50
PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ШУГМаУ» #33«), ЖШ
prentice participates in the organization of ashiq meetings, carries his master's instrument, helps him and earns money. The apprentice gives all the money he earns to his master and the master returns a certain part of this money to him [Charlotte F.Albright, 243].
The author analyzes the master-apprentice relationship on the example of different ashiqs living in the south of Azerbaijan. That is why, most of the ashiqs living in the south of Azerbaijan are illiterate. Here, the ashiq poems are passed from memory to memory, that is why one can see many versions of one poem. According to her observations, in recent times, in order to prevent this confusion, the help of various technical means is used. But these technical possibilities create new problems. Thus, most of the listeners give more preference to listening to music on tapes, as a result, the music audience has lost the opportunity to have real meeting.
The study of all these issues in the musical process requires high skill from the musician. To determine the quality of the music and to estimate it are on the responsibility of the researchers. From this point of view, the theme discussed in the article can be considered topical and legal.
Literature:
1. Yanos Sipos. Azeri Folksongs. At the Fountain - Head of Music. Budapest, 2005, p. 604.
2. Charlotte F.Albright. The Azerbaijani Ashiq: A musician's adaptations to a changing society // Edebiyat, 1986, volume 11, № 1-2, p. 205-217
3. Charlotte F.Albright. The Azerbaijani Ashiq and his performance of a dastan // Iranian Studies, 1976, volume IX, № 4, p. 220-247
4. Bashgoz Ilhan. Turkish Hikaye - Telling Tradition in Azerbaijan, Iran // Journal of American Folklore, 1970, volume 83, p. 391-405
5. Bashgoz Ilhan. Turkish folk stories about the lives of minstrels // Journal of American Folklore, 1965, volume 65, p. 331-339
6. Babaoglu R. Harmony of difference East-West-Caucasus triangle in the Azerbaijani culture / Myth, nation, literature. New Silk Road International Literary Symposium. Baku, 2006, p. 73-80
7. Azerbaijanian Poetry (classic, modern, traditional). Moscow, 1969, 662 p.
8. Azerbaijanian Proze. Moscow, 1969, 662 p.
УДК 78.07
Сахиба Садник кызы Пашаева Институт Фольклора Национальной Академии Наук Азербайджана DOI: 10.24412/2520-6990-2022-33156-50-52 МИФИЧЕСКИЕ КОРНИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И КУЛЬТОВ ОРУЖИЯ В ЭПОСАХ «КОРОГЛУ»
И «МАНАС»
Sahiba Sadnik kizi Pashayeva
Institute of Folklore Azerbaijan National Academy of Sciences
MYTHICAL ROOTS OF FIGHT TRICKS AND WEAPON CULTS IN THE EPOSES "KOROGLU"
AND "MANAS"
Аннотация.
Согласно эпосам «Короглу» и «Манас» в жизни азербайджанского и кыргызского народов были сильны родо-племенные отношения и традиции быта, и поэтому традиции, производные от родо-племенной принадлежности, продолжали сохранять свою силу в воинской области также. Военная стратегия, применяемая в боях, виды используемого оружия (меч, стрела, штык, дротик, булава, щит и т.д.), одежда (бронь, головные уборы и т.д.) свидетельствуют о древней и богатой истории воинской культуры обеих тюркских народов. В этих эпосах находят отражение борьба с внешними и внутренними захватчиками, усилия по спасению родины от внутреннего раскола, а также чувства единства и коллективизма.
В средние века в процессе обучения военному искусству были технические предметы, рассчитанные на физическую силу, и они составили определенный этап в развитии военной истории.
Вся военная подготовка, связанная с боевым искусством, а также искусство рукопашного боя закладывались у древних тюрков с детства. Битва один на один начиналась с того, что боец представлял себя и свою родословную и молился в честь бога войны. В этом отношении тюркская военная история тесно связана с мифическими культами. Эта связь отражена в мифологической семантике военной тематики в эпосах «Короглу» и «Манас».
Abstract.
As the tribal-clan style and living traditions were strong in the life of the peoples of Azerbaijan and Kyrgyz in the eposes "Koroglu" and "Manas", traditions arising from tribal-clan affiliation also continued to keep their forces in their military work. "The military strategy applied in battles, the used types of weapons (sword, arrow, bayonet, pike, mace, shield, etc.), clothing (armored cover, cap, etc.) give the ancient and rich history information of the military culture of both nations. Here the struggle against foreign and internal invaders, efforts to save the country from internal fragmentation, feelings of unity and collectivism are reflected. In the Middle Ages there were
«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #33(156), 2022 / PHILOLOGICAL SCIENCES
51
also technical disciplines designed for physical strength in the training process of military art and they formed a certain stage in the development of our military history.
In connection with the military all military exercises, as well as the art of hand-to-hand fighting began in ancient Turks from childhood. The one-on-one battle began with the heroes presenting themselves and their lineage to each other and reading a prayer in honor of the God ofwar. In this respect, Turkic military history is closely connected with mythical cults. That connection was reflected in the mythological semantics of the military theme in the eposes "Koroglu " and "Manas".
Ключевые слова: эпос, «Короглу», «Манас», военное искусство, оружие, битва.
Keywords: epos, "Koroglu ", "Manas ", military art, weapons, fight
Вступление. Как известно, тюркский воин, не обладающий физической выносливостью и в то же время не умеющий обращаться с оружием, не считался богатырем-воином, поэтому у тюрков мальчики, достигшие уже 12-14 лет, были как физически сформированными, так и способными обращаться с оружием на идеальном уровне. Самое главное, что в этой формации применялись методы психологической подготовки. Древние тюрки учили своих детей не бояться смерти в бою и жили по чрезвычайно строгим военным законам. В Туране, который со всех четырех сторон окружен беспощадным врагом, по другому жить было невозможно.
В динамике развития истории некоторые виды рукопашных единоборств стали чисто обрядовыми (игры и танцы) или спортивными (соревнования). Сам рукопашный бой в динамике истории делится на несколько ветвей:
1) Рукопашный бой, основанный только на физической силе и выучке (защита, нападение и борьба с противником руками и ногами);
2) Боевое искусство с использованием различных орудий и средств (веревка, копье, дубинка, копье, бревно и др.);
3) Боевые искусства, включающие в себя использование оружия различного назначения (ножи, мечи, дротики, копья, стрелы и др.).
Однако, несмотря на эти подразделения, все три формы лежат в основе большинства боевых искусств, созданных сегодня. Например, во многих программах самообороны боевых искусств хорошо известно, что используются различное холодное оружие и приемы защиты. Эту традицию мы отчетливо видим в образном выступлении на церемонии открытия соревнований по боевым искусствам. Все это доказывает, что в древности в тренировочном процессе воинского боевого искусства существовали технические дисциплины, рассчитанные на физическую силу, этот тренировочный процесс сопровождался различными испытаниями (соревнованиями) внутри армии, а в более поздние времена эти испытания или методы боевого искусства были задуманы под разными названиями.
В эпосе «Короглу» главный герой Короглу умело владел различными видами рукопашного боя. Во время рукопашного боя, основанного только на физической силе и обучении, он мог мастерски использовать различные методы и снаряжение, такие как веревка, копье, дубина, меч, дротик, копье и стрела.
Заарканивание/лассо - метание аркана было одним из методов, часто применявшихся против
врага в военном деле средневекового Азербайджана. Метание аркана требует быстроты и ловкости. В настоящее время заарканивание противника верхом на лошади считается особым умением. Для этого существовали специальные ткачи арканов. В основном этот способ использовался во время охоты. Иногда смельчаки, попавшие в петлю, разрывали петлю и снова садились на своих лошадей, а иногда терпели поражение, потому что не могли выбраться из аркана. Некоторые сведения об этом методе мы находим в эпосе «Короглу»: «Говорят, что Демирчиоглу сражался с войском Джафар-паши три дня и три ночи. Он убил много людей. Он разбил его войско. Сам Джафар-паша был среди войска. Он видел, что не сможет убить его таким образом. Он приказал, и пришли мастера по изготовлению арканов. Накинув аркан со всех сторон, они поймали Демирчиоглу» [1, с. 121].
Названия оружия занимают особое место среди слов, обогащающих лексикон эпосов «Коро-глу» и «Манас», раскрывающих боевой дух и выражающих мифическую семантику. В обоих эпосах более полно оживляется общая картина видов оружия, характерная для древнетюркской истории, особенно тюркского военного искусства. Ф.А.Ибрагимов пишет: «Иноземные набеги и внутренние феодальные межплеменные войны, часто случавшиеся в средние века, обусловили особое место производства оружия среди городских ремесел. К изготовлению оружия привлекались искусные мастера, серийно производились различные виды оружия» [2, с. 12].
Короглу и его войны/удальцы были искусными лучниками, которые стреляли из луков в разные стороны. Как пишет проф. А.Танрыверди: «Короглу нацелился на яблоко, которое Демирчиоглу положил себе на голову, или, вернее, на кольцо, которое он надел на стебель яблока, выстрелив в яблоко сорок стрел и пропустив их все через кольцо одну за другой. Но Демирчиоглу не двигается, не моргает, не бледнеет. Напротив, он показывает, что не боится ничего» [3, с. 36].
Оружие как средство ведения войны для защиты себя от опасности или для нападения и причинения вреда кому-либо существует с древних времен. Еще люди каменного века использовали палицы, молотки, булавы, пращи, пращные камни, луки и стрелы и т.д. Изготовляли простое ударное, колющее и метательное оружие. Все эти виды оружия однозначно относились к культу мифического оружия. В эпосах и сказках магическое оружие указывает на мифические культы.
PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ШУТМак» #331116), ЖШ
52
Тюркские народы считали, что когда воин умирает, оружие воплощает в себе дух воина. По этой причине, когда оружие клали в могилу, оно помещалось в сломанном состоянии. В древних мифах оружие рассматривалось как живое. Это привело к появлению в традиционной культуре различных воинских и бытовых обрядов. Традиционно, оружие считалось символом власти. В заключение ко всему сказанному приходим к выводу, что оружие было в культуре не только средством ведения войны. Хотя социальные функции оружия время от времени утрачиваются (преимущественно у народов, утративших независимость и государственность), с восстановлением исторического самосознания эти функции частично восстанавливаются.
Помимо дальнейшего совершенствования традиционного наступательного и оборонительного вооружения, средневековые оружейники обогатили и боевую технику античной эпохи новыми видами оружия и боеприпасов (топуз, булава, шешпар, амуд, манджанак, граната и др.). Применение пороха в средневековом военном искусстве сыграло исключительную роль в создании новых видов оружия. В средние века на Востоке, в том числе на исторических территориях Азербайджана, холодное оружие-мечи, известные как «Юэшэзд роМ1», «§ат роШ1»//«Дамасская сталь», «]^п», «Шгк роЫ1»//«Египетская», «тюркская сталь», отличались своей прочностью, режущей способностью и устойчивостью к ржавчине, из сплава твердых металлов изготавливались бейбут, мачете, меч, ятаган, кинжал, горда, скальпель, нож, кончар, гама и др. широко распространен. Напомним также, что в результате сложных технологий механической, термической и химической обработки состав металла обогащается углеродом, изменяется его внутренняя структура, качество и цвет (серый, коричневый и черный), увеличивается его плотность, и создаются различные «узоры». Этот тип металлического лезвия был известен как «qarauz роЫ qlhnc»//«черный стальной меч» в эпосе «Книга моего Деда Коркута» и «Misri qlhnc»//Еги-петский меч» в эпосе «Короглу». Твердые луки из «Дамасской стали» мы встречаем и в наших древних дастанах и сказаниях.
Кинжалы и мечи были самыми острыми и наиболее распространенными видами режущего и колющего оружия древних и средневековых боевых искусств. Как наиболее ценный и решающий вид оружия в рукопашном бою меч появился в бронзовом веке. В памятниках бронзового века Азербайджана обнаружено большое количество бронзовых мечей. Бронзовые мечи были литыми и имели длинную рукоять и короткую рукоять, называемую «габза». Эфесы бронзовых мечей обычно делались прямыми и обоюдоострыми, а их эфесы украшались деревянным, костяным или медным покрытием. «Мисри» и «Ачалбарс», имена которых часто упоминаются в эпосах «Короглу» и «Манас», также считались пожизненными спутниками героев, друзьями в битвах и дальних странствиях. И меч «Мисри», и «Ачалбарс» созданы и даны ге-
роям, в которых существуют зародыши мифической мысли. Согласно сведениям, приведенным в эпосе «Короглу», меч «Мисри» был сделан из осколка молнии: «Однажды, когда Ровшан играл на улице, он нашел на земле камень. Камень был маленький, но очень тяжелый. Камень сверкал» [1, с. 53]. Когда Алы, повидавший мир, смотрит на камень, он понимает, что это громовой камень. Когда приходит время, он делает из этого камня меч, чтобы дать силу и неразлучного друга рукам своего сына и завещает ему: «Этот меч не похож на другие мечи. Не обычный меч. Этот меч называется громовым мечом. Это меч, перед которым ничто не сможет устоять. Этим мечом ты победишь ханов, беев и пашей. С этим мечом насмешники, злодеи и старые враги будут молить о пощаде. Этим мечом ты будешь завоевывать крепости, уничтожать караваны. Но никому не говори, что это громовый меч. Отныне ты будешь называть его мечом «Мисри». Пока ты верхом на Гырате, и меч у тебя на поясе, ни один враг не сможет победить тебя» [1, с. 54].
В героическом эпосе кыргызов «Манас» главное место занимает предотвращение набегов иноземных врагов, споры с соседними племенами, приводящие к локальным, а иногда и широкомасштабным военным походам, борьба за возвращение родных земель и достижение независимости, вооруженные силы дружественных племен и соседних народов в борьбе с общим врагом.Важное место занимает изображение сцен военных конфликтов, а также оказание помощи. В эпосе «Манас» есть сведения и о другом оружии, использовавшемся кыргызами. Например, «Алмамбет хлестнул своего коня Саралу, обнажил свой голубой меч со стальным наконечником и напал на Чубака... Эр Чу-бак бесстрашно поднес к лицу свой щит, взял в руку стальной меч и поскакал на своем коне» [4, с. 231].
Заключение. Как видно из обоих эпосов, мечи Короглу и Манаса имеют отношение к древнему мифическому оружейному культу. В первую очередь это отразилось на необычном происхождении этих мечей. Меч «Мисри» Короглу и меч «Ачал-барс» Манаса не являются обычным оружием. Меч «Мисри» пришел с небес, а «Ачалбарс» был дан Манасу святым по имени Айкоджа, который представляет божественные силы. Это показывает мифическое происхождение этого оружия, тотем и связь с миром богов.
Литература.
1. Koroglu (dastan) / - Baki: Lider na§riyyaü, -2005. - 552 s. // Короглу (дастан). / - Баку: Лидер, -2005. - 552 с.
2. ibrahimov, F.O. Bakida metali§lama tarixi (IX-XVII asrlar) / F.O.ibrahimov. - Baki: Elm, - 1995, -66 s. // Ибрагимов, Ф.А. История металлообработки в Баку (IX-XVII века) / - Баку: Наука, - 1995, - 66с.
3. Tannverdi, ö.V. "Koroglu"nun §eir dili / ö.V.Tannverdi. - Baki: Elm va Tahsil, - 2015. - 254 s. // Танрыверди, А. Поэтический язык «Короглу» / Баку: Наука и Образование, - 2015. - 254 с.
4. Manas dastani / Nasr variantinin qurucusu: K.Yusupov, tarcüma edani A.Camil. - Baki: Nurlan, -2009. - 290 s. // Эпос Манас / перевод А.Джамиль. -Баку: Нурлан, - 2009. - 290 с.