ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 130.2
МИФ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Канд. филос. наук, доц. КУЗЬМИТОВИЧ Е. С.
Белорусский национальный технический университет
Проблема становления и развития мировоззрения человека в течение многих лет сохраняет устойчивый интерес социально-гуманитарной мысли. Она является важнейшей в учебно-воспитательной деятельности системы образовательных учреждений.
Неугасающее внимание к данной проблеме определяется прежде всего тем, что фундаментальными категориями мировоззрения, составляющими его системно-структурную матрицу, являются категории «мир» и «человек», реальная сущность которых в самой значительной степени до сего времени не имеет адекватного научного объяснения и во многом остается таинственной и неразгаданной. Значимость этой проблемы объясняется и тем, что мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания человека, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей действительности, но и, базируясь на определенном понимании действительности, сознательно регулировать свою жизнедеятельность. В этом отношении человек является самым значительным и уникальным творением Природы, без которого многоцветный узор жизни на Земле был бы незавершенным.
В историческом измерении формирование и развитие мировоззрения человека - перманентный нелинейный процесс. Он начинается со времени становления человека и развивается по мере его духовного взросления. Важную роль в становлении и развитии мировоззрения человека играют многие факторы, однако особое значение в этом процессе имеют те из них, которые несут самую значительную познавательную нагрузку: образование, наука, трудо-
вая деятельность, жизненный опыт, общение, знания. В этом смысле важнейшая роль в постижении сущности многоликого и постоянно изменяющегося мира, формировании мировоззрения принадлежит познанию, осуществляемому человеком в двух основных формах: чувственной и рациональной.
Чувственное познание объективного мира -это начальная форма познавательного процесса. Она реализуется человеком в ощущениях, восприятиях и представлениях. Человек как уникальное биосоциальное существо обладает природным дарованием вчувствования в мир, на основе чего возможно познание. Однако он не ограничивается чувственным познанием. Стремясь глубже проникнуть в сущность явлений и процессов, скрытую от его непосредственного взора, человек применяет свою способность мыслить. Это значит, что познавательная деятельность человека не завершается чувственным познанием, а имеет естественное продолжение в ее высшей форме - рациональной, основанной на мышлении и разуме.
С позиций современного научного знания, реальный процесс познания не является чисто рациональным. Сегодня существует устойчивое мнение, что этот процесс взаимодействует с его иррациональными формами (верой, волей, интуицией, озарением). Иррациональное познание определяется как способность человека интуитивно, посредством неожиданного сверхчувственного озарения, без применения философской рефлексии и строгого логического мышления находить пути решения сложных проблем. Исходя из этого, современные теории познания уже не придерживаются безусловного
приоритета рационального перед формами иррационального познания. Поэтому сегодня, наряду с научным знанием, признается существование мифологического, религиозного, художественного и других видов нерационального знания. Это говорит о том, что познание окружающего мира - сложная разновидность духовного производства. В нем задействованы все способности человека. Их реализация обогащает его знания о реальной действительности, способствует формированию мировоззрения.
За время своего существования человек, познавая многоликий, бесконечный во времени и пространстве мир, создал определенные исторические формы (типы) мировоззрения. Его общую многовековую картину в соотношении исторических форм в современных условиях отражает рис. 1, основанный на использовании известных «кругов» выдающегося швейцарского математика Леонарда Эйлера.
Первой исторической формой мировоззрения человека является миф. Это понятие происходит от греческого слова шуШоБ, что означает повествование, рассказ, сказание. Миф выступает одним из древнейших проявлений духовной культуры человечества и вполне обоснованно определяется ее колыбелью. Он возник в архаические времена, задолго до появления письменности. В глубокой древности греки и римляне использовали мифы для объяснения процесса зарождения окружающего мира, сущности явлений реальной жизни, которые казались им непонятными и загадочными. Так появился миф о происхождении мира из безграничного и темного хаоса, мифы о много-
численных богах и героях, за которыми стояли фантастические представления об окружающей действительности. Ознакомление с ними позволяет утверждать, что архаические мифы - это мудрое коллективное творчество людей, основанное на чувственном, образном восприятии мира, с необычными обобщениями и значительным приобщением вымысла.
Важнейшими компонентами культурного поля мифа являются образ, имя, метафора: миф о самом «светлом» боге Зевсе и его браке с самой «темной» богиней Персефоной; миф о богине Афродите, исполненной женственности и привлекательности; миф о рождении из хаоса могучей силы под названием любовь - Эрос; миф о двенадцати великих подвигах могучего Геракла. Именно образ, имя и метафора изначально делали миф «живым», подвижным, чарующим. И неслучайно ученые, исследовавшие этот социальный феномен, всегда указывали на его привлекательность. Так, итальянский философ Дж. Вико рассматривал мифы как «божественную поэзию». Другие исследователи мифов указывали на духовное богатство их содержания и скрытую в них мудрость. Весьма образным и ярким примером такого подхода может служить отношение к мифам основопо-ложни-
ка методологии опытного знания Ф. Бэкона. В своем трактате «О мудрости древних» он писал, что мудрость мифов представляется ему «подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которых хотя и выжато кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется» [1, с. 294].
Рис. 1. Исторические формы
Сущности архаического мифотворчества посвящены многие интересные исследования, передающие изначальный смысл этого процесса [2]. Опираясь на них, можно сказать, что миф - это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, отражающее представления людей об окружающем мире, явлениях природы, происхождении и сущности человека, фантастических существах. Что же касается более конкретного определения содержания мифа, то в этом смысле можно отметить, что в нем объединились зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусства, философии и других элементов духовной культуры. Это говорит о том, что мировоззрение наших далеких предков имело некую упорядоченность, а их представления о мире были определенным образом систематизированы. Основными формами этой систематизации выступали эпос, легенды, предания. Они стихийно рождались самой жизнью в процессе восприятия архаическим сознанием окружающей действительности. Поэтому миф для первобытных людей - это реальность и вера
в нее. И в этом смысле нельзя отождествлять миф со сказкой. Не всякая сказка - миф. Сказка представляет собой продукт сознательного творчества, включающего в себя конкретную идею и преследующего определенную цель.
Мифу как первой исторической форме мировоззрения присущи конкретная структура и определенные черты. В структурном отношении он состоит из двух компонентов: информационно-содержательного (онтологический, ге-роико-генетический, гуманистический, прогностический блоки) и регулятивного. Что же касается характерных черт мифа, то ими являются:
1) антропоморфизм (от греч. antropos - человек и morphе - форма, вид) - рассмотрение явлений природы, животных и различных предметов по аналогии с человеком. Наделение их человеческими свойствами;
2) дискриптативностъ (от англ. descriptive -описательный) - стремление к объяснению разного рода событий и явлений посредством
мировоззрения и их взаимосвязь
описательных рассказов, сказаний, легенд. Действующими лицами в них выступают герои, люди особого склада, наделенные сверхчеловеческими качествами;
3) синкретизм (от греч. synkrеtismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность разнородных предметов и явлений реальной жизни;
4) гуманизм (от лат. humanus - человечный) - совокупность представлений о добре, зле и справедливости, высоких человеческих чувствах - любви, верности и счастье;
5) антиисторизм. Течение времени не связывается с процессом прогрессивного развития. Наличие устойчивого желания человека видеть мир статичным, постоянно воспроизводящим себя в одном и том же виде.
Понятием, производным от мифа, является мифология. Это понятие означает совокупность мифов и учение о них. В истории мировой культуры трудно назвать такую эпоху, содержание которой непосредственно или опосредованно не было бы связано с мифами. Появившись в глубокой древности, претерпевая значительное обновление и модернизацию, мифы и в наши дни - живая реальность. И это, на наш взгляд, объясняется не только природой человека, но и тем, что сознание людей этого сложного и во многом неопределенного времени нуждается в новых мифах. Они притупляют духовное напряжение людей, удовлетворяют их любознательность и потребность в постижении исторически запутанного и тревожного общественного бытия, образуя определенное культурное пространство для их напряженных исканий и социальных действий.
В условиях трансформируемого общества, утверждения мировоззренческой культуры, основанной на принципах гуманизма, отношение к ненаучному знанию претерпевает заметные изменения. Осуществляется его легализация, утверждаются цивилизованный диалог, обмен источниками информации и ценностями между мифологией, религией и наукой. Прослеживается стирание примитивно-жестких демаркационных границ между ними. Путь к истине становится более «плюралистичным». Истина выявляется посредством свободной равноправной
конкуренции противоположных идей. Необходимо подчеркнуть, что эти тенденции не исключают разоблачения и принципиальной оценки преднамеренной мифологизации и извращения духовной культуры современного общества, осуществляемых посредством широкого распространения так называемой «массовой культуры». Последняя, как известно, «сокрушает» правовые и нравственные нормы, общечеловеческие ценности, проповедуя насилие, агрессию и сексуальную распущенность. Такое «окультуривание» людей, основанное на использовании остросюжетных жанров литературы и кинематографа (детективы, триллеры, любовные романы, «мыльные оперы», романы и фильмы жанра фэнтези), создает новую мифологическую картину некого «естественно-идеального», «свободного» общества, в котором каждый якобы получает возможность «сделать себя» и свою судьбу. Созданная таким образом мифическая модель социума диктует человеку определенную систему «ценностей», манеру поведения и соответствующую лексику.
Подобное «мифотворчество» не имеет ничего общего с подлинной культурой и иррациональным знанием. Оно грубо извращает реальную действительность, будучи средством манипуляции сознанием молодежи, людей старшего возраста, порождая различные формы девиантного поведения. Негативные и даже печальные последствия, инспирированные таким «мифотворчеством» в современном обществе более чем очевидны. Они требуют не только принципиальной оценки, но и серьезной профилактической работы по их предупреждению и преодолению.
Что же касается объективной оценки мифа как первой исторической формы мировоззрения, то в этом смысле необходимо отметить,
что миф имманентно присущ природе человека. Он как структурный ингредиент духовной культуры имеет универсальный вневременной характер, базирующийся на непреходящей иррациональной значимости этого явления для человека. В мифе реализуется целостное миропонимание, в котором различные представления о действительности объединены в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции.
В Ы В О Д
Миф - это специфическая форма проявления рационализма. Он имманентно присущ природе человека и имеет вневременной характер. В нем реализуется целостное миропонимание, сочетающее в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. В силу своей простоты и доступности восприятия, образности и символичности подачи информации, этической и художественной привлекательности мифы оказывают значительное воздействие на сознание молодого поколения, людей старшего возраста.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бэкон, Френсис. Сочинения: в 2 т. / Френсис Бэкон: сост., общ. ред. и вступ. А. Л. Субботина. - М.: Мысль, 1972. - Т. 2.
2. Косарев, А. Ф. Философия мифа и ее эвристическая значимость / А. Ф. Косарев. - СПб., 2000; Лобок, А. М. Антропология мифа / А. М. Лобок. - Екатеринбург, 1997; Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М., 1991; Телегин, С. М. Философия мифа / С. М. Телегин. - М., 1994.
Поступила 04.04.2008