Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР'

МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / СОВЕТСКОЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / НОСТАЛЬГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буряк Е. М.

В статье рассматривается феномен ностальгии современного россиянина по советскому прошлому. Автор исследует причины возникновения подобных настроений, используя в качестве источника социальную сеть «ВКонтакте». Изучение соцсетей является особенно интересным и важным в связи с тем, что они являются инструментом формирования мировоззрения молодежи. Таким образом, соцсеть сейчас можно рассматривать как исторический источник и одновременно как способ трансляции и передачи информации и знаний. Контент самой популярной социальной сети в современной России стал не только источником информации для исследования, но также позволил детально изучить, по чему конкретно скучает сегодня обыватель. В результате распада целого государства в новой стране образовался идеологический вакуум, который со временем стал заполнятся воспоминаниями о «советском». Кто-то вспоминал свою молодость, а кто-то финансовое благополучие. В любом случае особенностью исследуемого интернет-контента является то, что воспоминания участников интернет-сообществ о советской действительности создают идеальную мифологему жизни в СССР, лишая ее, по мнению автора статьи, объективной реальности. Более того, именно социальные сети в силу своих технических возможностей молниеносно множат искаженную идеализированную информацию, заменяя учебники и научные статьи. Используя теорию постпамяти Марианны Хирш, автор приходит к выводу, что постпамять «о советском» не заканчивается на одном поколении, пришедшем после очевидцев, а передается последующим поколениям социальной группы, эмоционально окрашивая их идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGIZATION OF THE SOVIET PAST IN THE SOCIAL NETWORK VKONTAKTE THIRTY YEARS AFTER THE USSR COLLAPSE

The article examines the phenomenon of nostalgia for the Soviet past among modern Russians. The author investigates the causes of such sentiments, using the social network VKontakte as a source. The study of social networks is particularly interesting and important due to the fact that they come to be a tool for shaping the worldview of young people. Thus, the social network seems to be a historical source and at the same time a way of transferring and transmitting information and knowledge. The content of the most popular social network in modern Russia has become not only a source for the study, but also allowed to observe in detail what exactly an ordinary person or VK resident misses and keens on today. First, as a result of the entire state collapse, there have been formed some ideological vacuum within a newborn country, which over time began to accumulate some memories about the past «Soviet» reality. Some people started recalling their youth, others their financial well-being. In any case, a peculiarity of Internet content is that the participants’ memories from Internet communities about the Soviet realism create an ideal mythology about life in the USSR, depriving it, from the researcher's point of view, of its objective reality. Moreover, social networks, thanks to their technical capacities, multiply a lot of distorted and idealized information at great speed, replacing with it the textbooks and scholarly articles. Using M. Hirsch's post-memory theory, the author concludes that the post-memory of the «Soviet» being does not come to the end with just one generation that rose after the USSR witnesses, but is passed on to successive generations of some social groups, giving emotional coloring to its identity.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР»

УДК: 94(47+57):316.7

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-4-29-34

Е. М. Буряк (Магнитогорск, Россия)

МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

Аннотация. В статье рассматривается феномен ностальгии современного россиянина по советскому прошлому. Автор исследует причины возникновения подобных настроений, используя в качестве источника социальную сеть «ВКонтакте». Изучение соцсетей является особенно интересным и важным в связи с тем, что они являются инструментом формирования мировоззрения молодежи. Таким образом, соцсеть сейчас можно рассматривать как исторический источник и одновременно как способ трансляции и передачи информации и знаний. Контент самой популярной социальной сети в современной России стал не только источником информации для исследования, но также позволил детально изучить, по чему конкретно скучает сегодня обыватель. В результате распада целого государства в новой стране образовался идеологический вакуум, который со временем стал заполнятся воспоминаниями о «советском». Кто-то вспоминал свою молодость, а кто-то финансовое благополучие. В любом случае особенностью исследуемого интернет-контента является то, что воспоминания участников интернет-сообществ о советской действительности создают идеальную мифологему жизни в СССР, лишая ее, по мнению автора статьи, объективной реальности. Более того, именно социальные сети в силу своих технических возможностей молниеносно множат искаженную идеализированную информацию, заменяя учебники и научные статьи. Используя теорию постпамяти Марианны Хирш, автор приходит к выводу, что постпамять «о советском» не заканчивается на одном поколении, пришедшем после очевидцев, а передается последующим поколениям социальной группы, эмоционально окрашивая их идентичность.

Ключевые слова: СССР, советское, социальная сеть, ностальгия, идеология, историческая память, исторический источник.

Формирование онлайн-памяти в последние годы стало привлекать внимание множества исследователей в области истории, социологии, культурологии, политологии [2; 6; 9]. По мнению ученых, подобные исследования коллективной памяти нацелены на поиск и описание ее разнообразных форм, которые «возникают в повседневном общении, в традиционных и новых медиа, в искусстве, в риторике государственных деятелей и во многих других сферах. Аренами, на которых все активнее разворачивается конструирование смыслов и нарративов о прошлом, сегодня становятся социальные сети» [5, с. 191]. Это относится и к памяти о советском прошлом, которая остается предметом для серьезных споров [1; 5].

Тридцать лет назад распался Союз Советских Социалистических Республик. В первые годы после распада общество на территории бывшего Союза оказалось в растерянности не только из-за катастрофического падения уровня жизни, разрушенных идеалов и общего многолетнего уклада жизни, но и в том числе из-за непонимания, как называть новое государство. Этот феномен, к примеру, активно обыгрывался в художественных фильмах («Старые клячи» реж. И. Рязанов, ««Generation П» реж. В. Гинзбург, «Принцесса на бобах» реж. В. Новак, «Брат» реж. А. Балабанов, «Любить по-русски» реж. Е. Матвеев, «Ворошиловский стрелок» реж. С. Говорухин и др.). Граждане бывшего СССР ходили с паспортами страны, которой уже не существовало и по инерции называли ее не Россия, а Союз.

По мнению историков и социологов, ностальгия по всему советскому отсутствовала в девяностые годы из-за непонимания самого факта - отсутствия государства с советскими традициями, нормами жизни и идеологией [7, с. 2]. Гражданин бывшего СССР был поглощен заботами, как выжить в новых экономических условиях. Ностальгия по «советскому» тонула в бытовых проблемах: где взять деньги, чем кормить семью, куда пойти работать, чтобы заработать. Политика свободной торговли на территории России позволила насытить рынок иностранными товарами, которые раньше для большей части населения были совершенно недоступны. Вдруг стало очевидно, что в «Союзе такого не было», что техника «там» лучше, обертка на товарах ярче, одежда гораздо современнее, да и вообще жизнь «там» в разы интереснее и, уж тем более, благополучнее чем «здесь».

Но как только тяжелые «девяностые» сменились относительным внутренним спокойствием и финансовой стабильностью государства, то тут же россияне, уже привыкшие к тому, что живут в России, начали тосковать по «советскому». По данным опроса ВЦИОМ 2016 г., 64 % опрошенных россиян заявляли о готовности проголосовать на гипотетическом референдуме за сохранение СССР

(в 1991 г. в РСФСР сохранение Союза поддержали 71 % граждан, в СССР в целом - 76 %). И хотя идею сохранения (т. е. фактически восстановления) Союза поддержали в первую очередь россияне пенсионного возраста (76 % среди людей старше 60 лет), почти половина опрошенных молодых людей (47 %) в возрасте 18-24 лет, т. е. родившиеся после распада СССР, также довольно положительно оценивали перспективу «возврата к советскому»; 63 % опрошенных россиян выразили сожаление в связи с прекращением существования СССР1.

В последние годы особенно заметным стало формирование общественных ностальгических настроений. Чаще сравнивается современность с Советским Союзом, используются советские символы в рекламе, увеличивается популярность «советских» столовых, кафе, музыки и стиля, кинофильмов и интернет-ресурсов, посвященных советской тематике. Удивительно, что ностальгию по советским временам испытывает и молодое поколение, которое уже не застало СССР.

Здесь стоит упомянуть концепцию М. Хирш о гибридной «постпамяти» [8]. Изначально данная концепция касалась памяти о Холокосте, но позже была дополнена другими историческими событиями. Применительно к российской исторической действительности постпамять «работает» на увековечивание не столько трагических, сколько эмоционально нагруженных событий прошлого. Кроме того, в отличие от классической интерпретации, у М. Хирш основным генератором постпамяти является семья. Постсоветская ностальгия в значительной степени поддерживается бюрократией и государственными СМИ. Постпамять характерна для представителей поколений, родившихся и живущих уже после травматических событий. У них, как и у представителей поколения очевидцев, свое самовосприятие формируется вокруг знакового исторического события. Более того, постпамять не заканчивается на одном поколении, пришедшем непосредственно за очевидцами, она передается последующим поколениям социальной группы и позволяет людям эмоционально окрашивать свою идентичность.

Сейчас в условиях повсеместной цифровизации общества, для молодежи главным источником информации и инструментом формирования мировоззрения является контент социальных сетей. Тем более, что именно молодежь является основной составляющей активных пользователей.

В качестве объекта изучения мы использовали контент 2021 г. российской соцсети «ВКонтак-те», которая по сравнению с прочими социальными сетями оказалась наиболее интересной как для молодежи, так и для старших поколений. По состоянию на ноябрь 2021 года наибольшая доля пользователей «ВКонтакте» в возрасте от 25 до 34 лет составляла 29 % активных пользователей, которые указали на платформе свой возраст. Второй основной возрастной группой на веб-сайте были люди в возрасте от 35 до 44 лет - их доля составила 21,8 % от общего числа людей, использующих контент в этот период; доля пользователей в возрасте от 45 до 54 лет за последние пять лет выросла на 8,6 %, так же, как и количество пользователей в возрасте от 55 до 64 лет, увеличился на 7,1 %2.

По запросу «СССР» поисковик социальной сети «ВКонтакте» находит более 9000 сообществ. Все сообщества можно разделись на несколько категорий. К первой относятся сообщества, причиной создания которых является именно ностальгия и стремление сохранить в памяти и воспроизвести все лучшее, что было в СССР. Так, например, выглядит описание сообщества «СССР - вспомним лучшее»: «Вспомним нашу молодость, 20-й век! Все хорошее что происходило во времена Советского союза. Место ностальгии и воспоминаний о былом»3. По запросу «СССР Вспомним» можно найти более 400 сообществ (статистика приведена по состоянию на декабрь 2021 г.). Отдельный запрос «СССР вспомним лучшее» - выдает почти 4 тысячи сообществ, среди которых можно выделить группы «Мы из СССР», «ВСЁ лучшее в СССР», «Вспомним как это было», «Обратно в СССР». Количество подписчиков достигает полумиллиона человек в каждой. Внимания заслуживают многочисленные репосты (копирование информации сообщества и публикация на своей странице), которые можно увидеть на страницах в других группах. Зачастую подобные копирования исчисляются сотнями.

Во второй группе сообществ можно выделить те, что позиционируют себя, как частные фирмы, цель которых поддерживать качество продукта «Как в СССР». Здесь можно увидеть самые разнообразные товары и услуги: от колбасы и пельменей до коллекционных часов и ножей. Знаком качества

1 СССР: сказка о потерянном референдуме [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sssr-skazka-o-poteryannom-referendume (дата обращения 20.09.2022).

2 Мелкадзе А. Vk.com пользователи в России 2021 года, в разбивке по возрасту. 10 мая 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.78ff87e6-63459354-34c2a023-74722d776562/https/www. statis-ta.com/statistics/ 990462/vk-users-age-distribution-russia/ (дата обращения 20.09.2022).

3 СССР. Вспомним лучшее [Электронный ресурс]. «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sssr.luchshee (дата обращения 20.09.2022).

«Сделано в СССР» некоторые владельцы аккаунтов обещают товары повышенного качества. Например, в Чебоксарах существует парикмахерская «СССР - барбершоп», у которой есть своя группа ВКонтакте со 125 подписчиками и описанием: «Брутальный Barbershop в Чебоксарах "СССР" -место, где вам точно подберут неповторимый стиль и образ, а также приятно удивят своим гостеприимством и изобилием напитков. Это непросто мужская парикмахерская рядом с домом, а уголок советского союза с мастерами своего дела»4. В Кемерово открыт Бар с одноименным названием «Бар СССР», в аккаунте которого раскрывается и суть названия «Это поистине достойное место для того, чтобы вспомнить предметы быта и всей советской жизни, отдохнуть под музыку советских хитов и окунуться в мир счастливого и беззаботного детства. Удобные стулья, большие столы, а на них граненые стаканы, различные плакаты тех времен на стенах, фигуры Ленина, пластинки, кассеты и другие предметы старины. Вам предложат вкуснейшие пельмени и манты собственного приготовления, самса и чебуреки, макароны по-флотски. Из напитков в баре можно отведать настоящий советский квас, компот и ароматный кофе. Из алкогольных напитков - водка, коньяк, виски и, конечно же, разливное Жигулевское пиво - как раньше! На закуску Вы можете заказать яйцо под майонезом с горошком, селёдку с картофелем, бутерброды со шпротами и солёным огурцом - все, что душе угодно!»5. «Советское» становится сейчас успешным брендом для реализации в интернет-пространстве товаров любого рода, так как благодаря коллективной памяти формируется устойчивое представление о том, что в советский период все было гораздо качественнее. Ностальгия по ретро обрела ощутимое коммерческое продолжение.

Аббревиатура СССР становится поводом для создания третьего вида сообществ, цель которых коллекционирование предметов советского быта или обмен редкими вещицами. Например, почти десять групп перепродают советские ювелирные украшения: «Золото СССР», «СССР Винтажные ювелирные изделия. Золото!!!», «Золотые Украшения СССР», «Серебро СССР» и др. Десятками исчисляются группы, посвященные советским мото- и автопромышленности с предсказуемыми названиями «Автомобили СССР», «Мото СССР», «Москвич СССР» и т д.

Причины симпатии многих граждан к советскому периоду не просто многообразны, они, как справедливо отмечают исследователи, противоречивы: кто-то сожалеет об утраченном равенстве, а кто-то переживает из-за ослабления дисциплины и того, что «низы» уже не так уважают начальство, как прежде; одни ностальгируют по поводу реальной, а не вымышленной дружбы между людьми и народами, другие переживают по поводу утраченной «имперскости»; одни с грустью вспоминают духовную свободу советской интеллигенции, другие страдают из-за отмены цензуры и т. д.

Как отмечает в своем исследовании Р. Бараш, поколения, родившиеся в последние годы застоя, в начале перестройки и после распада СССР, оказались лишенными механизмов «репродукции» так называемой коллективной памяти. И при отсутствии единой «матрицы памяти» постсоветская молодежь легко впитывает «множество отдельных сведений и символов, стереотипов, шаблонов истолкования» всего советского [2, с. 124]. Анализируя суждения молодежи двадцать первого века, исследователь резюмирует, что «"советское" заполняет собой вакуум, потому что новая эпоха пока не создала ни достаточного количества позитивных символов, ни общепризнанных достижений» [Там же].

Необходимо отметить очень похожий контент в перечисленных выше сообществах первой группы. Возьмем для иллюстрации сообщество «СССР - вспомним лучшее», являющееся самым многочисленным (более 850 000 подписчиков). В нем участники чаще всего вспоминают свое детство, игрушки, баловство в школе, беззаботные игры на уличных дворах, непременно подчеркивая каждый раз, что теперь выпустить на улицу ребенка невозможно, т. к. все стали злыми и алчными: Мне б туда, где елка в вате Где едва за тридцать бате Мама шьёт сестренке платье, скоро Новый год Где намеренья не лживы И ещё пока все живы И чисты души порывы, и она поёт...6

Другой важной темой становится социальная политика государства. Прежде всего, бесплатная медицина, бесплатное жилье и образование. Бесплатные квартиры, которые раздавались «всем и каждому» в СССР, противопоставляются грабительскому ипотечному кредитованию. Вот типичная оценка одного из пользователей: «Я видела своими глазами как можно жить, уважая друг друга.

4 СССР Барбершоп. «ВКонтакте». URL: https://vk.com/ussrbarbershop

5 БАР СССР. «ВКонтакте». URL: https://vk.com/bar_sssr

6 СССР. Вспомним лучшее. «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sssr.luchshee

Если Вам неприятен человек никто не заставлял с ним общаться. Можно было купить ткань и заказать в ателье любой фасон для пошива. С малых лет ребёнок воспитывался с любовью к Родине. Не было грязи, которая сейчас прёт к нам с запада. Ходили в гости друг к другу. До утра сидели и пели песни под гитару. Парень к девушке относился с уважением. Всякие козлы находились и тогда, НО! за это можно было получить по первое число. Тогда было намного чище!»7. Всеобщей болью отзываются воспоминания о советской школе и системе обучения. Лучшими считаются в таких сообществах советские продукты: колбаса без консервантов, овощи без пестицидов, мороженое без пальмового масла, и молоко исключительно из-под коровы. Отношения на работе тоже выставляются как товарищеские и более человечные, чем сейчас. Практически все стороны советской повседневности в подобных сообществах становятся образцовыми и противопоставляются столь неидеальному настоящему. «Эпоха добра, стабильного существования и спокойствия. Всё это олицетворялось в его эпохе. Советские люди - в них больше было честности, взаимопонимания, добра. Дружили семьями. Между собой делить нечего было. Жили как-то ровненько. Поэтому мы с такой теплотой вспоминаем ту эпоху»8.

Отдельно в таких сообществах мифологизации подвергается и советская история. Самыми популярными и образцовыми положительными фигурами являются И. В. Сталин и Л. И. Брежнев. Чаще всего на фотографиях появляется именно Л. И.Брежнев. К примеру, одна из самых известных публикаций, разошедшаяся за пределы сети «ВКонтакте» - фотография Л. И. Брежнева в парадном кителе на фоне Кремля и подпись «А Вы бы хотели вернуться в это время? Нефть 60 долларов, доллар 80 копеек, хлеб 16 копеек, медицина - бесплатно, обед в столовой - 1 рубль, электричество - 4 копейки за кВт»9. И дальше рекордные 834 комментария, такие как «Я тоже родилась в то время, и оно было золотое, хоть и жили мы не очень, но было душевно и весело»; «А у меня стипендия была 12,5 руб. И мне хватало. И сапоги чешского производства и туфли всегда могла купить»; «У нас свой огород. На ужин варили картошку, были свои огурцы, капуста. В 1977-1989 гг. много ездили, даже кто получал зарплату 80 рублей. Организовывали туристические поезда. Я в те годы была три раза в Крыму, в Киеве, Прибалтике, Белоруссии, на Кавказе. Без проблем могли семьей отдохнуть "дикарями" на юге. Просто получали отпускные и ехали отдыхать»10. А вот вина за исчезновение идеального советского всегда возлагается на Н. С. Хрущева и М. С. Горбачева. Внешняя политика СССР тоже выставлена в качестве образца для нынешнего времени.

Ресурсы сообщества постоянно обновляются материалами (до 10-15 публикаций в день), комментариями постоянных пользователей сети (в среднем около 200 комментариев под каждой публикацией) и новых пользователей. Фото и видео материалы главные для этих сообществ. Аналитические и исторические материалы практически не встречаются. Публикации посвящены бытовым, повседневным темам, «что проявляется в реализации базовой потребности создателей и потребителей контента - сохранить и передать память о советском как детстве и юности» [9, с. 89]. Контент подобного рода показывает советскую эпоху наглядной и эмоционально окрашенной в силу огромного количества личных данных, хранящихся в сознании каждого участника группы. Эмоциональная окраска комментариев формирует у молодого поколения идеалистическое восприятие советского периода, как эпохи стабильности и силы.

Советская культура с ее самыми яркими представителями не только постоянно приводится в качестве примера, а выставляется как единственно возможная в сравнении с новым бесталанным поколением, что тоже отдельно подчеркивается в комментариях. Так, за один день на странице появляются публикации, посвященные фильмам «Карнавальная ночь», «Ко мне, Мухтар», актерам Ю. Никулину и И. Муравьевой.

Общие комментарии к публикациям в подавляющем большинстве предсказуемо поддерживают общее настроение постсоветской ностальгии. Но, если появляются несогласные с общим мнением смельчаки, то они тут же подвергаются обструкции и всеобщему порицанию. Так, например, под фотографией студентов в поле с подписью «На картошке» появился следующий комментарий: «Всех ностальгирующих по советским порядкам надо на месяц в сентябре на картошку отправлять, что-

7 СССР. Вспомним лучшее. «ВКонтакте». URL: https://vkxom/sssrluchshee#:~:tex=%D0%90%20%D1%8F% 20%D0%B2%D 1 %8B%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D0%BB%D0%B0,%D0%B 1 %D1%8B%D00/oBB0/oD00/oBE0/o20%D0%BD%D0 %B0%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D0%B8%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B5%D0%B5!

8 Там же. URL:https://vk.com/sssr_vse?z=photo-158209155_457442767%2Falbum-158209155_00%2Frev

9 Там же. URL:https://sun3-16.userapi.com/impg/s2ja_3U4565hANTA1tVV95JBsYf1j32RU-pWBQ/XW6DtQCrWmM. jpg?size=510x647&quaHty=96&sign=cdc7c512d4ec0e2f41dfed1b46376ede&c_umq_tag=NoGocZ0hUAPROm25AN4BpO3VPXD ux2N-CXRiihwtFS4&type=album

10Там же. URL: https://vk.com/im?sel=132846209&z=photo-162924424_457415779%2Falbum-162924424_00%2Frev

бы всё как положено - ночевать на матах в школьном спортзале, ходить в сортир на дырку, и пить водяру в лесополосе под дождичком, закусывая плавленым сырком и подмокшим ржаным хлебом. Романтика!»11. Или под описанной выше фотографией Л. И. Брежнева мнения категорически разделились. Появилась не только критика времени, а и самих публикаций «О том, как зашибись вы поживали и наплевать на всех остальных? Те, кто утверждает, что все жили прекрасно, просто не хотели знать о том, как было на самом деле»; «Где же вы жили так офигенски? Я как свою маму послушаю, так небо и земля. И я помню всё прекрасно, 1975 года рождения». Как следствие, можно проследить и разницу восприятия прошлого из-за принадлежности к разным поколениям, социальным группам и географии проживания. Именно в подобных спорах, скрытых в комментариях, наиболее четко проявляется объективная картина «советского». Однако, согласно исследованиям, комментарии читают только 43 % пользователей социальных сетей12, т. е. дальше информации, отраженной в самой публикации большая часть пользователей не пойдет. Передаваясь из поколения в поколение, коллективная память становится все более аморфной и мифологизированной, что заметно уменьшает вероятность ее критического восприятия, и, напротив, приводит к упрощению фактов прошлого. Как считает Л. Гудков, «память молодых о советском представляет собой россыпь отдельных событий и интерпретаций, мифов и стереотипов прошлого без какой-либо связной их интерпретации и изложения» [2, с. 32].

Подводя итог, обратимся к исследованию Р. Бараш и ее выводу о том, что реставрация атрибутов советского прошлого в российской повседневности есть результат последовательной политики властей, которые выбирают и используют всё лучшее, что было в СССР, для формирования уже новой национальной идеи [1, c. 124].

Мы можем констатировать, что воспроизведение представлений, основанных на личной памяти старшего поколения, о последних советских десятилетиях происходит в форме своеобразной ностальгической мечты, которая в свою очередь привлекает внимание молодого поколения. Этот феномен можно объяснить тем, что формирование онлайн-памяти неизбежно связано с потерей объективной исторической картины. Ностальгия буквально трансформировалась в виртуальное погружение в прошлое. А те, кто действительно жил в СССР чаще всего ностальгирует по своей молодости, красоте и перспективах, которые «рухнули» в связи с распадом государства. Часть населения не может забыть о преимуществах, которыми обладало или находясь в партийном руководстве, или в торговле или в другой профессии, и которая со временем утратила свои уникальные привилегии.

Виртуальная, или Digital, ностальгия диктует человечеству новые формы познания и стремительно становится основным источником знания, исключая принципы историзма и объективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов Р. Н. Время и пространство ностальгии // Социологический журнал. 2014. № 4. С. 5-23

2. Бараш Р. Э. О некоторых причинах «советской» ностальгии и особенностях исторической памяти россиян о советском периоде // Социологическая наука и социальная практика. 2017. № 4 (20). С. 124-151.

3. Бойм С. Будущее ностальгии // Неприкосновенный запас. 2013. № 3. С. 17-29.

4. Гудков Л. Время и история в сознании россиян. Часть II // Вестник общественного мнения. 2010. № 2 (104). С. 13-61.

5. Долгов А. Ю. «Онлайн-память» о советском прошлом: социальные сети как альтернативные арены споров об СССР // Политическая наука. 2022. № 1. С. 191-204.

6. Малинова О. Ю. Кто и как формирует официальный исторический нарратив: Анализ российских практик // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 3. С. 103-126.

7. СССР. Жизнь после смерти : сб. статей / под ред. И. Глущенко, Б. Кагарлицкого, В. Куренного. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. 300 с.

8. Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста. [Б. м.]: Новое издательство, 2021. 428 с.

9. Холова Л. А. Формы отражения ностальгии по советской эпохе в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2020. № 1. C. 86-95.

11 СССР. Вспомним лучшее. «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sssr.luchshee.

12 Мелкадзе. A.Vk.com пользователи в России 2021 года, в разбивке по возрасту. 10 мая 2022 г. URL: https://translated. turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.78ff87e6-63459354-34c2a023-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/990462/vk-users-age-distribution-russia/.

E. M. Buryak (Magnitogorsk, Russia)

MYTHOLOGIZATION OF THE SOVIET PAST IN THE SOCIAL NETWORK VKONTAKTE THIRTY YEARS AFTER THE USSR

COLLAPSE

Abstract. The article examines the phenomenon of nostalgia for the Soviet past among modern Russians. The author investigates the causes of such sentiments, using the social network VKontakte as a source. The study of social networks is particularly interesting and important due to the fact that they come to be a tool for shaping the worldview of young people. Thus, the social network seems to be a historical source and at the same time a way of transferring and transmitting information and knowledge. The content of the most popular social network in modern Russia has become not only a source for the study, but also allowed to observe in detail what exactly an ordinary person or VK resident misses and keens on today. First, as a result of the entire state collapse, there have been formed some ideological vacuum within a newborn country, which over time began to accumulate some memories about the past «Soviet» reality. Some people started recalling their youth, others their financial well-being. In any case, a peculiarity of Internet content is that the participants' memories from Internet communities about the Soviet realism create an ideal mythology about life in the USSR, depriving it, from the researcher's point of view, of its objective reality. Moreover, social networks, thanks to their technical capacities, multiply a lot of distorted and idealized information at great speed, replacing with it the textbooks and scholarly articles. Using M. Hirsch's post-memory theory, the author concludes that the post-memory of the «Soviet» being does not come to the end with just one generation that rose after the USSR witnesses, but is passed on to successive generations of some social groups, giving emotional coloring to its identity.

Keywords: USSR, Soviet, social network, nostalgia, ideology, historical memory, historical source.

REFERENCES

1. Abramov R. N. Vremya i prostranstvo nostal'gii, Sotsiologicheskii zhurnal [Sotsiologicheskiy Zhurnal], 2014, no. 4, pp. 5-23.

2. Barash R. E. O nekotorykh prichinakh «sovetskoi» nostal'gii i osobennostyakh istoricheskoi pamyati rossiyan o sovetskom periode, Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika [Sociological Science and Social Practice], 2017, 4 (20), pp. 124-151.

3. Boim S. Budushchee nostal'gii, Neprikosnovennyi zapas, 2013, no. 3, pp. 17-29.

4. Gudkov L. Vremya i istoriya v soznanii rossiyan. Chast' II, Vestnik obshchestvennogo mneniya. 2010, no. 2 (104), pp. 13-61.

5. Dolgov A. Yu. «Onlain-pamyat'» o sovetskom proshlom: sotsial'nye seti kak al'ternativnye areny sporov ob SSSR, Politicheskaya nauka. 2022, no. 1, pp. 191-204.

6. Malinova O. Yu. Kto i kak formiruet ofitsial'nyi istoricheskii narrativ: Analiz rossiiskikh praktik, Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz, 20196 no. 3, pp. 103-126.

7. SSSR. Zhizn' posle smerti : sb. statei / pod red. I. Glushchenko, B. Kagarlitskogo, V. Kurennogo, Moscow, Izd. dom Vyssh. shk. ekonomiki, 2012, 300 p.

8. Khirsh M. Pokolenie postpamyati. Pis'mo i vizual'naya kul'tura posle Kholokosta, [S. I.], Novoe izdatel'stvo, 2021, 428 p.

9. Kholova L. A. Formy otrazheniya nostal'gii po sovetskoi epokhe v internet-prostranstve, Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya, 2020, no. 1, pp. 86-95.

Буряк Е. М. Мифологизация советского прошлого в социальной сети «ВКонтакте» через тридцать лет после распада СССР// Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 29-34.

Buryak E. М. Mythologization of the Soviet Past in the Social Network Vkontakte Thirty Years after the USSR Collapse, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no. 4, pp. 29-34.

Дата поступления статьи - 20.09.2022; 0,68 печ. л.

Сведения об авторе

Буряк Елена Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», Магнитогорск, Россия; lench81 @inbox.ru.

Author:

Elena М Buryak, Associate Professor, Candidate of History, Associate Professor at the Department of World History, Nosov Magnito-gorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; lench81@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.