Научная статья на тему 'Миф о художнике Леонардо в романах Д. С. Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" и Э. Т. А. Гофмана "Эликсиры дьявола"'

Миф о художнике Леонардо в романах Д. С. Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" и Э. Т. А. Гофмана "Эликсиры дьявола" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
550
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОФМАН / МЕРЕЖКОВСКИЙ / ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО / ИСКУССТВО "ПОДЛИННОЕ" И "ЛОЖНОЕ" / ПРОБЛЕМА МЕХАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА / РАЗДВОЕНИЕ / СИНТЕЗ / ERNST THEODOR AMADEUS HOFFMANN / DMITRY MEREZHKOVSKY / CHRISTIANITY VS. PAGANISM / "GENUINE" ART VS. "FAKE" ONE / SOCIETY MECHANISATION PROBLEM / BIFURCATION / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королёва Вера Владимировна

В данной статье роман «Эликсиры дьявола» Э.Т.А. Гофмана рассматривается как один из возможных литературных источников мифа о Леонардо в произведении Д.С. Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи». Это утверждение основывается на сопоставительном выявлении общности сюжета, проблематики и образов. Противостояние Христианства и Язычества (вероотступничество), Человек и искусство (искусство подлинное и ложное), проблема механизации общества, раздвоение сознания человека и поиск духовного синтеза являются центральными у Гофмана и Мережковского. Ряд гофмановских образов (Леонардо да Винчи, ученик художника, Белая дьяволица, двойственный портрет) находят воплощение в романе Мережковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myth about Leonardo the artist in the novels "Resurrection of Gods. Leonardo da Vinci" by Dmitry Merezhkovsky and "The Devil's Elixirs" by E. T. A. Hoffmann

The novel "The Devil's Elixirs" by E. T. A. Hoffmann is considered in this article as one of possible references of the myth about Leonardo in the work "Resurrection of Gods. Leonardo da Vinci" by Dmitry Merezhkovsky. This statement is based on comparative identification of community of plot, perspective and images. Opposition of Christianity and Paganisms (apostasy), Man and art (genuine art vs. fake one), society mechanisation problem, human consciousness bifurcation and search of spiritual synthesis are central in the novels by E. T. A. Hoffman and Dmitry Merezhkovsky. A number of E. T. A. Hoffman images (Leonardo da Vinci, the artist's apprentice, the White deviless, the dual portrait) are realised in the novel by Dmitry Merezhkovsky.

Текст научной работы на тему «Миф о художнике Леонардо в романах Д. С. Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" и Э. Т. А. Гофмана "Эликсиры дьявола"»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-159-164

УДК 821.161.1.09(470)"19/20" ; 821.161.1.09(430)"18/19"

Королева Вера Владимировна

кандидат филологических наук Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

[email protected]

МИФ О ХУДОЖНИКЕ ЛЕОНАРДО В РОМАНАХ Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО «ВОСКРЕСШИЕ БОГИ. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ» И Э.Т.А. ГОФМАНА «ЭЛИКСИРЫ ДЬЯВОЛА»

В данной статье роман «Эликсиры дьявола» Э.Т.А. Гофмана рассматривается как один из возможных литературных источников мифа о Леонардо в произведении Д.С. Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи». Это утверждение основывается на сопоставительном выявлении общности сюжета, проблематики и образов. Противостояние Христианства и Язычества (вероотступничество), Человек и искусство (искусство подлинное и ложное), проблема механизации общества, раздвоение сознания человека и поиск духовного синтеза являются центральными у Гофмана и Мережковского. Ряд гофмановских образов (Леонардо да Винчи, ученик художника, Белая дьяволица, двойственный портрет) находят воплощение в романе Мережковского.

Ключевые слова: Гофман, Мережковский, Христианство и Язычество, искусство «подлинное» и «ложное», проблема механизации общества, раздвоение, синтез.

В основе трилогии Мережковского «Христос и Антихрист» лежит прием мифологизации исторических имен, которые он называет именами-«спутниками». Эта традиция восходит к романтизму и становится особенно значимой в русской литературе на рубеже Х1Х-ХХ веков. По словам И.С. Приходько, «исторически реальные образы великих в восприятии символистов как бы приравниваются к мифологическим и литературным персонажам, в которых дается квинтес-сенция идеи в ее вечном и вечно актуальном значении» [10, с. 29].

Именно таким именем-спутником становится центральный образ романа Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1902) - великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, личность которого, по мнению исследователей, опередила историю на несколько веков, что проявилось в создании им гениальных творений, непонятых современниками. Слухи вокруг имени Леонардо способствовали рождению мифа о нем как о вероотступнике. Этот миф становится популярным сначала в романтическом искусстве в Европе, а затем в эпоху Серебряного века в России и находит творческое продолжение у Д. Мережковского, А. Волынского, Н. Сумцова, М. Филиппова, Ал. Алтаева, К. Бальмонта.

В апреле 1896 года Д. Мережковский вместе с З. Гиппиус и А. Волынским совершили поездку в Италию по местам, где родился и жил великий Леонардо да Винчи. В результате серьезного изучения биографических материалов и трудов самого Леонардо Мережковский и Волынский написали два разных произведения, посвященных великому художнику: Волынский - научный трактат, где личность Леонардо была максимально приближена к исторической, а Мережковский - роман «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи», в котором автор создал мифологизированный образ Леонардо, опираясь на биографические данные, литератур-

ную традицию, а также слухи и легенды, которые окружали художника.

Вопрос об имени-мифе Леонардо в романе Мережковского в литературоведении поднимался неоднократно. В работах П.В. Булаховой [1], М.Ю. Красильниковой [4; 5; 6], О.В. Пчелиной [11], Н.М. Сергеевой [12] и др. исследуется интерпретация этого мифа. Однако его литературная традиция изучена недостаточно, что, на наш взгляд, является весьма актуальным вопросом, поскольку позволяет глубже раскрыть проблемы произведения. В качестве одного из литературных источников мифа о Леонардо для Мережковского мог стать роман Гофмана «Эликсиры дьявола», где немецкий романтик создает свой образ художника Леонардо. Это произведение как раз выходит в свет в этот период (1896-1899 гг.) в составе восьмитомного собрания сочинений немецкого писателя. Кроме того, Мережковский мог познакомиться с романом Гофмана, прочитав его и на немецком языке (имя немецкого романтика Мережковский упоминает в 1893 г. в одной из своих критических работ), так как Гофман был весьма популярным в России в первой половине XIX века. Черты его эстетики прослеживаются в творчестве Н.В. Го го -ля, Ф. Одоевского, А. Погорельского и др. В конце XIX века интерес к творчеству Гофмана был вновь возрожден благодаря А.Н. Толстому и В.В. Соловьеву, в произведениях которых можно проследить черты гофмановской эстетики.

Роман Мережковского «Воскресшие Боги...» перекликается с «Эликсирами дьявола» Гофмана не только сюжетно, но и имеет такую же проблематику: Человек и искусство (проблема «подлинного» и «ложного» искусства), Христианство и Язычество (вероотступничество), механизация культуры, поиск синтеза личности на фоне общей тенденции раздвоения сознания. Кроме того, ряд гофмановских образов (Леонардо да Винчи, ученик художника, Белая дьяволица, двойственный

© Королева В.В., 2019

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

159

портрет) находят воплощение в романе Мережковского. Исторический Леонардо да Винчи в романе Гофмана «Эликсиры дьявола» олицетворяет новую личность эпохи Ренессанса, стремящуюся к познанию. В его душе борются традиции и новаторство. Несмотря на то, что имя Леонардо в качестве действующего персонажа только упоминается, миф о нем присутствует на протяжении всего романа. Об этом пишет исследователь и переводчик этого романа В. Микушевич: «проблематика и художественная ткань романа во многом определяется именем и образом Леонардо. Гофман становится одним из творцов так называемого ренессансного мифа» [9, с. 426]. Леонардо да Винчи у Гофмана изображается как мудрый наставник, который, несмотря на творческий поиск, сумел сохранить духовную цельность. Его образ воплощает христианскую идею сакральной природы творчества. Имя Леонардо в романе Гофмана встречается трижды, что позволяет говорить о его значимости в концепции произведения: Леонардо да Винчи является учителем художника Франческо, который мечется между Язычеством и Христианством, между Человеком и Сверхчеловеком, а приор Леонардус - наставником его потомка Медардуса, в душе которого также борются дьявольское и божественное. И, наконец, сам Медардус называет себя именем Леонард, чтобы избежать обвинений в убийстве. Гофман перекладывает творческие искания, раздвоенность сознания, которые слухи приписывали историческому Леонардо, на его ученика Франчес-ко, а затем его потомка Медардуса.

У Мережковского миф о Леонардо да Винчи также присутствует в романе, поэтому окружающие воспринимают Леонардо как человека, продавшего душу дьяволу, и сторонятся его. Однако в авторской трактовке Леонардо изображается как гениальный художник, который чужд зависти, мести и обиды. Он проявляет больше милосердия, чем окружающие его люди. Образ Леонардо у русского писателя, как и у Гофмана, отличается цельностью и законченностью, он воплощение «синтеза», гармонии личности, в поисках которых находится постоянно. По словам исследовательницы М.Ю. Красильниковой, Леонардо у Мережковского «стремится соединить религию и науку, красоту и точное знание, созерцание и действие, истину и любовь» [4]. Он универсальная личность, которая воплощает истинное искусство, идущее от природы. Двойственность, отразившаяся в его картинах, «Тайной вечере», «Джоконде», «Иоанне Крестителе» связана не с раздвоением его внутреннего мира, а с постоянным поиском идеала.

Гофмана и Мережковского сближает также сходное понимание эпохи Ренессанса, которая, по их мнению, стала моментом искажения в развитии христианской культуры. Слухи, связанные с Леонардо, у обоих - это лишь проявление ставшего

закономерным процесса утраты канонических устоев христианства. Несмотря на то, что Леонардо у Гофмана предстает как художник, преданный христианским постулатам, он предостерегает и наставляет своего ученика Франческо на путь истинный, миф, связанный с именем Леонардо, присутствует в романе. В эпоху Возрождения частью ренессансного искусства становится попытка человека поставить свое Я выше христианской религии, обращаясь к языческим традициям. И Гофман анализирует это явление на примере истории одного рода, где художник Франческо совершает великий грех, пытаясь соединить в своем произведении язычество и христианство, изобразив языческую богиню Венеру в виде святой Розалии.

Вслед за Гофманом Мережковский считает, что христианство в эпоху Ренессанса перестает быть каноническим, происходит надлом в искусстве и духовной жизни, в результате христианские святыни (духовные) в культуре изображаются как двойственные, соединяющие языческое (телесное) и христианское (духовное) начала. Эпоха Возрождения становится, по мысли автора, историческим моментом, когда Христианство и Язычество смешиваются, и истинный смысл Христианства утрачивается. Люди, прикрываясь верой, творят бесчинства: например, папа римский имеет любовниц и пылает страстью к собственной дочери. Этот надлом приводит мир к утрате истинного смысла христианских учений. Не случайно один из героев размышляет о том, что лучше открыто верить в язычество, чем совершать все, что не дозволено, под эгидой христианства: «людям следовало бы или принять, или отвергнуть Христа. Мы же не сделали ни того, ни другого. Мы не христиане и не язычники. От одного отстали, к другому не пристали. Быть добрыми силы не имеем, быть злыми страшимся. <...> Так изолгались, измалодушествовались, виляя, хромая на обе ноги между Христом и Велиа-ром, что нынче уж и сами, кажется, не знаем, чего хотим, куда идем» [7, т. 2, с. 158]. Этот кризис, по мнению Мережковского, стал началом кризиса современной Европы и привел к духовному упадку всей европейской культуры. Гофман также ставит под сомнения истинность католических порядков. Приора Кирилла убивают ради политических игр, а папа римский изображается не праведником, а расчетливым политиком, который рассуждает о святости, как о придворной службе: «Только поменьше юродствуй в церквах, до лика святых ты все равно не воспаришь, вакансий не осталось» [2, т. 2, с. 244]. Жизнь приближенных к папе сопровождается интригами, в которых устранение противника - привычное дело: «Спасайся бегством, прочь из Рима, кинжалы готовы тебя пронзить. <...> Доминиканец, нынешний духовник папы, со своими приспешниками намерен тебя убрать как опасного противника» [2, т. 2, с. 247].

Мережковский в своем романе не только поднимает проблему искажения христианства и показывает последствия этого процесса, он предлагает свое решение проблемы, тем самым продолжая спор, начатый романтиками (Я. Беме, Бонавен-турой, Н. Мальбраншем, Э.Т.А. Гофманом и др.) о том, как поступить: вернуть культуру в лоно христианства или христианство вовлечь в новое культурное творчество. Гофман решает этот вопрос по-своему. В романе «Эликсиры дьявола» отступление от веры художника Франческо приводит к раздвоению сознания героя и воспринимается как великий грех, который наказывается родовым проклятием и проявляется в бесконечном двоении всех потомков рода, которые являются частями (порочной и святой) разделенной сущности: Франческо -Медардус - Викторин. Присваивание Медардусом себе чужих ролей приводит его из лона церкви к пороку. Образ святой Розалии, запечатленный на картине, также имеет несколько воплощений: Венера - Белая дьяволица - Эвфимия - дьявольское, Аврелия - Розалия - божественное. Гофман всячески подчеркивает внешнее сходство героев. Например, Медардус воспринимает Аврелию как изображение с портрета. У Мережковского образ белой дьяволицы также является зеркальным отражением богини Венеры и воплощается в образе Кассандры: «Белая Дьяволица - всегда, везде. Будь она проклята! Последняя тайна: два - едино. Христос и Антихрист едино. Небо вверху и небо внизу. - Да не будет, да не будет сего! Лучше смерть» [7, т. 2, с. 235].

Искупление греха, который совершил Художник - долгий и мучительный процесс: Медардус должен сначала пройти через испытания всеми теми грехами, которые были присущи его предкам: гордыня, прелюбодеяние, кощунство, убийство, кровосмешение, а затем начать бороться с ними. Он, также как и его предки, унаследовал раздвоенность души, в которой борются дьявольское и божественное. Возвращение к цельности - вот главная задача Медардуса. На своем пути он многократно раздваивается, а в финале остается только его иронический двойник - Белькампо, который единственный приходит к цельности и теперь уже называет себя своим подлинным именем Петер Шёнфельд. Тем самым Гофман приходит к мысли, что лучший путь к синтезу - ирония. Гофмановская ирония стала способом преодоления дуализма, который приводил к синтезу, поэтому Белькампо в романе становится последним героем, который прошел путь до конца. По словам В. Микушевича, «Для поэта-романтика двоение образа - процесс непрерывный и потому динамичный. У Мережковского иначе: двоение идеологизируется и застывает в умозрительной статичности. приравнять антихриста ко Христу не удается» [9, с. 432].

Мережковский же дает другое решение проблемы: по его мнению, искажение христианства -

процесс, начавшийся в эпоху Ренессанса, стал необратимым и привел к утрате цельности личности, механизации человека и культуры. Мережковский в качестве образца синтетической личности предлагает Леонардо, который, несмотря на творческие поиски, не утратил своей цельности. Он сумел соединить в своем сознании природу и механику, христианство и язычество, искусство и религию. По мнению исследовательницы Н.Ю. Красильни-ковой, у Мережковского в изображении Леонардо да Винчи «претворена мысль о том, что «культура оказалась шире христианства», но она нуждается в соединении, синтезе с религией. Именно в Леонардо Мережковский увидел возможность разрешения проблемы двойственности, да Винчи предстает в трилогии неким новым Человеком, в котором гармонично соседствуют Христос с Антихристом. Его образ носит в себе некоторые черты Христа, который в то же время прекрасно "ладит" с язычеством» [4]. Сам Мережковский писал о Леонардо: «Вся, некогда христианская, ныне языческая, культура, от своего начала до конца, от Винчи до Гете, - "мир сей", казалось мне, в Евангелие Христа не вмещается; но вместится в "Евангелие Антихриста". Истина совершенная и заключается будто бы в том, чтобы соединить "верхнее небо" с "нижним", Христа с Антихристом. Этого-то соединения предтечей и был для меня Леонардо да Винчи» [8, с. 463].

Сомнения и метания между Христианством и Язычеством и у Гофмана, и у Мережковского вкладываются в уста учеников Леонардо: Франческо и Джованни. У Гофмана образ Франческо -центральный, так как грехопадение начинается с него и искупается его последним потомком. Он отступает от духовности религиозных канонов и обращается к телесным языческим мотивам, результатом чего становится изображение им Венеры под видом святой Розалии. У Мережковского сомнениями подвержен Джованни - ученик Леонардо, который стремится понять своего учителя, но не может, поэтому воспринимает его то как вероотступника, то как гения: «Давно уже в сердце Джованни проникли сомнения, новый мятежный дух, "бес мирского любомудрия", [ему] <...> случилось увидеть некоторые из рисунков Леонардо да Винчи, эти сомнения нахлынули в душу его с такою силою, что он не мог им противиться» [7, т. 1, с. 323]. Джованни у Мережковского отражает духовные искания между Христианством и Язычеством через познание Леонардо. Джованни «заражен» двойственностью и пытается осознать ее в себе и вокруг себя, а когда понимает невозможность возвращения к единству, умирает.

Образ Леонардо был интересен и Гофману, и Мережковскому также в связи с размышлениями над проблемой Человек и Искусство. В эпоху романтизма тема Художника и его творчества стано-

вится одной из главных. Искусство дает человеку новый взгляд на мир и на самого себя, приобщает его к высшим истинам бытия, открывает дверь в иной мир. В результате образ Художника получает ведущую роль посредника между миром реальным и идеальным. Франческо живет и творит в эпоху Возрождения, которая привнесла в искусство много нового. Прежде всего, меняется отношение к роли художника - он получает творческую свободу. Теперь художник уже не мастер, а Творец, Демиург. Франческо в романе Гофмана «от природы имел независимый характер, был горд, своенравен» [2, т. 2, с. 225] и чувствовал в себе присутствие сверхдуха. Он становится ареной борьбы добра и зла. Об этом пишет и Д.Л. Чавчанидзе: «Главная мысль "Эликсиров дьявола" - мысль о двойственной сути художника, поставленного между "средневековой" верой и "ренессансной" внутренней свободой» [14, с. 128]. Эти размышления отразились в ряде произведений Гофмана («Состязание певцов», «Эликсиры дьявола» и др.) и связаны с проблемой «подлинного» и «ложного» искусства. Гофман считает, что «подлинное» искусство способно пробуждать человека к жизни, возрождать, а ложное приводит к греховности: когда в душе Ху -дожника зарождает мысль о своем превосходстве над другими и Художник ставит себя наравне с богом, в его душе начинают бороться божественное и дьявольское. Проблема «подлинного» и «ложного» искусства лежит также в основе новеллы «Состязание певцов» Гофмана, где противопоставлены два типа певцов: Эшенбах - олицетворяет собой истинное искусство, так как его песни идут от природы, от сердца, и Генрих, пение которого вдохновлено эгоизмом, поэтому вместо благочестивых напевов слышатся дисгармоничные звуки. Главная героиня Матильда попадает под влияние песен Генриха и с этого момента «всю прелесть и грацию этой дамы словно сдуло - так, как если бы ее кто-то околдовал» [2, т. 4 (1), с. 269]. По мнению Гофмана, истинная поэзия рождается из чистейших глубин души в соединении с природой. В «Состязании певцов» Вольфрам побеждает всесильного Клингсора только потому, что он поет только то, что считает истинно вдохновенным и переполняющим его грудь.

Гофман противопоставляет «подлинное» искусство «ложному» и в романе «Эликсиры дьявола». После смерти Леонардо в душе Франческо «взыграли тщеславие и своенравие. <.> Его самомнение внушало ему, что он величайший художник своего времени, и. объявил он себя князем художников» [2, т. 2, с. 225]. С этого момента начинается процесс грехопадения художника Франче-ско, так как, «отступив от бесхитростно набожного письма, он выработал новый стиль, помпезной композицией и кричащим блеском ослепляющий толпу» [2, т. 2, с. 225]. Гофман противопоставляет

«бесхитростное набожное» письмо, под которым подразумевается подлинное искусство, имеющее светлое, рациональное начало, созданное по христианским канонам, и ложное искусство - «кричащий блеск, ослепляющий толпу» - это темное, страстное, стихийное иррациональное природное начало, которое вызывает в человеке состояние блаженного восторга, чувство опьянения и дает ощущение свободы. Франческо, одержимый культом языческой богини Венеры, решает написать ее образ вместо святой Розалии. Процесс создания картины - отражает двойственность души героя, в которой борются божественное и дьявольское, языческое и христианское. В результате этой борьбы образ, созданный Франческо на портрете, имеет двойную сущность: он видится ему то как Розалия, то как Венера: «А небесный лик святой Розалии являлся все зримее и зримее, и вдруг она взглянула на Франческо очами. <...> .Но не лик святой Розалии, нет, Венера, идол его души, улыбалась ему в роскошной влюбленности» [2, т. 2, с. 229].

Искусство, по мнению Гофмана, сильнее и выше человеческой воли, ибо им движет непознаваемое, божественная сила, поэтому, как он не старался воплотить в картине языческое начало: «искусство опровергло умственно-чувственный замысел, и дух, более могущественный, восторжествовал над низким лукавым духом, порабощавшим художника. Ангельский лик из Царства Небесного просиял сквозь мглистый сумрак» [2, т. 2, с. 226]. Художник в процессе творчества становится орудием в руках Божественной силы, которая управляет его разумом, поэтому он не в состоянии противостоять этому. По мысли Гофмана, искусство возвышает человека: «Франческо всецело жил своей картиной; картина оказалась могучим духом, который заключил художника в свои крепкие объятия и вознес его над мерзостной житейской трясиной, в которой он барахтался дотоле» [2, т. 2, с. 227]. По мнению немецкого романтика, художник, вкладывая душу в свое творение, способен одухотворить неживое, что и происходит с картиной, созданной Франческо: «ему предстала женщина, которую сочли бы оригиналом, будь его картина портретом. Он чуть было не потерял сознание, узрев перед собою в немыслимой живой прелести образ, им самим сотворенный в сокровенных помыслах по мраморному образцу, и. ему показалось, что это зеркало, в которое смотрится незнакомка» [2, т. 2, с. 227]. В романе Мережковского проблема искусства и человека связана в первую очередь с образом Леонардо, выступающим как образ идеального художника: он находится в постоянном творческом поиске и вкладывает всю свою душу в произведение искусства. Его картина «Мона Лиза» как зеркало отражает сущность самого художника: «И такую силу жизни почувствовал он в этом лице, что ему сделалось жутко перед

собственным созданием. Вспомнил суеверные рассказы о волшебных портретах, которые, будучи проколоты иглою, причиняют смерть изображенному, здесь, подумал, - наоборот: у живой отнял он жизнь, чтобы дать ее мертвой» [7, т. 2, с. 195].

Гофмана и Мережковского объединяет также сходное понимание связи природы и искусства. Леонардо Мережковского провозглашает принцип превосходства природы над любым творением, созданным человеком, поэтому основной задачей художника является подражание ей: «Никогда не изобретут люди... ничего столь простого и прекрасного, как явление природы» [7, т. 1, с. 434]. Он приходит к мысли, что искусство, приближенное к природе, есть истинная религия: «Все, что есть, родилось от природы, и родило в свою очередь науку о живописи» [7, т. 1, с. 499]. «Истинный художник - выше земных противостояний между христианством и язычеством, его идеал за пределами мира людей, его идеал - природа» [7, т. 1, с. 499]. По мнению исследователей Г.С. Зуева, Г.Е. Горланова, у Мережковского «принцип синтеза является для романа определяющим, а образ Леонардо стал символом демиурга - человека, который смог создать нечто, выходящее за пределы обычного разума» [3, с. 60].

У Гофмана подобная мысль звучит в новелле «Церковь иезуитов в Г.», в основе которой лежит проблема искусства: «Осмысленно показать природу, постигнув в ней то высшее начало, которое во всех существах пробуждает пламенное стремление к высшей жизни, - вот священная цель всякого искусства» [2, т. 2, с. 387]. Гофман считает, что художник - избранный: «Для посвященного внятен язык природы, повсюду ловит он чудный звук ее речей... и тогда, словно Дух Божий, нисходит на него дар зримо выражать это постижение в своих творениях» [2, т. 2, с. 387].

С проблемой искусства у Гофмана и Мережковского тесно связана и проблема механизации общества. В романе Мережковского Леонардо утверждает, что механика, созданная по законам природы, не приносит вреда человеку, она находится в гармонии с ним, идет от Бога. Не случайно, создавая летательный аппарат, он во всем подражает птицам, а сам аппарат выглядит как живое существо: «. распростирались крылья машины - одно еще голое, другое затянутое перепонкою. <...> Одно из крыльев... тихонько вздрагивало, двигалось, как живое, шуршало о потолок острым верхним концом» [7, т. 1, с. 344]. Слова Леонардо о механике напоминают молитву, в которой переплетается мысль о первом двигателе и Христе: «"О, дивная справедливость Твоя, Первый Двигатель!" Христос его есть Первый Двигатель, который, будучи началом и средоточием всякого движения, - сам неподвижен... И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» [7, т. 1, с. 583]. Леонардо у Мережковского восхища-

ется гармонией механизмов и описывает процесс работы таких механизмов как священный: «С одинаковой радостью созерцал он, как по членам прекрасных машин - колесам, рычагам, пружинам. ходит сила, переливается: и точно так же - любовь, сила Духа, которою движутся миры, течет, переливается от неба к земле, от матери к дочери. чтобы, совершая вечный круг, вернуться вновь к Началу Своему» [7, т. 2, с. 154]. Однако бездуховное использование механизмов ради корыстных целей, по мнению Мережковского, приводит к трагедии, примером этому может служить подслушивающее устройство Дионисиево ухо, созданное Леонардо. У Гофмана понимание этой проблемы также двойственное: автоматы, заменяющие человека или вмешивающиеся в его жизнь, приводят к трагедии, как в случае с Натаниэлем из «Песочного человека». Однако механизмы, созданные в гармонии с природой, являются ее истинным отражением, как, например, музыкальные инструменты. Гоф-ман противопоставляет механически созданному искусству естественное - музыку. Он считает, что только синтез природы и механики во главе с художником может привести к гармонии: «Клапанами, пружинками, рычажками, валиками и прочими механическими ухищрениями музыку не сотворить. <...> Однако даже самый тупой, самый бесчувственный музыкант лучше совершеннейшей музыкальной машины, ибо все-таки остается надежда, что когда-нибудь мимолетный отсвет души хоть на мгновение озарит его игру, чего никогда не случится с машиной» [2, т. 4(2), с. 314].

Таким образом, миф о Леонардо является смыс-лообразующим в романах Гофмана «Эликсиры дьявола» и Мережковского «Воскресшие боги.». С его помощью раскрываются основные проблемы произведений: противостояние Христианства и Язычества, Человек и искусство (искусство «подлинное» и «ложное»), проблема механизации общества, раздвоение и поиск синтеза, которые Гофман решает на примере рода Художника Франческо. Мережковский же изображает проблему глобальнее, как надлом в духовном развитии всего христианского католического мира, когда порок прикрывается святостью. Этот процесс в христианском искусстве отражается в появлении двойственных образов, сочетающих в себе языческое (плотское) с истинно христианским (духовным). Художественное решение проблемы противостояния Христианства и Язычества у Гофмана и Мережковского отличается: Гофман возвращает своего героя с помощью иронии к цельности. У Мережковского же самоубийство Джованни, которого преследует дуализм, говорит о невозможности остановить процесс утраты единства христианской культуры. И только Леонардо да Винчи выступает в концепции Мережковского как цельная, гармоничная личность, образ идеального художника.

Библиографический список

1. Булахова П.В. Миф о Леонардо да Винчи в русском художественном сознании XX века: дис. канд. ... филол. наук. - М., 2012. - 30 с.

2. Гофман Э. Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Художественная литература, 1991-1999. - Т. 2, 4.

3. Зуева Г.С., Горланов Г.Е. Зеркальная двули-кость образа главного героя романа Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» // Сибирский филологический журнал. - 2016. -№ 2. - С. 53-62.

4. КрасильниковаМ.Ю. Имена-мифы в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» в антропологическом измерении Серебряного века // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журнал. - 2012. - № 10 (18).

5. Красильникова М.Ю. Леонардо да Винчи в культурфилософской рефлексии Серебряного века: монография. - Шуя, 2010. - 144 с.

6. Красильникова М.Ю. Миф о Титане. Образ-миф Леонардо да Винчи в наследии Д.С. Мережковского // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2006. - № 6. -С. 162-164.

7. Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). Кн. 1, 2. - М., 1990.

8. Мережковский Д.С. Лица. Критические статьи о литературе. - М.: RUGRAM POD, 2018. -Т. 1. - 784 с.

9. Микушевич В.Б. Леонардо да Винчи в «Эликсирах дьявола» // Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Художественная литература, 19911999. - Т. 2. - 426-432 с.

10. Приходько И.С. «Вечные спутники» Д.С. Мережковского (К проблеме мифологизации культуры) // Д. С. Мережковский: мысль и слово. -М.: Наследие, 1999. - С. 198-206.

11. Пчелина О.В. «Пророк иль демон, иль кудесник.» (Д.С. Мережковский о Леонардо да Винчи: опыты прочтения) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). - Ч. 2. -С. 130-135.

12. Сергеева Н.М. Феномен Леонардо да Винчи в творческом осмыслении Д.С. Мережковского и А.Л. Волынского // Филологические штудии. -Иваново, 2006. - Вып. 1. - С. 14-22.

13. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 294 с.

References

1. Bulahova P.V. Mif o Leonardo da Vinchi v russkom hudozhestvennom soznanii XX veka: dis. kand. ... filol. nauk. - M., 2012. - 30 s.

2. Gofman E.T.A. Sobranie sochinenij: v 6 t. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1991-1999. - T. 2, 4.

3. Zueva G.S., Gorlanov G£. Zerkal'naya dvulikost' obraza glavnogo geroya romana D.S. Merezhkovskogo «Voskresshie bogi. Leonardo da Vinchi» // Sibirskij filologicheskij zhurnal. -2016. - № 2. - S. 53-62.

4. Krasil'nikova M.YU. Imena-mify v trilogii D.S. Merezhkovskogo «Hristos i Antihrist» v antropologicheskom izmerenii Serebryanogo veka // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem: elektron. nauch. zhurnal. - 2012. - № 10(18).

5. Krasil'nikova M.YU. Leonardo da Vinchi v kul'turfilosofskoj refleksii Serebryanogo veka: monografiya. - SHuya, 2010. - 144 s.

6. Krasil'nikova M.YU. Mif o Titane. Obraz-mif Leonardo da Vinchi v nasledii D.S. Merezhkovs-kogo // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2006. - № 6. -S. 162-164.

7. Merezhkovskij D.S. Voskresshie bogi (Leonardo da Vinchi). Kn. 1, 2. - M., 1990.

8. Merezhkovskij D.S. Lica. Kriticheskie stat'i

0 literature. - M.: RUGRAM POD, 2018. - T. 1. -784 s.

9. Mikushevich V.B. Leonardo da Vinchi v «Eliksirah d'yavola» // Gofman E.T.A. Sobranie sochinenij: v 6 t. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1991-1999. - T. 2. - 426-432 s.

10. Prihod'ko I.S. «Vechnye sputniki» D.S. Merezhkovskogo (K probleme mifologizacii kul'tury) // D.S. Merezhkovskij: mysl' i slovo. - M.: Nasledie, 1999. - S. 198-206.

11. Pchelina O.V. «Prorok il' demon, il' kudesnik. » (D.S. Merezhkovskij o Leonardo da Vinchi: opyty prochteniya) // Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.YA. YAkovleva. - 2012. - № 2 (74). - CH. 2. -S. 130-135.

12. Sergeeva N.M. Fenomen Leonardo da Vinchi v tvorcheskom osmyslenii D.S. Merezhkovskogo

1 A.L. Volynskogo // Filologicheskie shtudii. - Ivanovo, 2006. - Vyp. 1. - S. 14-22.

13. CHavchanidze D.L. Fenomen iskusstva v nemeckoj romanticheskoj proze: srednevekovaya model' i ee razrushenie. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1997. - 294 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.