Научная статья на тему 'Мифы и легенды народов Урала'

Мифы и легенды народов Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2245
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ / УРАЛ / РИТУАЛЫ / МИРОВОСПРИЯТИЕ / АРХАИКА / NATIONS / URAL / RITUALS / ATTITUDE / ARCHAIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепчугова К.С.

В данной статье раскрываются аспекты, связанные с особенностями мифического восприятия народов Урала, рассматриваются значимые причины становления космогонических мифов и архаического мировосприятия. Обозначается взаимосвязь мифологических сюжетов с фольклорными произведениями (сказки, легенды, предания, былины, поэмы), значимость мифов и легенд в современной жизни. Автором описываются мифологические основы и особая ценность данного материала, его место в литературном наследии уральских народностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHS AND LEGENDS OF THE PEOPLES OF THE URALS

The article considers sides of mythical perception peoples of the Urals, important reasons the formation of cosmological myths and archaic worldview. The article analyzes some relationship with mythological subjects folkloric works. We denote the relationship with mythological subjects folkloric works (fairy tales, legends, legends, epics, poems), the significance of myths and legends in contemporary life. It describes mythological basis and special value of this material, his place in the literary heritage of the peoples of the Urals.

Текст научной работы на тему «Мифы и легенды народов Урала»

7. Thiering M. Linguistic Caterization of Topological Spatial Relations: TOPOI - Towards a Historical Epistemology of Space. Vol. 373 of Max-Planck-Institut for Wissenschaftsgeschichte, Reprint. - Berlin, Max-Planck-Institut for Wissenschaftsgeschichte, 2009.

8. Duchier D., Debusmann R. Topological dependency trees: A constraint-based account of linear precedence // Proceedings of the 39th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics (ACL). 2001 - Pp. 180-187

9. Том P. Топология и лингвистика// Успехи математических наук. 1975. Т. 30. Вып. 1(181). -С. 199-221

10. Халина Н. В., Пивкина Н.Н. Евразийское интегративное языкознание — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014.

11. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Составил C. Джимбинов, Издательский дом Согласие. - М., 2000

12. Тарасенко В.В. Анализ сетевого мышления // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФРАН, 2002. - С. 54-72.

13. Glasersfeld E. Konslruktion der Wirklichkeit unddes Begriffs der Objeklivitdt // Einfuhrung in den Konstruktivismus. - Munchen, 1997.

14. Glasersfeld E. Radical Constructivism. - London, 1996.

References

1. Kaplan, R. & Kaplan, S. . Cognition and environment: Functioning in an uncertain world . -New York: Praeger, 1982.

2. Rovine M. J., & Weisman, G. D. (1995). Sketch-map variables as predictors of way-finding performance // Readings in environmental psychology: Urban cognition -. San Diego: Academic Press, 1995. pp. 151 -166

3. Hillier B., Burdett, R., Peponis, J., & Penn, A. (1987). Creating life: Or, does architecture determine anything? Architecture and Behavior/Architecture et Comportment,3,- Pp. 233-250.

4. Barton B., Lichtenberk F., Reilly I. The language of topology: a Turkish case studyApplied General Topology // Universidad Polit ecnica de Valencia Volume 6, No. 2, 2005.- Pp. 107-117

5. Tom R. Topologiya i lingvistika// Uspekhi matematicheskih nauk. 1975. T. 30. Vyp. 1(181). S. 199-221

6. Halina N. V., Pivkina N.N. Evrazijskoe integrativnoe yazykoznanie — Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2014.

7. Literaturnye manifesty ot simvolizma do nashih dnej Sostavil C. Dzhimbinov, Izdatel'skij dom Soglasie, Moskva 2000

8. Tarasenko V.V. Analiz setevogo myshleniya // Filosofiya nauki. Vyp. 8: Sinergetika chelovekomernoj real'nosti. -M.: IFRAN, 2002. S. 54-72.

9. Glasersfeld E. Konslruktion der Wirklichkeit unddes Begriffs der Objeklivitdt // Einfuhrung in den Konstruktivismus. - Munchen, 1997.

10. Glasersfeld E. Radical Constructivism. - London, 1996.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.149 Чепчугова К.С.

ORCID: 0000-0003-2231-410X, студент, Уральский государственный педагогический университет МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ УРАЛА

Аннотация

В данной статье раскрываются аспекты, связанные с особенностями мифического восприятия народов Урала, рассматриваются значимые причины становления космогонических мифов и архаического мировосприятия. Обозначается взаимосвязь мифологических сюжетов с фольклорными произведениями (сказки, легенды, предания, былины, поэмы), значимость мифов и легенд в современной жизни. Автором описываются мифологические основы и особая ценность данного материала, его место в литературном наследии уральских народностей.

Ключевые слова: народы, Урал, ритуалы, мировосприятие, архаика.

Chepchugova K.S.

ORCID: 0000-0003-2231-410X, student, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg MYTHS AND LEGENDS OF THE PEOPLES OF THE URALS

Abstract

The article considers sides of mythical perception peoples of the Urals, important reasons the formation of cosmological myths and archaic worldview. The article analyzes some relationship with mythological subjects folkloric works. We denote the relationship with mythological subjects folkloric works (fairy tales, legends, legends, epics, poems), the significance of myths and legends in contemporary life. It describes mythological basis and special value of this material, his place in the literary heritage of the peoples of the Urals.

Keywords: nations, Ural, rituals, attitude, archaic.

В древние времена народы, жившие на Урале, так же как и современные люди пытались осмыслить и понять, откуда появилась Земля, животные и растения, как произошли люди, как они научились существовать на этой земле, строить жилища, делать одежду и обувь. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы, собственно, и делал людей людьми, подталкивал их к творчеству: ведь найденные ответы надо было передать детям и внукам, для чего приходилось запечатлевать их посредством рассказов, песен, рисунков. Так и создавалась литература и другие виды

искусства. Кроме того, в древности практически у всех народов мира существовали свои ритуалы - определенные формы священного поведения, благодаря которым, как веровали люди, на земле и в космосе сохраняются мир и покой. Их тоже следовало передать по наследству, от одного поколения другому, причем так, чтобы существующие поколения ничего не изменяли в порядке ритуального действия - иначе оно может оказаться безуспешным, и на земле воцариться хаос. Первоначальные формы устной литературы древних народов не дошли до нас. А них мы можем судить только по сказаниям и легендам, записанным гораздо позже, когда люди уже научились писать и считать. Некоторые из них в наше время были восстановлены учеными, как бы заново сконструированы на основе исторических свидетельств, древних памятников искусства, через сопоставление с нынешними верованиями и обычаями народов, сохраняющим в своей глубине остатки прежних культов. Эти древние формы литературы называются мифами.

Мифы отражают особенности архаического мировосприятия людей, являясь первичным воплощением духовной культуры человечества. Обычно в них действуют боги, великаны, величественные и могучие герои -Богатыри, мало похожи на обычных людей. Те мифы, в которых рассказывается о происхождении земли, обустройстве на земле удобной для людей жизни называются космогоническими. У всех наших предков, с давних времен, проживающих на Урале, были свои космогонические мифы. В них есть много общих черт, а есть некоторые особенности, отличающие, скажем, мифы башкир от мифов хантов или удмуртов. Так уж сложилось, что мы живем в трех измерениях. В представлениях большинства древних народов мир разделяется на космические зоны: небесную, земную и подземную. Эти зоны или царства были заселены, соответственно, бессмертными небожителями, смертными людьми и злыми духами - чудовищами [2, с. 176 ] .

В реконструированной учеными на основе песен сэсэнов- народных поэтов- башкирской героической поэме «Урал-батыр», считающейся наиболее ранним памятником литературы башкир, небожители- это верховный бог Самрау со своими женами Кояш (солнце) и Ай (Луна), крылатые кони Акбузат, волшебные птицы. Небожители доброжелательно относятся к людям, а дочери - Самрау-Хумай и Айхылу выходят замуж за земных батыров. Один из них, самый могучий Урал-батыр воздвигает Уральские горы из останков побежденных и погребенных им дивов (злых духов). Его сыновья Яик, Идель, Нугуш, Сакмар рассекают алмазным мечом Урал-батыра эти горы и дают начало рекам, названных их именами. Кости батыров превращаются в благородные камни и металлы. В Урал-батыре особенно подчеркивается его бескорыстное служение людям. Даже найденную живую воду он разбрызгивает кругом, отчего природа становится бессмертной. Он борется за уничтожение змеиного царства Кахкахи , царства дивов Азраки, побеждает четырех чудовищных богатырей тирана Катила. Когда змеи и дивы снова начинают вредит людям, богатырь выпивает всю воду из озера, где они прячутся. Дивы - змеи разъедают нутро батыра, и он погибает, но вместе с ним погибает вся змеиная нечисть [1, с. 87 ]. Нам неизвестно, насколько точно в этой поэме запечатлены космологические представления древних предков нынешних башкир, это лишь одна из поздних версий первозданной мифологии. Некоторые элементы мифологических сюжетов сохранились сегодня в сказках, легендах, преданиях народа. Например, сказки о животных содержат в себе напластования разных эпох и связаны с тотемными мифами, утверждавшими родство первопредков с миром животных. В зависимости от исторических и географических условий в сказке формировались свои традиционные системы образов и сюжетов. Так, главную роль в повествовании у народов Западной Европы получил лис, у народов Восточной Европы и Ближнего Востока - лиса, у народов Севера и Сибири - медведь или лось. С мифологическими богатырями обычно бывают связаны герои волшебных сказок, и даже в ловких обманщиках обнаруживаются их архаические прототипы - благородные герои, обманывающие тотемного зверя, нередко и саму смерть и крадущие у них недоступные простым смертным сокровища. В башкирском фольклоре это Алдар, который обманывает черта. В удмуртских сказках это простой мужик, сумевший перехитрить шайтана. Первые сведения о бытовании легенд, различных поверий и рассказов среди башкир относятся к X веку. Особую группу образуют легенды о небесных светилах, сохраняющие следы древних космогонических представлений. Зачастую земные явления в них перемещаются на небо. В космогонических легендах находит отражение явление антропоморфизма. Так, в одной из них, («Девушка и месяц»), Луна олицетворяет мужское начало, слышит и даже осуществляет некие действия. Обширна группа легенд и преданий, посвященных земле. Исключительно богатая природа Урала издревле будила фантазию, преданиями в древности был овеян каждый примечательный камень, холм, луг. Ученые-краеведы XIX века замечал: «У башкирцев почти о каждом несколько замечательном месте есть своё особое предание» [3, с. 46].

В некоторых топонимических легендах возникновение названий рек, озер, гор связывается с тотемистическими представлениями, например, с культом коня. Порой древнейшие воззрения соседствуют с более поздними социально-бытовыми и историческими представлениями. Космогонические легенды удмуртов часто напоминают легенды других народов мира. Целый ряд легенд удмуртов рассказывает о сотворении гор, болот, лесов, причем в них удмуртский инвар творит не из ничего, а из песка, и сам не в состоянии достать его со дна, а заставляет сделать это шайтана. Космогонические легенды удмуртов часто напоминаю легенды других народов мира. Более оригинальна удмуртская легенда «О сотворении мира», сокращенный вариант которой впервые был записан известным венгерским ученым Бернатом Мункачи в 1887 году. К космогоническим легендам примыкают мифы о различных сверхъестественных существах. Главными в мифологической иерархии удмуртов были Инмар и Кылдысин. Первый живет на небе, престол его - солнце, одежда - небо. Второй живет на земле. В мифологии хантов и манси выделяют три главных божества: Торум, Калтась-анки, Куль.

Для современного человека мифы интересны не только сами по себе - как своего рода сказки, которые можно читать на досуге. Знание мифологии помогает лучше понять многие литературные произведения, вводит нас в контекст древнейшей истории человечества, является одним из двигателей воображения и фантазии. Многие особенности архаического мифологического мышления сохраняются в массовом сознании, в религии, в традициях людей и по сей день.

Литература

1. Башкирское народное творчество. - т.7: Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. - Уфа: Башкирское издательство «КИТАП», 1993.

2. Урал - батыр. Башкирский народный эпос. — Уфа: Китап, 2005.

3. Юматов В.С. Древние предания Башкирцев Чубиминской волости // Оренбургские губернские ведомости. Оренбург.1848. № 7.

References

1. Bashkir folk art. - Vol.7: proverbs, sayings. Signs. Puzzles. - Ufa: Bashkir publishing house "Kitap", 1993.

2. Ural - batyr. Bashkir folk epic. - Ufa: Kitap 2005.

3. Yumatov VS Ancient legends Bashkirtsev Chubiminskoy Parish // Orenburg Provincial Gazette. Orenburg.1848. Number 7.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.107 Гришина Е.С.1, Котлова Т.Б.2, Царева Н.А.3

1Дальневосточный федеральный университет,

2Ивановский государственный энергетический университет,

3Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЕФОРМ

Аннотация

Современное реформирование армии и флота невозможно без реализации соответствующих изменений отечественного образования в целом и военного в частности. Более того, авторы признают за военным образованием возможности разработки и распространения передового опыта в деле гуманизации педагогического процесса. Лидером этого процесса призвано стать военное образование, методы которого онтологически носят комплексный и гуманный характер, а цели формируются в контексте глобальности современных международных отношений.

Ключевые слова: глобальные проблемы, гуманизация образования, военное образование, духовная трансформация.

Grishina E.S.1, Kotlova Т.В.2, Tsareva N.A.3

:Far Eastern Federal University, 2Ivanovo State Power University, 3Pacific Higher Naval School. S.O. Makarova MILITARY EDUCATION TRENDS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY REFORMS

Abstract

A present reformation of the army and navy is impossible without complex implementation of the relevant changes in the national education in general, and the military education - in particular. Moreover, the authors acknowledge for the military education a function to develop and propagate the best practices in the humanization of the educational process. Military education is expected to become a leader of this process, which methods are ontologically complex and humanitarian, and goals are formed in the context of global approach to the contemporary international relationship.

Keywords: global challenges and problems, humanization of education, military education, spiritual transformation.

Современные военные реформы с неизбежностью требуют изменения методики военного образования. Одним оз направлений реализации этого требования является гуманизация. При этом важно помнить, что любые изменения невозможны без понимания истории процесса, подлежащего реформированию.

Новое время вдохновенно поверило в науку как главную движущую силу прогресса, сформулировало сверхцель общественного развития: освоение и преобразование общества, мира в целом. Именно из этого и выросла культура ХХ в. Её традиции и сегодня поражают устойчивостью воли к прогрессу в его классическом понимании, неутомимым желанием расследования во имя господства человека в мире. Воспроизводя культ разума и индивидуальности, она с неизбежностью засасывает человека в зависимость от техники, рациональности научных доказательств, материальной выгоды и экономически обусловленного престижа. В результате обе стороны медали новоевропейского гуманизма вывернулись на одну сторону, и человечество столкнулось с ними лицом к лицу, четко осознав эту встречу как последнюю перед катастрофой. Как всегда вдруг пришло осознание того, что стремление реализовать действительно безграничные возможности человека удивительным образом неотвратимо сопровождается усилением жажды безграничности человеческой власти над миром, что в обыденности уродливо проявляется в стремлении обладать всем как вещью, в усилении агрессивности самоутверждения за счет всего вокруг. Но в недрах этой же культуры вопреки логике рационализма неистребимо обнаруживает себя вера в то, что путь из кризиса формируется в духовном, что желание человека соприкоснуться с вечностью принесет спасительные плоды. Что это? Новая утопия или реальный выход из сегодняшнего осознания кризиса? Знаменитое «Бог умер!» прозвучало именно тогда, когда абсолютное уступило место преходящему, и восторжествовало обыденно -материальное. Слезы по этому поводу проливал не один Ницше. Отдельные капли горечи по забвению корней собственного бытия в условиях пессимизма и перевернутости духовных ценностей в условиях кризиса западной мировоззренческой парадигмы на сегодняшний день слились в потоки, достаточные для того, чтобы всерьез говорить о реальной потребности в смене жизненной парадигмы человечества. Какой будет она в XXI веке? Хотелось бы предположить, что если за человеком сегодня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.