Научная статья на тему 'Мифологическая связь Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях'

Мифологическая связь Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
781
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИСТИКА / МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гришанова Елизавета Викторовна

Русский народ всегда верил в чудо, чудесное, благодаря чему рождались фантастические образы, воплощенные в мифах, легендах, поверьях и сказках. Змей, Кощей и василиск персонажи устного народного творчества, которые мифологически оказываются связаны друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологическая связь Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях»

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ЗМЕЯ, КОЩЕЯ И ВАСИЛИСКА В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ, МИФАХ И ПОВЕРЬЯХ Гришанова Е.В.

Гв\

г\

I

Гришанова Елизавета Викторовна — студент, направление: фольклористика и филология, кафедра русской классической литературы и славистики, Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва

Аннотация: русский народ всегда верил в чудо, чудесное, благодаря чему рождались фантастические образы, воплощенные в мифах, легендах, поверьях и сказках. Змей, Кощей и василиск - персонажи устного народного творчества, которые мифологически оказываются связаны друг с другом.

Ключевые слова: фольклористика, мифология.

В процессе изучения фольклорных и мифологических персонажей к описанию данных образов в разные времена обращались:

— В.И. Даль, который передал народное поверье о василиске, его отрицательных чертах и способе «выведения» из «петушьего» яйца;

— средневековый английский мыслитель Томас из Кантимпрэ, который с опорой на разные источники описал образ василиска и способ его «выведения» из петушьего яйца;

— В.Я. Пропп, охарактеризовавший в волшебных сказках образы Змея (и Кощея) как отрицательных персонажей-антагонистов;

— Б.А. Рыбаков, указавший на определённую зависимость Кощея от волшебного яйца, в котором заключена смерть этого персонажа-антигероя.

Каждый из авторов рассматривал одного из сказочных персонажей без их сопоставления, в то время как Змей, Кощей и василиск имеют много схожего благодаря общим историческим корням вариативности УНТ.

Цель работы — исследовать образы Змея, Кощея и василиска в волшебных сказках, мифах и поверьях, сопоставить их и выявить общие черты.

Новизна данного исследования заключается в сопоставлении этих трёх фольклорных образов, а также в нахождении конкретной общей черты, объединяющей вышеперечисленных персонажей.

Базовое положение исследования: символически связаны образы Змея, Кощея и василиска в мифах и народных поверьях о василиске, описанных В.И. Далем и Томасом из Кантимпрэ[1], и таких волшебных сказках, как «Царевна-лягушка», «Хрустальная гора», «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе», «Марья Моревна», «Золотой конь».

Данная работа проводится в рамках мифологической школы с применением основного для нее сравнительного метода исследования.

Результаты исследования

Образы Змея и Кощея в волшебных сказках сходны по функциям и характеристикам.

Кощей и Змей как герои-антагонисты могут взаимозаменять друг друга в одних и тех же сказочных функциях: вредительство, противостояние, преследование. В.Я. Пропп [3], В.И. Даль, Б.А. Рыбаков и Томас из Кантимпрэ в разные времена, исследуя различные материалы, охарактеризовали образы Змея, Кощея и василиска как образы отрицательные, препятствующие и причиняющие вред сказочным героям или — в народных поверьях, легендах и мифах — обычным людям.

| 49 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (16). 2017

Существование Змея и Кощея зависит от волшебного атрибута: яйца, с помощью которого можно уничтожить их самих и избавиться от их власти, как, например, в волшебной сказке «Хрустальная гора», где в яйце, скрытом по принципу матрёшки в разных животных: «в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо», хранится гибель Змея, а также в сказке «Царевна-лягушка», где яйцо хранит смерть Кощея. Содержание яйца различно: смерть Кощея — это игла, которую нужно достать из яйца и сломать (в сказке «Царевна-лягушка»), а смерть Змея — это семечко, которое надо сжечь (в сказке «Хрустальная гора»).

В описанных В.И. Далем и Томасом из Кантимпр в поверьях, мифах и легендах о василиске говорится, что его существование тоже зависит от яйца, но в отличие от Змея и Кощея, у которых в яйце заключена смерть, у василиска от яйца зависит жизнь — он рождается из яйца. Для того чтобы «вывести» василиска, нужно произвести над яйцом определённые манипуляции: например, девушка должна выносить петушье яйцо под мышкой.

Итак, связь образов Змея, Кощея и василиска прослеживается через образ яйца как источник их жизни и смерти. Следует отметить, что яйцо, в котором заключен «зародыш» василиска (несмотря на мифическое появление этого яйца из петуха), всё-таки приближено в народном представлении к реальности: ведь из яиц действительно появляются на свет различные животные. В то время как яйцо, в котором заключена смерть Змея или Кощея, в народном представлении не имеет ничего общего с реальным миром: оно, как отметил Б.А. Рыбаков[4], символизирует модель Вселенной. Яйцо, в котором заключён будущий василиск, мифологизировано, но, скорее всего, в нём нет такого глубинного символа, который содержит в себе образ яйца, заключающего смерть Змея и Кощея.

В описаниях В.И. Даля отмечено, что девушка, выносившая василиска под мышкой, становится его мачехой, и он выполняет её волю. Таким образом, «мачеха василиска» сходна с образом старухи-матери Змея в волшебной сказке «Золотой конь», где она вынуждает Змея Горыныча отдать волшебный предмет главному герою сказки, а Змей выполняет её волю точно так же, как василиск выполняет волю своей мачехи, выносившей его под мышкой.

Василиск часто представлялся в образе змеи, поэтому его зооморфная связь со Змеем очевидна. Связь между образами Кощея и василиска прослеживается слабее, так как Кощей антропоморфен. Но В.И. Даль в своём исследовании «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» упоминает о том, что василиск соединяется со злым человеком, колдуном, и невидимо в нём живёт[2]. Змей-искуситель в народных легендах тоже нередко предстаёт девушкам в человеческом обличии. Кроме того, в волшебных сказках Змей и Кощей выполняют одну и ту же функцию: похищают невесту или жену героя. Поэтому в народном представлении образы Змея, василиска и Кощея могли быть сближены: возможно, в сказочном Кощее народ в какой-то степени суеверные представления о василиске.

Исследовав материал волшебных сказок и обратившись к некоторым работам фольклористов, мы пришли к выводу, что в основе сходства Змея, Кощея и василиска лежит образ яйца как символ жизни, образ повелевающей матери (мачехи), зооморфность/антропоморфность, антагонистическая функция.

Список литературы

1. Горелов Н.С. Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб: Азбука-классика, 2006. 256 с.

2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: Терра, 1997. 320 с.

3. Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. Л.: Издательство Ленинградского государственного ордена Ленина университета, 1946. 340 с.

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси [Электронный ресурс], 1987. Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ribakov_boris/yazichestvo_drevney_rusi/read/ (дата обращения: 16.04.2017).

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 5 (16). 2017 | 50 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.