Научная статья на тему 'Мифологический портрет луны в русской концептосфере'

Мифологический портрет луны в русской концептосфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1387
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / TEXT / CONCEPT / LINGUISTIC CULTUROLOGY / AMBIVALENCE / LANGUAGE MAP OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидорова Наталья Павловна

В статье рассматривается мифологический концепт «Луна», воссоздаются ее архаичные признаки на основе фольклорных и литературных источников. Составляющие концепта «Луна» представлены в виде религиозных и символических признаков, иерархия которых анализируется в лингвокультурологическом аспекте. Обосновываются наблюдения об амбивалентности представлений о луне в русской языковой картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mythological concept Moon is regarded in the article as a combination of archaic features that have been reconstructed on the basis of folklore and literary sources. The constituents of the concept Moon are represented in a list of theological and symbolic characteristics, hierarchal in the cultural aspect. The idea of an ambivalent character of the concept moon finds proof in the Russian language map.

Текст научной работы на тему «Мифологический портрет луны в русской концептосфере»

© Н.П. Сидорова, 2008

УДК 811.161.1.37 ББК 81.411.2-3

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛУНЫ В РУССКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ

Н.П. Сидорова

В статье рассматривается мифологический концепт «Луна», воссоздаются ее архаичные признаки на основе фольклорных и литературных источников. Составляющие концепта «Луна» представлены в виде религиозных и символических признаков, иерархия которых анализируется в лингвокультурологическом аспекте. Обосновываются наблюдения об амбивалентности представлений о луне в русской языковой картине мира.

Ключевые слова: текст, концепт, лингво-культурология, амбивалентность, языковая картина мира.

В языке отражаются различные модели «вйдения мира» (выражение В. фон Гумбольдта) носителей языка. Это различие закрепляется в виде разнообразных возможностей формирования и развития языковых значений и форм. Слово в таком контексте выступает как символ, семиотическая формула того или иного образа, который возможно восстановить через исследование соответствующих концептов. Мир представляется человеку через призму его культуры и языка. Язык является неотъемлемой частью этой культуры: «человек думает, чувствует и живет только в языке» [2, с. 378]. В ходе теоретической и практической деятельности человек чаще имеет дело не с непосредственным миром, а с репрезентацией мира, с когнитивными моделями и языковыми схемами.

Язык - составная часть культуры, ее орудие. Язык народа есть не только инструмент общения и воздействия, но и средство усвоения культуры, получения, хранения и передачи культурно значимой информации. «Индивид неповторим как биологическая и психологическая особь, но он рождается в уже готовый мир. Таким образом, дитя уже принадлежит своему социуму, своей эпохе и культуре. Развивающейся личности

предстоит жить в соответствии с явными и неявными моделями и образцами, принятыми в данной культуре» [14, с. 86]. Язык - это особый способ существования культуры, фактор формирования картины мира: «отбор образов и их оязыковление - это результат культурной интерпретации самих фрагментов действительности с целью выразить отношение к ним - ценностное или эмоционально значимое» [12, с. 82].

Когнитивный подход к исследованию семантики слова заключается в изучении самого значения слова, в котором фиксируются не только признаки, необходимые и достаточные для идентификации обозначаемого, но и наивные (обыденные) знания об обозначаемом. Такой комплексный подход к изучению концептуальной структуры позволяет реконструировать концепт через его языковое выражение.

Все концепты имеют закрепленные и свободные формы выражения в языке, у которых отмечены ограничения в сочетаемости; «один из важнейших тезисов, осмысленных в рамках когнитивной лингвистики, состоит в том, что именно концепт определяет семантику языковых средств, использованных для его выражения» [9, с. 36]. По словам Е.В. Рахилиной, «все те свойства, которые определяют сочетаемость, не являются собственными свойствами объектов как таковых, потому что они не описывают ре-

альный мир. Они соотносятся лишь с отражением реального мира в языке, то есть с тем, что принято называть языковой картиной мира» [10, с. 338].

Концептуальная система - это основа языковой картины мира [6, с. 40]. Концепты -составные части концептуальной системы -объективируются в виде слов или сочетаний слов, в которых «прочитываются» признаки фрагментов языковой картины мира. Как отмечает И.А. Стернин, «слова выражают в общении коммуникативно релевантные признаки концептов, поэтому ни одно слово ни в одном акте речи не может выразить все содержание концепта», которое «никогда не востребовано в общении в полном объеме в силу своего глобального объема» [11, с. 45].

Признаки концептов, представляющие национальную картину мира, консервативны. И в то же время картина мира народов меняется, структура признаков концептов расширяется за счет продолжающего познания мира. Развитие науки, культурные процессы дополняют сведения о мире. В языке отражены знания о человеке: он описывается как сложное образование, что лишь отчасти можно объяснить существующими и существовавшими ранее мифологическими и религиозными представлениями. Анализ концептов приводит к выявлению архаичных знаний о мире. Эти знания не относятся к разряду научных, это народные, обыденные представления, на них накладывают отпечаток меняющиеся религиозные и научные воззрения социума. «Структура... концепта... изменчива во времени, что обусловлено в целом многочисленными лингвокультуральными факторами (социально-экономическими трансформациями общества, сменой моральных ценностей, выбором ценностных приоритетов и т. п.; языковыми изменениями - заимствования, деривационные процессы, метафори-зация, метонимия и т. п.)» [3, с. 68]. Бытовавшие ранее представления о мире ныне могут быть частично или полностью утрачены, однако язык хранит их в своей основе - концептуальной системе - в виде архаичных признаков. «Под архаичными понятийными понимаются признаки концептов, зафиксированные в исторических и историко-этимологических словарях конкретных

языков, но не отмеченные в словарях современных языков, а также признаки, диктуемые языковым материалом, но не зафиксированные в словарях соответствующих периодов. Архаичные признаки выражают наивные, обыденные взгляды народа на мир, которые не утрачены языком, но уже не осознаются носителями современного языка. Архаичные признаки возможны только у тех концептов, история репрезентантов которых достаточно древняя» [6, с. 36].

Луна относится к разряду мифологических концептов, ее архаичные признаки воссоздаются на основе фольклорных и литературных источников. «Культурная память слова настолько консервативна, что донесла до нас реликты древнего знания, показывающие этапы освоения мира, как внешнего, так и внутреннего» [там же, с. 46]. Архаичные составляющие концепта луна представлены в виде религиозных и символических признаков. «В структуры древних концептов входят религиозные и символические признаки. Под религиозными понимаются признаки, которые выражают те или иные особенности мировоззрения, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование бога или богов. Символическими называются такие признаки, которые восходят к существующему или утраченному мифу и могут восприниматься в виде метафоры, аллегории или культурного знака» [8, с. 252].

В русской языковой картине мира сохранились первичные, дохристианские представления о луне, на которые наслоились символические признаки иных культур. В разных культурах луна почиталась как особая богиня. В античной Греции луна воспринималась по-разному: как дневная Артемида (ее неизменный атрибут - рога на голове), богиня лунного света Селена (прекрасная девушка в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу); как покровительница колдовства, способная вызывать любовные чары. В русской концептосфере отражено влияние греческой культуры, однако для нее свойственно не разделение разных ипостасей луны, а их совмещение. Например:

Среди прозрачной пены / Летучих облаков / Мелькает рог Селены (Жуковский. К Батюшкову).

Считалось, что колдовские манипуляции особенно действенны при полном сиянии Селены (то есть в полнолуние), и Геката почиталась как богиня мрака, ночных видений и чародейств. Например:

Над ними лик склоняется Гекаты, / Им лунной Греции цветут сады... (Цветаева. Невестам мудрецов).

В римской мифологии Диана считалась олицетворением луны и богиней тройной власти (владычицей трех миров: Неба, Земли и подземного царства). К примеру:

Бледная Диана / Глядела долго девушке в окно (Пушкин. Домик в Коломне).

В западно-семитской (финикийско-сирийской) мифологии олицетворением планеты Венеры была Астарта - богиня любви и плодородия:

Ах, когда б из нитей ясных / Мог соткать я крылья, крылья! / О, Астрата! Я прославлю / Власть твою без лицемерья, / Дай мне крылья! (Г иппиус. Богиня).

В Финикии луна связывалась с Астар-той, в Вавилоне - с Иштар. Причем в Халдее и Вавилоне Луна, как остывшее Солнце, считалась старше последнего.

Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества, то в египетских мифах она олицетворяла мужское начало. У многих древних народов лунные боги были богами мудрости. Например, в Египте Тот -бог луны, мудрости, его часто изображали в виде человека с головой ибиса. Тот разделил время на годы, месяцы, дни и вел им счет. Хонсу в египетской мифологии также бог луны, на дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове. В Индии Лу-ной-богом был сын Сомы-Луны Будха, в Халдее Нэбо выступал лунным богом сокровенной Мудрости. Луна в русской концептос-фере символизирует женское начало, месяц -мужское (в русском языке это подтверждается грамматически - родом имени: исследуемый концепт в русском языке вербализуется двумя основными способами - при помощи лексем луна и месяц).

В авторских картинах мира возможны собственные истолкования символов луны: с луной, ночной порой А.С. Пушкин ассоциирует Эрота [8, с. 297], а не указанных богов и богинь:

Итак, с вечернею луною, / В саду нельзя ли дерн одеть / Узорной белой пеленою? / На темный берег сонных вод, / Где мы вели беседы наши, / Нельзя ль, устроя длинный ход, / Нести наполненные чаши? / Зовите на последний пир / Спесивой Семелеи сына, / Эрота, друга наших лир, / Богов и смертных властелина... (Пушкин. Мое завещание друзьям).

М. Волошин именует луну Афеей:

Из-за скал кривится лунный рог, / Спускаясь вниз, алея, багровея... /Двурогая! Трехликая!Афея! (Волошин. Lunaria);

И. Северянин - Скандой:

Плывет златоликая Сканда / В лазурной галере ко мне (Северянин. Балтийское море).

Теоморфные (божественные) признаки луны выражаются через эстетические признаки внешности - луна красивая:

Только тогда вы истинно живете, только тогда вы в самом деле видите, как солнце светит, как луна красива и таинственна, как хороши летние теплые ночи (Арцыбашев. У последней черты);

прекрасная:

О, скоро ль, мрак ночной, / С прекрасною луной / Ты небом овладеешь? (Пушкин. Фавн и пастушка);

роскошная:

В темном небе роскошная светит луна (Блок. Ночь на землю сошла);

дивная:

Дивною твоей луною / Был я по морю ведом; / Тьма сверкала подо мною, / Зыбь горела за веслом! (Кюхельбекер. Ницца);

прелестная:

Но, больше нашею любовию полны, / Чем тихим вечером и прелестью луны, / Влюбленные глаза друг к другу обращали / И в долгий поцелуй уста свои сливали... (Некрасов. Говорун).

Перечень религиозных признаков луны весьма разнообразен: ‘величественность’:

Когда на своде голубом / Выходит месяц величавый, / И вечер пасмурным крылом / Оденет дерптские дубравы, / Один, под кровом тишины, / Я здесь беседую с минувшими веками (Языков.

В.М. Княжевичу);

‘воскресение’. Смертность - это свойство смертных, луна - бессмертна:

И если предо мною, / Над лоном сонных вод, / Бессмертною Луною / Блистает небосвод... (Бальмонт. Смешались дни и ночи).

Луна входит в сонм богов посредством признаков родства с ними: луна - дочь неба:

Луна - небосклона вечерняя дочь - / Чело облаками затмила... (Муравьев. Хоры Перуну);

небесная невеста:

Между тем буря стихла, небо выяснело, луна, будто невеста под дымчатым покровом, свежа, как из купели, возникла на краю небосклона (Бестужев-Марлинский. Вадимов);

она же мать призрачных теней:

Не ты ли мать Фантомов, Луна, волшебств богиня! (Востоков. Царство очарований).

Лицо богини-Луны чаще всего описывается через стилистически окрашенную лексему лик, которая относится к высокому (поэтическому) стилю:

Полной Луны переменчивый лик (Бальмонт. Песня без слов).

Луне приписывалась магическая сила: «в большинстве первобытных традиций рог знаменует силу и власть. С образом луны соотносится корова» [7, с. 298]. Египетская Исида, покровительница растительных сил природы, изображается с коровьими рогами. Рогатость луны - общеизвестный ее признак в русской концептосфере [ср.: двурогая луна; Вот из-за скал кривится лунный рог (Волошин. Lunaria)]. В Библии рога -символ силы, его истоки прослеживаются в иудейской религии, где рога представляют

«всеобъемлющую власть Бога Иеговы» [13, с. 306-307].

Лингвокультурологи акцентируют внимание на отражении в концепте культурной, исторической памяти народа, поэтому для представителей данного направления весьма важно введенное Д.С. Лихачевым понятие концептосферы национального языка, соотносимой «со всем историческим опытом нации и религией особенно» [4, с. 5]. Можно говорить об универсальных и национальных компонентах структур концептов в концептос-фере той или иной этнической общности. Универсальными в структуре исследуемого концепта будут выступать понятийные признаки (‘небесное тело’, ‘спутник земли’, ‘светило’ и т. д.). Особенностью концепта луна является наличие культурологического компонента, изучив который, можно составить представление об этнической специфике этого небесного явления. Усвоенные культурные концепты влияют на человека и определяют его жизнь в обществе. Как заметил еще Н.А. Бердяев, в душе русского человека слиты воедино христианство и язычески-мифологическое представление о мире: «в типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное, природное язычество и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру» [1, с. 8].

Мир внутренний - прерогатива религии. Представления о внешнем облике Бога связаны с христианскими традициями: Бог появляется среди людей в виде голубя, символа чистоты. В русской языковой картине мира наблюдается амбивалентность в представлениях о луне; ср.: ‘луна-творение’ и ‘луна-творец’. Народное представление о Боге связано с небом, место луны - тоже. Исследование показывает, что изменения в системе верований повлекли за собой появление образов, зафиксированных в тексте Библии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М., 1993.

2. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - М., 1985.

3. Красавский, Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах / Н. А. Красавский. - Волгоград : Перемена, 2001. - 494 с.

4. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Известия РАН. Сер. лит. и яз. -1993.- Вып. 1. - С. 4-10.

5. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации / М. В. Пименова. - Кемерово : Графика, 2004. - 386 с. - (Серия «Концептуальные исследования» ; вып. 3).

6. Пименова, М. В. К вопросу о культурной памяти слова (образы сердца в русском и английском языках) / М. В. Пименова // Язык. Человек. Картина мира: лингвоантропологические и философские очерки. - Омск : Вариант-Омск, 2006. - С. 36-47.

7. Пименова, М. В. Образы и символы луны в произведениях А. С. Пушкина / М. В. Пименова // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. - Чита, 2007. - С. 260-264.

8. Пименова, М. В. Религия как источник метафорической экспансии (теоморфные признаки концептов сердце и heart) / М. В. Пименова // Сибирь на перекрестье мировых религий : материалы

III межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. М. И. Рижского. - Новосибирск, 2006. -

С. 252-257.

9. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2001. - 192 с.

10. Рахилина, Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е. В. Рахилина. - М., 2000.

11. Стернин, И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях / И. А. Стернин // Попова, З. Д. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Карасик [и др.] ; отв. ред. М. В. Пименова. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. - (Серия «Концептуальные исследования» ; вып. 4). - С. 45-52.

12. Телия, В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - М. : Яз. рус. культуры, 1996. - 285 с.

13. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Тре-сиддер. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

14. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. - М. : Academia, 2001. - 320 с.

MYTHOLOGICAL PORTRAIT OF THE MOON IN THE FIELD OF RUSSIAN CONCEPTS

N.P. Sidorova

The mythological concept Moon is regarded in the article as a combination of archaic features that have been reconstructed on the basis of folklore and literary sources. The constituents of the concept Moon are represented in a list of theological and symbolic characteristics, hierarchal in the cultural aspect. The idea of an ambivalent character of the concept moon finds proof in the Russian language map.

Key words: text, concept, linguistic culturology, ambivalence, language map of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.