Научная статья на тему 'Мифологический мотив прядения и ткачества в свете теории струн'

Мифологический мотив прядения и ткачества в свете теории струн Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория струн / прядение / ткачество / наука и мифология / первооснова бытия / string theory / spinning / weaving / science and mythology / fundamental principle of being

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябчун Н. П.

В статье рассматривается концепция современной физики, получившая название «теория струн», которая объясняет фундаментальные основы мироздания, в свете мифологических представлений об устройстве бытия. Проводятся параллели между представлением о том, что реальность состоит не из атомов, электронов и кварков, a из бесконечно малых, вибрирующих и скручивающихся «ниточек» (струн), и древними мифами о том, что прядение и ткачество отражает структуру бытия. Автор использует общеисторический и герменевтический методы исследования. Актуальность исследования заключается в попытке доказать истинность физической теории c помощью нахождения параллелей в мифологии. Теория струн не имеет экспериментального подтверждения в современной физике, она остается только математической гипотезой по причине невозможности эмпирической проверки в силу чрезвычайно малых величин, о которых идет речь. Косвенным доказательством правомерности данной теории может служить анализ символики прядения, ткачества, вязания и плетения в мифологических представлениях древних народов, что в образной форме подтверждает интуиции современной науки. Космогоническая роль прядения, ткачества, вязания и плетения имеет в мифологии универсальный характер и рассматривается в статье на примере хеттской, германо-скандинавской, древнегреческой, древнеримской и славянской мифологий. Делается вывод о том, что древние люди, создававшие мифы о богинях, прядущих, ткущих и обрезающих нить бытия, не обладали сверхмощными микроскопами и телескопами, и тем не менее интуитивно они представляли картину мира, повторяющую достижения современной физики, в частности, теорию струн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mythological motif of spinning and weaving in the light of string theory

The article discusses the concept of modern physics, called “string theory”, which explains the fundamental foundations of the universe, in the light of mythological ideas about the structure of being. Parallels are drawn between the idea that reality does not consist of atoms, electrons and quarks, but of infinitely small, vibrating and twisting “threads” (strings) and ancient myths that spinning and weaving reflects the structure of being. The author uses general historical and hermeneutic research methods. The relevance of the study lies in an attempt to prove the truth of the physical theory by finding parallels in mythology. String theory has no experimental confirmation in modern physics, it remains only a mathematical hypothesis due to the impossibility of empirical verification due to the extremely small quantities in question. An indirect proof of the legitimacy of this theory can be an analysis of the symbolism of spinning, weaving, knitting and weaving in the mythological representations of the ancient peoples, which figuratively confirms the intuitions of modern science. The cosmogonic role of spinning, weaving, knitting and weaving has a universal character in mythology and is considered in the article on the example of Hittite, German-Scandinavian, Ancient Greek, Roman and Slavic mythologies. It is concluded that the ancient people who created myths about goddesses, spinning, weaving and cutting the thread of being, did not have super-powerful microscopes and telescopes, and yet they intuitively imagined a picture of the world that repeated the achievements of modern physics, in particular, string theory.

Текст научной работы на тему «Мифологический мотив прядения и ткачества в свете теории струн»

Рябчун Н.П.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических технологий. Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина.

Мифологический мотив прядения и ткачества в свете теории струн*

Аннотация. В статье рассматривается концепция современной физики, получившая название «теория струн», которая объясняет фундаментальные основы мироздания, в свете мифологических представлений об устройстве бытия. Проводятся параллели между представлением о том, что реальность состоит не из атомов, электронов и кварков, а из бесконечно малых, вибрирующих и скручивающихся «ниточек» (струн), - и древними мифами о том, что прядение и ткачество отражает структуру бытия. Автор использует общеисторический и герменевтический методы исследования. Актуальность исследования заключается в попытке доказать истинность физической теории с помощью нахождения параллелей в мифологии. Теория струн не имеет экспериментального подтверждения в современной физике, она остается только математической гипотезой по причине невозможности эмпирической проверки в силу чрезвычайно малых величин, о которых идет речь. Косвенным доказательством правомерности данной теории может служить анализ символики прядения, ткачества, вязания и плетения в мифологических представлениях древних народов, что в образной форме подтверждает интуиции современной науки. Космогоническая роль прядения, ткачества, вязания и плетения имеет в мифологии универсальный характер и рассматривается в статье на примере хеттской, германо-скандинавской, древнегреческой, древнеримской и славянской мифологий. Делается вывод о том, что древние люди, создававшие мифы о богинях, прядущих, ткущих и обрезающих нить бытия, не обладали сверхмощными микроскопами и телескопами, и тем не менее интуитивно они представляли картину мира, повторяющую достижения современной физики, в частности, теорию струн.

Ключевые слова: теория струн, прядение, ткачество, наука и мифология, первооснова бытия.

Ryabchun N.P.

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-Political Technologies. Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin.

The mythological motif of spinning and weaving in the light of string theory

Abstract. The article discusses the concept of modern physics, called "string theory", which explains the fundamental foundations of the universe, in the light of mythological ideas about the structure of being. Parallels are drawn between the idea that reality does not consist of atoms, elec-

* © Рябчун Н.П., 2023.

Мифологический мотив прядения и ткачества в свете теории струн

trons and quarks, but of infinitely small, vibrating and twisting "threads" (strings) - and ancient myths that spinning and weaving reflects the structure of being. The author uses general historical and hermeneutic research methods. The relevance of the study lies in an attempt to prove the truth of the physical theory by finding parallels in mythology. String theory has no experimental confirmation in modern physics, it remains only a mathematical hypothesis due to the impossibility of empirical verification due to the extremely small quantities in question. An indirect proof of the legitimacy of this theory can be an analysis of the symbolism of spinning, weaving, knitting and weaving in the mythological representations of the ancient peoples, which figuratively confirms the intuitions of modern science. The cosmogonic role of spinning, weaving, knitting and weaving has a universal character in mythology and is considered in the article on the example of Hittite, German-Scandinavian, Ancient Greek, Roman and Slavic mythologies. It is concluded that the ancient people who created myths about goddesses, spinning, weaving and cutting the thread of being, did not have super-powerful microscopes and telescopes, and yet they intuitively imagined a picture of the world that repeated the achievements of modern physics, in particular, string theory.

Key words: string theory, spinning, weaving, science and mythology, fundamental principle of being.

Введение

Еще в античности было замечено, что миф - это символ сущего; раскрытию этого тезиса посвящена книга А.Ф.Лосева «Диалектика мифа» [Лосев, 2021]. Миф - не вымысел и фантазия; в нем в иносказательной форме запечатлено понимание сущности мироздания. Это подтверждает сходство мифологических сюжетов и образов самых различных народов, удаленных друг от друга во времени и пространстве. В наши дни исследователи в области гуманитарных дисциплин ушли от идеи противопоставления мифологии и науки, и наоборот, все больше появляется статей, раскрывающих сходство научных и мифологических представлений. Открытия ученых в области астрономии, физики, химии, биологии приоткрывают смысл древних мифологических представлений, а интерпретации мифов позволяют корректировать научные исследования, задаваться новыми вопросами и формулировать новые научные концепции. о связи науки и мифологии пишут современные культурологи, например, профессор МГУ Г.В. Зубко, которая описывает миф в

виде знаковой структуры, некой «прас-хемы», собирающей все сюжеты космогонического и антропологического характера [Зубко, 2009, с. 108].

В статье рассматривается связь научной теории струн, разрабатываемой в рамках современной астрономии, и сюжетов древних мифов о прядении и ткачестве.

Материалы и методы исследования

Исследование основывается на анализе современных астрономических и физических теорий о фундаментальных основах бытия, изложенных в научной литературе последних лет, а также на сравнении их с мифологическими сюжетами о происхождении мироздания, сформировавшимися у различных народов, - это хеттская, германо-скандинавская, древнегреческая, древнеримская, славянская мифологические системы. Таким образом, используются исторический и герменевтический методы исследования. С помощью сравнительно-исторического метода рассматриваются мифологические представления древних народов о возникновении мира; посредством герме-

невтического метода устанавливается связь космогонических мифов с современными научными концепциями.

Результаты исследования и обсуждение

И наука, и мифология всегда пытались ответить на вопрос: что является элементарной составляющей материи, из чего состоит мир? В рамках современной теоретической физики, работающей над теорией строения материального мира, наиболее убедительной для многих научных школ является т.н. теория струн. Ее принципиальным отличием от ранее доминировавшей в физике теории квантовой механики является то, что квантовая механика представляла материю как совокупность атомов и субатомных частиц, а теория струн объясняет строение материи как совокупность струн - мельчайших «ниточек», способных колебаться. Струны, в отличие от атомов и составляющих их частиц, не имеют массы, они представляют собой исключительно энергию, которой обмениваются с другими струнами. струны вибрируют по определенной схеме; вибрации на одних частотах создают протон, на других - электрон и т.д. струны имеют способность перемещаться; они перемещаются в 11 измерениях, из которых мы, люди, воспринимаем только 4 - три пространственных и одно временное. остальные измерения как бы свернуты в клубок; он настолько микроскопичен, что лишь струны могут передвигаться на данных микрорасстояниях.

Несмотря на свою популярность в научном мире, теория струн до сих пор не имеет точных эмпирических доказательств по причине чрезвычайно малых масштабов наблюдения; ее можно назвать теорией лишь в математическом смысле - она состоит из аксиом, теорем и логических выводов; и, таким обра-

зом, может относиться к разряду научных гипотез [Гуров В.А., Кубанков А.Н., 2022, с. 37-40].

Но отсутствие эмпирических доказательств теории струн компенсируется доказательствами из области мифологии, религии и философии. В последние годы появилось несколько исследований, в которых авторы сравнивают положения современной теории струн c утверждениями в священных писаниях различных религий, a также c античными философскими теориями. Так, в статье Р.А.Бисенгалиева «Священный Коран и теория струн» рассматриваются аналогии и переклички теории струн и коранических текстов: например, утверждение о расширяющейся Вселенной, близость цифры аята c постоянной Хаббла, кораническое сказание о нескольких Вселенных и гипотеза теории струн об 11 измерениях [Бисенгалиев, 2019]. В исследовании С.В. Кривовиче-ва «невидимые миры современной физики: теологический анализ» указывается на соответствие положения теории струн о невоспринимаемых человеком мирах и святоотеческом православном представлении о невидимых, неощу-щаемых нашими чувствами мирах духовной реальности, иноприродной по отношению к миру видимому [Криво-вичев, 2020]. В статье В.А. Мамонтова «начало формирования теории струн в античных философских школах» ультрамикроскопическая квантовая струна, обладающая энергией, сравнивается c представлениями Гераклита об огне как фундаментальной основе мира - он нематериален, не обладает массой, но обладает энергией, и визуально похож на вибрирующие струны. Теория струн также включает математическое описание Вселенной, что перекликается c теорией Пифагора [Мамонтов, 2022].

Еще одно доказательство научной

правомерности теории струн можно найти в мифологии - в частности, в легендах и сказаниях древних греков, римлян, скандинавов, славян.

В представлении древних народов богини судьбы прядут и ткут судьбы людей; при этом их роль гораздо шире и глобальнее, они - устроительницы мироздания, создают космическую ткань бытия.

В хеттской мифологии богини Исту-стая и Папая, названные «первоначальными богинями Подземного царства», плетут нити жизни: «Одна держит веретено, другие держат наполненные зеркала. И они прядут годы царя» [Гютербок, 1977, с. 169], а царь, как известно, имеет в мифологии онтологическую функцию.

В германо-скандинавской мифологии богини судьбы Урд, Верданди и Скульд, обитающие в корнях мирового дерева Иггдрасиль (т.е. у истоков бытия, что говорит об их онтологической роли), «прядут нить судьбы», «свивают золотую нить и привязывают ее к небу, к палатам луны, протягивают концы нити на восток и на запад» (старшая Эдда. Песнь о Вёльсунгах).

Духи войны Валькирии во время сражения плетут на ткацком станке судьбу и исход битвы, а сражение в древнем мире имело сакральное значение:

соткана ткань большая, как туча, чтоб возвестить воинам гибель. окропим ее кровью, накрепко ткань стальную от копий кровавым утком битвы свирепой ткать мы должны. сделаем ткань из кишок человечьих; вместо грузил на станке - черепа, а перекладины - копья в крови, гребень - железный, стрелы - колки; будем мечами ткань подбивать!

(старшая Эдда. Песнь Валькирий).

Аналог германо-скандинавских норн - древнегреческие мойры. Клото,

Лахесис и Атропос также плетут ткань бытия: Клото держит пряжу, Лахесис измеряет длину нити, Атропос разрывает ее ножницами. Мойрам подчиняются даже боги, что говорит об их онтологическом главенстве: они - первоначало, из которого рождается всё [Лосев, 1988. С. 169].

В древнеримской мифологии богиням судьбы мойрам соответствовали парки: Нона, Децима и Морта. Римский поэт Гай Валерий Катулл, живший в I веке до н.э., описывает парок как дряхлых старух (указание на их мировую изна-чальность), которые плетут ткань бытия.

«Ловким движением рук они вечный урок выполняли:

Левая прялку держала, одетую волной,

Быстро пальцем большим крутя, ее оправляла,

Круглое веретено вращая с подвешенным диском;

Зуб работу равнял, ненужное все обрывая,

И на иссохших губах шерстяные висели обрывки,

Те, что мешая сучить, на тоненьких нитках торчали.

Возле же ног их лежала, хранясь, в плетеных корзинах,

Тонкая, нежная шерсть, руна белоснежного волна.

Шерсть чесали они, и голосом звонко звучащим

В песне божественной так приоткрыли грядущие судьбы»

[Валерий Катулл, 1963. С. 109].

В славянской мифологии мотив прядения и ткачества также символизирует истоки бытия. он связан с образом богини Мокоши: она изображается в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядет по

ночам кужли (кужли - прялка) [Иванов, Топоров, 1983. С. 182]. Среди крестьян бытовало поверье, что Мокошь обходит дома прядущих женщин и вертит за них веретено, если они задремали. Крестьяне приносили Мокоши жертву в виде клочка шерсти, который клали в ножницы при стрижке овец. А при линьке неостриженных овец считалось, что их стрижет Мокошь для последующего прядения.

Исторически образ Мокоши продолжил мифологический образ св. Пятницы, в котором можно выявить те же типологические черты. В дар Пятнице в колодцы бросали льняные кудели, ткани и выпряденную овечью шерсть. А в русской православной иконографии образ Параскевы Пятницы, обособленный в ряду других святых, перекликается с образом Богоматери. Богоматерь на иконах часто изображается прядущей и ткущей, с веретеном в руках, восседающей на троне с пурпурной пряжей и корзиной у ног.

Многие атрибуты Мокоши (и Пятницы) отождествляются со сказочным персонажем Бабой Ягой [Иванов, Топоров, 1983. С. 193]. В русских сказках Баба Яга предстает в образе ткачихи (как тут не вспомнить дряхлых парок-старух у Катулла), а также заставляет падчерицу прясть и ткать. Здесь можно обратить внимание и на мотив мышей, помогающих прясть и ткать.

В славянских сказках встречается образ реки как эквивалент ткани; например, в сборнике сказок А.н. Афанасьева: «бросила полотенце, сделалась река такая широкая-широкая». Вяч. Вс. Иванов и В.н. Топоров обращают внимание на этимологически близкие слова: древнехеттское название реки Ьи1апа - шерсть и Ьи1аш - веретено [Иванов, Топоров, 1983. С. 193]. И делают вывод: культ Пятницы и Мокоши восходит к древнеиндийскому Космическому Ткачу в Брихадараньяке-Упанишаде.

В таджикском фольклоре, сохранившем следы древнеиранских культов, содержится культ Биби Се-Шамбе -«Госпожи Вторник», которая является покровительницей прядения и ткачества, исцеляющей женщин от бесплодия [Иванов, Топоров, 1983. С. 195]. Опять здесь мы видим онтологическую функцию прядения и ткачества.

Таким образом, связь мотивов веретена, ткани, пряжи c темой жизнепорожде-ния в мировой мифологии очевидна.

Терминология, которая используется в описании картины мира в современной физике, перекликается c областью прядения и ткачества: «ткань Вселенной», «ткань космоса» - обычные выражения в научных текстах. Современные ученые утверждают, что пространство и время, из которых состоит Вселенная, являются растяжимыми и подвижными, a не статичными и зафиксированными раз и навсегда; Вселенная расширяется, пространство растягивается - это можно сравнить c растяжением ткани. Природа реальности понимается c точки зрения теории струн как «космический поток», «микроволновое излучение» [Грин, 2011, с. 245], a это напоминает структуру ткани. Космическое время - это пучок света, космическое пространство - тоже излучение; поэтому скопление галактик получило название «Волосы Вероники» [Грин, 2011, с. 255].

Принципиально новое свойство теории струн заключается в том, что основная фундаментальная составляющая бытия понимается не как точечная частица, не частица нулевого размера (Атом, протон, нейтрино, кварк), a объект, имеющий пространственную протяженность, - вибрирующая струна, которая не является точкой, но имеет размер порядка планковской длины 10_35 м (Грин, 2011, с. 355). Струны в те-

ории струн похожи на нити богинь-ткачих в мировой мифологии. Ткань пространства в планковском измерении напоминает решетку или сетку, в которой пространство между линиями сетки находится вне границ физической реальности. Это противоречит обычному представлению, что ткань пространства и времени непрерывна. Как тут не вспомнить мойру Атропос, разрезающую ножницами нить судьбы! - Это и есть символическое обозначение прерывности космической ткани.

Вывод

Древние люди, создававшие мифы о богинях, прядущих, ткущих и обрезающих нить бытия, не обладали сверхмощными микроскопами и телескопами. И тем не менее интуитивно они представляли картину мира, в главных чертах повторяющую достижения современной физики, в частности, теорию струн.

References

[1] Bisengaliev R.A. The Holy Quran and String Theory

// The positive potential of Islam as a factor in the ethno-social consolidation of Russia. Materials of the international scientific-practical conference. Adyghe State University. Maikop, 2019. P. 32-35.

[2] Valerius Catullus. Albius Tibull. Sextus Properti-

us / Ed. F. Petrovsky. — M.: GIHL. 1963.

[3] Green Brian. The Fabric of the Cosmos: Space, Time, and the Texture of Reality. — M.: Libro-kom, 2011. 608 p.

[4] Gurov V.A., Kubankov A.N. String theory - the theory of everything // Eurasian Union of Scientists. Series: technical and physical and mathematical sciences. 2022. № 1 (94).

[5] Guterbock G.G. Hittite mythology // Mythology of the ancient world. — M.: Nauka, 1977.

[6] Zubko G.V. Mythological thinking in historical space. Its role load in modern thinking // World of Psychology. 2009. № 2 (58).

[7] Ivanov Vyach. Vs., Toporov V.N. On the recon-

struction of Mokosha as a female character in the Slavic version of the main myth // Balto-Slavic Studies. 1982. — M.: 1983. C. 175-197.

[8] Krivovichev S.V. Invisible worlds of modern physics: theological analysis // Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy. 2020. № 3 (7). P. 37-50.

[9] Losev A.F. dialectic of myth. Supplement to the "Dialectic of Myth": a new academic edition, corrected and supplemented / comp., prepared. text, intro. Art. A.A. Takho-Godi, V.P. Troitsky, comment. V.P. Troitsky. — M.: YaSK, 2021. 695 p.

[10] Losev A.F. Moira // Myths of the peoples of the world. M.: Soviet Encyclopedia, 1988. Vol. 2. P. 169.

[11] Mamontov V.A. The beginning of the formation of string theory in ancient philosophical schools // Historical, philosophical, methodological problems of modern science. Collection of articles of the 5th International scientific conference of young scientists. Kursk, 2022. P. 144-148.

Список литературы

[1] Бисенгалиев Р.А. Священный Коран и теория струн // Позитивный потенциал ислама как фактор этносоциальной консолидации России. Материалы международной научно-практической конференции. Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2019. С. 32-35.

[2] Валерий Катулл. Альбий Тибулл. Секст Про-перций / Под ред. ф. Петровского. — М.: ГИХЛ. 1963.

[3] Грин Брайан. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. — М.: Либро-ком, 2011. 608 с.

[4] Гуров В.А., Кубанков А.Н. Теория струн - те-

ория всего // Евразийский Союз Ученых. Серия: технические и физико-математические науки. 2022. № 1 (94).

[5] Гютербок Г.Г. Хеттская мифология // Мифоло-

гия древнего мира. — М.: Наука, 1977.

[6] Зубко Г.В. Мифологическое мышление в исто-

рическом пространстве. Его ролевая нагрузка в современном мышлении // Мир психологии. 2009. № 2 (58).

[7] иванов Вяч. Вс., Топоров В.н. К реконструкции

Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. 1982. — М.: 1983. C. 175-197.

[8] Кривовичев С.В. Невидимые миры современной физики: теологический анализ // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 3 (7). С. 37-50.

[9] Лосев А.ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа»: новое академическое издание, исправленное и дополненное / сост., подгот. текста, вступ. ст. А.А. Тахо-Годи,

B.П. Троицкого, коммент. В.П. Троицкого. — М.: ЯСК, 2021. 695 с.

[10] Лосев А.Ф.Мойры // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 169.

[11] Мамонтов В.А. Начало формирования теории струн в античных философских школах // исторические, философские, методологические проблемы современной науки. Сборник статей 5-й Международной научной конференции молодых ученых. Курск, 2022.

C.144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.