. Ведь только предшественник Митрополита Алексея Феогност, который возглавлял церковь с 1328 по 1353 г., будучи Митрополитом, окончательно поселился вместо Владимира в Москве, где утвердил свою резиденцию. И его приемник Алексий по происхождению русский, совсем не хотел уходить из Москвы и всеми своими силами выступил против передачи власти над Северо-Восточной Руси Нижегородскому князю. Но только в 1362 г. усилиями Алексия и Московских бояр удалось получить ярлык от Золотой Орды на великое княжение Владимирское. Эта борьба продолжалась до 1366 г., когда Нижегородский князь Дмитрий Константинович окончательно отказался от великого княжения Владимирского и передал его Москве.

В это же время князь Дмитрий возмужал и вступил в управление. И первым делом, в течение двух лет, построил каменный Кремль. В 1367 г. Кремль был построен. Это укрепление Москвы позволило в свое время отбить два похода литовских князей. Они не смогли взять Москву, и были вынуждены отказаться от попыток присоединить Владимиро-Суздальские княжества к своим владениям. Но в целом борьба за Владимирский престол Московского князя не закончилась.

Теперь появился другой князь, который стремился его занять. Это был Тверской князь Михаил Александрович. Ему в 1371 г. удалось получить от Золотой Орды ярлык. Но жители Владимира, привыкшие к Московскому правлению, не пустили его в город, и Хан Золотой Орды вынужден был снова вернуть ярлык великому князю Дмитрию. Но на этом борьба не закончилась и с 1375 г. началась Московско-Тверская война. Москва имела превосходство в силах, к ней присоединились Ярославль, Ростов, Суздаль и Великий Новгород. Тверь была осаждена, а затем капитулировала. Был заключен очень важный договор, в котором впервые Владимирский престол был объявлен вотчиной Московских князей и терял титул верховного княжества. А Михаил Тверской признал себя младшим братом Московского князя.

Этой войне еще предшествовала в 1374 г., в Переяславе-Залесском, собрание большинства князей и бояр Серо-Западной Руси, на котором они решили объединиться не только для того, чтобы Московское княжество было ведущее, но и приготовиться к борьбе с Золотой Орде. Дело было в том, что Золотая Орда переживала смуту. За последние двадцать лет там сменилось свыше 20 ханов. И, в конце концов, власть захватил темник Мамай. Он свергал и назначал ханов и фактически восстановил могущество Орды. В условиях распада Орды русские сумели напасть на Золотоордынские территории, и под руководством воеводы Дмитрия Боброка в 1377 г. захватили город Булгар и взяли с татар контрибуцию. Но борьба продолжалась. Мамай направил на русские земли татарские войска и на реке Пьяне татары разгромили русские войска. Это заставило Дмитрия вмешаться и на реке Воже в Рязанской земле, разбить отряды Бе-гича. Естественно, Мамай не хотел больше терпеть своеволия русских и решил двинуть свои войска на Москву. И к 1380 г. великому князю Дмитрию удалось собрать большое войско, в котором участвовало большинство русских князей, и двинуться на встречу Мамаю. В этом походе не участвовали Тверской и Нижегородские князья. И 8 сентября 1380 г. у речки Непряда, впадающей в Дон, произошла великая Куликовская битва, в ходе которой Мамай был разгромлен и бежал, пытался скрыться в Крыму, но там был убит.

Но освобождения от татарского ига не произошло, власть в свои руки взял хан Тохтомыш. Он решил взять реванш за разгром на Куликовском поле и в 1382 г. с войсками вторгся на территорию Северо-Восточной Руси и осадил Москву. Великий князь бросился собирать силы на Север, а Нижегородские князья, шедшие вместе с татарами, уговорили москвичей открыть ворота, сославшись, что татары грабить Москву не будут, а только поищут великого князя Дмитрия. Ворота были раскрыты и татары разграбили и сожгли Москву. Дальше Тохтомыш не пошел и согласился на уплату дани. Таким образом, иго было восстановлено.

Исходя из всех этих обстоятельств, перед Дмитрием встала важная задача искать средства для восстановления русских сил. И здесь, опираясь на могущество православной церкви, великий князь изыскивает средства для восстановления своего могущества. Одним из таких путей был Великий Устюг, через который в Москву шли пушные богатства собольих и бобровых мехов. И было задумано расширить контроль поступления этих богатств, с помощью Вычегодского края, и использовать христианское вероучение для распространения православия среди зырянских племен. Так возникла экономическая основа великой миссии Стефана Пермского в глубину Вычегодского края и закрепления там христианского вероучения.

Одновременно формирующемся Северо-Восточном русском обществе начинает складывается новое единство взглядов, мнений и настроений. И в Х IV в. из Владимиро-Суздальской Руси начинает формироваться единство в области идеологии. В начальной части оно носит религиозный, православно-христианский характер. В религиозном плане оно состояло в постепенном становлении самостоятельной Московской митрополии, когда глава церкви, в условиях татаро-монгольского нашествия покинул Киев, как религиозный центр и переместился в Северо-Восточную Русь, сначала во Владимир, а затем в Москву.

С одной стороны на основе Византийско-Киевской идеологии начинает постепенно формироваться другая идеология, свойственная лесному краю. Можем ее назвать Московской. Серьезную роль здесь играет и государственная идеология, связанная с княжеской властью. В глухих лесных дебрях возникают новые города: Москва, Переяславль-Залесский, Галич, Кострома и многие другие. Формируются и новые княжества: Тверское, Московское, Переяслав-

ское и т.д. Здесь местному населению начинают угрожать действия завоевателей с Западной Европы и с Востока. Из двух угроз, угрожающих русскому населению в XIII в. наиболее опасная оказалась Западно-Европейская угроза. Дело в том, что крестовые походы, выходящие из Западной Европы, вначале XIII в., развернулись в Прибалтике. И главная опасность этих крестовых походов состояла в том, что помимо захвата территории местному населению навязывалась католическая религия, совершенно не подходящая к православному миросозерцанию.

Таким образом, местное население, должно было забыть свое мировоззрение, сложившееся в условиях лесного Севера.

В то же время, с другой стороны, Северо-Восточная Русь была завоевана татаромонгольским нашествием. Но, татаро-монгольское нашествие, будучи языческим, спокойно относилось к местному населению, и не навязывала свои идеологические, религиозные планы. Поэтому, православная церковь могла активно действовать среди местного населения. В результате такого положения, часть князей, начиная с Александра Невского, а затем и Ивана Калиты, идет на своеобразный союз с татаро-монгольскими завоевателями, ханами Золотой Орды. И все свое направление отпора крестоносцам обращает на Запад.

В результате натиск крестоносцев был остановлен. Это сделали Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. Поэтому здесь и сформировалось своеобразное православное религиозное учение. В религиозном мировоззрении на первый план был выделен культ Троицы и одновременно культ Божьей матери, как заступницы верующих людей. Это не отрицает постепенно зреющего в русских княжествах отпора татаро-монгольскому господству.

В начале XIV в. Русь пережила татарские набеги. Особенно тяжелым был разгром Твери и ряда других княжеств. Все это породило в идеологическом плане формирование пустынничества, уход части населения в глухие леса, где монгольской коннице было невозможно достать местное население. Здесь верующие люди начинают создавать монастыри, которые становятся центрами религиозного, общественного сознания и размышлений. В этих монастырях складывается общежитие людей и бесконечный труд. Оформляется и новая монастырская система, которая отрицает выделение отдельной индивидуальности, а требует совместной общественной жизни, совместного питания и совместного труда.

Наиболее ярким представителем этого направления стал Сергий Радонежский (13141392 гг.). А к 1340-м гг. выросло поколение, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине. Поэтому и сыну Ивана Калиты, Симиону, современники дали прозвище гордого. Так писал об этом известный ученый В.О. Ключевский.

В 1340-е гг. молодой инок (монах) Сергий из города Радонежа ушел в дремучий лес и там построил маленькую деревянную келию и такую же маленькую деревянную церковь во имя божественной Троицы. И к нему начали приходить верующие люди. Впоследствии здесь сложился знаменитейший русский Троицко-Сергиевский монастырь. И Сергий Радонежский становится ведущим теоретиком религиозного учения. Он тесно общается с другими значительными в XIV в. людьми. Это митрополит Московский Алексий и Стефан Пермский.

Именно преподобный Сергий Радонежский, как духовный и церковный авторитет, благословляет Дмитрия Ивановича, великого князя Московского и Владимирского на битву с татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 г. и предсказывает ему победу.

В то же время Сергий Радонежский начинает играть главную роль при Дмитрии Ивановиче Донском в формировании Пермской епархии на реке Вычегде. Русская православная церковь, в лице митрополита Алексия и Сергия Радонежского, а также и сам князь Дмитрий Донской, принимают участие в формировании Пермской епархии. И всесторонне поддерживают Стефана Пермского.

В XIII - XV вв. развертывается упорная борьба за пушные богатства северо-востока Европейской России между Великим Новгородом и Владимиро-Суздальским и Ростовским княжествами. Уже в XIII в. происходят столкновения новгородцев, идущих с низовья Северной Двины, с Ростовцами , собирающими дань с местного населения на реках Сухоне и Вычегде. В то же время монголо-татарское завоевание и частые набеги баскаков Золотой Орды, собирающих дань с русских земель, вынуждают переселяться жителей Рязанского и Владимирского и многих других русских княжеств в глухие, не доступные для монголо-татар леса, в бассейн Северной Двины, на реки Юг, Сухону и даже в низовья Вычегды. В XIV в. среди Владимиро-Суздольских княжеств постепенно усиливается роль Москвы, которая подчиняет себе Суздаль и Ростов. Воспользовавшись покровительством хана Золотой Орды, Московский князь Иван Калита в 1332-1334 гг. получает право собирать дань для Золотой Орды «с пермские люди» и в связи с этим распространяет свое влияние на Пермь Вычегодскую. К концу XIV в. Московское княже-

ство полностью устанавливает контроль над бывшей Ростово-Владимирской Русью. В этом процессе князю активно помогает православная церковь во главе с митрополитом.

К концу XIV в. усиливается поток русских поселенцев в западную часть Коми края, среди которых были православные миссионеры, занимавшиеся крещением местного зырянского населения. Все это укрепило позиции Московского княжества в Двинских и Вычегодских землях. При Великом князе Дмитрии Донском Московском и Владимирском происходит решающий шаг

- христианизация Коми края, то есть распространение вместо язычества христианской православной веры среди Перми Вычегодской. Это был важный этап в истории коми-зырян. Возглавил этот процесс православный священник, впоследствии епископ, Стефан Пермский. В древней надписи сказано: «Св. Стефан епископ, родом был Великой России, града Устюга, сын клирика соборной церкви св. Богородицы именем Симеона и матери Марии». Город Устюг был в то время перекрестком торговых путей, который вел на Европейский Север из ВладимироСуздальской Руси в Зырянский край, богатый пушниной. Поэтому здесь были широко известен наряду с русским зырянский язык. Отец и мать, заметив в сыне дарование с юных лет, отдали сына обучаться грамоте у знающих людей. За один год, обучившись чтению и пению, он становится чтецом при соборной церкви, где служил его отец. У него возникло желание удалиться от мира, и он отправился в Ростов, кафедральный город своей епархии, и вступил в монастырь Св. Григория Богослова, где был пострижен в монашество под именем Стефана. В монастыре он учился греческому, восточным языкам и Богословию. Большое влияние на его мировоззрение оказали митрополит Алексий и епископ Арсений. Под их руководством он приступил к разработке зырянской азбуки и переводу на зырянский язык богослужебных книг. К 1375 г. новая азбука была составлена. По инициативе Великого князя Дмитрия, в 1379 г. Стефан начинает свою проповедническую деятельность в Коми крае с нижней Вычегды в Пыросе (в районе современного Котласа) и на реке Вылядь. Затем он подымается вверх и в 1380 г. доходит до реки Выми, и здесь, в устье Выми, им был основан городок и поставлена церковь Благовещения Богородицы и кельи. Так возникло село Усть-Вымь, ставшее резиденцией Стефана. Со стороны части зырян он встретил ожесточенное сопротивление. «Много зла потерпел от неверных Пер-мян », - говорится в древних текстах. Озлобления, ропот, брань, хулу, укоры, угрозы смерти: «обступали его с двух сторон и кругом с дубинами и длинным палками, желая нанести смертельные удары». Но Стефана защищали воины, направленные Великим князем. Попытка местного вождя Пама, сотника, взять штурмом Усть-Вымь провалилась. Его отряд был разбит. Большинство новокрещеных пермян не пожелали признавать жрецов языческих культов и местной племенной знати. Пам был «посрамлен и изгнан из Пермской земли из роду и племени». В 1383 г. Стефан вернулся в Москву. Количество христиан в Пермском крае значительно возросло, что требовало формирования своего управления. Надо было строить новые церкви, освящать их, готовить священнослужителей, посвящать их в сан священников и решать множество других вопросов. Необходим был Пермской земле своей епископ, и митрополит Пимен, он тогда возглавлял Владимирскую епархию, и Великий князь Дмитрий Донской остановили свой выбор на Стефане. Была учреждена новая Пермская епархия во главе со Стефаном, епископом Пермским. В 1384 г. он вернулся в Пермские земли, одаренный князем, митрополитом, боярами и прочими людьми, и продолжил ставить церкви и организовывать монастыри и громить языческие кумирницы.

Создание Пермской епархии на Вычегде и Выми обеспокоило Новгородцев, и в 1385 г. в эти земли было отправлено войско, но пришедшая на помощь Стефану устюжская дружина разбила новгородский отряд «под Черной речкой под Солдором». В следующем 1386 г. новгородцы повторили набег на волости Устюжские и Вычегодские, Дмитрий Донской разбил их и волости вернул себе. В этом же году Стефан Пермский сам отправился в Новгород. Он вступил в переговоры с новгородцами, поддержал их в борьбе с ересью стригольников и получил от них заверение, что нападений больше не будет. В последующие годы Стефан Пермский выступает не только как проповедник христианства, но и как государственный деятель, фактически - правитель значительной части Коми края. В 1396 г. он приехал в Москву для участия в церковном совещании, но занемог и 26 апреля скончался, его похоронили в Московском кремле. Преемники Стефана, епископы Пермские: Исакий, Герасим, Питирим - продолжали распространение христианства среди Пермян. Заслуга Стефана очень велика: он способствовал включению Перми в состав формирующегося Русского государства, его просвещению с помощью «грамотой пермской», пробуждению зырян к христианской православной культуре.

В настоящее время возникла идея праздновать юбилей присоединения Коми края к Московскому государству. Представители Коми научного центра выдвинули новую дату этого при-

соединения - 1363 г. Но, к сожалению, эта дата не совсем удачна в историческом плане. Во-первых, Московского государства в то время не существовало, а Дмитрий Донской, будучи великим князем Московским и Владимирским стремился закрепить господствующее положение Москвы в Северо-Восточной Руси во главе с городом Владимиром. В эти годы ему пришлось вести упорную борьбу с Тверским княжеством, Литовско-Русским государством и развертывать борьбу с Монголо-Татарским государством за свою самостоятельность. И именно на фоне этой борьбы возникает тяга Московского княжества за контроль над Северными Вычегодскими землями коми-зырян. Именно на этом фоне разворачивается деятельность Стефана Пермского. По данным историка Буганова удалось приблизительно восстановить годы жизни Стефана Пермского: 1339-1396. Таковы обстоятельства, которые говорят нам об участии Стефана Пермского присоединения части Коми края к формирующемуся Московскому княжеству, которое впоследствии превращается в Московское государство. Поэтому и не получается дата присоединения -1363 г. Ведь под контроль Московского княжества перешла не вся территория Коми края, а всего лишь Вычегодская часть до Усть-Выми, где и был сооружен городок Усть-Вымь первого епископа.

Второе мнение о присоединении Коми края к Московскому государству относится к XV в., ко времени правления Ивана III , который впервые объявляет себя государем всея Руси вместо титула великий князь Московский и Новгородский. Общеизвестно, что Иван III покончил с монголо-татарским игом в 1480 г. Во-вторых, он сумел объединить вокруг Москвы большинство русских княжеских земель. В 1371 г. разбил новгородское войско, и в 1378 г. ликвидировал самостоятельность Новгорода и включил его в состав Московского государства, в результате чего и коми земли полностью вошли в его состав.

Вот поэтому при великом князе Московском Иване III (1462-1505 гг.) и осуществляется присоединение Коми края.

Во второй половине XV в. при Великом князе Московском Иване Ill (1462-1505 гг.) происходит окончательное включение Коми края в состав Русского государства. Правление Ивана III

- важный период средневековой истории России. Он в основном завершает объединение земель северо-восточной Руси вокруг Москвы. В 1474 г. удается полностью включить в состав Московского государства Ростовское княжество с Усть-Югом и тем самым окончательно закрепиться на реках Сухоне, Северной Двине и Вычегде. Одновременно развертывается борьба за полное подчинение Великого Новгорода Москве. В 1471 г. новгородское войско потерпело сокрушительное поражение от московского на реке Шелонь. Великий Новгород признал зависимость от Москвы, а в январе 1478 г. Новгородское государство перестало существовать. Ликвидировано вече и вечевой колокол, символ государственной власти был увезен в Москву. Все новгородские земли на Европейском Севере окончательно вошли в состав Московского государства. В 1480 г. Ивану Ill удалось покончить с монголо-татарским игом. Была полностью ликвидирована зависимость северо-восточной Руси от Золотой Орды, а скоро, в 1502 г., и окончательно распалось золотоордынское государство.

Положение пермских земель в XV в. оказалось сложным. С одной стороны, еще в начале века новгородцы стремились сохранить контроль над землями по Вычегде и Сухоне и даже захватили и разграбили Устюг. С другой стороны, с 1432 г. пермские земли с его епископом оказались втянутыми в Междоусобную войну, развернувшуюся в Московском княжестве между Великим князем Московским Василием II и его двоюродным братом Василием Юрьевичем, князем Галицким, а затем и Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который в 1450 г. захватил Устюг и обеспечил контроль над Пермью Вычегодской. Но в 1453 г. Московское войско освободило Устюг, и Москва восстановила контроль над пермскими землями. Пермские епископы из их центра, городка в Усть-Выми, продолжили свою миссионерскую деятельность по христианизации Коми края. В 40-е гг. владыка Питирим крестил пермян на реке Вашке и таким образом закрепил за христианством Удорский край. Но южные границы Коми края оказались незащищенными. Они подвергались набегам со стороны Вятской земли. Только поход московского войска 14571459 гг. остановил их набеги, но затем начались набеги Казанских татар на земли Устюга, в ответ состоялось три похода в 1468-1470 гг. московских отрядов на Казань, после чего был подписан мир с Казанью, и татарские набеги прекратились. Беспокоили Коми край и набеги вогулов с Востока. В 1465 г. в Югорскую землю направлен устюжский воевода Василий Скряда. К нему присоединился князь Василий Вымский «с вымичами и вычежанами ». Поход окончился успешно. В Москву были привезены пленные Югорские князья, которые обязались платить Москве соболиную дань. Поскольку у Пермского епископа было недостаточно сил, чтобы осуществлять полный контроль над Коми краем, и особенно над районом реки Выми, от которой шел прямой

путь через реки Ухту и Ижму в Печорский край, в 1480 г. был заложен укрепленный городок Турья на Выми. Не все спокойно было и в епископской резиденции в Усть-Выми. Так, в 1455 г. вогулы убили епископа Питирима. Все эти обстоятельства требовали определенного внимания со стороны Москвы к региону, приходилось посылать вооруженные отряды для защиты этих территорий от набегов как южных, так и восточных соседей. С ликвидацией самостоятельности Новгородского государства в 1478 г. в Коми крае Москвой проводятся следующие мероприятия. В 1481 г. дьяком Иваном Гавриловым было произведено описание земель и населения, вошедших в единое Московское государство. Это описание охватило основную часть территории, заселенную народом Коми, Пермь Вычегодскую. Наместниками, управляющими этим регионом, стали князья Вымские. Они занимались сбором дани с местного населения, судопроизводством и охраной порядка внутри региона. Кроме того, они обеспечивали оборону Коми края от внешних врагов и возглавляли сформированные из местного населения отряды во время походов в другие регионы. Управление краем они осуществляли через специально подобранных чиновников - тиунов, доводчиков, приставов. Тиуны вершили суд и собирали судебные пени. Доводчики вели судебные следствия по указанию тиуна, обеспечивали арест преступника и его допросы. Приставы несли полицейскую службу и выполняли различные поручения князей и тиунов. Но полной власти эти чиновники не имели. Отдельными частями Перми Вычегодской руководили представители жителей данного региона - «сотники волостные» или волостители, избиравшиеся из местного населения. Князья не могли заменять сотников по своей воле. Они представляли население своих земель-волостей в отношениях с верховной властью. Сотники определяли порядок распределения среди жителей «даней государевых» и других сборов, возглавляли сформированные в землях-волостях военные отряды во время походов. В состав Перми Вычегодской входили следующие земли: Вычегда, Вымь, Вишера, Удора, Сысола, Верхняя Кама. Власть князей Вымских не распространялась на вотчину епископов Пермских, в которую входили Усть-Вымь, Оквад, Вожем. В 1490 г. в Усть-Вымской епископской вотчине насчитывалось 49 крестьянских дворов. С остальной территории местное население должно было вносить дань. Она зависела от количества «луков», то есть взрослых мужчин-охотников. Объем дани был определен при переписи в 1481 г. Иваном Гавриловым: «с лука по соболю, а не будет соболь, ино за соболь государю четыре гривны (40 копеек)». Помимо выплаты государевой дани, население Перми Вычегодской должно было содержать за свой счет государевых наместников и их администрацию; эта обязанность именовалась кормлением. Таким образом, феодальное землевладение в Коми крае не получило широкого распространения, и все крестьянское население впоследствии вошло в разряд черносошных крестьян. Единственным относительно крупным феодалом в Коми крае оказался епископ Пермский.

В 1490-е гг. предпринимаются первые попытки освоить и другие, кроме пушнины, природные богатства северо-востока. Для чеканки монет на московском и новгородском монетных дворах требовалось много серебра, которое завозилось в виде лома западноевропейских монет. В 1491 г. с целью организации добычи серебряной и медной руды на северную речку Цильму, впадающую в Печору, Иван Ill посылает поисковую экспедицию из иностранных и русских «рудознатцев» под руководством Андрея Петрова и Василия Болотина. В октябре этого же года они вернулись в Москву сообщив, что «... нашли руду серебряную и медную великого князя в вотчине Цильме, не доходя до Косьма реки». В 1492 г. царь посылает на Цильму новую партию «рудознатцев». Вместе с русскими специалистами в состав экспедиции входили мастера из Италии и 340 рабочих с Северной Двины, Пинеги, Устюга, Усолья, Вычегды и Выми, чтобы копать руду и снабжать промысел продовольствием. Так возник один из первых горных промыслов Московского государства. Но запасы серебряной руды оказались невелики, и вскоре промысел прекратил свое существование.

Таким образом, мы можем подвести некоторый итог, как шло постепенно включение Коми края в состав Московского государства. Можно полностью согласиться с Жеребцовым И., что этот процесс растянулся на целые века (XIV - XV вв.) и прошел несколько этапов. Первый начальный этап - это этап Ростовских и Московских князей, которые закрепились на реке Сухоне и Нижней Вычегде и соорудили город Усть-Юг. Затем следует второй этап. Это время Дмитрия Донского и его последователей, когда закрепление края продвинулось вдоль реки Вычегды, и была проведена Стефаном Пермским христианизация Коми-зырян. И третий, заключительный этап - это полное вхождение Коми края в состав Московского государства при Иване III.

В заключение следует обратить внимание, что проблема вхождения Коми края до конца не разработана исторической наукой. Даже само понятие Коми край по настоящему научно не определено. Фактически первые два этапа никакого Коми края не существовало. Дело в том,

что если это рассмотреть с позиции этногенеза, то само слово Коми стало нам известно только в начале XX в. в эпоху российской революции 1917 г. А до этого это был зырянский край и он не включал в себя всю территорию российского севера оказавшегося под контролем Великого Новгорода. Неразработанность истории по этому вопросу заставляет нас удивляться. Так во времена Дмитрия Донского фактически русского государства не существовало. А в этническом отношении не было никаких зырян, они носили другие названия. Формирование зырянского народа относится больше к XV в. Поэтому речь шла о присоединении северных территорий к Великому княжеству Московскому и Владимирскому. Ибо во времена Донского окончательно закрепилось единого управления не только Московским, но и Владимирским княжеством.

Так что при Дмитрии Донском произошло включение в состав влияния Московского княжества, сначала Великого Устюга и его окрестностей, а затем на Вычегде было создано Пермская епархия. А вся остальная территория российского Севера все еще оставалась под влиянием Великого Новгорода. То есть практически здесь жило несколько племен и окончательное включение в состав Москвы всей огромной территории Европейского Севера произошло при

Иване III после того, как он разгромил и подчинил Новгород. Поэтому перед историками стоит

сложная задача постепенно восстановить процесс присоединения к Московскому государству огромных пространств северной восточной Европы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Давыдов В.Н. Присоединение Коми края к Московскому государству // Доклад на заседании Президиума Коми филиала АН СССР 5 мая 1977 г. Сыктывкар, 1977.

2. Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня присоединения / под ред. Г.М. Прохорова. СПб.,

1995.

3. БорозинецЛ.Г. К истории становления и развития Республики Коми. М., 2010.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991.

5. Федорова О.П. Допетровская Русь. Исторические портреты. М., 2008.

6. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / под ред. Н.И. Павленко. М., 1996.

7. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009.

8. Лыткин Г.С. Зырянский край при Епископах Пермских и зырянский язык. 1383-1501. С-Пб., 1889.

9. Жеребцов И. Навеки вместе // Регион. 2013. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.