КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
УДК 785.7
Т. Ю. Кадесникова
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЯЗЫЧЕСКОГО РИТУАЛА В «КАМЛАНИИ» ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО
М. А. КЕСАРЕВОЙ
аргарита Александровна Кесарева принадлежит к поколению композиторов, в 1960-1970-е гг. активно занимавшихся собиранием, освоением, изучением песенных народных традиций Урала. Магистральной линией ее творчества становится обращение к народным темам и их воплощение в профессиональной композиторской деятельности. Самобытность таланта М. А. Кесаревой заключается в умении глубоко проникнуть в суть многонациональной уральской культуры, уловить особенности народного мышления, его психологию и уклад жизни.
Своеобразно раскрываются в «уральском космосе» [10] композитора древнейшие пласты духовной культуры народа: мифы, обряды, поверья, заговоры. Л. А. Серебрякова так пишет о М. А. Кесаревой: «С годами наиболее притягательным для нее оказался тот фольклорный пласт, осваивая который она погружается в языческие отношения человека с природой, являющиеся более древними, чем христианские, но и взаимодействующие с ними» [6, с. 143]. В ее музыке, наряду с такими фольклорно-жанровыми истоками, как проголосные, игровые, плясовые, колыбельные уральские песни, особое значение приобретает жанр заговора. С поэтикой заговора и обряда связаны произведения: «Наговорная легенда», «Мансийские были», «Булатов камень», Шесть пьес для деревянных духовых. Есть и еще одна точка соприкосновения с языческой культурой -это увлечение М. Кесаревой творчеством мансийского поэта и писателя Ювана Шес-талова (1937-2011) [9], внука шамана.
«Камлание» для виолончели и фортепиано занимает особое место в камерно-инструментальном творчестве композитора, впоследствии названное концертным ритуа-
© Т. Ю. Кадесникова, 2018
лом. Это сочинение было написано в 1995 г. специально к поездке на Международный съезд ритуальной восточной музыки (1997, США). В те годы композитор активно изучала восточную культуру, японскую средневековую поэзию, буддизм, индийские медитативные практики и якутские языческие традиции [1, с. 144].
«Камлание» М. Кесаревой - один из немногочисленных примеров новаторского отношения неофольклористов к жанрам ка-мерно-инструментальной музыки с участием фортепиано, а именно воплощение ми-фопоэтических образов магии и заговора. Проблема ритуала остро волновала композиторов XX в., достаточно вспомнить «Весну священную», «Свадебку» И. Стравинского. В статье «Символ и ритуал в Мессе И. Стравинского», исследуя сочинение, Л. Дьячкова говорит о двух способах воплощения обрядового действа в этой музыке: в виде целостной системы, и отдельных ритуальных элементов [3, с. 242]. Попробуем рассмотреть «Камлание» М. Кесаревой как «сознательное воплощение ритуала в виде целостной системы» (курсив мой. - Т. К.), опираясь на формулировки Л. Дьячковой:
- выбор специального действия;
- символизация священного пространства, космического и мифического времени — иных, чем пространство и время простых людей;
- переход в состояние высшего сознания;
- создание нового единства, которое программируется синтезирующей частью ритуала;
- определенный тип высказывания, акцентирующий особую эффективность слова.
Выбор специального действия. В нашем варианте это само камлание - шаманский ритуал гадания, ворожбы, заклинаний, нередко предполагает наличие участников обряда, духов, помогающих шаману, кото-
м
рый во время магического действа обращается к ним. Форма шаманских традиций этого процесса у различных языческих народов схожа.
Предположим, что в «Камлании» для виолончели и фортепиано при создании композитором мифологических художественных образов наблюдается сходство со схемой проведения традиционного обряда. Вступление трактуется автором как подготовительный этап ритуала. Теперь, продолжая аналогию, отметим, что для характеристики образа шамана был бы уместен тембр виолончели, который считается наиболее приближенным к человеческому голосу и способен чутко передавать мельчайшие нюансы интонаций. Тогда партии фортепиано поручается роль духов-помощников камлающего, а также всего антуража мистического действа: мимику и движения шамана, удары в бубны, звон украшений и тотемов на одежде.
Заострим внимание на важном обрядовом атрибуте - бубнах, представить которые в произведении становится возможным благодаря универсальной природе фортепиано и его техническим свойствам. С точки зрения такого ракурса, подходящее описание этого ударного шаманского инструмента мы находим у О. Э. Добжанской в исследовании соответствующего обряда одного из народов Сибири, нганасан. Автор определяет значение бубна в ритуале, обусловленного идеологией самого шаманизма: «звучание этого инструмента создает особую атмосферу непрерывного движения, полета на всем протяжении шаманского ритуала. Партия бубна автономна, не
структурирована какими-либо расчленяющими моментами (паузами, акцентами) и представляет своего рода perpetuum mobile» [2].
В экспозиции, согласно предположениям, композитор воссоздает процесс культового действа, когда шаман обращается к духам. В самом обряде это сначала духи, которые являются хозяевами дома или местности, затем духи «верхнего», «нижнего» или «среднего» мира, и после - духи-помощники [4]. В музыке М. Кесаревой мифические представители трех миров характеризуются тремя этапами. Тематизм первого состоит из двух элементов: речитативного espressivo, arco у виолончели, который ассоциируется с человеческой речью (пример 1), и однообразно повторяющихся ритмических фигур, с авторской ремаркой «как эхо» (пример 2).
В следующий ход развития событий, meno mosso, композитор включает изобразительный элемент танца. Характер второй темы экспозиции более четкий, упругий, с преобладающим остинатным ритмом (пример 3).
Заключительный этап начинается с виолончельной реплики détaché, которая декламируется с пафосом, подчеркивая речитативный характер высказывания. Эпизод построен в виде канона, имитирующего диалог шамана и духов. Таким образом, происходит художественное осмысление части обряда - момента объединения его главных участников.
С помощью большого арсенала выразительных средств музыки, опираясь на достижения «неомифологизма» XX столетия
Пример 1 Вступление
Щ Espressivo
(с патетикой) arco
Violoncello
Piano
J-J?"Jr Ц
mf
^rrfiBigfrr,
/
mf
Пример 2 Вступление
| 2 | Meno mosso
Пример 3 Вступление
Ус.
Рпо.
th Mi > bM Г 'г* ф Г ^
If) « 3 __s \ 3 г 3 3
т* к*
-тшш
и языческие традиции, композитор воплощает образ шамана через речитативные высказывания виолончели, ее тембр и штрихи: pizzicato, arco, sul pontichello (на подставке, рядом с подставкой). Мистический образ духов представлен богатством интонационной сферы, в целом характерной для русского национального музыкального искусства: увеличенными интервалами, хроматическими ходами, целотонными оборотами и т. д.
Символизация священного пространства, космического и мифического времени - иных, чем пространство и время простых людей. По сюжету ритуала, после обращения к духам, шаман впускает их в себя и ведет беседу. Иными словами, находится в таком измерении, которое не может быть доступно сознанию простых смертных.
Разработка в «Камлании» для виолончели и фортепиано также состоит из трех поэтапных частей. Перед разработочным разделом звучит небольшое соло виолончели. М. Кесарева рекомендует исполнять его свободно, molto dim, ррр. В художествен-
ном видении обряда, скорее всего - это момент расслабления, успокоения, сосредоточения на общении с духами.
Музыкальный материал разработки построен на взаимодействии тем экспозиции и включении интонационной сферы из номера «Песни деревянного идола» хорового цикла «Мансийские были» М. Кесаревой, в котором тема провозглашала «пророчество идола» [10, с. 138]. В ходе развития тематизма меняется характер музыки на танцевальный, ритмичный. По ритуальному сценарию, это своеобразное «приплясывание-кружение» шамана, топтание на одном месте. В «Камлании» различные обрядовые действа - танцы, «кружения и топтания на месте», удары в бубны - выражены с помощью акцентировки звуков, остинатностью ритма и разнообразной его организацией, а также «универсальной» изобразительной функцией фортепиано.
Третья часть разработки - драматическая предкульминационная точка всего «Камлания». В музыке инструментальное
Пример 4
Предкульминационная точка
Violoncello
Ус.
Рпо.
fr fc fc [lg;
К
Г"
Cadenzia
Espressivo
Пример 5 Каденция
начало преобладает над мелодическим, речитативным (пример 4).
Вероятнее всего, таким способом автор воспроизводит пиковый момент погружения в «священное пространство», нахождение в «космическом и мифическом времени», единение с духами, наивысший момент медитации.
Переход в состояние высшего сознания. По традиции языческого обряда, камлающий шаман пребывает в том мире, по отношению к которому проводилось сакральное действо. В момент пребывания в нем, он рассказывает о происходящем всем присутствующим. Для примера: подобное состояние описывается в «Песне деревянного идола». «Идол транслирует людям знания, которыми сами они до этого не владели: об устройстве мира, о временной его составляющей, о предопределенности всего происходящего. Форма подачи мысли напоминает "поток сознания"» [Там же, с. 131].
Каденция виолончели, вероятнее всего, это и есть «переход в состояние высшего со-
знания». Она выполняет функцию динамической репризы всего произведения и построена на его основных темах (пример 5).
Если логически следовать обозначениями автора Espressivo - Piu mosso -Espressivo, то определяется трехчастная структура раздела.
Создание нового единства, которое программируется синтезирующей частью ритуала. В конце сюжетной линии языческого обряда происходит «возвращение» шамана в мир людей. В художественном осмыслении ритуала этот процесс можно трактовать как «создание нового единства», так как все участники посвящены в таинство свершившегося сакрального действа.
В «Камлании» М. Кесаревой этот заключительный раздел - кода. Синтезирующей частью в «создании нового единства» является сама музыка. Она построена на интонациях основных тем экспозиции, и по-видимому, изображает мерные удары музыкальных инструментов, реплики шамана,
его мимику, движения, повторяемые задействованными в ритуале персонажами из мира людей.
Определенный тип высказывания, акцентирующий особую эффективность слова. С точки зрения этой формулировки Л. Дьячковой, для «Камлания» М. Кесаревой данный пункт «целостной системы сознательного воплощения ритуала» можно определить как обобщающий. Это художественное осмысление ритуального действа композитором и выбор средств музыкальной выразительности. Концепция произведения основана на единстве тематического развития, взаимодействия образных сфер, лаконично выстроена по форме. На основании этого можно сделать вывод, что сочинение написано в сложной трехчастной форме с чертами сонатности. Автор не только создает яркие образы в произведении и передает тонкие грани речи, мимики, танца камлающего, но и с помощью музыки, ее «слова» освещает духовное пространство языческого народа, одну из форм его этнической религии.
В одной из работ Г. Б. Сыченко, рассматривая устное наследие шаманов с точки зрения правомерности его отнесения к сфере фольклора, пишет: «Как показывают наши наблюдения, в аутентичных традициях шаманские камлания обязательно являются музыкально оформленными текстами. Здесь часто встречается интонирование, которое невозможно определить как пение. Это могут быть различные возгласы, скороговорка, бормотание, шепот. Тем не менее основная часть шаманского сеанса все-таки поется, хотя используемые при этом тембры сильно отличаются от обыденного пения. Перечисленные феномены принадлежат к голосовым типам интонирования, которые наряду с инструментальными составляют звуковую сторону шаманского ритуала» [7]. В другой статье «речевая» деятельность шаманов определяется Г. Б. Сыченко термином «шаманское интонирование». Под понятием интонирования, согласно утверждениям исследователей, подразумеваются «все возможные типы и вариации звукового производства и выражения в конкретной интонационной культуре и в человеческой культуре вообще» [8].
Нами не случайно затронута проблема интонирования в шаманском камлании,
так как именно она является центральной в произведении композитора и решается, несомненно, за счет технологических особенностей инструментов: способности тонкого интонирования виолончели и изобразительной функции фортепиано. В результате, шаманский обряд, как один из видов традиционной культуры, гармонично вписывается в контекст академического жанра. В связи с этим можно обосновать главный вывод: новаторский взгляд М. Кесаревой на специфику ритуала камлания позволил с максимальной точностью перенести его в сферу камерно-инструменталь-ной музыки. Более того, согласно названию, в «Камлании» заложена программа, описывающая священное мифическое действо, поэтому не исключается возможность «инновационной» трактовки произведения - театрализации ритуала на основе этой музыки, хотя такая «инновация» имеет довольно глубокие корни.
Е. С. Новик подробно пишет о том, что аналогия с театральностью проведена многими исследователями шаманских обрядов: «Их внимание привлекали наличие в камлании актерской импровизации, различного рода трюков, использование иногда весьма сложного реквизита и целый ряд других элементов, известных нам по более развитым формам театра» [5, с. 61]. В любом случае, художественная ценность сочинения М. А. Кесаревой заключается в том, что эта музыка привлекает не только внимание широкого круга исполнителей и педагогов, но и, вероятно, может быть рассмотрена как один из видов композиторского комплексного подхода к проблематике темы «шаманизм и музыка».
В фольклорном очерке об уральской промысловой поэзии «Магия земли и высота небес», М. Кесарева отмечает: «Первобытная магия, воздействуя на человека, приобщала его к природе и снимала противоречия между человеком и обществом. Оторванная от среды обитания, от разрушительного жизненного уклада, магия если не наносит непосредственного вреда, то мало что дает человеку. Творческий подход к народной магии отличает своеобразное воссоздание условий быта, характеров, утерянной природы, особых отношений человека с силами земли и духами небес. В какой-то степени это возвращение к истинной духовности, к подлинной вере» [10, с. 177].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородин Б. Б. Уральская композиторская организация: История и современность: Мо-ногр. справ. - Екатеринбург: Урал. лит. агентство, 2012. - 400 е.: илл.
2. Добжанская О. Э. Шаманский обряд нганасан: Опыт этномузыковедческого исследования. - URL: http://cheloveknauka.com/ shamanskiy-obryad-nganasan-opyt-etnomuzykovedcheskogo-issledovaniya (дата обращения: 29.10.17).
3. Дьячкова JI. Символ и ритуал в Мессе И. Стравинского // Миф. Музыка. Обряд: Сб. ст. / ред. и сост. М. Катунян. - М.: Композитор, 2007. - 336 с.
4. Корнеев А. Камлание - шаманский ритуал // INFINIX. 2014. 7 июля. - URL: http://infinix.com.ua/ezoterika/kamlanie-shamanskiy-ritual/ (дата обращения: 03.07.2017).
5. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. - М.: Вост. лит., 2004. 304 с.
6. Серебрякова JI. А. Музыка уральских композиторов: Учеб. для муз. вузов / Урал. гос.
консерватория им. М. П. Мусоргского. -Екатеринбург, 2011.- 336 с.
7. Сыченко Г. Б. Фольклор, музыка, поэзия? (к проблеме «шаманского фольклора») // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. -№ 3. - URL: http://www.philology.nsc.ru/ departments/folklor/people/sychenko.php (дата обращения: 27.10.2017).
8. Сыченко Г. Б. О способе бытования шаманской традиции и инструментах ее описания // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. - 2011. - № 1. - URL: http://e.lanbook.com/journal/issue/294041 (дата обращения: 29.10.2017).
9. Шесталов Юван (Иван) Николаевич // Электронная антология. Культурное наследие Югры: Аннот. иллюстр. сб. - URL: http:// hmao. kaisa.ru/object/1804852262 ?lc=ru (дата обращения: 03.07.2017).
10. Шуликова О. В. Уральский космос Маргариты Кесаревой: Очерки о творчестве композитора / науч. ред. Т. И. Калужникова. -Екатеринбург: Урал. кн. изд-во, 2016. -192 е.: нот.
REFERENCES
1. Borodin B. B. Uralskaya kompozitorskaya organizatsiya: Istoriya i sovremennost [Ural composers' organization: history and modernity]. Ekaterinburg, 2012. 400 p., ill.
2. Dobzhanskaya O. E. Shamanskij obryad nganasan: Opyt ehtnomuzykovedcheskogo issledovaniya [Nganasan shamanic rite: the ethnomusicology research experience]. Available at: http://cheloveknauka.com/ shamanskiy-obryad-nganasan-opyt-etnomuzykovedcheskogo-issledovaniya (Accessed 29 October 2017)
3. Diyachkova L. Symbol and ritual in the Mass by I. Stravinsky. Mif. Muzyka. Obryad [Myth. Music. Rite]. Moscow, 2007. 336 p.
4. Korneyev L. The Kamlanie is shamanic ritual. INFINIX. 2014. 7 iyulya [INFINIX 2014. 7th of July]. Available at: http://infinix.com.ua/ ezoterika/kamlanie-shamanskiy-ritual/ (Accessed 03 July 2017).
5. Novik E. S. Obryad i folklor v sibirskom shamanizme: Opyt sopostavleniya struktur [Rite and folklore in Siberian shamanism: The experience of comparing structures]. Moscow, 2004. 304 p.
6. Serebryakova L. A. Muzyka uralskikh kompozitorov: XJchebnik dlya muzikalnykh vuzov [Music of the Ural composers: textbook
for high music schools]. Ekaterinburg, 2011. 336 p.
7. Sychenko G. B. Folklore, music, poetry? (to the problem of «shamanic folklore»). Gumanitarnye nauki v Sibiri [Humanities in Siberia]. Available at: http:// www.philology.nsc.ru/departments/folklor/ people/sychenko.php (Accessed 27 October 2017).
8. Sychenko G. B. On the way of living shamanic tradition of its and the tools of its description. Problemy muzykalnoj nauki / Music scholarship [Problems of musical science / Music scholarship]. Available at: http:// e.lanbook.com/journal/issue/294041 (Accessed 29 October 2017).
9. Shestalov Yuvan (Ivan) Nikolaevich. Electronnaya antologiya. Kulturnoe nasledie Yugry [Electronic anthology. The cultural heritage of]. Available at: http: // hmao. kaisa.ru/object/1804852262 ?lc=ru (Accessed 03 July 2017).
10. Shulikova 0. V. Uralskij kosmos Margarity Kesarevoj: Ocherki o tvorchestve kompozitora [Ural cosmos of Margorita Kesareva: Esseys about the creative work of composer]. Ekaterinburg, 2016. 192 p.: not.
Мифопоэтические образы языческого
ритуала в «Камлании» для виолончели и фортепиано М. А. Кесаревой
Интерес к эстетике языческих традиций, как важной составляющей многонационального фольклора народов Урала, характерен для творчества уральского композитора М. А. Кесаревой. Многолетняя работа по изучению, собиранию и сохранению уральского фольклора являлась одной из магистральных линий профессиональной деятельности М. А. Кесаревой. Внимание композитора привлекала не только региональная культура народов Урала, но также восточная и средневековая поэзия, индийские медитативные практики, эстетика буддизма, якутские языческие ритуалы. Наиболее притягательным для творчества уральского автора стало постижение древнейших традиционных языческих отношений человека с природой. Художественное воплощение в музыке М. А. Кесаревой находят образы народных обрядов, заговоров, заклинаний, оберегов. Одним из примеров является «Камлание» для виолончели и фортепиано, в котором представлен древнейший пласт духовной культуры народа - языческий шаманский ритуал. Обращение к исследовательским работам О. В. Шуликовой, Г. Б. Сыченко, Е. С. Новик способствовало изучению шаманского ритуала камлания и его особенностей. Кроме того, опираясь на сформированный Л. С. Дьячковой способ воплощения обрядового действа в музыке И. Стравинского, стало возможным проанализировать специфику музыкальной трактовки М. А. Кесаревой одной из форм этнической религии. В ходе исследования были сопоставлены: схема самого обряда и художественное осмысление ритуала композитором. В результате были выявлены особенности претворения священного мифического действа в камерно-инструментальной музыке.
Ключевые слова: виолончель, фортепиано, композитор, ритуал, схема, камерная музыка, камлание, мифопоэтический, языческий, шаманский, культура.
Mythopoetic images of pagan ritual in "Kamlanie" for cello and piano by M. A. Kesareva
The interest in aesthetics of pagan traditions as an important component of multinational folklore of Ural's people is typical feature for the Ural composer M. A. Kesareva. The long-term work on the study, collection and preservation of Ural folklore was one of professional activity of M. A. Kesareva. The attention of the composer was attracted not only by the regional culture of the peoples of the Ural, but also by the eastern and medieval poetry, Indian meditative practices, the aesthetics of Buddhism and Yakut pagan rituals. The most attractive for the creativity of the Urals author was become the comprehension of the most ancient, traditional pagan relations between man and nature. Artistic embodiment in the music of M. A. Kesareva are found different images of folk rites, conspiracies, spells. The musical composition "Kamlanie" for cello and piano is one of examples, where is embodied the oldest layer of spiritual culture of the people - pagan shamanic ritual. The appeal to research works of O. V. Shulikova, G. B. Sychenko, E. S. Novik, based on formulated by L. S. Dyachkova the method of incarnation of ritual action in the music of Igor Stravinsky, it was possible to analyze the specifics of M. A. Kaesareva musical interpretation one of the forms of ethnic religion. In the course of research there were analyzed: the scheme of rite and the composer's artistic understanding of the ritual. In the result there were revealed the features of the creative realization of the sacred mythical action in the chamber instrumental music.
Keywords: cello, piano, composer, ritual, scheme, chamber music, kamlanie, mythopoetic, pagan, shamanic, culture.
Кадесникова Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры специального фортепиано Тюменского государственного института культуры, преподаватель Тюменского колледжа искусств и музыкальной школы при нем, соискатель на ученую степень кандидата
Kadesnikova Tatyana Yurievna, Senior Lecturer of the Special Piano Department at the Tyumen State Institute of Culture, teacher at music school of the Tyumen college of Arts and also in it, applicant for the degree of the Candidate of Art Criticism at the Ural State
искусствоведения в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор, член союза композиторов России, Бородин Борис Борисович) Е-тад.1: [email protected]
Musorgsky's Conservatory (scientific director - Borodin B. B., Doctor of Art Criticism, Full Professor of the Ural State Musorgsky's Conservatory, the member of The Composer's Union of Russia) E-mail: [email protected]
Получено 10.10.2017