Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ В РАННЕМ БРОНЗОВОМ ВЕКЕ КИТАЯ'

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ В РАННЕМ БРОНЗОВОМ ВЕКЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ПЯТЬ [ЛЕГЕНДАРНЫХ] ИМПЕРАТОРОВ КИТАЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ / РЕАЛИИ И ЛЕГЕНДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжоу Шухань

Չինաստանի վաղ բրոնզեդարյան առասպելական արխետիպերը:Այս հոդվածը լուսաբանում է հին չինական գրական առասպելների փոխկապակցվածությունը հնագիտական պեղումների արդյունքների հետ, ինչպես նաև իրական դեպքերի առասպելական գրառումների միջև եղած կապը՝ ցույց տալով առասպելների պատմական դեպքերի նմանությունը: Հոդվածում նաև լուսաբանվում են իրադրություններ, երբ առասպելներում իրական դեպքերը վերափոխվում են վերացական հասկացությունների չափազանցությունների:This article illustrated the ancient Chinese written myths associated with the results of archaeologists, and also exposed the relationship between real events and mythological records, and showed a touch among myths and "stories". Demonstrated the situation that real events are transformed into abstractions, exaggeration and adaptation in myths and legends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTHOLOGICAL ARCHETYPES IN EARLY BRONZE AGE CHINA

This article illustrated the ancient Chinese written myths associated with the results of archaeologists, and also exposed the relationship between real events and mythological records, and showed a touch among myths and "stories". Demonstrated the situation that real events are transformed into abstractions, exaggeration and adaptation in myths and legends.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ В РАННЕМ БРОНЗОВОМ ВЕКЕ КИТАЯ»

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Мифологические архетипы в раннем бронзовом веке Китая

Чжоу Шухань

Аспирантка, Государственная академия художеств Армении, факультет изобразительного искусства (Ереван, РА)

790575454@qq.com

УДК: 398(=581):902:94(510); EDN: ВУБВЖ

Ключевые слова: пять [легендарных] императоров Китая, археологические культуры Китая, реалии и легенды

З^ЬшитшЬ^ фш! p|iniiqhiliii|ijiuii шпшищЪ^ш^шЬ шр^ЬифщЬрр

Qdnnt бп^шй

Цищ^ршйт, ^щшитшй^ ^Щшр^Ъит^ ^Ътш^шЬ Ц^шцЪй^ш, ЧЬрщшр^Ьиш^ фшЦпцтЬт (Ьркшй,

790575454@qq.com

Udфnфшq^p. Р^ЬшишшЬ^ ^mq ppnЬqhqшpJшЬ шпшищ^ш^шЬ шр^Ьш^щЬрр:

Uju hnq^&p ^тишршЬт^ t h^b ^Ьш^шЬ дрш^шЬ шпшищ^ЬЬр^ фи^шщш^д^ш&тр^Ьр hЬшqfrщшqшЬ щЬцпЫЬЬр^ шpq)nLЬgЬhpfr hhrn, ^Ь^щЬи Ьшк ^рш^шЬ qh^hpfr к шпшищ^ш^шЬ qpmnnL^bhp^ ф2к Ьдш& ^шщр" gnLjg тшр^ шпшищЬ^ЬЬр^ к щшш^ш^шЬ ^ЬщрЬр^ ШшЬтр^Ьр: -nq^&nLtf Ьшк ^ишршЭДт^ ЬЬ frpшqpnLpJnLЬЬhp, Ьрр шпшищЬЬЬрт^ ^рш^шЬ ^ЬщрЬрр фршфи^т^ ЬЬ фршдш^шЬ hшuqшgnLpJnLЬЬhpfr к ¿шфшqшЬgnLpJnLЬЬhp^:

^шЬqnLgшpшnbp, Р^ЬшишшЬ^ h^frq [шпшищЬ^ш^шЬ] ЦшщрЬр, Р^ЬшишшЬ^ hЬшq^шшqшЬ фш^тдо, ^рш^шЬтр^Ь к шпшищЬЬЬр:

Mythological Archetypes in Early Bronze Age China

Zhou Shuhan

Aspirant at State Academy of Fine Arts of Armenia, Art History (Yerevan, RA)

790575454@qq.com

Annotation: This article illustrated the ancient Chinese written myths associated with the results of archaeologists, and also exposed the relationship between real events and mythological records, and showed a touch among myths and "stories". Demonstrated the situation that real events are transformed into abstractions, exaggeration and adaptation in myths and legends.

Key Words: Five [legendary] Emperors of China, Archaeological cultures of China, Realities and legends.

Введение. Эта статья иллюстрирует взаимосвязь древнекитайских письменных мифов с результатами археологических раскопок, а также связь между реальными событиями и мифологическими записями, показывая сходство мифов и «исторических» событий. В статье также рассматриваются ситуации, когда реальные события превращаются в абстракции и преувеличения, адаптируясь в мифах и легендах.

Текст. Основными мифологическими персонажами, соответствующими периоду 25001500 гг. до н.э., были: Чжуань Сюй (ЩЩ), Ди Ку Гунь (М), Яо (Й), Шунь Юй^ и Ци Щ [1, с. 5-14]. Например, в известных легендах Гунь (М) боролся с наводнениями1, а Юй

1 «Ли Цзи» 475-221 до н.э. - «Цзи Фа»: Гунь был убит до того, как начался потоп, и Юй завершил работу, которую не завершил его отец ..ЛШ^КШЙ^ДШ'Ш^Й... [9]; «Ле Цзы» 475-221 до н.э. - «Ян Чжу»: Гунь покорял воду и землю, трудился много, но безуспешно и был изгнан

разделил мир на регионы2. Согласно древним источникам, Чжуань Сюй был внуком Хуан Ди3

пожизненно на Крыло-гору. Юй наследовал [его] дело, служил [своему] врагу. Трудился лишь на заброшенной земле, [когда] родился сын - не дал ему имени; проходил мимо ворот - [домой] не заходил

......[9; 26, с. 97]

2 «Шу Цзин» 772-476 до н.э. - «История династии Ся (Ся Шу)» - «Юй Гунь»: Юй провел границы земли, ходил по высоким горам и рубил деревья, как дорожные знаки, и установил границы по горам и рекам.

[9]; «ЦзоЧжуань» 468-300 до н.э. - «На четвертом году правления Сян Гуна»: ... Огромный мир полон следов Юй. Он разделил мир на девять регионов, чтобы людям было где жить, а зверям передал леса и луга, у каждого был дом.

.3... [9]

3 «Ли Цзи»-«Цзи Фа»: Чжуань Сюй совершенствовался в карьере Хуан Ди.ЙФШ^Ш^ШЙМ.ШШИ^. [9]; «Исторические записки (Ши Цзи)» 109-91 до н.э. - «Ся БэньЦзи»: Отца Юй зовут Гунь, отца Гуна зовут Чжуань

и олицетворял север, воду, зиму и черный цвет в астрономическом календаре4. Чжуань Сюй унаследовал статус Хуан Ди около 2450 г. до н.э. [2, с. 3]. Он провел религиозную реформу, изменившую некоторые пункты религиозного дискурса, относящиеся к жертвоприношениям (переход от равноправия к монополии лидеров кланов5 [3, с. 47-58]. Правнук Хуан Ди, Ди Ку (ок. 2372 г. до н.э.) [2, с. 3] унаследовал статус Чжуань Сюй и сумел расширить территорию своего влияния6. В «Шань Хай Цзин» насчитывается целых девять «стран», связанных с Ди Ку7. После Ди Ку правили императоры Яо8

Сюй, отца Чжуань Сюй зовут Чань Й, а отца Чань Й зовут Хуан Ди.

ш^втж^вттмш^ввй,, вш^ивп

Ф. [9]

4 «Ли Цзи» - «Порядок смены времён года (Юе Лии)»: в октябре император Чжуань Сюй становится хозяином, а его божество - Сюань Минь.

[9]; «Хуай Нань Цзы» 206 до н.э. - 9 н.э. - «Небесный узор»: Север - это вода. Его предок - Чжуань Сюй. Его помощник - Сокровенная тьма (Сюань Минь). С гирями в руках управляет зимой.

[9; 27, с. 53]

5«Шань Хай Цзин - Великих пустынь запада»: Чжуань Сюй родил Старца-младенца. Старец-младенец (^и) родил Великого (Чжуна Я) и Чёрного (Ли Бог приказал Великому поднять небо, а Чёрному - опустить землю. Опустив землю, Чёрный родил Е (В1). Поселился на краю запада, чтобы управлять чередованием движения солнца и луны, звезд и планет [9; 28, с. 120]; «Шу Цзин-Люйсин»: Приказал Чжун и Ли запретить общение между богами и простолюдинами [9]; «Го Юй-Чу Юй»: Совершать жертвоприношения может каждый человек и каждая семья... народ увлекается жертвоприношением. В жертвоприношении нет закона, и статус людей и богов равен... народ не почитает богов, а боги также привыкли к жертвоприношениям людей и больше не требуют чистоты... В результате пострадал урожай зерна... Бедствия становились все более частыми... Чжуань Сюй взял на себя все это и приказал Чжун заведовать небесами, а Ли - миром, чтобы люди и боги перестали давать друг другу слабину и восстановили первоначальный порядок. [9]

6 «Да Дай Ли Цзи» 100-200 - «Родословная императоров (Ди Си)»: Хуан Ди родил Юань Ао. Юань Ао родил Цзяо Цзи. Цзяо Цзи родил Гао Синь. Гао Синь - это Ди Ку.

[9]

7 «Каталог гор и морей (Шань хай цзин)» 475-220 до н.э. -«Каталог великих пустынь востока»: там лежит царство Чжунжун. Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Чжун Жуна... В царстве Сы Ю Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Янь Лун. Янь Лун родил Сы Ю... Есть Царство Белых людей (Байминь). Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Ди Хун. Ди Хун родил Белых людей (Бай Минь) ... Есть царство Чёрнозубых. Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Чёрнозубых.

А.ЖЙЙ^Н.

28, с.

111]; «Каталог великих пустынь юга»: Жена Предка Выдающегося (Цзюнь/Ку) Небесная дева (Э Хуан) родила [людей] царства Трехтуловищных... Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Цзи Си, поэтому и называется Царство

(ок. 2297 г. до н. э.) [2, с. 3], Шунь9 (около 2179 г. до н. э) [2, с. 4]. И Юй10 (ок. 2140 г. до н. э.) [2, с. 3]. В период развала первобытной социальной системы образовалась династия Ся (ок. 20701600 гг. до н.э.).

Археологические открытия показали, что культуры нижнего слоя Сяцзядянь на севере, Шицзяхэ на юге, культуры Таоси и Симао в среднем течении Хуанхэ сосуществовали с культурой Эрлитоу и находились под влиянием друг друга.

Цзиси... За Юго-восточным морем, у реки Благостной. Си Хэ-жена предка Выдающегося (Цзюнь/Ку), родила десять солнц.

[9; 28, с. 114-115, 117-118]; «Каталог великих пустынь запада»: Есть царство Западного Чжоу... Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Владычествующего над Просом (Хоуцзи)... ^ШД^Я...ШШШ... [9; 28, с. 118]

8 «Исторические записки (Ши Цзи)» 109-91 до н.э. - «Пять императоров БэньЦзи»: Император Ку женился на дочери семьи Чэнь Фэна и родил Фан Сюня. Ку женился на дочери семьи Цзюй Цзы и родил Чжи. После смерти императора Ку, трон занял Чжи. После того, как император Чжи взошел на трон, он не добился никаких политических достижений, поэтому на престол взошел его младший брат Фан Сюнь -это император Яо.

Ф^адЗД), Щ^ШМ^Ф^ [9]

9 «Лунь Юй» 480-350 до н.э. - «Яо сказал (Яо Юэ)»: - О ты, Шунь! Небом установленное преемство власти пало на тебя. В делах управления твердо держись середины. Если народ в пределах четырех морей будет испытывать лишения, то ты навечно лишишься благословения Неба. С таким же наказом Шунь обратился к Юй.

иРГ

[9; 29, с. 446]; «Шу Цзин» 772-476 до н.э.

«Канон Яо»: Предводители сказали: «Наши добродетели скромны, и мы недостойны восшествия на престол». Император Яо сказал: «Вы можете рекомендовать своих родственников или людей с низким статусом». Толпа предположила: «Есть бедняк по имени Юй Шунь». Император Яо сказал: «Да, я тоже слышал об этом, как поживает этот человек?» Предводители ответили: «Он сын придворного музыканта Фэншоу. Его отец не был праведником, мачеха была неискренней, младший брат казался высокомерным и недружелюбным, и Шунь смог ладить с ними. У него есть мягкое сыновнее почтение. Если он управлял государственными делами. Неплохо! " Император Яо сказал: «Дай мне попробовать! Женись на двух моих дочерях, Шунь наблюдал за их добродетелями». Поэтому Яо приказал двум дочерям поехать в Гуйшуйван и выйти замуж за Ю Шуна. Император Яо сказал: «Тщательно относитесь к делам правительства!»

£ [9]

10 «Ли Цзи» 475-221 до н.э. - «Ритуальные предметы (Ли Ци)»: .От Яо до Шуня, от Шуна до Юй. [2]

В иероглифах «Чжуань Сюй ЩЩ», прямое значение «Чжуань Щ» означает «круглая и толстая голова», а производное значение -«порядочная и законопослушная социальная элита». Прямое значение «Сюй Щ» - «человек с нефритовой короной на голове», что указывает на глубокую связь Чжуань Сюй и нефрита. Наиболее распространенной нефритовой культурой является культура Хуншань, которая также совпадает со статусом Чжуань Сюй как северного бога в древних астрономических представлениях, то есть он потомок культуры Хуншань. Возможна связь между культурами Хуншань и Центральных равнин в археологии и мифологии [4, с. 690-691; 5, с. 163-164; 6, с. 27; 7, с. 8], а Чжуань Сюй, наделенный высоким статусом, является результатом этой связи, представляя замену матриархата патриархатом.

После окончания эпохи культуры Хуншань в бассейне реки Ляохэ возникла культура нижнего слоя Сяцзядянь (2000-1500 гг. до н.э.). Культура нижнего слоя Сяцзядянь отличается от культуры Хуншань. Лу Сысянь определил некоторые иероглифы на расписной керамике, включая «Чжуань Сюй» (Рис. 1) и «Ди Хун» (Рис. 2) [8, с. 1-7].

Рис. 1. Керамический орнамент, интерпретируемый как иероглиф «Чжуань Сюй» [34, с. 111].

Рис. 2. Керамический

орнамент, интерпретируемый как иероглиф «Ди Хун» [34, с. 117].

Что касается деяний Ди Хуна, то в «Шан Хай Цзин» («Каталог великих пустынь востока») сказано: «Существует царство белых людей. Предок Выдающийся (Цзюнь/Ку) родил Ди Хуна. Ди Хун родил Белых людей...» [9]. В соответствии с древними записями (иероглифические письмена на костях и черепаховых щитках), оба - Ди Хун и Ди Ку, были предками династии Шан [10, с. 25-40]. В археологических свидетельствах отмечается, что бассейн реки Ляохэ и Центральные равнины в эпоху ранней бронзы имели тесные контакты, которые привели к взаимовлиянию, а вот факторы военных действий и конфликтов не были обнаружены [11, с. 64]. В ранних реликвиях

культуры Шан можно увидеть элементы культуры нижнего слоя Сяцзядянь [12, с. 14-19] и в то же время демонстрируется закономерность развития с севера на юг [13, с. 144-152].

На юге Культура Шицзяхэ (ок. 3000-1900 гг. до н.э.) является наследием культуры Цюйцзя-линь [14, с. 155]. Местонахождение культуры Шицзяхэ - одна из «территорий» племени Чи Ю. В древних легендах народов Яо (1^) и Мяо (И) на юге Китая до сих пор встречаются мифы или песни, восхваляющие главного героя Чи Ю [15, с. 38-45; 16, с. 13-25]. После того, как Чи Ю потерпел поражение в войне с Хуан Ди, отношения между племенами и культурами на Центральных равнинах оставались напряженными. Изучая древние записи и археологические свидетельства, ученые полагают, что на этом этапе племена в районе Шицзяхэ назывались «Мяо Мин (иК народ Мяо) / Ю Мяо (^щ Иметь Мяо)/ Сань Мяо (^И Три Мяо)» и состояли в длительном военном конфликте с центральными равнинами [15, с. 38-45; 17, с. 4655]. Последний этап культуры Шицзяхэ также называют культурой пост-Шицзяхэ [18, с. 60-72]. В период перехода от культуры Шицзяхэ до пост-Шицзяхэ произошла очевидная трансформация общества и культуры [14, с. 156]. Масштабная война между Цзянханом и Центральными равнинами изменила изначальный культурный характер культуры Шицзяхэ и породила культуру пост-Шицзяхэ [14, с. 156; 17, с. 46-55].

В дискуссиях о культурной принадлежности Шимао (2300-1800 гг. до н.э.) возникают противоречия. Некоторые ученые выдвинули идею о том, что это территория «Хуан Ди» [19, с. 19-21; 20, с. 15-20], но Чэнь Миньчжэнь считает, что к этому следует относиться очень осторожно [21, с. 010]. Активный период развала культуры Шимао соответствует периоду Яо, Шунь и Юй, и большинство ученых полагает, что развал культуры Таоси связан с императором Яо11, а развал культуры Эрлитоу с Юй. Тогда как развал Шимао, одного из трех крупных развалов того периода, скорее всего, связан с Шуном [22, с. 10]. Хронологический порядок краха трех крупномаштабных культур соответствует порядку трех императоров. Разница лишь в том, что отношения между развалами культур Шимао и Таоси на ранней и средней стадии были на уровне мирного обмена,

11 Иероглифы Вэнь Яо» на керамике, и развалины

астрономических наблюдений. И киноварь клали на дно гробниц знати или мазали на тела умерших. Эти явления подтверждают гипотезу о том, что место Таоси принадлежит императору Яо. (Рис. 3-4). [30, с. 07; 31, с. 924; 32, с. 624-629; 33, с. 56-72]

т.к. обе являлись независимыми археологическими культурами [23, с. 75].

Падение Таоси в поздний период продемонстрировало более насильственные действия со стороны культуры Шимао [23, с. 7274]. Другими словами, отношения между Яо и Шунь на самом деле могли быть более натянутыми. Народ Таоси показал признаки слияния с культурой Эрлитоу после того, как подвергся насильственным действиям [24, с. 5253], а упадок поселения Шимао связан с расцветом культуры Эрлитоу [25, с. 320], что в сочетании с анализом мифологии подтверждает тесную связь между Яо, Шунь и Юй. Смена власти между ними на самом деле происходит не через так называемую «избирательную систему» в мифологии.Такие выражения в мифологии, впрочем, представляют культурный сплав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди результатов научных исследований в различных областях, посвященных мифологии и археологической культуре, мы обнаружили реальные произошедшие события. Эти события прослеживаются в мифологии, но они как бы «зашифрованы». Такие ситуации отражают абстракцию, преувеличение и изменение позиции, которым подвергаются события по мере того, как они рассказываются и сообщаются. При записи иероглифами от способа чтения зависит процесс суждения. Хотя способ произношения в древнем китайском отличается от современного, но записи сохранились. Например, упомянутые в тексте «Бай Мин - ЙК» могут пониматься как белые люди, а также могут быть просто названием нации. А «Бай -Й белый» в надписях на костях

оракула означает рисовое зерно. В мифических текстах сформировалась законченная система письма, и иероглифы уже не являются просто пиктографиями. Интерпретация древних китайских иероглифов сама по себе является очень сложной задачей. В то же время необходимо быть осторожным при изучении достоверности мифа как литературного произведения. При изучении событий в китайской мифологии необходимо учитывать упомянутые выше факторы. При изучении зафиксированных в ней «беленых реальных событий» необходимо объединить результаты исследований древней окружающей среды, географии, биологии, флоры, антропологии и других дисциплин. Лишь разобравшись в результатах исследований ученых разных направлений и позиций, можно выдвинуть обоснованное предположение.

Сопоставление письменных источников китайской мифологии и данных археологической культуры целесообразно для понимания и анализа значения образов животных в мифологии и искусстве.

Перечень использованной литературы

1. Чжу Найчэн, «Эпоха пяти императоров и становление китайской цивилизации

^ЩХЩ ШМ),» Исследования культуры Центральных равнин, с. 5-14, 2020.

2. Цзян Бозан, Хронология китайской и зарубежной истории (Ф^ЬМ^^^), Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2008.

3. Цзян Линьчан, «О влиянии первобытной религии на зарождение и развитие древнекитайской цивилизации:

жтшт-ж&ш.ш^шшш")»

Дунюе трибуна, т. 31, № 10, с. 47-58, 2010.

4. Лю Госян, «Исследование культуры Хуншань

АОН КНР, Пекин, 2015.

5. Сюн Цзэнлун, «Исследование поселений эпохи неолита в Западном Ляонине (аШЙК^^^^^Щ^^Й),» Университет Цзилинь, Цзилинь, 2020.

6. Чжан Сяоюн, «Исследование эволюции окружающей среды и отношений человека и Земли в Западном Ляонине с 3000 г. до н.э.

)» Ляонинский педагогический университет, Ляонин, 2003.

7. Го Дашунь, «О возрасте пяти императоров в легендах Древней истории по результатам исследований доисторической археологии

Исследование культуры Центральных равнин, с. 5-11, 2020.

8. Лу Сысянь, «Интерпретация двух рисунков расписной керамики в культуре нижнего слоя Сяцзядянь (ЖШШТМХ^ШШШ^ЩШШХ),»

0 *

Рис. 3. Иероглиф «Яо» на обратной стороне глиняного плоского горшка на участке Таоси [30, с. 352]. Рис. 4. Иероглиф «Вэнь» на лобовой стороне глиняного плоского горшка на участке Таоси [30, с. 352]

Вэнь У Чунь Цю, № 04, с. 1-7, 2001.

9. Д. Стерджен, «Китайский текстовый проект

[В Интернете].

https://ctext.org/ens

10. Ван Хуэй, «Исследование клана Шигань (циклические знаки десятеричного цикла) времен династий Инь Шан (^Й+^КШ^Й),» Китайские исторические исследования, № 03, с. 25-40, 2003.

11. Л. Ю. и. Л. Ц. Лю Госян, «Обсуждение планировки и социальных отношений поселения Эрдаодзинцзы в

ЖШМ),» Южные культурные реликвии, № 04, с. 59-65, 2020.

12. Хуан Чжуне, «О происхождении культуры Шан с точки зрения археологических открытий на севере нашей страны

(&Щ-&ЖШЙШШТШШ);»

Северные культурные реликвии, № 01, с. 14-19, 1990.

13. Г. М. Ли Гунду, «О Сяохэянской культуре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в «Материалах второго ежегодного собрания Китайского общества археологов», 1980.

14. Хань Цзяньие, «Насильственные культурные изменения в период Луншань и племенные войны в легендарную эпоху Китая

Журнал социальных наук, № 01, рр. 152-163, 2020.

15. Ян Чжицян, «Поклонение Чи Ю и этническая идентичность

Цинхайский журнал этнологии, т. 21, № 02, с. 3845, 2010.

16. Ш. Ч. Дай Миньюэ, «О формировании образа и идентификации народных верований Чию

(ШХЖПШШтттШШ^Ш),» Журнал Цяньнаньского педагогического университета для национальностей, т. 41, № 02, с. 13-25, 2021.

17. Х. Ц. Ян Синьчжэн, «Юй напал на Саньмяо. Исследование Культурные реликвии Центрального Китая, № 2, с. 46-55, 1995.

18. Ши Цзепэн, «О культуре пост-Шицзяхэ: терминология

Цзянхань Археология, № 01, с. 60-72, 2007.

19. Ван Хунци, «Древний город Шимао Шэньму: столица Хуан Ди Куньлунь

Журнал

Университета Байсе, т. 27, № 05, с. 19-21, 2014.

20. Шен Чанъюнь, «Шимао - резиденция Хуан Ди, предка народности Хуасиа (Китай) (^^ЖШЖ^ЙФЙШе),» Китайская культура, № 02, с. 15-20, 2016.

21. Чэнь Миньчжэнь, «Признание природы древнего города Шимао

Новости социальных наук Китая, с. 010, 23 сент.

2020.

22. Мэн Цинсю, «Сородич Шимао принадлежит или связан с Ди Шуном (^^ШШШ^ФЙ^^.),» Китайские социальные науки сегодня, с. 10, 09 сент. 2020.

23. Шао Цзин, «Сравнительное исследование памятников Шимао и Таоси

Й^ШШЬШ^Й),» Археология, № 05, с. 65-77, 2020.

24. Чэн Пиншань, «Обсуждение этапов развития и характеристик старого городища Таоси (^Й^-ШЖШЙ^ЙМ),» Цзянхань археология, № 03, с. 48-53, 2005.

25. Дай Сянмин, «Этапы доисторического общества в Китае и формирование ранних государств

Археологическая газета, № 03, с. 309-336, 2020.

26. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Пер. Л. Д. Позднеевой, Санкт-Петербург: Петербург -XXI век, 1994.

27. Философы из Хуайнани/Хуайнаньцзы. Пер. Л. Е. Померанцевой, Москва: Мысль, 2004.

28. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Пер. Э. М. Яншиной, Москва: "Наука" Главная редакция восточной литературы, 1977.

29. Лунь юй (Суждения и беседы). Пер. Л. С. Переломова, Москва: Восточная литература РАН, 1998, с. 151-238.

30. Хэ Ну, «Новое исследование и красные «письмена» на плоском горшке на участке Таоси

Новости культуры Китая, с. 07, 28 нояб. 2003.

31. Хэ Ну, «Краткий отчет о раскопках крупных архитектурных памятников в районе жертвоприношения города Таоси в уезде Сянфэнь, провинция Шаньси в 2003 г.

^ЙШЙ),» Археология, № 07, с. 9-24, 2004.

32. Ло Кунь, «Исследование и объяснение надписей на керамике в Таоси Информационный бюллетень Центра исследований древних цивилизаций Китайской академии социальных наук, № 2, 07 2001.

33. Фан Хуэй, «Изучение киноварных погребений доисторических времен и периода Ся с обсуждением легенд о мудрецах-императорах Яо и Даньчжу

Журнал китайских гуманитарных наук, № 02, с. 56-72, 2015.

Сдана/^шШй^Щ £ 31.05.2022 Рецензирована/0-рш^пиф1 £ 14.06.2022 Принята/^йцтй^Щ £ 21.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.