Научная статья на тему 'Мифологические топонимы, сформировавшиеся на основе культов дерева и горы на территории Азербайджана'

Мифологические топонимы, сформировавшиеся на основе культов дерева и горы на территории Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / КУЛЬТ ГОРЫ / КУЛЬТ ДЕРЕВА / ТОПОНИМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таптыгов А.С.

Таптигов А. С. Міфологічні топоніми, що сформувалися на основі культів дерева і гори на території Азербайджану / А. С. Таптигов // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2010. Т. 23 (62), № 3. С. 37-42.Стаття роз'яснює лінгвістичну інтерпретацію давніх повір'їв тюркських народів, що дають знати про нашому сучасному світі, в якому вже націоналізовані культ дерева і гори. Досліджується походження міфології географічних назв.Ключові слова: міфологія, культ гори, культ дерева, топоніми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tapdigov A. S. Mythological toponims forming on the basis of cults of mountain and tree on Azerbaijan territory / A. S. Tapdigov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2010. Vol. 23 (62), No 3. P. 37-42.Article explains linguistic interpretation of ancient popular beliefs of the Turkic people letting know about our modern world in which are already nationalized a tree and mountain cult. The origin of mythology of place names is investigated.Keywords: mythology, a mountain cult, a tree cult, toponims

Текст научной работы на тему «Мифологические топонимы, сформировавшиеся на основе культов дерева и горы на территории Азербайджана»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 23 (62). № 3. 2010 г. С. 37-42.

УДК. 811.512.162

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТОПОНИМЫ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ НА ОСНОВЕ КУЛЬТОВ ДЕРЕВА И ГОРЫ НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

Таптыгов А. С.

Институт языкознания Национальной Академии наук Азербайджана, Азербайджан

E-mail: a2folklor@yahoo.com

Статья разъясняет лингвистическую интерпретацию древних поверий тюркских народов, дающих знать о нашем современном мире, в котором уже национализированы культ дерева и горы. Исследуется происхождение мифологии географических названий.

Ключевые слова: мифология, культ горы, культ дерева, топонимы

Постановка проблемы. В мифологической системе тюркских народов горы занимают одну из главных мест. В представлениях древних тюрков гора, приобретаемая сакральную ценность в VI веке, в китайских источниках называлась «богом земли» (дух). По М.Сейидову, опирающимся на эти факты, «гора считается святым началом, а так же земля и особенно связанное с ними солнце принимается отцом и матерью всех живых существ, жизни, богов, людей, создателем ценностей [1, 304]. Эти мысли, по М. Сейидову, одновременно представляются в тюркских мифологиях, связываются с горой, как обобщение мировой модели горы в структуре отца-матери, в которой мы видим чуждый элемент, внедренный со стороны матери. В таком случае небо и связанные с ним космогонические элементы относится к отцовским компонентам, а земля и связанные с ним элементы, в том числе гора относится к материнским комплексам. Наличие сакральных родителей у многих героев опирается на факты выступление горы в роли матери в тюркской мифологии. В эпосе "Огуз Хаган" имя одного из сыновей Огуза - Царь Горы (Dag xan). Значить одним из предков 24 племен Огуза является гора.

В дастане «Китаби Деде- Коркуд» гора упоминается несколько раз в виде спасателя святого существа например: "Aqan türk sulanndan хэЬэг kefsa, arqun yatan Ala tagdan dabar a§a, xanlar xani Bayandira хэЬэг varsa" , "Oglan anda yiqildiqda Boz atlu Xizir oglana hazir oldu. Üc qatla yarasin alila sigadi: "sana bu yaradan, qorxma, oglan, ölüm yoqdur. Tag fifayi annan südla sanin yarana malhamdir"- dedi, qaib oldu [2, 81].

В шаманских молитвах и обрядах гора описывается как тотемическое существо, которое является святым и ограждающим людей от зла. Даже в настоящее время некоторые тюркские народы, живущие в Сибири, называют гору «отцом», а некоторые обращаются к горе как к «матери». Ф. Халыгов отмечал что, Алтай, горы Бога, Алатан, Таратай и другие название гор связано именно с верой тюрков в горы[3, 9].

Во всех тюркских народах гора и связанные с его частями различные сказания говорят, об онгоническом спасителе, что является одной из главных черт. Например: у азербайджанцев «величественный как гора», « гордый как гора», «сын гор»,

«во имя Гашгара», «во имя Кяпаза» и другие выражения с древних времен занимают основное место в культе горы тюкских народов. Одной из характерных черт является то, что культ горы и ее частей занимает главное место у тюрков и является широко распространенным в названиях местности, например: Карадаглы- два села в Агдамском районе. Название населенного пункта районов Акдаш, Бейлаган, Барда, Геранбой, Ходжалы, Ходжавенд, Тертер, Уджар, Физули, Хачмаз, Шеки.

Образование населенных пунктов произошло в результате заселения племени Карадаглы Кызылбашов, сыгравших важную роль в борьбе за власть Сефевидов. Племя берет свое название от области Карадаг, располагавшейся в Южном Азербайджане. После вступления во власть Сефевидов племя Карадаглы населяло разные территории. Деревни с названием Карадаглы отображают этническую принадлежность семей к этим племенам [4, 131-132].

Ни у кого не вызывает сомнения то, что ойконим Карадаглы происходит от этнонима и в посвященной этому вопросу части ономастики азербайджанского языка, а также в различных произведениях о существовании данного этнонима было дано достаточно информации. Однако эта информация не содержит научных сведений об этимологии названия Карадаглы и Карадаг

А.Джавадов отмечал что слово «гара» в старину использовалось в значение большой и это появлялось в связи с горами [5, 107].

Слова - «гара» в дастане «Китаби Деде - Коркуд» имеет значение большой и интерпретируется с горами, это подтверждает предположения А. Джавадова. Например: <^агк дага 1а£1апп, ущйта81п!

Ко^эПсэ даЬа а^аст, кэ8Йтэ8т!" [5, 109].

Данный пример из дастана «Китаби Деде - Коркуд» подтверждает, что у древних тюрков гора является культом поклонения.

Мифологические топонимы, связанные с культом дерева. У древних тюрков образом священного культа является дерево в мифологических представлениях. Интересно что, «дерево-это универсальный образ древней мифологии во всем мире». Нужно отметить тот факт, что если культ лошади характерен в основном для кочевых тюркских племен, то культ дерева - это универсальный образ, характерный для всех тюркских народов. У древних тюрков дерево-это символ жизни, это мать -тотем, прародительница всех людей, племен и народов. Не случайно, что во многих регионах Азербайджана существует пиры (священные места) связанные с культом дерева. Пир - это очаг, а пиры дерева символизирует веру в дерево, поклонение дереву и надежду.

Для древних гуннов красивая береза служила как зооморфный онгон, защищающий Родину, в ее честь делались жертвоприношения.

В некоторых мифах туркоязычного племени говорится, что во Вселенной существовали бог Гудиал, один мужчина и вода. Бог сначала создал Гудиал, затем сосну. Из каждой ветви дерева, созданного богом, вырос человек и каждый стал прадедом одного племени или рода [4, 29].

В мифах многих народов, в том числе и тюркских имеются представление о том, что дерево является прародительницей детей.

38

Эта мысль находит свое эксплицитное отражение в эпосе «Огузнаме». Древние тюрки считали что, Создатель - бог является им в различных обличиях и одно из них это «древо жизни» или «древо мира». В «Огузнаме» в дастанах «Китаби-Деде-Коркуд» и в образцах фольклора, а особенно в сказках и мифических дастанах отражается то, что тюрки - азербайджанцы считали дерево священным. Верования, связанные с культом дерева, присущи только азербайджанцам. Но это вовсе не означает, что у древних тюркских народов не было верований связанных с деревом, данный вопрос еще ждет своего исследователя. Суть вопроса в том, что у других тюркских народов, по сравнению с азербайджанским народом, не сохранились в столь систематической форме верования, связанные с тотемом (обожествлением) дерева. В монументальном письменном памятнике туркоязычных народов, дастане «Китаби-Деде-Коркуд», в словах одного из главных героев Басата очень интересно отражается вера в дерево. Сравните:

Qalarda -дораМа yerim Günortac!

Qaranqu dün i?ra yol azsam,ümum allah!

Qaba alam gotüran xanimiz -Bayandir xan!

Qiri§ güni ogdin dapan alpimiz - Salur oglu Qazan!

Anam adin sorar olsan,- Qaba Agac!

Atam adin dersan,- Qagan Aslan!

В этом примере показано, что Басак считает дерево своей матерью и говорит, что если вы спросите как зовут мою мать, я скажу Дерево. Этот факт наглядно демонстрирует, что ДЕРЕВО у древних тюрков считалось онгоном, обожествлялось.

Б.Огел отмечает, что в мифологии тюркских народов южной Сибири, в легендах абаканских татар, его представление (т.е. происхождение людей от дерева -Т.А.) несколько изменилось. По их верованиям, в центре Земли находится большая железная гора, которая возвышается до небес, и на этой горе растет береза с семи ветвями. Качские татары считают, что это береза имеет золотые ветви, восемь-девять теней и она святая. Береза играла важную роль в повседневной жизни древних тюрков. Древние тюрки изготавливали из березовой коры самые крепкие и длинные стрелы. Самые лучшие ленчики так же изготавливались из березы [1].

Во время исследования выяснялось что, у каждого тюркского народа имеется свое священное дерево служащее тотемом. У древних тюрков очень часто единое начало всего и представление в систематической форме отражено во многих сторонах их жизни. Один из главных фактов, подтверждающих эту мысль, является наличие целого ряда географических названий, связанных с культом дерева в топонимической системе тюркских языков. Б.Огел отмечает, что в средней Азии имелись такие географические названия (связанныес культом дерева- Т.А) как Bay agac, Ala agac, Qara agac и т.д.

Рассмотрим и интерпретируем мифотопонимы, связанные с культом дерева. Agacari - ароним в Товузском районе Азербайджана. Название горы связано с именем тюркского племени Agacari. Агачири (Agacarilar) входили в состав гуннских племен, которые в раннем средневековье жили в полях Юго-Восточный Европы. Из Византийских источников 5-6вв известно, что агачири жили на территории Азербайджана, и они упоминаются как akstir \\ akalsir. В последующие века большая

39

часть агачиров, активно участвовавшая в политической жизни в период сельджуков, монголов и гарагоюнлы, поселилась на разных территориях Ирана. Исследуя, древние тюркские этносы Ф. Джалилов отмечает «Геродот показывает, что Агафирсы жили в полях Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа среди скифов и они по происхождению татары».

Следует отметить что, Геродот считал скифов татарами (тюрками). Г. Гейбул-лаев, рассматривая топонимы Л^асэг1\\ А^асей в Южном Азербайджане, истолковывает их как «живущие в лесистой местности» и отвечает что Агачири одно из огузских племен и возможно в 11 веке они вместе сельджуками пришли на нынешнюю территорию проживания [6, 182].

Историки, исследовавшие наиболее древние государства древнего Востока и Азербайджана, считают, что Агачири пришли на территорию Азербайджана вместе с гуннами в 5 веке.

Ф.Шумер так же истолковывает этот этноним как, а^ас эй - мужчина дерево. Этот автор характеризует эту ономастическую единицу следующим образом: «Это имя дается тюркскому сословию, который вместо того, чтобы заниматься животноводством и земледелием, занимается рубкой дерева и изготовлением бревен» [7, 432]. Они являются внуками туркмен - агачиров, следуют верованиям кызылбашей, очень трудолюбивые люди их деревни находятся, как правило, в чаще лесов.

З. Хасиев. исследуя топонимию Товузского района Азербайджана, подробно интерпретирует ороним А^асэй и пишет, «исследователи отмечают что, до 15 века это племя проживало на территории Азербайджана». Во время правления Карагой-унлу (1410-1468) агачили входили в составе правительственных войск. После распада государства каракойунлу 1468 г. это племя разделилось на две части. Одна из них поселилась в Северном Азербайджане, а другая в Южном Азербайджане. Но виду того, что агачили были малочисленны, они ассемилировались в составе племени, в которое они входили» [8, 112]. Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу что А^асэй- агачили - это этноним и ономастические единицы связаны с этим компонентом тотемом древних тюрков «древо земли» «древо жизни» и т.д. Таким образом, А^асэй - это не «проживающие в лесу», а «происходящие из дерева», «рожденное деревом» и это истолкование, на наш взгляд, более приемлемое. Вместе с тем, надо отметить, что А^асэй состоит из компонентов а^ас (дерево) и эй (человек, мужчина) и означает мужчина-дерево, человек-дерево и оформлено по модели атрибутного словосочетания 2-го типа.

Qa1aqaym - ойконим в Сабирабатском районе Азербайджана. Село находится на территории Муганской равнины. Ойконим состоит из слова да1а и из самоназвания тюркского племени каут (даут), имеет значение «даут1апп да1а81»-гора племени гайын, т.е. гора, принадлежавшая племени гайын. Представители племени даут -кайын на сегодняшний день проживают в Южном Азербайджане. Племена с этим именем имеются и в составе других туркоязычных народов. Дерево даут (береза), в древности считалось у тюркских народов священным и тотемизировалось. А. Шу-кюров отмечает: «^а^аут- это гора онгона даут (береза), место, которое береза оберегает, населенный пункт» [9, 232]. Но следует оговориться, что тотем даут не сразу перешел в топоним, сначала он функционировал как антрононим - этноним, а

40

затем сформировался в составе топонима. Qaraagac-Ойконим в Кубатлиском, Зака-тальском, Тертерском, Сабирабадском, Джалилабадском районах Азербайджана и гидроним в Закатальском районе. Имеются две попытки интерпретации данного топонима. Согласно первой, название деревни Qaraagacl. В некоторых исследованиях имеются сведения об описательном характере Qaraagacl. Но эта мысль представляется нам неправомерной. Так, территория, на которой расположена деревня Qaraagac не изобилует деревьями карагачи. Вместе с тем, населенные пункты с этим названием имеются и в разных регионах нашей республики и на территории проживания других тюркоязычных народов. Эти факты подтверждают, что эта ономастическая единица, связанная с этнонимом, а этот этноним в свою очередь связан с верованием древних тюрков в дерево. Qlzllagac - ойконим в Гейчайском, Масаллин-ском и Сальянском районах Азербайджана. По мнению некоторых исследователей, топоним отражает самоназвание тюркского племени qшlagac - кызылагачи. Одни из племен (родов), проживающих на территории провинций Антальи, Будура и Ис-парты в Турции, называется кызылагачи. Согласно народной этимологии, деревня названа так потому, что на этой территории было много ольховых деревьев, она была расположена недалеко от ольхового леса. Позже лес был, полностью вырублен исчез. Qlzllagac - название села в Масаллинском районе, низменность Ленкоранско-го района. Один из древних населенных пунктов Азербайджана. В средние века Qlzllagac поддерживало торговые связи с Каспийскими портами. Население, в основном, занималось судоходством и рыболовством. Караванная дорога в Гилан и Мизандаран пролегала через Qшlagac.

Выводы и перспектива. Сформировавшиеся результаты научного исследования мифологических топонимов в связи с культом «дерева» показывают, что рассмотренные названия населенных пунктов связаны с древними тюркскими этническими группами, а ареал их распространения довольно широк и многие вопросы этой тематики до сих пор не изучены. Этим и определяется перспективность исследований в вышеуказанном направлении.

Список литературы

1.Огел Б. Тюркская мифология [Текст] / Б. Огел. - Баку, 1997

2. «Китаби Деде-Коркут» [Текст]. - Баку, 1988

3.Халигов Ф. Ономастика фольклора. 2-часть [Текст] / Ф. Халигов. - Баку, 2000

4. Азербайджанские топонимы (Энциклопедический словарь) [Текст]. - Баку, 1999

5.Джавадов А.М. Слова qur, quz» не имеют связи с огузским этнонимом [Текст] / А.М. Джа-вадов // Проблемы Азербайджанской ономастики. - Баку, 1993

6.Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана / Г.А. Гейбуллаев // Энциклопедический словарь [Текст]. - Баку, 1986

7.Шумер Ф. Огузы [Текст]/ Ф. Шумер. - Баку, 1992

8.Хасиев З.А. Мир топонимии Товуза [Текст] / З.А. Хасиев . - Баку, 1997

9.Шукюров А.И. Мифология книга-6 [Текст] / А.И. Шукюров . - Баку, 1997

41

Таптигов А. С. Шфолопчш топошми, що сформувалися на 0CH0Bi культiв дерева i гори на територй Азербайджану / А. С. Таптигов // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iM. В. I. Вернадського. Серiя «Фшолопя. Сощальш комушкацй». - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 37-42.

Стаття роз'яснюе лшгвгстичну штерпретащю давнiх noBip'lB тюркських народiв, що дають знати про нашому сучасному свiтi, в якому вже нацiоналiзованi культ дерева i гори. До&шджуеться похо-дження мiфологil географiчних назв.

Ключовi слова: мiфологiя, культ гори, культ дерева, топошми

Tapdigov A. S. Mythological toponims forming on the basis of cults of mountain and tree on Azerbaijan territory / A. S. Tapdigov // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. -Series: Philology. Social communications. - 2010. - Vol. 23 (62), No 3. - P. 37-42.

Article explains linguistic interpretation of ancient popular beliefs of the Turkic people letting know about our modern world in which are already nationalized a tree and mountain cult. The origin of mythology of place names is investigated.

Keywords: mythology, a mountain cult, a tree cult, toponims

Поступила в редакцию 01.09.2010 г.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.