Научная статья на тему 'Миф о Пушкине в «Розе Мира» Д. Андреева'

Миф о Пушкине в «Розе Мира» Д. Андреева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дашевская Ольга Анатольевна

Рассматривается интерпретация в книге Д. Андреева «Роза Мира» личности и творчества А.С. Пушкина в русле мифов о поэте. Д. Андреев выделяет три цикла идей и образов, определивших метаисторическое значение Пушкина: а) идеи, восходящие к историософии поэта. Пушкин предстает как художник, постигший скрытые, подводные смыслы национальной истории; б) идеи, связанные с задачей изменения отношений человека к Природе. Стихи Пушкина подготавливают сознание человека к выводу о возможности нового вида отношений и общения с Природой; в)идеи, связанные с задачей нового, углубленного смысла человеческих устремлений к Вечно Женственному как «проникновение сил Женственности в человеческое "я"».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interpretation of A.S. Pushkin personality and his creative work is observed in the book in the contest of myths about the poet. D.Andreev distinguishes three cycles of ideas and aspects, determining the methahistorica! Pushkin's significance: a) ideas, going back to the poet's historiosophy. Here Pushkin appears as an artist, why has learnt the hidden senses of national history; b) ideas, connected with the purpose of modifying man's relations and communication with the Nature; c) ideas, connected with a goal of new, deepened sense of man's intentions towards the Eternal Femininity as «penetration of the power of Femininity into the human "ego"».

Текст научной работы на тему «Миф о Пушкине в «Розе Мира» Д. Андреева»

О. А. Дашевская

МИФ О ПУШКИНЕ В «РОЗЕ МИРА» Д. АНДРЕЕВА

Рассматривается интерпретация в книге Д. Андреева «Роза Мира» личности и творчества А.С. Пушкина в русле мифов о поэте. Д. Андреев выделяет три цикла идей и образов, определивших метаисторическое значение Пушкина: а) идеи, восходящие к историософии поэта. Пушкин предстает как художник, постигший скрытые, подводные смыслы национальной истории; б) идеи, связанные с задачей изменения отношений человека к Природе. Стихи Пушкина подготавливают сознание человека к выводу о возможности нового вида отношений и общения с Природой; в)идеи, связанные с задачей нового, углубленного смысла человеческих устремлений к Вечно Женственному как «проникновение сил Женственности в человеческое "я"».

Двадцатый век отличает обилие мифов о Пушкине. Начинается он с мифотворчества поэтов серебряного века. Немаловажную роль в этом процессе сыграли эстетические труды Д. Мережковского, А. Белого, В. Ходасевича, определивших место Пушкина в русской культуре в свете новых идей. Развитие пушкинского мифа мы обнаруживаем позже в творчестве М. Цветаевой («Стихи к Пушкину», «Мой Пушкин»), А. Ахматовой («Царскосельские стихи», ряд статей о Пушкине), Б. Пастернака (цикл «Темы и вариации»), А. Платонова («Пушкин - наш товарищ») и многих других. Продолжением этого процесса следует считать советскую мифологизацию творчества поэта в 30-е гг.: «под-верстывание» его судьбы и поэзии под ключевые идеи новой концепции истории и культуры. Всех этих авторов при мировоззренческой и эстетической разнородности объединяет одно - оценка значения Пушкина для развития национальной жизни.

В русле мифов о Пушкине находится интерпретация личности и творчества поэта в книге Д. Андреева «Роза Мира». Имя Д. Андреева только вводится в научный оборот. В его наследии ключевое место занимает «Роза Мира», метафилософский трактат, который является ключом ко всем текстам писателя - пантеон «Русские боги», книга «Железная мистерия», циклы стихов [1]. Можно сказать, что «Роза Мира» - теоретическое обоснование к произведениям художника, в свете которого и в единстве с которым должно восприниматься все остальное. В то же время, очевидно, что поэмы и стихи Андреева - развитие идей «Розы Мира». «Видения» Д. Андреева, его мифология (а автор выделяет в специальные разделы обоснование ме-таисторического и трансфизического методов познания) могут изучаться в разных аспектах: с позиций богословских, философских и т.д. Нас «Роза Мира» интересует как художественный текст.

Д. Андрееву земная история, в том числе история России, видится частью вселенской мистерии, противоборством двух сил: сил Провиденциальных, или сил светлой направленности (миров восходящего ряда), и сил демонических (миров возмездия). Их «противостояние», «активное» преследование противоположных целей (а это форма их существования и выживания) находит воплощение в том, что нами воспринимается как история. Человек и жизнь общества в изложении Андреева - точка приложения потусторонних сил разной направленности (общество тоже испытывает это воздействие). Как бы реализация (наличность) этих сил осуществляется через человека и в его сознании (особенно крупных исторических деятелей, определяющих судьбы страны и мира). Но им же, человеком, и «корректируется» «чужая воля».

Метаисторический процесс находит отражение в религии, философии и культуре. Эти сферы человеческого знания не разводятся Андреевым: их связь в наличии общей цели - познании бесконечной вселенной. В представлениях Д. Андреева, все они в той или иной степени разными средствами способны постигнуть «ноуменальную сторону истории» (С. Булгаков). Особо он выделяет художественных гениев. Поэту дано «спуститься вглубь метаистории» с помощью «творческого ведовства» (вестничества), уловить процессы, происходящие за гранью видимого опыта. Андреев отводит огромную роль искусству в целом и художникам слова, в частности. В свете этих основных идей Д. Андреев подходит к творчеству А. Пушкина.

Автор «Розы Мира» отмечает отсутствие на культурном горизонте средневековой Руси крупных мыслителей и художников, а в XVIII в. «оскудение духовных рек» [2. С. 173]. Поэтому явление Пушкина - это не просто рождение гениального поэта, но и явление ху-дожника-вестника. Вестник не просто художественный гений, на него возложена религиозно-этическая миссия, задание проповедничества, которое он ощущает и осуществляет. Вестник дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова «правду и свет, льющиеся из миров иных» [2. С. 173]. Он воплощает в своем творении трансфизический опыт, открывшиеся ему высоты и глубины потусторонних сфер. Художники-вестники наделены особыми органами духовного восприятия [2. С. 174].

«Вестничество» Пушкина видится Андрееву прежде всего в создании образа поэта-пророка. «Пророк» -главное, «программное» произведение (в нашей терминологии) поэта XIX в. В оптике философа XX в. Пушкин в этом произведении и соответственно во всем творчестве утвердил идею поэта-пророка как носителя дара вестничества. Анализируя данный текст, Андреев обращает внимание на религиозно-этический характер «откровения» поэта. Пушкинскому поэту открыта реальность высшего порядка, зрение и слух его проникают сквозь все разноматериальные слои, окружающие нашу планету. Андреев в своей философской книге дает новую картину мира, большая часть ее посвящена трансфизической географии планетарного космоса (система этих разноматериальных уровней названа у него «Шаданакар»), Поэт-пророк Пушкина возвещает о виденном и узнанном не только как художник, но и «всею жизнью, превратившейся в житие» [2. С. 178]. Пушкин в трактовке Андреева впервые во весь рост поставил специфически русский, а в грядущем мировой вопрос о художнике как о вестнике высшей реальности и об идеальном образе пророка как о конечном долженствовании вестника. В подходе к поэту Ан-

дреев опирается на пушкинские же нравственные ориентиры: «Гений и злодейство не совместимы».

Соединив пророческий дар возвещать и утверждать реальность высшего порядка и житие поэта в «Пророке», Пушкин в других стихах поставил проблему внутренней противоречивости художника. Внутренний конфликт видится Андрееву как «тройное противоречие», борьба трех тенденций: этико-проповеднической (духовное задание), самодовлеюще-эстетической и тенденции «низшей свободы» (стремление личности осуществить свои общечеловеческие права на обыкновенный, не обремененный высшими нормативами образ жизни, вмещающий в себя право на слабости и право на страсти, и право на жизненное благополучие [2. С. 177]. Эта проблема видится Андрееву главной для художника историко-литературного процесса XIX-XX вв. Такого противоречия можно избежать двумя способами: когда все три тенденции совпадают и когда удается духовно преодолеть этот разрыв. Этот конфликт, т.е. «тройное противоречие», по Андрееву, наметилось уже в творчестве самого Пушкина, но к концу жизни оно начинает сниматься, идет «изживание тенденции саморазрушения». Для поэта XIX в. была осознаваемой проблема приведения в гармонию «различных сторон своей личности между собой и своей личности со своей миссией» [2. С. 176].

Литературу Андреев рассматривает не как автономную сферу, а как часть духовной культуры в целом - наряду с религией, философией, разными видами искусства вкупе. Все это единый широкий процесс борьбы мысли за овладение метаисторическим опытом. Именно в литературе (меньше в живописи) он нашел наиболее яркое воплощение. С метаисторической точки зрения противоречия сознания Пушкина - процесс распада первичной цельности душевного строя человека, который в России приходится на XI-XVII вв. Распад цельности связан с неизбежным прохождением через длительный этап внутренней дисгармонии, когда развиваются способности «к одновременному созерцанию противоположных духовных глубин», происходит «культурное и трансфизическое расширение границ личности» [2. С. 149]. Все это означает не что иное, как вступление нации в новый культурный возраст. Личность Пушкина кажется цельной по сравнению с душевным обликом его современников и потомков. Под знаком внутренней дисгармонии стоит почти все культурное творчество XIX в., и тем более XX.

Д. Андреев называет три цикла идей и образов, определивших метаисторическое значение Пушкина. Во-первых, это идеи, восходящие к историософии поэта. Пушкин в «Розе Мира» предстает как художник, постигший скрытые, подводные смыслы национальной истории. В русской истории Андреев выделяет три периода: историю Древней Руси, Московского царства, Петербургской империи. Пушкин выступает историком «московского» периода. Он вскрыл и разоблачил демоническую природу государства, первым утвердил в оде «Вольность» и «Борисе Годунове» примат этики над государственным началом. Главным историческим произведением Пушкина, анализируемым Андреевым, является трагедия «Борис Годунов». В ней прежде все-

го выражена идея о «непрощаемости» преступления, совершенного верховной властью, идея несостоятельности власти, основанной на нарушении этических норм. Поэт-реалист объясняет цепь «благих государственных начинаний» Годунова и их фатальных неудач нарушением им морального закона (убийство царевича), что сделало его недостойным венца [2. С. 142]. В представлениях самого Андреева причины здесь кроются глубже: художник выдвигает концепцию первородного греха. Царевич гибнет «за грехи» не одного Бориса, но и четырех Иоаннов, трех Василиев и т.д. Все они «сплетали карму престола», которую он искупает своей смертью. Пушкин не мог превысить уровня исторического опыта и метаисторического сознания своего времени. Гениальность Пушкина видится Андрееву уже в том, что он «интуитивно» ощутил этическую природу конфликта между замыслом Бориса и довлеющей над ним неблагосклонностью [2. С. 142].

В этом же ракурсе трактуется в книге Андреева «Медный всадник», в основе которого лежит «идея неразрешимости ни в рассудочно-логическом плане, ни в плане «гуманистической совести» противоречий между личностью и государством, между личностью и демонизированными законами мира [2. С. 181]. Пушкин выступает создателем «петербургского текста». Поэма «Медный всадник» есть мистическое свидетельство ее автора о трагической двойственности фигуры Петра I. В трактовке Андреева произошло «демоническое искажение его миссии»: при строительстве Петербурга он превратился в палача, перешагнул через «гекатомбы жертв» [2. С. 155]. К этой столице привязался «демонтированный эфир» основателя Петербургской империи. «Медный всадник» не просто статуя, это «условное обличие» демонического существа, «человекоорудием» которого стал Петр I и персонифицированный облик которого он принимает. Как во всякой «иконе» (символическом изображении), в статуе встретились излучения изображенного (Петра I), изобразившего(скульптора) с излучениями эмоционально созерцающих людских множеств. Но прежде всего памятник Медному всаднику навечно тысячью нитей связан с основателем города. И это именно образы Пушкина, определяющие важнейшую проблематику русской культуры XIX-XX вв.

Второй цикл идей Пушкинского творчества, выделяемый Андреевым, связан с задачей изменения отношений человека к Природе. Это идея переживания Природы как начала объективно-прекрасного, хотя иногда она воспринимается как нечто равнодушное и безучастное к человеку. Последнее не мешает переживанию природы как начала субъективно любимого. Для Андреева «природные» стихи Пушкина подготавливают сознание человека к выводу о возможности нового вида отношений и общения с Природой [2. С. 181]. У Пушкина это восприятие природы переплетается с «новым восприятием самого процесса жизни» в ее повседневном облике, в обнаружении элементов поэзии и красоты и в озарении ими низших, будничных слоев жизни [2. С. 181].

Третий цикл идей, выраженных в творчестве Пушкина, связывается Андреевым с задачей вскрытия нового, углубленного смысла человеческих устремлений

к Вечно Женственному. Поэт XIX в. показал, что выражение Вечной Женственности как трансцендентного космического начала немыслимо и невозможно в конкретной человеческой множественности или в отдельной женщине («Рыцарь бедный»), С другой стороны, Пушкин выразил антиномичную идею Вечно Женственного как присущего человечеству начала, обретающего - не воплощение, но отдаленное отражение в проходящей среди нас прекрасной женской душе (Татьяна из «Евгения Онегина»), Все образы женственно прекрасного, даже робкие попытки его фиксации для Андреева есть «проникновение сил Женственности в человеческое «я» [2. С. 181].

До XIX в., как свидетельствует автор «Розы Мира», пантеон русской культуры был лишен женских образов. Они отсутствуют в славянской мифологии, что особенно ощутимо при ее сравнении с античностью, или с древне-германской мифологией. «Бледным пятном» является образ Ярославны и Василисы Премудрой в русских сказках. «Пустыня» русской культуры в этом плане связывается Андреевым с неразвитостью этой тематики в язычестве и православном христианстве (образ Богоматери - византийский и заимствованный). Татьяна Ларина начала галерею женских образов, в ряду которых в дальнейшем стоят героини Тургенева, Толстого и Достоевского. Д. Андреев считает факт развития женской образности в русской литературе XIX в. мощным духовным прорывом русской культуры, поворотным моментом в национальном развитии, выходом из интеллектуального провин-ционализма.

Пушкин для Д. Андреева является вестником Розы Мира. С точки зрения Андреева как метаисторика, наша мучительная история - путь становления сверхнарода - будет оправдана тем, что в конечном итоге, очевидно, приведет к зарождению Розы Мира, некоему вселенскому всечеловеческому братству людей облагороженного облика. Сущность Розы Мира как некой идеальной субстанции, как поясняется автором, связана с культурным всепониманием (универсализмом сознания) и особенно с эстетическим мироотношением. Сам образ Розы Мира возникает на стыке религии, этики и эстетики (искусства). Это образ «незапятнанной чистоты, эстетического богатства и широкого культурного всепонимания» [2. С. 211]. Движение к Розе Мира подразумевает «высветление» мужественного (жестокого) начала. Комплекс «женственного» для Андреева подразумевает сострадание ко всему живому, протест против всяких форм тирании. Задачу воспевания Вечно Женственного в России могли выполнить лишь художники-вестники, так как церковь оказалась неприспособленной для этой цели (в ее деятельности преобладали аскетические тенденции).

В русле общих идей книги разрабатывается Андреевым концепция гибели поэта. Миссия Пушкина - постижение метафизических глубин и открытие Женственного - определила роковую предопределенность его судьбы. Логика противостояния (или «борьбы») провиденциальных и демонических стихий достигли такого этапа, когда часть темных сил цитадели (места их обитания) оказалась разрушенной и стала возможной инвольтация Навны (Иде-

альной Соборной Души Российского государства), которая сумела «пробиться сквозь вековые средостения к сознанию творческих слоев сверхнарода» [2. С. 191]. «Местью» темных сил было насильственное обрывание жизни носителей светлых миссий [2. С. 191]. В непосредственной связи с этим, по Андрееву, находятся трагические смерти ряда художников - «умерщвление» Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Роковая предопределенность этой гибели как бы осознана позже самими творцами. Андреев, в частности, ссылается на стихи М. Волошина:

Темен жребий русского поэта. Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского - на эшафот.

[2. С. 191-192].

Для автора «Розы Мира» этим «роком» и являются ме-таисторические процессы.

В метафилософском трактате Андреева поднята проблема идеализации и мифологизации личности Пушкина и творчества поэта в дальнейшем культурно-историческом развитии XIX-XX вв. В этом Андреев усматривает положительной факт огромной значимости. Почему Пушкин - носитель гармонического слияния поэзии и жизни? Этот «солнечный бог нашего Парнаса, проходящий то смеясь, то созерцая, то скорбя, то молясь», сближает в сознании множества стихии поэзии и жизни, «разрушает преграду, отделявшую человеческие будни от сферы поэтических звучаний, торжественных, заоблачных и бесплотных» [2. С. 181]. Пушкин «продвигает» наше художественное сознание.

Образы художественной литературы, для нас суть понятия духовные, «объективно» существуют вне творчества художников, вернее, до них и после их создания. Д. Андреев вводит понятие «метапрообразы». Образы художественной литературы, а именно наиболее значительные человекообразы мировой культуры, имеют метапрообразы, обитающие до самих произведений в иноматериальных слоях нашей планеты (они схожи с человеком внешним обликом и душой). «Уловленные художниками через своеобразный эфирный фокус», метапрообразы приобретают как бы новое бытие в их творчестве. Психические излучения людского множества читателей, творчески сопереживающих эти образы, необычайно усиливают образ, созданный художником. Для метапрообраза, связанного с ним, это становится новой «материальной» (не в нашем традиционном понимании) оболочкой, все его существо как бы наполняется «новыми горячими силами и полнотой жизни», в связи с чем облегчается и ускоряется его развитие [2. С. 185]. Метапрообраз, вбирая наши психические излучения, им же вызванные, в свой состав, оказывает обратное духовное воздействие через множество слоев на земную жизнь: он тормозит либо способствует ее развитию, в зависимости от природы, которая ему сообщена творцом [2. С. 185]. Чем шире поле распространения образов мировой культуры, тем мощнее их эфирный образ и тем большее воздействие на земную жизнь они оказывают.

Андреев сознательно творит миф о Пушкине, как и обо всех художниках русской и мировой культуры в целом. Существенно и то, что и Пушкин мифотворец,

как и вся духовная деятельность человека мифологична, независимо от того, сознает он это, или нет, желает он этого, или нет. Искусство всегда мифотворчество.

Миф о Пушкине находит свое продолжение в поэтическом творчестве Андреева, в пантеоне «Русские боги». В предварительном комментарии к книге автор особо указывает на значимость «архитектурных» образов в ней, сама она определена Андреевым как «поэтический ансамбль». Стихотворение «У памятника Пушкину» является «проекцией» основных тем Андреева, воплощением его историософии. В русле нашей темы выделим несколько моментов.

Во-первых, поэт XIX в., «повеса», «празднослов» и гениальный художник, «слил в гармонию России дух и плоть» [3. С. 91]. «Царь, дитя и чародей», Пушкин как художественный гений примирил неразрешимые противоречия России, соединив разные начала, и тем самым решил важнейшие задачи национальной жизни. Пушкин для Андреева поэт синтеза.

Во-вторых. Текст не случайно назван «У памятника Пушкину». Главный предмет размышлений лирического субъекта не жизнь поэта и не содержание его творчества, а поклонение и славословие его памятнику, символическому воплощению поэта. В четырех строфах варьируется и развивается эта мысль: «железная вражда непримиримых станов ... смиряется вот здесь». Любовь к поэту (памятнику) соединяет «несогласимые правды»: «имперское славословие», «молитвы мистиков» и «марш большевиков». Пушкин, слушая «хвалебный гимн веков», ощущает «токи любви», «психические энергии», передаваемые людскими толпами:

И кажется: согрет народными руками,

Теплом несчетных уст гранитный пьедестал.

[3. С. 91].

В концепции Андреева «психические излучения» и «энергетические токи» помогают поэту в инобытии, способствуют его перемещению в более высокие ино-материальные слои, приближая его к «Синклиту просветленных душ России».

В-третьих, Пушкин - «учитель красоты», «любви и творчества магический кристалл». Красота, любовь и творчество - принципиальные понятия в мире Андреева. Их присутствие и расширение в земном слое связано с усилением волн Мировой Женственности и тем

самым с приближением Розы Мира. Сам Д. Андреев -ученик Пушкина как «наперсника Вечной Розы». В этом для Андреева миссия поэта-вестника.

Учитель красоты! Наперсник Вечной Розы!

Благослови! раскрой! подаждь! Усынови!

Поэт XX в. использует элементы жанра молитвы, обожествляя поэта. Текст «У памятника Пушкину» не случайно помещен в разделе «Святые камни». Он окружен стихами о Покровском соборе, Большом театре, Художественном театре, Храме Христа Спасителя, Большом зале консерватории. Это и есть «святые камни» Москвы и соответственно России. Памятники зодчества несут в себе «благостынь духа» их создателей, соединены с иноматериальными мирами и входят в метакультуру данного народа, отражают «Небесную Россию».

В новейших исследованиях о творчестве Андреева справед ливо отмечено, что Пушкин не самый любимый поэт автора «Розы Мира». Ему ближе Лермонтов и Блок [4]. И все же Пушкин - первый национальный поэт. Мы указали на «выбранные места», связанные с его именем. Пушкинские мотивы и образы появляются в разных книгах и в разной связи. Так, например, повествуя о софийно-сти поэта XX в., Андреев пишет: «Блок не был «Рыцарем бедным». Видения, непостижные уму (т.е. Вечной Женственности. - ОД), если и было ему явлено, то в глубоком сомнамбулическом сне» [2. С. 197]. Национальная история осмысливается Андреевым сквозь призму творчества Пушкина, которое становится важнейшим источником сведений о прошлом, как в поэме «Гибель Грозного»:

Не узнаешь о смиренном имени,

Не найдешь следов в календаре,

Только вспомнишь стих о вещем Пимене В хмуром Чудовом монастыре.

[3. С. 206].

И далее возникают метаисторические размышления Андреева о механизме «подмены», произошедшей с Иоанном 1У. Пушкинский «образный строй» становится «языком» описания в мифопоэтическом творчестве Андреева.

Его строки часто цитируются, «держатся в уме». Личность поэта и мир его стихов присутствуют во многих поэмах («Навна»), В поэме «Ленинградский Апокалипсис» пушкинские мифы, в частности о Петре I, становятся источником мифотворчества поэта XX в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Из исследований о творчестве Д. Андреева см.: Эпштейн М. Роза Мира и Царство Антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // Кон-

тинент. 1944. № 79; «Даниил Андреев в культуре XX века». М.: Мир Урании, 2000.

2. Андреев Д. Роза Мира. М ., 1992.

3. Андреев Д. Русские боги. Стихотворения и поэмы. М., 1989.

4.Джимбинов С. Пушкин в жизни и творчестве Даниила Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века. М.: Мир Урании, 2000. С. 108.

Статья представлена кафедрой истории русской литературы XX века филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Филология» 25 февраля 2003 г,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.