Научная статья на тему 'Мифологический префикс ginn- и его связь с обозначениями белого цвета в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды»'

Мифологический префикс ginn- и его связь с обозначениями белого цвета в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭДДА / ДРЕВНЕИСЛАНДСКАЯ (ПОЭЗИЯ) / ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ / (ПОЭТИКА) МИФА / COLOUR (POETICS) / EDDA / OLD ICELANDIC / MYTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилов Андрей Сергеевич

В статье предпринимается попытка этимологического анализа форманта ginnв древнеисландских «мифологических» композитах с целью выявления его мифопоэтической семантики в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». Из двух существующих этимологических версий та, которая связьшает формант ginnв обозначениях божественных субъектов и Мировой Бездны с древнеанглийским глаголом beginnan «начинать», по-видимому, в большей степени согласуется с основными принципами мифологического мьшгления. Таким образом, есть основания связывать формант ginnс семантикой «начала», «зарождения», «созидательного действия». Ту же мифопоэтическую информацию передают в эддических контекстах и обозначения белого цвета hvitr и hviti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological prefix ginn- and its correlation with the old Icelandic terms for 'white' within the context of Eddaic cosmogony myth

This article is an attempt to investigate the etymology of the Old Icelandic mythological prefix ginnin order to form a notion of its individual semantics within the framework of Eddaic cosmogony myth. Out of the two etymological hypotheses available we are inclined to give preference to the one establishing a relation between the Old Icelandic root ginn-and the Old English verb beginnan 'begin'. Correspondingly, ginnin the names of Germanic deities and the Primeval Abyss conveys the meaning of 'beginning', 'origin', or 'creative activity', which seems to stand in perfect agreement with the basics of Eddaic mythological thinking. Information of the same property is conveyed by the Eddaic terms for 'white' hvitr and hviti.

Текст научной работы на тему «Мифологический префикс ginn- и его связь с обозначениями белого цвета в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды»»

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕФИКС GINN- И ЕГО СВЯЗЬ С ОБОЗНАЧЕНИЯМИ БЕЛОГО ЦВЕТА В КОСМОГОНИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ «СТАРШЕЙ ЭДДЫ» И «МЛАДШЕЙ ЭДДЫ»

А.С. Данилов

В статье предпринимается попытка этимологического анализа форманта ginn- в древнеисландских «мифологических» композитах с целью выявления его мифопоэтической семантики в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды». Из двух существующих этимологических версий та, которая связывает формант ginn- в обозначениях божественных субъектов и Мировой Бездны с древнеанглийским глаголом beginnan «начинать», по-видимому, в большей степени согласуется с основными принципами мифологического мышления. Таким образом, есть основания связывать формант ginn- с семантикой «начала», «зарождения», «созидательного действия». Ту же мифопоэтическую информацию передают в эддических контекстах и обозначения белого цвета НугЯг и НуШ.

Ключевые слова: Эдда, древнеисландская (поэзия), цветообозначения, (поэтика) мифа.

О форманте ginn- в древнеисландских сложных словах следует сказать, что он принадлежит к числу «темных» древнеисландских «мифологических префиксов», подлинная семантика которых остается совершенно неясной и не может быть выявлена методом контекстуального анализа. В лексикографических описаниях свойство, обозначаемое формантами такого рода, толкуют наиболее широко как некоторое неопределенное «божественное» свойство или характеристику «огромной величины», что никоим образом не отражает их действительной мифопоэтической специфики [1]. Интерпретация, с которой мы сталкиваемся в словарях, к тому же связана с множеством противоречий.

Вместе с тем интерес, который вызывают композиты с ginn- в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды», связан именно с их индивидуальной мифопоэтической спецификой. В зависимости от того, какую семантику приписывают этим лексемам, отдельные механизмы древнегерманского космогонического мифа приобретают тот или иной вид, на первый план выходят те или иные свойства центральных мифологических субъектов. Таким образом, анализ семантики форманта ginn- дает многое для понимания некоторых закономерностей мифологического мышления древних германцев, отразившихся в космогоническом мифе «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».

В первую очередь формант ginn- заслуживает внимания в сложных словах ginnheilбg и ginnregin, первое из которых -атрибут, второе - наименование божествен-

ного рода Асов. В словаре Клисби-Вигфус-сона «мифологический префикс» ginn- истолкован как ‘great, holy’, т. е. как компо-нент-интенсификатор или своего рода величальный эпитет [2] (ср. ginn-viti ‘a great fire’) [3]. Однако у скальда Тьодольва Хвинского (IX в.) в кеннинге ginnunga ve «святилище богов» (= «вселенная») [&j66olfr or Hvini, Haustlong, 15; Skj.: 14] слово ginnungar, как чаще всего полагают, употребляется в том же смысле, что и ginnregin в «Старшей Эдде», т. е. для собирательного обозначения богов. Формант ginn- также обнаруживается в имени Одина Ginnarr. Тот же корень присутствует и в мифологическом имени несколько иного свойства, чем имена и атрибуты Асов -Ginnungagap «Мировая Бездна». Все это заставляет подозревать, что означаемое ginn не ограничивается подчиненной семантикой «величия», «огромной величины».

Вполне возможно допустить, что корень ginn в процессе своего семантического преобразования утратил следы исконной этимологической мотивированности и сделался обозначением некоего не вполне осознаваемого божественного свойства, откуда вторичное значение «божественный», а затем уже «великий, весьма большой» (чему примером ginn-viti ‘a great fire’). Тем не менее в контексте мифологических песней «Эдды» слова с корнем ginn вернее всего сохранили исходную мифопоэтическую семантику, которая может быть выявлена этимологически.

Я. де Фрис в ‘Altnordisches Etymolo-gisches Worterbuch’ приводит две этимологические линии для ginn, одну из которых он

рассматривает как менее вероятную: ginn к gina «зевать», «зиять» (ср., др. англ. ginn «просторный, вместительный»). В то же время вторая версия становится универсальным объяснительным орудием: ginn к gandr «колдовство», откуда н. исл. и шв. ginna «морочить кого-л., колдовать». Таким образом, имя Ginnarr, которое предлагается понимать как «сбивающий с толку, колдун», занимает свое место в ряду имен Одина рядом с Glapsvidr «искусно смущающий умы» и Gondlir «колдун». Рунические слова ginoronoR (Stentoften) и ginArunAR (Bjorketorp) толкуются как zauberkraftige runen «руны, наделенные магической силой». И, наконец, Ginnungagap объясняется как ‘der mit magischen kraften erfullte weltraum’ «космическое пространство, наполненное магическими силами» [4].

Если продолжить начатое таким образом рассуждение, то наименование богов ginnregin и эпитет богов ginnheilog в песнях «Эдды», а также ginnungar «боги» в Haustlong Тодольва Хвинского будут непосредственно связаны с семантикой обмана, смущения и колдовства. Следует, однако, оговорить, что творческие действия богов в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» никогда не бывают обозначены глаголом ganda «колдовать», и сводятся эти действия главным образом к манипуляциям с «неким веществом» (ср., skapa «придавать форму», gefa stadr «определять место», smid «изделие, творение»), но не к «наколдовыванию» чего-либо из «космического пространства», наполненного абстрактными «магическими силами».

К gandr «колдовству» в собственном смысле слова, т. е. к разнообразным ухищрениям, связанным со сменой облика и вредоносным воздействием на того или иного субъекта, Асы прибегают только в отдельных мифологических «авентюрах», причем причастность к отправлению магических ритуалов служит основанием для обвинения Одина, главы пантеона, в «женовидности». В свете сказанного бросается в глаза явная непоследовательность в представлении Я. де Фрисом этимологических данных: “ginn 1 m. ‘betrug, falschheit’ [5], vgl. ginna. - 2 prafix

‘ausgezeichnet’, vgl. ginnregin ‘die hehren gotter’ <...> Gehort wohl zur sippe von gandr...” [4, с. 167]. Из этимологической свя-

зи ginn- c gandr никак не следует значение ausgezeichnet «превосходный», и ginnregin в этом случае не удается прочесть как die hehren gotter «великие, священные боги».

Принципиально иная попытка этимологизировать «мифологический префикс» ginn-сделана в словаре Клисби-Вигфуссона: “.it seems <...> better to derive it <ginn-> from the <Old English> verb beginnan, Engl. begin, a word used in all Teutonic languages, except the old Scandinavian tongue, where it is unknown, unless in this mythological prefix” [3]. Следуя этой версии, можно определить ginnheilog god и ginnregin как «божества, священные в силу того, что они стоят у начала всех вещей». Далее, ginnregin эддических песней напрямую отождествляются с ginnungar в 15 строфе Haustlong, так что божества уже предстают непосредственно как «начинатели, создатели». Собирательное обозначение богов ginnungar, в свою очередь, входит в мифологическое имя Ginnunga-gap «обширное место богов, стоящих у начала творения» (по аналогии с ginnunga ve «святилище богов» = «вселенная»); Ginnungagap представляется тогда своеобразной «утробой творения». Боги, вершители всякого созидания, таким образом, находятся в непосредственной (быть может, генетической) связи с Мировой Бездной как местом синтеза во вселенной, что, как представляется, придает новую актуальность вопросу о рождении бога-предка Buri, описанном в «Младшей Эдде» [6]. Вероятно, с семантикой «начала», «божественного творения» связано и мифологическое имя Одина Ginnarr «Творец, Зачинатель», которое в этом случае соотносится с другим именем Одина - Alfodr «Всеотец».

В рунических словах ginoronoR (Stentoften) и ginArunAR (Bjorketorp) gin-можно с наибольшим основанием воспринимать как сакрализующий компонент рунических сложных слов, связанный с «божественной» природой знаков футарка: &at er reynt, / er at rnnom spyrr // enom reginkunnom, // ^eim er gerdo ginregin // ok fa6i fimbul^ulr; // t>a he fir hann bazt ef hann ^egir «Вот что отвечу, / когда вопрошаешь // о рунах божественных, // < тех, что творили боги-создатели>, // а вырезал Вещий: // благо в молчанье» [Hm. 80]. По-видимому, слова ginoronoR и ginArunAR передают ту же информацию, что содержится в сообщении runo

fahi raginakundo «руны режу, от богов происходящие» (Ко1еЬу).

Итак, есть основания связывать формант ginn- в обозначениях божественных субъектов и их свойств, но также и в имени Мировой Бездны, с семантикой «начала», «зарождения», «созидательного действия». Особую значимость лексемы, о которых идет речь, приобретают в сопоставлении с цветовыми эпитетами богов куЫт и куШ «белый».

Фактически, можно полагать, что слабое прилагательное куШ в качестве сущностного эпитета и сильное прилагательное кугШт как эпитет, имплицирующий сущностный признак, указывают на то же «божественное» онтологическое свойство, что и рассмотренные выше слова ginnкeilagт и ginnтegin, а именно: «способность вызывать к жизни, связывать, укреплять и развивать непрочное мироздание». Субъектами этого мифологического принципа в космогонических контекстах «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды» выступают божества, описываемые как кугШт и куШ «белые». Созидательное действие богов продолжает куШ аитт «белая грязь», субстанция, снова и снова исцеляющая мироздание и возвращающая ему утраченную целостность.

Таким образом, мифопоэтическая информация, входящая в означаемое композитов с ginn-, смыкается с той «нецветовой» информацией, которую передают в эддиче-ских текстах цветообозначения кугШт и куШ «белый».

Примечания

1. О ясности суждения касательно таких «мифологических префиксов» можно судить, например, по толкованию, которое дается форманту jormun- в наиболее авторитетном словаре древнеисландского языка: ‘a prefix in a few old mythical words, implying something huge, vast, superhuman [3, с. 328].

2. То же у Я. де Фриса: «префикс со значением «великий, превосходный»» [4, с. 167].

3. Существительное ginn со значением «обман, лживость» не зафиксировано в словарях [3, 7].

1. Старшая Эдда / пер. А.И. Корсуна, ред. и коммент. М.И. Стеблин-Каменского. СПб., 2005.

2. Младшая Эдда / пер. О.А. Смирницкой, ред. и коммент. М.И. Стеблин-Каменского. СПб., 2005.

3. Cleasby R., Vigfusson G. An Icelandic-English Dictionary. Init. by R. Cleasby, revised, enlarged and completed by G. Wigfusson. 2-nd ed. Oxford, 1957.

4. Vries J. de. Altnordisches Etymologisches Wor-terbuch. Leiden, 1961.

5. Edda. Die Lieder von Codex Regius nebst ver-wandten Denkmalern / Hrsg. von G. Neckel. Heidelberg, 1983.

6. Snorri Sturluson. Edda. Gylfaginning og prosa-fortellingene av Skaldskaparmal / Udg. af Anne Holtsmark og Jon Helgason. 2 udg. Kebenhavn, 1950.

7. Zoega G. Dictionary of Old Icelandic. Oxford, 1910.

Поступила в редакцию 25.12.2007 г.

Danilov A.S. Mythological prefix ginn- and its correlation with the old Icelandic terms for ‘white’ within the context of Eddaic cosmogony myth. This article is an attempt to investigate the etymology of the Old Icelandic mythological prefix ginn- in order to form a notion of its individual semantics within the framework of Eddaic cosmogony myth. Out of the two etymological hypotheses available we are inclined to give preference to the one establishing a relation between the Old Icelandic root ginn-and the Old English verb beginnan ‘begin’. Correspondingly, ginn- in the names of Germanic deities and the Primeval Abyss conveys the meaning of ‘beginning’, ‘origin’, or ‘creative activity’, which seems to stand in perfect agreement with the basics of Eddaic mythological thinking. Information of the same property is conveyed by the Eddaic terms for ‘white’ hvitr and hviti.

Key words: Edda, Old Icelandic, colour (poetics),

myth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.