Научная статья на тему 'Мифизация космонавтики в зеркалах культурного сознания'

Мифизация космонавтики в зеркалах культурного сознания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
698
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / МИФИЗАЦИЯ / ЮРИЙ ГАГАРИН / КОСМОНАВТИКА / КОСМОНАВТ / MYTH / MYTHIFICATION / YURI GAGARIN / ASTRONAUTICS / COSMONAUT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тяглова М.А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты мифизации космонавтики и, в частности, мифизация личности первого космонавта Ю. Гагарина. С одной стороны, наблюдается институциональная поддержка сакрализации образа Гагарина, с другой стороны, Гагарин остается «народным» сакральным авторитетом, что отображается в явлениях современной культуры, таких, например, как интернет-мемы. Гагарин становится фольклорным героем, а для научного мировоззрения героем культурным, символом освобождения от предрассудков и суеверий. Обращение к этому авторитету это реакция на официальную поддержку религии, на усиление ее влияния на образование, а также на общий упадок просвещения, распространение сект и эзотерических учений. В образе Гагарина соединяются сакрализация гуманистического и героического начал, христианский миф о жертве и искуплении и архаические мифы о культурном герое и первопредке. Архаические представления, отражающиеся в восприятии космонавтики и космонавтов, рудименты некоторых архаических верований находят выражение в поздравительных открытках, частушках, юмористических стихах, интернет-мемах. В то же время Гагарин становится символом образа будущего, продуцирующим уже новейшие мифы, сакрализацию научного знания и прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythification of Astronautics in the Mirrors of Cultural Consciousness

This article considers some aspects of the mythification of astronautics and in particular the mythification of the personality of the first cosmonaut Yuri Gagarin. In the twentieth century, the processes of mythologization and remyphologization have acquired an unprecedented scope. The myth remains the most important structure of consciousness which models everyday reality and manifests itself in many hypostases. Mythification and sacralization are the mechanisms that form ideological constructs including that they played a dominant role in Soviet ideology. One of the most significant phenomena in the history of the Soviet state was undoubtedly the project of the space exploration which popularity in the society resulted in a real cult of cosmonautics. On the one hand there is institutional support for the sacralization of Gagarin's image. On the other hand Gagarin remains a "people's" sacred authority which is reflected in the phenomena of modern culture such as Internet memes. Gagarin becomes a sacred authority for a scientific worldview a symbol of liberation from prejudice and superstition. Appeal to this authority for adherents of a scientific worldview is a reaction to official support of religion strengthening its influence on education and the general decline in education the spread of sects and esoteric teachings. The image of Gagarin contains the sacralization of the humanistic and heroic beginning also the archaic myths of the cultural hero and ancestor and the Christian myth of the sacrifice and redemption. Archaic ideas reflected in the perception of astronautics and astronauts also the rudiments of some archaic beliefs find expression in greeting cards, chastushki, humorous verses, Internet memes. At the same time Gagarin becomes a symbol of the Future. His person represents new myths such as the sacralization of scientific knowledge and progress.

Текст научной работы на тему «Мифизация космонавтики в зеркалах культурного сознания»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (70). 2018. № 2. С. 156-165.

УДК 008

МИФИЗАЦИЯ КОСМОНАВТИКИ В ЗЕРКАЛАХ КУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ

Тяглова М. А.

Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: tyamar@rambler.ru

В статье рассматриваются некоторые аспекты мифизации космонавтики и, в частности, мифизация личности первого космонавта - Ю. Гагарина. С одной стороны, наблюдается институциональная поддержка сакрализации образа Гагарина, с другой стороны, Гагарин остается «народным» сакральным авторитетом, что отображается в явлениях современной культуры, таких, например, как интернет-мемы. Гагарин становится фольклорным героем, а для научного мировоззрения - героем культурным, символом освобождения от предрассудков и суеверий. Обращение к этому авторитету -это реакция на официальную поддержку религии, на усиление ее влияния на образование, а также на общий упадок просвещения, распространение сект и эзотерических учений. В образе Гагарина соединяются сакрализация гуманистического и героического начал, христианский миф о жертве и искуплении и архаические мифы о культурном герое и первопредке. Архаические представления, отражающиеся в восприятии космонавтики и космонавтов, рудименты некоторых архаических верований находят выражение в поздравительных открытках, частушках, юмористических стихах, интернет-мемах. В то же время Гагарин становится символом образа будущего, продуцирующим уже новейшие мифы, сакрализацию научного знания и прогресса.

Ключевые слова: миф, мифизация, Юрий Гагарин, космонавтика, космонавт.

Цель данной статьи - изучение процессов мифизации и сакрализации достижений космонавтики в современном культурном сознании на примере фигуры Ю. А. Гагарина. Задачами статьи являются выделение наиболее значимых аспектов и форм проявления мифизации и сакрализации фигуры Гагарина, а также анализ их воплощения в советской и современной культуре.

В ХХ столетии процессы мифизации новых явлений современности и ремифологизации культурного сознания в целом приобретают невиданный размах. Миф остается важнейшей структурой культурного сознания, моделирующей повседневную реальность, и проявляет себя во многих ипостасях. Мифизация и сакрализация - это механизмы, постоянно использовавшиеся для формирования идеологических построений, в том числе и в советской идеологии. Одним из знаковых явлений в истории советского государства, несомненно, выступил проект покорения космоса, чья популярность в обществе вылилась в настоящий культ космонавтики.

Формирующаяся советская мифология многими слоями общества была воспринята через призму традиционного мышления и имела глубинную связь с архаическими представлениями. Марксизм «был переварен и трансформирован традиционным мышлением так же, как в свое время христианство вновь окрещенными языческими народами» и смог утвердиться благодаря заложенной в нем возможности «соответствовать парадигме мифологического мышления» [14, с. 53-54]. Явные мифологические параллели прослеживаются в выборе государственных символов, в тяготении к огненной и воздушной символике, которая в архаических культурах зачастую характеризовала силы космоса, упорядочивавшие вселенную. Это обусловило, по мнению некоторых исследователей, саму одержимость идеей полета и последующий культ космонавтики [там же].

В постперестроечный период и в 2000-е годы намечается деконструкция советского космического мифа, что находит отражение в литературе (В. Пелевин «ОМОН-РА», 1992) и в кино («Космос как предчувствие» А. Учителя, 2005, «Бумажный солдат» А. Германа-младшего, 2008), где полет в космос становится альтернативой советской действительности [12]. Однако в последнее время на государственном и общественном уровне возрождается интерес к космонавтике, появляются новые фильмы («Гагарин. Первый в космосе» П. Пархоменко, 2013, «Время первых» Д. Киселева, 2017,, «Салют-7» К. Шипенко, 2017) - и космический миф снова актуализируется.

Космос (греч. Кооцо^ - «мир», «вселенная»), понятие, которое можно рассматривать как мифическое представление, как философскую категорию и как природную среду, космическое пространство, изучаемое современной наукой. Представление о космосе претерпело значительную трансформацию и имело множество попыток осмысления. Космогонические мифы широко представлены в мировой культуре, они объясняли происхождение вселенной, создание земли и неба. В античной Греции «космос» - это понятие, относившееся к области философии и культуры, воплощавшее «представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом», которое противопоставлялось «хаосу». В представлении древнегреческих философов в понятии «космос» соединялись две функции - упорядочивающая и эстетическая [11].

В Средние века под влиянием христианства образ мира представлялся в виде символической системы, своего рода «собора идей» и определялся библейским постулатами и учением Аристотеля [8]. В эпоху Возрождения утвердился принцип антропоцентризма, и человек стал частью космоса. В Новое время наметилась постепенная десакрализация категорий пространства и времени, появилось их истолкование через понятие механического движения, в 1543 году была опубликована знаковая для развития всей мировой цивилизации книга Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», а в дальнейшем произошло постепенное вытеснение теологии из сферы знаний о космосе. Философия русского космизма в конце XIX не только обратила внимание на проблему космоса в философском и мировоззренческом плане, но и породила первую последовательную научно обоснованную программу его освоения [8].

В XX столетии изучение космоса приобретает невиданный доселе размах, происходит прорыв в области научного знания о вселенной. В то же время освоение космоса становится новой утопической «религией», в которой в гармоническом единстве соединяются сакральные ценности истины и свободы, ренессансный антропоцентризм, наполненный гуманистическим пафосом.

Как отмечают П. Вайль и А. А. Генис в своей книге «60-е. Мир советского человека», в эти годы космос становится «символом тотального освобождения», полет Гагарина - «точкой прорыва к свободе». Этот полет приобретает мифический масштаб: «...недоступное и вечно желанное небо стало ближе. Оно перестало быть прежним, потому что Гагарин оплодотворил его - как мужчина оплодотворяет женщину, но в этом было целомудрие и красота древнего мифа» [1, с. 34-35]. Освоение космоса восполнило назревшую нужду в подвиге, который получил статус универсального деяния, не принадлежавшего простому смертному [там же].

Не мог избежать мифизации и образ первого космонавта - Ю. А. Гагарина. Официальная идеология превозносила Гагарина, он был символом советского прогресса, «рекламой» социалистического строя (что особенно ярко иллюстрируют его зарубежные поездки). Официальные материалы (открытки, фотографии, афиши, газетные статьи и так далее) институализировали сакрализацию фигуры Гагарина, его изображения приобрели определенную каноничность, его биография стала своеобразным «житием».

Мифизация Гагарина имела общекультурные основания - мифизация «сверху» соединилась со стихийной народной мифизацией. Возник настоящий культ Гагарина (не только в СССР, но и во всем мире), появился целый пласт фольклора, посвященный космонавтике (частушки, стишки, в том числе - эротического содержания, пародии). В образе первого космонавта архаические черты соединились с образом Будущего [4]. Фигура Гагарина наделяется сакральным авторитетом, и даже разочарование в космическом проекте как показателе успеха советского государства не снижает этот авторитет. Фигура Гагарина остается олицетворением мечты о прекрасном человечестве - утопическом «Мире Полудня», описанном впоследствии братьями Стругацкими в одноименном цикле произведений.

Впоследствии в мифизации самих образов космонавтов «причудливо смешались демократические запросы народного государства и религиозные каноны» - будучи обычными советскими гражданами, «простыми парнями из соседнего двора», космонавты были окружены таинственностью небожителей и высокими достоинствами служителей культа, их путь ввысь был уделом мифологических персонажей [1, с. 39].

Рассматривая аспекты сакрализации и мифизации фигуры Гагарина, можно выделить такие ее направления:

1. Идеологическая подоплека: мифизация простого советского человека, и в то же время сакрализация гуманистического начала.

2. Героическое начало, мифизация героя, который мог не вернуться -обращение к сакральности подвига.

3. Сакрализация научного мировоззрения.

4. Сакрализация свободы.

В мифологическом плане в образе Гагарина соединяются христианский миф (триада «Отец - Сын - Святой Дух», которую представляют Королев, Гагарин и Циолковский) [5] и миф о культурном герое.

Коннотации с архаическими представлениями прослеживаются, на наш взгляд, достаточно отчетливо. Первый космонавт выступает культурным героем и первопредком, который первым упорядочивает необжитый первозданный «хаос» (в космогоническом смысле), который таким образом превращается в «космос». Реальная составляющая - полет - приобретает мифологические мотивы, ведь герои мифов зачастую способны летать, они тем или иным образом достигают «верхнего мира», где обитают боги и духи, и проходят свой путь небесные светила. Изображения летящего над землей Гагарина и космонавтов могут вызывать такие подсознательные мифологические ассоциации. Даже частушки эротического характера, посвященные космонавтике, соответствуют архаическому представлению о плодовитости героя и его невероятной сексуальной силе, его способности «оплодотворить», сделать своим это пока что необжитое бесплодное пространство.

Несмотря на популяризацию научных фактов о космосе, космическое пространство продолжает мифизироваться, происходит новый виток ремифологизации, который подпитывается образами массовой культуры. С одной стороны, мифизация космоса и любого «необжитого пространства» - достаточно архаичное явление. С другой стороны, в эпоху его освоения происходит перекодирование представлений об этом пространстве, оно включается в существующие культурные и религиозные мифы. Оставаясь неведомым «необжитым пространством», космос населяется НЛО, представителями внеземных цивилизаций - по сути, это духи и чудовища, которых человек древности «встречал» за пределами своего поселения, в «ином мире». Что любопытно, в частушках и «стишках-пирожках» (четырехстрочные стихи без рифмы, без знаков препинания и заглавных букв, строго определенного ритма и размера -четырехстопный ямб, 9-8-9-8 слогов) космонавты контактируют с этими обитателями «иного мира»:

«Сложней всего на эмкаэсе, -поведал старый космонавт, -пить с марсианами их пойло и вызывать для них такси».

На пике популярности космонавтики на поздравительные открытки к различным праздникам помещают изображения космонавтов. Это не только День космонавтики, но и Новый год, 8 марта и так далее. Так космонавты оказываются причастными к знаковым точкам календарного цикла, освещают календарные праздники и как бы поддерживают и укрепляют само мироздание. Новогодние

открытки изображают космонавтов, которые замещают Деда Мороза: везут подарки и елку.

Среди официальных материалов, посвященных Ю. Гагарину, примечательно издание поэмы А. Лиханова «Сын России» [13] (1982), иллюстрированное рисунками в стиле палехской росписи; впоследствии также издается набор сувенирных открыток «Сын России» (1987). Поэма Ю. Лиханова - это современный героический эпос, в котором Гагарин ставится в один ряд с персонажами былин и сказок.

Сама по себе палехская роспись наследовала традиционные приемы палехской иконописной школы, а также, по мнению ряда исследователей, в ходе становления и развития обращалась к наследию разных эпох: графическим иллюстрациям Франции XIX века, средневековой персидской миниатюре, античному художественному наследию [7, с. 721].

С помощью традиционных стилистических приемов на иллюстрациях обыгрываются образы Ю. А. Гагарина, С. П. Королева и К. Э. Циолковского. Гагарин в этих сюжетах предстает одновременно классическим героем и святым: биографический рассказ, изображенный на открытках, показан как своеобразное «житие». Очень ярко здесь обыгрываются и мифологические параллели. Открытки в стиле палехской росписи ставят Гагарина в один ряд с мифическим Икаром, сам Гагарин изображается на небесной колеснице в окружении солярной символики, исполинский Гагарин опирается на Земной Шар. Таким образом, с помощью традиционных приемов палехской росписи и устоявшихся способов изображения персонажей такая интерпретация органично встраивается в существующую культурную традицию.

Заслуживает внимания иллюстрация «Между небом и землей», где Гагарин на небесной колеснице помещен между небом, представленным парящим сонмом космонавтов, и землей, где происходит народное гулянье. Гагарин буквально связывает эти два мира (в его руках две красные звезды, которые символическими узами соединяются с «небом» и «землей»), он выступает своеобразным медиатором частей Вселенной.

Не менее примечательна аллюзия на иллюстрацию «На поле Куликовом», где изображены два сражающихся богатыря. Существует современная интерпретация этого рисунка, которая представляет собой интересный пример переосмысления образа, где в роли богатырей выступают Ю. Гагарин и Дарт Вейдер, персонаж масштабной киноэпопеи «Звездные войны». Таким образом, реальный Гагарин и Вейдер сближаются - Гагарин приобретает статус полулегендарного, мифического персонажа, Вейдер же становится более реальным. При этом Гагарин будто бы входит в мир «Звездных войн», выступая противником перешедшего на «Темную сторону Силы» Дарта Вейдера, становится сам рыцарем-джедаем - в его руках «световой меч» цветов «Светлой стороны». Это изображение иронически обыгрывает противостояние СССР и «тлетворного Запада», но на первый план выходит мифическое противостояние сил добра и зла. Интересно, что интернет-фольклор обыгрывает этот момент, появляются частушки:

У Дарта Вейдера в столе

Всякого навалено: Карты разные галактик И портрет Гагарина.

И Гагарин, и Вейдер становятся героями одного пространства, и даже темный лорд из выдуманной киновселенной отдает дань уважения первому космонавту.

Трагическая гибель Гагарина также вписалась в мифологический канон, будучи воспринятой как параллель гибели мифического Икара. В рамках христианского дискурса она стала восприниматься как жертва, искупление, с последующим вознесением. Как уже упоминалось, в советской «иконографии» образ Гагарина подается как воплощение Бога-сына [5]. Несмотря на последующее развенчание, ироническое переворачивание, эти образы остаются сближенными.

Заслуживает внимания знаменитое плакатное высказывание «Бога из космоса не видать», появившееся после высказывания Гагарина, что Бога он в космосе не видел. С одной стороны, покорение космоса, вступление человечества в «космическую эру» утверждает торжество науки над предрассудками, но, с другой стороны, происходит новый виток мифизации. В визуальном выражении Гагарин-бог заменяет христианского Бога, миф заменяется мифом.

Очень интересной была в данном случае реакция пользователей Интернета на календарное совпадение Пасхи и Дня космонавтики в 2015 году [2; 6]. Появились многочисленные шутки («Он сказал: "Воистину!" и махнул рукой», «-Гагарин летал! - Воистину летал!») и множество импровизированных открыток. Пользователи Интернета создавали коллажи и изображения, где иронически, а иногда и саркастически обыгрывалось это совпадение. На изображениях соседствовали Ю. Гагарин и церковная символика, Иисус Христос в скафандре космонавта. Некоторые изображения объединили два события (планета Земля в форме пасхального яйца - коннотации с образами архаической мифологии -Мировым яйцом, изображения Ю. Гагарина на пасхальных яйцах, яйцо в виде шаттла «Восход», ракета в форме церкви на открытке и так далее, ложная, «фейковая» обложка православного журнала «Фома», где в образе Христа изображен Гагарин), некоторые Пасху и День космонавтики противопоставили («А что будешь праздновать ты?»). Любопытно также, что пользователи Интернета предлагают Русской православной церкви канонизировать Гагарина1.

Еще одним знаковым событием в «День пасхонавтики» можно считать уличную инсталляцию художника Алексея Жунева, который в центре Перми на стене здания поместил изображение распятого космонавта. Выбор здания был не случаен: оно располагается рядом со зданием Спасо-Преображенского кафедрального собора, которое долгое время вмещало Пермскую государственную галерею, но впоследствии было возвращено Русской православной церкви, а галерея осталась

'Ыйр: // vladivo stok.livejournal.com/6724943 .Ыт!

без помещения. На своей странице в «^асеЬоок» художник объяснил, почему был использован образ Гагарина: «Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал суперзвездой - как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти и уже никогда не умрет» [3].

Еще одним удивительным примером соединения научного и религиозного мифа можно считать анонс мероприятия «Космическая пасха, или Евангелие от Гагарина» в «^асеЬоок»2. В анонсе мероприятия открывается якобы тщательно скрываемая правда: Гагарин видел в космосе Бога, после гибели первого космонавта его останки отправили в секретную лабораторию, где пытались воскресить. В комментариях к анонсу участники мероприятия выдвигают другую версию: Гагарин не был воскрешен, а реинкарнировал. Здесь философское учение Н. Федорова и миф о воскресении соединяются с верой в эзотерические таинства и с мифизацией науки.

Юрий Гагарин выступает сакральным авторитетом, «благородным предком». В этом отношении знаменательна надпись, появившаяся на памятнике ему рядом со зданием МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве: «Юра, мы все про*бали!». Впоследствии эта надпись также превращается в интернет-мем и возникает даже ответ, изображение Гагарина с обещанием «Юра, мы все наверстаем!».

Если в советский период Ю. Гагарин становился героем частушек, то в наши дни можно наблюдать интернет-мемы с его участием. Любопытен в данном случае интернет-мем «Ну как вы там, потомки?» - микрокомиксы, расположенные на нескольких панелях, где Гагарин якобы звонит потомкам, чтобы узнать, как движется научный прогресс и улучшается жизнь в будущем. Для этого используются фотографии Гагарина, звонящего по телефону, в виде небольшого коллажа: вверху фото улыбающегося космонавта с телефонной трубкой в руках, ниже тот же Гагарин, но уже с удивленно-расстроенным лицом. На верхнее фото накладывается первая фраза «Ну как вы там, потомки?», а на нижнем фото Гагарин в недоумении переспрашивает ответ у «потомков». Впервые мем появился в 2015 году, как ответ на ряд неудач российской космической программы, а впоследствии еще несколько раз появлялся как ответ на актуальные события, причем в качестве критики упадка науки и здравомыслия. Например, в сентябре 2017 года на российском канале Рен-ТВ была показана передача из цикла «Самые шокирующие гипотезы», где утверждалось, что НАСА и другие космические организации скрывают от населения шокирующую правду: Земля плоская, а все фото из космоса - подделка. Сама идея о том, что Земля на самом деле все же плоская, появилась в XIX столетии в Великобритании, а в середине XX века в США было основано «Общество плоской Земли». В 2017 году в России идеи «плоскоземельности» в своем блоге транслировал Максим Ожерельев, школьник из Челябинской области [10], эти идеи были поддержаны и некоторыми православными активистами, и возникла одноименная группа в социальной сети «Вконтакте». Бурное обсуждение этой темы пользователями Интернета породило

^А^://%гмг^асеЪоок.сот^еПз/807859452641804/

очередной мем с фотографией Гагарина, где в верхней части звучит вопрос «Привет, потомки! Как вы там в 2017, на Марс летаете?», а в нижней части коллажа Гагарин с удивлением переспрашивает «Кто плоская?». Так происходит встраивание образа в современные реалии и критикуются явления современной действительности. Гагарин утверждается в роли именно культурного героя, активно противостоящего мракобесию.

В XXI столетии идея покорения космоса продолжает быть актуальной, развиваются международные космические программы, создаются новые типы космического оборудования. Космос и его выдуманные обитатели фигурируют в фантастической литературе, аниме, фильмах и компьютерных играх. Появляется рефлексия об ответственности человека за свою деятельность по освоению космоса, которая отражается в художественных произведениях (например, аниме «Странники» о службе по сбору космического мусора). В 2011 году празднуется 50-летний юбилей первого полета человека в космос, что запускает новый виток интереса к космонавтике и личности первого космонавта Ю. Гагарина.

Таким образом, в результате рассмотрения некоторых аспектов мифизации космонавтики и сакрализации фигуры Гагарина можно заключить, что эти процессы не только продолжают играть важную роль, но и выступают в качестве наглядных показателей основных векторов современного культурного сознания.

Анализ формы их проявления и воплощения в советской и современной российской культуре позволяет сделать вывод, что в образе Гагарина соединяется сакрализация гуманистического и героического начала, фигура Гагарина приобретает эпический размах. В то же время детали архаических мифов о культурном герое и первопредке соединяются с христианским мифом о жертве и искуплении.

Мы можем наблюдать, с одной стороны, институциональную поддержку сакрализации образа Гагарина, с другой стороны - Гагарин продолжает быть «народным» сакральным авторитетом. Для носителей научного мировоззрения обращение к этому авторитету - реакция на «консервативный поворот» государственной политики - официальную поддержку религии, усиление ее влияния на образование, а также на общий упадок просвещения, распространение сект и эзотерических учений. В то же время Гагарин остается символом образа будущего, символом мечты о прекрасном, просвещенном человеке, веры в гуманистический потенциал прогресса. В образе Гагарина и самом представлении о космонавтике обнаруживается сакрализация научного познания, обращение к сакральности истины и свободы.

Список литературы

1. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. / П. Вайль, А. Генис. - М.: АСТ, 2013. - 432 с.

2. «Воистину, поехали!»: соцсети креативно соединили Пасху и День космонавтики - фотоподборка // Обозреватель. - Публ. от 12.04.2015 URL: https://www.obozrevatel.com/curious/82059-voistinu-poehali-sotsseti-kreativno-soedinili-pashu-i-den-kosmonavtiki-fotopodborka.htm (Дата обращения: 29.11.2017).

3. В России на Пасху «распяли» Гагарина. Фотофакт // Обозреватель. - Публ. от 12.04.2015. URL: https://www.obozrevatel.com/abroad/41709-v-rossii-na-pashu-raspyali-gagarina--fotofakt.htm (Дата обращения: 29.11.2017).

4. Gagarin Mon Amour, или Поколение «Спутник» // Colta.ru. - Публ. от 12.04.2011. URL: http://os.colta.ru/art/projects/21304/details/21756/ (Дата обращения: 14.04.2017).

5. Данилкин Л. А. Юрий Гагарин /Л. А. Данилкин. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 512 с.

6. День пасхонавтики: в соцсетях шутят, что совпали Пасха и День космонавтики // ТСН. - Публ. от 12.04.2015. URL: https://rn.tsn.ua/foto/den-pashonavtiki-v-socsetyah-shutyat-chto-sovpali-pasha-i-den-kosmonavtiki-420274.html?g=article&m=384695917 (Дата обращения: 29.11.2017).

7. Лавров Д. Е. Античные влияния в произведениях палехской лаковой миниатюры /Д. Е. Лавров // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. - СПб.: НП-Принт, 2015. -С. 721-724.

8. Лесков Л. В. Космос: наука и мифы / Л. В. Лесков. - М.: Знание, 1991. - 64 с., илл.

9. Мелетинский Е. М. Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе) / Е. М. Мелетинский // Вестник истории мировой культуры. - 1958. - № 3 (9). - С. 114-132.

10. «НАСА врет»: сторонники плоской Земли терпят унижения, но продолжают верить // Lenta.ru. -Публ. от 03.10.2017. URL: https://lenta.ru/articles/2017/10/03/flatmem/ (Дата обращения: 29.11.2017).

11. Павленко А. Н. Космос // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т. 2. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - 634 с.: илл. URL: http://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija/kosmos/3-1-0-2647 (Дата обращения: 21.11.2017).

12. Сливкин А. Е. Побег в космос // Искусство кино. - 2011. - №2. URL: http://kinoart.ru/archive/2011/02/n2-article11 (Дата обращения: 21.11.2017).

13. Сын России: Книга-альбом / Илл. К. В. и Б. Н. Кукулиевых, О. В. Ана. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 112 с.

14. , илл.

15. Эдельман О. Легенды и мифы Советского Союза / О. Эдельман // Логос. - 1999. - № 5. - С. 52-65.

Tyaglova M. A. Mythification of Astronautics in the Mirrors of Cultural Consciousness // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2018. -Vol. 4 (70). - № 2. - P. 156-165.

This article considers some aspects of the mythification of astronautics and in particular the mythification of the personality of the first cosmonaut Yuri Gagarin. In the twentieth century, the processes of mythologization and remyphologization have acquired an unprecedented scope. The myth remains the most important structure of consciousness which models everyday reality and manifests itself in many hypostases. Mythification and sacralization are the mechanisms that form ideological constructs including that they played a dominant role in Soviet ideology. One of the most significant phenomena in the history of the Soviet state was undoubtedly the project of the space exploration which popularity in the society resulted in a real cult of cosmonautics. On the one hand there is institutional support for the sacralization of Gagarin's image. On the other hand Gagarin remains a "people's" sacred authority which is reflected in the phenomena of modern culture such as Internet memes. Gagarin becomes a sacred authority for a scientific worldview a symbol of liberation from prejudice and superstition. Appeal to this authority for adherents of a scientific worldview is a reaction to official support of religion strengthening its influence on education and the general decline in education the spread of sects and esoteric teachings. The image of Gagarin contains the sacralization of the humanistic and heroic beginning also the archaic myths of the cultural hero and ancestor and the Christian myth of the sacrifice and redemption.

Archaic ideas reflected in the perception of astronautics and astronauts also the rudiments of some archaic beliefs find expression in greeting cards, chastushki, humorous verses, Internet memes. At the same time Gagarin becomes a symbol of the Future. His person represents new myths such as the sacralization of scientific knowledge and progress.

Keywords: myth, mythification, Yuri Gagarin, astronautics, cosmonaut.

References

1. Vail' P., Genis A. 60-e. Mir sovetskogo cheloveka [60th. World of Soviet Man]. Moscow, AST, 2013, 432 p.

2. «Voistinu, poekhali!»: sotsseti kreativno soedinili Paskhu i Den' kosmonavtiki - fotopodborka ["Verily, Let's Go!": Social Networks Creatively Connected Easter and Cosmonautics Day - a Photo Compilation]. Obozrevatel' [Reviewer]. URL: https://www.obozrevatel.com/curious/82059-voistinu-poehali-sotsseti-kreativno-soedinili-pashu-i-den-kosmonavtiki-fotopodborka.htm (Accessed: 29 November 2017)

3. V Rossii na Paskhu «raspyali» Gagarina. Fotofakt [In Russia on Easter They "Crucified" Gagarin. Photo Fact]. Obozrevatel' [Reviewer]. URL: https://www.obozrevatel.com/abroad/41709-v-rossii-na-pashu-raspyali-gagarina--fotofakt.htm (Accessed: 29 November 2017)

4. Gagarin Mon Amour, ili pokolenie «Sputnik» [Gagarin Mon Amour or the "Sputnik" Generation]. Obozrevatel' [Reviewer]. URL: http://os.colta.ru/art/projects/21304/details/21756/ (Accessed: 15 May 2017)

5. Danilkin L. A. Yurii Gagarin [Yuri Gagarin]. Moscow, Molodaya gvardiya, 2011, 512 p.

6. Den' paskhonavtiki: v sotssetyakh shutyat, chto sovpali Paskha i Den' kosmonavtiki [Day of Easternautics: in Social Networks They Joke That Easter and Cosmonautics Day Are Coincided]. TSN. URL: https://ru.tsn.ua/foto/den-pashonavtiki-v-socsetyah-shutyat-chto-sovpali-pasha-i-den-kosmonavtiki-420274.htmT?g=article&m=384695917 (Accessed: 29 November 2017)

7. Lavrov D. E. Antichnye vliyaniya v proizvedeniyakh palekhskoi lakovoi miniatyury [Antique Influences in the Works of Palekh Lacquer Miniature]. Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statei. [Actual problems of theory and history of art: Sat. sci. articles], Issue. 5, SPb., NP-Print, 2015, P. 721-724.

8. Leskov L. V. Kosmos: nauka i mify [Cosmos: Science and Myths]. Moscow, Znanie [Knowledge], 1991, 64 p., ill.

9. Meletinskij E. M. Predki Prometeya (Kul'turnyj geroj v mife i ehpose) [The Ancestors of Prometej]. Vestnik istorii mirovoj kul'tury. 1958. № 3(9). S. 114-132.

10. «NASA vret»: storonniki ploskoi Zemli terpyat unizheniya, no prodolzhayut verit' ["NASA Is Lying": Supporters of the Flat Earth Go on Suffering but They Continue to Believe]. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2017/10/03/flatmem/ (Accessed: 29 November 2017)

11.Pavlenko A. N. Kosmos [Cosmos]. Novaya filosofskaya entsiklopediya v 4-kh tomakh [New Philosophical Encyclopedia in 4 Volumes]. Vol. 2. Moscow, Mysl' [Thought], 2010, 634 p.: il. URL: http://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija/kosmos/3-1-0-2647 (Accessed: 21 November 2017)

12. Slivkin A. E. Pobeg v kosmos [Escape to space]. Iskusstvo kino [ The Art of Cinema], 2011, № 2. URL: http://kinoart.ru/archive/2011/02/n2-article11 (Accessed: 21 November 2017)

13. Syn Rossii: Kniga-al'bom [Son of Russia: Book-album]. Ill. K. V. i B. N. Kukulievykh, O. V. Ana. - 2-e izd. Moscow, Molodaya gvardiya [Young Guard], 1982, 112 p, ill.

14. Jedel'man O. Legendy i mify Sovetskogo Sojuza [Legends and myths of the Soviet Union]. Logos, 1999, № 2, p. 52 - 65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.