Научная статья на тему 'Мифологическая основа Адвентов (по материалам опроса сибирских немцев)'

Мифологическая основа Адвентов (по материалам опроса сибирских немцев) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шубина Д. А., Бахор Т. А.

В статье выявляются важнейшие компоненты Адвентов как ожидания Рождества, определяется их мифологическая основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифологическая основа Адвентов (по материалам опроса сибирских немцев)»

дениям. Поэтому применение франчайзинга в образовании поможет помочь студентам Российской Международной Академии Туризма развить и укрепить национальное самосознания.

Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни. Тоже самое происходит и в образовании. Ограничивая молодежь национальными институтами, а также подготавливая их к будущей жизни только на национальной основе, ни к чему позитивному не приведет. Наоборот, нарастает отвержение этой национально-культурной замкнутости. Таким образом, обучение только в национальных вузах затрудняет приобщение студента к достижениям мировой культуры. Учась в институте Ватель и общаясь с преподавателями из Франции, студенты знакомятся с европейской культурой. Преподаватели РМАТ, прошедшие стажировку во Франции, помогут студентам осознать и воспринять эту культуру в мирном русле.

Не менее сложной для развития духовной жизни людей является проблема языка. Мы гордимся тем, что наша нация и народность имеет свою письменность, язык и литературу. Мы также гордимся тем, что мы знаем этот язык и эту письменность. Зачастую обучение в национальных институтах не дает должного знания второго языка, что порой замыкает внутренний мир студента. В результате студент, который впоследствии становится молодым специалистом, автоматически теряет конкурентоспособность на мировом рынке труда. В институте Ватель основной упор в обучении студентов делается на иностранные языки, это английский и французский, что повышает шансы будущих специалистов на рынке труда.

Помимо этого язык любого народа - это его историческая память. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах. А значит, знание языка поможет познать душу нации, ее первостепенный и наиболее очевидный признак, такие особенности как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Язык выступает как неразрывная связь многих и многих поколений. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что франчайзинг - это отличный способ совместить обучение по специальности и воспитание в студентах культуры другого народа, а также ее уважение.

Литература

1. Сосна С.А. Васильев Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия - Академкнига, 2004 -

375 с.

2. www.tisbi.ru (научная работа Бородина Ж.Н. Франчайзинг в образовательной сфере)

3. www.vatel.rmat.ru

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АДВЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА СИБИРСКИХ НЕМЦЕВ)

Шубина Д.А., Бахор Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск, Россия

В статье выявляются важнейшие компоненты Адвентов как ожидания Рождества, определяется их мифологическая основа.

Сибирские немцы, каким бы путем они не пришли в наши суровые места, не отмежевывались от общения с другими национальностями, но особенно бережно они относились к тем обрядам и праздникам, которые помогали и им сейчас осознать себя носителями лучших качеств высококультурного, обладающего многовековой историей европейского народа, потомками которого они являются. Эта мировоззренческая черта отчетливо проявилась почти у всех информантов, опрошенных нами в рамках молодежного проекта студентов Лесосибирского педагогического ин-

ститута - филиала СФУ «Семейные ценности народов, проживающих в Красноярском крае» (май-декабрь 2009 г.).

Российские немцы - дети двух народов и культур, сохранившие в основном не только родной язык, но и некоторые обычаи. Так, в Енисейском районе еще в 1960-80-ые гг. активно праздновались Адвенты - четыре воскресенья декабря, предшествующие Рождеству. Эти дни, как предвкушения большого и светлого праздника Рождества, по свидетельству информантов, обычно проводились за праздничным столом, присутствующие настраивались на то, что длинные зимние вечера пройдут в радости и довольствии в тесном семейном кругу. Пожилые немцы, которые раньше постоянно отмечали Адвенты, считают, что так человек программировал себя и свою семью на благополучие (сейчас же редкие семьи сибирских немцев соблюдают эту традицию). Непременный атрибут Адвентов - специальный венок из еловых веток. Его ставят на самое видное место в доме, чаще всего - на обеденный стол и украшают четырьмя или пятью свечами. Первую свечу зажигают в первое воскресенье Адвента, остальные - в каждое следующее. А в последний день Адвента зажигают все свечи.

Ожидание Рождества детям облегчают сладкие календари Адвента, которые приходили в Сибирь разными путями (присылали из центральной России, покупали у тех, кто имел возможность ездить в Германию, приобретали самодельные календари у местных изготовителей). Такой календарь рассчитан на 24 дня, в каждом окошке малышей ждет шоколадный сюрприз или игрушка.

Апофеозом Рождественского обряда является 25 декабря, к которому готовятся заранее и с особым трепетом.

Опрошенные нами немцы, проживающие в Енисейском районе, указывают, что их семьи, все без исключения, отмечают Рождество как самый значительный, и в то же время самый тихий и спокойный семейный праздник. Сакральная основа этого праздника обнаруживает себя в каждом из его компонентов.

С глубочайшей древности идея Рождества связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силой земли в частности (на это, например, указывает сочиво, традиционно приготавливаемое из зерен пшеницы и связанное с древним земледельческим обрядом поклонения умирающему и воскресающему Богу, культ которого, как считают многие ученые, воплотился во Христе). О земледельческой основе этого праздника говорят и подарки, которые обычно на Рождество получали дети: в поселке Ярцево, например, в качестве рождественских подарков использовали печенье в виде животных (зайчики, овечки, лошадки), что, на наш взгляд, соотносится с образами животных, присутствующих при рождении Христа в вертепе. Вспомним, что животные, покрытые шерстью, также символизировали творческую и творящую силу матери - земли.

Культ древнего умирающего и воскресающего божества, лежащий в основе этого праздника, отчетливо проявляется в основных компонентах обрядового действа. Так, Адвент составляют четыре воскресенья, что актуализирует семантику числа «четыре» как показателя земного порядка, как указание на возможность человека, пройдя земной круг жизни, приобщиться к высшим сферам бытия [1]. Об этом свидетельствует и венок Адвента, в ветви которого могут быть вплетены не только четыре, но и пять свечей: четыре - по кругу венка, а пятая - в центре. «Свеча символизирует свет во тьме жизни» [2]. Свет свечи соотносится с очистительным огнем, изгоняющим силы тьмы и холода из жизни человека и его дома. Цвета, которые присутствуют во всех Рождественских атрибутах, обладают традиционной для германской культуры семантикой. Зеленый цвет символизирует надежду на жизнь в темноте зимы; красный - самопожертвование Христа, его кровь, пролитую за всех людей.

Как известно, украшение ели - исконная немецкая традиция. Рождественская ель - символ вечного обновления, возрождения, знак соединения материального и духовного. Благодаря своей зелени, которая сохраняется круглый год, ель становится еще и символом Креста - Древа Жизни -Райского древа, заставляя присутствующих помнить не только о рождении Христа, но и о его распятии.

Некоторые информанты, проживающие в 1960-70-е гг. на севере Красноярского края, вспоминают о том, что было принято в доме так ставить елку, чтобы ее можно было через окно увидеть с улицы. Особенно актуально стало такое размещение елки, когда местные умельцы научились из бытовых домашних лампочек делать гирлянды. Возможно, такое размещение елки, когда ее огни видны на улице, должно было напомнить прохожим о вифлеемской звезде, возвестившей людям о рождении чудесного младенца, осветившего собой жизнь.

Важнейший в Рождественском обряде комплекс рождества (рождество бога, рождение человека, возрождение природы и т.д.) актуализируется и другими деталями обрядового действа. Такова форма круглого праздничного стола, за которым собиралась вся семья, фрукты и овощи на столе, пирог штоллен, по форме напоминающий младенца в пеленке и т.д.

Как показывает наше исследование, древняя традиция празднования Адвентов с выездом немцев из Сибири в Германию постепенно угасает в немецких семьях, проживающих на северных территориях. Мифологическая основа обряда встречи Рождества Христова, ощущаемая пожилыми немцами и людьми преклонного возраста , становится менее и менее актуальной для молодежи.

Литература

1. Энциклопедия символов./ Сост. В. М. Рошаль.- М.: АСТ; Спб.: Сова, 2007.- С.52.

2. Энциклопедия символов... С.278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.