Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ТРАГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.Т. АЙТМАТОВА'

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ТРАГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.Т. АЙТМАТОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ч. Айтматов / трагизм / мифологический фактор / трагический подтекст / мифологизм / Ch. Aitmatov / tragedy / mythological factor / tragic overtones / mythologism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ли Аньхуа

В статье предпринята попытка разъяснить особенности функционирования мифологических образов и темы приближающего апокалипсиса как трагической неизбежности человеческого существования в прозе Айтматова. Анализируются основные идеи творчества писателя. Мифологизм произведений и трагический подтекст рассматриваются как особый прием обобщения реальности с авторскими идеями. В заключение делается вывод о том, что миф в творчестве Ч. Айтматова является формой раскрытия мировосприятия героев и автора, а трагизм обусловлен чувствами писателя, который неравнодушно относился к окружающему его миру. Основные положения исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебных занятий по творчеству данного автора или при разработке спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGICAL FACTOR AND TRAGIC OVERTONES IN THE WORK OF CH.T. AITMATOV

The article attempts to clarify features of functioning of mythological images and the theme of the approaching apocalypse as the tragic inevitability of human existence in the prose of Aitmatov. The main ideas of Aitmatov’s work are analyzed. The mythology of the writer’s works and the tragic overtones are considered as a special method of generalizing reality with the author’s ideas. It is concluded that the myth in the work of Ch. Aitmatov is a form of disclosing the worldview of the heroes and the author, and the tragedy is due to the feelings of the writer, who was not indifferent to the world around him. The main provisions of the research can be used in the educational process, in the development of special courses dedicated to the work of Ch.T. Aitmatov, in the preparation of training sessions on the work of this author in schools, lyceums, colleges, universities.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ТРАГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.Т. АЙТМАТОВА»

лектытйзы <...> Паймеменыз Роман Петровичлэн синкашъёсыз ик лобак жутскизы (НК) - 'Роман Петрович вздрогнул: увиденные несколько минут назад картинки вынудили (заставили) испугаться <...> От удивления даже брови Романа Петровича поднялись' антецедентом выступает первая часть ситуации. Ознакомление с каузативной конструкцией предшествующего события помогает уяснению ситуации во второй части.

Следует заметить, что использованные в вышеуказанных выражениях рефлексивные глаголы образованы от переходных вербальных единиц: сынаны 'расчесывать (что-то)' (переходный глагол) - сынаськыны 'расчесываться (расчесывать самого себя)' (рефлексивный глагол). Каузативные единицы представляются образованными как от переходных, так и от непереходных глаголов: ветлыны 'ходить' - ветлытыны 'заставить сходить', гожтыны 'написать (что-то)' - гожты-тыны 'заставить (понудить) написать что-то' (каузативные глаголы). Этим истолковывается взаимосвязь категории залога глагола с категорией вида, что служит организующей особенностью категории залога глагола в удмуртском языке.

Необходимо также подчеркнуть, что с понятиями субъектно-объектных отношений неразрывно связаны категории лица, числа и залога. В результате ослабления связей между лицом и субъектом в конкретных ситуациях возникают различные переносные и расширительные употребления форм лица. Отчасти по этому принципу обусловлено выделение реципрокного значения рефлексивного глагола. К примеру о явной взаимности действий в выражении Валериен Ольга зечъяеько (НК) 'Валерий с Ольгой здороваются' говорит глагол зечъясько 'здороваются' в третьем лице множественного числа. Значение реципрокности же подразумевается в выражении Тодматском, - шуыса, профессор Кирлоен зечъ-

Библиографический список

яськиз (НК) - 'Со словами «будем знакомы» профессор поздоровался с Кирлой', хотя грамматическое оформление предложения показывает, что использование глагола в единственном числе второго лица характеризует одностороннее направление действия. Дополнительным показателем реципрокности действия в данном случае служит контекст высказывания.

В заключение следует сказать, что намеченные цель и задачи исследования достигнуты. Грамматическая категория залога глагола в удмуртском языке представляется каузативными и рефлексивными формами с присущими им морфологическими показателями. С точки зрения межкатегориального функционирования в языке обнаруживаются связи категории залога глагола с понятиями аспектуальности, темпоральности, таксиса, модально-бытийными отношениями. Более того, выясняется, что для глагольных форм в настоящем и прошедшем времени нехарактерно выражение определенных модальных оттенков. Значительную роль при выявлении типов межкатегориальных отношений играет контекст ситуации, в котором выражаются имплицитные грамматические значения. Полученные данные обозначают перспективы дальнейшего изучения грамматической категории залога, представленного более глубоким исследованием межкатегориальных связей категории залога в морфологической структуре удмуртского и пермских языков.

Сокращения:

НК - Национальный корпус удмуртского языка. Available at: http://udmcorpus. udman.ru/body

удм. - удмуртский язык

1. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Ленинград: Наука, 1976.

2. Костина К.Г. Категория понудительного залога глагола в современном удмуртском языке. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, Выпуск 7: 2108 - 2112.

3. Гаврилова Н.В. Морфологические и неморфологические средства выражения темпоральности в конструкциях каузативно-результативного комплекса. Парадигматические и синтагматические аспекты морфологических форм. Иваново: Издательство ИГУ 1988: 11 - 19.

4. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. Москва: Наука, 1973.

5. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Москва: Прогресс, 1978.

6. Пушина Н.И. Межкатегориальные связи в грамматике неличных форм английского глагола. Диссертация ... доктора филологических наук. Ижевск, 2001.

7. Корди Е.Е. Модальные и каузативные глаголы в современном французском языке. Ленинград, 1988.

References

1. Bondarko A.V. Teoriya morfologicheskih kategorij. Leningrad: Nauka, 1976.

2. Kostina K.G. Kategoriya ponuditel'nogo zaloga glagola v sovremennom udmurtskom yazyke. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2021; T. 14, Vypusk 7: 2108 - 2112.

3. Gavrilova N.V. Morfologicheskie i nemorfologicheskie sredstva vyrazheniya temporal'nosti v konstrukciyah kauzativno-rezul'tativnogo kompleksa. Paradigmaticheskie i sintagmaticheskie aspekty morfologicheskih form. Ivanovo: Izdatel'stvo IGU, 1988: 11 - 19.

4. Zolotova G.A. Ocherk funkcional'nogo sintaksisa russkogo yazyka. Moskva: Nauka, 1973.

5. Lajonz Dzh. Vvedenie v teoreticheskuyu lingvistiku. Moskva: Progress, 1978.

6. Pushina N.I. Mezhkategorial'nyesvyazi vgrammatikenelichnyh formanglijskogoglagola. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Izhevsk, 2001.

7. Kordi E.E. Modal'nye ikauzativnye glagoly vsovremennom francuzskomyazyke. Leningrad, 1988.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 82.0

Li Anhua, Cand. of Sciences (Philosophy), East China Normal University (Shanghai, China), E-mail: sasha6050@yandex.ru

MYTHOLOGICAL FACTOR AND TRAGIC OVERTONES IN THE WORK OF CH.T. AITMATOV. The article attempts to clarify features of functioning of mythological images and the theme of the approaching apocalypse as the tragic inevitability of human existence in the prose of Aitmatov. The main ideas of Aitmatov's work are analyzed. The mythology of the writer's works and the tragic overtones are considered as a special method of generalizing reality with the author's ideas. It is concluded that the myth in the work of Ch. Aitmatov is a form of disclosing the worldview of the heroes and the author, and the tragedy is due to the feelings of the writer, who was not indifferent to the world around him. The main provisions of the research can be used in the educational process, in the development of special courses dedicated to the work of Ch.T. Aitmatov, in the preparation of training sessions on the work of this author in schools, lyceums, colleges, universities.

Key words: Ch. Aitmatov, tragedy, mythological factor, tragic overtones, mythologism.

Ли Аньхуа, канд. филол. наук, Восточно-Китайский педагогический университет, г. Шанхай, E-mail: sasha6050@yandex.ru

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ТРАГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.Т. АЙТМАТОВА

В статье предпринята попытка разъяснить особенности функционирования мифологических образов и темы приближающего апокалипсиса как трагической неизбежности человеческого существования в прозе Айтматова. Анализируются основные идеи творчества писателя. Мифологизм произведений и трагический подтекст рассматриваются как особый прием обобщения реальности с авторскими идеями. В заключение делается вывод о том, что миф в творчестве Ч. Айтматова является формой раскрытия мировосприятия героев и автора, а трагизм обусловлен чувствами писателя, который неравнодушно относился к окружающему его миру. Основные положения исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебных занятий по творчеству данного автора или при разработке спецкурсов.

Ключевые слова: Ч. Айтматов, трагизм, мифологический фактор, трагический подтекст, мифологизм.

Чингиз Торекулович Айтматов считается одним из самых влиятельных писателей русской литературы второй половины ХХ века. Его произведения, наполненные живыми образами и тончайшими чувствами, трогают чувства многих читателей. Словно художник, Айтматов раскрывает в своих произведениях слож-

нейшие конфликты, особый трагизм, сокрытые в потаенных недрах человеческого существования. Он рассказывает о памяти; о положении человека в обществе; его взаимоотношениях с природой; об ответственности каждого человека перед лицом всего мира; о том, как человек не исправляет прошлые и настоящие ошиб-

ки, и последствиях, с которыми ему придется столкнуться. Важной особенностью прозы Ч. Айтматова является то, что автор рассказывает ее всем, вне зависимости от места жительства, национальности и вероисповедания. Его получателями является все человечество. В этом суть прозы Айтматова.

Цель работы - раскрытие мифологического фактора и трагического подтекста в творчестве Ч. Т. Айтматова.

Для осмысления идей Айтматова, воплощенных в его произведениях, в статье применяется комплексная система методов исследования. Используемые структурный и типологический методы позволяют максимально полно интерпретировать тексты писателя.

Новизна исследования заключается в подходе к изучению произведений Ч.Т. Айтматова с точки зрения их особой мифологичности, выявлена оригинальная черта писателя - трагичный подтекст его прозы.

Результаты исследования: миф в произведениях Айтматова - это форма раскрытия мировоззрения героя и автора, а особый трагизм проистекает из переживаний автора, который не безразличен к окружающему миру.

Значительный вклад в изучение основных и частных проблемы мифотворчества и трагизма писателя внесли Ж.А. Арстанбекова [1], Ю.О. Васильева [2], Ву Цзя-цин [3], К.А. Душеева и ГС. Сатаева [4], В.П Левченко [5] и М.С. Мискина [6; 7].

Анализ литературы показывает, что Чингиз Айтматов известен в мире как один из величайших писателей своего времени, а также как публицист, общественный деятель и дипломат. Он стоит на вершине человеческого сознания и уделяет большое внимание основным вопросам, касающимся современного человеческого существования, человеческих ценностей и человеческой судьбы, что отражает его заботу о человечестве и мире. Через элементы устного фольклора, легенды и мифы, которыми изобилует его творчество, Айтматов пытается показать читателю мир с не всегда ему понятной иррациональной стороны. Через мифологию автор выражает кризис между человеком и природой, социальную трагедию между человеком, обществом и страной, выражая через них свой страх перед будущей судьбой человечества. По словам ГД. Гачева, Айтматова нельзя назвать просто рядовым писателем текущего времени. «Он - писатель вне века: умеет слагать мифы и легенды - дар редчайший в образованном интеллигенте XX века, в котором рассудок обычно забивает сказочное видение бытия» [8, с. 458].

Мифы и легенды в творчестве Айтматова являются прообразом взаимоотношений человека и природы. Айтматов использовал двусмысленность символизма, басен и мифов, чтобы разоблачить угнетение человеческой памяти и сознания тоталитарным советским режимом, а также разрушение национальной культуры и национальных традиций. Он критически оценил трагедию, которую принесло обществу «крайнее зло» тоталитарного правительства. Помимо размышлений о «крайнем зле» власти, писатель также показал моральное падение власти имущих и «бедственное зло», вызванное их участием в ней, увеличивая масштабы социальной трагедии.

Первые идеи «мифотворчества» Айтматова можно найти в повести «Белый пароход». С точки зрения содержания писатель переходит от изображения реальности к нравственному исследованию и философскому мышлению; с точки зрения стиля отмечается переход от коротких повестей к романам; с точки зрения творческих приемов изменяется стиль повествования писателя - он становится более гибким, внутренняя и внешняя перспективы пересекаются, а повествование лирически интегрировано. Вплетенные в повествование легенды и сказки составляют совершенно органическое целое в духовном мире ребенка. В романе предлагается древняя вечная тема: борьба добра и зла, но с новой точки зрения, глазами мальчика, которому только что исполнилось семь лет и который невинен, он наблюдает за злом во взрослом мире и пытается найти для себя правильный ответ. Сюжет произведения представляет собой некую обобщенную модель человеческого общества, в которой мифология - лейтмотив самого произведения. Т.е. через легенды и мифы Айтматов пытается донести до читателя свои мысли, которые не имеют границ и которые отражают наболевшие проблемы эпохи. К таковым можно отнести сюжеты, рассказывающие о Бугу-Эне, манкурте и Най-ман-эне, волчице Акбаре и ее нелегкой судьбе.

Мифологическая тема художественного мира Айтматова представлена стремлением поиска пути к нравственной совести и вечным ценностям. В «Белом пароходе» автор рассказывает о желании героя обрести для себя истину через вечную борьбу добра и зла; в повести «Пегий пес, бегущий краем моря» особенности непрерывности жизни представлены в виде вечного круговорота жизни и ее элементов. В романе «И дольше века длится день...» показывается, что «жизнь похожа на бесконечный поезд, который словно едет по кругу без остановки» [3, с. 10].

Мифологизму Ч. Айтматова свойственна особая специфика, он словно находится в центре пересечения мифологических систем разных народов в разных доисторических эпохах. И его нельзя рассматривать как способ создания иной, второй реальности, это - форма познания мира героя и автора. И если характеристикой мифологических символов в ранних произведениях является влечение к «природе», то в поздних формируется особый тип героя, стремящийся разрушить старые устои своего общества и выйти в новый мир. Философской этике зрелой прозы Айтматова, не выходящей за рамки экологического контекста, все более характерна тема эсхатологии, когда диким животным и человеку приходит-

ся сталкиваться с угрозой вымирания. В этом весь символизм творчества Айтматова - либо наступит конец света, либо произойдет самоуничтожение видов. При этом становится понятно, что мотивы автора, которые он пытается передать через художественные произведения, в основном являются экзистенциальным откликом его душевного состояния, ведь он четко понимает, что происходит в мире.

Так формируется еще один лейтмотив произведений Айтматова - особая трагичность происходящего. В долгом историческом процессе развития человеческой культуры она рассматривалась во многих аспектах, таких как философия, история искусства, психология, литературная критика и эстетика. Трагедия часто разбирается как синоним понятия отчаяния, она стала символом несостоятельности человеческого духа и невозможности осуществить мечту. Это далеко не так. Мировая классическая трагедия в лучших своих произведениях всегда призывала к жизни. Через мучения и гибель - к бессмертию, через сострадание и сопереживание страданиям героев - к «очищению» нравственному и духовному, что еще Аристотелем было определено как «катарсис». Аристотель имел в виду не примирение, а «очищение человека от страстей и чувств и нравственное возвеличивание человека» [1, с. 11].

В начале своего творчества Айтматов сосредоточен в основном на трагических событиях жизни. В его работах тщательно изображены катастрофы и травмы, нанесенные войной, а также упорство советских людей, которые упорно трудились, чтобы построить новую жизнь после войны. Писатель не раз говорил, что трагедия - мощная сила, которая может заставить людей подняться духом и задуматься о смысле жизни. В переплетении легенды, фантазии и реальности Айтматов использует печаль и душевную боль своих героев, чтобы раскрыть проблемы человека и природы, добра и зла. Наиболее ярко мотивы жертвы прослеживаются в рассказах «Плаха» [9] и «Пегий пес, бегущий краем моря» [10].

После 1970-х годов, ознаменованных публикацией повести «Белый пароход», писатель стал выражать трагическую коннотацию через слияние и взаимное отражение мифов и реальности, которые «стали основным средством выражения значимости трагедии в литературном творчестве Айтматова» [5, с. 121].

Ч. Айтматов очень озабочен пониманием глобальных рисков, с которыми сталкивается человечество - окружающей среды, этики, экономики, военной политики, духовности и морали. В своих произведениях автор описывает многочисленные примеры того, как загрязняются реки и моря, вырубаются леса, исчезают редкие животные, растет опасное производство. Об одном из таких трагических событий, которое могло бы заставить людей задуматься о происходящем, писатель пишет в произведении «Ода величию духа. Диалоги». Участвуя в «диалоге» с японским мыслителем Дайсаку Икеды, Айтматов рассуждает на тему Чернобыльской аварии как «о величайшей трагедии, наглядно демонстрирующей, что человечеству необязательно воевать, чтобы навеки искалечить жизнь себе подобных» [11, с. 213]. В диалогах с Икедой прослеживаются мысли писателя о том, что люди сами стремятся к своей погибели, разрушению цивилизации, апокалипсису. Совершенствуя свои навыки, изобретая уникальные механизмы, человек стремится к новым целям. Но, получая желаемое, вдруг начинает чувствовать себя царем природы, особенно во времена духовного кризиса, забывая, что все произошло по воле Бога. Тогда удовольствие начинает поедать человека изнутри. Чтобы покорить природу и пожинать новые временные блага, он готов отказаться от всего, включая возможность жить в мире, следуя своему пути, продолжать род.

Писатель задается себе вопросом: почему возникает данный феномен. Может быть это некая «трагическая патологии»? Возможно, экстаз постоянного покорения сущности жизни делает человека несчастным, и он начинает принимать все как должное, атрофируя чувство преемственности продолжения рода. Как пишет Айтматов, «победа пресыщает, и люди утрачивают вкус к жизни, предпочитая плыть по течению и ничего не предпринимать» [11, с. 244-245].

Айтматов очень глубок и философичен в своих размышлениях, что придает его произведениям прекрасную художественную и литературную форму. Его романы всегда характеризовались сильной поэзией, отличавшей добро от зла, сильным чувством морали и человечности. Свой однолинейный пессимизм (для конкретной действительности) Айтматов развил в полифонический (для конкретной реальности, для общей реальности, для истории, для всего будущего человеческой цивилизации), продолжив писать о еще более трагическом несчастье на самом деле. В своих произведениях он ставит и решает основные проблемы человека на очень глубоком философском уровне, а иногда и лучше, чем так называемые профессиональные философы, социологи и социологи, следуя лучшим традициям русской литературы. Он хорошо использует повествовательные методы фольклора, а затем сочетает метафоры, легенды, символизм и реальность, так что его произведения имеют простую и красивую атмосферу, а также собственное спокойствие и открытость.

Прозу Айтматова нельзя отнести к современному мифотворчеству. Мифологическое начало творчества писателя - «естественный и органичный этап осмысления судьбы и состояния истории человечества, воплощенный в мифологии как своеобразный «сгусток» человеческой мудрости»» [4, с. 190]. Использование писателем мифов и сказок открывает духовное пространство, связь времен, чтобы читатель смог оторваться от повседневности. При воспроизведении образа мира, полного мифов, легенд и первобытных сил природы, голос Айтматова приобрел особую звучность, а писатель довел свой художественный талант до край-

ности. Именно это сфера, кажется, составляет основу творчества Айтматова, и здесь укореняется его внутренняя целостность [12].

Трагический же подтекст литературных творений Айтматова развился из начального прославления национального духа и бескорыстия, благородства простых людей, постепенно он перерос в глубокое размышление о трагических проблемах между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, сформировав уникальный стиль творения писателя.

Трагизм возникает, когда такой человек стоит у пределов. Трагическое сознание - это не только предпосылка трагического существования в творчестве Айтматова, но и чувство тревоги за отношения между человеком и природой, обществом и миром; чувство спасения от трагической судьбы человечества в будущем. В своем творчестве писатель показывает не только сущность людей, преданных деньгам, но и отчужденный мир, превративший людей в оружие войны. Он надеется, что люди смогут восстановить свои моральные убеждения и рациональность, сознательно противостоять отчуждению денег, разорвать цикл войны и отчуждения мира и в конечном итоге вернуться к пониманию людей как высших существ, а не как инструментов войны.

Айтматов и его герои чувствуют ответственность за все, они перешагивают границы обычного. Автор приводит читателя к мысли о том, что человек должен стать хоть один раз в жизни Дон Кихотом, что человек должен делать, может, что-то не разумное, а просто искреннее. Самоспасение, мышление о планетах и диалог между различными цивилизациями являются средствами спасения в его произведениях и основаны на предотвращении трагедии и стремлении к устой-

Библиографический список

чивому развитию всего человечества. Можно сказать, что осознание трагедии превосходит и предотвращает ее появление.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: каждый писатель обращается в своем творчестве к тем темам, которые актуальны в его время, и при этом у каждой цивилизации имеется свой особый взгляд на самые великие ценности - мир и человека в нем. Для Айтматова мифы и легенды - это не только важные ресурсы для понимания и интерпретации трагического существования, но и способ убедить людей поступать хорошо. Отображение трагедии - это тревога и предупреждение о настоящем и будущем, а пробуждение в людях самосохранения - конечная цель автора. Писатель использует мифы и легенды, чтобы выразить свою трагическую природу: сначала для того, чтобы вдохновить человеческий дух и усовершенствовать человеческую душу, а затем предотвратить трагедию и, наконец, изменить моральные принципы. В работах Чингиза Айтматова самое замечательное то, что они не ограничены одним временем, они вечны!

Говоря о перспективности дальнейшего исследования темы, следует отметить, что работы Ч. Айтматова нуждаются в более подробном и глубоком анализе, поскольку они содержат особые мифологические материалы, которые автор использует для противодействия деструктивным воздействиям цивилизации и основательного разрушения гармонии мира и человека. Изучая мифологический мотив в творчестве Айтматова, можно по-новому взглянуть на его творчество и глубоко прочувствовать просвещение мифологического мотива в творчестве современных людей.

1. Арстанбекова Ж.А. Жанровое своеобразие романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Бишкек, 2016.

2. Васильева Ю.О. Образ рубежа тысячелетий в публицистике Ч. Айтматова и В. Распутина. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2017; Т. 17, Выпуск 3: 338 - 342.

3. Ву Ц. Поэтика мифологизма в творчестве Чингиза Айтматова: На материале «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «И дольше века длится день...». Автореферат диссертации ... магистра гуманитарных наук. Тайвань, Тайбэй. 2006.

4. Душеева К.А., Сатаева ГС. Мифотворческие взгляды в произведениях Ч. Айтматова. Известия вузов Кыргызстана. 2017; № 4: 190 - 192.

5. Левченко В.Г. Чингиз Айтматов. Проблема, поэтики, жанра, стиля. Москва: Советский писатель, 1983.

6. Мискина М.С. Лейтмотивы романов Ч. Айтматова. Проблемы литературных жанров. Русская литература ХХвека. Томск: ТГУ 2002; Ч. 2: 232 - 236.

7. Мискина М.С. Мифологические мотивы в повестях Ч. Айтматова. Juvenilia: тезисы докладов Региональной филологической конференции молодых ученых. Томск: Издание ТГУ, 2000; Выпуск 5: 155 - 157.

8. Гачев ГД. Чингиз Айтматов (В свете мировой литературы). Фрунзе: Адабият, 1989.

9. Айтматов Ч.Т. Плаха. Москва, 1986.

10. Айтматов Ч.Т Пегий пес, бегущий краем моря. Москва, 1977.

11. Айтматов Ч.Т Дайсаку Икеда. Ода величию духа. Диалоги. Москва, 2012.

12. Кофман А.Ф. Художественный мир Чингиза Айтматова. Studia Litterarum. 2019; Т. 4, № 2: 292 - 311.

References

1. Arstanbekova Zh.A. Zhanrovoe svoeobrazie romana Ch. Ajtmatova «I dol'she veka dlitsya den'». Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Bishkek, 2016.

2. Vasil'eva Yu.O. Obraz rubezha tysyacheletij v publicistike Ch. Ajtmatova i V. Rasputina. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filologiya. Zhurnalistika. 2017; T. 17, Vypusk 3: 338 - 342.

3. Vu C. Po'etika mifologizma v tvorchestve Chingiza Ajtmatova: Na materiale «Belyjparohod», «Pegijpes, beguschj kraem morya», «I dol'she veka dlitsya den'...». Avtoreferat dissertacii ... magistra gumanitarnyh nauk. Tajvan', Tajb'ej. 2006.

4. Dusheeva K.A., Sataeva G.S. Mifotvorcheskie vzglyady v proizvedeniyah Ch. Ajtmatova. Izvestiya vuzov Kyrgyzstana. 2017; № 4: 190 - 192.

5. Levchenko V.G. Chingiz Ajtmatov. Problema, po'etiki, zhanra, stilya. Moskva: Sovetskij pisatel', 1983.

6. Miskina M.S. Lejtmotivy romanov Ch. Ajtmatova. Problemy literaturnyh zhanrov. Russkaya literatura HH veka. Tomsk: TGU, 2002; Ch. 2: 232 - 236.

7. Miskina M.S. Mifologicheskie motivy v povestyah Ch. Ajtmatova. Juvenilia: tezisy dokladov Regional'noj filologicheskoj konferencii molodyh uchenyh. Tomsk: Izdanie TGU, 2000; Vypusk 5: 155 - 157.

8. Gachev G.D. Chingiz Ajtmatov (V svete mirovoj literatury). Frunze: Adabiyat, 1989.

9. Ajtmatov Ch.T. Plaha. Moskva, 1986.

10. Ajtmatov Ch.T. Pegij pes, beguschij kraem morya. Moskva, 1977.

11. Ajtmatov Ch.T. Dajsaku Ikeda. Oda velichiyu duha. Dialogi. Moskva, 2012.

12. Kofman A.F. Hudozhestvennyj mir Chingiza Ajtmatova. Studia Litterarum. 2019; T. 4, № 2: 292 - 311.

Статья поступила в редакцию 25.11.21

УДК 398

Ismailova (Sutayeva) Z.R., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasa of Dagestan

Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: zarema.sutaeva@mail.ru

MEMORIES OF MAGOMED JAFAROV. The purpose of the study is to consider as an object of artistic research the memoirs of Magomed Jafarov, who created an outstanding historical and artistic memoir testimony about the civil war in Dagestan. The scientific novelty of the work is due to the fact that the memoirs of Magomed Jafarov are being studied for the first time from the point of view of their genre and artistic features, and the text of Jafarov's memoirs is analyzed. As a result of the study, it is revealed that the author is able to create a true picture of the era of the civil war, to show the life of the Dagestani peoples in this not easy time. The memoirs also trace the fate of Dagestani and Russian officers who found themselves in a difficult life situation after the revolution. Jafarov's memoirs present portraits of historical figures who played an important role in the era of the civil war. We can also judge Jafarov's extraordinary skill as a memoirist author.

Key words: Magomed Jafarov, memories, style, Dagestan memoir and biographical literature, author, genre features.

З.Р. Исмаилова (Сутаева), канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г Цадасы Дагестанского

федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: zarema.sutaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.