УДК 82
Абдурахманова Тамела Имамединовна
НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент, Россия kati ba@vandex. ш
МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В РОМАНЕ Ф. БАДАЛОВА «МИФ»
Abdurakhmanova Tamela Mamedinovna,
NEI HPE “Social Pedagogics Institute”, Derbent town, Russia. [email protected]
MYTHIC-POETICAL MODEL OF THE WORLD SHOWN IN THE NOVEL ‘THE MYTH’ BY F. BADALOV
Статья исследует способы реализации мифологических мотивов в романе Ф. Бадалова, выявляя своеобразие осмысления в мифологическом контексте вечных вопросов и проблем бытия. Автор использует мифопоэтический подход, позволяющий охарактеризовать наиболее значимые мотивы, образы, идеи и особенности хронотопа в романе.
Ключевые слова: мифология, мифопоэтическая модель мироздания, менталитет, пространственновременной континуум, лезгинская литература, мифологема, символ.
The paper explores the ways enabling some mythology motifs to be reproduced in the novel by F. Badalov, and reveals a specific interpretation of eternal issues and dilemmas of existence in a mythological context. The author applied a mytho-poetic approach that allowed specifying the most significant motifs, images, ideas and characteristics of chronotope in the novel.
Keywords: mythology, mytho-poetic model of the Universe, mentality, space-time continuum, Lezghin literature, mythologem, symbol.
Желание изучить особенности исторического прошлого, специфику формирования его ментальной характеристики, вспомнить и возродить культурные и морально-этические ценности, нравственный кодекс своего народа являются объективным и вполне объяснимым процессом не только литературы, но и современного мышления в целом.
Мифология, возникшая как отражение сознанием человека непознанных феноменов природы, стала толчком возникновения начал нравственности, разумных закономерностей человеческого взаимодействия и отношения к природе. Истоки большинства национальных литератур и многих литературных течений берут начало именно в древних мифологиях, аккумулировавших социальный, познавательный и исторический опыт народов, живших в эпохи, когда ни литературы, ни науки, как таковых, не существовало. Именно поэтому мифологические тексты, хоть и во многом искаженные, содержат реальные сведения и свидетельства, выявление которых является одной из актуальных научных задач.
В силу ряда причин исторического, политического, этнического характера на территории исторической Албании в течение веков сосуществовали многие мировые религии. Авто-хронные народы, проживающие на этой территории, заимствовали идеи, обряды, сюжеты зороастризма, христианства, иудаизма и ислама. Астральная религия лезгин сохранила свой почти первозданный вид и устояла перед влиянием мощных религиозных течений. Влияние христианства, зороастризма и ислама в лезгинской культуре и религиозно-мифологических представлениях сохранилось в общепринятых и соблюдаемых по сегодняшний день запретах (тубаяр), в деятельности традиционных посредников между богами (духами) и людьми («кьияр къведай паб», «чинер паша» и др.); в таких формах народного творчества, как клятвы (кьинер), проклятия (ахарар), анекдоты (хкет1ар) и др [2, с. 18].
Появление жанра мифологического романа было определено формированием нового типа эстетического мышления в ХХ веке. Если философский роман раскрывает главные проблемы человеческого бытия, создает целостную картину мира, то роман-миф сконцентрирован на создании символической модели существования человека и человечества [6, с. 131]. Обращение дагестанских писателей к мифопоэтике и ремифологизация в определенной степени способствовали возрождению и активизации своеобразной дагестанской конституции, «свода национальных законов, который в абсолютном большинстве соответствует древнейшим нравственно-этическим заповедям, выработанным всем человечеством на протяжении тысячелетий. Эти заповеди можно охарактеризовать как всеобщие космические законы, соблюдение или несоблюдение которых определяет единый метаконфликт, известный в мифологии, как борьба между добром и злом, светом и тьмой, гармонией и хаосом.
Роман Ф. Бадалова «Миф» основан на лезгинской мифологии, согласно которой существует два мира - мир богов и мир людей. Мир людей управляется богами, но они не считают нужным вмешиваться в каждый частный случай, предоставляя людям поступать по своему
усмотрению. Задача богов - контроль природных и общественных изменений, соблюдения общих законов бытия.
В романе дается необычная мифологическая трактовка таких вечных вопросов и проблем бытия, как смысл жизни, сущность любви и ненависти, жизни и смерти и т.д. Автор проводит мысль о том, что, несмотря на многовековую историю человеческой цивилизации, внутренний мир человека в сущности своей не претерпел каких-либо значительных изменений. Человеческая природа основывается практически на тех же инстинктах, что и многие тысячелетия назад.
Бадалов воссоздает на страницах романа наиболее полную картину национального быта и уникального духовного опыта родного народа, включая в него часть культурного поля далекого исторического прошлого. Что касается авторских пространственно-временных построений, то очевидно изображение человека в различных взаимоотношениях с другими внутри своеобразной «сферы» или «пирамиды»-социума. Пространственно-временная картина романа «Миф» в основе своей имеет равную ценность природной и социальной среды. Писатель предпринимает попытку осмыслить и преподнести читателю разноплановое образное понятие времени, которое предстает как пространство событий разной длительности. Духовный мир личности показан как познаваемый, но не доступный окончательному познанию вселенной. Мир природы представлен не в качестве «фона» для действий персонажей, а как самостоятельно функционирующий «организм», по отношению к которому человек (кас) занимает подчиненное положение.
По своей композиционной структуре роман «Миф» Ф. Бадалова представляет собой своеобразную онтологическую модель мира, воображаемую древними лезгинами как картину мироздания через призму своего этнического восприятия. В романе создано единое художественное пространство, объединившее десяток мифологических международных «бродячих сюжетов», сюжетных мотивов, а также самобытных мифов, несомненно, созданных в местной традиции, и отобразившее древнейшие пласты мышления лезгинского этноса. Наличие в композиции романа разноуровневых мифов и древнейших анимистических и антропоморфных поверий говорит о том, что древние албанцы (лезгиноязычные и иные племена) подверглись сильному влиянию культур народов Ближнего Востока, с которыми эти этносы находились в торговых, экономических, религиозных и культурных связях. Вследствие этих контактов, вероятно, в культуру древних лезгин проникли сюжеты о сотворении Земли и людей, о Красном Быке, об амазонках, о герое-громовержце, о верховном языческом боге Рагъ (Солнце) по аналогии с богом Ра из египетского фольклора и других, широко популярных в мировой мифологии. Но эти сюжеты и мотивы в лезгинской культуре приобрели вариантную форму с элементами местного колорита.
В роман включены самобытные сюжеты древних мифов, преданий и легенд лезгин: как «люди выросли из земли», но «души обрели божественное происхождение», как родился Шар-вили - «сын бога Алпана», «царь синих высот», «создатель армии богатырей», как появился на Земле злой одноглазый демон Кускафтара, как создали первую семью Тарлац и Арчан, как возникли топонимические сюжеты о возникновении горы Шалбуз-даг и горных родников от погибших девушек-воительниц и т.д.
Особую моралистическую нагрузку в романе носят мифы «о громовержце, сотворенном Великим духом как гарант справедливости на Земле и небе» и «исповедь лезгина в языческом храме перед богом Рагъ, в которой отражены запреты для человека и нравственные ориентиры для будущих поколений, вполне созвучные с современными общечеловеческими ценностями.
Жанровая форма романа «Миф» и художественная картина мира, заложенная в нем, приводят к осознанию необходимости осмысления проблем хронотопических, образных и мо-тивных особенностей произведения и проблем философско-эстетического характера. Многозначная категория времени в романе имеет такие разновидности, как «мифологическое время», «цикличное время», «остановившееся время», «обратимое время», «необратимое время», «интегрирующее время», «историческое время», «линейное время». Тем не менее, в мифопоэтической модели мира, созданной писателем, формируется единый образ времени, имеющий мифологический характер, который зачастую вытесняет объективное историческое время.
На основе модели мира, основанной на национальной культуре, писатель эстетически осмысливает острейшую проблему современной цивилизации - национальную идентичность в поликультурном мире. На первый план Ф. Бадалов выдвигает символико-идеологический, цен-
ностный аспект пространственно-временной картины мира, идиллический хронотоп с преобладающим единым фольклорным временем и архетипическую доминанту образов персонажей.
Концепция времени М.М. Бахтина убедительно показывает, что в литературе - там, где она воспринимает более глубокое и существенное влияние фольклора, - обнаруживаются глубокие следы древнего единства мира в мифопоэтическом сознании и попытки его восстановления на основе единого фольклорного времени [4, с. 28].
Мифопоэтический пространственно-временной континуум, воспроизводящий в романе национальный космос, носит универсальный, целостный характер. Пространственные параметры создаваемой модели мира ассоциируются не только с лезгинским народом, но часто выходят за пределы этих параметров, тяготея к универсуму. Мифопоэтически изображаемый автором мифологический мир является органичной частью всего Мироздания: события, происходящие в этом мире, отражаются, воспринимаются, отзываются эхом в далеких мирах.
Стихии огня, воды, земли, воздуха, задействованные в этом мире, символизируют целостность и взаимообусловленность происходящих в нем процессов и формируют совокупный художественный образ мира лезгинского народа. Мифологическое сознание сцементировало все разноплановые и разнохарактерные компоненты этого мира, все его уровни. Границы между мирами обозначаются условно, обусловливая архитектонику единого целостного мироздания. Это накладывает отпечаток и на обозначение таких параметров пространства, как границы и сакральные центры. Границы миров носят подвижный характер, а общее пространство выглядит как открытое, разомкнутое. Вместе с тем отдельные локусы этого пространства представляют собой модель замкнутого пространства, выражающего мини-модели лезгинского сообщества. Общими характеристиками этого пространства могут служить также гармоничность, нормированность, целостность, противостоящие в оппозиции хаотичности, ненормированности, прерывистости пространства.
Символико-идеологический, ценностный аспект пространственно-временной картины мира, тяготение к хронотопу с локализованным пространством и архетипической доминантой образов персонажей является характерным типологическим свойством структуры романа.
Таким образом, можно заключить, что в основе мифопоэтического миромоделирования в романе Ф. Бадалова лежит мифоэпическая традиция. В основе своей в качестве архетипа оно имеет лезгинскую мифологию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы. - Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1998. -136 с.
2. Бадалов Ф. Астральная религия лезгин: культ святых мест, культурные герои, образы низшей мифологии. -М., 2008. - 230 с.
3. Бадалов Беделахтул. Миф. Роман. - Баку, 1993
4. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит., 1986. - 542 с.
5. Ефремова Е.Н. Хронотоп в жанре романа литератур народов Северного Кавказа. Опыт сравнительного изучения. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Нальчик, 2003. - 165 с.
6. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». — М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 170 с.