Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ РИМА И РИТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ В "COLLECTANEA" ГАЯ ЮЛИЯ СОЛИНА'

МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ РИМА И РИТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ В "COLLECTANEA" ГАЯ ЮЛИЯ СОЛИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаги/Steps
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / РОМУЛ / АВГУСТ / ГАЙ ЮЛИЙ СОЛИН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ANCIENT ROME / ROMULUS / AUGUSTUS / GAIUS IULIUS SOLINUS / POLITICAL RHETORIC / CULTURAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшечкина Екатерина Викторовна

Вопреки принятой в античности географической традиции Солин начинает свое компилятивное описание мира «Collectanea rerum memorabilium», основанное по преимуществу на географических главах «Naturalis Historia» Плиния Старшего, с пассажа по истории Рима от царского периода и до принципата Августа. Этот пассаж повторяет версии предания о предыстории и основании Рима, которые мы встречаем у древнегреческих и римских предшественников автора. Подобный ход свидетельствует о феномене исторической памяти в III в. н. э. и требует конкретных пояснений. В статье анализируется содержание отрывка (I.1-52) и формулируется вывод о его использовании Солином в качестве политико-географического образа Вечного Города как мировой столицы: вначале Рим оказывается во главе Лация, затем - Италии и, наконец, всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGY OF ROMAN HISTORY AND RHETORICAL POLITICIZATION IN THE COLLECTANEA OF GAIUS IULIUS SOLINUS

Gaius Iulius Solinus (3rd cent. AD) is the author of an excellent compilation written in Latin, Collectanea rerum memorabilium, in which all the inhabited world known at that time is depicted in all its diversity. In peripleutic description Solinus mentally traverses three continents, starting from Italy and following the route of Pliny the Elder (1st cent. AD). It would seem that we have here yet another traditional ancient geographical work. However, Solinus prefaces his description of the inhabited world with an excursus on the history of Rome, from its mythological origin and up to the Principate of Augustus (I.1-52). Such arrangement of the material is not found in other ancient geographical works and thus violates traditional models. This passage seems to demonstrate the specifics of the cultural memory and historical situation in the 3rd century AD, considering that the geographical and political priority of Rome is so clearly emphasized here. My paper analyzes the content of the passage (I.1-52) and argues for a conclusion about the political and geographical image of the Eternal City as the world capital in Solinus’ work and in his time: Rome first was the head of Latium, then of Italy, and finally of the whole world.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ РИМА И РИТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЗАЦИЯ В "COLLECTANEA" ГАЯ ЮЛИЯ СОЛИНА»

Шаги / Steps. Т. 6. № 2. 2020 Статьи

E. В. Илюшечкина ab

ORCID: 0000-0001-9220-9351 и ilyushechkinae@gmail.com a Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, Москва)

b Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва)

мифология истории рима и риторическая политизация в «collectanea» Гая юлия солинА

Аннотация. Вопреки принятой в античности географической традиции Солин начинает свое компилятивное описание мира «Collectanea rerum memorabilium», основанное по преимуществу на географических главах «Naturalis Historia» Плиния Старшего, с пассажа по истории Рима от царского периода и до принципата Августа. Этот пассаж повторяет версии предания о предыстории и основании Рима, которые мы встречаем у древнегреческих и римских предшественников автора. Подобный ход свидетельствует о феномене исторической памяти в III в. н. э. и требует конкретных пояснений. В статье анализируется содержание отрывка (1.1—52) и формулируется вывод о его использовании Солином в качестве политико-географического образа Вечного Города как мировой столицы: вначале Рим оказывается во главе Лация, затем — Италии и, наконец, всего мира. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС

Ключевые слова: Древний Рим, Ромул, Август, Гай Юлий Со-лин, политическая риторика, историческая память

Для цитирования: Илюшечкина Е. В. Мифология истории Рима и риторическая политизация в «Collectanea» Гая Юлия Солина // Шаги/Steps. Т. 6. № 2.

2020. С. 226-234. DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-2-226-234.

Статья поступила в редакцию 2 декабря 2019 г.

Принято к печати 24 декабря 2020 г.

© Е. В. ИЛЮШЕЧКИНА

Shagi / Steps. Vol. 6. No. 2. 2020 Articles

E. V. Ilyushechkina ab

ORCID: 0000-0001-9220-9351 ® ilyushechkinae@gmail.com a The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)

b Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)

Mythology of Roman history and rhetorical

POLITICIZATION in THE COLLECTANEA of GaIUS IULIUS SoLINUS

Abstract. Gaius Iulius Solinus (3rd cent. AD) is the author of an excellent compilation written in Latin, Collectanea rerum memorabilium, in which all the inhabited world known at that time is depicted in all its diversity. In peripleutic description Solinus mentally traverses three continents, starting from Italy and following the route of Pliny the Elder (1st cent. AD). It would seem that we have here yet another traditional ancient geographical work. However, Solinus prefaces his description of the inhabited world with an excursus on the history of Rome, from its mythological origin and up to the Principate of Augustus (I.1-52). Such arrangement of the material is not found in other ancient geographical works and thus violates traditional models. This passage seems to demonstrate the specifics of the cultural memory and historical situation in the 3rd century AD, considering that the geographical and political priority of Rome is so clearly emphasized here. My paper analyzes the content of the passage (I.1—52) and argues for a conclusion about the political and geographical image of the Eternal City as the world capital in Solinus' work and in his time: Rome first was the head of Latium, then of Italy, and finally of the whole world.

Keywords: Ancient Rome, Romulus, Augustus, Gaius Iulius Soli-nus, political rhetoric, cultural memory

To cite this article: Ilyushechkina, E. V. (2020). Mythology of Roman history and rhetorical politicization in the Collectanea of Gaius Iulius Solinus. Shagi/Steps, 6(2), 226-234. (In Russian). DOI: 10.22394/2412-9410-2020-6-2-226-234.

Received December 2, 2019 Accepted December 24, 2019

© E. V. ILYUSHECHKINA

ай Юлий Солин (III в.) — автор объемного компилятивного труда на ла-

тинском языке под названием «Собрание достопамятных вещей» (Col-

lectanea rerum memorabilium), или «Полигистор» (Polyhistor). 250 рукописей и 85 изданий свидетельствуют о популярности его сочинения [Milham 1986: особ. 73, 75; Brodersen 2014b; von Martels 2014: 10], по сути представляющего собой описание античного мира — со множеством заметок о географических названиях, с историческими анекдотами, этнографическими экскурсами и перечнями стран необъятных пространств ойкумены1. Словом, в компилятивном произведении Солина представлен весь известный к тому времени обитаемый мир во всем его многообразии. В своем периплическом описании мира Солин мысленно двигается от Италии на восток к Греции, затем к Черному морю; далее через Каспий, представляемый им как залив Северного океана, он направляется вдоль северного европейского побережья на запад к берегам Британии. Обогнув Пиренейский полуостров и оказавшись снова в Средиземном море, Солин описывает территории Северной Африки и Малой Азии и завершает описание после путешествия вокруг Африки, следуя при этом по маршруту географических книг Плиния Старшего2.

Казалось бы, перед нами еще одно традиционное географическое произведение. Однако Солин предваряет свое описание обитаемого мира кратким очерком истории Рима от его возникновения вплоть до принципата Августа (Solin. I.1-52), что не встречается в других античных произведениях по географии и тем самым нарушает традиционные схемы. Не только сведения для описания «первого» Рима, но и весь «исторический» пассаж, включая перечень римских царей и древнеримский календарь, позаимствован из разного рода источников, свидетельства которых повторяют версии предания о предыстории и основании Рима3. Сам Солин, заявляющий в предисловии к «Col-lecteanea», что сознательно «следует по стопам древних авторов» (Solin. praef. I.5)4, далеко не всегда называет цитируемый им источник. Поэтому трудно сказать, пользовался ли он оригинальными текстами древних писателей или же ограничился их пересказом из хорографии Помпония Мелы (I в.) и энциклопедии Плиния Старшего (I в.), его основных источников5.

1 Подробнее см.: [Brodersen 2014а: 7-1З].

2 Кай Бродерсен полагает, что наряду с периплическим способом описания Солин использует элементы картографической ориентации, вводя, например, понятия plaga 'пространство земли, моря или неба' для обозначения отдельных регионов ойкумены (например, Asiatica plaga — Solin. ХУП.З; ХГХ.З etc.) и area 'участок, территория' (например, area Apollinis — Solin. I.1S). Подробнее см.: [Brodersen 2O15: 306-310].

3 Ср., например, пассажи из произведений Энния (Enn. Ann. 155 Skutsch), Варрона (de ling. lat. V.164), Ливия (I.7-16), Дионисия Галикарнасского (I.86-88; II.1-2), Овидия (Fasti IV.809-862), Плутарха (Rom. З), Тацита (Ann. XII.24), Авла Геллия (XIII.14) и Феста (Fest 258 M. З12 L.).

4 vestigia monetae veteris — Solin. praef. I.5. Подробнее о риторической топике в предисловии Солина см.: [Илюшечкина 2019].

5 Среди источников, которыми пользовался Солин в «Collectanea», упоминаются по преимуществу «старинные авторы»: анналисты Луций Цинций Алимент, Квинт Фабий Пиктор, Гней Геллий, Марк Порций Катон, Тит Помпоний Аттик, Корнелий Непот, Марк Туллий Цицерон, Марк Антоний Гнифон, Валерий Соран, Луций Таррунций, Лутаций и безымянный автор «Пренестинских книг». Неоднократно цитируются такие греческие авторы, как Гераклид, Агафокл, Аристотель, Каллимах, натурфилософ Демокрит, Ксенофонт Лемносский, Аполлонид, Сотак, Демодамат — военачальник Селевка и Антиоха. В статье

Определенное сходство разновременных версий источников об истории «первого» Рима, связанных с ним мифологических персонажей и легендарных событий свидетельствует об использовании Солином набора одних и тех же традиционных нарративов. «Чужая» информация в «Collectanea» выступает в смешанном виде: приводимые Солином сведения содержат скрытые цитаты и отсылки к другим текстам, а в целом представляют собой контаминацию греческих и латинских свидетельств. В результате выстраивается мифологизированный образ «первого» Рима в виде сочетания неоднократно использованных данных, «ключевых» имен и топонимов, вызывающих у читателя определенные ассоциации и отвечающих их ожиданиям, чему косвенно содействуют ри-торизованные штампы и клише.

Содержание рассматриваемого нами пассажа Солина включает: 1) разные версии наименования Города, 2) рассказ о древнейших культовых практиках в Риме, 3) историю основания Рима Ромулом, 4) перечень римских царей, 5) варианты датировки основания Города, 6) краткую историю Рима от эпохи первых царей до принципата Августа, 7) подробный рассказ о римском календаре и его реформе при Августе и, наконец, 8) список несчастий, выпавших на долю Августа, и перечень его достижений, которые он смог осуществить, несмотря на политические и жизненные обстоятельства (I.1—52).

Мифы об основании Рима и его легендарном основателе, первом царе Ромуле, в ходе повествования перерастают в представления об августовском Риме, заново устроенном и отстроенном принцепсом. Очевидно, что в изложении Солина принципат Августа представляет собой прямое продолжение легендарных событий, связанных с именем Ромула. Солин постоянно подчеркивает связь далекого прошлого Рима и Рима его времени, сопоставляя известные подробности современной ему топографии с расположением древних объектов «первого» Рима; при этом он использует устойчивые формулы типа «тогда» и «теперь»6.

По сведениям, отобранным Солином, «доромулов» Рим первоначально был поселением аркадян на Палатине. В свою очередь, аркадяне основали поселение на месте ранее существовавшей здесь Валенции (латинское название, означающее 'сила, мощь'). Солин передает легенду об аркадском царе Еван-дре, который по прибытии на Палатин переименовал Валенцию в синонимичную по значению греческую Рому (Solin. I.1). Аркадская тема в истории Рима дополняется эпонимическим рассказом о возникновении названия «Палатин»

Т. Моммзена, сопровождающей его критическое издание Солина, указаны параллельные места из текстов Солина и Плиния Старшего, фразы которых часто противоречат друг другу [Mommsen 1895: особ. xviii-xxiv]. Указания на параллельные места из текста Плиния воспроизводит в своем издании текста Бродерсен [Brodersen 2014a]. О рукописях и изданиях текста Солина до публикации Т. Моммзена см.: [Milham 1986: 73-85]. Попытку восстановления метода работы Солина с его источниками см.: [Apps 2014].

6 Например: Qui Cacus habitavit locum, cui Salinae nomen est; ubi Trigemina nunc porta («Место, где обитал Как, называлось Салины ("Соляные копи"); теперь там Тригеминские ворота» — Solin. I.8); Pars infima Capitolini montis habitaculum Carmentae fuit, ubi Carmentis nunc fanum est, a qua Carmentali portae nomen datum («Подножие Капитолийского холма было местом пребывания Карменты, где теперь находится святилище Карменты, по имени которой были названы Карментальские ворота» — Solin. I.13); Tatius [habitavit] in arce, ubi nunc aedes est Iunonis Monetae («[Царь] Татий [жил] в крепости, где теперь находится храм Юноны Монеты» — Solin. I.21).

(от города Паллантий, основанного ранее аркадянами в Элладе, Solin. I.14) и упоминанием о матери Евандра Никострате по прозвищу Кармента (т. е. «Певунья»), которая в Риме предсказала Гераклу-Геркулесу бессмертие. В память об этом Геркулес заложил в Риме знаменитый Большой алтарь (Ara Maxima, Solin. I.10).

Как известно, в мифолого-географических представлениях греков и римлян Геракл-Геркулес, упоминаемый Солином в экскурсе даже раньше Ромула, не раз совершал походы в разные концы света: он исходил всю Грецию, побывал в Илионе (Hom. Il. V.648), на Крите, в Ливии (Diod. III.52-53); на южном побережье Черного моря он спускался в подземный мир, чтобы одолеть Кер-бера (Diod. IV.25-26, Dion. Per. 788-790). Геракл достигал крайних пределов ойкумены: на востоке он был в Кавказских горах (Strabo XI.5, 5 C 505-506), в Скифии (Herod. IV.110) и на реке Танаис (Plin. VI.19); на западе он побывал на острове Эрифия, откуда пригнал стада Гериона в Италию (Strabo III.2, 11 C 148; Mela III.47, Solin. II.5; ср. XXIII.12) [Dueck 2013: 34-37].

Солин передает один из вариантов этиологического мифа о герое-воителе Геркулесе и местном разбойнике Каке, который, по оригинальной версии Вергилия (Aen. VIII.190-272), украл на территории будущего Города часть коров из стада Геркулеса. Тем самым Солин не только объясняет возникновение в доромуловом Риме культового жертвенника, посвященного Юпитеру Инвен-тору, но и связывает мифологическое повествование с историей, отсылая читателя к версии Ливия (I.7, 3 сл.). Традиционный сюжет о победе культурного героя над хтоническим чудовищем Солин дополняет конкретными именами и вполне реальными топонимами, связанными с Римом7.

Доромулов Рим, названный также Roma quadrata (Рим четырехсторонний), по словам Солина, имел вполне конкретные границы и занимал поросшую лесом территорию от «участка Аполлона (area Apollinis)» до «лестницы Кака (scalae Caci)» на вершине холма, где располагалась хижина Фавстула, в которой вырос Ромул8. В состав этой территории Солин включает сакральные локусы, сохранившиеся и в современном ему Риме: храм Ангеноры — богини молчания, алтарь Юпитера Инвентора, заложенный Геркулесом Большой алтарь, храм Аполлона Палатинского, построенный при Августе. Солин приводит и другие предания, а также связанные с ними легендарные имена и топонимы, которые со временем стали составными элементами конструкции «римского мифа». К примеру, предание о привезенной ахейцами знатной пленнице, троянке Роме, по имени которой был назван Город (I.2); упоминает он и о мифической дочери Аскания, внучке Энея Роме, в честь которой по другой версии назвали город на Тибре (I.3).

Обращает на себя внимание, что в изложении об основании Рима Солин полностью исключил сведения о Реме и о кровавом братоубийстве. С одной стороны, он, вероятно, следует тут своему же принципу «краткости изложе-

7 Например: Салины — место обитания Кака на Авентине, где «теперь [располагаются] Тригеминские ворота», Бычий форум в Риме, соседние с Римом Волтурны и Кампания, тирренец Тархон, царь Марсий, фригиец Мегал (Solin. I.8-10).

8 А silva quae est in area Apollinis, et ad supercilium scalarum Caci, ubi tugurium fuit Faustuli; ibi Romulus mansitavit (Solin. I.18). Об религиозном обряде, связанном с основанием городов Лация и римских колоний, см.: [Шайд 2006: 70-81].

ния», о чем заявлял в предисловии: «Книга эта подготовлена для сжатого изложения, насколько это позволяет разумная мера, чтобы многообразие [тем] в ней не было бы чрезмерным, а цветистость стиля не навредила бы»9. С другой стороны, он косвенным образом подчеркивает, что первый римский царь — не просто человек, а божественный прародитель из династии Юлиев или даже alter ego принцепса по заслугам и роли в истории Рима. Из свидетельств Све-тония (Aug. 7.2) и Кассия Диона (LIII.16.6-7) известно, что Октавиан рассматривал возможность в качестве почетного титула взять себе имя Ромул. Впоследствии он от этого отказался из опасения быть обвиненным в стремлении к царской власти (ср. Suet. Aug. 95) и в конечном счете избрал предложенный ему сенатом титул «Август»10.

Исторический миф Августа, тесно связанный с мифом Рима и мифом Ромула, можно трактовать как стремление Солина подчеркнуть преемственность истории раннего Рима и принципата Августа. Он словно выстраивает хронологическую прямую с основными пунктами на ней «Ромул» — «Рим» — «Август», которая через серию определенных сюжетов должна привести от древнейших событий к политическим ассоциациям более позднего времени. Правление Ромула, как и принципат Августа, в риторизованном панегирике Солина — два примера идеального правления. Солин пишет, что «[Август] так начал свое правление, что благодаря его заботе империя обрела не только спокойствие, но и защиту. Часто считали исключительным этот период, во время которого, по большому счету, прекратились войны и расцвели таланты, и при этом доблестные дела вовсе не ослабли от простоя стихших войн»11. Август здесь выступает как символический образ римской государственности, которой принадлежат грядущее благоденствие Рима и вверенная богами обязанность править миром.

Мифологизация Рима особенно ярко выразилась в произведениях эпохи Августа, в которых Город начинает осознаваться как центр круга земель.

9 Liber est ad conpendium praeparatus, quantumque ratio passa est ita moderate repressus, ut nec prodiga sit in eo copia nec damnosa concinnitas (Solin. praef. 2). Подробнее см.: [Илюшечкина 2019: 94-95].

10 «Впоследствии же он [sc. Октавиан] принял имя Гая Цезаря и прозвище Августа — первое по завещанию внучатого дяди, второе — по предложению Mунaция Планка. Другие предлагали ему тогда имя Ромула как второму основателю Рима (разрядка моя. — Е. И.), но было решено, что лучше ему именоваться Августом: это было имя не только новое, но и более возвышенное, ибо и почитаемые места, где авгуры совершили обряд освящения называются "августейшими" (augusta) — то ли от слова "увеличение" (auctus), то ли от полета или кормления птиц (avium gestu gustuve); это показывает и стих Энния [Enn. Ann. 155 Scutsch]: "после августейших гаданий по птицам основан был Рим знаменитый" (augusto augurio postquam inclita condita Roma est)» (Suet. Aug. 7.2, пер. M. Л. Гаспарова). Ср.: «...имя Август было даровано ему сенатом и народом. Когда его хотели наделить особым титулом и предлагали ему то один, то другой титул, и торопили с выбором, Цезарь [sc. Октавиан] пожелал назваться Ромулом. Однако, когда он понял, что это вызовет подозрения в стремлении к царской власти, то с учетом своих заслуг принял титул «Август», означавший, что его божественное величие несравнимо с рядовым человеком» (Cass. Dio LIII.16.6-7). См. также: [Галински 2017: 155-156].

11 Qui principatum ita ingressus est, ut vigilantia illius non modo securum, verum etiam tu-tum imperium esset. Quod tempus ferme solum repertum est, quo plurimum et arma cessaverint et ingenia floruerint, scilicet ne inerti iustitio langueret virtutis opera, bellis quiescentibus (Solin. I.32-33).

У Солина эта тема получает особый смысл и выстраивается в соответствии с изначальным предназначением Рима: вначале Рим оказывается во главе Ла-ция, затем — Италии и, наконец, всего мира. Соединяются легендарное прошлое Рима и его настоящее. Тем самым Солин и на содержательном, и на композиционном уровне явно демонстрирует, что все разнообразие мирового пространства, т. е. то, что составляет основное — этногеографическое — содержание «Collectanea», подчиняется Риму как политическому центру ойкумены и служит возвеличиванию государства.

Согласно божественному промыслу римскому народу уготовано судьбой властвовать над миром. Достаточно вспомнить посмертное появление Ромула в божественной ипостаси Квирина и его слова в исторической эпопее Ливия: «угодно богам, чтобы мой Рим стал главой всего мира» (caput orbis terrarum — Liv. I.16.7; ср. ту же идею у Вергилия, Горация, Овидия, Лукана и др.)12. Так и Солин, предваряя свой пассаж об истории Рима, пишет, что намерен начать рассказ о географии ойкумены «с головы мира»: «Подобно тем, кто воспроизводит формы человеческого тела и, прежде чем приступить к остальным частям, изображает сперва голову, позволь и мне начать [повествование] с главы мира, т. е. с города Рима»13. Если принять во внимание весьма шаткое экономическое и политическое положение Римской империи и ее провинций в III в., то можно представить, что Солин заведомо отводит исключительную роль основанию Рима как города и государства, вершиной развития которого стал принципат Августа. Современникам Солина, властям и подданным империи, предстоит испытать не только натиск германских племен и восточных соседей, но и неуправляемую сменяемость правителей на троне, трансформацию экономических укладов и вдобавок распространение христианских верований взамен римских официальных культов. Вполне вероятно, что в преддверии этих неизбежных перемен общественная потребность компенсировать распад традиционных связей определила, в частности, стремление Солина вновь воспроизвести хотя бы часть элементов «римского мифа» и лишний раз утвердить незыблемость Рима как «главы мира».

Литература

Галински 2017 — Галински К. Августовская литература и августовская «идеология»: пересмотр оценок // Шаги/Steps. Т. 3. № 4. 2017. С. 151-167.

Илюшечкина 2019 — Илюшечкина Е. В. Риторическая топика в посвятительном послании Гая Юлия Солина // Вестник древней истории. Т. 79. № 1. 2019. С. 90-101.

Шайд 2006 — Шайд Дж. Религия римлян / Пер. с фр. М.: Нов. изд-во, 2006. Apps 2014 — Apps A. Source citation and authority in Solinus // Solinus: New studies / Ed. by K. Brodersen. Heidelberg: Verlag Antike, 2014. P. 32-42.

12 Verg. Aen. VI.851-853 etc.; Horat. Carm. III.3.15-16; Ovid. Fasti IV.831-832; IV.857-862; Lucan. II.653-654; cp. Roma caput mundi (CIL VI 29849a).

13 Sicut ergo qui corporum formas aemulantur, postpositis quae reliqua sunt, ante omnia effigiant modum capitis, nec prius lineas destinant in membra alia, quam ab ipsa ut ita dixerim figurarum arce auspicium faciant inchoandi, nos quoque a capite orbis, id est ab urbe Roma principium capessemus (Solin. praef. 7).

Brodersen 2014a — Gaius Julius Solinus. Wunder der Welt: lateinisch und deutsch / Hrsg. K. Brodersen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2014.

Brodersen 2014b — Brodersen K. A revised handlist of the manuscripts transmitting Solinus' work // Solinus: New studies / Ed. by K. Brodersen. Heidelberg: Verlag Antike, 2014. P. 201-208.

Brodersen 2015 — Brodersen K. The geographies of Pliny and his 'ape' Solinus // Brill's companion to ancient geography: The inhabited world in Greek and Roman tradition / Ed. by S. Bianchetti, M. R. Cataudella, H.-J. Gehrke. Leiden; Boston: Brill, 2015. P. 298-310.

Dueck 2013 — Dueck D. Geographie in der antiken Welt. Darmstadt: Philipp von Zabern Verlag, 2013.

Martels 2014 —Martels Z. von. Turning the tables on Solinus' critics: The unity of contents and forms of the Polyhistor // Solinus: New studies / Ed. by K. Brodersen. Heidelberg: Verlag Antike, 2014. P. 10-23.

Milham 1986 — Milham M. E. C. Julius Solinus // Catalogus Translationum et commentari-orum: Medieval and Renaissance Latin translations and commentaries. Vol. 6 / Ed. by F. E. Cranz et al. Washington, DC: Brepols Publishers, 1986. P. 73-85.

Mommsen 1895 — C. Julii Solini Collectanea rerum memorabilium, iterum recensuit / Ed. by Th. Mommsen. Berlin: Apud Weidmannos, 1895.

References

Apps, A. (2014). Source citation and authority in Solinus. In K. Brodersen (Ed.). Solinus: New studies, 32-42. Heidelberg: Verlag Antike.

Brodersen, K. (Ed.) (2014a). Gaius Julius Solinus. Wunder der Welt: lateinisch und deutsch. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. (In Latin, German).

Brodersen, K. (2014b). A revised handlist of the manuscripts transmitting Solinus' work. In K. Brodersen (Ed.). Solinus: New studies, 201-208. Heidelberg: Verlag Antike.

Brodersen, K. (2015). The geographies of Pliny and his 'ape' Solinus. In S. Bianchetti,

M. R. Cataudella, H.-J. Gehrke (Eds.). Brill's companion to ancient geography: The inhabited world in Greek and Roman tradition, 298-310. Leiden: Brill.

Dueck, D. (2013). Geographie in der antiken Welt. Darmstadt: Philipp von Zabern Verlag. (In German).

Galinsky, K. (2017). Avgustovskaia literatura i avgustovskaia 'ideologiia': peresmotr otsenok [Augustan literature and Augustan 'ideology': An ongoing reassessment]. Shagi/Steps, 3(4), 151-167. (In Russian).

Ilyushechkina, E. V. (2019). Ritoricheskaia topika v posviatitel'nom poslanii Gaia Iuliia Solina [Rhetorical topic in the Preface of Gaius Julius Solinus]. Vestnikdrevnei istorii [Journal of Ancient History], 79(1), 90-101. (In Russian).

Martels, Z. von. (2014). Turning the tables on Solinus' critics: The unity of contents and forms of the Polyhistor. In K. Brodersen (Ed.). Solinus: New studies, 10-23. Heidelberg: Verlag Antike.

Milham, M. E. (1986). C. Julius Solinus. In F. E. Cranz et al. (Eds.). Catalogus Translationum et commentariorum: Medieval and Renaissance Latin translations and commentaries (Vol. 6), 73-85. Washington, DC: Brepols Publishers.

Mommsen, Th. (1895) (Ed.) C. Julii Solini Collectanea rerum memorabilium, iterum recensuit. Berlin: Apud Weidmannos. (In Latin).

Shaid, Dzh. (2006). Religiia rimlian [Trans. from Scheid, J. (1998). La religion des Romains. Paris: Armand Colin]. Moscow: Novoe izdatel'stvo. (In Russian).

X X X

Информация об авторе

Екатерина Викторовна Илюшечкина

кандидат исторических наук, PhD доцент, старший научный сотрудник, Лаборатория античной культуры, Школа актуальных гуманитарных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82 Тел.: +7 (499) 956-96-47 доцент, кафедра классической филологии, Институт восточных культур и античности, Российский государственный гуманитарный университет

Россия, 125993 Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 6, корп. 1 Тел.: +7 (495)250-69-38 и ilyushechkinae@gmail.com

Information about the author

Ekaterina V. Ilyushechkina

Cand. Sci. (History), PhD Associate Professor, Senior Researcher, Laboratory of Classical Culture School of Advanced Studies in the Humanities,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, 119571, Moscow, Prospekt

Vernadskogo, 82

Tel.: +7 (499) 956-96-47

Associate Professor, Institute for Oriental

and Classical Studies, Department of

Classical Philology, Russian State University

for the Humanities

Russia, 125993 Moscow, GSP-3, Miusskaya Sq., 6, Bld. 1 Tel.: +7(495)250-69-38 s ilyushechkinae@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.