Shchegolkov Yu. Yu., Shchegolkova I. M. Mythology of location and choice of development strategy for small cities
ЭКОНОМИКА И СЕРВИС I ECONOMICS & SERVICES
УДК 332.1
DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10309
Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов
ЩЕГОЛЬКОВ Юрий Юрьевич,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, РФ. Старший преподаватель. E-mail: [email protected]
ЩЕГОЛЬКОВА Ирина Михайловна,
Московский Государственный Университет, Москва, РФ. Старший преподаватель. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена результатам исследования авторов структуры современной мифологии городского пространства, как одной из основ городского территориального маркетинга. Были проанализированы компоненты городского мифа, влияющие на формирование городской идентичности. Авторы предлагают понятия «старого» и «нового», сформировавшихся в эпоху постмодернизма, городских мифов. Компонентами «Старого» мифа являются, истории о происхождении/основании города, его героях, сведения об историческом прошлом города, его сакральных местах, в нем присутствуют все традиционные признаки, составляющие основу классического мифа —есть центр мира, герои, пути, которые они избирают, путь самого города, волшебное преображение, которое он переживает в середине пути. «Новый» миф — характерен, прежде всего, для мегаполисов и формируется во многом за счет усиливающегося господства информационного общества, крушения традиционных государственных и общественных образований, появления принципиально новых каналов и средств массовой коммуникации, окончательной победы массовой культуры и фантастическим ростом масштабов манипуляции людьми. В статье дается объяснение причин возникающих в последние годы конфликтов в малых городах, в которых проводились исследования авторов, исследуется влияние архитектуры и градостроительных решений, благоустройства на волновые изменения туристических потоков. Показана образная система, возникающая в восприятии мифологии малых городов как со стороны визитеров (туристов, экскурсантов, инвесторов), так и со стороны городских сообществ. Объясняется выбор стратегий развития малого города, стоящий сегодня перед городскими администрациями. Анализируются разные подходы в изучении современной мифологии, роль новых медиа в консолидации городской мифологии и ее тиражировании.
Ключевые слова: миф, мифология, городское пространство, география города, локальная идентичность, новые медиа, медиадискурс современных горожан, туристическая мифология, туристский ресурс.
Для цитирования: Щеголькова И.М. Щегольков Ю.Ю. Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов// Сервис Plus. 2020. Т.14. №3. С. 76-84. DOI: 10.24411/2413-693Х-2020-10309
Статья поступила в редакцию: 02.07.2020.
Статья принята к публикации: 02.08.2020.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов
Mythology of location and choice of development strategy
for small cities
Yuri Yu. SHCHEGOLKOV, Senior Lecturer, [email protected]
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation Irina M. SHCHEGOLKOVA, Senior Lecturer, [email protected] Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the authors' research results for the structure of modern mythology concentrated for urban space, as one of the foundations of urban territorial marketing. The components of the urban myth influencing the formation of urban identity were analyzed. The authors offer the concepts of "old" and "new", formed in the era of postmodernism, urban myths. The components of the "old" myth are stories about the origin I foundation of the city, its heroes, information about the historical past of the city, its sacred places. It contains all the traditional features that form the basis of the classical myth - there is the center of the world, heroes, the paths they choose, the path of the city itself, and the magical transformation that it experiences in the middle of the path. The "new" myth is characteristic, first of all, of megalopolises and is formed largely due to the growing dominance of the information society, the collapse of traditional state and public entities, the emergence of fundamentally new channels and media, the final victory of mass culture and the fantastic growth of the scale of human manipulation. The article provides an explanation of the causes of conflicts in small towns that have arisen in recent years, in which the authors' research was carried out, investigates the influence of architecture and urban planning solutions, landscaping on wave changes in tourist flows. The figurative system is shown that arises in the perception of the mythology of small towns both on the part of visitors (tourists, excursionists, investors) and on the part of urban communities. Explains the choice of strategies for the development of a small town, facing the city administrations today. Various approaches to the study of modern mythology, the role of new media in the consolidation of urban mythology and its replication are analyzed.
Keywords: myth, mythology, city space, local identity, new media, discourse of modern citizens, tourist mythology, touristic resource.
For citation: Shchegolkov, Yu. Yu. & Shchegolkova, I. M. (2020). Mythology of location and choice of development strategy for small cities. Service plus, 14 (3), 76-84. (In Russ.) DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10309
Submitted: 2020/07/02.
Accepted: 2020/08/02.
Введение. Второе десятилетие 21 века характеризуется новыми подходами к изучению малых территорий. В культурологии и антропологии, брендинге мест, возрастает интерес к малым городам и историческим поселениям, городской субкультуре, влиянию воздействия городских сообществ на процессы изменений и развития.
Растет количество кросс-исследований — от антропологии к городской экономике, влияния New media на процессы урбанизации и способам воздействия на потребительское поведение жителей мегаполисов и малых городов, городских агломераций, изучаются причины конфликтов внутри городских сообществ.
Для исследователей город становится крайне интересным явлением и «как сложный социальный организм, и как поле политических битв и манифестаций, и как средоточие культурных и цивилизационных достижений, и как пространство особого языка и особой речи» [1].
Пристальное внимание исследователей привлечено к социально-экономическим аспектам городского развития, исследуется влияние архитектуры и благоустройства на волновые изменения туристических потоков, особо выделяется геоурбанистика и развитие городских общественных пространств.
Городской маркетинг все больше становится отдельной сферой научных исследований.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3
Mythology of location and choice of development strategy for small cities
Актуальной темами научных дискуссий стали принципы организации городского пространства, формирование образов (символьной системы) поселения.
Образ города все чаще определяется по результатам изучения существующих и потенциальных конфликтов между его восприятием, с одной стороны — местных сообществ, с другой — внешних посетителей (визитеров) — туристов и экскурсантов, а также инвесторов в городские проекты.
Одной из целей исследования стало выявление современного мифотворчества, влияющего на логику организации и структурирования городского туристического пространства и городского туристического продукта в малых городах, а также влияние New media на современный маркетинг малого города в части продвижения городских мифологем, и как следствие — на выбор городскими администрациями стратегий развития — как сферы туризма — в узком плане, так и всего города в целом.
Исследования, результатом которых стала данная статья, были организованы авторами в рамках проекта «Настоящая Россия» НКО Фонда развития малых исторических городов в 2013 — 2020 гг в Московской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Владимирской и Рязанской областях, в 30 малых городах (Верея, Можайск, Истра, Волоколамск, Вязьма, Гагарин, Кашин, Калязин, Бежецк, Углич, Переслав-ль-Залесский, Тутаев, Покров, Суздаль, Касимов, Ши-лово, Скопин, Белев, Венев, Чернь, Чекалин, Одоев, Богородицк, Крапивна, Дубна, Донской, Ясногорск, Ефремов, Боровск, Таруса, Малоярославец).
Мифология мегаполиса и мифология малого города. Конфликт между разными пониманиями стратегий городского развития начинается с конфликта разного понимания развития городского мифа и бытия города в современной эпохе постмодернизма.
По сути, мы являемся свидетелями все более усиливающейся глобальной конкуренции мест, ставшей в т. ч. конкуренцией городских мифов, облеченных в привлекательную и современную упаковку.
В постмодернистском обществе мифология города приобретает новые черты, и если под влиянием волн глобализма мегаполис находится в стадии потери своей идентичности и уже превосходит своим центризмом и мультикультурализмом Вавилон, то малый город до определенного момента пока еще остается подобным острову в Микронезии, до которого еще не докатились волны новой цивилизации. Малый город
еще не стал структурно-коммуникационной «свалкой», согласно Ж. Бодрийяру [2], но находится в глубоком конфликте с «глобальным городом» по С. Сассен [3]. И в этом конфликте, в том числе из-за всевозрастающей силы массовых коммуникаций, образ и символьная система мегаполиса, назовем это «новый миф», начинает побеждать «старый миф» малого города.
Именно в малом городе мифология места еще присутствует, тогда как мегаполис постепенно утрачивает свою «старую» мифологическую подоснову, превращаясь под воздействием глобализации в еще одну версию бесконечного торгово-развлекательного центра. Житель и визитер мегаполиса становится потребителем уже не городских мифов, а «иллюзий реальности», отчасти вновь созданных бесконечных сериалов, тиражирующих окружающие этого жителя (визитера) образы, гипертрофируя их, увеличивая их вселенные, заполняя сознание и во многом предопределяя потребительское поведение.
Мегаполис, постепенно утрачивающий компоненты своего «старого мифа», становится центром делового и событийного туризма, где менее всего думают об отдыхе, а более всего об удовлетворении потребностей, тогда как люди остаются людьми, которые в любом обществе устают от шума, от бесконечной вариативности иллюзорных впечатлений, навязываемых рекламой или похожей по своему воздействию на человека массовой культуры, смешивающейся на уровне продакт-плэйсмент, информационных программ, превращающихся в шоу и наоборот.
Многочисленные городские конфликты, происходящие сегодня в городах во многом продиктованы столкновениями городских концепций, базирующихся на «старом» или «новом» мифе.
Победа образа, или символьной системы, в конечном счете «нового мифа» мегаполиса обусловлена логикой эпохи постмодернизма, характеризующейся усиливающимся господством информационного общества, крушением традиционных государственных и общественных образований и формирований, появлением принципиально иных каналов и средств массовой коммуникации в т. ч. и обозначаемых термином New media, окончательной победой массовой культуры и фантастическим ростом масштабов манипуляции людьми.
Ожидаемая победа «нового мифа» мегаполиса приводит в результате и к масштабным внутренним городским конфликтам в малых городах. Администрации малых городов, стоящие перед необходимостью ре-
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов
шения серьезных социально-экономических проблем, сталкиваются с неприятием части, а иногда большей части, городских сообществ к вновь возникающим программам развития туризма или изменения городской среды. Изменение традиционного городского пространства воспринимается многими горожанами как потеря чувства стабильности, появление современных рекламных конструкций — как нарушение внутреннего консенсуса, высадка из автобуса шумной толпы туристов — как нашествие «чужаков».
Гораздо желаннее для местных жителей сохранение традиционной «тишины», «красоты», «чистоты», здесь приехавший на пленэр художник — желанный гость, которого можно угостить своими яблоками. Художник, работающий над своей картиной в малом городе, поддерживает патриархальный миф о месте спокойствия, культуры и истории, «живописности места», — но он не приносит в городскую казну столь необходимые поступления, которые могла бы, правда пока в теории, принести шумная группа туристов. Старенький магазин уступает место сетевому (и дешевому) супермаркету. Рекламная конструкция аляповата, но дает стабильный доход в городской бюджет, хотя и портит вид торговых рядов построенных 200 лет назад.
Что делать городской администрации? Какой выбор она должна сделать в своей стратегии?
Городская мифология. Структурирование мифологических представлений о тех или иных местах, городах, регионах и странах начинается с древних времен, в общественном сознании закрепление мифологического представления о городе, как центре притяжения, происходит в конце XIX века.
Типичными компонентами городской мифологии являются, мифы о происхождении/основании города, его героях, мифы об историческом прошлом города, его сакральных местах и т. п.
Мифологемы такого рода становятся неотъемлемой частью формирования городской идентичности как условие повышения статуса города.
В городском мифе присутствуют все «естественные» признаки, составляющие основу классического мифа — есть центр мира, герои, пути, которые они избирают, путь самого города, волшебное преображение, которое он переживает в середине пути.
Город иногда «оживает», пережив «чудесные» изменения — «Как преобразилась Москва при Собя-нине!», — в данном случае мы видим сочетание «вол-
шебного» преображения города, к которому массовое сознание добавляет «героя», благодаря чему преображение совершилось.
В городской мифологии мы встречаем все структурные составляющие классического мифа — анимизм, тотемизм, фетишизм и магию.
Город зачастую существует в восприятии, как городского сообщества, так и потенциальных посетителей, как некий набор мифологем и устойчивых стереотипов, в которых, например, относительно слабый топоним, стремится к более сильному (или относительно новый — к старому): «Рига — Балтийский Париж», «Руза —Подмосковная Швейцария» или «Санкт-Петербург — Северная Венеция» (вариант «Северная Пальмира»),
Есть и процесс придания заведомо слабому городу (в силу его небольшой величины) новой силы, за счет добавления слова «Столица» — (Сочи — летняя столица России, «Соль-Илецк — арбузная столица России», или «Есть в России три столицы — Москва, Рязань и Луховицы»),
Очень часто воссоздаются и старые топонимы, которые становятся одной из основ для городской мифологии, как имя-символ конкретной территории — и как средство ее преобразования, что нередко используется маркетологами для выявления нового качества и новой идентичности.
Так, например, Чекалин (Суворовский район Тульской области) — вполне официально самый маленький город России (переименованный из Лихвина в 1944 году в честь пионера-героя Саши Чекалина) очень часто «переименовывается» обратно, — через возвращение «старинных названий» — санаторий «Лихвинские воды», кафе «Лихвин» и т. д. Таким образом, возникает «параллельное пространство», другой, мифологический мир, который присутствует рядом с реальным, напоминает о себе и т. п.).
Городские мифологемы становятся и в дальнейшем тиражируются в массовом сознании как, по сути, главные составляющие городской идентичности.
Структурные составляющие городского мифа. Между тем необходимо выделить и структурные составляющие внутреннего восприятия городского мифа, тогда как его внешние проявления мы видим через топонимы. Различные аспекты мифологии давно анализируются в различных исследованиях в качестве урбанистической парадигмы, задавая восприятие города, как особого мифологического текста.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3
Mythology of location and choice of development strategy for small cities
Первая — и главная: центрическая организация городской территории, как особого пространства синтеза городских субкультур, который в свою очередь формируется при помощи объектов показа и топонимов. Мир-ча Элиаде (М1гсеа ЕЫе) — философ, историк религий и современной мифологии, отмечал, применительно к характеристике городской культуры Вавилона: «...всякая территория, занятая с целью проживания на ней или использования в качестве „жизненного пространства", предварительно превращается из „хаоса" в „космос", посредством ритуала ей придается некая „форма", благодаря которой она становится реальной» [4].
Во-вторых, мифологическая составляющая четко ограничивает ареал городского архитектурного пространства, не только, как простое противопоставление: — «здесь свои — тут чужие», но и как перенос тысячелетней памяти о том, что «в этом княжестве одни законы, а в нашем — другие, а там вообще — Орда».
Так, до сих пор в сознании городских жителей их «малой родиной» является только свой город. (Упомянутый выше Чекалин воспринимается жителями исключительно, как «свой город», и даже соседний районный центр — Суворов, а тем более региональный центр — Тула, ставший для чекалинцев региональной «столицей» (ранее город относился к Калужской области) относительно недавно, воспринимаются как сторонние города «чужаков», от которых если и ждать чего, то неизвестности).
Образ мегаполиса — Москвы в сознании детей из Чекалина представляется как абсолютно сказочный город, город из телевизора, в котором есть небоскребы, орудуют злые колдуны из «Ночного дозора» и миллионы людей перемещаются каждую минуту из конца в конец, по земле, под землей и даже в воздухе. Это, конечно, столица, но «чужая столица», «неприветливая», «опасная». «Ну как, понравилось ли тебе в Москве?, — спрашивали авторы у детей из Чекалина, посетивших «Москву — сити» с экскурсией. «Нет, у нас и река лучше, и народу меньше, и у нас ВСЕ СВОЕ», — отвечает школьник, учащийся 4-го класса. В Чекапине нет домов выше трех этажей, в Москве такие дома составляют доли процента городской застройки, в архитектурном плане Москва является полной антитезой Чекалину — и от того становится для визитеров чекалинцев «чужим городом».
Третьим аспектом, определяющим влияние мифологии на городское пространство, является обязательное чувство эмоциональной сопричастности жителя
к истории своего города, и особенно это заметно в историческом поселении, где городские события почти неизбежно становятся личным делом каждого горожанина.
«В нашем городе — Диена, до войны проживало более 5 ООО человек, в один день, в 1943 году фашисты расстреляли 3 500 человек населения — всех евреев города и всех, кто пытался их защитить. От этой раны мы не оправились до сих пор, и это — трагедия каждой семьи и моей в том числе», сказал авторам глава муниципалитета Диены (республика Беларусь, самый маленький город страны) Евгений Баран.
Четвертой составляющей мифа малого города является наделение его образа, также как и объектов, составляющих его среду, антропоморфными качествами (наш город самый чистый /гостеприимный/ интересный/ молодой/ спортивный).
В-пятых, очень часто логику мифа можно проследить в гипертрофированном качестве одной единственной, но главной составляющей городской идентичности, становящейся ядром его бренда — «Муромские калачи», «Касимовские грузди», «Тульские пряники», «Белевская пастила» и т. д.
Городские мифологемы и туризм. Внешнее восприятие городского мифа играет огромную роль при создании туристического продукта. «Туристическая мифология является важнейшей составляющей географического образа территории и потому может рассматриваться в качестве туристского ресурса, наравне с прочими ресурсами формирующего туристский потенциал отдельной местности, региона или страны. [5]
Строго соответствуя системе мифологических представлений, мы считаем, что каждый объект, и если мы говорим о туризме, то каждый объект показа, размещения, развлечения, питания должен иметь определенное место, имя и функционал внутри системы городского пространства.
Кафе «Берендеево царство» соответствует мифологическому образу Переславля-Залесского (Ярославская область), тогда как кафе «Russo Burgeritto» не очень укладывается в образ древнего города Венев (Тульская область).
Любопытно, что именно здесь зачастую происходит одна из линий конфликта между мифологическим сознанием местных жителей, которым, при посещении условного кафе Bon Voyage, подсознательно хочется оказаться в Париже, тогда как городским посетителям-визитерам хочется побывать в городском кафе, в котором есть местные специалитеты, и где
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов
официанты говорят на местном диалекте русского языка.
Отметим, что мифологемы в туристском маркетинге стоит разделить на культурологические, основанные на исторической и культурной основе («В этом доме неоднократно бывал Лев Толстой») и мифологемы-мистификации, построенные на интересе потенциальных туристов к аномальным явлениям («В этом озере у нас обитает чудовище, которое каждое лето, в июле, громко извещает всех жителей соседней деревни, о том, что оно есть)... Любопытно, что два вида мифологем могут присутствовать в одном рассказе одного экскурсовода (в данном случае — из г. Белев Тульской области).
В целом, следует заметить, что результатом мифологического восприятия города становится появление в массовом сознании горожанина и посетителя-туриста целостного «живого» образа городского пространства.
При этом город «оживает», ему присущи сообщения, внутренняя коммуникация, городу сопереживают, особо выделяя исторические здания, парки, храмы. На неодушевленные предметы переносятся человеческие качества страдание, любовь, верность и мифологические — возрождение, бессмертие, анимизм. «Здания оживают и рассказывают о себе... — если вы выберете ОР-код на специальной табличке», говорит авторам сотрудник ТИЦ в Угличе
Но не только памятник — обычная вывеска кафе может стать в какой-то части символом города и культурной эпохи, если вывеска, например — в Париже и сделана в стиле импрессионизма, а текст набран шрифтом, принятым в конце XIX века. Интерьер кафе может представлять из себя восточную чайхану, русский трактир, американский бар, мы приходим и как бы оказываемся в том месте, которое мы ожидаем увидеть, когда видим вывеску.
Привнесенная мифологема — это и фотографии и автографы знаменитостей — («видите — какие герои на своем пути у нас побывали», а подсознательно туристы получают скрытое сообщение «попробуйте нашу кухню, — и вы станете такими же, как они»), именные таблички, обозначающие номера в отелях, многочисленные «Книги записи благодарностей» / разделы «Отзыв» на сайтах и т. д.
Мифологемы могут быть вообще не связаны с конкретными местами, но, через новые законы медиаре-альности они действуют на потребительское потребление, —вспомним парк динозавров или многочисленные резиденции сказочных персонажей.
«Старый» миф и палимпсест города. При принятии городских стратегий развития, как мы писали выше, городские администрации находятся перед выбором, обусловленным противостоянием «старой» мифологии места и «новой» мифологией постмодернизма.
Выбор является не простым, использование «старого мифа» в городском маркетинге является чуть ли не единственным способом привлечения в город посетителей-туристов-экскурсантов-инвесторов. В ситуации отсутствия производств, «бегства» активной части населения в крупные города, именно экономика впечатлений может способствовать «перезагрузке» города. С другой стороны, сложность приспособления и ощутимая дороговизна реставрации объектов культурного наследия, кадровый голод, не простой процесс привлечения инвесторов в объекты туристской инфраструктуры, а также недовольство достаточно большого в каждом городе сообщества местных жителей жаждущих немедленного повышения качества жизни через привнесение в традиционный уклад элементов «столичности» (хотим МасОопаМв!) и других преимуществ глобализации, приводят к тому, что городские власти, озабоченные рейтингом, выборами и т. д. после некоторых колебаний идут вторым путем. Но это, с точки зрения «просвещенного меньшинства» городских сообществ — местной интеллигенции — является, в конечном счете, губительным.
В столкновении условных МасОопаМв и кафе «Пряник и пышка» пока побеждает международный бренд, но финальные последствия для городского развития у этой победы пока неизвестны.
С другой стороны, те городские администрации, кто понимает, что сохранение и развитие города возможно исключительно через развитие сферы туризма, начинают проводить политику сохранения «старого мифа», в которой мы бы выделили следующее:
В первую очередь — это сохранение городского архитектурного ландшафта. Не случайно, именно вокруг сноса или не правильной реставрации городских зданий в малых городах происходят резонансные конфликты последнего времени. Ситуация осени 2018 г. в г. Боровск (Калужская область), где по решению городской администрации чуть было не снесли 18 домов 19 века из имеющихся 200 (и успели снести 2), четко показала как внутреннее противостояние городских сообществ, так и беспомощность предыдущей городской администрации перед выбором стратегии развития города.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3
Mythology of location and choice of development strategy for small cities
Остановимся подробнее на значении архитектуры в сохранении «старого» городского мифа.
Для понимания связи городской мифологии и архитектурного ландшафта обратим внимание на понятие «Палимпсеста», или модели «Места, как палимпсеста», обозначающей многослойность (многозначимость) городского культурного ландшафта — от элементов городской застройки, до планировочной структуры.
В научный оборот термин «палимпсест» вводит Д. Мейниг в книге «Интерпретация обыкновенных ландшафтов» [7]. Мейниг считает процесс создания городского ландшафта как растянутый во времени, в связи с чем, в городском контуре сохраняются маркеры его уже случившихся состояний.
И. Митин считает: «Место, как палимпсест предстает перед нами как сумма разнородных (кон)текстов, каждый из которых ориентируется на свою доминанту (главный признак)». [6].
Мегаполис становится «сочетанием стертых, преувеличенных, аномальных и избыточных элементов» [7] и воспринимается как гипертрофированный «интертекст», созданный разными авторами в разное время, в разной идеологии, тогда как в малом городе «интертекст» более однороден.
Постмодернизм оказывает разрушающее воздействие не только на сложившуюся городскую мифологию, но и на архитектурный ландшафт: возникают «диссонирующие объекты», как правило, административные здания и сетевые торговые центры, огромные рекламные конструкции, элементы конструктивизма в городской застройке и т. д.
Сказка разрушается и превращается в обыденность, городские мифообразующие образы «Муром — былинный город» или «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского» немедленно нивелируются при столкновении с архитектурными последствиями примитивного конструктивизма советской эпохи и новообразованиями современности.
В этом отношении одним из выходов для городского развития может стать новое понимание значения общественных пространств, которые, по сути, могут превратиться в своеобразные центры современного городского искусства, не вступающие в конфликт, а дополняющие исторический контекст города.
Такой путь, например, избрал Боровск (Московская область), где стены домов превратились в картинную галерею под открытым небом, регулярно проводятся пленэры и другие художественные акции под открытым
небом.
Такой путь избирает Чекалин, постепенно превращающийся в «город-музей» под открытым небом.
Отметим, что в дополнение к архитектурному «палимпсесту» возникает новая, уже виртуальная мифология, каждый город силами адептов New Media создает свое гиперпространство, свою дополненную реальность, иногда разночтимую, вступающую в конфликт с реальным миром, и кроме того, в первую очередь воздействующей на потребительское поведение городских посетителей — туристов, экскурсантов и инвесторов в городские проекты.
New Media и городское развитие. В заключительной части остановимся на роли New media в столкновении «старой» и «новой» городской мифологии.
New media существенно расширили возможности и горизонты городских исследований. Города все больше и больше становятся доступными в интернет-пространстве.
New media начинают оказывать решающее влияние на поведение туристов. От первых сайтов, фотогалерей и отдельных видеороликов возможности глобальных поисковых систем позволяют сегодня мгновенно и бесплатно удовлетворять туристическое любопытство каждого индивидуума, вплоть до виртуального посещения локальных музеев.
За несколько минут мы можем побывать в виртуальных залах Лувра и региональной картинной галереи, разобраться с возможностями парковки на перекрестках Нью-Йорка и Архангельска, изучить меню ресторана в Неаполе и Туле...
И, что важно, потребитель может мгновенно принять решение о поездке, оплатить собранный специально для нас туристический продукт, выбрать меню в самолете, отеле, ресторане, получить скидки на посещение мест показа, выбрать собеседника во время делового мероприятия. И через некоторое время отправиться в путешествие, где фактор неопределенности снижен до предела. Правда, вырастает и ответственность самого туриста, ставшего организатором своего путешествия, ответственность, которую ранее он мог переложить на туроператора и турагента.
Структура контента в New media перешла границу от информационного, до информационно-пользовательского. Мы не просто читаем, а принимаем решение на основании прочитанного и увиденного. И время от момента получения нового знания до принятия решения на основе этого знания сократилось до минимума.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Мифология места и выбор стратегии развития для малых городов
New media, как канал коммуникации и зачастую источник сообщения оперируют медиатекстами, по сути являющимися своеобразными «цитатами» для определенного пространственного и временного объекта и его контекста.
Исследователь влияния New media на городское развитие В. В. Абашев определяет их характерные черты: «они выступают как путеводители по сферам городской жизни; они исследуют город, открывая его новые пространства и сообщества. Наконец, что самое важное, новые городские медиа формируются как площадки общественного проектирования городского развития» [8.]
Социальные сети стремительно изменили мир малых городов и стали катализатором стремительно-
го распространения мифологем в окружающий мир. Социальные сети стали также системообразующим элементом для консолидации городских сообществ, их организационным и агитационным центром, оказывающим все большее воздействие на процессы принятия решений.
По сути именно социальные сети становятся сегодня основным каналом передачи старого городского мифа новой аудитории, способом его воспроизводства, расширения, обогащения, визуализации и апробации.
Безусловно, «новый миф» мегаполиса также тиражируется и развивается за счет новых каналов коммуникации, тем не менее, именно New media способствуют тому, что до окончательной победы постмодернизма над малым историческим городом еще далеко.
Список использованных источников:
1. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д. Н. Замятин. М.: Знак, 2006.
2. Бодрийяр Ж. Лекция, прочитанная в Москве во Французском Университетском Колледже при МГУ имени М. В. Ломоносова в 1997 году (https://monocler. ru/gorod-i-nenavist-zhan-bodriyyar-ob-urbanizme-i-kuiture-ozlobleniya/)
3. С. Сассен. Глобальные города. http://ies-urbanistes. blogspot. сот/2009/ 01/blog-post. html
4. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / М. Элиаде. М., 1987.
5. Синцов А. Мифология в туризме: опыт историко-культурологического анализа / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Вестник КазГУКИ, 2016.
6. Митин И. Мифогеография как подход к изучению множественных реальностей места / / Гуманитарная география. Научный и культурно-просветительский альманах. Выпуск 3. М.: Институт наследия, 2006
7. Meinig D. W. Introduction II The Interpretation of Ordinary Landscapes: Geographical Essays I Ed. by D. W. Meinig. New York—Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 1-7.
8. Абашев, В. В. Новые городские медиа как агенты урбанизации [Текст] / В. В. Абашев II Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения. Т. 1. — СПбГУ, 2018. -С. 341-342.
References
1. Zamyatin, D. N. (2006). Kul'tura i prostranstvo: Modelirovanie geograficheskikh obrazov [Culture and space: Modeling geographical images], Moscow: Publishing house «Znak». (In Russ.).
2. Baudrillard, J. (1997). Lecture in Moscow at the French University College at Lomonosov Moscow State University in 1997. [Electronic resource] URL: https://monocler. ru/gorod-i-nenavist-zhan-bodriyyar-ob-urbanizme-i-kulture-ozlo-bleniyaI (In Russ.).
3. Sassen, S. The global cities. [Electronic resource] URL: http://les-urbanistes. blogspot. com/2009/ 01/blog-post. html (In Russ.).
4. Eliade, M. (1987). Space and history. Selected works. Moscow. (In Russ.).
5. Sintsov, A. (2016). Mythology in tourism: the experience of historico-culturological analysis. Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 1. (In Russ.).
6. Mitin, I. (2006). [Mifogeografiya kak podkhod k izucheniyu mnozhestvennykh realnostei mesta] Mythogeography as an approach to the study of multiple realities of location. Gumanitarnaya geografiya. Nauchnyi i kul'turno-prosve-
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №3
Mythology of location and choice of development strategy for small cities
titel'skii al'manakh [Humanitarian geography. Scientific and cultural-educational almanac], 3. Moscow: Publishing house «Institute of herritage». (In Russ.).
7. Meinig, D. W. (1979). Introduction. In: The Interpretation of Ordinary Landscapes: Geographical Essays. New York-Oxford: Oxford University Press, 1-7.
8. Abashev, V. V. (2018). New urban media as agents of urbanization. Vek informatsii. Media v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya [Information age. Media in the modern world. St. Petersburg recitations], 1. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 341-342. (In Russ.).
2020 Tom 14 №3
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
WWW.PhlL0S0PH.RJ