Научная статья на тему 'Мифология в туризме: опыт историко-культурологического анализа'

Мифология в туризме: опыт историко-культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1823
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ МИСТИФИКАЦИИ / ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ГОРОДСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ГЕНИЙ МЕСТА / TOURIST MYTHOLOGY / TOURIST MYSTIFICATION / TOURISTIC RESOURCE / GEOGRAPHICAL IMAGE / CITY MYTHOLOGY / GENIUS LOCI

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Синцов А.Ю.

Данная статья рассматривает историю мифотворчества в туристической сфере и различные проявления мифологизированности туризма. Туристическая мифология является важнейшей составляющей географического образа территории и потому может рассматриваться в качестве туристского ресурса, наравне с прочими ресурсами формирующего туристский потенциал отдельной местности, региона или страны. Туристическая мифология может быть выразителем культуры места, но в то же время может проявляться и в виде мистификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGY IN TOURISM: THE EXPERIENCE OF HISTORICO-CULTUROLOGICAL ANALYSIS

This article covers the history of myth-making in tourist sphere, and different manifestations of myth expansion in tourism. Tourism mythology is one of the main components of district's geographical image and by this reason it can be considered as touristic resource on equal terms with other resources that form the touristic potential of a certain district, region or country. Tourist mythology can become the exponent of the culture of the place but at the same time it can be manifested in the mystification.

Текст научной работы на тему «Мифология в туризме: опыт историко-культурологического анализа»

Council Regulation (EC) No 389/2006. - Brussels, 2012. - 9 p.

3. COM (2014), 282 final. Eighth Annual Report 2013 on the implementation of Community assistance under Council Regulation (EC) No 389/2006. - Brussels, 2013. - 10 p.

4. COM (2015), 208 final. Ninth Annual Report 2014 on the implementation of Community assistance under Council Regulation (EC) No 389/2006. - Brussels, 2014. - 9 p.

5. TTCCH 2015 Brochure. The Technical Committee on Cultural Heritage in Cyprus. - Nicosia, January, 2015.

6. UNDP in Cyprus website. Study of Cultural Heritage in the Northern part of Cyprus [Official website]. URL: http: / /www.cy.undp.org/ content/ cyprus / en/home/ operations / proj ects/partnershipforthefuture / study-of-cultural-he ritage-in-the-northern-part-of-cyprus.html (accessed: 20.12.2015).

Литература

1. Шмаров В.А Кипр в средиземноморской политике НАТО. - М., «Наука». - 1982. - 256 с.

2. Robert Byron. The Road to Oxiana. - NY: OUP. - 1982. - 252 p.

3. Ronald J. Fisher. Cyprus: The Failure of Mediation and the Escalation of an

Identity-Based Conflict to an Adversarial Impasse// Journal of Peace Research. - Peace Research Institute, Oslo, Norway. - May 2001; vol. 38, no. 3. - Pp. 307- 326.

4. Stephanie L. Shaelou. The EU and Cyprus: Principles and Strategies of Full Integration. - Martinus Nijhoff Publishers. - Leiden, 2010. - 360 p.

5. Robert Stephens. Cyprus. A Place of Arms. - London: Foreign Affairs, 1966.- 180 p.

УДК 008:379:85

А.Ю.Синцов

МИФОЛОГИЯ В ТУРИЗМЕ: ОПЫТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Данная статья рассматривает историю мифотворчества в туристической сфере и различные проявления мифологизированности туризма. Туристическая мифология является важнейшей составляющей географического образа территории и потому может рассматриваться в качестве туристского ресурса, наравне с прочими ресурсами формирующего туристский потенциал отдельной местности, региона или страны. Туристическая мифология может быть выразителем культуры места, но в то же время может проявляться и в виде мистификаций.

Ключевые слова: туристическая мифология, туристические мистификации, туристский ресурс, географический образ, городская мифология, гений места.

Artem Sintsov MYTHOLOGY IN TOURISM: THE EXPERIENCE OF HISTORICO-CULTUROLOGICAL ANALYSIS

This article covers the history of myth-making in tourist sphere, and different manifestations of myth expansion in tourism. Tourism mythology is one of the main components of district's geographical image and by this reason it can be considered as touristic resource on equal terms with other resources that form the touristic potential of a certain district, region or country. Tourist mythology can become the exponent of the culture of the place but at the same time it can be manifested in the mystification.

Keywords: tourist mythology, tourist mystification, touristic resource, geographical image, city mythology, genius loci.

Большинство регионов Российской Федерации и, в частности, Республика Татарстан обладают значительным туристским потенциалом, который, однако, используется недостаточно полно. Туристский потенциал формируется, в том числе, и туристскими ресурсами, среди которых традиционно выделяются природные, социально-экономические и культурно-исторические. Однако в российской традиции почему-то не уделяется внимание имиджевым ресурсам территории, которые создаются и трансформируются во многом под влиянием мифа и являются результатом мифотворчества в туризме. Изучение и использование мифологии в туризме позволит развивать и наиболее полно использовать туристский потенциал России и Татарстана, что определяет актуальность настоящей работы.

Говоря о степени разработанности проблемы, стоит отметить, что туризм относится к полидисциплинарным областям, которые изучают философы, историки, экономисты и социологи. Однако историко-культурологических работ, посвященных мифологии и ее отдельным проявлениям в туризме, существует не так уж много. Впервые о мифе как неотъемлемой части современной, а не только лишь архаичной культуры заговорил Ролан Барт. Миф по Барту - это коннотативная система, присутствующая в современной культуре повсеместно в виде латентной, скрытой составляющей [2]. Образ конкретной местности тоже можно назвать новым мифом, наполненным теми или иными смыслами, значениями, коннотатами. Эти образы местности появляются неслучайно. Процессы моделирования, репрезентации и интерпретации географических образов подробно рассмотрены в работах основоположника образной (имажинальной) географии Д.Н.Замятина [5]. Художественный образ города исследовали В.Л.Глазычев и А.Э.Гутнов. Некоторые авторы рассматривали отдельные элементы географического образа. Например, городские легенды и современный городской фольк-

лор исследовали С.Ю.Неклюдов и Д.К.Равинский. Еще одно понятие, формирующее имидж, образ территории - гений места, рассмотренный в книге П.Л.Вайля применительно к разным городам мира. Поискам гения места Казани посвящена работа С.А.Сергеева «Казань: культурные символы и «гений места» [8]. На сегодняшний день недостаточно освещенной является проблема типологизации туристических мифов и их влияния на развитие культурно-познавательного туризма.

Туризм как временное перемещение с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в своей стране связан с познанием новых, чаще всего неизвестных до того конкретному человеку территорий. На опыт пребывания там влияет множество самых разных факторов, и мнение о той или иной местности всегда носит субъективный характер - точно так же, как ее описание в путеводителях, телепередачах, художественных произведениях и т.д., формирующих, как его называют В.Л.Глазычев и А.Э.Гутнов, «образ памяти» [4, с.246]. В результате создается некое представление, собирательный образ - миф о стране или местности, который, как правило, имеет или имел в прошлом реальную основу. Формирование мифов о странах и регионах, являющихся наиболее старыми туристическими центрами, происходило еще с XIX века, и большая их часть укрепилась в общественном сознании и жива до сих пор, хотя из-за временного разрыва эти мифы могут существенно отличаться или не иметь ничего общего с современной действительностью.

Мифотворчество в туризме выражается в том, что выделяется некий образ, символ, стереотип, в общественном сознании устойчиво ассоциирующийся с определенной страной или местностью, и выдается за явление, присущее исключительно или в большей степени именно этой стране, местности. Этот образ выдается за истинное положение дел в данной стране, местности или городе, даже если к современной повседневной реальности он никак не относится. Специалисты туриндустрии тех стран, где туризм как отрасль развивается уже много десятилетий и продвигается на международные рынки (Франция, Великобритания, Италия), давно и успешно занимаются мифотворчеством в туризме, поддерживают и активно используют мифы в рекламе туризма своей страны. Например, Париж ассоциируется с героями романов Дюма, багетами, беретами, хотя сейчас береты носят, как правило, только лишь парижане, занятые в туриндустрии - например, для фотографирования с туристами. Таким образом, миф не разрушается, и туристы получают то, что они ожидали.

Образ Лондона связан с традиционными чаепитиями и туманами, хотя современные лондонцы все чаще предпочитают кофе и игнорируют файв-о-клок, а туманы прочно укоренились в общественном сознании в связи с литературой викторианской эпохи и промышленными смогами той поры - сейчас же такие туманы свойственны, например, Пекину. Тем не менее, туристы хотят видеть именно знакомый устоявшийся образ страны, и потому реклама туризма продвигает не страну или город, а миф о стране или городе. Практически любой турист готов увидеть свои ожидания, а не существующую реальность, которая подчас имеет мало общего с ожиданиями.

Соответственно, мифы активно используются и поддерживаются, со временем составляя «душу города», «душу места». Формируется ядро - так называемый географический образ, понятие которого разработано представителями имажинального подхода. Как отмечает А.В.Никитина, «географический образ или культурный ландшафт - это система взаимосвязанных знаков, символов, стереотипов, лаконично и ярко характеризующих какую-либо территорию» [7, с.13]. Географический образ - не застывшее, статичное понятие. Этот образ может меняться, его можно конструировать. Д.Н. Замятин в работе «Культура и пространство. Моделирование географических образов» описывает систему моделирования таких географических образов, частью которой является составление образно-географической карты для исследования имиджевых ресурсов региона, способных вызвать интерес у разных социальных групп, в том числе и потенциальных туристов.

К сожалению, географический образ и имиджевые ресурсы зачастую не рассматриваются в качестве туристских ресурсов, составляющих туристский потенциал территории. Так, А.С.Кусков и Ю.А.Джаладян в работе «Основы туризма» в структуре туристского потенциала территории выделяют туристскую инфраструктуру и туристские ресурсы, подразделяющиеся на природные, социально-экономические и культурно-исторические [6, с.67]. Однако имидж и географический образ, несомненно, способны влиять на процесс принятия решения потенциальным туристом о туристской поездке, вызывать туристский интерес. Следовательно, они влияют на туристскую деятельность на определенной территории, удовлетворяют потребности человека в процессе и в целях туризма и потому являются туристским ресурсом, который в ряде случаев является даже более важным, нежели социально-экономические ресурсы.

Одним из элементов географического образа является городская мифология и, в частности, городские легенды. Как отмечается в книге «Современный городской фольклор» [9, с.409], к город-

ской мифологии можно отнести и гиперболизированные рассказы о всевозможных происшествиях, и объяснения происхождения местных топонимов, и исторические анекдоты, и даже широко распространенные заблуждения, касающиеся определенного объекта. Городская мифология является важнейшей частью урбанистической культуры и, безусловно, влияет на формирование образа города.

Мифы, отображающие культурную специфику места, выражающие дух города связаны с таким понятием, как гений места, который наряду с городскими легендами влияет на формирование географического образа. Гений места - это мифологический персонаж, художественный образ или реальный человек, создающий и оберегающий особую атмосферу места, его культурную идентичность.

Гений места выражается в неразрывной, но таинственной связи человека-творца с местом его обитания, обладающим особой неповторимой атмосферой. Подробно это понятие описывает П.Вайль в своей работе «Гений места». Вайль считает, что для человека нового времени главные точки проявления культурных сил - города: «Их облик определяется гением места, и представление об этом - сугубо субъективно» [3, с.9]. Но любому туристу необходимо, чтобы гений места был овеществлен, осязаем, материален. Скажем, Лондон Конан Дойла невозможно представить без мест, связанных с Шерлоком Холмсом, которого, как известно, никогда не существовало. И потому в Лондоне специально создали музей-квартиру Холмса по адресу, фигурирующему в произведениях о сыщике -Бейкер-стрит, 221Ь. Известно, что во время написания этих произведений Артуром Конан Дойлом такого адреса в Лондоне не существовало, как не существовало его и после продления Бейкер-стрит на север, и потому номер 221Ь был искусственно присвоен дому под номером 239. Для еще большей «материализации» на доме была установлена типовая лондонская мемориальная табличка, удостоверяющая, что в данном доме с 1881 по 1904 год жил сыщик-консультант Шерлок Холмс.

Другой пример - Верона, которая прочно ассоциируется с героями трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Сам Шекспир никогда в Вероне не бывал, и историческая достоверность истории юноши и девушки из враждующих родов не установлена, но, тем не менее, в городе имеется так называемый дом Джульетты, гробница Джульетты и даже почтовый ящик для писем Джульетте. Очевидно, что в подобных случаях гений места носит мифологизированный характер.

В случае, когда гений места связан с реальными историческими персонажами, учеными, художниками и т.д., к подобным ухищрениям прибегать не приходится. Например, Казань Толстого, Горького, Шаляпина, Джалиля, Сайдашева - это перечень конкретных мест, улиц, зданий, связанных с великими людьми. И здесь остро встает вопрос сохранности конкретных объектов. Например, сохранение дома Лисицына-Емелина в Казани (улица Пушкина, 10), во флигеле которого в 1873 году родился Ф.И.Шаляпин, важно не только ввиду его историко-архитектурной ценности, но и для поддержания формирующегося географического образа «Казань Шаляпина».

К сожалению, в Казани есть и отрицательные примеры утраты подобных объектов, значимых с точки зрения понятия гений места. Так, сгоревший в 2008 году деревянный дом Соловьевой, в котором был арестован студент Казанского университета Владимир Ульянов (ул. Муштари, 15), был одной из важнейших составляющих образа «Казань Ленина», ставшего неполным. А ведь этот образ, забытый и игнорируемый в течение последних двух с половиной десятилетий, является очень перспективным в плане привлечения туристов из Китая, интересующихся ленинскими местами.

Гений места, равно как и городские легенды, формирует представление о конкретной территории для тысяч людей, никогда там не бывавших. Естественно, в интересах этой самой территории создание наиболее привлекательного образа, способного заинтересовать и привлечь туриста. И тут возникает проблема. Так как туризм - это отрасль экономики, то в целях получения больших доходов могут создаваться мифы-мистификации, ведущие к искажению действительности и фальсификациям. Подобные мистификации могут создаваться на волне общественного интереса к иррациональному, паранормальному. В качестве примера можно привести Соловецкие острова, где по соседству с каменными лабиринтами 1-11 вв. до н.э., появление которых связано с древним культом мертвых, в течение последних двух десятилетий были выстроены лабиринты-новоделы. Вокруг как старых, так и новых лабиринтов появилось множество псевдонаучных исследований и «фактов».

Еще один пример - территория Большого Сочи, некоторые районы которого известны своими дольменами 3-2 тысячелетий до н.э., выполнявшими роль святилищ и усыпальниц. Эти дольмены с 90-х годов прошлого века обрели оккультно-мистический ореол и стали рассматриваться как «места силы», источники истинного знания, порталы в другие миры и т.д. Большая часть этих уникальных гробниц в настоящее время не охраняется и постепенно разрушается туристами и сектантами. Кроме того, возникла и другая проблема - в последнее время в популярных среди туристов местах Западного Кавказа стали сооружаться каменные конструкции, искусно имитирующие старину и выдаваемые за древние дольмены. Основная задача подобных новоделов - привлечение туристов.

Подобные мистификации в туризме не являются явлением исключительно сегодняшнего дня - они встречались и раньше. По видимости, мистификации будут существовать и в дальнейшем, так они зачастую отвечают текущим потребностям публики и даже целых слоев общества. Как отмечает Р.К. Бажанова, «мистификаторы реализуют не очевидную, но важную общественную потребность, связанную с глубинными политическими, национальными и художественными процессами, которые нуждаются зачастую в сиюминутном и остро привлекательном философско-культурном резонансе» [1, с.14].

Таким образом, в сфере туристической деятельности необходимо разделять 2 типа мифов:

1. Мифы, выражающие дух города, душу народа, относящиеся к ядру культуры, характеризующие ее сущность;

2. Мистификации, уводящие в сторону от сущности. Могут быть разных видов - например, то, что находится на периферии культуры, выдается за ядро, за ее главную характеристику. Также мистификации могут проявляться в виде сознательного искажения исторических фактов, топонимов, в виде подмены понятий с целью создания туристского интереса.

Характерной чертой мифотворчества в туризме, особенно на современном этапе, является его тесная связь с мистикой. Иррациональное, сверхъестественное становится мощным фактором туристического развития отдельных территорий. Туристическая мифология, связанная с мистикой, может быть обоих указанных выше типов, то есть как выразителем культурной специфики места, так и сознательной мистификацией. Например, привидения в английских и шотландских замках - это часть национальной культуры Великобритании, нашедшая выражение в искусстве и литературе от Чарльза Диккенса до Оскара Уайльда. Естественно, и туризм эксплуатирует этот устоявшийся миф.

С другой стороны, существуют всевозможные псевдонаучные объяснения потусторонних явлений, которые, будучи по своей сути городской легендой, подаются в качестве фактов и претендуют на достоверность. По мнению автора, мистифицированность туриндустрии как минимум не способствует, а зачастую мешает выполнению задач, стоящих перед культурно-познавательным туризмом. Подобные туристические мифы играют негативную роль, так как отвлечение на ирреальное, иррациональное, то есть находящееся за пределами разума, препятствует получению общего представления обо всем многообразии культуры страны или местности. Эти мифы должны быть сдвинуты на периферию туристической деятельности и соответствующим образом откомментированы. В отличие от мифов, выражающих сущность культуры, мистификации не выполняют культурно-творческую миссию, потакают низким вкусам, отвлекают людей от реальности. Широкое увлечение потусторонним ведет к отвлечению внимания от памятников истории и культуры, обладающих значительным познавательным потенциалом - например, от объектов, рассказывающих о жизни выдающихся людей. В отличие от мистических маршрутов, экскурсии, связанные с понятием «гений места» (который может носить и мифический характер - Зилант в Казани [8]), позволяют получить представление о культуре и жизненном укладе места.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Туризм в настоящее время является гораздо более мифологизированной сферой, нежели многие другие области человеческой деятельности. Ввиду своей специфики туризм предоставляет широкое поле для мифотворчества.

Миф как составной элемент географического образа и имиджа места является туристским ресурсом и наряду с прочими ресурсами формирует туристский потенциал территории.

В туризме необходимо различать мифы, отображающие сущность культуры данного места, ее специфику, и мифы-мистификации.

В современном мифологизированном туризме существует противоречие: мифы, в том числе и мистификации, широко рекламируются, а памятники истории и культуры, располагающим большим познавательным потенциалом, забываются или уничтожаются.

Литература

1. Бажанова Р.К. Мистификация в культуре: агон и резонансы соблазнительного притворства. - Вестник КАЗГУКИ № 4, ч. 1, 2014.

2. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2014. - 351 с.

3. Вайль П. Гений места / послесловие Л. Лосева. - М.: АСТ: CORPUS, 2014. - 448 с.

4. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 350 с.

5. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. - М.: Знак, 2006. — 488 с.

6. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.

7. Никитина А.В. Специфика философско-культурологической репрезентации культурного ландшафта. -Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2013.

8.Сергеев С.А Казань: культурные символы и «гений места» / С.А.Сергеев, З.Х.Сергеева // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 24. С. 166 - 170.

9.Современный городской фольклор. Неклюдов С. Ю. (отв. ред.). - М.: РГГУ, 2003. - 736 с.

УДК 37.035

Д.ВШамсутдинова, Р.И.Турханова

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

В статье рассматриваются современные проблемы национально-культурной идентичности, обусловленные степенью социальной, политической и этнической напряженности, требующие разработки концептуальных подходов.

Ключевые слова: культурная идентичность, национальная идентичность, этническая принадлежность.

Shamsutdinova Dilbar, Turhanova Raikhana SCIENTIFIC OPINION ON THE FORMATION OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY

In artide the modern problems of national and cultural identity caused by degree of social, political and ethnic tension, demanding development of conceptual approaches are considered

Keywords: cultural identity, national identity, ethnic origin.

Сегодня многие теоретики склоняются к мысли о том, что процесс глобализации с одной стороны объединяет различные аспекты жизни современного общества, с другой - укрепляет и возрождает культурные различия: сформировалось определенное стремление к культурному отличию по расовым, религиозным и национальным признакам, амплитуда которых изменялась от положительных значений до отрицательных, что в свою очередь, оказало влияние на процесс глобализации, который обусловлен тем, каким образом народ создает культуру, традиции и свою местную идентичность в рамках примеров всеобъемлющей глобализации. Процесс глобализации, подрывая корни и истоки традиций и национальных культур, стимулирует возрождение традиционной идентичности, а также создает новые источники и возможности для того, чтобы каждый человек мог использовать их для реконструкции своей национальной идентичности. Проблемное поле и эффективность социально-культурной интеграции во многом определяет культурная идентификация -стремление субъекта к социальной консолидации (Э.Дюркгейм), желание обрести общность "картины мира", чувство принадлежности к единому историко-культурному базису. Потребность в групповой принадлежности является одной из базовых в структуре личности. "Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить» [2]. Э.Эриксон утверждал, что зрелой личностью может быть только личность, характеризуемая идентичностью, психосоциальной тождественностью, т.е. имеющая "твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя..» [12]. В широком смысле понятие "идентификация" трактуется именно как "самоопределение", "самоотождествление" личности с определенным социумом. С самого начала жизни человек встраивается в систему отношений с другими людьми, и по мере того, как он занимает в этих отношениях определенную позицию, он становится личностью, обретает свою социальную и персональную определенность в отношениях с другими. В современном мире в ситуации полиэтничности территорий и наличия значительного числа мигрантов - проблема обеспечения процессов формирования самоидентичности личности, и прежде всего в системах «этнос», «нация», «культура» является наиболее острой. Мировоззренческим ориентиром здесь являются следующие позиции: нация характеризует некую объединенную культурным пространством социальную целостность, которая имеет общее политическое, территориальное, хозяйственное устройство. Нация всегда связана с неким этническим субъектом (и прежде всего через язык, общность которого создает условия совместного бытия и обмена деятельностью), но этническое не выступает ее сущностным атрибутом. Главное - политико-государственная организация, обеспечивающая сохранение территории и функционирование основных социальных институтов семьи, образования и т.д. Нация есть совокупность граждан страны, объединяющаяся конституированными отношениями гражданства и ценностно-нормативным полем культуры, которое формируется образованием, искусством, досуговой сферой, системой межличностных коммуникаций. Все другие факторы необходимо признать как второстепенные, несущественные, (тем более в ситуации социальной нестабильности, когда любой другой критерий может осложнить интеграцию человека или целых социальных групп). Это тем более актуально по отношению к россиянам, исторически и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.