Научная статья на тему 'Миф как нормативный регулятор жизни людей и как фикция'

Миф как нормативный регулятор жизни людей и как фикция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1053
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ФИКЦИЯ / НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР / ИСТОЧНИК ПРАВА / MYTH / FICTION / REGULATORY CONTROL / THE SOURCE OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Танимов О. В.

Проводится исследование роли мифа в качестве регулятора отношений, анализируется соответствие таких категорий как «миф» и «фикция», подчеркивается роль мифологии в зарождении источников древнего права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH AS A NORMATIVE CONTROL PEOPLE'S LIVES AND AS A FICTION

The article studies the role of myth as a regulator of relationships, analyze compliance with such categories as «myth» and «fiction», emphasizes the role of mythology in the ancient origin of the sources of law.

Текст научной работы на тему «Миф как нормативный регулятор жизни людей и как фикция»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

МИФ КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И КАК ФИКЦИЯ

О.В. ТАНИМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана факультета политологии и права РЭУ им. Г.В. Плеханова Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проводится исследование роли мифа в качестве регулятора отношений, анализируется соответствие таких категорий как «миф» и «фикция», подчеркивается роль мифологии в зарождении источников древнего права. Ключевые слова: миф, фикция, нормативный регулятор, источник права.

MYTH AS A NORMATIVE CONTROL PEOPLE'S LIVES AND AS A FICTION

O.V. TANIMOV,

candidate of jurisprudence, the assistant professor, the deputy dean of faculty of political science and the right of REU of G. V. Plekhanov

Annotation. The article studies the role of myth as a regulator of relationships, analyze compliance with such categories as «myth» and «fiction», emphasizes the role of mythology in the ancient origin of the sources of law. Keywords: myth, fiction, regulatory control, the source of law.

Становление естественно-правовой мысли проходило ряд этапов: эпоха античности, Средние века и Новое время. В эпоху античности учение о естественном праве сформировалось как мифология права. В дальнейшем право природы (Physis) и позитивное право (Nomos) были противопоставлены друг другу1. Особое значение для развития будущей западно-европейской и, в частности, немецкой философии права имели учения Платона, Аристотеля и римское право2.

Важным регулятором поведения древнейших людей была мифология, дающая вполне конкретные предписания о поведении общинников, ведь мифологическому мышлению свойственна та же логика, что и мышлению рационалистическому3.

Академик В.С. Нерсесянц вполне обоснованно утверждает по этому поводу: «В примитивных обществах мифология выполняет функции объяснения и легитимации социальных норм»4. Миф рисует как бы идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек. Наряду с ритуалом, обрядом, обычаем, и т.д., миф в древнем мире является «источником нормативного регулирования жизни человека»5.

Свои рассуждения на тему мифологии приводит один из ярких представителей антропологии XX в. Б. Малиновский (1884—1942 гг.): «В примитивной культуре миф выполняет незаменимую функцию: он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он под-

тверждает действенность обряда и содержит практические правила, направляющие человека. Таким образом, миф является существенной составной частью человеческой цивилизации; это не праздная сказка, а активно действующая сила, не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматический устав примитивной веры и нравственной мудрости»6.

Кроме того, миф имеет большое значение для развития научной мысли, хотя наука не может вступать с мифологией в соревнование за истину, потому что миф не является научной теорией или гипотезой, даже если имеет наукообразную, рационализированную внешность. Но в исследовательских целях к мифу можно относиться как к научному факту, поскольку он реально существует и участвует в формировании социального поведения. Выяснение содержания мифа, а также его влияния на правовую

1 Аналогичная ситуация сложилась в праве и в настоящее время. О проблемах соотношения естественного и позитивного права см.: Козлов Ю.М. Правовой статус личности: гарантии реализации (историко-теоретический аспект): дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Рябченко Н.Г. Проблемы естественного права в учениях немецких юристов: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. О кризисе позитивизма более подробно говорится в последующих параграфах данной книги.

2 Рябченко Н.Г. Указ. соч. С. 10.

3 Ковлер А.И. Антропология права: учебник. М., 2002. С. 128.

4 Нерсесянц Н.С. Право и закон. М., 1983. С. 8.

5 Ковлер А.И. Указ. соч. С. 117, 139.

6 Малиновский Б. Миф в примитивной психологии // Магия, наука и религия. М., 1925. С. 98, 99.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

-G/Hi^jflb'

действительность представляет довольно сложную исследовательскую задачу, решение которой не может быть поручено одной лишь юриспруденции. Правоведение в этом отношении оказывается в некоторой зависимости от полученных другими науками результатов. В обращении с мифологией правоведение использует выводы и наблюдения из исследований пограничных с ним наук. Насколько это возможно, оно может обращаться и непосредственно к самой мифологии — религиозным, философским, идеологическим доктринам и учениям, которые в этом случае принимаются не в качестве свода руководящих идей и аксиом, а в роли объекта, содержащего информацию о значимых для права мифологических положениях. Эта информация подлежит правовой интерпретации в том объеме, в каком мифология участвует в образовании и поддержании правового регулирования, включая государственное право7.

Миф внедряется в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя (курсив авт.) при этом небесный архетип, т. е., выражаясь словами известного мифолога М. Элиаде, придает реальности причастность к «символизму центра»8. Например, много мифов и преданий связано с человеческой кровью. Еще в незапамятные времена люди знали, что кровь является носительницей жизни и обладает целебными свойствами. С почитанием крови связано множество увлекательных легенд, народных обычаев: родилась клятва, скрепленная кровью, взаимоотношения между людьми, а нередко и судьбы целых народов решались по тем или иным законам кровного братства или кровной вражды9.

Миф, пожалуй, был самым распространенным видом юридических фикций в древнем мире. Миф, в переводе с греческого, означает: 1) сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира; 2) вымысел10. Напомним, что фикция определяется в словарях, как «выдумка», «вымысел», что обуславливает близкую взаимосвязь между данными явлениями, позволяющую проводить тождество между ними, которое мы попытаемся более подробно проследить ниже11.

Взятый на веру, миф освобождает человека от сомнений и неуверенности. В данном случае вымысел мифа (фикция, по сути) позволил упорядочить определенные отношения в обществе. Без этой поддержки люди до сих пор еще не показали себя спо-

собными организовать социальную жизнь. Мифы и сказания разных народов представляют собой бесценный материал об обычном праве древнего человека. Существует достаточно большой объем литературы, посвященной мифам12.

При всех своих различиях в восточных и античных правовых воззрениях имелось немало общего, прежде всего в закономерностях становления правовой мысли. В частности, как в Древней Греции, так и на Древнем Востоке правовые представления на начальном этапе их возникновения выражались в форме мифов, поэтических сказаний о богах и героях, которые нередко приобретали вид гимнов в честь богов (гимн Антону в Древнем Египте или гимн божеству договоров Митре в Древнем Иране). Близки к ним по смыслу и славословия в честь свершений земных представителей богов, например, фараонов — сынов бога в Египте или правителей по мандату Неба в Древнем Китае. Такие категории как «сыновья бога» и «мандат неба» явно фиктивны, т.е., условны и были просто необходимы в древнем обществе. В таком качестве миф не только объяснял тайны мироздания, но выполнял также функцию обоснования и оправдания существовавшего в обществе порядка и его единства с окружающей средой и даже Космосом. Он являлся весьма авторитетной формой для закрепления социальных норм, их словесно-образного и ритуального выражения и толкования. На ранних стадиях формирования права и правовой мысли миф отчасти выполнял ту же роль, какая впоследствии выпала на долю закона и правового обы-

7 АрановскийК.В. Мифология и мировоззрение в соотношении с государственно-правовым регулированием // журнал Рос. права. 2002. № 9. С. 85.

8 Ковлер А.И. Указ. соч. С. 132.

9 Галкин В.Н., Майоров О. А., Ширшова Е.Н. Станьте донором, помогите людям! М., 2009. С. 10.

10 Современный словарь иностранных слов. М., 1999. С. 387.

11 Мифы и фикции в один ряд ставит также и А.Г. Карапетов в своей работе «Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве». М., 2011.

12 Помимо многочисленных серийных изданий мифов народов мира издательства «Восточная литература», см.: фундаментальное издание «Мифы народов мира» (М., 1982); Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966; Арзума-нова Т.В. Мифология. М., 2008; Беляков Б.Н. Структура человеческой жизнедеятельности и формы ее отражения. Челябинск, 1990; Елсуков А.Н. Познание и миф. Минск, 1984; Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Кесси-ди Ф.Х. От мифа к Логосу: Становление греческой философии. М., 1972; Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976; Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990; Смит Р. Мифы и легенды австралийских аборигенов. М., 2008; Штоль Г.В. Мифы Древней Греции. М., 2008.

36

Вестник Московского университета МВД России

№ 5 / 2012

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

чая, что во многом было обусловлено особой манерой пользования словом как способом символического обозначения запретов, дозволений и иных форм регуляции поведения человека13. Если человек не имеет определенной веры или держится убежденного безверия, это само по себе еще не делает его мировоззрение, восприятие, эмоциональность, поведенческие реакции вполне свободными от мифологии. Литература, произведения искусства, продукты массовой культуры насыщены поступающими из мифа сюжетами, идеями. Всем с раннего детства знакомы сказки, в которых содержится большое количество вымыслов и выдумок, что очень близко приближает их к мифам. В переживаниях, чувствах, убеждениях тоже присутствуют религиозно зависимые, производные от мифологии составы.

В этой связи не можем себе позволить не упомянуть о мифических символах русских сказок, которые содержатся в преданиях наших предках, обладая магической силой. Возьмем, например, тройку — настоящую королеву фольклора, мифов и сказок. Ведь у нас уж если плакать, то в три ручья, если врать, то с три короба, если согнуться, то в три погибели и т.д. Счастье находится за тридевять земель, в тридесятом царстве и чтобы его найти, необходимо истоптать три пары железных сапог и съесть три железных хлеба. Можно перечислять до бесконечности: три богатыря, у отца три сына, перекресток трех дорог, три попытки, три желания и т.д.

Не будем углубляться в исследование соотношения фикций и символов, так как, это является достаточно объемным проектом, достоянием целого параграфа, или даже главы. Отметим лишь тот факт, что тройка — символ волшебного совершенства, а волшебство и волховство — в славянских языках однокоренные слова. Как известно, жрецы-волхвы обладали тайной священного знания. Они и подарили миру первые варианты сказок, поведав всему миру доступным языком о строении Вселенной, о взаимоотношениях с ней человека, о законах и правилах общения. Священный миф — система знаний, объяснявших устройство мироздания, был ведом лишь посвященным. А сказка в данной ситуации служила лишь упрощенным пересказом.

Регулятивное значение первобытных мифов, обрядов, ритуалов и обычаев отмечается в литературе неоднократно14. Миф, являясь источником права, обусловил проявление его в различных формах, спо-

собствовал возникновению новых источников, сохраняя в них элементы фиктивности.

Термин «фикция» (йс^о) имеет многовековую традицию. Применение фикции прослеживается в науке, в праве и законодательстве. Фикция выражается преимущественно с помощью конструкций «как бы», «как если бы», «допустим», «эквивалентно», «считается» и пр.15, что характерно и для мифа в его сущностном проявлении.

Определенную роль сыграл миф в зарождении древнерусского права, что не могло не отразиться на последующем формировании отечественной правовой мысли в Средние века. Вот что по этому поводу отмечает Т.Е. Канюкова: «Несомненным является тот факт, что на пр отяжении XIV — начала XVI вв. религиозно-историческая идеология (в виде ее мифов и теорий) была причастна ко многим актам и тенденциям в становлении и развитии московского права»16. Как бы подтверждением этому являются слова известного французского философа — постструктуралиста Ролана Барта: «ни одна система не может обойтись без фикций»17.

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.

1. Миф, по своей сути, представляет собой фикцию в ее наиболее привычном понимании.

2. Миф является фикцией не только в бытовом, общепринятом значении, но и представляет собой фикцию правовую, способную регулировать общественные отношения на ранних этапах развития человечества.

3. Фикция может проявляться в различных формах: сказаниях, балладах, преданиях и пр. Но самое важное, что ярким выражением, одной из форм существ ов ания фикции является миф.

13 Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации. М., 1999. С. 13.

14 Власенко Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие; 2-е изд., перераб., доп. и испр. М., 2011; Черданцев А.Ф. более категоричен: «Расчленения на различные виды социальных норм первобытное общество не знало, как не знало и различия между правилами и обязанностями» (Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 53).

15 Танимов О.В., Баршова О.А. Юридические фикции в древних источниках права (историко-теоретический аспект) // История государства и права. 2011. № 13. С. 25.

16 Канюкова Т.Е. Основные этапы становления и развития российского права: идейно-теоретические истоки и политико-юридическая практика IX—XIX вв.: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 16.

17 Скловский К.И. Собственность в гражданском праве; 5-е изд., перераб. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.