Научная статья на тему 'Миф и антимиф о Бг'

Миф и антимиф о Бг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
478
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф и антимиф о Бг»

Г.Ш. НУГМАНОВА г. Казань

МИФ И АНТИМИФ О БГ

Фигура Б. Гребенщикова - одна из самых загадочных в отечественной рок-культуре. Характерная особенность его поэзии - сознательная установка на мифотворчество: «И некоторым людям нужен герой, и если я стану им - это моя вина...» В центре этого мифа находится БГ (именно БГ, а не Борис Гребенщиков).

Можно выделить несколько периодов развития «БГ-мифологии». Первый период - начало 1980-х - 1986 гг. В это время складывается и функционирует мифология «Аквариума» с фигурой БГ в центре. 1986 год - год триумфа «Аквариума», массового поклонения. 1987-88 гг. - период «предательства» БГ, связанный с поездкой в Америку и альбомами «Radio Silence» и «Radio London». Это пик процесса демифологизации, особенно в среде массовых поклонников. 1989 -начало 1990-х гг. - «русская тема» в творчестве Гребенщикова рождает новые мифы, связанные с православием и фольклором. Он активно проповедует нравственные ценности христианства, участвует в различных дискуссиях с православными священниками. 1990-е гг.: Гребенщиков посетил Непал, «помотался как пес по руинам святым». Теперь его «проповеди» приобрели ярко выраженную буддистско-тантристскую окраску.

Пространство формирования и бытования рассматриваемого мифа тоже неоднородно.

Прежде всего, творцы мифа о БГ - это «обычные» его поклонники, в возрасте, как правило, от 14 до 20 лет, в большинстве своем наделенные способностью «врубаться», т.е. понимать хотя бы 50 процентов источников цитат, представленных в творчестве Гребенщикова в огромном количестве. Здесь можно выделить довольно большую прослойку толкиенистов. В этой общности на миф

о БГ накладывается еще и скандинавская, кельтская и друидская мифологии.

Другая «зона», в которой образуется и функционирует миф о БГ и которая наиболее широко представлена в письменных текстах, это сфера музыкальных журналистов и критиков. В различные периоды фигура БГ оценивалась ими по-разному. Например, в первый период можно наблюдать явное противопоставление «Москва / Питер». В Питере музыкальная критика за редким исключением практически боготворит БГ. Наиболее показательна здесь книга А.Н. Житинско-го «Путешествие рок-дилетанта»1, где почти половина - ода Гребенщикову.

В московском же самиздате журналисты «потешаются» над БГ и «Аквариумом», снижая «высокий» образ, сложившийся в сознании поклонников:

«Песни «Аквариума» - это звуки из могилы похороненной эпохи... » («Ухо»).

«Вместо великолепного прозрачного сосуда с разноцветными бардачными рыбками нам подсовывают ржавую консервную банку с БГ в собственном соку» («Урлайт»).

1 Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990.

Окончательно демифологизируется образ БГ в статьях Жарикова: «О, нимб над головой БГ! Цветок в микрофоне, жесткая стойка. Прижизненная канонизация. Высокий чин. Большая стройка. Новый почин. Ну и говно, надо сказать...» («Сморчок»).

Третья группа - это непосредственно рок-музыканты.

Такое деление несколько условно, потому что, во-первых, многие музыканты и журналисты до того, как стать ими, были «обычными» поклонниками БГ. (М. Борзыкин, С. Чиграков). Во-вторых, музыканты часто сами писали статьи о рок-музыке. Например, Гребенщиков был в составе первой редколлегии журнала «Рокси».

В данной работе дается лишь попытка изучения мифа о БГ, причем предмет исследования ограничивается по времени: берутся только 1980-е гг., поскольку, как нам кажется, именно тогда возникают все характерные черты мифа о БГ. Впоследствии меняются форма и содержание, но сущность, базовая основа остаются те же. С другой стороны, изучается только одна среда бытования мифа о БГ и его демифологизации - среда рок-музыкантов. Дело в том, что в отечественной рок-культуре трудно найти хотя бы одного музыканта, который бы равнодушно отнесся к БГ. Его творчество оказало влияние на таких разных музыкантов, как В. Цой и А. Башлачев, С. Чиграков и В. Бутусов... Многие из рокеров порой иронизируют по поводу БГ (П. Подгородецкий, Ю. Шевчук, Г. Сукачев). Некоторые заводят с ним полемику по вопросам творчества (А. Макаревич, А. Григорян). Иные четко противопоставляют себя ему и дают жесткую, негативную оценку как его творчеству, так и самому БГ.

Мы попытаемся выявить культур-философские причины возникновения мифа о БГ и его демифологизации. Оговорим, что под мифом вслед за Е.М. Ме-летинским мы понимаем «некую емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а также художественной практики»3. Другими словами, герой тогда становится мифологическим, когда он является абсолютным носителем ценностей (в широком смысле слова) определенной группы людей.

Следовательно, БГ потому смог «стать героем», что отразил в своем творчестве и в созданном им образе самого себя черты, свойственные мировоззрению его поклонников.

Рок-культура вообще - широкое и благодатное поле для создания мифов. В этой связи можно вспомнить мифы о «The Beatles» и Джоне Ленноне, о «The Doors» и Джиме Моррисоне, об Элвисе Пресли и т.д. Этот факт часто отмечался в отечественном «роковедении». Например, Л. Г ончаров в статье «Наверное, что-то случилось...» пишет: «Рок-н-ролл - это тотальный миф. Это форма, которую можно заполнить любым содержанием»4.

В возникновении мифа о БГ сыграли важную роль не только объективные, но и субъективные причины: сознательная установка на мифотворчество, не-

2

Все цитаты взяты из книги: Золотое подполье / Сост. А.Кушнир. Н.Новгород, 1994.

3 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С.407.

4 Золотое подполье. С.320

обычная внешность, создающий ощущение почти физической интимности голос, особое обаяние.

Первая тенденция - это мифологизация. Самой показательной, на наш взгляд, здесь является песня В. Бутусова «Синоптики». Хотя имя БГ и не фигурирует в тексте, мы без труда узнаем главного адресата по названию песни: в свое время большой популярностью пользовалась песня Гребенщикова «Минус 30» (например, цитаты из нее присутствуют в песнях А. Башлачева «Случай в Сибири» и «Зимняя сказка»).

В песне В. Бутусова определяются основные «заслуги» «синоптиков». Прежде всего подчеркивается их творческая, преобразовательная деятельность, они противопоставили статичной действительности динамику музыки и танца, «разморозили» людей:

Вы сделали нас чуть теплей, чуть светлей Мы стали подвижней в оттаявших позах...5 С «синоптиками» связывается иррациональное начало. Быту коммунальных квартир БГ противопоставил мир детства, радость чуда, таинственность Востока: Держатели акций безумных идей,

Вы слышите музыку медного Будды,

Вам ясен язык молчаливых детей,

Здесь каждую ночь совершается чудо...

Не случайно и обращение «синоптиков» к буддизму и индуизму («гурманы травы и растительной пищи»). В сознании европейца Восток связан с иррациональным началом. В основе многих философских концепций Востока (дзен, суфизм, даосизм и т.д.) лежит именно такое отношение к действительности. Иллюстрацией может служить высказывание Лао Цзы о том, что великий квадрат не имеет углов (кстати, процитированное Гребенщиковым в «Дороге-21»). Оно не может быть понято с позиций логоцентричного, рационального Запада.

Рационалистическое мышление было оформлено и получило широкое распространение во времена Р. Декарта. В конце XIX - начале XX вв. наступает кризис рационализма, в культуре и философии ищутся новые формы познания и существования, основанные на интуиции.

Россия в своем историческом развитии соединяла в себе оба эти начала. Во времена СССР на первый план вышел рациональный принцип, и к концу 1970-х - началу 1980-х гг. происходит его омертвение. Поэтому иррациональное творчество Б. Гребенщикова становится таким привлекательным.

Но не все рок-музыканты восприняли песни Гребенщикова подобным образом. Процесс создания мифа сопровождался, а иногда и переходил в процесс демифологизации, под которой автор статьи понимает «разрушение стереотипов мифологического мышления, утративших свою «подъемную» силу»6. Схематично этот процесс можно представить следующим образом: объект мифологизации

5 Цитаты из песен приводятся по изданиям: Nautilus Pompilius. Введение в Наутилосо-ведение. М., 1997; Арбенин К. Транзитная пуля: 44 текста группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ. [СПб.], 1997; Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Воспоминания. СПб., 1993.

6 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.5.

давит на сознание, вызывая желание отторгнуть его, стать с ним на «дружескую ногу», т.е. возникает антимиф.

Этот процесс в связи с БГ широко отражен в рок-поэзии. Это прежде всего песни «Мы держим путь в сторону леса», «Снова в Америку» (К. Кинчева)7, «Пародия на БГ», «Вершки и корешки» (Егора Летова), «Пожарники» (К. Арбенина).

Основной прием, используемый авторами, - цитация. У Арбенина и Летова в «Пародии на БГ» присутствует явная ирония. В «Полярниках» Арбенина ирония усиливается совмещением цитат из БГ и из Б. Окуджавы:

И когда ты их помилуешь, Г осподи,

Воздав за тревоги дня, -Удвой им выдачу спирта И не забудь про меня.

Текст Летова полностью состоит из цитат БГ; а иронический эффект достигается и при помощи быстрого темпа исполнения песни, тогда как у Гребенщикова большинство цитируемых песен носят лирический характер и исполняются довольно медленно.

В песне Летова «Вершки и корешки» и в песнях К. Кинчева позиция авторов жесткая и непримиримая. Обоим чужда отстраненность Гребенщикова от социальных проблем, его невыраженная социальная позиция, его «сытость»:

А пока он ел и пил из стакана,

Поэт Башлачев упал, убился из окна

<...>

От своей авторучки я сломал колпачок По дороге навстречу шел мертвый мужичок Завтрак, ужин и обед -Мужичок мертв, а мы еще нет!

(Егор Летов)

Но у него был козырь: закрывая глаза,

Он врубал магнитофон и - будь здоров!

Он снова был в Америке.

Теперь он в топе, он взят в экран,

И ему протежируют сытые лица.

Ты ночуешь в цветном гамаке,

Моя кровать-пол...

(Кинчев)

7 «Дискуссия” между Кинчевым и БГ была подробно описана Н.Барановской в кн.: Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Воспоминания. СПб., 1993. С.16-20.

М. Борзыкин - человек, который пережил сначала период поклонения БГ, потом - разочарование в своем кумире. В интервью «рок-дилетанту» А.Н. Жи-тинскому он рассказывает об этом:

«РД: И кто тогда был образцом, кумиром, предметом любви?

Борзыкин: Естественно, АКВАРИУМ.<...> Основной вопрос для нас был такой: насколько «Аквариум» искренен в своих песнях <...>, насколько БГ в жизни соответствует этому <...> В процессе личного общения <...> возникало другое отношение к АКВАРИУМУ <...> - просто перестал верить <. .>

РД: способ жизни художника...

Борзыкин: ...должен максимально приближаться к тому, что он проповедует. Тем более, если ты говоришь о каких-то высоких, духовных вещах... . Было такое ощущение, что не просто человек не дотягивает, а специально врет, потому что ему это удобно, это популярно...»8

Следовательно, у М.Борзыкина лирический герой максимально приближен к автору, их идейные позиции совпадают - это отражение рационалистического взгляда на искусство. Иначе у Гребенщикова: «По его артистическому “я” трудно догадаться, что он за человек. Он не рассказывает о себе, а показывает себя и других. При том, что в его песнях часто встречается слово “я” - это “я” принадлежит его амплуа»9.

Причины демифологизации образа БГ состоят, на наш взгляд, в том, что иррациональное начало, с ним связанное, воспринималось отдельными рок-музыкантами только в своих крайних проявлениях: они видели в творчестве БГ отсутствие политической и социальной позиции (это особенно стало заметно во время социальных и политических конфликтов в стране), «оторванность» от реальной российской действительности, большую (больше, чем нужно) степень художественной абстракции и т.д.

Вс» с» с» с»

этой частной проблеме, связанной с интерпретацией и восприятием творчества одного человека, отразилась одна из основных культур-философских проблем - вопрос о соотношении рационального и иррационального в культуре и сознании человека.

8

Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. С.297-298.

9 Там же. С.118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.