Психолингвистика в образовании
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ
Н.С. АБРАМОВА
(Уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 811.161.1’ 37 ББК Ш141.2-32
МИФОЛОГЕМА ДОРОГА
КАК БАЗОВЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА1
Аннотация. В статье анализируются особенности функционирования мифологемы дорога в сознании современных носителей русского языка. Результаты направленного ассоциативного эксперимента позволили автору выявить специфику этнокультурной информации, представленной в идиоматике и стереотипных формулировках с лексемой дорога.
Ключевые слова: мифологема, языковая картина мира, направленный ассоциативный эксперимент.
В качестве одного из базовых семантических компонентов русской национальной картины мира выступает мифологема дороги.
Семантическая структура слова дорога в процессе развития русского языка несколько изменилась. Достаточно сравнить дефиниции слова, представленные в словарях XIX (Толковый словарь В.И. Даля) и XX (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой) веков.
В Толковом словаре В.И. Даля лексема дорога представлена следующими значениями:
1 Понятие мифологемы и модель анализа представлены в: [Коновалова 2007].
Психолингвистика в образовании
1. Ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода.
2. Путь, стезя.
3. Направленье и расстоянье от места до места.
4. Самая езда или ходьба, путина, путешествие.
5. В вост. губ. дорога - сибирский путь.
6. В Сибири - улица.
7. Покинутое русло, сухоречье, старица.
8. Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата ходит.
9. У рыбаков большая уда, для ловли щук, окуней; ставится на ночь.
10. перен. Средство, способ для достиженья чего-либо; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека [Даль 2005: 217].
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой выделяется 4 значения слова дорога:
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.
3. Путешествие; пребывание в пути.
4. перен. Образ действий, направление деятельности [Ожегов, Шведова 2003: 176].
Мы видим, что в современном русском языке сохраняются основные, ядерные, значения лексемы дорога: это 1) полоса земли, предназначенная для передвижения; 2) место, по которому надо проехать или пройти; 3) время пребывания в пути. Можно проследить устойчивость синонимии слов дорога и путь; выделение переносного значения дороги как ‘направления деятельности человека’, хотя в словаре В.И. Даля это значение шире: ‘средство, способ для достиженья чего-либо; род жизни, образ мыслей’.
Не фиксируются в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой представленные в словаре В.И. Даля территориальные значения 6,7. Утрачиваются компоненты 7,8,9.
Представления современных носителей языка о дороге отражаются в идиоматике и стереотипных формулировках-
Психолингвистика в образовании
инструкциях, связанных с дорогой. Для конструирования образа дороги в сознании современных носителей русского языка нами был проведен направленный ассоциативный эксперимент. В роли испытуемых выступали жители г. Екатеринбурга (ОЦ - областной центр), г. Алапаевска (Г), п. Верхняя Синячиха Алапа-евского района и с. Николо-Павловское Пригородного района (СМ) разных возрастных групп (самому молодому испытуемому 16 лет, самому старшему - 72).
На первом этапе направленного ассоциативного эксперимента испытуемым предлагалось вспомнить и записать устойчивые выражения, связанные со словом-стимулом дорога. На втором этапе необходимо было записать ритуальные действия, традиции, связанные с дорогой.
В реакциях на стимул дорога, описывающих традиции, ритуальные действия, обычаи, можно выделить несколько типов ответов, в том числе:
а) сакральные характеристики (дорога - ‘ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции’), связанные с запретами и ритуальными действиями:
• не прибирай в избе / не мети пол перед отъездом / не мыть полы перед дорогой - не «замывать» дорогу / когда кто-то в дороге, в доме пол не метут - не моют, пока не придет сообщение, что добрались до места (ОЦ);
• не возвращайся назад перед дорогой, а если вернулся, поглядись в зеркало (ОЦ);
• не спрашивай человека, отправляющегося в дорогу, куда он идет (Г);
• на дорогу / перед дорогой не шьют / не пришивают пуговицы (ОЦ, СМ);
• лежащие на дороге деньги поднимать нельзя / если поднимаешь деньги, лежащие на дороге, нужно сказать: «Денежку беру - приклад оставляю» (ОЦ, Г);
• не переходи дорогу на пересечении двух дорог, нельзя, говорят, что могут быть наговоры (СМ);
• посидеть перед дорогой / присесть (посидеть) на дорожку (ОЦ, СМ);
• выпить на посошок (на дорожку) (СМ);
• собираясь в дорогу, перекрестись и произнеси: «Господи, благослови» (СМ) / перед отправлением в дорогу нужно сказать: «С богом» / «Ни пуха, ни пера» (ОЦ);
• если на перекрестке бросить мелочь и сказать какие-то слова, то улучшится материальное положение (ОЦ);
• во время похорон на дорогу за гробом бросают еловые ветки / или цветы (ОЦ, Г);
• чтобы «очистить» купленную квартиру, нужно обойти ее со свечкой и молитвой, и эту свечку выбросить на перекресток дорог, чтобы машины ее раздавили (СМ);
• при гадании выходят на перекресток двух дорог, слушают, с какой стороны голос - оттуда и жених будет (ОЦ) / при гадании выходят на дорогу и спрашивают у первого встречного имя - так будут звать жениха (СМ);
• если на дороге увидишь машину с номером, имеющим две «6», не повезет - переплюнь через левое плечо и перекрестись (СМ).
приметы:
• если в дорогу дождь, будет удача (ОЦ);
• если черный кот / черная кошка дорогу перешел(а), будет неудача / голубь (гулька) дорогу перебежал - к счастью (СМ, ОЦ);
• если на дороге закручиваются снеговые столбы, говорят: «Черти свадьбу играют» (ОЦ).
б) профанные характеристики, связанные с правилами (и «обычаями») дорожного движения:
• при переходе дороги, нужно посмотреть налево (ОЦ);
• если дорога с колеей, за руль автомобиля можно не держаться, такие дороги только в России (ОЦ).
Как видно из перечня ответов, сакральные характеристики мифологемы дорога преобладают над профанными, причем отдельные приметы и обряды появились в последние годы. Например, примета голубь дорогу перебежал - к счастью придумана, чтобы уравновесить предсказание неудачи, если дорогу перешел черный кот/кошка; нарушение запрета с добавлением
ритуального текста: если поднимаешь деньги, лежащие на дороге, нужно сказать: «Денежку беру - приклад оставляю» -направлено на привлечение финансового благополучия.
Сакральные характеристики мифологемы предъявляют респонденты, независимо от их места жительства - областной центр, небольшой город или сельская местность (стоит отметить, что из 12-ти опрошенных жителей г. Екатеринбурга только два «коренных» екатеринбуржца; большинство родом из маленьких городов Свердловской области: Волчанска, Кировграда, Талицы, Новоуральска и др.). В большинстве случаев, комментируя свои ответы, информанты говорили, что не знают причины той или иной регламентации, продолжают выполнять правила «по привычке». Поэтому нельзя говорить об актуальности этнокультурной информации сакрального плана в сознании носителей языка, участвовавших в эксперименте.
Истоки большинства современных представлений о дороге можно обнаружить в древнейших народных верованиях, с которыми связан «особый статус дороги в комплексе ритуальномифологических представлений славян» [Байбурин 1993: 114].
1. «Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах» [СД т. 2: 124]. Большое значение имел выбор дороги в свадебном и крестильном обрядах (направление в церковь и обратно в представлении славян было связано с жизненным путем молодых и ребенка), а также при совершении похоронного ритуала (дорога на кладбище и обратно соотносилась с загробной жизнью умершего).
В реакциях, предъявленных испытуемыми в ходе эксперимента, упоминается бытующий до сих пор в сельской местности и небольших городах обычай по дороге на кладбище бросать еловые ветки перед похоронной процессией или после нее. «Таким образом “устилали” или “разметали” дорогу покойнику, чтобы “не приходил, не тревожил”» [СД т. 2: 185].
2. «Дорога - разновидность границы между “своим” и “чужим” пространством» [СД т. 2: 124], именно поэтому данный локус включен в ритуалы гадания. В представлениях славян дорога - «это место, где проявляется судьба, доля, удача человека
при его встречах с людьми, животными и демонами» [Там же]. Это и объясняет действия, о которых упоминали в ходе эксперимента испытуемые: при гадании выходят на дорогу и спрашивают у первого встречного имя - так будут звать жениха. Приметы, связанные с людьми и животными, которых можно встретить на дороге, очень популярны среди носителей языка. Конечно, самая известная примета - черный кот или кошка, встреча с которыми сулит неудачу.
А.К. Байбурин говорит об особой семантической напряженности дороги в традиционных представлениях: «объясняется это, видимо, тем, что дорога соединяет свой мир с чужим, а на уровне ритуально-мифологических значений является началом или продолжением мира мертвых» [Байбурин 1993: 155]. Дорога - сакрально негарантированное место, это объясняет запреты, связанные с дорогой, которые были указаны в ходе ассоциативного эксперимента: не мыть полы перед дорогой или когда кто-то из домочадцев в дороге, не возвращаться назад перед дорогой, не спрашивать отправляющегося в дорогу человека, куда он идет, перед дорогой не шить.
3. «Дорога - мифологически “нечистое место”, служащее для удаления вредных и опасных объектов (насекомых, сорняков, болезней и пр.), для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий» [СД т. 2: 124].
С этим представлением связан ритуал выбрасывания на дорогу различных предметов с целью «удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы “своего” пространства и ее уничтожения» [СД т. 2: 125]. В наибольшей степени мифологическая семантика проявляется на перекрестке, в месте скрещения двух или нескольких дорог. «В Поволжье (Чебоксарском, Ци-вильском и других уездах) невеста выбрасывала на перекрестке дорог репчатый лук, взятый в доме родителей, надеясь, что вместе с ним она выбрасывает все слезы, выплаканные перед свадьбой» [Байбурин 1993: 76]. «Ритуальное уничтожение на Д. обусловлено и ее семантикой как места, где “нечистые” предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей» [СД т. 2: 125]. Как видно из ответов испытуемых, ритуал выбрасывания до сих
пор практикуется, особенно в сельской местности (чтобы «очистить» купленную квартиру, нужно обойти ее со свечкой и молитвой, и эту свечку выбросить на перекресток дорог, чтобы машины ее раздавили).
Стоит отметить, что перекресток как сакральная граница фигурирует во многих текстах, предъявленных испытуемыми в ходе эксперимента: кроме только что упомянутой функции, это место, где могут концентрироваться «наговоры», где можно узнать свою судьбу, улучшить финансовое состояние.
«Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии, призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь» [СД т. 2: 126]. Это объясняет запрет поднимать найденные на дороге, особенно на перекрестке, вещи (лежащие на дороге деньги поднимать нельзя).
«С мифологемами связано, как правило, значительное количество афоризмов, образных сравнений, фразеологизмов, пословиц и поговорок, примет, так как идиоматика в силу своей устойчивости “приспособлена” для выражения стереотипов коллективного сознания» [Коновалова 2012: 32]. Проанализируем, как реализуется слово дорога в составе устойчивых сочетаний, предъявленных в ходе ассоциативного эксперимента. Если на предыдущем этапе эксперимента, когда мы предлагали испытуемым вспомнить ритуальные действия, интересно было сравнить актуализацию сакрального смысла мифологемы у жителей г. Екатеринбурга, небольших городов и сельских жителей, то в этой части эксперимента любопытно сопоставить стереотипы, представленные в сознании носителей языка разных возрастных групп. Мы выделили 2 группы испытуемых: старшее (СП) поколение в возрасте от 45 до 72 лет и молодое (МП) в возрасте от 16 до 44 лет.
В ходе эксперимента были предъявлены следующие реакции.
1. Самая многочисленная группа реакций - прецедентные тексты, связанные с музыкальной поп-культурой (в основном строчки из песен советской эпохи)
Психолингвистика в образовании
• Эх, дороги, пыль да туман... (СП, МП) / (песня) Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян (МП);
• Дорогой длинною да ночкой лунною... (СП, МП);
• Эх, путь-дорожка, фронтовая (СП, МП);
• Дорога, дорога, осталось немного, мы скоро вернемся домой (СП);
• Позарастали стежки-дорожки... (СП);
• А дорога серою лентою вьется... (СП) / Крепче за баранку держись, шофер (МП);
• Иду дорогой длинною, дорогой непрямой. (СП);
• Присядем, друзья, перед дальней дорогой — пусть легким покажется путь (СП);
• Нам любые дороги дороги (СП);
• Пора-а-а в путь-дорогу-у. Дорогу дальнюю, дальнюю... (МП);
• Эх, российская дорога — 7 загибов на версту (МП).
Наиболее часто информаторами предъявлялась строчка из
песни «Эх, дороги», причем у представителей и старшего, и младшего поколения. Однако, как мы видим, подобные реакции более типичны для представителей старшего поколения.
2. Прецедентные тексты и устойчивые обороты, в основе которых лежат ядерные значения лексемы дорога: полоса земли, предназначенная для передвижения; место, по которому надо проехать или пройти; время пребывания в пути. Такие реакции предъявляли в основном представители молодого поколения: Дорога дорога до порога (СП); дорогой русский человек называет то место, по которому собирается проехать (МП); дорогу осилит идущий (МП); легкого вам пути (МП); отдохнуть с дороги (СП); пора собираться в путь-дорогу (МП); путь-дорога (СП); скатертью дорога (МП).
К этой же группе можно отнести пословицы и поговорки, в основе которых лежит мотив движения: Баба с возу — кобыле легче; едешь лихо - понесут тихо; за 7 верст киселя хлебать; любишь кататься - люби и саночки возить; не подмажешь - не поедешь; тише едешь - дальше будешь (МП).
Психолингвистика в образовании
Данные реакции предъявили испытуемые в возрасте от 30 до 39 лет, жители сельской местности.
3. Устойчивые обороты, отражающие «стереотипное представление... в котором дорога, путь выступают в роли символа деятельности и самой жизни» [БФС 2010: 548], такие реакции характерны для информантов - представителей старшего поколения: Долгая дорога (СП); дорога дальняя (СП); дорога налево (СП); к своим корням (СП); к счастью (СП); прямая дорога (СП); путь, жизнь (СП). Легкого вам пути (МП); у каждого своя дорога / выбрать в жизни свою дорогу (МП). Жизнь прожить - не поле перейти (СП).
4. Устойчивые обороты, которые уподобляют «осуществление какой-л. деятельности передвижению в пространстве по определенному маршруту» [БФС 2010: 548]: Где-то она ей дорогу перешла /кто-то кому-то дорогу перешел (МП).
В основе этого фразеологизма - ритуал перехода дороги человеку или скоту, который «практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости» [СД т. 2: 121].
5. Устойчивые обороты, в которых «жизнедеятельность человека, его жизнь уподобляются дороге, пути, а расставание -расхождению реальных дорог. Это предполагает., что жизненные пути людей, как и дороги, могут не только расходиться в разные стороны, но и сходиться, “стекаться”, пересекаться» [БФС 2010: 578]: Иди своей дорогой / ступай своей дорогой (МП); разошлись пути-дороги (МП) - фразеологизмы отражают стереотипное представление о прекращении отношений и утрате связей (Ср.: одной дорогой идем)
6. Афоризмы: в России 3 проблемы: дороги, дураки и деньги / В России 2 беды: дураки и дороги (СП, МП); все дороги ведут... (куда они ведут?) (СП) / Все дороги ведут в Рим (МП); дорога на Эльдорадо (МП).
7. Прецедентные тексты (классическая литература, фольклор), которые предъявляли информанты старшей возрастной группы: Выхожу один я на дорогу (СП); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (СП); Дороги, которые мы выбираем (СП); В путь-дорожку собираясь (СП, МП); прямоезжая дорога (СП); Налево пойдешь - что-то там найдешь (СП).
Психолингвистика в образовании
8. Тематические ассоциации, связанные с поведением на дороге, правилами дорожного движения, автомобильной терминологией: «Главная дорога», «Дорожные войны»; дорожный просвет; дорожный знак; придорожное кафе; правила дорожного движения (МП).
Совершенно очевидно отсутствие в составе ассоциативного поля сакрального компонента, только четвертый вариант ответа можно рассматривать как отсылку к одной из составных частей этнокультурной семантики мифологемы дорога.
Таким образом, результаты проведенного ассоциативного эксперимента свидетельствуют о десакрализации мифологемы дорога в речевой практике современного человека. Один из информантов попытался объяснить причины этого процесса: «Для нас, в отличие от далеких предков, дорога не является тяжелым физическим и моральным испытанием. Преодолеть дорогу сейчас гораздо легче».
ЛИТЕРАТУРА
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурносемантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб., 1993.
Коновалова Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен. - Екатеринбург, 2007.
Коновалова Н.И. Этносоциолингвистика: учебное пособие - Екатеринбург, 2012.
СЛОВАРИ
БФС - Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В.Н. Телия - М., 2010.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М., 2005.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.
СД - Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. - М., 1995.
© Абрамова Н.С., 2013