Научная статья на тему 'Мифологические мотивы и образы в комиксах'

Мифологические мотивы и образы в комиксах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3450
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ / ОБРАЗ / КОМИКС / ПРОТОТИП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захаров Владимир Сергеевич

В статье анализируются мифологические истоки мотивов и образов в современных комиксах, выявляются значимые сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологические мотивы и образы в комиксах»

38

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

Владимир Сергеевич Захаров

Челябинский государственный университет

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В КОМИКСАХ

В статье анализируются мифологические истоки мотивов и образов в современных комиксах, выявляются значимые сходства и различия.

Ключевые слова: мифология, мифологический мотив, образ, комикс, прототип.

Современная массовая культура демонстрирует невероятную мощь и умение говорить на те же темы, что и «высокая» культура, но в диалоге с многомиллионной аудиторией. Самый яркий пример тому - комиксы (включая их многочисленные экранизации, быстро набравшие популярность). Комиксы сегодня осмысливают фактически весь пласт философских, религиозных, политических и психологических проблем, волновавших человека и общество на протяжении всей истории, начиная с героев древней мифологии и вплоть до актуальной глобальной политической ситуации.

В течение многих веков миф являлся объектом, привлекающим внимание всех сфер искусства. В постоянном взаимодействии находились и не перестают находиться мифология и литература. Это взаимодействие протекает в двух формах: непосредственно, в виде проникновения мифа в литературу, и опосредованно - через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а также через эстетические и философские учения и фольклор [2. C. 58].

Мифологии свойственно образное формообразование, в котором, сменяя друг друга, непрерывно струятся потоки мифологических образов. Для народов-мифотворцев мифология являлась и формой самовыражения, и формой мышления, и формой существования. При этом в дописьменную эпоху доминировало мифологическое сознание, а в период письменных культур оно оказалось подавленным под влиянием бурного развития логико-словесного мышления. «Однако именно в области искусства и литературы воздействие мифологического сознания, бессознательное воспроизводство различных мифологических структур продолжает сохранять свое значение, несмотря на, казалось бы, полную победу принципа историко-бытовой нарративности» [4. С. 58-59]. Это подтверждают и современные научные исследования (см.: [1-3]).

В литературе, созданной после Второй мировой войны, мифологизирование преимущественно выступает не столько средством создания всеобъемлющей модели, сколько приемом, позволяющим сделать акцент на ситуациях и коллизиях с помощью прямых или контрастных параллелей из мифологии.

Одним из заметных жанров, появившихся в конце XIX века и получивших широкое распространение в середине ХХ века, стал комикс (в букв. переводе - «комичный», «смешной»). Несмотря на то что его смысловая емкость на несколько порядков ниже, чем у рассказа или кино, комикс представляет собой полноценное произведение искусства, которое может быть выполнено в любой стилистике. Автор комикса должен быть одновременно и режиссером, и литератором, поскольку в комиксе, как в кино, нужно делать крупные и общие планы, находить правильную точку обзора, создавать интересные сюжетные ходы.

В США с их не отягощенной традицией культурой комикс относительно быстро занял одно из главных мест. Многочисленные герои комиксов смотрят со страниц журналов

© В. С. Захаров, 2013.

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

39

уже более полувека, и, судя по всему, интерес к ним не ослабевает. К примеру, суммарные продажи комиксов двух крупнейших издательств - Marvel и DC - составляют более 8 миллионов экземпляров в месяц (по данным за октябрь 2013 года). Естественно, что такая популярность обусловлена интересом читателей и поражающим воображение многообразием героев и сюжетов. Все это вряд ли могло возникнуть на пустом месте.

Американская культура не имеет богатого опыта предшествующих историко-культурных пластов, ввиду их несформированности из-за краткого периода существования самой страны. Поэтому создателям комиксов нужно было найти проверенные временем источники. И этим источником стала мифология разных стран и народов. Так из-под пера писателя Стена Ли и художника Джека Кирби появились прекрасные миры: небесный Асгард, высокий Олимп, подводная Атлантида.

Все эти миры являются творческой переработкой образов, созданных в античных мифах. Так, Атлантида, представленная в творчестве Платона как утопическая страна, проигравшая войну с Афинами, имеет мало общего с подводным миром, созданным авторами комиксов о Нэморе, царе Атлантиды, и населенным вымышленными существами вида homo mermanus (человек водяной).

Вместе с тем Асгард в комиксах претерпел не столь серьезные изменения по сравнению с Асгардом мифологическим. Если в представлении скандинавов моделью мироздания является огромное дерево Иггдрасиль (под его корнями располагалось царство мертвых Ниффльхейм, на земле находился мир смертных людей Мидгард, а на самой верхушке раскинулся мир богов Асгард), то в комиксах данное представление об устройстве Вселенной немного переработано. Священный ясень все еще связывает миры, но теперь каждая мифическая раса имеет свой отдельный мир, связанный с остальными радужными мостами.

Наименее всего при переложении в комиксах пострадал Олимп и его обитатели. Несмотря на немного непривычное название «Земля-616» и соседство с Асгардом, мир древнегреческих богов в целом соответствует античному прообразу. В целом сюжетные линии комиксов во многом повторяют античные мифы, но подвергаются переработке ввиду ориентации на подростковый возраст и национальную специфику. Так, например, одним из подвигов Геракла в комиксах является поиск пояса Ипполиты с последующей любовной линией между сыном Зевса и королевой амазонок. В античных хрониках Геракл с боем добывает этот пояс, убив Ипполиту.

Пристального внимания в комиксах заслуживают не только сюжеты и созданные миры, но и сами герои. Некоторые из них, такие как Бэтмен или Супермен, приобрели огромную популярность, являются узнаваемыми во всем мире, благодаря чему заслужили право встать в один ряд с героями классической литературы.

Важнейшим приемом создания героев комиксов является известный с древних времен антропоморфизм. Перед нами предстают такие недвусмысленные персонажи, как Сон, Сущность и Смерть, являющиеся телесными воплощениями сна, жизни и смерти соответственно. Боги-олимпийцы и их скандинавские соседи обрели второе дыхание на страницах комиксов. Их внешность и характер во многом повторяет облик мифологических прототипов.

Некоторые комиксы почти полностью состоят из персонажей, которые являются антропоморфными животными. Ярким примером является комикс «Подростки-мутанты-ниндзя-черепашки», в котором рассказывается о приключениях одноименных персонажей с антропоморфной крысой, носорогом, кабаном и другими зверолюдьми.

Проявления мифологического зооморфизма можно встретить у таких героев комиксов, как Ящер или Большая Медведица. Их отличает возможность превращаться в животных. Мотив превращения человека в животного встречается в мифах повсеместно: от людей-леопардов (аниото) в Нигерии до людей-тюленей (шелки) у кельтов.

40

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

Классификационный эффект бинарной логики, присущий мифу [5. С. 671], находит свое отражение и в комиксах. У любого супергероя есть его полная противоположность, зачастую оказывающаяся главным врагом: у рационального и серьезного Бэтмена - сумасшедший и непредсказуемый Джокер, у сильного и честного Супермена - умный и коварный Лекс Лютор, у доброго Черного плаща - злой Антиплащ. Влияние дуалистичных мифов проявляется и в таких персонажах, как Двуликий (бывший прокурор, который перешел на сторону зла, потеряв половину лица), Часовой (положительный герой, который не осознает, что по ночам творит зло).

Ярко представлен в комиксах образ героя-трикстера, пришедший из мифологии. Такими героями можно назвать коварного бога Локи - брата Тора, пытающегося использовать любую подлость, чтобы захватить трон Асгарда, и Зеленого Гоблина-Нормана Осборна, который, являясь директором корпорации, занимающейся борьбой со злыми героями, втайне создает команду для захвата мира.

Элементы славянской мифологии органично вписываются в серию комиксов о Хелл-бое - сыне падшего ангела, работающем на секретную службу по защите Земли от посторонних сил. Одним из противников Хеллбоя является Баба-Яга - образ, целиком заимствованный из фольклора. Она живет в доме на курьих ножках и путешествует в ступе. В качестве могущественного союзника Бабы-Яги упоминается Кощей Бессмертный -древний могущественный воин. А помощь Хеллбою оказывают Леший и Перун - языческий бог грома. Таким образом, мир комиксов открыт для мифологии любого народа, органично вписывая образы в повествование.

Отдельно стоит выделить эсхатологические мифы [5. С. 672] и их влияние на комиксы. Уничтожение всего мира зачастую составляет мотивировку многих антигероев. Это такие герои, как Пожиратель миров Галактус, насыщающийся энергией разрушенных планет; Убийца Супермена Думсдей, главной целью которого является истребление всего живого; Уничтожитель половины всех вселенных Танос, сделавший это в качестве подарка своей госпоже - Смерти.

Можно заметить, что большинство историй о супергероях содержат в себе структуры, подобные структурам фольклора и мифологии. Основные события жизни большинства супергероев сходны. Детство супергероев проходит достаточно традиционно, как и у героев античности. Родителей Бэтмена убивает случайный грабитель, а Супермен теряет не только родителей, но и родную планету. Мотив покинутости важен для понимания лиминального статуса супергероя, который близок героям мифов. Если рассматривать героический миф как раскрытие структуры инициации, то необходимо заметить, что важной особенностью, присущей большинству комиксов о супергероях, является то, что герой не может завершить свой путь, пройти инициацию полностью. Начав свое путешествие, преодолевая жизненные трудности, супергерой «застревает» на испытаниях ли-минальной стадии, так как антагонист каждый раз умудряется спастись.

В отличие от большинства произведений литературы и кинематографа или повествований мифологического цикла, комиксы имеют совершенно определенную структуру - они периодичны, причем публикуются на протяжении десятилетий. Так, с момента первого выпуска комикса о Супермене прошло 75 лет. От выпуска к выпуску герой проходит через череду лиминальных испытаний, сражается с чудовищами, пришельцами, собственными клонами и прочими злодеями. При этом он никак не может завершить свой обряд перехода. В подобном «сериальном» характере повествования усматривается фундаментальное отличие комикса о супергерое от классического героического мифа.

Миф помогает современному человеку выйти из рамок личного, встать над условным и частным и принять абсолютные и универсальные ценности. Стоит заметить, что тенденция обращения к прошлому была характерной чертой культуры на протяжении всего ХХ века. Она заключалась в повторной актуализации старого, в утверждении культуры

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

41

как суммы достигнутых всем человечеством в разной мере и в разных формах воплощенных истин. Накопленные многочисленными поколениями людей, мифы дали сильнейший толчок развитию такого жанра, как комиксы, ведь за основу построения композиции в последних используются архетипические мотивы и мифологические образы из наследия античных (и не только) культур.

Миф, использованный писателем в произведении, приобретает новые черты и значения. Авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая новый миф, имеющий отличия от своего прототипа. Именно в разнице между первичным и вторичным кроется заложенный автором смысл, ради выражения которого он воспользовался формой мифа.

Список литературы

1. Голованов, И. А. Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала (ХХ век) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. А. Голованов. - Челябинск, 1998. - 24 с.

2. Голованов, И. А. Мифо-фольклорные мотивы в современном медиадискурсе [Текст] / И. А. Голованов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 263-270.

3. Голованов, И. А. Процесс ремифологизации художественного сознания на рубеже веков [Текст] / И. А. Голованов // На рубеже эпох: специфика художественного сознания : сб. материалов межвузов. науч. конф. Т. 2. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. унта, 2001. - С. 120-123.

4. Лотман, Ю. М. Литература и мифы / Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - Т. 2. - М. : Сов. энциклопедия, 1992. - С. 58-65.

5. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

Referencies

1. Golovanov, I. A. Mifologicheskie motivy i obrazy v fol’klornoj proze Urala (HH vek) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk / I. A. Golovanov. - Cheljabinsk, 1998. - 24 s.

2. Golovanov, I. A. Mifo-fol’klornye motivy v sovremennom mediadiskurse [Tekst] / I. A. Golovanov // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.

- 2012. - № 4. - S. 263-270.

3. Golovanov, I. A. Process remifologizacii hudozhestvennogo soznanija na rubezhe vekov [Tekst] / I. A. Golovanov // Na rubezhe jepoh: specifika hudozhestvennogo soznanija : sb. materialov mezhvuzov. nauch. konf. T. 2. - Magnitogorsk : Izd-vo Magnitogorsk. un-ta, 2001.

- S. 120-123.

4. Lotman, Ju. M. Literatura i mify / Ju. M. Lotman, Z. G. Minc, E. M. Meletinskij // Mify narodov mira: jenciklopedija v 2 t. / gl. red. S. A. Tokarev. - T. 2. - M. : Sov. jenciklopedija, 1992. - S. 58-65.

5. Mifologicheskij slovar’ / gl. red. E. M. Meletinskij. - M. : Sov. jenciklopedija, 1991. -736 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.